docgid.ru

Можно ли православному носить крест паломника. Иерусалимский крест – символ христиан

Крест, возможно, является самым известным символом христианства, но нигде эта иконография не имеет решающего значения или укоренилась в культуре, как в Армении. Армян часто называют людьми креста и их земли; земля креста.

Куда бы вы ни отправились, тысячи хачкаров, или армянских крестов, пронизывают горную цепь древнейшей христианской нации в мире, обеспечивая редкий взгляд на искусство армянского духовного выражения.

Начиная с 4-го века преобразование армян и установление христианства как государственной религии в 301 году н.э. издали новую эру национального самосознания.

Таким образом, крест был размещен в центре армянской иконописи. Результаты которых оставили много недоумений в свое время до сегодняшнего дня. Когда крестоносцы отваживались забраться в высокогорье Армении, они неизбежно вступили в контакт с армянским крестным почитанием.

Армяне в Киликии получили мощных союзников среди франкских крестоносцев, лидер которых Годфри де Буйон принял проект « креста» из армянской иконописи того времени.

Армянская помощь крестоносцам была описана Папой Григорием XIII в его Ecclesia Romana:

«Среди добрых дел, которые армянский народ сделал для церкви и христианского мира, особенно следует подчеркнуть, что в те времена, когда христианские князья и воины отправлялись на Святую Землю, ни один народ или нация, не проявили тот же энтузиазм, радость и веру и не пришли пришли на помощь крестоносцам, как это сделали армяне, которые снабжали крестоносцев лошадьми, обеспечение и командование. Армяне помогали воинам с полной храбростью и лояльностью присущей им во время Священных войн».

Дружеские отношения между армянами и крестоносцами были увязаны между собой между ними часто возникали смешанные браки. До того, как стать царем и основать первое государство крестоносцев, которое приняло этот символический крест, брат Годфри Болдуин из Булони был первым герцогом Эдессы (армянской Урхой, Урфа), которым он стал в результате усыновлением в качестве сына армянского принца Тороса из Урха. Болдуин также женился на дочери принца Тороса, которая стала первой Царицей .

Царство Армянской Киликии происходило в княжестве, основанном c. 1080 году династией Рубенидов, ответвлением более крупной семьи Багратидов, которая в разное время занимала престолы Армении и Грузии.

Армянский королевский дом Багратуни (грузинский Багратиони) позже утвердились как правители Иберии (современной Грузии), распространяющие использование Иерусалимского креста в Грузии в XIV веке.

Средневековый монах Томас Кемпис, по вопросу о Кресте, однажды заметил: «На Кресте — спасение; в Кресте — жизнь; на Кресте — защита от наших врагов; в Кресте — вливание небесной сладости; в Кресте — сила духа; на Кресте — радость духа; в Кресте — превосходство добродетели; в Кресте — совершенство святости … ». С 2010 года армянские Хачкары, их символизм и мастерство записаны в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Давайте посмотрим на некоторые ранние примеры креста в Армении. PeopleOfAr

Таллиннский собор является армянским кафедральным собором седьмого века в городе Талин, Армения.
Монастырь Варагаванк (XII век), с иерусалимским крестом, вырезанным на стенах.
Nor Varagavank monastery (12th century), with Jerusalem crosses carved on the entrace
St. James cathedral (12th century) Khachkar Armenian church in Jerusalem
Хачкары IV века Гегардский монастырь — Армения
Пещерная церковь Авазан (IV век) — Монастырь Гегард — Армения
Geghard Monastery (4th c.) – Armenia
Монастырь Аратес (8 век) хачкар
Geghard monastery cross-stone
Armenian Khachkars of Artzap
Armenian cross-stone at 4th century A.D. Akori monastery at the slope of mt. Ararat
Флаг Киликийского царства 1344
Флаг Corycus Cilicia
Киликийский флаг согласно европейским источникам
Flag of prince Rouben
Флаг Себастии
Военное правление царства Арцах
Флаг Царства Арцах

) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест - это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» - это чаще всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.

Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня , а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).

Крест крестоносцев (или иерусалимский крест ) часто используется на покрывалах на алтаре . Большой крест - символ Христа , четыре маленьких - символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий , распространяющих учение на все четыре стороны света. Один из вариантов иерусалимского креста изображён на флаге Грузии .

