docgid.ru

Отличительные особенности психической деятельности человека. Развитие и особенности психической деятельности человека Особенности психической деятельности человека от животных

В научной и учебной литературе обычно описывают отличительные особенности ВНД человека и животных. По нашему мнению, подобных отличий нет. ВНД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение поступившей информации и обучение в онтогенезе всем видам деятельности, в том числе и приспособительному поведению. Известные до настоящего времени факты свидетельствуют, что нейрофизиологические процессы у человека и животных (особенно у высших) одинаковы . Более того, основные закономерности ВНД получены в опытах на животных. Психическая же деятельность - это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов.

Таким образом, психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность человека существенно отличается от таковой животных.

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных - только первая. Имеются различия в определении самих понятий первой и второй сигнальных систем.

Первая сигнальная система - это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредственного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности . Сигналами первой сигнальной системы являются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства - запах, форма и т.п.). Например, запах может сигнализировать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для организма веществах; раскаленное железо - безусловный раздражитель, но его цвет сигнализирует об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, что ведет к формированию энграмм памяти, которые в последующем сигналят организму о свойствах раздражителя.

Вторая сигнальная система - это совокупность структур головного мозга человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формирование обобщенного представления об окружающей действительности . Ее сигналами являются элементы языка человека . Язык человека - это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь , а также формулы и символы , рисунки , жесты , мимика .

Речь - средство общения людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и обеспечивающее абстрактное мышление.

Однако и первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой животных, поскольку она несет в себе отпечаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что оно звучит на разных языках по-разному. Вторая сигнальная система человека позволяет передавать опыт , знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, позволяя накапливать знания об окружающей природе, и безмерно повышает власть человека над окружающим миром.

Язык человека сформировался в антропогенезе благодаря общению первобытных людей друг с другом в процессе совместной трудовой деятельности (охота на диких зверей, рыболовство, строительство жилищ). Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.

Язык животных , в отличие от языка человека, представляет собой всего лишь набор условных звуковых сигналов, мимики, жестов, сообщающих об опасности, нападении на животных другого вида при пищедобывательном поведении и т.п., отражает только текущие события. Таким образом, главным, но не единственным отличием языка человека от языка животных является речь.

Для освоения речи существует критический возраст. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается. Речь не имеет врожденного характера, по наследству передаются генетические предпосылки для овладения речью с помощью соответствующего центра мозга.

Анатомо-физиологические основы речи . Восприятие речи осуществляется с помощью сенсорного центра речи , находящегося в верхней височной области левого полушария (центр Вернике ). Процесс понимания речи связан с декодированием поступающей в акустической или оптической формах словесной информации, осуществляется височно­теменно-затылочными областями левого полушария у правшей или правым, левым либо обоими полушариями у левшей. Корковое ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока (поля 44, 45 и 46, по Бродману). Поражение этих центров ведет к различным нарушениям речи.

Афазия - расстройство речи , которое может принимать разные формы в зависимости от места локализации нарушений. В 1861 г. П. Брока описал больного, который утратил способность говорить , но мог писать, читать и понимал то, что ему говорили. П. Брока считал, что причиной такой картины было поражение лобной доли левого полушария. Этот участок управляет мышцами лица, языка, глотки, нижней челюсти, т.е. является моторным центром (центр Брока ). При афазии, открытой К. Вернике (1874), пораженным оказался верхнезадний участок левой височной доли - центр Вернике . В этом случае больной хорошо произносил звуки, строил фразу, но в ней был лишенный смысла набор слов, т.е. больной не осознавал бессмысленность своей речи.

Звуковая информация воспринимается первичными слуховыми областями коры, но, для того чтобы она была осмыслена (понята), сигналы должны войти в зону Вернике. При чтении импульсы доходят до первичных зрительных зон, а оттуда переходят в угловую извилину, связываясь со звуковыми образами соответствующих слов. Затем звуковая форма слова перерабатывается в его смысл, как если бы это было воспринято на слух. Многие специалисты считают, что в речевой функции принимают участие не только центры Вернике и Брока, но и левое полушарие в целом. Если человек владел двумя языками, то при афазии выпадает способность говорить на обоих языках, что указывает на одинаковую организацию мозговых механизмов языков.

