docgid.ru

Всемирная история. Разделение славян на три ветви. Расселение восточных славян на русской равнине Расселение восточных славян

1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ: РАССЕЛЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в У1-У111 вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - "волохов", вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане- в бассейне р. Полоты;

6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже(приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

Занятия восточных славян . Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав.

С У111 в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Занятия Восточных славян

1. Подсечно-огневое земледелие. Выращивали рожь, овёс, гречиху, репу и др.

2. Скотоводство . Разводили коней, быков, свиней, птицу.

3. Бортничество – сбор мёда диких пчёл

4. Военные походы на соседние племена и страны (прежде всего – на Византию)

Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Низшим звеном социальной организации служила соседская (территориальная) община – вервь. Основу господствующего слоя составила военно-служилая знать киевских князей – дружина. К IХ в. дружинный слой выдвинулся на ведущие позиции.В привилегированном положении находились князь и его дружина, участвовавшие в военных походах и возвращающаяся с добычей

Общественное устройство. "Военная демократия". Сложнее "реставрируются" общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща". Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - "военных предводителей". При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княженье". Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Верования восточных славян . В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя.

Жречество (волхвы, кудесники), совершающие жертвоприношения и другие религиозные церемонии.Язычество – это поклонение одушевляемым силам природы. Оно принимает форму политеизма (многобожия)

Главными богами славян являлись:

Род – прародитель богов и людей

Ярило – бог солнца

Стрибог – бог ветра

Сварог – бог неба

Перун – бог грома и молнии

Мокошь – богиня влаги и покровительница прядения

Велес – «скотий бог»

Лель и Лада – боги, покровительствующие влюблённым

Домовые, кикиморы, лешие и др.

Жертвоприношения совершались в специальных местах - капищах

В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, "творец молний", который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был "населен" многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.

Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные "волхвы", боровшиеся в Х1 в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

Таким образом, миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой.

Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

Итак, славяне У1-сер. 1Х вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

Возникновение государственности у славян относится к эпохе раннего средневековья. Это было время (IV–VIII вв.), когда в результате миграции "варварских" племен, живших на севере и востоке Европы, формировалась новая этническая и политическая карта континента. Миграция этих племен (германских, славянских, балтских, финно-угорских, иранских) получила название Великого переселения народов.

Славяне включились в миграционный процесс в VI в. н.э. До этого они занимали территорию от верхнего Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в IV–VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток – север по Восточно-Европейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию от Пелопоннеса до Финского залива и от средней Эльбы до верхней Волги и верхнего Дона.

В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и стало постепенно формироваться новое феодальное общество.

На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно 12 славянских союзов племенных княжеств. Здесь обитали поляне, древляне, волыняне (другое название – бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи, словене ильменские, и северяне. Эти союзы являлись общностями, носившими уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

Общественный строй предгосударственных славянских обществ – военная демократия. Политической стороной возникновения и развития феодализма у славян в VIII–Х вв. было формирование раннесредневековых государств.

Государство восточных славян получило название "Русь".

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в .

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

Введение

Образование Древнерусского государства - результат длительного исторического процесса. На протяжении нескольких столетий восточные славяне не только освоили просторы Восточно-Европейской равнины, научились строить города, сформировали великую культуру, но и создали одно из самых больших государств средневековой Европы.

Цель моей контрольной работы - углубленное изучение государства Древняя Русь. Моей задачей является более подробно описать происхождение и расселение восточных славян, их занятия, общественный строй и религию. Также хотелось бы осветить такие вопросы как образование государства у восточных славян, внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Тема Древней Руси хорошо освещена в учебниках таких авторов как Чапек В.Ю., Орлов А.С. и т.д. Структура моей работы состоит из четырёх глав, введения и заключения.

Происхождение и расселение восточных славян в VI-VIII вв.

Славяне, как считают большинство историков, обособились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший; историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.). К середине I тысячелетия н. э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. Кроме названия «Венеды», славяне именуются также склавинами или антами, что говорит о выделении из общего праславянского мира отдельных ветвей славянства (впоследствии они будут называться западными - поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы; восточными - русские, украинцы, белорусы; южными - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческого мира, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

К VI в. относится обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства, на основе которой сложились впоследствии русский, украинский и белорусский народы.

В середине первого тысячелетия нашей эры на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племён. Каждое племя представляло собой совокупность родов, занимавшую сравнительно обособленную область. Карта расселения восточных славян в VIII-IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегу Ильменского озера и Волхова; кривичи с половчанами - у верховьев Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Чёрного моря и у Дуная.