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии - 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крест крестоносцев" в других словарях:

    Представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман и иудеев (1099, Первый крестовый поход)… … Католическая энциклопедия

    КРЕСТОНОСЦЕВ КРЕСТ - представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. В качестве герба этот крест был взят норманнским завоевателем Годфридом Бульонским, который стал Охранителем Святой Гробницы и первым правителем Иерусалима после его освобождения от… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Крест ордена Гроба Господня Флаг Грузии Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Так называются военные экспедиции, имевшие в виду интересы христианской религии и церкви и направлявшиеся сначала (с конца XI в.) на Восток против мусульман, а потом также против еретиков и языческих народов. Крестовые П. на Востоке против… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Запрос «крестоносцы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Крестовые походы … Википедия

    Запрос «Крестоносцы» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Крестовые походы 1 й крестовый поход Крестьянский крестовый поход Германский крестовый поход 2 й крестовый поход 3 й крестовый поход … Википедия

    Запрос «Крестоносцы» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Крестовые походы 1 й крестовый поход Крестьянский крестовый поход Германский крестовый поход 2 й крестовый поход 3 й крестовый поход … Википедия

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ I - [Вост. Римская империя, Византия], позднеантичное и средневек. христ. гос во в Средиземноморье со столицей в К поле в IV сер. XV в.; важнейший исторический центр развития Православия. Уникальная по своему богатству христ. культура, созданная в В … Православная энциклопедия

Книги

  • Сейд , Аждар Улдуз. От Каира и до Рима, от палачей-джалладов, крестоносцев - и до асассинов, история, объединившая в себе три крестовых похода, и сжавшая их до одной человеческой жизни... Убийца, принимающий…
  • В поисках утраченного клада. По следам скифского золота и сокровищ крестоносцев , Филипп Эльмих. При сносе старинного особняка обнаружена опись золотого клада, спрятанного когда-то на этом месте и изъятого в годы революции. Как могли оказаться в одной коллекции скифские изделия и…

В прошлом году (июль 2016) в журнале «Монастырский вестник» было опубликовано интервью с настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме игуменией Георгией (Щукиной). Многие паломники, как из России, так и из других уголков мира, специально едут в обитель, чтобы испросить благословение матушки, побыть рядом с человеком, чье сердце и глаза исполнены любовью к Богу и людям. В настоящее время игумения Георгия находится в тяжелом состоянии в одной из больниц Иерусалима. Просим наших читателей помолиться о ней.

Перед каждым богородичным праздником мы слышим в храме евангельские слова: «Воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов». Божия Матерь, получив известие от архангела Гавриила, поспешила из Назарета в град Иудов, что недалеко от Иерусалима, где жила ее родственница, мать святого Иоанна Предтечи Елисавета. Сейчас на месте встречи Девы Марии и праведной Елисаветы находится русский Горненский женский монастырь. Последние годы в истории обители неразрывно связаны с именем игумении Георгии, которая вот уже 25 лет несет здесь крест игуменского служения. В ноябре 2016 года матушка отметила свой 85-летний юбилей. Корреспондент МВ посетила Горненскую обитель и побеседовала с его настоятельницей о жизни и миссии русских монахинь на Святой Земле.

Святой Свет

Дорогая матушка Георгия, Христос Воскресе! Очень радостно приветствовать Вас этими словами на Святой Земле, где произошло Светлое Христово Воскресение.

Воистину Воскресе! Да, мы здесь живем в совершенно особенном месте, ведь Святую Землю называют Пятым Евангелием.

Наверное, каждый христианин мечтает о том, чтобы хоть раз в жизни пережить время Страстной седмицы и Пасхи Христовой в Иерусалиме. Если это произошло в жизни человека, все последующие годы он будет мысленно возвращаться в ту свою иерусалимскую Пасху. Как Вы думаете, почему побывать здесь столь важно для православного человека?

Находясь в паломничестве по Святой Земле, христианин своими глазами видит места евангельских событий. После этого он и Евангелие по-другому читает, воспринимает слова глубже и постепенно меняет свою жизнь на более духовную. А если посчастливится быть в Израиле на Вербное Воскресенье, в дни Страстной седмицы и Пасхи, то намного сильнее, глубже переживаешь события этих дней.

Например, вечером Лазаревой субботы мы с сестрами под звон колоколов с пальмовыми ветвями идем от того места, где Господь сел на ослика, до стен Старого города - то есть шествуем вместе со Христом в Иерусалим. В Великую Пятницу направляемся по Крестному пути Спасителя, а в Великую Субботу стремимся к Святому Гробу, чтобы увидеть и поклониться Его Святому Свету - так на Святой Земле называют Благодатный огонь. В этот день душа ликует и за все благодарит Господа.

