docgid.ru

Расчет объема питания детям первого года жизни. Методы расчета. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах. Потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах) и калориях после введения прикорма Суточная потребность детей

В нейродиетологии детского возраста необходимость регулярного потребления витаминов и минеральных веществ является аксиомой . Именно эти эссенциальные вещества, относящиеся к микронутриентам, позволяют обеспечить нормальное физическое развитие и адекватное функционирование всех органов и систем организма, включая центральную нервную систему .

По аналогии с витаминами, неадекватное потребление которых сопровождается витаминодефицитными состояниями или гиповитаминозами, недостаточное поступление в организм минеральных веществ может приводить у детей и взрослых к микроэлементозам (или дисэлементозам) . В частности, это касается таких минеральных веществ, как магний (Mg), цинк (Zn) и кальций (Ca), каждому из которых ранее были посвящены наши соответствующие публикации .

Дискутабельным продолжает оставаться вопрос о целесообразности одновременного или разделенного по времени приема витаминов и минеральных веществ, но, по-видимому, этот момент не может считаться принципиальным. Неоспоримо, что потребности детей в витаминах и минеральных веществах являются строго возраст-зависимыми.

Положительное влияние дотации витаминов и минеральных веществ на организм будущего ребенка можно констатировать при своевременном приеме специализированных комплексов женщинами на этапе беременности . Ранее нами неоднократно сообщалось о так называемых «витаминных линейках», ориентированных на контингенты детей различного возраста . Такой подход к обеспечению детей витаминными и витаминно-минеральными комплексами на различных этапах постнатального онтогенеза к началу 21-го века уже может считаться традиционным. Примером подобных «линеек» является линия Супрадин Кидс, эти витамины зарегистрированы в РФ в качестве биологически активных добавок . Представители линии Супрадин Кидс характеризуются наличием в их составе биологически активных веществ (лецитин, холин, омега-3 жирные кислоты, β-каротин), нацеленных на модуляцию когнитивных и неврологических функций у детей различного возраста.

В действующих с 2008 г. в Российской Федерации «Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» пересмотрена и уточнена потребность детей в витаминах и минеральных веществах в зависимости от возраста . Представленные ранее «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» датировались 1991 г.

При приведении данных о потребностях в витаминах А (ретинол) и Е (токоферол) используются аббревиатуры «рет. экв.» (ретинол эквивалент, 1 мкг рет. экв. соответствует 1 мкг ретинола) и «ток. экв.» (токоферол эквивалент, 1 мг ток. экв. соответствует 1 мг альфа-токоферола).

Для детей первого года остались прежними нормы потребления витамина С (0-3 мес — 30 мг/сутки, 4-6 мес — 35 мг/сутки, 7-12 мес — 40 мг/сутки), витамина А (0-12 мес — 400 мкг рет. экв./сутки), витамина Е (0-6 мес — 3,0 мг ток. экв./сутки), витамина D (0-12 мес — 10 мкг/сутки), витамина В 1 (0-3 мес — 0,3 мг/сутки, 4-6 мес — 0,4 мг/сутки, 7-12 мес — 0,5 мг/сутки), витамина В 2 (0-3 мес — 0,4 мг/сутки, 4-6 мес — 0,5 мг/сутки, 7-12 мес — 0,6 мг/сутки), витамина В 6 (0-3 мес — 0,4 мг/сутки, 4-6 мес — 0,5 мг/сутки, 0,6 мг/сутки) и витамина В 12 (0-3 мес — 0,3 мкг/сутки, 4-6 мес — 0,4 мкг/сутки, 7-12 мес — 0,5 мкг/сутки). В обновленных рекомендациях потребность в витамине РР (ниацин) у детей в возрасте 7-12 месяцев увеличилась до 7 мг/сутки (ранее составляла 4 мг/сутки), как и нормы алиментaрного потребления фолиевой кислоты (0-6 месяцев — 50 мкг/сутки вместо 40 мкг/сутки). Появилась отсутствующая ранее рекомендация по потреблению витамина В 5 (пантотеновая кислота): в возрасте 0-3 мес — 1,0 мг/сутки, 4-6 мес — 1,5 мг/сутки, 7-12 мес — 2,0 мг/сутки. К сожалению, потребность детей первого года жизни в витамине К и биотине не уточняется .