Вероятно, на Дунае назрело разделение между южными и восточными славянами. Южным славянам удалось, в конце концов, прорваться в пределы Византийской империи. К VII-VIII векам они заняли весь Балканский полуостров, достигли Адриатического моря и проникли до самой южной оконечности Греции. Восточные славяне с Дуная отхлынули на север. Пути их проследить можно.

Конечно, лишь предположительно. Край, непосредственно примыкающий к устью Дуная с севера, вероятно, составлял территорию восточных славян ещё до расщепления южно-восточной ветви славян на южную и восточную, то есть во всяком случае ещё до VI века. Это примерно вытянутый к северо-западу четырёхугольник между Карпатами, гирлами Дуная, берегом Чёрного моря и Южным Бугом. В этом четырёхугольнике часть восточных славян осталась и тогда, когда другая часть пошла дальше.

С верховьев Прута, Днестра и Южного Буга расселение славян пошло на север и северо-восток. Ими были заняты верховья Западного Буга и верховья южных притоков Припяти. С верховьев Южного Буга по реке Росси движение восточных славян подошло к Днепру (поляне) и затем пошло вверх по Днепру, можно судить хотя бы по имени Десны. Десною, то есть правою рекою, назван был один из главных притоков Днепра с левой стороны (по течению). Таким образом, славянами занято было среднее течение Днепра и его притоков. В IX веке поток славянской колонизации, который шёл с низа Днепра, встретился с тем потоком, который шёл с запада. Вероятно, уходя под напором авар, спасавшихся от франкского разгрома, славянские племена с верховьев Вислы переходили на верховья Днепра, Оки и западной Двины (радимичи - по Сожу, вятичи - по Оке, полочане - по Западной Двине). Трудно сказать, когда и откуда пришли кривичи и славяне ильменские.

Расселение восточных славян вверх по Днепру предшествовало расселению их по северному побережью Чёрного и Азовских морей. Славянские племена могут быть отмечены в особенности на Дону. Арабский историк Ибн-Хордадбек называет Дон славянской рекою. Другой арабский писатель Масуди (X век) говорит, что берега Танаиса (Дона) обитаемы многочисленным народом славянским. Аль-Баларуди (писавший в 60-х годах Х века) писал о том, что дядя арабского халифа сделал набег на землю славян, живших в земле хазар.

На протяжении двух с половиною веков (от конца VI до начала IX) восточные славяне заняли, таким образом, обширную территорию от северо-западного угла Чёрного моря до Ладожского озера, а по северному побережью Чёрного моря - с перерывами - до Дона и Кубани. Славяне не сумели, однако, при этом добиться своего собственного государственного образования. Как было сказано, они вошли в состав государств, образованных кочевыми народами турецкого племени (авар и хазар). Но если не было единства государственного, было единство племенное. Сознание этого племенного единства разных восточнославянских племён было живо присуще ещё русскому летописцу XI века. Восточные славяне, делясь на различные племена, составляли один народ - народ русский.

Выделяются из индоевропейской группы приблизительно к первой половине первого тысячелетия В этот же период можно судить о начавшемся расселении этих племен и заселении ими постоянных территорий. Происхождение и расселение славян - вопрос дискуссионный среди большинства историков. Изучался он на протяжении многих лет, причем на основании самых различных источников. По некоторым версиям славяне являются автохтонным, то есть местным населением. Иная часть историков придерживается мнения о том, что они - пришлый народ.

Основным историческим произведением, из которого можно проследить происхождение и расселение восточных славян, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. По своему стилю это летопись, которая по хронологии описывала события, происходящие в те времена. В самом начале повествования монах определяет и ареал расселения - племена восточных славян, по его мнению, первоначально жили в бассейне реки Дунай. Вследствие того, что на наступали так называемые «волохи», они были вынуждены переменить место проживания, и продвинулись на восток, к реке Днепр. Археологические источники, однако, подтверждают пребывание славян и в бассейне реки Одер, что ставит под сомнение теорию Нестора, хотя на данный момент она является наиболее приемлемой.

Расселение восточных славян в бассейне приводит к оседлости их на этой территории. Однако «Повесть временных лет» Нестора - не единственный источник, откуда можно узнать эти данные. Так, византийские летописи также свидетельствуют, что к моменту славяне занимали территорию центра и востока Европы, причем уже тогда византийцы выделяют три ветви славян - склавины, анты и венеды. Всего к этим ветвям причисляют более ста пятидесяти различных племен, которые проживали на указанной территории. К сожалению, на сегодня большинство названий этих племенных союзов утрачено, а до наших дней дошли лишь упоминания о полянах, древлянах, волынянах, тиверцах, северянах, вятичах, дулебах, радимичах, бужанах, кривичах, уличах и других племенах.