Находясь в Иерусалиме в эти святые дни, можно особо прочувствовать, как много сделал и делает для нас Господь, и как мало мы отдаем Ему, как черство бывает наше сердце.

Попасть в храм Воскресения Христова на схождение Благодатного огня сейчас очень трудно. Но, даже получая Огонь, стоя в лабиринтах улиц Старого города, испытываешь настоящую пасхальную радость. Я бы даже сказала, что праздник Пасхи начинается в ту самую минуту, когда сходит Благодатный огонь. Поэтому время его схождения так ждет весь христианский мир.

Да, попасть к Гробу Господню с каждым годом становится все сложнее. Я в этом году впервые за 25 лет не поехала, для меня это уже тяжело. Когда я приехала на Святую Землю в 1991 году, перед Вербным Воскресеньем паломников практически не было. В свою первую Великую Субботу в Иерусалиме я стояла прямо у Кувуклии, в храме были только местные христиане. Когда сошел Святой Свет, Патриарх Иерусалимский Диодор спокойно вышел из Кувуклии, и мы прямо от его свечи зажгли свои. Сейчас все совсем по-другому.

- Говорят, во время схождения Благодатного огня весь храм освящается яркими всполохами.

Я помню, как раньше в храме Воскресения повсюду сверкали белые и розовые вспышки. Сейчас уже гораздо меньше этих всполохов. Еще на всю жизнь запомнилось, как в мою первую Пасху на Святой Земле, сразу после схождения Благодатного огня, отец Пантелеимон, который по сей день дежурит у Гроба Господня, провел меня прямо в Кувуклию. Ему сказали, что приехала новая игумения из Горненского монастыря.

И вот, я со страхом вхожу в Гроб и вижу, что вся плита - влажная, стоит благоухание (во время схождения Святого Света плита всегда становится влажной). Я счастливица, видела это чудо своими глазами, мне это очень много сил тогда придало.

Избранница Богородицы

Вы упомянули, что приехали в Иерусалим перед Вербным Воскресеньем. Как это произошло и что этому предшествовало?

Меня привез сюда Святейший Патриарх Алексей II. Мы прилетели 27 марта 1991 года. До меня пять с половиной лет игумении в Горненской обители не было. А я до этого восстанавливала Иоанновский монастырь на Карповке - обитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. При мне, в 1990 году, в монастыре состоялось прославление дорогого батюшки (так мы называем отца Иоанна). Было огромное торжество, одних архиереев 20 человек - для тех времен это очень много. Служба проходила на улице.

На Карповке я игуменией не была, монастырь был восстановлен как Пюхтицкое подворье. Я была там старшей сестрой. Уже после прославления отца Иоанна Кронштадтского как-то звонит Святейший Патриарх Алексий II и говорит, что надо потрудиться в Горненской обители в Иерусалиме. Я стала возражать: «Святейший, я же языка не знаю, вообще ничего не знаю, как я буду?» А он отвечает: «Мать Георгия, на сегодня у меня только одна ваша кандидатура. Сколько сможете…»

- Это назначение было для Вас полной неожиданностью?

Вы знаете, я часто ездила за советом к старцу Николаю Гурьянову. Когда в Пюхтицах жила, меня игумения Варвара к нему посылала. Если были какие-то вопросы, то все к батюшке. Однажды приехала, он, как всегда, с любовью встретил. Посидели, чайку попили, а потом отец Николай говорит: «Пойдем в храм, Матери Божией помолимся».

Заходим в храм, он берет меня за руку и ведет в алтарь. Недоумеваю про себя: зачем в алтарь-то? Сбросила туфли, захожу. Кладу один поклон, второй, а после третьего чувствую, что мне не встать. Не пойму, что же случилось.

В алтаре печь была, рядом с ней стоял большой железный крест. Этот крест мне батюшка на спину положил, поэтому я встать и не могла. Отец Николай меня поднимает вместе с крестом и говорит: «Георгиюшка, неси, это твой иерусалимский крест». Я крещусь, говорю: «Какой крест, батюшка?» «Да твой, игуменский иерусалимский крест», - отвечает. Это задолго до звонка Святейшего было.

- А после звонка Его Святейшества Вы делились со старцем Николаем своими волнениями?

