docgid.ru

Евфимия Всехвальная, вмц. Воспоминание чуда святой евфимии всехвальной

Святая Евфимия была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом .

Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклетиану , но отделил от них самую юную - девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.

Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.

Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона .

Мощи и почитание

Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

Ныне честные мощи святой Евфимии покоятся в патриаршей церкви святого Георгия на Фанаре .

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Жениха твоего Христа возлюбивши, / и свещу твою светлу уготовльши, / добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие, / тем возшла еси с Ним на брак, / венец страдания от Него приемши, / но от бед избави нас, / чтущих верою память твою.

Ин тропарь, глас тойже

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия, / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и Тебе ищущи страдальчествую, / и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою; / но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. http://www.sedmitza.ru/text/8231726.html

Святая великомученица Евфимия (сведения о ней помещены 16 сентября) совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклетианом (284-305). Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.

В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля). Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.

Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716-741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784-806), и при императоре Константине VI (780-797) и матери его святой Ирине (797-802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.

В мире есть святая, которую прославляет весь мир, она именуется Всехвальная и имя ей Евфимия. Церковь святую великомученицу Евфимию празднует 29 сентября (в день памяти иконы Богородицы Призри на смирение, в день памяти святой мученицы Людмилы Чешской княгини, в день памяти митрополита Московского Киприана и в день памяти преподобного Кукши Одесского...вот на сколько богат великими святыми день 29 сентября, но первенство служебное отдаётся святой Евфимии)

Согласно житию́ Евфимия была жительницей Халкидона, происходила из христианской семьи. Во время гонений императора Диоклетиана Приск, правитель города, повелел собрать всех жителей на праздник в честь бога Арея (Марса ). Местная христианская община во время праздника тайно совершала богослужение, за что её члены, в том числе и Евфимия, были арестованы и приведены к правителю. После того, как Евфимия отвергла предложения Приска отречься от христианства, её подвергли различным истязаниям, в которых, как повествует житие, она осталась невредимой благодаря Божией помощи. На святую Евфимию были выпущены звери — львы и медведи, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший её в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простёртым на земле.

Тело Евфимии было взято её родителями и похоронено в окрестностях Халкидона. Позднее над её могилой в Константинополе (Стамбуле) был построен величественный храм, в котором в 451 году проходил Четвёртый Вселенский собор . В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии проходили заседания Четвёртого Вселенского собора, на котором шли споры с монофизитами о наличии в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой. Согласно церковному преданию, константинопольский патриарх Анатолий предложил Собору решить этот спор через обращение к Богу посредством мощей святой Евфимии. Была вскрыта рака с её мощами и на грудь святой положили два свитка с православным и монофизитским исповеданием веры. Раку закрыли и в присутствии императора Маркиана опечатали. На три дня участники Собора наложили на себя строгий пост и усиленно молились: С наступлением четвёртого дня пришёл царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что свиток правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у ней в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху свиток с правым исповеданием .

Позже мощи святой при императоре Феодосии Великом были перенесены в Александрию, но затем вновь возвращены в Халкидон. Мощи почитались как кровоточивые. По сообщению Евагрия Схоластика «В той гробнице с левой стороны есть небольшое отверстие, закрывающееся маленькой дверцей. В это отверстие до самых святых останков впускают длинный железный прут, с привязанной к концу губкой, и повернув там губку, извлекают её вместе с прутом полную крови и кровяных печёнок » .

Мощи Ефимии в храме Стамбула.

В 617 году после завоевания города персами мощи перенесли в Константинополь (Стамбул). В период иконоборчества при императоре Константине Копрониме мощи Евфимии были выброшены в море и, как повествует Церковное Предание , были обнаружены у берегов острова Кипр в районе города Лимасол , где тайно хранились в местной церкви под спудом.


При императрице Ирине мощи святой Евфимии были торжественно возвращены в Константинополь. В настоящее время мощи святой покоятся в серебряной раке, изготовленной в России, в соборе Святого Георгия в одном из районов Стамбула Фанаре.
После падения Константинополя (1453 год), центром православной жизни города в XVI веке стал район Фенер, куда в конце столетия была перенесена резиденция Вселенского Константинопольского Патриарха . В этом соборе с южной стороны покоятся останки Евфимии Всехвальной (память в Константинопольской церкви — 11 июля и 16 сентября), Соломонии — матери мучеников Маккавейских и святой царицы Феофании. Серебряная рака мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии 1904»; надпись в нижнем левом углу лицевой стороны раки гласит: «По благословенію Высокопреосвященнаго Антонія Митрополита С-Петербургскаго ».



Однако Католическая Церковь, так же почитающая святую Евфимию, не придерживается этой версии. На Западе существует предание, что в 800 году саркофаг с мощами святой исчез из Константинополя и был найден в хорватском городе Ровинь , где для него был построен собор, ставший кафедральным. В настоящее время он является местом христианского паломничества к мощам великомученицы Евфими и.

Вот как этот хорватский город описывал П.А.Толстой: Тот город Рувин стоит на берегу моря на высокой каменной горе. Строение того города все каменное. В том городе костел святыя мученицы Ефимии Прехвалные; в том костеле и мощи её лежат, которые и я сподобился видеть; в том же костеле видел тое ж святые мученицы перстень, зделан из серебра с хрусталем, и пояс тое ж святые мученицы, плетеной из серебреной проволоки. В том же городе у того вышеписаннаго костела зделана колоколня каменная, зело высока, а на верху тое колоколни поставлен образ святыя мученицы Ефимии, вылит из меди в меру человеческаго возраста. В том же городе на посадех много дерев аливных и на них множество плода .