Язык жестов является разновидностью языка человека (глухонемых), использующей зрительно-пространственные навыки. Это формальный язык со словарем, включающим несколько тысяч (до 4 тыс.) знаков, и с определенной грамматической структурой. Каждый знак обозначает слово. В каждом предложении на первом месте стоит более конкретный и выразительный элемент, затем идут знаки, объясняющие ситуацию (прилагательные, наречия или глаголы), а за ними следует результат, вывод или конечный итог ситуации.

Повреждение речевой области коры в ранних периодах жизни приводит к тому, что выполнение речевой функции берет на себя правое полушарие, что указывает на большую пластичность корковых клеток, которая с возрастом уменьшается. Если повреждается правое полушарие взрослых, то речевых нарушений не обнаруживается ; если повреждено левое полушарие , то возникает тяжелая афазия практически без шансов на выздоровление.

У человека имеется образное (конкретно-предметное) и абстрактное (словесно-логическое) мышление , а у животных - только образное (конкретно-предметное) . Абстрактное мышление человека - это мышление с помощью понятий, символов, формул. Оно формируется с помощью речи.

У человека - социально-детерминированное сознание . На базе второй сигнальной системы возникло человеческое сознание. Оно, как и речь, формируется только в человеческом обществе.

Целенаправленная планируемая трудовая деятельность . Труд человека качественно отличается от деятельности животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. У человека - планируемый труд, создание орудий производства, преемственный характер труда, например работа на конвейере. Человек активно изменяет окружающий мир в соответствии с потребностями общества, человек познает самого себя, в процессе труда человека импровизирует. У животных деятельность запрограммирована или является результатом подражания без осмысления.

У человека имеется три типа психической деятельности , у животных - только один.

В их основе лежит соотношение между сигнальными системами (И.П. Павлов). Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении - мыслительный тип, при их равенстве - средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется восприятием действительности целиком. Для мыслительного типа (преимущественно философы, математики) характерно восприятие окружающей действительности через словесные сигналы, т.е. аналитически (детально). Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов. Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления.

Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, оно отвечает преимущественно за смысловые значения речи, лучше воспринимаются сигналы второй сигнальной системы, информация оценивается последовательно, аналитически.

У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются пространственные признаки предметов - одновременно, синтетически, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, оно отвечает преимущественно за интонацию речи.

В таблице 14 показаны различия полушарий при зрительном восприятии.

Таблица 14. Различия между полушариями при зрительном восприятии (Астапова, 2004)

Полушарие Лучше узнаются стимулы Лучше воспринимаются задачи Особенности процессов восприятия Предполагаемые морфофизиологические различия
Левое полушапие Вербальные Легко различимые Знакомые Оценка временных отношений Установка сходства Установка идентичности стимулов по названиям Переход к вербальному кодированию Аналитичнеское восприятие Последовательное восприятие Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание Фокусированное представительство элементарных функций
Правое полушарие Невербальные Трудно различимые Незнакомые Оценка пространственных отношений Установление различий Установление физической идентичности стимулов Зрительно-простраственный анализ Целостное восприятие (гештальт) Одновременное восприятие Конкретное ущнавание Диффузное представительство

Отметим также, что левое полушарие обеспечивает формирование преимущественно положительных эмоций, а правое - отрицательных, оно более эмоционально. Однако необходимо еще раз отметить, что в организме оба полушария работают как единое целое и имеют комплементарные отношения, т.е. они дополняют друг друга. Описанные различия вклада левого и правого полушарий в психическую деятельность человека касаются правшей. У левшей эти соотношения носят смешанный характер.

Приведенные данные были получены в исследованиях на человеке с расщепленным мозгом (перерезка мозолистого тела по медицинским показаниям). Так, больных с расщепленным мозгом просили сложить из предъявленных кубиков узор, который соответствовал бы показанному рисунку (Р. Сперри). Левая рука, контролируемая правым полушарием, в этом случае намного «превосходила» правую руку, контролируемую левым полушарием.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию – высшая нервная деятельность (ВНД).

2. Что называют низшей нервной деятельностью?