Для детей, возраст которых превысил 12 месяцев, в России в настоящее время рекомендуются следующие нормы потребления витаминов:

  • аскорбиновая кислота (1-3 года — 45 мг/сутки, 3-7 лет — 50 мг/сутки, 7-11 лет — 60 мг/сутки, 11-14 лет — 70 мг/сутки для мальчиков и 60 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 90 мг/сутки для подростков и 70 мг/сутки для девушек);
  • витамин А (1-3 года — 450 мкг рет. экв./сутки, 3-7 лет — 500 мкг рет. экв./сутки, 7-11 лет — 700 мкг рет. экв./сутки, 11-18 лет — 1000 мкг рет. экв./сутки для юношей и 800 мкг рет. экв./сутки для девушек);
  • витамин Е (1-3 года — 4,0 мг ток. экв./сутки, 3-7 лет — 7,0 мг ток. экв./сутки, 7-11 лет — 10,0 мг ток. экв./сутки, 11-14 лет — 12,0 мг ток. экв./сутки, 14-18 лет — 15 мг ток. экв./сутки);
  • витамин D (1-18 лет — 10 мкг/сутки);
  • витамин В 1 (1-3 года — 0,8 мг/сутки, 3-7 лет — 0,9 мг/сутки, 7-11 лет — 1,1 мг/сутки, 11-14 лет — 1,3 мг/сутки, 14-18 лет — 1,5 мг/сутки для юношей и 1,3 мг/сутки для девушек);
  • витамин В 2 (1-3 года — 0,9 мг/сутки, 3-7 лет — 1,0 мг/сутки, 7-11 лет — 1,2 мг/сутки, 11-14 лет — 1,5 мг/сутки, 14-18 лет — 1,8 мг/сутки для юношей и 1,5 мг/сутки для девушек);
  • витамин В 6 (1-3 года — 0,9 мг/сутки, 3-7 лет — 1,2 мг/сутки, 7-11 лет — 1,5 мг/сутки, 11-14 лет — 1,7 мг/сутки для мальчиков и 1,6 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 2,0 мг/сутки для юношей и 1,6 мг/сутки для девушек);
  • витамин В 12 (1-3 года — 0,7 мкг/сутки, 3-7 лет — 1,5 мкг/сутки, 7-11 лет — 2,0 мкг/сутки, 11-14 лет — 3,0 мкг/сутки);
  • ниацин (1-3 года — 8,0 мг/сутки, 3-7 лет — 11,0 мг/сутки, 7-11 лет — 15,0 мг/сутки, 11-14 лет — 18,0 мг/сутки, 14-18 лет — 20,0 мг/сутки для юношей и 18,0 мг/сутки для девушек);
  • биотин (1-3 года — 10,0 мкг/сутки, 3-7 лет — 15,0 мкг/сутки, 7-11 лет — 20,0 мкг/сутки, 11-14 лет — 25 мкг/сутки, 14-18 лет — 50 мкг/сутки);
  • фолиевая кислота (1-3 года — 100 мкг/сутки, 3-11 лет — 200 мкг/сутки, 11-14 лет — 300-400 мкг/сутки, 14-18 лет — 400 мкг/сутки);
  • витамин В 5 /пантотеновая кислота (1-3 года — 2,5 мг/сутки, 3-11 лет — 3,0 мг/сутки, 11-14 лет — 3,5 мг/сутки, 14-18 лет — 5,0 мг/сутки для юношей и 4,0 мг/сутки для девушек);
  • витамин К (1-3 года — 30 мкг/сутки, 3-7 лет — 55 мкг/сутки, 7-11 лет — 60 мкг/сутки, 11-14 лет — 80 мкг/сутки для мальчиков и 70 мкг/сутки для девочек, 14-18 лет — 120 мкг/сутки для юношей и 100 мкг/сутки для девушек) .

Если до 2008 г. регламентировалось потребление детьми лишь 6 минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn и I), то теперь имеются рекомендации по потреблению в детском возрасте 13 элементов. Среди них, помимо уже перечисленных, фигурируют калий (K), натрий (Na), хлор (Cl), медь (Cu), селен (Se), хром (Cr) и фтор (F) .