Да, приезжала к нему еще раз. «Батюшка, не знаю, как же я смогу?» «Не волнуйся, - отвечает, - Господь поможет, Матерь Божия тебя избрала». Говорю: «Святейший обещал, что я недолго там пробуду. Три-пять лет». «А я хочу, чтобы ты там и померла» - заключил отец Николай. И вот, уже 25 лет я на Святой Земле, не знаю, сколько Боженька еще отпустит…

Матушка, дай Бог Вам многая лета! В Вашу обитель часто приезжают служить владыки, священники из России, Грузии, Европы. Все любят Вас и Горненский. В этом году на Пасху в Иерусалим приезжала Нижегородская делегация в составе 150 человек. В Лазареву субботу монастырь посетил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов). Владыка отметил, что с Вашим именем связано возрождение Горненской обители, укрепление ее монашеского духа и благоустроение, что все это очень многотрудно и одному Богу известно, сколько это требует Ваших слез и молитв. А глядя на Вас, можно подумать, что Вы освобождены от всяких забот, потому что всегда радостны, добры, утешительны. Как Вам это удается?

Когда я жила в Пюхтицах, то еще застала старых монахинь, знавших отца Иоанна Кронштадского. Они рассказывали, что он всегда говорил: «Сестры! Безропотно несите послушание. Три шага до Царствия Небесного. Но только, безропотно!»

Я в монастыре за святое послушание. Действительно, когда Святейший Патриарх Алексий II меня привез на Святую Землю, я не знала, с чего начинать. Ни воды, ни света, ни отопления - ничего не было.

- Как же сестры тут жили?

Топили печки веточками разными. Воду использовали дождевую, которая во время зимнего периода собиралась в каменные цистерны. Вообще, климат в Израиле жаркий, отопление нужно только несколько недель в году. До меня сюда назначали игумению, ей климат не подошел. А мне, наоборот, хорошо (улыбается).

Я же блокадница, во время войны сильно обморозилась. Нас эвакуировали, везли по Ладожскому озеру. Потом в поезде ехали, я уже без сознания была. Когда прибыли в Орехово-Зуево, мама сдала нас в морг, как двух покойниц: меня и младшую сестричку Ниночку. Кто-то в морге заметил, что я очнулась, и отдал меня в больницу. Мне хотели ампутировать пальцы на руках и ногах. Господь помог, только на одной ноге пальцев нет. Мне 10 лет тогда было.

- Господь Вас хранил, матушка. А как Вам пришла мысль посвятить себя Богу?

Мама во время войны умерла. Я же вернулась в Ленинград, к тете. Ходила в храмы разные. Помню, на рождественской службе в храме святого князя Владимира священник сказал: «Дорогие братья и сестры, Сам Бог пришел на землю, родился, крестился, ради нашего спасения пострадал и воскрес! А что мы ему принесем?» Я стою, плачу, думаю: ничего у меня нет, кроме меня самой. «Возьми меня, Господи!», - подумала. Вот такое у меня появилось желание.

Я молилась, чтобы Матерь Божия благословила меня на монашеский путь. А тетя ни в какую не хотела опускать. Тогда я поехала к преподобному Серафиму Вырицкому. Батюшка уже лежал, не выходил, мне сказали, что можно написать ему записочку. Я подумала: как так, мне батюшку очень надо видеть. И вдруг из кельи выходят и меня приглашают.

Вокруг люди возмутились: многие уже со вчерашнего дня ждали. Я зашла в келью, встала перед отцом Серафимом на колени. Он меня благословил и спросил, что случилось. Сказала, что очень хочу в монастырь, а тетя не пускает. Отец Серафим ответил: «С Богом гряди. Матерь Божия тебя избрала. А тетушка твоя пусть ко мне приедет».

Тетя приехала к отцу Серафиму только после его второго приглашения. Он помолился, и в ней произошла перемена - она меня отпустила в монастырь.

Иде в Горний

Матушка, и преподобный Серафим Вырицкий, и старец Николай Гурьянов говорили Вам, что Вас избрала Сама Богородица. И это, действительно, так: Она привела Вас в Горняя, куда Сама пришла сразу после Благовещения. Расскажите, пожалуйста, как на этом месте появился монастырь?

Участок земли, где располагается Горненская обитель, был приобретен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным), который внес огромный вклад в становление Русской Палестины. При нем было приобретено 13 участков, среди них и место, где находится Мамврийский дуб, и участок на горе Елеон в сотне шагов от места Вознесения Господа и многие другие.

Здесь, в современном Эйн-Кареме, был дом праведных Захарии и Елисаветы, здесь у них родился святой Иоанн Предтеча, тут же три месяца гостила Дева Мария. Наиболее важные владения в Эйн-Кареме давно были приобретены францисканцами. Отец Антонин очень об этом печалился. Но в итоге, с помощью Божией, был куплен большой участок земли и католический монастырь оказался окружен русскими владениями. Фактически православные и католики разделили место дома праведных Захарии и Елисаветы.

