docgid.ru

Парадоксы клинических проявлений и диагностических критериев тревожных расстройств. Симптомы психосоматических расстройств Прогрессивное расслабление мышц

Любовные, дружеские, профессиональные отношения с другим порой являются для человека вожделенным предметом мечтаний, желаний, стремлений. И как все новое, эта часть жизни вызывает огромное количество тревоги. "Встреча" с другим человеком, в более широком понимании этого слова, вызывает бурю сомнений, волнений и ожиданий от другого и себя самого. Мы поговорим в этой статье о жизни в хроническом состоянии тревоги.

Со временем её может становиться меньше, или она разгорается с новой силой. Если говорить про отношения, то там мы часто отмечаем состояние тревожности, или тревоги в ситуациях, когда существует угроза отделения, разрыва отношений, хотя бы на время. Отъезд близкого, неизвестность о его местонахождении, например, когда он не отвечает на телефонный звонок. Возникает тревога от невозможности находиться в состоянии неопределённости. То есть к такой тип тревоги возникает в отношениях "слияния" со значимым близким. Где "он" — это "я", мы являемся двумя половинками одного целого. Любая угроза утраты этой, кажущейся цельности вызывает тревогу.

Выделяют тревогу свойство-склонность к реакции тревоги. И тревогу состояние — кратковременную преходящую эмоциональную реакцию.

Тревога и тело

Как проявляется тревога?

Тревога проявляется в двигательном беспокойстве, суетливости, специфической мимике (напряжённые мышцы лица), поверхностном, ускоренном дыхании. А для самого человека, испытывающего тревогу, это определённое ощущение в грудной клетке, учащённое сердцебиение, потливость и желание двигаться. На физиологическом уровне тревога-увеличение и учащение глубины дыхания. Дыхание становится поверхностным или часто прерывается, возникает ощущение нехватки воздуха. Любая акушерка знает, что во время родов основная задача женщины — находится в спокойном состоянии, тревога, суетливость вынудят женщину потерять силы во время родов, и существенно осложнит сам процесс родов. Поэтому грамотная акушерка или врач направляют и поддерживают женщину так, чтобы она сохранила силы для потужного периода, когда потребуются энергия для непосредственного процесса родов.

Соматические проявления тревоги

  • головокружение, предобморочное состояние;
  • "ком" в горле;
  • нехватка воздуха;
  • сухость во рту;
  • приливы жара или холода;
  • потливость, холодные и влажные ладони;
  • напряжение в мышцах;
  • тошнота, диарея, боли в животе;
  • учащённое мочеиспускание;
  • снижение сексуального желания;
  • снижение потенции.

Психологические проявления тревоги

  • беспокойство;
  • раздражительность и нетерпеливость;
  • напряжённость, скованность;
  • неспособность расслабиться;
  • ощущение взвинченности или пребывание на грани срыва;
  • трудности засыпания, страхи;
  • быстрая утомляемость;
  • невозможность сконцентрироваться;
  • ухудшение памяти;

Мысли, во время состояния-тревоги

  • Мы постоянно думаем о неразрешимых трудностях (о болезни близкого, о трудностях на работе).
  • Нас беспокоит, что мы беспокоимся — и от этого мы ещё больше беспокоимся (со мной что-то не так..).
  • Мы боимся, даже когда бояться нечего (любая, самая обычная ситуация, начинает пугать нас, словно земля уходит из под ног).
  • Мир вокруг представляется неуправляемым (словно мы ничем не можем себе помочь).
  • Мы каждую секунду считаем, что случится что-то страшное.

Вы можете провести небольшой эксперимент, если вы сознательно сделаете своё дыхание поверхностным, прерывая полный круг дыхания, где холодный воздух проходит через нос, опускается через горло и диафрагму и надувает живот, и прервёте своё дыхание на уровне грудной клетки, то вы начнёте испытывать состояние похожее на тревогу.

Тревога и страх

Нормальный уровень тревоги (как эмоционального состояния) необходим для эффективного приспособления к действительности. Тревога помогает нам защититься от внезапных угроз, сориентироваться. Когда опасность прекращается — тревога уходит. Чрезмерно высокий уровень тревоги — является реакцией, дезорганизующей поведение и деятельность и мешающей развитию личности. Тревожность характеризуется неопределённостью границ, отсутствием конкретного предмета или объекта тревоги ("боюсь чего-то вообще"). В ситуации, когда возникает опредмечивание тревоги, мы имеем дело со страхами. Страхи проявляются специфически на определённые ситуации и объекты (боязнь темноты, животных, сказочных персонажей, родителя, учителя, страх смерти, нападения, огня и пожара, болезни, стихии и пр.).

То есть главное отличие тревоги от страха, ведь на первый взгляд они похожи — это связанность с внешним объектом. Страх, привязан к чему-то конкретному, тревога неопределенна. Тревога истощает своего хозяина, она в отличие от страха не привязана к объекту. К примеру, человек испытывающий фобию перед пауками, будет стараться их избегать. Таким образом, сбережёт себе ресурсы для жизни. Тревожащийся человек живёт в вечном состоянии непонятного беспокойства. Пытается всевозможными способами "скинуть" этот груз, в бесплодных попытках уйти в суету, ненужные телефонные звонки, делая "все и ничего" разом, не получая результата от своих трудов.

Тревога-это конфликт, который усиливается, когда мы пойманы между нашим интересом к чему-либо и нашим страхом по отношению к этому. Хочу подойти к мужчине, женщине, который вызывает симпатию, но тревожусь. Хочу попросить у начальства повышения зарплаты, но опасаюсь. Тревога — это напряжение между "сейчас" и "потом", уход из настоящего в прошлое или будущее . Часто тревога появляется тогда, когда избегая чего-то "сейчас", мы начинаем беспокоиться о будущем, и оно требует некоторых действий по отношению к людям. Таким образом, эта брешь может быть заполнена разными способами — работой, заботой о других, суетой, (блужданием по интернету, уборкой), деятельностью, которая не приносит удовлетворения.

Тревога — возникает тогда, когда мы сдерживаем своё возбуждение, собственными или родительскими запретами. Приятное радостное ощущение, предвкушение отдыха и поездки на море, может превратиться тревогу, под действием собственных запретов и страхов. "Я хочу", прерывается запретами в виде "нельзя", "надо" и превращается в тревожное состояние.

Возбуждение — самоконтроль — тревога.

Патологическая схема порождения (поддерживания) тревоги внутри самого себя.