Гробница св.Евфимии в Ровине

Город Ровень, как и вся хорватская Истрия, многонационален (хорваты, словенцы, итальянцы, сербы, албанцы) и традиционно очень терпим к разным культурам. Многие жители определяют свою национальность, как «истриец». Город Ровинь одно из последних мест, где ещё живы носители вымирающего истророманского языка, на котором некогда говорили почти на всем юго-западе полуострова.


Ежегодно 16 сентября в Ровине проходит паломничество в честь св. Евфимии, собирающее многие тысячи верующих со всей Европы. В этот день проходят ярморки и в городе отмечается самый яркий день года.

Ровинь, хорватский город святой Евфимии считают хорваты маленькой своей Винецией.

Раньше Ровинь находился на острове и был отделен от материка небольшим каналом. В середине семнадцатого века, благодаря быстрому росту населения, Ровинь стал развиваться за пределы острова. Постепенно канал стал мешать связи между двумя частями города, и в 1763 году его решили засыпать. Так Ровинь обрел свой сегодняшний облик.

Сотни лет город был известен как морской оздоровительный центр и место отдыха элиты, а сейчас это популярный туристический курорт (чемпион Хорватии по туризму) с множеством современных отелей и развитой инфраструктурой. Здесь постоянно проходят различные культурные события, выставки, шоу и многочисленные спортивные соревнования. Кстати, Ровинь - это один из портов, которые участвуют в проведении Международной регаты.

Старый город и порт Ровиня рано утром - вотчина рыбаков и рыбных базаров, к полудню - город туристов, сувенирных лавочек и экскурсий, во время обеда - сплошная таверна-кафе-кондитерская под открытым небом, вечером - место прогулок для романтиков, где крошечные площади и мощеные мостовые ведут наверх, к величественному собору, с высоты которого смотрит на город его защитница - святая девочка Эвфимия, которую не тронули дикие звери.

Больше всего к хорватскому курорту Ровинь подходит определение «сказочный».Известный писатель-фантаст Жюль Верн, подыскивая красивые места для прототипов городов, которые он населял своими героями, выбрал именно Ровинь. Вообще, город снискал себе славу самого романтичного в Хорватии, возможно, поэтому его всё чаще предлагают как вариант для свадебного путешествия.Как известно, один из основных элементов дома — это окно. А в жарких, солнечных странах у каждого окна есть ставни. Так вот, именно ставни стали символом города Ровиня, именно ставни изображены на разного вида сувенирах, которые с удовольствием покупаются здесь туристами.

Ровинь является одним из самых популярных туристических центров Хорватии.
Мощеные кривые улочки старого города потрясающе привлекательны.


Вот такие отшлифованные ногами поломников улочки ведут к храму святой Евфимии.

Рассказ о святой Ефимии не был бы полон если бы не упомянул одно чудо. В православном мире, особенно в греческом, очень известен один святой, который умер сравнительно недавно, в конце 20 века, это святой преподобный Паисий Святогорец.. Так вот в его письмах есть запись, что во время молитвы к нему являлась святая великомученица Ефимия с которой он мог даже беседовать. После этого чуда, святой Паисий очень почетал святую Ефимию и постоянно молился ей. Это ещё одно доказательство, что святые помогают тем, кто к ним обращается с молитвой и пребывают среди нас.

Явление старцу Паисию мученицы Евфимии

Как-то раз один из монахов духовное чадо Старца Паисия Святогорца - пришёл в каливу Честного Креста.

Старец находился во дворе каливы и без остановки от сердца повторял: «Слава Тебе, Боже». Он повторял эти слова снова и снова и вдруг, обратившись к пришедшему монаху, произнёс: «Так вот человек и приходит в негодность - в добром смысле этого слова». - «Какой человек, Геронда?» - «Я тихо-мирно сидел у себя в келье, а она пришла и вывела меня из равновесия. Да, хорошо они живут там, наверху». - «Геронда, Вы о чём?» - «Я расскажу тебе, но только никому об этом не говори».
И Старец Паисий рассказал следующее: «Недавно я выезжал в мир по одному вопросу, касающемуся Церкви, и снова вернулся на Афон. Во вторник, около десяти часов утра, я был в келье и читал Часы

Вдруг я услышал стук в дверь и женский голос: "Молитвами святых отец наших..."

"Откуда на Святой Горе женщина?" - изумился я, но одновременно почувствовал в сердце некую Божественную сладость.

Спрашиваю: "Кто там?" -слышу в ответ: "Евфимия".-"Какая ещё Евфимия? - подумал я. - Неужели какая-нибудь сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Афон? И что мне теперь делать?"

А она опять стучит.

Я снова спрашиваю: "Кто там?" - и она снова отвечает: "Евфимия". Я не знаю, что делать, и дверь не открываю. А когда она постучала в третий раз, дверь открылась сама, хотя изнутри была закрыта на задвижку.