А почему старейший храм обители назван в честь Казанской иконы Божией Матери и не связан с именами праведных Захарии и Елисаветы?

Сначала это был единственный храм в честь посещения Богородицей своей родственницы. Впоследствии храм переименовали. Связано это с одним чудом. Во время Первой мировой войны в Иерусалиме была эпидемия холеры, 8 сестер монастыря умерли. Монахини читали акафист перед образом Казанской Богоматери. Когда читали акафист в 12-й раз, икона сошла со стены, и сама обошла храм. Сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся. И болезнь, действительно, отошла.

С тех пор появилась традиция чтения акафиста 12 раз в летний престольный праздник, после всенощной. А еще каждый вечер одна из насельниц обходит монастырь с Казанской иконой в руках.

- Матушка, Горненская обитель отличается в богослужебном плане от монастырей России?

У нас в Горненском все читается и поется согласно церковному уставу, как и в российских монастырях, мы ничего не опускаем. Но у нас есть праздник, который больше нигде не отмечается - это праздник Целования.

После того, как отец Антонин основал Горненскую общину, он вынашивал мысль об учреждении специального праздника в воспоминание встречи Божией Матери и праведной Елисаветы. В 1883 году Указом Синода для Горней был утвержден праздник «Целование Мариино». Отец Антонин сам составил службу празднику.

Ежегодно 12 апреля из Троицкого Собора Русской Миссии к нам привозят икону Благовещения (в случае, если праздник Целования выпадает на Страстную седмицу, то празднование переносится, по уставу, на пятницу Светлой седмицы). Образ мы встречаем у источника, на который ходила Богородица, когда жила здесь. Все сестры при этом стоят с букетиками цветов.

Потом по дорожке, выстланной травой и цветами, мы несем икону к Казанскому храму. Образ пребывает в монастыре до дня рождества святого Иоанна Предтечи. В эти три месяца игуменией в обители являюсь не я, а сама Матерь Божия. В подтверждение этого рядом с иконой, облаченной в мантию, стоит игуменский жезл.

А еще у нас есть свой особенный образ Богоматери «Шествие Пресвятой Богородицы в Горняя». На нем изображена Дева Мария, идущая по каменистой дороге в оливковой роще.

Вы сказали, что архимандрит Антонин (Капустин) основал Горненскую общину. Так значит, раньше Горний не был монастырем? Как здесь была устроена жизнь?

Отец Антонин не хотел делать в Горней общежительный монастырь, поэтому в обители нет монастырских корпусов. Он хотел, чтобы общину возглавляла Сама Богородица, чтобы не было ни игумении, ни казначеи, ни благочинной. Когда насельница поступала в общину, она должна была заплатить Миссии за участок земли, на свои средства и на свой вкус построить дом, хозяйственные постройки к нему, развести сад, обязательно посадить кипарис и миндаль. Горняя постепенно превратилась в огромный сад - как вещественный, так и духовный. Община была преобразована в монастырь только в 1924 году.

Я правильно понимаю, что когда Вы приехали сюда, от былого великолепия мало что осталось? Однако сейчас в обители вновь цветущий оазис, обилие всевозможных вазонов с цветами, вымощенные камнем дорожки, лестницы. Невозможно налюбоваться на красоту этого места, надышаться здешним воздухом. А какой открывается вид из монастыря на холмы Иерусалима!

По приезде я застала многие домики насельниц и Казанский храм в состоянии, требующем капитального ремонта. Крыши текли, полы ходуном ходили. Общей трапезы не было, монахини сами готовили себе еду (это еще со времен основания общины так повелось), а сейчас утром, после литургии, у нас есть общая трапеза.

Территория была вся заросшая. Не было ни ограды, ни охраны, да много чего не было. Сестры зачастую жили в страхе и опасности. В начале 80-ых гг. в обители убили двух монахинь (мать и дочь) - это наши мученицы Варвара и Вероника. Их могилки на монастырском кладбище.

В общем, предстоял колоссальный объем работ. Через несколько месяцев после моего приезда Святейший Патриарх Алексий II прислал нам в помощь 20 семинаристов. Ребята начали расчищать территорию. Приходилось и местных арабов нанимать на работу, были помощники и из Пюхтиц.

- Ваш предыдущий опыт в Пюхтицах и на Карповке помог на Святой Земле?

