docgid.ru

Мозг человека работает на. На сколько процентов работает мозг человека

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг - наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы попробуем выяснить, на сколько процентов работает мозг человека ведь, бытует мнение, что человек использует всего лишь 10 процентов, а порой и совсем 5 или 3. Поэтому попробуем разобраться, как обстоит дело на самом деле.

История возникновения мифа

Как вы уже знаете из статьи про , наш мозг способен создавать электрические сигналы с помощью нейронов. Так вот, в середине прошлого века учёные решили провести эксперимент, чтобы узнать, все ли нейроны задействованы в работе, или всё-таки какая-то их часть совершенно неактивна. Но, учитывая тот факт, что их у здорового человека порядка нескольких миллиардов, проверить каждый они были бы не в состоянии.

Поэтому исследовали какую-то одну часть, обнаружили определённый процент самых активных, и выдвинули гипотезу о том, что это касается обоих полушарий, как , так и . Этот процесс называется экстраполяцией и применяется в случае, когда невозможно по каким-либо причинам провести эксперимент с целой частью явления или материала.

Так вот, в итоге они выяснили, что задействована в работе только совсем небольшая часть этих нейронов. В то время, как большее их количество находится в так называемом, спящем режиме. Отчего и последовал вывод о 10-ти процентах. Но на самом деле это миф, и сейчас вы поймёте, почему.

Развенчиваем мифы

Уверены, вы в курсе, что мозг человека на самом деле очень сложная структура, имеющая большое количество уровней и зон. Допустим, такие как когнитивная, сенсорная или моторная. И каждая из них выполняет определённые функции. То есть, одна отвечает за нашу двигательную систему, другая за память и речь, а третья за ощущения.

Так вот, человек использует каждую зону поочерёдно, то есть, если он занимается активным спортом, то именно в этот момент могут «отдыхать» нейроны, отвечающие за речь. Вот встречали людей, которые настолько увлечённо смотрят телевизор, что совершенно не слышат и не замечают, что происходит в комнате, даже если их громко позвать по имени?

А теперь представьте, что будет с нашим организмом, если одновременно активировать все нейроны. Если не выходит, я подскажу. Человек запросто сможет сойти с ума, потому, что в один миг начнёт испытывать все те ощущения, на которые способен. В его голове пронесётся уйма мыслей, тело будут мучить судороги, чувства станут непереносимыми. Ведь ярость вперемешку с нежностью, грустью, тревогой, отвращением, азартом, страхом и прочее выдержать одновременно невозможно.

Мало приятного, верно? Поэтому нашим полушариям важен отдых, отчего они задействуют в работу, только те отделы, которые необходимы для решения какой-то задачи. А чтобы достигнуть такого эффекта, необходимо найти баланс между торможением одних процессов, и возбуждением других.

Существует такое заболевание, как эпилепсия, которая как раз служит наглядным примером того, что произойдёт с человеком, если будет задействован максимальный процент нервных клеток в одно и то же время. По сути, эпилептический припадок – это чрезмерное возбуждение, которое не выходит «притормозить», отчего появляются судороги, пропадает память и контроль над своими действиями.

Тренировки и развитие

Может показаться, что в таком случае нет смысла развивать свои способности, так как достичь 100 процентной работы полушарий в один миг не то что невозможно, но ещё и очень опасно. Но на самом деле тренировать его очень важно, иначе со временем можно утратить эффективность и возможность продуктивно трудиться, качественно обрабатывать и запоминать информацию.

К примеру, слышали истории, когда обнаруживали в лесу детей, которые воспитывались какими-либо животными? Многолетний упорный труд впоследствии с ними не помог развить речь, все они так и остались дикими «маугли». А потому, что рождаясь, младенец имеет очень большое количество нейронов, но ещё не умеет образовывать между ними связи. Поэтому, в зависимости от раздражителя они появляются самостоятельно.

Дневной свет вызывает необходимость научатся различать не только время суток, но и окружающие предметы, цвета, маму…Если же он рождается с катарактой, которая не позволяет ему видеть, то, будучи прооперирован в более взрослом возрасте – ничего не изменится.