Я услышал в коридоре шаги, выскочил из кельи и увидел перед собой женщину в платке, похожем на шаль. Рядом с ней стоял некто, похожий на евангелиста Луку, - но он вдруг куда-то исчез. Женщина излучала свет, и поэтому я был уверен, что это явление не от лукавого.

Однако, несмотря на это, я спросил её: "Кто ты такая?" - "Мученица Евфимия", - ответила она. "Если, - говорю, - ты мученица Евфимия, то пойдём, поклонимся Святой Троице. Что буду делать я, повторяй за мной и ты". Я вошёл в храм и положил земной поклон со словами: "Во Имя Отца". Она повторила эти слова и тоже сделала земной поклон. "И Сына", - сказал я. "И Сына", - повторила она тоненьким голоском. "Говори громче, - сказал я, - чтобы я слышал", и она повторила эти слова громче.

Я стоял в церкви, а она - в коридоре. И поклоны она делала не в сторону храма, а в сторону моей кельи.

Сперва я удивился, но потом вспомнил, что над входом в келью у меня висела маленькая, наклеенная на дощечку бумажная иконка Святой Троицы. Когда мы поклонились в третий раз со словами: "И Святаго Духа", я сказал: "Сейчас я тебе тоже поклонюсь". Я поклонился ей и поцеловал ей ноги и кончик носа, по-думав, что целовать её в лицо будет бесстыдством.

После этого Святая села на скамеечку. А я - на сундучок, и она разрешила один мучивший меня церковный вопрос

Потом она рассказала мне о своей жизни. Я знал, что в Церкви есть святая по имени Евфимия, но Жи-тия её не помнил. Когда она рассказывала мне о своих мучениях за Христа, я не просто слышал, но как бы видел, переживал эти мучения. Мною овладел тре-пет, ужас! О, что за мучения она пережила!..

"Как же ты выдержала такие муки?" - спросил я её. "Если бы я знала о том, в,какой славе пребывают Святые, то сделала бы всё возможное, чтобы подверг-нуться ещё большим мукам", - ответила она.

После этого события я три дня не мог ничего де-лать: я просто скакал от радости и непрестанно сла-вословил Бога. Ни есть не мог, ничего, ничего... толь-ко славословие - без остановки».

В одном из писем Старец говорит:

«Во всю мою жизнь я не смогу оплатить свой великий долг перед святой Евфимией, которая - будучи мне незнакомой и не имея передо мной никаких обязательств - ока-зала мне эту великую честь...»

Рассказывая об этом событии, Старец Паисий со смирени-ем добавлял: «Святая Евфимия явилась мне не пото-му, что я был этого достоин, но потому, что в то время меня беспокоил один вопрос, связанный с положени-ем Церкви. А кроме этого, были ещё две причины».

Старец был поражён тем, что «Святая - такая хруп-кая, слабенькая - и как она только выдержала страш-ные муки? Ладно, если бы она была женщина крупная, сильная... А то ведь - в чём только душа держалась».

Находясь в состоянии такой райской радости, Ста-рец составил в честь святой Евфимии стихиру (на подобен «Кйими похвальными венцы...»):

«Кйими по-хвйльными песни,

восхвалим Евфймию,

снизшёдшую свыше

и посетившую живущаго монаха

окаяннаго в Капсале.

Трижды в двери паки его постучавши,

четвёртая сами отворйшася чудёсне,

и вошёдши с небесною славою,

Христова Мученица,

поклонйшася Троице Святей».

И эксапостиларий (на подобен: «Учеником сошёдшеся...»):

«Великомученице Христова Евфимия,

люблю тебя зело-зело,

посланница Святой Панагии...»

Конечно же, отец Паисий со-ставил эти стихиры не для литургического пользо-вания. Он даже не пел их при посторонних.

Несмотря на своё нежелание выезжать в мир, Старец, нарушив свои правила, вновь поехал в Суроти и, рассказав о случившемся сестрам, сделал их причастницами своей небесной радости. С помощью и под руководством Старца сестры написали икону снятой Евфимии в том виде, как она ему явилась.

Никакого противоречия с прежним текстом здесь нет.

На куске стали Старец собственноручно выграви-ровал икону святой Евфимии и с помощью этой мат-рицы делал деревянные иконки, которые раздавал па-ломникам в её честь. При гравировке матрицы Старцу никак не удавались пальцы на левой руке Святой. «Я намучился, вырезая её руку, - рассказывал Старец, однако

потом включил в работу добрый помысел: "Может быть, это мне за то, что и я её, бедную, замучил своими "проверками" ».

Святая великомученица Ефимия, моли Бога о нас!

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия (све-де-ния о ней по-ме-ще-ны 29 сен-тяб-ря) со-вер-ши-ла му-че-ни-че-ский по-двиг в го-ро-де Хал-ки-доне в 304 го-ду, во вре-мя го-не-ния, воз-двиг-ну-то-го на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ром Дио-кли-ти-а-ном (284-305). Пол-то-ра сто-ле-тия спу-стя, ко-гда хри-сти-ан-ская цер-ковь ста-ла гос-под-ству-ю-щей в Рим-ской им-пе-рии, Бог спо-до-бил Все-х-валь-ную Ев-фи-мию вновь явить-ся осо-бен-ной сви-де-тель-ни-цей и ис-по-вед-ни-цей чи-сто-ты пра-во-слав-но-го уче-ния.