В Пюхтицах у нас натуральное хозяйство было. Все сами делали: и огород сажали, и дрова заготавливали (матушка Георгия показывает фото огромной пюхтицкой поленницы), а тут ничего этого не было.

Питерский опыт и тот факт, что я сама из Санкт-Петербурга, очень помог. Однажды к нам совершенно неожиданно приехал тогдашний мэр Петербурга Анатолий Собчак. Уже после своего визита в Иерусалим он прислал в обитель квалифицированных рабочих, электриков, строителей.

Кажется невероятным, что удалось построить такой большой собор во имя всех святых, в земле Русской просиявших. Его золотые купола, горящие на солнце, - украшение Горнего. Они видны издалека, как маяк для паломника. У нас в паломнической группе был случай. Одна паломница очень устала в пути и решила, что хватит с нее поездок по святым местам. Так вот, мы уже выехали на автобусе в аэропорт, она обернулась, увидела купола монастыря и сказала: «Я сейчас подумала: если обернусь и увижу купола, то обязательно снова приеду».

Слава Богу, что строительство собора началось еще до революции. Ведь новых храмов в Иерусалиме теперь строить нельзя, можно только достраивать то, что не было достроено. Стены собора без крыши простояли почти 90 лет. Внутри огромные деревья выросли. Когда мы начали расчистку территории, над нами вертолет кружил: власти смотрели, что это русские затеяли. Много раз приходилось объяснять, что нового ничего не строим. Милостью Божией, Патриарх совершил великое освящение собора в ноябре 2012 года.

- Помимо благоустройства построек и территории Вам пришлось и духовную жизнь в монастыре налаживать?

Да, службы в то время проходили в обители время от времени, когда из Миссии присылали священника. Сейчас каждый день у нас служба: утром и вечером. Всегда, когда положена литургия, она совершается. Это очень важно.

У нас постоянно живут два служащих священника: один семейный, другой монах. Они очень контрастны по характеру, но вместе создают особенную, неповторимую гармонию: протоиерей Виктор - темпераментный, яркий, харизматичный, очень любит петь и поет красиво. Иеромонах Иннокентий - скромный, тихий, вдумчивый. Оба - духовные, внимательные, замечательные священники.

В Горненском очень проникновенные службы. Честно говоря, не хочется отсюда никуда на службу уезжать. У Гроба Господня богослужение совершается на греческом языке, а все-таки очень важно понимать, что поется и читается.

Побывать на ночной литургии у Гроба Господня для паломника необходимо. Сестры стараются ездить туда практически каждую неделю. Раньше наших монахинь приглашали петь на литургии у Гроба. Теперь такого нет.

Языковой барьер присутствует, конечно. Сестры за долгие годы научились понимать греческое богослужение, а паломникам тяжело. Поэтому на большие праздники, а на Пасху особенно, наши паломники предпочитают быть на службе у нас, в русских храмах. Совершение богослужений - это важная часть нашей миссии на Святой Земле. После ночной литургии на Пасху мы все идем в трапезную. Угощение как в России: куличи, пасхи, крашеные яйца - все родное.

Матушка, Вы сами долго несли клиросное послушание в Пюхтицах и знаете, что большую роль в богослужении играет хор. Что можете сказать о клиросе в Горненском? По-моему, пение тут замечательное.

Сама я уже не пою на службах. Могу отметить, что часто нам не хватает певчих. Это связано с тем, что сестры, которые несут клиросное послушание, также ездят с паломниками в качестве гидов.

Есть у нас в Горненском свои распевы, которые нигде больше не услышать. Хор сейчас состоит в основном из молодых насельниц. Но есть в монастыре одна очень трогательная традиция: наш старейший регент, монахиня Вера, которая здесь живет уже 38 лет, регентует бессменно каждую среду. По отзывам и батюшек, и паломников, она очень молитвенно поет. Конечно, возраст дает о себе знать. Но, несмотря ни на что, даже если в среду приезжает священноначалие, поет матушка Вера.

Главная миссия - паломники

Есть какие-то особенности во времени совершения богослужений, связанные именно с тем, что монастырь находится на Святой Земле?

В Горненском свое время, мы не переходим на летнее время, как весь Израиль. Это делается потому, что на летнее время не переходит храм Гроба Господня. Когда я сюда приехала, сестры просили меня оставить все как есть, не менять время. В этом есть свои неудобства, бесспорно, так как в программе у паломников указано израильское время.