Хроническая тревога — это хроническая замена настоящего будущим, или настоящего прошлым. "А что будет завтра… ", "Вот, если бы тогда я…то… ". То есть человек находится в хроническом избегании сегодняшнего дня, он живёт завтра и вчера. Сожалениями о том, что не случилось и опасениями, тревогой о том, что будет завтра и послезавтра. Экзистенциальная тревога (или тревога смысла жизни) связана с осознаванием своего реального одиночества в мире, бессилия перед наступлением старости и смерти.

Тревога и тревожность

Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, неуспеха, с предчувствием неопределённой, грозящей опасности. В психологии под тревожностью понимают устойчивую индивидуальную особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги без достаточных оснований (А.В. Захаров (A.V. Zakharov), А.М. Прихожан (A.M. Prihodjan) и др.).

Важно обратить внимание на предрасположенность к реакциям в виде тревоги. Один и тот же факт у одного человека вызовет тревогу и беспокойство, а другого нет. Здесь важны различные факторы, которые формируют личность склонную в будущем к состоянию тревоги. Важны семейные особенности. По данным исследований, до трети случаев развития тревожного расстройства обусловлены генами и передаются от родителей к детям. И, конечно же, не менее важен фактор семейного воспитания. Тревожная, слишком беспокойная мать может передать свои модели поведения и взаимодействия с миром ребёнку через механизмы социального научения. Алкоголизация родителей, физическое наказание детей, тяжёлые утраты в детстве, развод родителей и другие стрессы, могут впоследствии стать почвой для развития избыточной тревоги. Тревожность имеет биохимический субстрат. Учёные выяснили, что тревожные расстройства могут быть связаны с дисбалансом химических веществ, которые участвуют в функционировании головного мозга (нейротрансмиттеров)— серотонина, дофамина, норадреналина.

Тревожность подразделяют на общую или генерализованную и специфическую (экзаменационную, межличностную и др.).

Тревога — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги обычно беспредметно, в то время как страх предполагает наличие вызывающего его объекта, человека, события или ситуации.

Тревожность — это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи.

Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определённых ситуациях, особенно, если это незнакомая, новая ситуация или обстоятельства. Например, выступление перед аудиторией с речью или собеседование. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, собраться.

Тревога свойственна всем людям, просто одни справляются с ней лучше других. Каждый человек имеет свои биологические часы. Нарушая свой внутренний режим, мы уменьшаем защитные свойства своего организма, заставляем его адаптироваться к дополнительным стрессогенным факторам.

Описанные ниже приёмы помогут вам жить спокойнее и лучше справляться с тревогой.

"Подстелить соломку"

Очень важно знать симптомы и признаки тревоги, в том числе телесные (об этом мы говорили выше), это поможет вам больше понимать её предвестники.

Составьте список тревожных для Вас ситуаций, подумайте о том, как их можно избежать.

Если уйти от них невозможно, то постарайтесь сделать их более щадящими для себя, возможно для этого нужно прибегнуть к помощи других лиц.

Забота о себе

Контролируйте приём продуктов содержащих кофеин (чай, кофе, кока-кола). Короткая передышка, которую они дают, может смениться ещё большей тревогой. Кофеин может усиливать беспокойство, нарушать сон, и даже провоцировать приступы паники.

В течение дня ешьте частыми небольшими порциями. Воздержание от еды приводит к понижению уровня сахара крови, что может вызвать тревогу и раздражительность.

Сделайте свою жизнь проще: не взваливайте на себя гору дел — делайте за один раз что-то одно.

Необходимо научиться методам релаксации (послушайте музыку, примите ванну, прогуляйтесь, почитайте, сходите в кино или посмотрите телевизор с кем-то из близких, займитесь спортом, сходите в бассейн, помедитируйте, займитесь йогой).

Опираться на другого

В состоянии тревоги важно поговорить с кем-то кому вы доверяете, супруг, друг, ваш психолог. Тревога и беспокойство обостряются, когда Вы чувствуете бессилие и одиночество. Чем больше Вы будете обращаться к другим людям, тем менее уязвимыми Вы будете себя чувствовать.

Если вы тревожитесь из-за ссоры, поговорите с кем-нибудь, кого она не затрагивает.

Не вовлечённый в конфликт человек, посмотрит на ситуацию со стороны и возможно, поможет вам найти выход.

Разумное планирование

Составьте распорядок дня и следуйте ему. К установленному расписанию организм быстро привыкнет, и будет работать с меньшей нагрузкой.

Замечайте признаки переутомления. Постарайтесь высыпаться. Тревога и беспокойство могут вызывать бессонницу. С другой стороны недостаток сна может также способствовать развитию тревоги. Когда Вы лишены сна, стрессоустойчивость крайне низка. Когда Вы хорошо отдохнули, гораздо легче сохранить душевное равновесие, являющееся ключевым фактором в борьбе с тревогой, и перестать беспокоиться.

Учиться быть в неопределённости

Неспособность находиться в неопределённости играет огромную роль в формировании тревоги и тревожности. Важно понять, что тревожащийся человек пытается не только предсказать своё будущее, но и надеется направить это будущее в желаемое русло.

За тревогой очень часто стоит неосознаваемый контроль, самого себя, других людей и ситуации. Страх человека заключается в том, что он опасается, что "все пойдёт не так".

Проблема состоит в том, что таким образом не удастся сделать свою жизнь более предсказуемой. Есть иллюзия, что контроль может снизить тревогу. Но важно понять, что именно он первичен в создании переживания тревоги. Желая контролировать, мы начинаем раздувать тревогу внутри себя. Здесь придётся принять тот факт, что мы можем держать под контролем далеко не все, большая часть событий нашей жизни идёт своим чередом. Мы не можем управлять действиями других людей, есть вещи, перед которыми мы бессильны.

Необходимо начинать с того, чтобы учиться проживать состояние неопределённости поэтапно, можно начинать с 1 минуты в день. Стараться обращать своё внимание на то, как вы чувствуете себя в неопределённости, какова ваша основная реакция в такие моменты (бессилие, гнев, тревога, страх и т.д.). Умение находится в неопределённости — ключ к устранению тревоги.

Опора на тело

В такие моменты важно опираться на собственное тело, поскольку мысли могут быть пугающими, важно сохранить телесную опору в первую очередь на своё дыхание, а также опору на ноги (стараться чувствовать, как стопы касаются земли, лучше одеть удобную обувь, либо постараться снять обувь на каблуке, в моменты, когда тревога особенно сильна). Интенсивность волнения снизиться, если вы будете делать глубокие вдохи и выдохи, а также будете обращать внимание на то, как вы дышите. Гипервентиляция — причина таких симптомов, как головокружение, одышка, и онемение рук и ног. Это физиологические симптомы страха, который в дальнейшем приводит к тревоге и панике. Но, восстановив глубокое дыхание при помощи диафрагмы, можно снять эти симптомы и успокоиться.