В 451 го-ду в го-ро-де Хал-ки-доне, в церк-ви, где по-чи-ва-ли про-слав-лен-ные чу-де-са-ми мо-щи свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии, про-ис-хо-ди-ли за-се-да-ния (све-де-ния о нем 29 июля). Со-бор был со-зван для опре-де-ле-ния точ-ной фор-му-ли-ров-ки дог-ма-та пра-во-слав-ной церк-ви о при-ро-де Бо-го-че-ло-ве-ка Иису-са Хри-ста, что бы-ло необ-хо-ди-мо вви-ду ши-ро-ко рас-про-стра-нив-шей-ся ере-си мо-но-фи-зи-тов, ко-то-рые, во-пре-ки пра-во-слав-но-му уче-нию о двух при-ро-дах Иису-са Хри-ста - Бо-же-ствен-ной и че-ло-ве-че-ской, лож-но утвер-жда-ли в Нем од-ну при-ро-ду - Бо-же-ствен-ную, вно-ся в Цер-ковь сму-ту и раз-до-ры. На Со-бо-ре при-сут-ство-ва-ли 630 пред-ста-ви-те-лей от всех По-мест-ных Хри-сти-ан-ских Церк-вей. Со сто-ро-ны пра-во-слав-ных в со-бор-ных де-я-ни-ях при-ни-ма-ли уча-стие свя-ти-тель (па-мять 16 июля), свя-ти-тель Юве-на-лий, пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский (па-мять 2 июля), и пред-ста-ви-те-ли свя-ти-те-ля (па-мять 18 фев-ра-ля). Мо-но-фи-зи-ты при-сут-ство-ва-ли в боль-шом ко-ли-че-стве во гла-ве с Ди-о-ско-ром, пат-ри-ар-хом Алек-сан-дрий-ским, и Кон-стан-ти-но-поль-ским ар-хи-манд-ри-том Ев-ти-хи-ем.

По-сле дол-гих пре-ний сто-ро-ны так и не смог-ли прид-ти к со-глас-но-му ре-ше-нию.

То-гда свя-той пат-ри-арх Кон-стан-ти-но-поль-ский Ана-то-лий пред-ло-жил Со-бо-ру предо-ста-вить ре-ше-ние цер-ков-но-го спо-ра Ду-ху Свя-то-му чрез Его несо-мнен-ную но-си-тель-ни-цу - свя-тую Ев-фи-мию Все-х-валь-ную, у чу-до-твор-ных мо-щей ко-то-рой про-ис-хо-ди-ли со-бор-ные пре-ния. Пра-во-слав-ные свя-ти-те-ли и их про-тив-ни-ки на-пи-са-ли свое ис-по-ве-да-ние ве-ры на от-дель-ных свит-ках и за-пе-ча-та-ли сво-и-ми пе-ча-тя-ми. От-кры-ли гроб-ни-цу свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии и оба свит-ка по-ло-жи-ли на ее гру-ди. По-том в при-сут-ствии им-пе-ра-то-ра Мар-ки-а-на (450-457) участ-ни-ки Со-бо-ра за-кры-ли гроб-ни-цу, при-ло-жи-ли к ней им-пе-ра-тор-скую пе-чать и по-ста-ви-ли стра-жу на три дня. В эти дни обе сто-ро-ны на-ло-жи-ли на се-бя стро-гий пост и со-вер-ша-ли уси-лен-ные мо-лит-вы. Через три дня пат-ри-арх и им-пе-ра-тор в при-сут-ствии все-го Со-бо-ра от-кры-ли ков-чег с мо-ща-ми: сви-ток с пра-во-слав-ным ис-по-ве-да-ни-ем свя-тая Ев-фи-мия дер-жа-ла в пра-вой ру-ке, а сви-ток ере-ти-че-ский ле-жал у ее ног. Свя-тая Ев-фи-мия как жи-вая под-ня-ла ру-ку и по-да-ла сви-ток пат-ри-ар-ху. По-сле это-го чу-да мно-гие из укло-нив-ших-ся при-ня-ли пра-во-слав-ное ис-по-ве-да-ние, а упор-ство-вав-шие в ере-си бы-ли пре-да-ны со-бор-но-му осуж-де-нию и от-лу-че-нию.

В VII сто-ле-тии по-сле на-ше-ствия пер-сов мо-щи свя-той Ев-фи-мии бы-ли пе-ре-не-се-ны из Хал-ки-до-на в Кон-стан-ти-но-поль, во вновь по-стро-ен-ную цер-ковь, по-свя-щен-ную ее име-ни. Через мно-го лет в пе-ри-од ико-но-бор-че-ской ере-си ков-чег с мо-ща-ми свя-той по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра-ико-но-бор-ца Льва Ис-ав-ра (716-741) был бро-шен в мо-ре. Из мо-ря ков-чег был взят бра-тья-ми-ко-ра-бель-щи-ка-ми Сер-ги-ем и Сер-го-ном, ко-то-рые пе-ре-да-ли его мест-но-му епи-ско-пу. Свя-ти-тель по-ве-лел хра-нить свя-тые мо-щи тай-но, под спу-дом, так как ико-но-бор-че-с-кая ересь про-дол-жа-ла сви-реп-ство-вать, но все же над мо-ща-ми бы-ла со-ору-же-на неболь-шая цер-ковь, а на ков-чег бы-ла по-ло-же-на дос-ка с над-пи-сью, по-яс-ня-ю-щей, чьи мо-щи по-ко-ят-ся в нем. Ко-гда ико-но-бор-че-ская ересь бы-ла окон-ча-тель-но осуж-де-на на свя-том (787 г.) при свя-ти-те-ле , пат-ри-ар-хе Кон-стан-ти-но-поль-ском (784-806) и при им-пе-ра-то-ре Кон-стан-тине VI (780-797) и ма-те-ри его свя-той (797-802) мо-щи свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии Все-х-валь-ной бы-ли вновь тор-же-ствен-но пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученице Евфимии Всехвальной