С 2008 г. предусмотрены следующие нормы потребления детьми различного возраста минеральных веществ:

  • кальций (0-3 мес — 400 мг/сутки, 4-6 мес — 500 мг/сутки, 7-12 мес — 600 мг/сутки, 1-3 года — 800 мг/сутки, 3-7 лет — 900 мг/сутки, 7-11 лет — 1100 мг/сутки, 11-18 лет — 1200 мг/сутки);
  • фосфор (0-3 мес — 300 мг/сутки, 4-6 мес — 400 мг/сутки, 7-12 мес — 500 мг/сутки, 1-3 года — 700 мг/сутки, 3-7 лет — 800 мг/сутки, 7-11 лет — 1100 мг/сутки, 11-18 лет — 1200 мг/сутки);
  • магний (0-3 мес — 55 мг/сутки, 4-6 мес — 60 мг/сутки, 7-12 мес — 70 мг/сутки, 1-3 года — 80 мг/сутки, 3-7 лет — 200 мг/сутки, 7-11 лет — 250 мг/сутки, 11-14 лет — 300 мг/сутки, 14-18 лет — 400 мг/сутки);
  • калий (1-3 года — 400 мг/сутки, 3-7 лет — 600 мг/сутки, 7-11 лет — 900 мг/сутки, 11-14 лет — 1500 мг/сутки, 14-18 лет — 2500 мг/сутки);
  • натрий (0-3 мес — 200 мг/сутки, 4-6 мес — 280 мг/сутки, 7-12 мес — 350 мг/сутки, 1-3 года — 500 мг/сутки, 3-7 лет — 700 мг/сутки, 7-11 лет — 1000 мг/сутки, 11-14 лет — 1100 мг/сутки, 14-18 лет — 1300 мг/сутки);
  • хлориды (0-3 мес — 300 мг/сутки, 4-6 мес — 450 мг/сутки, 7-12 мес — 550 мг/сутки, 1-3 года — 800 мг/сутки, 3-7 лет — 1100 мг/сутки, 7-11 лет — 1700 мг/сутки, 11-14 лет — 1900 мг/сутки, 14-18 лет — 2300 мг/сутки);
  • железо (0-3 мес — 4,0 мг/сутки, 7 мес — 7 лет — 10,0 мг/сутки, 7-11 лет — 12,0 мг/сутки, 11-14 лет — 12,0 мг/сутки для мальчиков и 15,0 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 15,0 мг/сутки для мальчиков и 18,0 мг/сутки для девочек);
  • цинк (0-6 мес — 3,0 мг/сутки, 7-12 мес — 4,0 мг/сутки, 1-3 года — 5,0 мг/сутки, 3-7 лет — 8,0 мг/сутки, 7-11 лет — 10 мг/сутки, 11-18 лет — 12,0 мг/сутки);
  • йод (0-12 мес — 0,06 мг/сутки, 1-3 года — 0,07 мг/сутки, 3-7 лет — 0,10 мг/сутки, 7-11 лет — 0,12 мг/сутки, 11-14 лет — 0,13 мг/сутки для мальчиков и 0,15 мг/сутки для девочек, 14-18 лет — 0,15 мг/сутки);
  • медь (0-6 мес — 0,5 мг/сутки, 7-12 мес — 0,3 мг/сутки, 1-3 года — 0,5 мг/сутки, 3-7 лет — 0,6 мг/сутки, 7-11 лет — 0,7 мг/сутки, 11-14 лет — 0,8 мг/сутки, 14-18-1,0 мг/сутки);
  • селен (0-3 мес — 0,01 мг/сутки, 4-12 мес — 0,012 мг/сутки, 1-3 года — 0,015 мг/сутки, 3-7 лет — 0,02 мг/сутки, 7-11 лет — 0,03 мг/сутки, 11-14 лет — 0,04 мг/сутки, 14-18 лет — 0,05 мг/сутки);
  • хром (1-3 года — 11 мкг/сутки, 3-11 лет — 15 мкг/сутки, 11-14 лет — 25 мкг/сутки, 14-18 лет — 35 мкг/сутки);
  • фтор (0-6 мес — 1,0 мг/cутки, 7-12 мес — 1,2 мг/сутки, 1-3 года — 1,4 мг/сутки, 3-7 лет — 2,0 мг/сутки, 7-11 лет — 3,0 мг/сутки, 11-18 лет — 4,0 мг/сутки) .