О расселении славян писали также римляне и арабы. Упоминания об этих племенах встречаются в трудах Тацита, Плиния Старшего, Птолемея. О славянах, как о храбрых воинах, писали готские вожди, а именно Германарих, разбитый славянскими бойцами. Несмотря на одиночные победы, славяне были мирным населением, неприспособленным к войне. Об этом свидетельствуют источники, описывающие казнь семидесяти славянских представителей Винитаром, племянником Германариха.

Расселение восточных славян на территории Дуная подтверждалось такими выдающимися российскими историками, как Карамзин, Ключевский, Соловьев. Однако для Ключевского версия об оттеснении славян менее приемлема - историк говорит о медленном их расселении в сторону Днепра, что исключает вынужденность этого процесса. К примеру, Борис Рыбаков предпочитает объединять эти две теории и не выделять бассейн Дуная и Днепра. На сегодня синтез этих двух точек зрения является наиболее приемлемым, хотя в последнее время ведутся исследования в сторону северных регионов. Возможно, через некоторое время эти теории также будут изменены.

Стоит сказать, что расселение восточных славян не ограничилось бассейном Дуная и Днепра. Уже к девятому веку нашей эры у них начинают появляться первые города, которые все более отдаляются от первичного места расселения. Одними из первых форпостов стали следующие: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, Муром. И если возле Днепра консолидирующим центром стал Киев, то ближе к северу таковым становится Новгород.

Расселение славян

Замечание 1

Необходимо отметить, что во всех письменных источниках, дошедших до нашего времени, упоминание славян относится к $V-VI$ векам. Но археологические данные показывают, что славянская культура зародилась и распространилась по территории современной России намного раньше. Киевскую археологическую культуру относят к началу $II$ века н.э. Академик В.В.Седов сообщает подклешевых погребениях в междуречье Одера и Вислы, которые датируются $400-100$ годами до нашей эры. Существуют и более древние находки: археологами на берегах Дона были найдены останки человека и прочие артефакты возрастом в пределах $45$ тыс. лет.

Все племена, проживавшие к западу от верховьев реки Днепр, в междуречье Одера и Вислы, классифицировались как венеды до $IV-VI$ веков. После указанного времени их стали различать по ещё одному названию - склавинов либо славян. Тацит, оставивший после себя подробные описания всевозможных племён и народов писал, что в отличие от сарматов-кочевников, венеды вели скорее оседлый образ жизни, промышляли ремёслами, возводили долговечные здания, занимались земледелием, скотоводством и др. Эти племёна продолжали оставаться на стадии общинного строя, где отсутствовало общественное неравенство и при котором все члены сообщества принимали равное участие в трудовой деятельности . Но, как уже было сказано, к $V$ веку данный строй начал потихоньку сноситься, ибо ему начал противопоставлять себя экономический строй, в котором правит тот, кто богаче, сильнее и у кого больше власти. Кроме этого, к славянам относились также племена антов. Хоть славян и антов распознавали и относили к различным племенам, это разделение носило исключительно территориальный характер. У антов и славян были одни и те же язык, верования и обычаи. Историки считают, что некогда они были одним большим племенем, но после расселения по Руси на большие расстояния, их стали отличать. Есть сведения, что анты были полностью уничтожены в $602$ году аварами. О той войне сохранилось очень мало информации, но потом сообщения об антах больше ни у кого не встречаются.

Восточнославянские племена

Историки славянской культуры выделяют несколько племён, существовавших на территории нашей державы в период с $VI$ по $XI$ века: Дулебы. Считаются одной из самых древних групп восточных славян. Проживали в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи считают, что от дулебов позже произошли древляне и волыняне. Нужно указать, что дулебы приняли участие в походе в $907$ году на Константинополь князя Олега.

Волыняне. Ряд исследователей разделились во мнениях на счёт волынян и бужан. Одни заявляют, что это два различных племени, иные признают, что это различные наименования одного племенного союза. Волыняне проживали на берегах западного Буга и у истока реки Припять. По имеющимся сведениям у волынян было от $70$ до $231$ городов.

Вятичи. Альянс племён, которые проживали по берегам верхнего и среднего течения Оки и по берегам реки Москва. В Повести Временных Лет указывается, что родоначальником вятичей был Вятко, урождённый поляк либо лях. Вятичи чрезвычайно длительное время сопротивлялись насаждаемому христианству. Владимир Мономах в начале $XII$ века воевал с предводителем вятичей князем Ходотой. Длительное время они сберегали языческие верования.