А́гница Твоя́, Иису́се, Евфи́мия/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Евфимия взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Ин тропарь великомученице Евфимии Всехвальной

Жениха́ твоего́ Христа́ возлюби́вши,/ и свещу́ твою́ све́тло угото́вльши,/ доброде́тельми возсия́вши, всехва́льная Евфи́мие,/ те́м возшла́ еси́ с Ним на брак,/ вене́ц страда́ния от Него́ прие́мши./ Но от бед изба́ви нас,// чту́щих ве́рою па́мять твою́.

Перевод: Жениха твоего Христа возлюбив, и светильник твой прекрасно приготовив (), воссияла , всеми прославляемая Евфимия, потому ты вошла с Ним на брачный пир (), приняв от Него мученический венец. Но от бед избавь нас, почитающих с верой память твою.

Кондак великомученице Евфимии Всехвальной

По́двиги во страда́льчестве, по́двиги в ве́ре/ положи́ла еси́ те́пле за Христа́, Жениха́ твоего́./ Но и ны́не я́коже е́реси, и враго́в шата́ние/ под но́ги во́инству на́шему покори́ти моли́ Богоро́дицею,/ я́же от шести́сот три́десяти Богоно́сных оте́ц/ преде́л прие́мшая,// и храня́щая, всехва́льная.

Перевод: Подвиги в мученичестве, подвиги в вере ты совершила с усердием за Христа, Жениха твоего. Но и сейчас моли Богородицу о том, чтобы повергнуть и превозношение врагов под ноги воинству нашему, как принявшая от шестисот тридцати отцов и хранящая его, всеми прославляемая.

Во страда́нии свое́м до́бре подвиза́ся/ и по сме́рти нас освяща́еши чуде́с тече́нием, всехва́льная./ Тем твое́ успе́ние пое́м,/ ве́рою прибега́юще в Боже́ственную твою́ це́рковь,// да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть поче́рпем.

Перевод: В мученичестве твоем хорошо подвизаясь и после смерти ты освящаешь нас потоком чудес, всеми прославляемая. Потому твое успение воспеваем, с верой приходя в Божественную твою церковь, чтобы избавиться от болезней душевных и почерпнуть благодать чудес.

Ин кондак великомученице Евфимии Всехвальной

Во страда́льчестве твое́м до́бре подвиза́лася еси́/ и по сме́рти ны освяща́еши чуде́с тече́ньми, всехва́льная./ Те́мже твое́ успе́ние свято́е пое́м,/ ве́рою притека́юще/ в Боже́ственный храм твой,/ да изба́вимся неду́гов душе́вных// и чуде́с благода́ть поче́рпем.

Перевод: В мученичестве твоем ты хорошо и после смерти освящаешь нас потоками чудес, всеми прославляемая. Потому твое святое воспеваем, с верой приходя в Божественный храм твой, чтобы избавиться от болезней душевных и почерпнуть чудес.

Величание великомученице Евфимии Всехвальной

Велича́ем тя, страстоте́рпице Христо́ва Евфи́мие, и чтим честно́е страда́ние твое́, е́же за Христа́ претерпе́ла еси́.

Молитва великомученице Евфимии Всехвальной

О, свята́я всехва́льная Евфи́мие, де́во непоро́чная и великому́ченице пресла́вная, и́стинная неве́ста Христо́ва, на́м в защище́ние Го́сподом да́нная, услы́ши ны́не моле́ния на́ша, тебе́ с любо́вию приноси́мыя. Да́нною тебе́ от Бо́га благода́тию, помози́ на́м, немощны́м и убо́гим, по́прище жития́ сего́ многотру́днаго и многоско́рбнаго безбоя́зненно преити́, да возмо́жем, я́ко же и ты́, не устраша́тися ко́зней врага́ злохитростнаго, на ны́ воздвигаемых и ду́шы на́ша погуби́ти хотя́щаго. Принеси́ Го́споду на́шему Сладча́йшему Иису́су Христу́ смире́нное моле́ние на́ше и умоли́ Его́ дарова́ти на́м кре́пость и си́лу, терпе́ние и смире́ние, да и́ми возмо́жем врага́ превозмога́ти и Го́спода на́шего неуста́нно прославля́ти, с Ни́м же и Небе́снаго Отца́ и Свята́го Ду́ха и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой великомученице Евфимии Всехвальной

Кондак 1

Избранней и венчанней деве мученице, истинней поклоннице сущаго на Небесех истиннаго Бога, невесте Христовой Евфимии, от сердец умиленных похвальное пение воспоим. Ты же, яко всехвальная победительнице и низложительнице врага лукаваго, от всяких нас бед защити, Господа о нас присно умоляя, да зовем ти:

Икос 1

Ангелом чистотою души своея уподобилася еси, святая дево Евфимие, с ними же ныне в светлости неизреченней ликуеши и от трудов своих почиваеши. Темже, не забуди и нас, живущих на земли, да и мы сподобимся причастницами славы Божия явитися, поющии ти:
Радуйся, от родителей благочестивих рожденная.
Радуйся, благочестию ими наученная.
Радуйся, красотою своею ангелам уподобившаяся.
Радуйся, благородным происхождениим своим не возгордившаяся.
Радуйся, яко в послушании Господу своему славно пожила еси.
Радуйся, яко Его всем сердцем своим пламенне возлюбила еси.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 2

Видяще нечестивий Диоклетиан, яко христиане гнушахуся жертвы идолом богомерзким воздавати, повеле предавати их на мучения лютыя. Ты же, всехвальная Евфимие, в тайнем месте с сорока христианы служение Господу нашему Иисусу Христу совершала еси, чистым сердцем Его славя: Аллилуиа.

Икос 2

Силу веры своея показуя, купно с присными твоими, боголюбивая Евфимие, влекомая яко овца на заклание, небоязненно пред мучителем своим стала еси, даже до крови пострадати за Господа своего готовившаяся. Темже, таковую крепость твою видя, восхваляем тя пении сими:
Радуйся, яко повелению цареву не покорилася еси.
Радуйся, яко твари вместо Творца не поклонилася еси.
Радуйся, поклонницею истиннаго Бога себя показавшая.
Радуйся, идолом мерзким жертву не воздавшая.
Радуйся, льстивой речью царя не прельстившаяся.
Радуйся, от пути прямого, в рай ведущий, не уклонившаяся.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 3

Верою своею в мучениих непоколебима бе, блаженная Евфимия, купно с тобою бо страдавшыя, тако укрепляху тя, юную и прекрасную: «Подвизайся дево, Жениха Небеснаго ради, подвизайся страданиим Ему угодити, подвизайся во сретение Его изыти с мудрыми девами, да возлюбит Он тя, яко невесту Свою и введет тя в чертог Свой, в нем же воспоеши Ему сладце: Аллилуиа.»

Икос 3

Видя нечестивый проконсул тя, достоблаженная Евфимие, в лике святых мучеников, яко луно посреди звезд сиявшую, аки волк хищный похити тя из Христова стада. Мы же, словесам твоим радуяся: «Не остави мене, вселюбезнейший Женише мой, на Тя токмо надеющуся, не выдай зверем душу, любящую Тя и исповедающую имя Твое святое, не дай врагу моему возрадоватися надо мною, укрепи мя, немощную рабу Твою, да не одолеет мя беззаконие», воспеваем ти:
Радуйся, к Богу за помощию взывавшая.
Радуйся, в руце Его спасение свое отдавшая.
Радуйся, яко на Господа упование свое возложила еси.
Радуйся, яко в отчаяние не впадала еси.
Радуйся, благодатию Господа укрепившаяся.
Радуйся, пред мучителем не посрамившаяся.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 4

Восхотев к безбожию своему обратити тя, святая Евфимие, мучитель лестию тя уловити потщися, абие с твердостию отвещавала еси ему: «На Христа моего токмо уповаю, яко не оставит мя и не отымет руку Своея от мене и Ему Единому душой взываю: Аллилуиа.»

Икос 4

Хотяй волю твою сломити и к идолом мерзким приклонити, повеле нечестивый мучитель твой на мучения тяжкая тя отдати, непреклонная в исповедании своем Евфимие. Егда же служителие привязаху тя к колесу со множеством ножей, ты крестным знамением осенивши ся, ко Господу с усердием молилася еси: «Господи, просвещение души моея, прииди ныне на помощь ми, да уразумеют вси, яко Ты еси Единый Бог!» Таковое исповедание твое зряще, умиленными сердцы вопием ти:
Радуйся, яко пыток мучителя не убоялася еси.
Радуйся, яко Господу со тщанием молилася еси.
Радуйся, крестом святым себе осеняяй.
Радуйся, сим знамением враги своя побеждаяй.
Радуйся, яко Вышняго положила еси прибежище себе.
Радуйся, яко зло и рана не приближися тебе.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобилася еси, всехвальная Евфимие, егда ангельский свет освети тя и ангел Божий сокруши колесо и снем тя, раны исцели твоя. С ним же радостно воспела еси Богу, Его силу прославляя: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши сие чудо мучитель и вси бывшии тамо, в недоумение приидоша и много чуду сему дивляхуся, обаче не возмогоша познати крепкую руку истиннаго Бога: видяще бо не видеша и слышаще не уразумеша, окамене бо сердце их. Мы же, силу Божию на тебе зряще, Богом возлюбленная Евфимие, с радостию воспеваем ти:
Радуйся, силою Божиею чудеса творяяй.
Радуйся, неверующых исцелением своим удивляяй.
Радуйся, ангелом незримо охраняемая.
Радуйся, крепкой мышцею Господней укрепляемая.
Радуйся, яко во славу Христа подвизалася еси.
Радуйся, яко исповеданием своим Господа прославляла еси.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 6