В линейке витаминно-минеральных комплексов для детей фигурируют Супрадин Кидс гель (с 3-летнего возраста), Супрадин Кидс Юниор (с 5-летнего возраста), мармеладные конфеты Супрадин Кидс c омега-3 и холином (с 3-летнего возраста), жевательные пастилки Супрадин Кидс мишки (с 11-летнего возраста).

Ниже рассматривается состав комплексов линии Супрадин Кидс применительно к детям различного возраста (дозирование и назначение в соответствии с возрастными показаниями — по аннотации производителя).

Одна чайная ложка Супрадин Кидс гель обеспечивает 3-летнему ребенку 7,4 мкг витамина D (74% от суточной потребности), 1,9 мг витамина Е (27,1%), 0,31 мг витамина В 1 (34,4%), 0,29 мг витамина В 2 (32,2%), 0,39 мг витамина В6 (32,5%), 3,5 мг ниацина (31,8%), 0,42 мг пантотеновой кислоты (12%), 13,5 мг витамина С (27%), а также 155 мкг рет. экв. β-каротина. Следует помнить, что 6 мкг последнего считаются эквивалентными 1 мкг витамина А, то есть β-каротин в данном случае по сути является заменителем ретинола. Таким образом, для детей, достигших 3-летнего возраста, в качестве важнейших рассматриваются 8 витаминов (2 жирорастворимых и 6 водорастворимых). Необходимо отметить, что включение в состав Супрадин Кидс гель лецитина (100 мг в 1 чайной ложке) не только оптимизирует утилизацию витаминных компонентов комплекса, но и способствует повышению концентрации внимания.

В одной жевательной таблетке Супрадин Кидс Юниор, предложенной 5-летнему ребенку, содержатся 2,5 мкг витамина D 3 (25% от суточной потребности), 300 мкг витамина А (60%), 5 мг витамина Е (71,4%), 22,5 мг аскорбиновой кислоты (45%), 6 мг никотинамида (54,5%), 0,45 мг витамина В 1 (50%), 0,45 мг витамина В 2 (45%), 0,45 мг витамина В 6 (37,5%), 0,5 мкг витамина В 12 (33,3%), 2 мг пантотеновой кислоты (66,6%), 75 мкг фолиевой кислоты (37,5%), 10 мкг биотина (66,6%), 120 мг кальция (13,3%), 25 мг магния (12,5%), 6 мг железа (60%), 4 мг цинка (50%), 0,4 мг меди (66,6%), 60 мкг йода (60%), 12,5 мкг селена (62,5%), 12,5 мкг хрома (83,3%). Кроме того, в каждой таблетке Супрадин Кидс Юниор представлены 1 мг марганца и 25 мг холина (около 25% от суточной потребности в этом витаминоподобном веществе). Дефицит Mn, нормы физиологического потребления которого в детском возрасте не установлены (для взрослых 2 мг/сутки), сопровождается замедлением роста и повышенной хрупкостью костной ткани, что определяет целесообразность дотации этого микроэлемента детям. Примечательно, что в этом витаминно-минеральном комплексе представлены 12 витаминов из 13 (за исключением витамина К), а также 9 важнейших минеральных веществ. Описываемый состав отражает современные представления о потребностях детей в возрасте > 5 лет в указанных микронутриентах.

Одна мармеладная конфета (пастилка) Супрадин Кидс с омега-3 и холином, принимаемая 4-летним ребенком, обеспечивает его 15 мг витамина С (30%), 4,5 мг ниацина (40,9%), 0,5 мг витамина В 6 (41,6%) и 0,25 мкг витамина В12 (8,3%). Кроме того, в составе присутствуют докозагексаеновая омега-3 жирная кислота (30 мг) и холин (30 мг); что способствует улучшению памяти и умственному развитию детей . Представленность Супрадин Кидс с омега-3 и холином лишь четырех перечисленных выше водорастворимых витаминов восполняется добавлением двух биологически активных веществ, что фактически превращает этот комплекс в продукт функционального питания.