3. Сформулируйте понятие “психическая деятельность”. Каковы соотношения этого понятия с понятием ВНД?

4. Сформулируйте понятие "сознание".

5. Перечислите формы психической деятельности.

6. Что такое мышление?

7. Сформулируйте понятие «ощущение», «восприятие», «представление».

8. Перечислите основные достижения И. П. Павлова в изучении ВНД.

9. Что называют условным рефлексом?

10. Перечислите основные правила выработки условных рефлексов.

11. При каких условиях выработанный условный рефлекс становится прочным? Почему раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, вначале называют индифферентным?

12. Какая реакция обычно возникает в начале выработки условного рефлекса на сигнальный раздражитель и какое физиологическое значение она имеет?

13. Между какими центрами коры большого мозга возникает временная связь при выработке условного рефлекса? Какое явление лежит в основе механизма выработки условного рефлекса?

14. Классификация условных рефлексов.

15. Назовите три основных подгруппы и разновидности условных рефлексов, классифицируемых по безусловным рефлексам, на базе которых они выработаны.

16. Дайте характеристику безусловным рефлексам.

17. Дайте характеристику условных рефлексов.

18. Дайте определение функциональной системы по П. К. Анохину.

19. Назовите основные компоненты функциональной системы по П. К. Анохину, обеспечивающей приспособительное поведение.

20. Что называют инстинктом?

21. Что такое научение и обучение? Каково соотношение этих понятий?

22. Приведите классификацию основных форм научения.

23. В чем заключается сущность оперантного научения? Укажите две основные его разновидности.

24. Что такое викарное научение? Приведите пример.

25. Что такое реакция следования? Врожденной или приобретенной она является? Дайте соответствующее пояснение.

26. Что такое инсайт?

27. Дайте определение понятиям «память» и «энграмма".

28. Приведите классификацию памяти по длительности хранения информации. Укажите это время. Назовите специфический вид памяти, свойственный только человеку.

29. Что такое мгновенная (сенсорная) и кратковременная память, каков их нейрональный механизм?

30. Назовите основные изменения в нейронах при переходе кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти).

31. Приведите доказательства важной роли РНК в процессах запоминания информации.

32. Какие влияния оказывают серотонин и адреналин на процесс обучения, в каком состоянии организма это проявляется ярче?

33. Какие структуры мозга играют особо важную роль в процессах консолидации памяти? Приведите доказательства.

34. Какова емкость мгновенной, кратковременной и долговременной памяти?

35. Что понимают под кортиколизацией функций? Как изменится поведение лягушки и голубя после полного удаления у них полушарий большого мозга?

36. Что понимают под локализацией функций в коре большого мозга? Какие функциональные зоны различают в коре большого мозга? Какие из них играют особо важную роль в анализе и синтезе поступающей в кору информации?

37. Какое физиологическое значение имеют явления анализа и синтеза информации, поступающей в кору большого мозга?

38. Перечислите основные методы, при помощи которых можно исследовать локализацию функций в коре большого мозга.

39. В каком полушарии большого мозга и в какой области коры у правшей расположены сенсорный центр речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока)?

40. Перечислите основные методы изучения ВНД.

41. Что такое электроэнцефалография и электроэнцефалограмма (ЭЭГ)? Перечислите волны (ритмы) ЭЭГ.

42. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для активного бодрствующего состояния? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

43. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для организма в состоянии физического и эмоционального покоя, с закрытыми глазами при отсутствии внешних раздражителей? Где они преимущественно регистрируются? Какова их частота и амплитуда?

44. Назовите основные виды изменений ЭЭГ при внешних воздействиях. Локальными или генерализованными они являются?

45. Какие формы ответных реакций организма обеспечивают приспособительное поведение человека в окружающей среде?

46. Что понимают под безусловным торможением условных рефлексов? Какие формы безусловного торможения Вам известны?

47. Каково физиологическое значение внешнего торможения условных рефлексов? Объясните механизм.

48. В каких условиях возникает запредельное торможение условных рефлексов? Каков его механизм и физиологическое значение?

49. Что понимают под условным торможением условных рефлексов? Какие формы условного торможения Вам известны?