Так и с «маугли», у них уже не будет работать зона, отвечающая за речь. Зато прекрасно сохранится ориентирование в пространстве даже, если в нём уже и не будет необходимости. Когда-то проводили эксперименты на котятах, им при рождении зашивали веки, и со временем, более подросшим снимали швы. Но, увы, они оставались слепыми уже и с открытыми глазами.

Поэтому человек должен неустанно заботиться о своём умственном развитии, и тем более, своих детей. Не зря они намного быстрее приспосабливаются к новым технологиям, мгновенно считывая информацию о том, как пользоваться гаджетами, не умея ещё толком ходить или разговаривать.

Так что, как вы могли убедиться, оба полушария человека вероятнее всего и работают на все свои 100%, а по ошибке некоторых учёных люди длительное время требовали от себя невозможного, заставляя прыгнуть выше собственной головы и всё-таки довести мифические 10% до максимальной отметки.


Чем больше тренировок вы себе будете организовывать, тем лучше будете справляться с различными задачами. Для этого стоит не просто решать головоломки, но и развивать другие сферы и способности.

Живите осознанно . А это означает, что вы должны всегда отслеживать, что и для чего вы делаете. Почему поступили так, а не иначе и к какому результату хотите прийти, таким образом. Это самая лучшая зарядка для ума, дающая положительные плоды в жизни человека. Начните с осознания себя в настоящем моменте, что вы чувствуете сейчас, где находитесь, какие ощущения испытываете, и что за мысли кружат в вашей голове?

Посмотрите статью , там вы найдёте подробную информацию о том, что стоит делать, чтобы замечать себя, а не то, как пролетают дни.

Развитие обоих полушарий мозга. Важно научиться задействовать в работу одновременно оба полушария, левое и правое, это очень сложный процесс, особенно с непривычки. Но постепенно, если вы будете уделять тренировкам максимальное внимание, вы заметите, насколько качественно и продуктивно выполняете свои обязанности, да и вообще, живёте. Упражнения для развития вы найдете по ссылке, которую я давал выше. В статье про правое полушарие.

IQ. Если же вам интересно узнать более точно, насколько развито ваше мышление, рекомендую ознакомиться со статьей , там указана полная расшифровка значений, а сам тест можно пройти онлайн.

Читайте. Как можно больше, тогда вы не только будете в тонусе, но и сможете наполнять духовную составляющую своей личности. С помощью книг можно улучшить память, внимание, а также повысить уровень знаний. Это стоящее дело, чтобы уделить ему время.

Рекомендую. Рекомендую онлайн сервис викиум . Там даны множество упражнений для развития мозга. Также вы сможете отслеживать прогресс своих тренировок и получать рекомендации от создателей данного инструмента.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Надеюсь, мне удалось развенчать устоявшиеся мифы о том, насколько развит человек, и насколько он выкладывается, как умственно, так и физически в процессе жизни. Берегите себя и никогда не останавливайтесь на достигнутом, человек способен на многое, главное – упорство!
Материал подготовила Журавина Алина.

Вместе с учёными Ростова сайт развенчивает распространённые заблуждения и научные мифы. Стоит ли бояться ГМО? Действительно ли мы используем наш мозг лишь на 10%? Чем отличаются чёрные дыры и космические кротовые норы? Эти и другие вопросы мы задаём специалистам из ростовских университетов и научно-исследовательских организаций. Первая беседа была посвящена теме радиации . На этот раз мы решили поговорить о человеческом мозге. Вопросы о нём мы решили задать доценту кафедры психиатрии и наркологии РостГМУ Алексею Перехову.

Загадочный и прекрасный

Человеческий мозг – одна из самых важных и одновременно самых загадочных частей нашего организма. Именно высокоразвитый мозг считается самым главным отличием человека от животных. Однако, несмотря на все усилия учёных, он до сих пор не изучен в полной мере. Его таинственность стала богатой почвой для множества мифов. Некоторые из них даже легли в основу художественных фильмов и стали очень популярны.