Каждая жевательная пастилка Супрадин Кидс мишки, принимаемая 11-летним ребенком, содержит 2,5 мкг витамина D (25% от суточной потребности в этом возрасте), 400 мкг витамина А (40-50%%), 5 мг витамина Е (41,6%), 30 мкг витамина С (42,8%), 1 мг витамина В 6 (58,8%), 0,5 мкг витамина В 12 (16,6%), 9 мг ниацина (50%), 100 мкг фолиевой кислоты (33,3%), 75 мкг биотина (300%). Такая (повышенная) представленность биотина обусловлена важной ролью этого витамина в обмене веществ (участвует в синтезе жиров, глиогена, метаболизме аминокислот). Девять вышеперечисленных жиро- и водорастворимых витаминов относятся к важнейшим для детей, переходящих от обучения в начальной школе к более сложному и дифференцированному предметному образованию. Витаминный состав Супрадин Кидс Мишки не только обеспечивает ежедневную потребность ребенка, но и призван стимулировать умственное развитие и способность к обучению .

Не вызывает сомнений необходимость признать важность возрастных различий в плане потребности детей в важнейших микронутриентах — витаминах, минеральных веществах, микроэлементах. Не являясь источниками пищевой энергии, эти микронутриенты принимают участие в утилизации пищи (метаболизм), регуляции функций различных систем и органов, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма .

Современные подходы к разработке и составу витаминных и витаминно-минеральных комплексов учитывают возрастные особенности пациентов и базируются на осознании невозможности обеспечить детей и взрослых всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами исключительно алиментарным путем. Еще одной особенностью многих поливитаминных и витаминно-минеральных комплексов является так называемая «болезнь-специфичность» и коррегирующая направленность, то есть лечебно-профилактическая направленность в отношении тех или иных видов патологии (соматической или психоневрологической) .

Фактически следует признать, что возрастзависимость и сбалансированность витаминно-минеральных комплексов, как и включение в их состав компонентов, обладающих доказанной эффективностью (лецитин, холин, омега-3-ненасыщенные жирные кислоты и др.), в полной мере соотносятся с концепцией нейродиетологии, направленной на оптимизацию терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного манипулирования составом рационов питания, алиментарное предотвращение болезней нервной системы, а также на оптимизацию психомоторного развития, неврологических и интеллектуальных функций у детей . Роль витаминов и минеральных веществ в достижении указанной цели трудно переоценить.

Литература

  1. Студеникин В. М., Шелковский В. И., Балканская С. В . Возможности применения витаминно-минеральных комплексов с профилактической и лечебной целями в детской нейродиетологии / «Совершенствование педиатрической практики. От простого к сложному»: сборник статей. М., 2008. С. 81-84.
  2. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 6. С. 105-109.
  3. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48-51.
  4. Студеникин В. М. Гиповитаминозы // Лечащий Врач. 2002. № 5. C. 52-55.
  5. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач. 2007. № 2. С. 91-93.
  6. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И., Курбайтаева Э. М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий Врач. 2008. № 1. С. 19-22.
  7. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Звонкова Н. Г., Пак Л. А., Шелковский В. И. Магний и его препараты в психоневрологии // Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. 2012. № 4, с. 8-12, 58-60.
  8. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Кузенкова Л. М., Пак Л. А., Шелковский В. И., Акоев Ю. С. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 2013. № 7 (260). С. 23-26.
  9. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Шелковский В. И. Цинк в нейропедиатрии и нейродиетологии // Лечащий Врач. 2012. № 1. С. 44-47.
  10. Николаев А. С., Мазурина Е. М., Кузнецова Г. В., Студеникин В. М., Чумакова О. В., Шелковский В. И., Маслова О. И. Физиологическое и патофизиологическое значение метаболизма кальция в детском возрасте // Вопр. практ. педиатрии. 2006. Т. 1. № 2. С. 57-65.
  11. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М. Кальциопенические состояния и их коррекция // Лечащий Врач. 2010. № 10. С. 54-56.
  12. Студеникин В. М. Витаминные и витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин России // Доктор.ру. 2005. № 4. С. 33-37.
  13. Студеникин В. М. Поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы для беременных // Лечащий Врач. 2007. № 4. С. 63-65.
  14. Студеникин В. М. Витаминно-минеральные комплексы для беременных: основа формирования неврологического здоровья матери и ребенка // Лечащий Врач. 2009. № 3. С. 53-55.
  15. Студеникин В. М . Витамины и поливитаминные препараты в России // Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30-34.
  16. Студеникин В. М . Витамины для детей: мифы и реальность // Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19-23.
  17. Cтуденикин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В., Горелова Ж. Ю., Шелковский В. И. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии // Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68-88.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Поливитаминные комплексы для здоровых и больных детей // Практика педиатра. 2007. № 5. С. 12-14.
  19. Студеникин В. М . Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии // Лечащий Врач. 2013. № 9. С. 60-64.
  20. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Метод. реком. МР 2.3.1.2432-08.3.2.1. Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
  21. Студеникин В. М . Витаминно-минеральный комплекс для профилактики атеросклероза и инсульта // Лечащий Врач. 2014. № 2. С. 8-11.
  22. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / Под ред Студеникина В. М. М.: Династия. 2012, 672 с.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва

www.. Торговая марка и торговый знак сайт™ зарегистрированы. Все права защищены. При использовании материалов сайта активная ссылка на www..

ВНИМАНИЕ!

Информация, опубликованная на сайте, предназначена только для ознакомления. Описанные методы диагностики, лечения, рецепты народной медицины и т.д. самостоятельно использовать не рекомендуется. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

Здоровье - основа полноценной жизни, и наша задача - беречь его от рождения до глубокой старости!

Но медицине известны сотни тысяч заболеваний, распознать которые может лишь хорошо информированный человек. Портал сайт был создан именно для того, чтобы рассказать о симптомах и причинах болезней, способах их лечения и профилактики, а также эффективных и доступных лекарствах.

На сайт есть информация для всех, кто интересуется вопросами здоровья. В разделе Болезни и лечение вы найдете массу статей на тему здоровья, список которых постоянно пополняется. Чтобы держать вас в курсе событий, мы ежедневно публикуем свежие новости из мира медицины. Раздел Справочники поможет узнать все о лекарствах, анализах и медицинских учреждениях Украины. Получить онлайн-консультацию опытного врача или записаться на прием можно с помощью раздела Консультации. На форуме вы сможете обсудить волнующие темы, а калькулятор ИМТ, нормы калорий и угрозы ожирения поможет всегда держать себя в форме.

Расчет объема пищи детям от рождения до 10 дней

Формула Финкельштейна

При расчете учитывается масса тела ребенка при рождении: если масса тела 3200 г и менее, то ко­эффициент – 70 (мл), если масса тела при рождении более 3200 г — коэффициент 80 (мл).

V = коэффициент (70-80) × n (где n - число дней жиз­ни ребенка).

Суточный объем: 80 (мл)× 7 =560 мл.

Для определения объема разового кормления , необходи­мо: суточный объем разделить на число кормлений. Например, 560 мл: 7(раз) =80 мл.

Формула Зайцевой

суточное количество молока (мл.) = 2% от массы тела при рождении× n (где n - число дней жизни ребенка), метод используется глав­ным образом при расчете суточного объема пищи для детей, которые имеют вес при рождении более 4 кг.

2% от массы= (4 200 (г)× 2):100% = 84 г

объем пищи за сутки == 84 (г)× 8 = 672 (мл) =670 мл.

Формула Филатова

объем разовый = 10 * n

Расчет объема пищи от 10 дней до года

Объемный способ

Учитывается возраст ребенка и мас­са тела на момент расчета питания.

Ребенок должен получать молока:

от 10 дней до 2 месяцев — 1/5 часть от долженствующей массы тела;

от 2 месяцев до 4-х месяцев — 1/6 часть от долженствующей массы тела;

от 4-х месяцев до 6 месяцев — 1/7 часть от долженствующей массы тела;

от 6 месяцев до 9 месяцев — 1/8 часть от долженствующей массы тела.

Метод используют до 9 месяцев. После 9 месяцев – 1 литр так, как объем пищи на первом году жизни не должен превышать 1 литра в сутки.

долженствующая масса – 3 200 + 600 + 800 + 800=5 400

суточный объем пищи- 5 400: 6 =900(мл)

количество кормлений – 6 раз

разовый объем– 900 мл: 6 =150 мл.

Калорийный метод

(энергетический) — исходят из калорийности того вида молочного питания, каким вскармливается ребенок, и его физиологической ка­лорийной потребности в зависимости от возраста.