50. Как вырабатывается угасательное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

51. Как вырабатывается дифференцировочное торможение условных рефлексов? Как изменяется условный рефлекс при этом?

52. Как вырабатывается условный тормоз? Как изменяется условный рефлекс при этом?

53. Как вырабатывается запаздывательное условное торможение? В чем сущность проявления этого вида торможения?

54. Каково биологическое значение различных видов условного торможения условных рефлексов?

55. Дайте определение понятия "тип ВНД". Что лежит в основе классификации типов ВНД?

56. Как определяют силу процесса возбуждения у человека по работоспособности?

57. Как можно определить силу процесса возбуждения с помощью фармакологического тестирования?

58. Назовите основные приемы исследования силы процесса торможения.

59. Опишите основные приемы, с помощью которых можно определить подвижность нервных процессов при исследовании типов ВНД.

60. Какие типы ВНД различают по И. П. Павлову? Сопоставьте их с соответствующими типами темперамента по Гиппократу.

61. Перечислите основные особенности ВНД человека.

62. Что такое сон?

63. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.

64. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

65. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

66. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

67. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

69. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

70. Что такое сновидения и для какой фазы сна они наиболее характерны?

71. Каково физиологическое значение сна?

72. Что называют функциональной межполушарной асимметрией? В чем она выражается?

73. Какими методами можно изучать межполушарную асимметрию?

74. Кто сформулировал представление о сигнальных системах организма? Что понимают под первой и второй сигнальной системами? Что является сигналами для каждой?

75. Дайте определение понятия "эмоция".

76. Какая структурная организация в ЦНС является морфологическим субстратом для эмоциональных реакций? Назовите ее основные компоненты.

77. Каково биологическое значение потребности организма?

78. Дайте определение понятия "мотивация", назовите причины возникновения мотиваций. Каково их значение?

79. Каково значение положительных и отрицательных эмоций для человека?

80. Чем отличается язык человека от языка животных?

1. Физиология возбудимых тканей ……………………………………………6

1.1.1. Открытие электрических явлений в животных тканях. Понятие

процессе возбуждения…………………………………………………………….6

1.1.2. Потенциал покоя……………………………………………………………7

1.1.3. Потенциал действия………………………………………………………13

1.1.4. Локальные потенциалы…………………………………………………...19

1.1.5. Изменения возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность……………………………………………………………………...22

1.1. 6. Критерии для оценки возбудимости. Аккомодация. Использование электрического тока в медицине………………………………………………..24

1.2. Сенсорные рецепторы. Нервные волокна, нервно-мышечный синапс….29

1.2.1. Структурно­функциональная характеристика сенсорных рецепторов

1.2.2. Физиология нервных волокон……………………………………………33

1.2.3. Физиология нервно-мышечного синапса………………………………..42

1.3. Физиология мышц…………………………………………………………..47

1.3.1. Структурно­функциональная характеристика скелетной мышцы……..47

1.3.2. Механизм сокращения скелетной мышцы………………………………51

1.3.3. Виды мышечных сокращений……………………………………………54

1.3.4. Показатели физической деятельности мышц…………………………...57

1.3.5. Структурно­функциональные особенности гладких мышц…………….59

2. Физиология центральной нервной системы ……………………………..64

2.1.1. Структурно­функциональная характеристика центральной нервной системы…………………………………………………………………………...64

2.1.2. Медиаторы и рецепторы центральной нервной системы………………73

2.1.3. Механизм возбуждения нейронов……………………………………….79

2.1.4. Характеристика распространения возбуждения в центральной нервной системе……………………………………………………………………………83

2.1.5. Свойства нервных центров……………………………………………….85

2.2. Торможение в центральной нервной системе…………………………….92

2.2.1. Постсинаптическое торможение…………………………………………92

2.2.2. Пресинаптическое торможение……………………………………….....96

2.2.3. Общая характеристика торможения в центральной нервной системе

2.2.4. Координационная деятельность и интегративная роль центральной нервной системы……………………………………………………………….100