Нет — негативному мышлению

Негативное мышление, ожидание "плохого" результата может быть фактором провоцирующим тревогу. Негативное мышление заставляет нас "раздувать" тревогу, внутри себя, ожидая самый худший вариант. Внутренняя картина мира, не предполагает, что может случиться что-то хорошее. Эти иррациональные, пессимистические взгляды известны как когнитивные искажения.

Хотя когнитивные искажения не основаны на реальности, они не устраняются легко и просто. Как правило, они являются частью непрерывного образ мышления и настолько автоматичны, что многие люди даже не осознают их.

Прогрессивное расслабление мышц

Когда Вас охватывает тревога, прогрессивная мышечная релаксация может помочь снять напряжение мышц и взять тайм-аут. Методика связана с систематическим напряжением, и последующим расслаблением различных групп мышц. По мере расслабления тела, Ваш мозг тоже расслабится.

Регулярные получасовые занятия релаксацией снимают напряжение, оказывая следующее действие:

  • уменьшают сердцебиение;
  • понижают кровяное давление;
  • нормализуют дыхание;
  • увеличивают кровоснабжение основных групп мышц;
  • уменьшают мышечное напряжение;
  • снимают физические симптомы стресса, такие как головная боль и боль в спине;
  • заряжают энергией;
  • повышают концентрацию внимания;
  • дают силы лучше справиться с проблемами.

Релаксация по Джекобсону

Эта техника основана на связи между тревогой и её физическими проявлениями (мышечным напряжением). Мышечное напряжение — естественная реакция организма на стресс, подготавливающая организм к бегству или нападению. Поэтому состояние тревоги часто сопровождается ощущением мышечного напряжения. Американский врач Эндмунд Джекобсон заметил, что, устраняя мышечное напряжение, можно уменьшать и другие проявления тревоги (в частности, эмоциональную тревогу).

Выполнение этой техники занимает всего 2 минуты, её можно делать в транспорте или на рабочем месте.

Регулярные тренировки (2 раза в день) помогут уменьшить уровень тревоги и ускорить выздоровление, научиться в случае необходимости быстро уменьшать тревогу при приближении панической атаки.

  1. Во время этого упражнения нужно попеременно напрягать и расслаблять мышцы. В ходе упражнения Вы будете постепенно увеличивать силу напряжения мышц, затем резко расслабляя их. Наиболее легко научиться выполнять это упражнение с мышцами рук.
  2. Сядьте прямо — так, чтобы спина касалась стула, ноги стояли на полу, а руки лежали на коленях.
  3. Можно выполнять это упражнение с закрытыми глазами — это поможет Вам лучше расслабиться. Если с закрытыми глазами Вы чувствуете себя некомфортно, делайте упражнение с открытыми глазами.
  4. Начните с мышц кисти. Медленно считая до 5, с каждым счётом увеличивайте напряжение в мышцах кисти.
  5. На счёт 5 резко расслабьте мышцы кисти. Вы почувствуете, как расслаблены кисти рук. Сравните это с ощущением напряжения в мышцах.
  6. Теперь повторите это упражнение, напрягая не только мышцы кисти, но и мышцы предплечья.
  7. Затем подключите мышцы плеча, затем мышцы предплечья, далее мышцы плеча. В конце упражнения Вы будете напрягать все мышцы рук и мышцы спины.

Когда Вы научитесь делать это упражнение с мышцами рук, Вы можете научиться прорабатывать и другие мышцы — мышцы ног, живота. При этом следите за тем, чтобы сидеть прямо.

В последнюю очередь учитесь делать это упражнение с мышцами шеи и лица.

Чтобы увеличить степень расслабления, Вы можете представить, что делаете его в каком-либо месте, где Вы чувствуете себя расслабленно — на природе или в каком-то месте из своего детства.

Вы можете выполнять это упражнение каждый раз, когда чувствуете напряжение — на работе, в метро, дома.

Регулярное выполнение этого упражнения (2 раза/ день) поможет снизить общий уровень тревоги, увеличит шансы и ускорит выздоровление.

Техника визуализации

Расслабление, основанное на мысленном переносе в живописное место или ситуацию.

Необходимо представить не только визуальный образ этого места, но и его запахи, звуки, освещение и тактильные ощущения. Если это морское побережье, можно почувствовать тепло солнца, прохладу и солёный вкус воды, крики птиц и шум волн. При этом нужно закрыть глаза и занять удобное положение.

Медитация

Доказано, что медитация снижает тревогу. Исследования показывают, что медитация может реально изменить ваш мозг. При регулярной практике медитации повышается активность в левой стороне префронтальной коры, области мозга, ответственной за чувство покоя и радости.

Из моих лекций по кризисной психологии
©Esina Askandarova


1. Нормальная тревога выполняет охранительную и мобилизационную функцию. Характерна для психически здоровых людей и бывает трёх типов:

a. Мобилизационная тревога , или тревога как компонент ориентировочной реакции (реакции «Что такое?). Возникает в ситуации неопределенности и направлена на мобилизацию сил для исследования нового, потенциально опасного окружения. Проходит после того, как человек убеждается, что новая ситуация не угрожает его психофизической целостности.
b. Тревога как реакция на стресс. Фаза общего адаптационного синдрома (стресс-синдрома). «Красная кнопка» системы адаптации, которая переводит организм в режим повышенного функционирования: повышает уровень бдительности и усиливает интеллектуальную и психомоторную деятельность. В норме побуждает активно искать выход из ситуации и реализуется в реакциях борьбы или бегства.
c. Витальная тревога — состояние, связанное со страхом невозможности осуществления витальных функций (тревога страх задохнуться в помещении со сниженным уровнем кислорода, правомочные опасения за свою жизнь на фоне длительной голодовки или выраженной жажды т.п.).

Во всех остальных случаях тревога является патологической.

Тревога (anxiety) — малодиффиренцированный, неопредмеченный страх, связанный с предчувствием будущего неблагополучия, сопровождаемое беспокойством и напряженным ожиданием катастрофы.