Проповедницею славы Божией явилася еси, богомудрая Евфимие, к пещи бо огненней приведенная, огня вещественнаго не убоялася еси, огнем любви ко Богу пламенея. На небо очи возведя, молитву Господу творила: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет чудный воином Виктору и Сосфену, во огни бо дивное видение узреша: пред ними ангели Божий предсташа, огнь разметая и воспящая невесты Христовой касатися. Увидев чудо сие, мучителю глаголаша: «Не посмеем мы коснутися к сей святей деве и ввергнути ю в огнь, аще бо и повелиши главы нам усекнути, ибо зрим мы чудо велие, еже ты не зриши. И не терпети нам ярость твою, нежели гнев светоносных мужей, в пламене огненнем стоящих». Купно с благоразумными воины, воспеваем ти, мужественная Евфимие:
Радуйся, яко пламени огненнаго не убоялася еси.
Радуйся, яко паки ангельским заступлением сохранилася еси.
Радуйся, яко к свету истинному Виктора и Сосфена привела еси.
Радуйся, яко им в Бога уверовати помогла еси.
Радуйся, силою молитвы своея огнь в пещи угасившая.
Радуйся, паки чудо ново пред всеми сотворившая.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 7

Хотящу тя погубити, повеле нечестивый мучитель твой, доблестная Евфимие, иным воином Кесарю и Варию паки тя в пещь ввергнути. Пламя сильное попали сих неразумных воев, ты же, ликуя посреди пещи, яко в чертозе светлем, песнь триех отроков воспевала еси, славя Бога: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо людем неверующим показа Господь, огнь бо не коснуся святой Евфимии, ибо Сам Жених нетленный Иисус Христос тайно прииде в пещь к невесте Своей и ороси ю небеснею прохладою. Мы же, изумляяся чудеси сему, поем ти умиленно:
Радуйся, от пламене огненнаго Господом сохраненная.
Радуйся, росою небесною Им орошенная.
Радуйся, целою и здравою из пещи изшедшая.
Радуйся, в изумление дивное всех приведшая.
Радуйся, яко паки мучителя посрамила еси.
Радуйся, яко веру на поругание тому не дала еси.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 8

Странно есть видети нечестивому проконсулу чудесы, на тебе творящиися силою Божиею, преславная Евфимие, не ведая более чесо сотворити с тобою, повеле в темницу тя ввергнути. Послежде воев Виктора и Сосфена к себе призвавши, повеле им идолом мерзким поклонитися. Они же, Господу поклонишася, славя имя Его святое: Аллилуиа.

Икос 8

Всех Господь и Создатель просвети светом истины Виктора и Сосфена, шедшим бо им на казнь и усердно Богу молившимся, раздася с Небеси глас Божественный, ко упокоению их призывающий. С радостию души своя Богу предавши, ныне на небесех купно с тобою, святая Евфимие, воспевают Бога, с ними же приими и наша похвалы сия:
Радуйся, яко душы многих исповеданием своим к Богу привела еси.
Радуйся, яко с ними ныне ликуеши на Небеси.
Радуйся, чистотою своею присно сияяй.
Радуйся, звездою яркою нам блистаяй.
Радуйся, в Царство Божие нас путеводящая.
Радуйся, всем нам спастися хотящая.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 9

Всею душею своею Бога славила еси, достоблаженная Евфимие, егда ведену ти бывшу на судище, воспевала еси Ему: «Боже, песнь нову воспою Тебе и буду славити Тя посреди племен и языков, Ты бо еси Единый истинный Бог и несть инаго Бога, паче Тебе!». С тобою и мы воздаем хвалу истинному Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийство человеческое не довлеет по достоянию восхвалити вся претерпенныя тобою мучения и страдания во славу Бога истиннаго: не можаху бо нечестивый мучитель твой принудити тя жертвы идолом воздати, повеле повесити тя и тело твое острыми ножами строгати. Ты же, силою Божиею, и послежди сего мучения невредима осталася еси. Мужество и долготерпение твое прославляя, дражайшая Евфимие, вопием ти умиленными гласы:
Радуйся, кровию себя от главы до ног обагрившая.
Радуйся, кровию истекшею душу свою убелившая.
Радуйся, повешение со Христом претерпевшая.
Радуйся, в страданиих лютых Бога воспевшая.
Радуйся, яко воспевая Бога, укрепилася еси.
Радуйся, яко в мучениих с Господом сочеталася еси.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 10

Спасти хотящи душу твою, тело свое не жалела еси, прехвальная Евфимие, и в ров изрытый, гады и ехидны исполненный, небоязненно вошла еси, крестным знамением себя осеняя и ко Господу моляся: «Свете мой Иисусе Христе! Ты во утробе воднаго зверя невредимым Иону сохранил еси, Ты избавил еси Даниила от уст львовых, сохрани и мя крепкою руку Твоею, да прославится во мне имя святое Твое, да воспою Тебе песнь славы: Аллилуиа.»