Мы назначаем расписание богослужений так, чтобы сестры и паломники смогли участвовать в тех событиях, которые происходят в Иерусалиме. К примеру, литургию Великой Субботы мы служим ночью, чтобы сразу после ее окончания все могли поехать на сошествие Благодатного огня. Есть и другие примеры.

- Пополняется ли монастырь новыми сестрами?

В 1991 году было около 50 сестер. Потом долгое время было 60, так как израильские власти не разрешали увеличивать число насельниц. Когда я была в Москве на торжествах по случаю интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, попросила его прислать нам еще сестер. Теперь нас 85 человек. Но обители все равно нужны новые молодые силы. Для начала можно приехать к нам потрудиться (обычно на три месяца).

Вы затронули тему послушаний в монастыре, а какое все-таки основное послушание русских монахинь на Святой Земле?

Святейший Алексий II, когда назначал меня в Горненский, сказал: «Матушка, ваша миссия - принимать паломников». Поэтому все наши силы направлены на то, чтобы паломники не думали о том, где им спать и что есть. Все это мы им обеспечиваем, и у человека остается больше сил на поклонение святыням Святой Земли.

В тех корпусах, где когда-то были богадельни для пожилых монахинь, мы оборудовали гостиницы с 2-х и 3-х местными номерами, есть кухня, чтобы перекусить и выпить чаю, пообщаться. В трапезной наших паломников мы кормим завтраком и ужином, а на день даем паек, чтобы люди не тратили в обед время на дорогу туда-обратно и больше побыли у святых мест.

После воскресных и праздничных литургий угощение предлагается и всем нашим прихожанам, но для них мы накрываем столы под навесом рядом с трапезной.

- Послушание гида, наверное, тяжело для монахинь, ведь приходится постоянно быть на виду.

Тут получается двояко. С одной стороны, эти сестры чаще других имеют возможность посещать святые места: Вифлеем, Фавор, а сейчас даже в Королевство Иордании ездят. Сестры молятся с паломниками, читают отрывки из Евангелия.

С другой стороны, нужно постоянно готовиться к рассказу для паломников, следить, чтобы все пришли в автобус, никого не забыть, плюс решать какие-то бытовые задачи. Все это рассеивает духовное внимание. Монахини устают. Но этот труд надо нести за святое послушание, это наша задача здесь. От сестры во многом зависит, какое впечатление останется у человека от поездки на Святую Землю, приедет ли он сюда вновь. Нужно быть чутким, внимательным, доброжелательным.

В Израиле повсюду чувствуется напряжение, в Иерусалиме - особенно. Наверное, по-другому и не может быть на земле, где распяли Господа. Но как только попадаешь в Горний, и за тобой закрываются ворота монастыря, сразу чувствуешь покой, понимаешь, что ты дома. Спаси Вас Господь за то, что Вашими трудами русский паломник может ощущать себя как дома за тысячи километров от родины. В Горненскую обитель хочется возвращаться снова и снова.

Спаси Вас Бог, приезжайте еще!

Иерусалим - это излюбленное место верующих всего мира. Ежегодно миллионы паломников посещают Святую Землю, чтобы поклониться святым местам, помолиться о здоровье своих близких, вымолить грехи и просто побывать там, где два тысячелетия тому назад был Иисус Христос. В Иерусалиме очень много знаковых мест и святынь, которые собирают возле себя людей с разных уголков мира. Все они надеются вымолить прощение за свои ошибки и получить благословение Господне.

Самым главным местом для поклонения является на месте которой когда-то был богат святыми местами, но это основное из них. Построена церковь была еще царем Соломоном, но история ее довольно трагична. Она страдала то от завоевателей, то от пожаров. Первый Храм был разрушен до основания, но в скором времени на его месте был построен Второй Храм. Возведенное сооружение значительно уступало по красоте первоначальной постройке, но все же почиталось всеми верующими людьми. Отстроенная святыня была сожжена дотла во время Иудейской войны. Все, что осталось до наших дней - это стена, к которой сходятся верующие, чтобы попросить помощи у Господа.

Побывав на Святой Земле, нельзя возвращаться домой с пустыми руками. Здесь на каждом шагу предлагается огромное количество сувениров: иконы, крестики, браслеты, брелоки, четки, красные нити, ханукии и еще много чего. Но туристов больше всего интересует иерусалимский крест. Можно купить крестик из золота или другого металла. Он станет настоящим оберегом и талисманом, охраняющим своего владельца от бед.