2.3. Физиология спинного мозга………………………………………………107

2.3.1. Структурно­функциональная характеристика спинного мозга……….107

2.3.2. Проводниковая функция спинного мозга……………………………...110

2.3.3. Соматические рефлексы спинного мозга……………………………..112

2.3.4. Тонус мышц у спинального организма………………………………...120

2.3.5. Ствол мозга……………………………………………………………....122

2.3.6. Проводниковая функция ствола мозга…………………………………129

2.3.7. Интегративные системы ствола мозга…………………………………130

2.3.8. Функции мозжечка………………………………………………………136

2.3.9. Физиология промежуточного мозга……………………………………140

2.3.10. Функции базальных ядер………………………………………………144

2.3.11. Функции лимбической системы……………………………………….146

2.3.12. Кора головного мозга. Нейронная организация новой коры. Кортикализация функций……………………………………………………...148

2.3.13. Основные функциональные зоны новой коры……………………….151

2.3.14. Методы исследования центральной нервной системы……………....160

2.3.15. Общая характеристика вегетативной нервной системы……………..165

2.3.16. Симпатическая нервная система……………………………………...170

2.3.17. Парасимпатическая нервная система………………………………....175

2.3.18. Интраорганная нервная система..………………………………..178

2.3.19. Регуляция функций синапсов……………………………………….....181

2.3.20. Взаимодействие между отделами вегетативной нервной системы…183

2.3.21. Центры вегетативной нервной системы……………………………..185

2.3.22. Афферентные пути вегетативной нервной системы………………...188

2.3.23. Тонус вегетативных центров……………………………………….....191

2.3.24. Трофическое действие нервной системы…………………………….193

3. Физиология высшей нервной деятельности …………………………...197

3.1.1. Понятие о высшей нервной деятельности……………………………..197

3.1.2. Физиологические основы поведения…………………………………...197

3.1.3. Врожденная деятельность организма и импринтинг…………………198

3.1.4. Структура целостного поведенческого акта………………………......200

3.1.5. Память…………………………………………………………………....203

3.1.6. Кратковременная (электрофизиологическая) память…………………204

3.1.7. Промежуточная (нейрохимическая) память…………………………...206

3.1.8. Долговременная (нейроструктурная) память………………………….208

3.1.9. Воспоминание и забывание…………………………………………….212

3.1.10. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти

3.1.11. Научение………………………………………………………………..217

3.1.12. Условный рефлекс - одна из форм научения. Методы изучения высшей нервной деятельности………………………………………………..217

3.1.13. Методы исследования ВНД…………………………………………...220

3.1.14. Классификация условных рефлексов…………………………………224

3.1.15. Торможение условных рефлексов как одна из форм научения…….226

3.1.16. Другие формы научения……………………………………………....229

3.1.17. Типы высшей нервной деятельности и темперамент личности…….234

3.1.18. Бодрствование и сон. Сновидения……………………………….......236

3.1.19. Формы психической деятельности и сознание………………………240

3.1.20. Характеристика отдельных форм психической деятельности……...241

3.1.21. Физиология мотиваций и потребности……………………………….243

3.1.22. Эмоции…………………………………………………………………244

3.1.23. Мышление - основная форма психической деятельности…………243

3.1.24. Осознаваемая и неосознаваемая деятельность организма…………..250

3.1.25. Особенности психической деятельности человека…………………..252

Литература

Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов/Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 520 с.

Алипов Н. Н. Основы медицинской физиологии. Учебное пособие/Н.Н. Алипов - М.: Практика, 2013. - 496 с.

Анищенко Т.Г. Физиология центральной нервной системы/Т.Г. Анищенко, Л.Н. Шорина, Н.Б. Игошева и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 96 с.

Астапов В.М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения»/Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 80 с.

Атлас по физиологии. В двух томах. Том 1: учеб. пособие /А. Г. Камкин, И. С. Киселева - М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2010. - 408 с.

Гайтон А.К. Медицинская физиология/А.К. Гайтон, Дж.Э. Холл/Пер с англ.; Под ред. В.И. Кобрина – М.: Логосфера, 2008. -1296 с.

Зильбернагль С. Наглядная физиология/С. Зильбернагль, А. Деспопулос; пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.

Зинчук, В. В. Нормальная физиология. Краткий курс: учеб. пособие / В. В. Зинчук, О. А. Балбатун, Ю. М. Емельянчик; под ред. В. В. Зинчука. - Минск: Выш. шк., 2010. -431 с.