Патологическая тревога может провоцироваться внешними обстоятельствами, но в большей степени она обусловлена внутренними психологическими и физиологическими причинами. Патологическая тревога непропорциональна реальной угрозе или связана с воображаемой угрозой, не адекватна ситуации и резко снижает продуктивность и адаптационные возможности . Иногда её называют "ложной", в случае, если она является реакцией на ложный стресс.
2. Невротическая тревога — смутное ощущение неблагополучия и надвигающейся опасности в составе невротических расстройств. Тревога сильная, лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности. Входит в состав тревожно-фобического синдрома, агорафобии, обсессивно-компульсивного расстройства, расстройств адапатции и прочих неврозов.
3. Психотическая тревога — сопутствующий психическому расстройству симптом. Психотическая тревога не имеет рационального объяснения и сопровождается психотическим состоянием (расстройствами восприятия и мышления). Входит в состав психотических синдромов (например, тревожно-параноидный при шизофрении или тревожно-депрессивный при маниакально-депрессивном расстройстве).
4. Тревога как симптом посттравматического стрессового расстройства (пограничная тревога). Возникает после чрезвычайно сильного, угрожающего жизни стресса (войны, природные и техногенные катастрофы). Характеризуется высоким, зашкаливающим уровнем и часто приводит к паническому приступу.
5. Физиологическая тревога — тревожно-астеническое состояние, иногда с паническими приступами после операции, интоксикации (высокая температура), родов и т.п. (1).
6. Фармакогенная тревога. Некоторые вещества и лекарственные средства при их длительном приеме или отмене могут вызывать или усиливать соматические и психические симптомы тревоги.
Например: интоксикация кофеином, некоторыми наркотиками и психотропными средствами, синдром отмены при злоупотреблении алкоголем, употребление препаратов щитовидной железы в высоких дозах. Тревога также является побочным эффектом приема антидепрессантов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (флуоксетин, прозак, тразодон) и входит в состав серотонинового синдрома.
7. Экзистенциальная (онтологическая) тревога связана с осознанием возможности и неотвратимости смерти.
8. Тревога как метафизическая интоксикация : побочный эффект веры в непреложность апокалипсических пророчеств и связанного с ней напряженного ожидания и бдения. (2)
9. Соматическая тревога возникает в связи с телесными симптомами, причина которых не выявлена многократными клиническими и параклиническими исследованиями (3). По мнению многих исследователей, это вторичная тревога, возникшая по поводу соматизации первичной тревоги. Она сопровождается страхом заболеть тяжелой, неизлечимой болезнью, страхом смерти и выражается в различных ипохондрических расстройствах, вегето-сосудистой дистонии (правильнее говорить «соматоформной вегетативной дисфункции» сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, дыхательной и урогенитальной системы, а также хроническом болевом синдроме и других расстройствах).
10. Личностная тревога или тревожность. Стабильная личностная характеристика, черта характера, которой свойственен низкий порог возникновения реакции тревоги. Характерна для акцентуаций и личностных расстройств в виде тревожных, ананкастных и зависимых личностей. К причинам личностной тревожности можно отнести длительное пребывание в тревожной ситуации (особенно в период формирования характера, в детском и подростковом возрасте), повреждения головного мозга (врождённые и приобретенные)
11. Ситуативная тревога: возникает в определенной ситуации и проходит после выхода из неё (например, экзаменационная тревога). Вариант ситуативной тревоги - социальная тревога, которая возникает в присутствии каких-то определенных людей или просто в присутствии других людей. В тяжелых случаях ситуативная тревога становится основным симптомом социофобии и других фобий.

Литература:
1. R.May,1951; W. Terune, 1953; M. Arnold, 1960; J.H.Blum, 1972, Г.М.Шавердян, 1996
2. ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА КАК ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ НАПРЯЖЕННОГО ОЖИДАНИЯ
3. 69. Raffety BD, Smith RE, Ptacek JT. Facilitating and debilitating trait anxiety, situational anxiety, and coping with an anticipated stressor: a process analysis. J Pers Soc Psychol. 1997;72(4):892-906 (цит по Генерализованное тревожное расстройство и симптомы тревоги в общемедицинской практике Е.Г. Старостина

ИПОХОНДРИЯ

Тревога непредсказуемого может выражаться в ипохондрии, представляющей собой навязчивые попытки предотвратить, найти и обезвредить всевозможные болезни. То есть здесь мы снова сталкиваемся со стремлением человека к контролю над своим физическим телом ради обеспечения себе гарантии безоблачного и здорового (в буквальном смысле слова) будущего.

Фриц Риман отмечал, что ипохондрические расстройства представляют собой не что иное, как "исполненное страха самонаблюдение". Человек при этом не только пытается выявить у себя малейшие признаки болезни, но и уделяет массу сил и времени хождению по врачам и проведению нередко изнуряющих и дорогостоящих обследований.

Мало того, оптимистичные результаты обследований не радуют пациента: он продолжает подозревать у себя серьёзную болезнь, меняет врачей и повторяет по которому уже разу циклы обследований.

Соматические проявления могут отражать утерю ощущения контроля над собственным телом. Хочу сделать акцент на слове „ощущение“. Человек, боящийся непредсказуемого, стремится взять всё под свой полный контроль. Не является исключением и собственное здоровье, и функции собственного организма.

Но контролировать неконтролируемое невозможно. Именно поэтому в сознание человека постояннопрорываются импульсы из различных участков автономно функционирующего организма, не признающего никакого искусственного контроля и насилия над своей природой.

Стремление к контролю будет выражаться в чрезмерном мышечном напряжении, в реакции готовности к борьбе за тотальный контроль. Отсюда ощущение тяжести в мышцах и чувство усталости – как если бы человек тащил на себе непосильную ношу.

СОМАТИЧЕСКИЕ (ТЕЛЕСНЫЕ) ПРОЯВЛЕНИЯ

Тревожность и паника сопровождаются непременно всевозможными вегетативными расстройствами, а также массой ощущений в мышцах и коже, в животе, в груди и в горле. Чаще всего эти проявления относятся к комплексу состояний, которые мы рассматриваем ниже в главе "ГЕНЕРАЛИЗОВАННОЕ ТРЕВОЖНОЕ И ПАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ".

Здесь же мы перечислим некоторые соматические проявления тревоги непредсказуемого: нарушения сердечного ритма, непостоянство кровяного давления (прежде всего, его повышение), “сосудистые кризы”, головная боль, нарушения сна, расстройства функции органов пищеварения и выделения («раздраженный» желудок или мочевой пузырь), кишечные «колики»... Фриц Риман указывает на причины таких проявлений: они «могут быть следствием или проявлением подавленной агрессивности и аффективности, выраженным на языке соматических симптомов. Эти соматические симптомы отражают неразрешенный конфликт между агрессивностью и невозможностью ее проявить, между желанием властвовать и отсутствием решимости оказать влияние на сложившийся ход событий».