Искать ответы мы отправились в Ростовский государственный медицинский университет

Миф №1: Мозг состоит из «серого вещества». Именно оно отличает человека от животных

– На самом деле человеческий мозг состоит из множества самых различных составляющих. Серое вещество – это только его кора. Кроме того, в мозге содержится, например, так называемое белое вещество – подкорковый слой. Оно занимает не меньше места, чем серое вещество. Есть также множество веществ, которые ни к серому, ни к белому веществу не относятся.

Серое вещество также имеется у животных. Оно есть у обезьян, дельфинов, даже у домашних собак. Разница заключается не в самом наличии серого вещества, а в особенностях его развития, его объёме и возможностях.

А правда ли, что именно от количества серого вещества в мозге зависит интеллект человека?

– Этот миф, скорее всего, исходит из идеи о том, что чем больше мозг, тем умнее человек. Однако это не совсем так. На каком-то этапе размер мозга перестаёт иметь решающее значение. Конечно, есть случаи, когда мозг совсем маленький. Настолько, что не может выполнять свои функции. Тогда это действительно проблема, патология, такие люди становятся тяжёлыми олигофренами. Однако в случае нормально функционирующего мозга решающее значение имеет не размер.

Вес нормального человеческого мозга колеблется примерно от 1 до 1,5 килограмма. При такой логике мы должны были бы сделать вывод о том, что люди, мозг которых весит 1,5 килограмма, значительно умнее тех, у кого всего 1 килограмм. Однако исследования мозга гениев разных лет показывает, что среди них были люди как с большим, так и с маленьким мозгом.

Алексей Перехов: «Интеллект в большей степени зависит от структуры мозга, а не его размеров»

Что же тогда имеет решающее значение для формирования интеллекта?

– Большое значение имеет то, как устроен мозг, в особенности – устройство нейротрансмиттерных сетей, связывающих десятки миллиардов клеток мозга.

Миф №2: Извилины влияют на запоминание человеком информации. С получением новых знаний образуются и новые извилины

– Это устаревшая информация. Сейчас, в современной науке, никто уже не занимается изучением того, сколько у человека извилин, какие они. С помощью позитронной томографии мы получили возможность проникнуть в сами клетки мозга. Для мозга совершенно не важно, сколько у него извилин. Важнее – количество связей между нейронами, система их организации, скорость передачи данных, работа особых веществ-нейротрансмиттеров, обеспечивающих «открывание» и «закрывание» нервной клетки. С получением новых знаний формируются новые нейронные связи, но не извилины.

Миф №3. Человеческий мозг работает всего на 10% своей мощности. Увеличить этот показатель можно при помощи различных техник и/или специальных препаратов

– То, что что-то в здоровом организме человека работает не на 100% – это выдумки. В природе всё и всегда работает на 100%, по-другому не бывает. Другой вопрос – какую часть работы мозга мы осознаём? Ответ: очень малую. Если бы мы осознавали все процессы мозга, у нас бы не было подсознательного и бессознательного. Этим вопросом, кстати, сейчас часто задаются кибернетики. Ведь истинный искусственный интеллект будет контролировать все происходящие в его мозгу процессы на 100%. Это лишит его человеческих эмоций и чувств.

Возможно ли как-то стимулировать работу мозга?

– Да, в определённых случаях «коэффициент полезного действия» мозга может увеличиваться. У гениальных людей это происходит за счёт инсайтов, у обычных – при определённых физических состояниях, например, при резком выбросе адреналина. Но он не будет повышаться до ста процентов. Кроме того, работу мозга могут стимулировать особые препараты – психостимуляторы. Однако принимать их в течение долгого времени опасно для здоровья. И стать гением так у вас, скорее всего, не получится, не говоря уже о чисто мифических «скрытых возможностях» мозга, часто появляющихся в фантастических фильмах. Гениями, к сожалению, рождаются, а не становятся. Бороться с природой бессмысленно.