Камкин А.Г. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для сту. высш. вчеб. заведений/Под ред. А.Г. Камкина и А.А. Каменского – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 1072 с.

Кирой В.Н. Физиологические методы в психологии (учебное пособие)/ В.Н. Кирой - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2003. - 224 с.

Наглядная неврология: Учеб. пособие Р. Баркер, С. Барази, М.Нил / Пер. с англ. Г.Н. Левицкого; под ред. В.И. Скворцовой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 136 с.

Орлов Р. С. Нормальная физиология: учебник/С.Р. Орлов – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с.

Физиология в рисунках и таблицах: вопросы и ответы/Под ред. В.М. Смирнова - М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 456 с.

Физиология человека. В 3-х томах/Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Мир, 2005; Т.1 - 323с., Т.2 - 314с.; Т.3 - 228с.

Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Учебное пособие для студ. мед. вузов/С.А. Чеснокова, С.А. Шастун; под ред. Н.А. Агаджаняна – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 496 с.

Kryger M.H. Principles and Practice of Sleep Medicine, 5th ed./ M.H. Kryger, Т. Roth, W. Dement - Elsevier, 2011. - 1757 p.

Таким образом, человек представляет собой социально-природное существо, которое в своих психологических качествах и формах поведения частично схожее, но во многом и кардинально отличное от животных.

В жизни человека его природное и социальное начала существуют параллельно, обусловливая многообразие психических проявлений. Однако порой природное биологическое начало и социальные нормы воспитания могут и конкурировать между собой.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение: инстинкты и индивидуально приобретаемое поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей или передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения.

То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа. -2001. - С. 112.

Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека заключаются в следующем:

  • 1. Вся активность животных определяется только биологическими мотивами. Животное не может делать ничего бессмысленно. Действия животного всегда имеют жизненно важное значение, будь это добыча пищи, размножение или уход за потомством.
  • 2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руководствоваться «идеально» представленной целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.
  • 3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы, иными словами - поведение животных инстинктивно. Научение у них ограниченно приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспособляются к конкретным условиям существования индивида.
  • 4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры. Весь накопленный животным жизненный опыт умирает вместе с конкретным животным.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: , подсознательном и .

Бессознательный уровень психической деятельности — врожденная инстинктивно-рефлекторная деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально- импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция); поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня — комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — сфера внушенных состояний и установок, в том числе установок высшего, нравственного уровня. Чувственные, перцептивные процессы также связаны с подсознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Г. Л. Ф. Гельмгольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей соответственно характеристикам «добрый», «злой», «хитрый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались. Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой творческой продуктивности человека в состоянии неактивированного сознания (внезапное открытие Ф. А. Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Д. И. Менделеевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемой ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определенный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мерс в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — таков далеко не полный перечень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критериями внесознательного являются его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория разделения психики на сознание, предсознательное и бессознательное, созданная 3. Фрейдом, — на наш взгляд, оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живучим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а благодаря базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 7).

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействиесознательного и внесознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Рис. 7. Психоаналитический айсберг

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влечений, темных сил природы. Однако его понимание полсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но и считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с сознанием (51, Эго) и подсознанием (Оно, Ид) 3. Фрейд различает и сверхсознание (Супер-Эго) — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сознательный уровень психической деятельности — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мерс контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) формирования. Отбор информации для сознательной саморегуляции проходит через субъективно-эмоциональные фильтр ы.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действовать определенным образом. В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесознатель- ная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются гремя типами относительно автономных программ поведения:

  • эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;
  • подсознательными, субъективно-эмoциональными;
  • сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и условиях дссоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

  • бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
  • импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;
  • сознательно-волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой).

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность — специфически человеческая форма активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированносгью — осознанием мотивов и целей, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия содержат исторически выработанную схему человеческого действия.

Психической деятельности человека эволюционно предшествуют некоторые элементы психического поведения у животных.

Психонервная деятельность . Основным действенным стимулом для запуска поведенческого акта становится не сам стимул, а его нейронный образ. Например, психический образ пищи на определённом этапе может быть более сильным стимулом, чем реальная пища. В отличие от классических условных рефлексов психонервный образ формируется сразу после одной реализации поведенческого акта.