Другим проявлением «соматизации» может быть нередко встречающаяся неуверенность во владении собственным телом, неуклюжесть и неловкость. В основе этого лежит нарушенное равновесие между мышцами-антагонистами (то есть мышцами, действующими в противоположном друг другу направлении), призванное «удержать» человека от того, чтобы своим поведением вызвать возможное наказание или другое негативное последствие.

Фриц Риман так объясняет истоки подобных явлений: «Когда дети вследствие своей живости и двигательной активности по неосторожности могут что-то сбросить, разбить и т. д., их активность постоянно подавляется, даже если пока ничего не произошло или возможный ущерб только предполагается». То есть постоянное одергивание ребенка делает его неловким, неуверенным в себе, не доверяющим своим способностям и боящимся негативных последствий своего поведения.

Нечто подобное тому, что испытывают люди с тревогой непредсказуемого, мы можем испытать во время простого упражнения. Положим широкую и прочную доску на пол или на землю и попробуем по ней пройти. Как правило, это удается каждому без особого труда. Повторим это упражнение, положив доску между двух стульев, далее – между двух столов и потом – между двух стульев, стоящих на столах. Мы заметим, что чем выше расположена доска, то тем напряженнее становятся наши мышцы, тем больше они начинают дрожать (отражая тем самым как раз чередующиеся импульсы от мышц-антагонистов). Наша тревога (в данном случае, страх падения) передается нашим мышцам – наше тело «пытается» уберечь нас от возможной опасности.

Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога проявляется ощущением беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличение их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

В эмпирических исследованиях различаются:

1. тревога ситуативная - характеризует состояние индивида в текущий момент;

2. тревога как черта личности - тревожность - повышенная склонность испытывать тревогу.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги.

В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности. Она обычно повышена при нервно - психических и тяжёлых соматических заболеваниях; у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы; у многих групп людей с отклоняющимся поведением.

Исследования тревожности направлены на различение:

1. тревожности ситуативной - связанной с конкретной внешней ситуацией;

2. тревожности личностной - стабильного свойства личности.

Состояние тревожности - это обычная и нормальная реакция на новую или стрессовую ситуацию. Ее испытывал каждый человек в обычной жизни. Например, некоторые люди нервничают и ощущают тревогу при собеседовании для трудоустройства, при публичных выступлениях или просто при разговоре со значимыми для них людьми.

Состояние тревожности описывается больными как: нервность, напряжение, ощущение паники, страх, ощущение, что должно произойти что-то опасное, ощущение типа «я теряю контроль над собой».

Когда мы тревожны, у нас возникают следующие симптомы: потные, холодные ладони; расстройство желудочно-кишечного тракта; ощущение зажатости в области живота; дрожь и тремор; затруднение дыхания; ускоренный пульс; ощущение жара в лице.

Физиологические эффекты состояния тревожности могут характеризоваться выраженной гипервентиляцией с развитием вторичного респираторного алкалоза с последующим выраженным повышением тонуса мышечной системы и судорогами. Состояние тревоги может быть очень сильным, нарушая нормальное функционирование организма. В этом случае требуется квалифицированная психологическая помощь.

Психическому феномену тревоги посвящено огромное количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований, позволяющих, несмотря на свое многообразие, увидеть единую концептуальную форму этого понятия. Этому способствует и тот факт, что ряд авторов предлагают готовые концепции тревоги, что дает возможность использовать предложенные ими схемы в качестве основы для собственных представлений о сущности феномена тревоги. Основополагающие концепции представлены в работах Немчина Т.А., Астапова В.М., Спилбергера.

Исследуя природу тревоги, Ф.Б.Березин отмечает, что при любом нарушении сбалансированности системы человек - среда недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальной потребностей, рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью удовлетворить значимые потребности в будущем, являются источником тревоги. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, как неопределенное беспокойство, представляет собой наиболее интимный и необходимый механизм психического стресса. Необходимость этого механизма вытекает из уже упоминавшейся связи психического стресса с включением угрозы, ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Системная организация нервно-психического напряжения предложена Т.А. Немчиным. Главным источником, приводящим систему в активное состояние, является информация о наличии актуальной ситуации. Одновременно с этим в блок афферентации идут мотивационно-потребностные импульсы и информация о прошлом опыте индивида, переживавшего ранее более или менее сходные ситуации. Кроме того, на уровень афферентного синтеза поступает информация об исходном состоянии соматических систем. В итоге производится первичная оценка ситуации, на основании которой на уровне блока управления принимаются решения, и осуществляется программирование желаемого результата и оцениваются его основные параметры, конкретизирующие стратегию и тактику последующей деятельности системы. Эффекторная подсистема стимулирует соматические модальности организма, деятельность которых реализует программу и получение результата. Параметры этого реального результата и информация о происшедших в организме изменениях поступают снова на уровень афферентного синтеза и замыкают систему.

Одним из самых ответственных моментов в деятельности системы является процесс сличения параметров запрограммированного и реального результатов. Если эти параметры близки друг к другу, то можно считать, что желаемый результат достигнут, т.е. организм вышел на необходимый новый уровень адаптации.

Таким образом, данная модель дает представление о том, что в условиях экспериментальной ситуации пусковым механизмом для адаптационной системы является внешняя и внутренняя стимуляция; фактором, поддерживающим активную деятельность системы, служит опережающее отражение; основным системообразующим фактором выступает программируемый результат.

В работе «Функциональный подход к изучению состояния тревоги» В.М. Астапов предложил единую концептуальную схему анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального назначения.

Исходная функциональная характеристика тревоги заключается в том, что состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Эта характеристика была обозначена как функция сигнала.

Следуя логике приспособительного значения тревоги, В.М.Астапов выделяет следующую ее функцию: функцию активного поиска источников тревоги, проявляющуюся в «сканировании» наличной ситуации, чтобы определить угрожающий предмет. Тревога при этом представляет собой активное состояние целенаправленного поиска, ориентированного вовне.

Форма реализации функции поиска и обнаружения может проявляться в виде так называемой «надситуативной активности». Субъект сам организует процесс постановки новых целей и способов их достижений, нередко вступая в противоречие с ведущими целями и мотивами осуществляемой деятельности.

Поиск угрозы может влиять на характер осуществляемой деятельности. Именно активно-поисковая направленность тревоги может быть положена в основу дезорганизующего влияния тревоги на деятельность. Активность, проявляющаяся в поисковой деятельности навстречу угрожающему объекту, есть путь уменьшения тревоги.