Метод используется только до введения прикорма и при условии одного вида пищи.

Калорийность женского молока =700 ккал/л. Калорийная по­требность при естественном вскармливании нам известна:

I квартал —120 ккал/кг в сутки

II квартал —115 ккал/кг в сутки

Пример: Ребенку 4 мес., масса при рождении 3 000 г, находится на естественном вскармливании. Рассчитать суточный и разовый объем пищи.

Калорийная потребность = 115 ккал/кг в сутки.

Долженствующая масса = 3 000 + 600 + 800 + 800 + 750 = 5 950 (г).

Калорийная суточная потребность 115 (ккал)× 5 950 (г) = 684,25 ккал/сут.

1000 мл женского молока - 750 ккал

Х мл женского молока - 684,25 ккал.

Суточный объем = 1000 х 684,25: 750 =912,33мл =900 мл

Количество кормлений - 6

Объем на одно кормление == 900: 6 =150 мл

Потребность детей в основных пищевых ингредиентах

Энергетическая потребность несколько меньше –110 ккал/кг в сутки .

После введения прикорма, для детей, находящихся на естест­венном вскармливании, соотношение между белками, жирами и углеводами составляет 1:2:4, которое обеспечивает сбалансированное питание ребенка пер­вого года жизни.

Коррекцию питания нужно проводить при дефицитных состояниях, наиболее часто встречающихся в раннем возрасте. В случае выявления признаков витаминной или микроэлементной недостаточности (клинические проявления моно- или полигиповитаминоза, анемии, рахита и др.), которые не связаны с нарушением их усвоения в желудочно-кишечном тракте ребенка или с другими причинами со стороны ребенка, а именно с недостаточным алиментарным поступлением. Необходимо, в первую очередь, обратить внимание на состояние здоровья и рациона питания матери. При необходимости — оказать ей помощь, и только в крайнем случае — рекомендовать ранее введение прикорма (но не ранее 3 месяцев), предварительно начиная с соков и фруктовых пюре.

Если в возрасте 3-4 месяца наблюдается недостаточное увеличение в массе тела и другие признаки недостаточного количества молока, нужно помочь матери увеличить его количество, по необходимости – докармливать ребенка высокоадаптированными молочными смесями, а не начинать с каш, овощного пюре и других блюд.

С другой стороны при острых заболеваниях, диспепсических расстройствах, пищевой аллергии введение прикорма несколько откладывается. Не начинают его вводить и в жаркое время года или при запланированных переменах в жизни ребенка (например, переезд семьи).

Коррекция потребности в витаминах и минеральных солях

Дефицит витамина К возникает в первые дни жизни вследствие низкого содержания витамина в женском молоке или в случае ранней гипогалактии. Рекомендуется однократное парентеральное введение витаминаК новорожденным детям.

Дефицит витамина Д возникает вследствие его низкого содержания в женском молоке и отсутствии инсоляции в первые недели жизни. Именно поэтому рекомендовано назначение 200 –400 МЕ витамина Д в сутки на период, пока не будет обеспечена регулярная экспозиция солнечными лучами. Например, в холодное время года профилактически назначается водорастворимый витамин Д3 по 1 капле ежедневно.

При естественном вскармливании с 2 –3 месяцев жизни постепенно начинает развиваться дефицит некоторых минеральных веществ. Наиболее полно изучен дефицит по отношению к железу и меди – элементов, необходимых для поддержания нормального эритропоэза.

Депонированное во внутриутробном периоде железо утилизируется к 4-5 месяцам внеутробной жизни.

Недостаток витаминов в женском молоке, начиная со второго полугодия, восполняют соками, овощными и фруктовыми отварами.

Материал содержит таблицы значений суточной потребности детей в энергии, белках, минералах и витаминах.

(Circulation 2005: 112: 2064)

1 Добавить 200 ккал при умеренной и 200-400 - при высокой физической активности.

Животный белок до 6 месяцев составляет 100%, в 6-12 месяцев - 80%, после года - 70% от общего потребления белка. Жиров для детей 0-6 месяцев требуется 6,0-6,5 г/кг, 7-12 мес - 5,5 г/кг, 13 лет - 3 г/кг. Углеводы доставляют более 50% калорий, суточная потребность в них - 13 г/кг. Пищевые волокна - набухающие (пектины) и не набухающие, необходимы для работы кишечника, содержатся в крупах (особенно цельных и грубого помола), овощах, фруктах; их суточная норма: возраст в годах + 5 г, по ряду данных - 3-5 г/кг.