Экстраполяционная или рассудочная деятельность основана на способности животных к прогнозированию событий, предвидению результатов деятельности в будущем. Характерное свойство элементарной рассудочной деятельности заключается в способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды; возможность оперировать ими при построении и реализации программ поведения в новых условиях.

В развитии психического мира человека выделяют 2 стадии.

1 – стадия элементарной сенсорной психики – отражение отдельных свойств предметов и явлений в форме ощущения. Ощущение – базисный психический элемент в работе мозга (осознанная рецепция). Оно связывает психику с внешним воздействием и является элементом в более сложных психических процессах. Восприятие, в отличие от ощущения, результат отражения предмета в целом и вместе с тем нечто всё ещё более или менее расчленённое (начало построения своего «я» как субъекта сознания). Представление – образное отражение предмета или явления с учётом пространственно-временной связи составляющих признаков и свойств.

2 – стадия формирования интеллекта и сознания, реализующаяся на основе возникновения целостных осмысленных образов, целостного мироощущения с пониманием своего «я» в этом мире, своей познавательной и созидательной деятельности.

Словесная основа мыслительной деятельности определяет то, что развитие и становление мышления взаимосвязано с формированием и развитием речевых функций.

Первые речедвигательные временные связи появляются к концу 1-го года жизни ребёнка. В 9-10 месяцев слово становится одним из значимых компонентов сложного стимула, но ещё не выступает в качестве самостоятельного стимула. Соединение слов в отдельные смысловые фразы наблюдается на 2-м году жизни ребёнка.

В становлении обобщающей функции слова различают следующие этапы:

1) Слово замещает чувственное восприятие предмета, явления, события; выступает в качестве условного знака конкретного предмета. Например, «кукла» означает конкретную куклу, которая у него есть (конец 1-го, начало 2-го года).

2) Слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы. «Кукла» становится обобщающим обозначением различных кукол, которых он видит (конец 2-го года).

3) Слово заменяет ряд чувственных образов разнородных предметов. Слово «игрушка» обозначает для ребёнка и куклу, и мяч, и кубик и т.д. Такой уровень оперирования словами достигается на 3-м году.

4) Словесные обобщения 2-3-го порядка. Слово «вещь» обозначает такие предыдущие обобщения как игрушка, еда, одежда и т.д. (на 5-м году).

Этапы развития познавательных способностей:

1) Этап развития сенсорно-моторных координаций (1,5 – 2 года).

2) Период предоперационального мышления (2 – 7 лет). Ребёнок активно использует сенсомоторные схемы мышления.

3) Развитие когерентных операций – способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий (7 – 11 лет).

4) Период формирования и реализации логических операций на основе элементов абстрактного мышления (11 – 16 лет).

В 15–17 лет в основном завершается формирование нейро- и психо- физиологических механизмов мыслительной деятельности. Все механизмы, определяющие интеллект уже сформированы.

Дальнейшее развитие интеллекта идёт за счёт количественных изменений.

Психическая деятельность - это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека. Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях. Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

Определение

Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания. Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными. Психическая деятельность - это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

Процесс психической деятельности

Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

  1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
  2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
  3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
  4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
  5. Оценка результатов деятельности.

В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

Таким образом через процесс познания формируется личный опыт - психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

Уровни

Психическую деятельность и психические процессы изучает Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью. Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее. Психическая деятельность - это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

Бессознательное

Бессознательный уровень - инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей - самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример - состояние аффекта.

Подсознательное

Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения - привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности - желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.

В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае - последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы - таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Сознательное

Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

  • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
  • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
  • Сознательные программы, которые являются произвольными.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

Виды

Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители - это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт - изобретение, произведение искусства и др.

В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление.

Функции

Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания - психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структура

Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива - внутреннего побуждения. Мотив - это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные - присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные - проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Психическая деятельность у детей

Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность - та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность - это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

  1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
  3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
  4. Учебная деятельность - примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
  5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка - он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
  6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни - умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека - это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь. Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.

Загрузка...