Следующей важной функцией является функция оценки ситуации. При этом первостепенное значение имеет то, какой субъективный смысл ей придается. На эту особенность указывает также Т.А.Немчин: «Внешние поведенческие реакции на ту или иную ситуацию у человека опосредованы той оценкой, которую дает человек самой ситуации». «Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающих процесс адаптации к сложным условиям у человека, является на столько объективная сущность «опасности» ситуации, сколько субъективная, личная оценка человеком».

Оценка ситуации приводит к инициации («запуску») приспособительных действий, защитных механизмов и других форм адаптивной активности, имеющей своей целью устранение источника потенциальной опасности.

Традиционно выделяют три формы поведенческих реакций на опасную ситуацию: бегство, агрессия, ступор. Каждая из них по-своему модифицирует направленность поведения субъекта: бегство - через устранение самой возможности столкновения с угрожающим объектом; агрессия - через уничтожение источника опасности; ступор - через полное свертывание какой-либо активности.

Возникновение тревоги является «пусковым моментом» для развития процесса по его преодолению. Индивид, находящийся в состоянии тревоги, не знает характера угрозы. Эта невозможность локализации источника опасности способствует появлению у человека внутреннего напряжения, предчувствия несчастья. Переживаемый эмоциональный дискомфорт направляет его на поиск источника потенциальной опасности и контакт с ней; формируется активность, нацеленная на возможность благополучного разрешения ситуации и снятие реальной угрозы.

При встрече субъекта с угрожающим объектом возникает вопрос об опасности этого объекта. Ответ на этот вопрос определяется мерой совместимости данного объекта с оценками возможностей субъекта. Если в процессе анализа ситуация интерпретируется субъектом как безопасная, то ранее сформировавшийся сигнал опасности утрачивает свою сигнальную функцию и опасение устраняется. В том случае, когда субъект оценивает ситуацию как действительно опасную, и она становится личностно значимой, из имеющихся у субъекта возможных средств выбирается наиболее оптимальный вариант выхода из опасной ситуации.

Если ситуация является препятствием для удовлетворения потребностей возникает тенденция к нападению (агрессия). Если же опасность в субъективном плане кажется большей по сравнению с имеющимися средствам ее преодоления - преобладает тенденция к выходу из опасной ситуации. Наконец, если агрессия и бегство субъективно оцениваются как не возможные, человек отказывается от действий (ступор).

Ф.Б. Березин описал стадии (уровни) развития тревоги по мере нарастания интенсивности («явления тревожного ряда»).

1. Ощущение внутренней напряженности - это элемент тревожного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги, который служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений.

2. Гиперстезические реакции. При проявлении гиперстезических реакций ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при большой их выраженности придают таким стимулам отрицательную эмоциональную окраску. С возникновением гиперстезических реакций может быть связан описываемый П.В. Симоновым переход от поведения, тонко специализированного, к реагированию по типу доминанты Ухтомского, в результате которого множество событий внешней среды становится значимым для субъекта. Усиление реакций на обычно незначимые стимулы и отрицательная эмоциональная окраска нейтральных восприятий любой модальности усиливают тревогу, способствуя появлению ощущения неопределенной угрозы.

3. Собственно тревога - это центральный элемент рассматриваемого ряда, который проявляется ощущением неопределенной угрозы. Характерным признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с отсутствием или бедностью информации, с неадекватностью ее логической переработки или неосознаванием факторов, вызывающих тревогу, в результате включения психологических защит. Интенсивность тревоги сама по себе снижает возможность логической оценки информации.

4. Страх. Отсутствие связи тревоги с определенным объектом делают невозможной какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации вызывает смещение тревоги к тем или иным объектам. В результате неопределенная угроза конкретизируется. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх.

5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с конкретным объектом, с определенной ситуацией. Возможность возникновения ощущения неотвратимости надвигающейся катастрофы зависит только от интенсивности тревоги, а не фабулы предшествовавшего страха.

6. Тревожно-боязливое возбуждение. Потребность в двигательной разрядке при ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы, панические поиски помощи проявляются в тревожно-боязливом возбуждении, которое представляет собой наиболее выраженное из расстройств тревожного ряда. При тревожно-боязливом возбуждении вызываемая тревогой дезорганизация поведения достигает максимума, и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

Проанализировав вышесказанное, мы полагаем, что при рассмотрении феномена тревоги следует выделять:

Тревогу как реакцию на опасность и тревогу как симптом;

Тревогу как психическое состояние и тревожность как личностную характеристику;

Тревожные состояния как элементы возрастающего по интенсивности тревожного ряда.

Особенности психической деятельности и деятельности соматических систем в условиях нервно-психического напряжения (НПН) описаны Т.А. Немчиным. Выявлено, что высокие степени НПН дезорганизующе влияют на функции внимания, памяти и эффективность познавательной деятельности в целом. При этом установлено, что у взрослых и пожилых людей сердечно-сосудистая система испытывает большие нагрузки, чем у молодых лиц, а компенсаторные возможности женщин значительно выше, чем у мужчин.

Наряду с физиологическими параметрами при оценке тревоги широко используются показатели деятельности. Отмечается, что состояние тревоги характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности.

Таким образом, тревога проявляется в повышении активности деятельности соматических модальностей организма, в частности, систем энергоснабжения: повышения артериального давления, изменении частоты сердечных сокращений; а также дезорганизующе влияет на протекание психической деятельности, в частности, на характеристики внимания, памяти и, как следствие, на эффективность познавательной деятельности в целом.

По мнению К. Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.

Первым понятия «тревога» и «страх» предложил различать З. Фрейд, отмечая, что тревога «относится к состоянию и не выражает внимания к объекту, между тем как страх указывает как раз на объект».

В своей работе К. Хорни отмечает, что оба эти термина обозначают эмоциональные реакции на опасность, которые могут сопровождаться физическими ощущениями. Однако между тревогой и страхом есть различия. Изначально Хорни опиралась на признак адекватности (или пропорциональности опасности) реакции. По ее мнению, страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность. Однако при дальнейшем рассмотрении данного вопроса, К. Хорни обнаруживает, что такая попытка разграничения имеет существенный недостаток: вывод о том, пропорциональна ли реакция, зависит от представлений культуры, которой принадлежит индивид, а также от субъективного восприятия индивидом адекватности реагирования на опасность. Эти соображения заставляют ее внести изменения в определение. Таким образом, окончательно формулируемое различие заключается в том, что как страх, так и тревога является адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна.