Суточная потребность детей в энергии и белках таблица

(ВОЗ.ФАО (1985), NRC. США 1989)

Суточная потребность детей в минералах

Возраст (лет)

Железо (мг)

Магний (мг)

Селен (мг)

Потребность детей в витаминах в для разного возраста

Суточные потребности - из Food and Nutrition Bard, US National Research Council, 1989

Возраст (лет)

_______________

Источник информации: Таточенко В.К. Педиатру на каждый день (Справочник по диагностике и лечению) М.:2012.

Для гармоничного физического развития и роста детей и подростков питание должно удовлетворять их физиологические потребности в основных пищевых веществах и энергии.

В дошкольных организациях нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах должны быть не меньше значений, указанных в таблице№1.

Таблица №1

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах в дошкольных организациях

Примечание:

* – потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела.

** – потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании

Распределение энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в дошкольной организации рекомендуется проводить с учетом таблицы№2.

В общеобразовательных организациях при одно-, двух-, трех- и четырехразовом питании распределение калорийности по приемам пищи в процентном отношении должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% (для обучающихся во вторую смену – до 20-25%), ужин – 25%. При круглосуточном пребывании обучающихся, при пятиразовом питании: завтрак – 20%, обед – 30-35%, полдник – 15%, ужин – 25%, второй ужин – 5-10%. При организации шестиразового питания: завтрак – 20%, второй завтрак – 10%, обед – 30%, полдник – 15%, ужин – 20%, второй ужин – 5%. Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах ±5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

В суточном рационе питания обучающихся оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, должна составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности, как 10-15%, 30-32% и 55-60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору, как 1:1,5.

Таблица №3

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрастес 7 до 11 и с 11 лет и старше

Таблица №4

Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования

Таблица №5

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи обучающихся в образовательных учреждениях

Таблица №6

Рекомендации по распределению в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в общеобразовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей (школы-интернаты, кадетские корпуса и др.)

Питание воспитанников детских домов и школ-интернатов, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации должно полностью обеспечивать растущий организм энергией и основными пищевыми веществами (табл. №7). Следует учитывать общее количество белков, жиров, углеводов, их соотношение (белки: жиры: углеводы – 1:1:4). Организация рационального питания предусматривает строгое выполнение режима. Оптимальным является 5-кратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. Суточная калорийность рациона должна распределяться: завтрак – 25% калорий, второй завтрак – 10%, обед – 35-40%, полдник – 10%, ужин – 20-25%.

Таблица №7

Физиологические нормы суточной потребности детей от 1 года до 17 лет в пищевых веществах и энергии

Примечание:Через дробь указана потребность в пищевых веществах мальчиков (числитель), девочек (знаменатель).

Питание в загородных стационарных оздоровительных организациях должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и быть не меньше значений, указанных в таблице 8.

Таблица №8

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей

* – без учета повышенных энерготрат

Распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи в загородных стационарных организациях следует проводить с учетом таблицы 9.

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня в загородных стационарных оздоровительных организациях допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Распределение калорийности в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул по приемам пищи в процентном отношении от суточного рациона должно составлять: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%.Допускается в течение дня отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах + 5%, при условии, что средний процент пищевой ценности за оздоровительную смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.

Таблица №10

Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей с учетом их возраста

Питание подростков в лагерях труда и отдыха должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии (табл. №11).

Таблица №11

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет

При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности, нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными в таблице 11.

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным – 4-разовое.

Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

1-й и 2-й завтраки (суммарно) – 20-30%

Обед – 35-40%

Полдник – 10-15%

1-й и 2-й ужины (суммарно) – 20-30%.

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах ±5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Указанные нормы физиологических потребностей детей в энергии и пищевых веществах устанавливают ниже перечисленные документы:

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26;

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и реднего профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. №45;

СП 2.4.990-00 «2.4.Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 г.);

СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 марта 2003 г.;

СанПиН 2.4.4. 3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. №73;

СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. №25;

СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2011 г. №22.

Загрузка...