Древляне. По объяснению одного летописца, название относится непосредственно к тому, что древляне проживали в лесах. Они жили на правом берегу Днепра, на территории Полесья, около таких рек, как Тетерев, Уборт, Уж, Ствига. Судя по данным археологии, древляне жили мирной жизнью. Основным их занятием было хлебопашество, скотоводство, разный промысел. Хотя древляне фактически не вели войн, с ними связана одна весьма известная история о том, как в $945$ году они убили киевского князя Игоря, которому не хотели заплатить большую дань. После убийства всё племя древлян сильно поплатилось за преступление. Ольга, вдова Игоря, спалила их столицу Искоростень, почти все были убиты, иные были отданы в рабство.

Дреговичи. Судя по раскопкам, дреговичи, проживали в середине реки Припять, в верховьях реки Неман, а также в водоразделе рек Друть и Березина.

Рисунок 1.

Кривичи. Племенной союз пребывал на землях Витебской, Псковской, Могилёвской, Смоленской и Брянской обл. Кривичей помимо прочего разделяют на две группы: Псковскую и Полоцко-Смоленскую. В Повести Временных Лет говорится о том, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Частью племенного союза кривичей были Полочане (Полоцк), которых некоторые исследователи относят к отдельной группе.

Поляне. Поляне проживали на территории современного Киева и на Днепре. С полянами связана одна из самых актуальных гипотез о происхождении Руси. По некоторым данным, поляно-русская легенда считается значительно древнее, чем варяжская. Поляне, которые пришли из Норика на Дунае впервые называться Русь: «Поляне яже нынче зовомая русь ».

Поляне были чрезвычайно развитой культурой, вследствие чего древляне, дреговичи и другие племена уже к $IX$ веку стали подвластны полянам. Их городами считаются Киев, Белгород, Вышгород, Звенигород, Василев (Васильков), Треполь (с.Триполье).

Радимичи. Союз племён, проживавших в восточной части Верхнего Поднепровья, а также на реке Сож и её притоках. Согласно Повести Временных Лет, родоначальником радимичей был Радим и его брат Вятко (который позднее основал племя вятичей), которые были польского происхождения. Археологи указывают на некоторые схожие черты между племенами радимичей и вятичей. В частности и те и другие пользовались женскими украшениями - височными кольцами, оба племени хоронили останки погибших в срубе. В Повести Временных лет говорится, что в $984$ году воевода киевского князя Владимира Святославовича разбил войско радимичей. В этой же летописи они упоминаются в последний раз в $1169$ году. После этого времени территория радимичей вошла в состав Черниговского и Смоленского княжеств.

Северяне. Северяне - восточнославянский союз племён, которые проживали в бассейнах реки Десна, Сула и Сейм вплоть до $IX-X$ вв. С названием этого племени связаны определённые проблемы. Северяне не являлись самым северным народом. К примеру, вятичи и радимичи жили гораздо севернее, потому название не принято отождествлять с географическим положением племени. Исследователь В. В. Седов, занимавшийся данным вопросом, выдвигает следующую версию происхождения: слово "Северяне" может нести в себе скифско-сарматские корни и, следовательно, переведено, как " Чёрный ". Доказательством этого служит Чернигов – центральный город северян.

Ильменские словене. Ильменские словене являлись соседями кривичей и проживали на территории Новгородской Земли, около озера Ильмень, откуда и пошло их название. Повесть Временных Лет упоминает ильменских словен как одно из нескольких племён, которые призвали варягов.

Тиверцы. Тиверцы проживали в междуречье Прута и Днестра, Дуная, Буджакского побережья Чёрного моря, на землях Украины и Молдавии. Возможно, что название тиверцы восходит к древнегреческому слову Тирас, которым те называли реку Днестр. Из-за постоянных набегов печенегов и половцев, в начале XII века тиверцы ушли со своих земель, а потом смешались с другими славянскими племенами.

Уличи. Жили в нижних течениях Буга, Днепра и по берегам Чёрного моря (ПВЛ. - "Раньше уличи посиживали в низовьях Днепра, но в последующие дни переселились на Буг и Днестр"). Центральным городом племён был Пересечен. Вероятно, что этноним уличи проиходит от слова " Угол". Известно, что в $885$ году с уличами воевал Олег Вещий. Киевский воевода Свинельд в $X$ веке $3$ года держал Пересечен в осаде.

Чудь. Легендарное племя, проживавшее на севере европейской части Руси и Приуралья. В основном, о данном племени известно лишь из преданий народностей Коми. В настоящее время считается, что чудь - это предки современных эстонцев, карелов, вепсов, коми и коми-пермяков. Название связано с их отождествлением в Древней Руси, как племени с чудными обычаями и дивным языком, которые в значительной степени отличались от других славянских племён.

Загрузка...