В фильме Люка Бессона «Люси» главная героиня получила суперспособности, приняв наркотик, стимулирующий работу мозга. В реальности большие дозы психостимуляторов грозят человеческому организму тяжёлыми последствиями

Миф №4. Клетки мозга не восстанавливаются, а любые повреждения мозга обязательно приводят к серьёзным проблемам с развитием и мышлением

– Этот миф имеет под собой реальное основание. При повреждении мозга определённых масштабов – например, при инсульте – не восстановятся. Это то же самое, что отрубить человеку палец. Он, очевидно, обратно не отрастёт. С мозгом ситуация та же самая за исключением одного момента – нервная ткань очень пластична. Особенность человеческого мозга в том, что функции, которые выполняли погибшие клетки, могут взять на себя другие части мозга. Этот процесс открыли совсем недавно. До этого считалось, что мозг очень жёстко поделён на различные отделы: центр слуха, центр восприятия музыки и так далее. Предполагалось, что если определённый отдел гибнет, то мозг теряет его функцию. Теперь известно, что за счёт пластичности можно восстановить практически любую потерянную функцию. Восстановлению не поддаётся только функция речи. Дело в том, что речевой центр мозга – очень молодая структура. Все остальные функции существуют в мозгу несколько сотен тысяч, если не миллионов лет. Речевая функция появилась только около 40 миллионов лет назад. Наш мозг ещё не научился компенсировать ее потерю.

Исследование с помощью энцефалографа позволяет изучить активность головного мозга

Насколько масштабные потери клеток в мозгу можно компенсировать таким образом?

– В некоторых случаях удаётся успешно компенсировать огромные потери. Существуют очень тяжёлые формы эпилепсии, при которых человеку необходимо удалить половину мозга. Такая операция проводится в детстве. Казалось бы, такой человек должен на всю жизнь стать «овощем», прикованным к постели. Но при правильном дальнейшем развитии сохранившиеся отделы мозга берут на себя функции утраченной части. В итоге такие люди способны вести полноценную жизнь. Общаясь с ними, вы никогда не догадаетесь, что у этих людей нет половины мозга.

Последнее обновление: 05/10/2013

Убеждение в том, что мы используем только 10 процентов своего мозга прочно укрепился а нашем сознании. Но ученые приводят ряд доводов в пользу того, что это всего лишь миф.

«Как вы знаете, мы используем только 10 процентов своего мозга. Только представьте себе, каких высот мы можем достичь, если начнем использовать оставшиеся 90 процентов»!

Вы наверняка слышали это или похожее утверждение много раз. Широко распространенное убеждение в том, что мы активно задействуем лишь малую часть своего умственного потенциала, часто используется в дискуссиях об огромном масштабе человеческих возможностей, если бы мы использовали свой мозг в полную силу.

Как это ни грустно, но скорее всего теория о том, что мы используем только минимальную часть своего мозга – это всего лишь миф. Мы задействуем свой мозг на все 100 процентов. Наличие неиспользованных участков мозга возможно только в одном случае – если человек получил мозговую травму, которая повредила определенные области мозга.

Рождение мифа

Ученые предполагают, что этот миф зародился в начале двадцатого века, вероятнее всего по причине неверного понимания или ложного толкования неврологических исследований, проводившихся в то время. Высказывается еще одно предположение о появлении этого мифа: возможно, он возник под влиянием работ психолога и философа Уильяма Джеймса. В 1908 году он упомянул в одной из своих работ, что люди используют незначительную часть своих умственных и физических возможностей.

С тех пор миф о 10 процентах прочно закрепился в нашей жизни. И это неудивительно, ведь предположение о невероятных способностях человека чрезвычайно привлекательно и лестно для нас всех. Многие преподаватели и известные ораторы часто прибегают к этому, как они считают, факту, чтобы вдохновить своих слушателей или учеников полностью раскрыть свой потенциал. К сожалению, есть и другая категория людей, которая использует этот миф с не столь благими намерениями, например, чтобы продавать продукты или услуги, которые якобы могут помочь вам реализовать скрытые возможности своего мозга.