Иерусалимский крест состоит из одного большого креста и четырех маленьких. Существует несколько его обозначений. Согласно одному из них, он символизирует Иисуса Христа и его четырех апостолов, написавших четыре Евангелия. Есть предположение, что этот символ обозначает самого Иисуса и четыре раны, полученные им при распятии. Существует еще и третья версия, согласно которой Иерусалимский крест - это символ распятия и четырех гвоздей, найденных на Святой Земле.

Очень часто этот символ путают с крестом крестоносцев, но они совершенно разные. Символ крестоносцев выглядит как красный равносторонний крест на белом фоне. Его носили при всех Считается, что Иерусалимский крест является знаком гроба Иисуса. Этот орден существует и в наше время. Он сотрудничает с католической церковью, сохраняет верность Папе, способствует распространению и укреплению католической веры.

Иерусалимский крест используется не только в виде украшения. Его очень часто можно увидеть на покрывалах на алтаре. Также он изображен на флаге Грузии. Хоть этот символ и един, но существует несколько его модификаций, которые являются символами различных духовных и военно-монашеских орденов, в том числе ордена Гроба Господня и ордена тамплиеров (Храма Соломона).

Этот крест принято считать символом первых христиан, поэтому он способствует объединению всех христианских церквей. Может, именно поэтому он изображен в виде мозаики на надгробии лидера группы Гражданская Оборона, Егора Летова. Он почитал этот символ, называя его Принято считать, что Иерусалимский крест защищает от невзгод, дарует умиротворение. А еще многие европейские наградные ордена имеют такую форму. Возможно, такая традиция дошла до нас со времен крестовых походов, когда рыцари возвращались с Востока с такими отличительными знаками.

Иерусалимский крест: где его можно увидеть

Этот знак вы могли видеть на флаге Грузии. Если же вы совершали паломничество в Храм Иерусалима, то, вероятно, он особенно вам знаком. Подобный символ мог неожиданно встретиться и на буддийских монетах и храмах, и на щитах и мечах эпохи Средневековья. Имя ему - Иерусалимский Крест.

Визуальное восприятие Иерусалимского креста

Этот знак представляет собой обыкновенно один огромный и четыре маленьких креста золотого цвета, которые находятся между пересекающимися линиями большого. Все это в классическом виде изображено на серебристом фоне, в некоторых вариантах - красным по белому, что четко видно на флаге Грузии и на эмблемах рыцарей-крестоносцев. Целиком это все символизирует четырех апостолов, написавших Евангелие, окружающих Иисуса Христа, или же раны последнего, которые были получены во время распятий. Используется Иерусалимский Крест на покрывалах для алтаря. Их часто можно увидеть в различных храмах и других местах, например, на рынках Израиля, где продаются подвески с изображением этого символа. Он символизирует обретение четырех реликвий христианства - гвоздей, которыми было прибито к распятию тело Божьего Сына. Считается, что они находятся не только в Палестине, но и в других странах. Также этот знак обозначает «королевство рыцарей Священного Города».

История путешествий символа: Иерусалимский крест в эпохах и странах

Впервые Иерусалимский Крест появляется на гербе, который полностью нарушал по цветовой гамме закон геральдики наложения одного металла на другой, «Хранителя и Защитника Гроба Господнего» Годфрида Бульонского, который занял вышеуказанный пост в 1099 году после освобождения от мусульманского народа Священного Града. Поговаривают, что именно от этого символа происходит и множество других, впоследствии часто изображаемых на всяческих наградах и медалях. Несколько же модифицированный Иерусалимский Крест также является знаком орденов Гроба Господня и Храма Соломонова (то есть тамплиеров). Также медаль с идентичным названием была учреждена кайзером Вильгельмом Вторым после его путешествия с супругой на территорию Святой Земли. Выдавалась она исключительно придворным, а с 1908 по 1909 год ею были награждены только пять человек.

История возникновения

В первый же раз Иерусалимский Крест появляется примерно в 420 году нашей эры при правлении императора Феодосия Второго, поводом для чего было посланное монарху видение данного знака в небесах и проявление его на одеждах свидетелей этого события. После данного случая огромное изображение креста было возведено на холме Голгофа. Монумент стал символом победы над смертью и напоминанием о том, как распяли Иисуса Христа. Он был уничтожен в 614 году персами, а также иудеями, восстановлен в 628 году, окончательно стерт с лица Земли в 638.

Православие

Крестик из золота в форме данного символа не одобряется Православной Церковью при ношении в качестве подвески. Но церковь не против его хранения в качестве сувенира из Иерусалима, в память о таком событии, как посещение Святой Земли.

Загрузка...