Икос 10

Стеною твердою и неодолимою бысть тебе Господь, на Него же упование свое возлагала еси, славная дево Евфимие, яко изо рва воднаго, по милости Божией, невредима от гадов и змий вышла еси, мучителя жестокость и неверие посрамляя. Того ради приими хваления наша, с любовию тебе приносимыя:
Радуйся, в ров безбоязненно вшедшая.
Радуйся, погибели в нем не нашедшая.
Радуйся, в вере своей мучителем неодолимая.
Радуйся, Божией десницей верно хранимая.
Радуйся, яко и твари водныя тебе не вредиша.
Радуйся, яко и ангели тебе служаху и от смерти храниша.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 11

Пение похвальное приносим тебе, богорадованная Евфимие, немогущии разумом своим постигнути, яко ты, столь млада сущи, такия велия страдания претерпевала еси: ты бо по острым мечам и копиям, хврастием и землею прикровенным, яко птица, легце прешла еси, Господа преславно восхваляя: Аллилуиа.

Икос 11

Свещею, немерцаемо горящею и мрак идольский разгоняющею, явилася еси, богомудрая Евфимие, слышаще бо людие неверующии, яко ты неустанне восхваляеши Господа: «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его», в вере истинней просвещахуся, с ними же приими и наша похвалы тебе:
Радуйся, Господа верно и неустанно прославляяй.
Радуйся, на Его Единаго искренне уповаяй.
Радуйся, яко проконсула терпением своим посрамила еси.
Радуйся, яко в сети, им расставленныя, не уловилася еси.
Радуйся, преодолением страданий своих мучителя утомившая.
Радуйся, от истиннаго Бога ни на шаг не отступившая.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 12

Благодатию данною ти от Бога, новыя страдания претерпела еси, доблестная Евфимие, яже на тя мучитель твой воздвиже: перепилити бо тя намереваяся, не возможе вреда тебе причинити, на раскаленных углиях сожигати тя повеле, абие углие ангелы, с тобою неотступно пребывающии, остудиша. Ты же, вся мучения мужественно преодолевая, Подателю сил и крепости Господу Иисусу воспевала неустанно: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще крепкия подвиги твоя, хвалим терпение и смирение твое, боговенчанная Евфимие, ими бо врага невидимаго посрамила еси и венец нетленный от Господа на Небеси стяжала еси. Темже на последнее мучение твое ведомая, осуди бо тя мучитель твой на снедение зверем, молилася еси ко Господу: «Господи сил! Ты явил еси на мне Твою непобедимую силу и неодоленную десницу, Ты показал еси немощь бесов и безумие мучителя, а мене поставил еси высше всех мучений. Приими ныне мою жертву, принесенную Тебе от души сокрушенной и смиреннаго духа, и упокой душу мою в селениих святых и в лице мученик, яко благословен еси во веки». Просвети и нас, всехвальным исповеданием твоим, да зовем ти умиленно:
Радуйся, яко лютыя звери ноги тебе лизаху.
Радуйся, яко причинити вреда зверие тебе не можаху.
Радуйся, глас с Небеси, во обители горния тя призывавший, услыхавшая.
Радуйся, с радостию душу свою Господу отдавшая.
Радуйся, яко с почестьми родители твоими погребена была еси.
Радуйся, яко чрез пролитие крове своея невестою Жениха Небеснаго стала еси.
Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная.

Кондак 13

О, святая великомученице Евфимие, Господа неустанно в мучениих своих восхвалявшая и от благодарных чад Божиих всехвальною нареченная. Научи же и ны все упование наше на Единаго Господа возлагати, да Им Единым в бедах и скорбех наших укреплятися, да возможем причастницами Царствия Его стати, в нем же с тобою воспевати Ему будем: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Святая великомученица Евфимия пострадала при царе Диоклетиане в начале 4-го века в городе Халкидоне. Правителем Халкидона был Приск. И к нему привели святую Евфимию. Сначала правитель пытался ее соблазнить подарками и обещаниями. Но Евфимия твердо ответила, что верует во Христа и надеется, что Он ей поможет, и поэтому не боится мучений.

Тогда Приск разозлился и стал резать ее тело ножами и ломать ей суставы. А Евфимия просила Бога о помощи. И явился ангел Господень и исцелил ее. Но мучитель не поверил чуду. Он велел развести огонь в огромной печи и бросить туда святую. Но воины Виктор и Сосфен увидели в печи ангелов Божиих и не стали мучить Евфимию. За это их осудили на смерть. Воины исповедали веру Христову, и души их отошли ко Христу.

А Евфимию опять стали бить и резать ножами, и опять исцелил ее ангел. Тогда Приск повелел выкопать глубокую яму, напустить туда ядовитых змей и бросить в нее святую. Но Евфимия помолилась Богу и, войдя в яму, не потерпела вреда. Приск велел избить ее палками и хотел перепилить пилой, но не смог; хотел изжарить святую на огромной сковороде, но сковорода охладела, ибо ангел Господень берег Евфимию.

Наконец мучитель решил отдать ее на съедение диким зверям. Евфимию повели в цирк, и дорогой она умолила Бога, чтобы Он взял ее душу к Себе. В цирке львы и медведи стали ласкаться к Евфимии, и только одна медведица нанесла ей небольшую рану, из которой истекла кровь. И послышался голос с неба, призывающий святую в горние обители, и душа ее отлетела ко Господу.

Тотчас потряслась земля, и разрушились многие бесовские рамы, народ в ужасе разбежался из цирка, а тело Евфимии осталось лежать на земле. Пришли мать и отец мученицы, благочестивые христиане, и похоронили ее за городом. Они радовались и благодарили Христа за то, что Он даровал их дочери мученический венец и вселил ее в Небесное Царство. Аминь.

Загрузка...