Развенчивание мифа о 10 процентах

Итак, почему же теория о том, что мы активно применяем всего лишь 10 процентов мозга, является мифом? У ученых есть ряд научно обоснованных доводов, доказывающих ложность этой теории:

  • Как показывает сканирование мозга, даже когда мы выполняем самые обычные действия, не требующие умственного напряжения, например, болтаем с друзьями, ходим на прогулку или слушаем музыку, в этом процессе участвуют абсолютно все зоны нашего мозга.
  • Если бы в действительности мы использовали только 10 процентов возможностей мозга, то люди, получившие мозговую травму в результате несчастного случая или удара, просто бы не заметили никакой разницы. На самом же деле в нашем мозге нет ни одной зоны, повреждение которой обошлось бы без каких-либо последствий.
  • Наш мозг никогда бы не развился до таких больших размеров, если бы мы использовали только малую часть его возможностей.
  • На работу мозга затрачивается примерно 20 процентов энергии тела. Крайне маловероятно, что такое большое количество энергии необходимо, чтобы задействовать такую маленькую часть мозга.
  • Картирование головного мозга пока не обнаружило ни одного участка, который бы вообще не выполнял никакую функцию. Согласно проведенным научным экспериментам, в мозге человека не было найдено ни одной неактивной зоны, которую можно было отнести к незадействованным 90 процентам.

К сожалению, миф о 10 процентах все еще продолжает существовать и пользуется популярностью. Его активно продвигают во всех областях современной культуры, начиная от рекламных кампаний и заканчивая телевизионными программами. Теперь, когда вы в следующий раз услышите, как кто-то рассказывает о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга, вы сможете объяснить, почему это не так. Это еще не значит, что у людей нет огромного потенциала. Он, конечно же, есть, просто мы используем мозг не на 10, а на все 100 процентов, чтобы достигать удивительных результатов.

Наука

Возможно, Вы видели в кино или слышали о том, что мозг человека используется им лишь на 10%. Кстати, данное утверждение приписывается даже Альберту Эйнштейну, который указывал на якобы малую деятельность нашего мозга. Но на самом деле это не соответствует действительности (если бы Эйнштейн знал, что на него наговаривают, то наверняка бы очень удивился).

Вот если эта цифра была бы 100%, то тогда люди обладали бы сверхспособностями. Так уверяют нас непонятно откуда взявшиеся слухи.

Почему же этот миф так долго живет и продолжает распространяться?

Заблуждения людей

Результаты исследований показывают, что 65% опрошенных людей считают этот миф правдой; а 5% думают, что эта цифра увеличивается, веря в эволюцию.

Даже телешоу "Разрушители мифов" несколько лет назад ошибочно исправило миф о 10% задействованного мозга на 35%.

Как и большинство легенд, происхождение этого вымысла не ясно, хотя есть некоторые догадки. Истоки идут от нейробиолога Сэма Вана (Sam Van) из Пристона автора книги "Добро пожаловать в Ваш мозг".

Возможно, это был Уильям Джеймс (William James), который вначале 20 века считался одним из самых влиятельных мыслителей психологии. Он говорил: "У людей есть неиспользовавшийся интеллектуальный потенциал".

Это вполне разумное утверждение позже возродилось в искаженной форме писателем Лоуэллом Томасом (Lowell Thomas) в 1936 году в своем предисловии к книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей".

"Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только 10 процентов его скрытой психической способности", пишет Томас. Похоже на то, что он или кто-то еще в свое время упомянул просто понравившееся ему число.

Указание на 10% явно является ложным по нескольким причинам.

На сколько процентов работает мозг человека

Весь мозг активен все время. Мозг является органом. Его живые нейроны и клетки, которые в свою очередь поддерживаются этими нейронами, всегда вызывают активность. Вы когда-нибудь слышали про то, что селезенка используется лишь на 10%? Наверняка нет.

Вот как объясняет работу головного мозга человека профессор неврологии и психологии в Университете Нью-Йорка Джо Лед. Допустим, Вы смотрите видео изображение в сканере магнитно-резонансной томографии.

Некоторые участки мозга, отвечающие за слух или визуализацию, к примеру, сейчас активны больше чем другие участки. Их деятельность будет изображена в виде цветных пятен.

Эти сгустки значимой деятельности, как правило, занимают небольшие части мозга, даже меньше 10%. Поэтому может показаться не знающему человеку, что остальная часть мозга работает на "холостом ходу".

Однако Джо Лед утверждает, что мозг при небольших действиях определенных функций все равно работает на все 100%.

Загрузка...