В работе, синтезирующей психоаналитические теории тревоги, Р.Мэй также отмечает, что главное различие между тревожностью и страхом состоит в том, что страх является реакцией на специальную (определенную) опасность, тогда как тревожность неспецифична, рассеяна, беспредметна; и особой характеристикой тревожности является ощущение неопределенности и беспомощности перед лицом опасности.

Психосоматические расстройства – ряд заболеваний, возникновение которых связано с взаимодействием физиологических и психических факторов. Данные болезненные состояния представляют собой расстройства психики, которые проявляются в виде физиологических патологий. За развитие данного вида заболевания несут ответственность психотравмирующие ситуации, переживание острой психологической травмы.

Впервые об этом заболевании заговорили еще в начале прошлого века, и именно тогда основоположник психосоматического направления Франц Александер выделил группу характерных для данного психического нарушения соматических заболеваний, которая впоследствии получила название «чикагская семерка». В нее входят: язва12-перстной кишки, нейродермит, эссенциальная гипертония, тиреотоксикоз, язвенный колит, бронхиальная астма, ревматоидный артрит.

Все эти невротические расстройства личности в медицине называют болезнями цивилизации и считают их стресс-зависимыми. В последние годы подобные заболевания стали набирать популярность в среде детей и подростков. Так, согласно статистике из 40 процентов обратившихся к педиатру, у 68% обнаружено психосоматическое расстройство.

Самыми распространенными признаками психосоматических расстройств личности являются жалобы на наличие болей, причем в основном при обследовании не обнаруживается какого-либо соматического заболевания. В некоторых случаях заболевания диагностика показывает незначительные изменения показателей анализов. Самыми распространенными являются невротические боли:

  • в сердце;
  • в мышцах конечностей;
  • в груди;
  • под лопаткой;
  • в спине;
  • в животе;
  • головные боли.

Кроме того, больные могут жаловаться на:

  • учащенное сердцебиение;
  • тяжесть в спине;
  • тяжесть в конечностях;
  • приливы жара или озноба;
  • тошнота;
  • проблемы в сексе;
  • удушье, отдышка;
  • расстройства стула;
  • ощущения слабости;
  • быструю утомляемость;
  • ощущение кома в горле;
  • головокружения;
  • заложенность носа, которая возникает или усиливается в стрессовые моменты;
  • онемение в разных частях тела.

Факторы, влияющие на развитие заболевания

Причины развития психосоматических расстройств скрываются в пережитом стрессе и неблагоприятной эмоциональной обстановке в семье или коллективе. Согласно классификации Лесли ЛеКрона, в качестве причин ПСР могут выступать:

  • Условная выгода или мотивация. В этом случае говорят о заболеваниях, которые «выгодны» их обладателю. Человек не симулирует, симптом образовывается на бессознательном уровне. Человек на самом деле ощущает боль и признаки соматической болезни. Однако симптом заболевания служит для какой-то определенной цели.
  • Конфликт. Внутреннее противостояние различных частей личности способно привести к ПСР. Борьба происходит обычно на бессознательном уровне, так как одна из сторон личности скрыта и ведет «партизанскую войну».
  • Опыт прошлого. В данном случае невротические заболевания провоцирует травматический опыт, в том числе детские переживания. Какая либо ситуация, произошедшая в прошлом, сохраняет свой эмоциональный след и ждет своего часа, чтобы переработать этот опыт.
  • Язык тела. Этот симптом отражает состояние человека, которое иногда мы выражаем в словах «у меня связаны руки», это «моя головная боль», «сердце сжимается». При определенном стечении обстоятельств данные невротические выражения проявляются в виде соматических нарушений: мигрень, боли в сердце и пр.
  • Внушение. В некоторых случаях ПСР личности может возникнуть, если человеку внушить, что он болен. Происходит этот процесс на бессознательном уровне, информация о возможном наличии недуга воспринимается без критики. Возможно это в том случае, когда говорят о наличии признаков болезни люди, обладающие авторитетом. Кроме того, вольное или невольное внушение симптомов болезни возможно в момент эмоционального накала.
  • Идентификация. В этом случае ПСР возникает по причине идентификации с человеком, который имеет сходный симптом. Происходит этот процесс в случае эмоциональной близости личности с больным, который может умереть. Страх потерять близкого или уже случившаяся потеря запускает механизм ПСР.
  • Самонаказание. В случаях с реальной, но чаще всего воображаемой виной, психосоматический симптом заболевания выступает в роли бессознательного бича. Самонаказание, несмотря на то, что осложняет жизнь, облегчает переживание вины.

Современная медицина предлагает учитывать совокупность причин, способствующих развитию патологии. В этот перечень включают следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность (генные мутации);
  • нейродинамические сдвиги, которые предполагают накопление тревоги;
  • особенности личности: трудоголизм, инфантилизм, отдельные черты темперамента, недоразвитость межличностных отношений, замкнутость, преобладание негативных эмоций над положительными, трудности адаптации;
  • влияние личности родителей.

Согласно предположениям психологов, симптоматика ПСР сводится к соматическим проявлениям тревог и страхов, хранившихся в памяти с детских лет.

Виды ПСР

Классификация психосоматических расстройств предусматривает деление на несколько групп. Признаки болезни группируют по смыслу симптоматики, по патогенезу и по функциональной структуре. Исходя из этого, в практике выделяют следующие группы:

  1. Конверсионные симптомы. В данном случае человек неосознанно демонстрирует признаки болезни, которой у него на самом деле нет. Обычно такое расстройство проявляется в случаях, когда невротический конфликт пытается решить имеющееся разногласие или неприятие позиции личности в ближайшем окружении. Характерными признаками ПСР являются невротические нарушения произвольной моторики и органов чувств: болевые ощущения, «ползания мурашек», психогенная рвота или глухота и пр.
  2. Функциональные синдромы. В подобных случаях нарушения затрагивают отдельные органы. Больной жалуется на симптомы, связанные с нарушением работы органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, мочеполовой системы. Например, нарушения сердечного ритма, неприятные ощущения в области малого таза, нейроциркуляторную дистонию и пр. Сопровождается это состояние нарушениями сна, психическим утомлением, депрессивными проявлениями, беспокойством, снижением сосредоточенности и пр.
  3. Психосоматозы. Данный вид ПСР имеет под собой основу в виде первично телесной реакции на конфликтное переживание. На выбор поражаемого органа оказывает влияние предрасположенность личности к конкретному заболеванию. В списке болезней в этом случае находится «классическая семерка» или «чикагская семерка».

В настоящее время этот список дополнен следующими болезнями: сахарный диабет 2 типа, ишемическая болезнь сердца, ожирение, тиреотоксикоз и соматоформные расстройства поведения. Кроме того, практикующие специалисты предлагают внести в этот перечень еще мигрень, радикулиты, бесплодие, витилиго, хронический панкреатит, псориаз, кишечные колики, дискинезию желчного пузыря.

Согласно мкб-10, выделяют следующие соматоформные расстройства:

  • недифференцированные;
  • соматизированные;
  • болевые;
  • конверсионные;
  • неуточненные;
  • ипохондрические;

Психосоматические патологии у детей и подростков

Развитие психосоматических расстройств в детском возрасте связывают со следующими особенностями личности: проблемы адаптации к новым условиям с преобладанием негативных эмоций, низкий порог чувствительности и пр. Кроме того, предрасположенностью к ПСР обладают замкнутые, недоверчивые, склонные к легкому возникновению фрустраций и высокой интенсивностью реакций на раздражители из вне, тревожные дети.

Степень влияния стресса на личность ребенка определяется глубиной осознания ситуации и личностными особенностями. Особое значение приобретают неблагоприятные семейные факторы. Дети имеют особую связь с родителями, в связи с этим изменения во взаимоотношениях или проблемы у родителей способны спровоцировать психические расстройства у детей. По мнению психологов, ребенок с ПСР – признак неблагополучной обстановки в семье.


Психосоматические расстройства у детей и подростков могут быть единственным признаком дезорганизации в благополучной с первого взгляда семье. Несмотря на подобные утверждения, определить факторы, провоцирующие психосоматическую патологию у детей раннего возраста, гораздо сложнее. В этот период дети наиболее остро воспринимают нарушения взаимоотношений с мамой. Поэтому в качестве причины недуга у детей раннего возраста выступает непродуктивное поведение матери.

Одной из реакций младенцев на расстройство контакта с мамой может быть даже остановка развития. Нарушения поведения со стороны матери могут вызвать такие проявления, как младенческая экзема, отказ от питания, рвота, колики и пр. Коррекция психосоматических расстройств в данном случае должна предполагать работу с матерью.

Лечение болезни должно сопровождаться психологической поддержкой семьи.

Телесным проявлением могут стать страхи, которые в свою очередь являются формой выхода внутренней напряженности, создаваемой стрессом.

Самыми распространенными страхами являются:

  • Страх смерти, который по мере взросления перерождается в боязнь всего нового, неподконтрольного.
  • Страх одиночества, который по своей сути является страхом потери матери. Сопровождается он острым переживанием собственной беспомощности.
  • Страх потеря контроля выражается в боязни сделать что-то осуждаемое. Возникает вследствие строгого воспитания.
  • Страх сойти с ума.

Психосоматические расстройства у подростков проявляются чаще, чем у детей раннего возраста. Причины заболевания обычно скрываются в нарушениях внутрисемейных отношений, утрате тесного контакта и доверия и проблемах во взаимоотношениях со сверстниками. Реже острое расстройство может быть вызвано наследственной предрасположенностью и реальным соматическим заболеванием. В разряд стрессоров принято включать чрезмерное напряжение при учебной деятельности, переживания за оценки и пр.

Восприимчивость к данным факторам у подростков различная и зависит от их значимости. Перед наступлением самого расстройства возникают предболезненные состояния. Данные проявления принято относить к функциональной норме. В этот момент даже очень хороший специалист не определит предрасположенность к патологии. Однако задолго до появления признаков ПСР у детей обнаруживаются симптомы эмоционального напряжения.

У подростков это напряжение проявляется в виде душевного дискомфорта и беспокойства. Наряду с этими признаками у детей проявляются следующие симптомы болезни:

  • преневротические – тики, бессонница, беспричинный плач, патологические привычки;
  • вегетодистонические – головокружения, обмороки, одышка, головные боли, сердцебиение;
  • соматические – рвота после еды, ожирение, эпизодический кожный зуд, жажда, булимия, кожные высыпания.

Совокупность перечисленных признаков, которые сопровождаются эмоциональным напряжением, указывают на предболезненное состояние у детей. При развитии ПСР симптомы разнообразны, они могут задействовать любые органы. Поэтому диагностирование должно учитывать все имеющие психосоматические реакции и периодичность их проявления. В случаях с ПСР боли, головокружение, рвоты и прочие симптомы возникают сразу после пережитого стресса: нападения собаки, наказания родителей и пр.

При постановке диагноза с целью диагностики дополнительно используют психологические методики, позволяющие выявить тревожность обследуемого: тест Люшера, рисунок семьи, личностные опросники (Кетела, Айзенка), метод незаконченных предложений, тест детской тревожности Рейнольдса и пр. После диагностических процедур назначается соответствующее лечение.

Лечение и профилактика ПСР

В современной практике лечение и профилактика психосоматических расстройств предусматривает различные виды психотерапевтических методов и альтернативной медицины. Самым эффективным способом признано одновременное использование медикаментозного лечения и психотерапии. Лечение болезни предусматривает применение андидепрессантов, стресс-протекторов, анксиолитиков, психостимуляторов, корректоров нарушения поведения и транквилизаторов.

Психотерапия психосоматических расстройств предусматривает использование индивидуальных и групповых техник и тренингов, направленных на развитие личностного роста, повышение самооценки и снятие тревожности. В некоторых случаях болезни остановить ее можно заявлением авторитетного для больного человека.

Лечение и профилактика ПСР у детей предусматривает, прежде всего, создание комфортных условий. Методы терапии направлены не только на избавление от соматических и психопатологических симптомов, но и должны корректировать воздействие социально-психологических факторов. В этом случае родителям ребенка с ПСР рекомендуется получать психологическую помощь. Задача психолога при работе с родителями сводится к формированию у взрослых умения создавать продуктивные, эмоционально-теплые отношения с детьми.

Современные методы позволяют полностью избавить ребенка от подобных расстройств. Однако для этого необходима своевременная диагностика, выявление психосоматических проблем и квалифицированное лечение.

Кроме того, особое значение в этом случае приобретает работа с ближайшим окружением ребенка. В случаях, когда наблюдается острое течение болезни, не поддающееся лечению, дети подросткового возраста признаются не годными к воинской службе. При заболевании легких форм, которые закончились выздоровлением, подростки считаются годными к воинской службе с некоторыми незначительными ограничениями.

Вам также может быть интересно

Загрузка...