docgid.ru

Решение о возврате ндс сроки. Проводки по возмещению ндс из бюджета. Кто имеет право на возмещение

Если вы занимаетесь реализацией или ввозом товаров, вы платите в бюджет . Но, взаимодействуя с поставщиками товаров и услуг, им вы также платите НДС.

Если размер налога с реализации больше – вам придется доплатить в бюджет, а если меньше, — вам положено возмещение НДС из бюджета. Как его получить и какие действия следует для этого выполнить?

Разбираемся в вопросе.

Закон и порядок

Регламент возмещения налога на добавленную стоимость определен статьей 176 НК РФ. Сам же возврат средств возможен в том случае, если по итогам налогового периода вычеты оказались больше суммы налога, которая была рассчитана по признаваемым объектом налогообложения операциям. Разница и подлежит возмещению, при этом возмещение может быть как в форме возврата средств, так и в форме зачета в счет уплаты будущего налога.

Зачет суммы производится в течение трех месяцев, которые идут за налоговым периодом. Это ФНС делает самостоятельно, а средства могут пойти на уплату пеней, сборов, сумм налоговых санкций, недоимок. А если за это время сумма возврата не зачтена, то налогоплательщик может подать заявление о выплате данной суммы. В течение четырнадцати дней ФНС должна принять решение по поводу выплаты суммы и направить свое решение в Федеральное казначейство, которое уже и произведет возврат средств на счет налогоплательщика в течение двух недель с момента получения решения из территориальной ФНС.

Надо отметить, что налоговый орган может принять решение о возмещении в полном объеме, об отказе возмещения или о частичном возврате суммы, которая была заявлена к возмещению, а также об отказе в возмещении частично суммы, которая была заявлена к возмещению.

Что нужно сделать, чтобы вернуть НДС?

На словах все звучит довольно просто, но на самом деле процедура возврата НДС достаточно сложна, а действия недобросовестных налогоплательщиков в этой области еще больше настораживают ФНС, которая не спешит возвращать средства на счет. Как же все-таки решить проблему? Поэтапно!

  • Декларация. Сначала нужно подать в налоговую службу декларацию по НДС, которая подтвердит, что сумма вычетов превышает сумму начисленного за спорный период НДС и разница подлежит зачету или же возврату на счет.
  • Проверка. После того как налоговая получит декларацию, она должна провести камеральную проверку и подтвердить или опровергнуть обоснованность суммы, которая предполагается к возврату. По результатам проверки составляется акт, в котором указываются выявленные нарушения (если они имеются) или выносится решение о возврате средств (по закону это должно произойти в течение семи дней). Налоговый орган должен известить налогоплательщика о результатах проведенной проверки и принятом решении письменно в течение десяти дней с момента его принятия.
  • Апелляция. Если же в акте указаны нарушения, то налогоплательщик может опротестовать акт, заявив свои возражения. Налоговая служба обязана их принять, но при рассмотрении вопроса может не учитывать. А если все же принимается решение об отказе в возврате средств, то налогоплательщик имеет право обжаловать решение в вышестоящей инстанции. При отсутствии результата можно обжаловать решение в судебном порядке.
  • Суд. Такие дела рассматривает Арбитраж, но чтобы решение вступило в силу, организация должна выиграть суды первой и апелляционной инстанции. Что же касается ФНС, то она вправе подать кассационную жалобу или обжаловать решение в надзорной инстанции. Если окончательное судебное решение принято в пользу налогоплательщика, он имеет право получить возврат НДС из бюджета по исполнительному листу, а также потребовать от налоговой оплатить судебные издержки (расходы на юриста и госпошлины). Кроме того, организация имеет право взыскать проценты за задержку возврата средств (это возможно также при нарушении сроков возврата суммы НДС, тогда, начиная с двенадцатого дня после окончания камеральной проверки в случае положительного решения о возмещении, на сумму возврата начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ).

Как повысить шансы на возврат НДС?

Всем понятно, что налоговики не спешат возвращать полученные в виде налогов и сборов средства. Так что если вы действительно переплатили в бюджет налоги и хотите вернуть свои деньги, стоит позаботиться о том, чтобы все необходимые документы, подтверждающие переплату, были в порядке. Особенно это касается операций по реализации товаров, работ и услуг, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 164 НК РФ. Тут очень важно предоставить в ФНС полный комплект нужных документов и отдельную декларацию по этим операциям.

Заявительный порядок

Для крупных налогоплательщиков, которые заплатили за три года налогов не менее 10 миллиардов рублей, и тех, кто вместе с декларацией подает банковскую гарантию НДС, существует заявительный порядок возмещения НДС из бюджета. Это значит, что такие налогоплательщики могут вернуть переплаченные средства до окончания камеральной проверки, подав в налоговый орган, не позднее чем через пять дней после декларации, заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС. В этом заявлении налогоплательщик берет на себя обязательства по возврату в бюджет излишне полученных сумм налога, которые будут ему уплачены по декларации, а также возврата средств и процентов (в том случае, если они будут уплачены) при отказе (полном или частичном) в возмещении НДС.

При таком порядке возмещения налогоплательщик получает заявленную в декларации сумму возмещения НДС, а проверка проводится в установленные законом сроки с составлением акта. После этого по результатам проверки принимается решение, которое сообщается налогоплательщику, и производится окончательный расчет.

В случае если налоговая принимает решение о возмещении суммы меньше той, которую заявил в декларации налогоплательщик, то ему направляется требование о возврате, которое он должен удовлетворить в течение пяти дней с момента его получения. Если этого не происходит или же сумма возвращена не полностью, в дело вступает банковская гарантия, которая служит основанием для требований налогового органа об уплате денежных средств.

Преступление и наказание

Те, кто подает декларацию на возмещение НДС, должны понимать, что при проведении камеральной проверки ФНС имеет право истребовать у налогоплательщика любые документы, которые могут подтвердить правомерность налоговых вычетов. Конечно, все документы должны иметь непосредственное отношение к предмету проверки, но довольно часто налоговики проверяют практически все документы, а не только счета, которые подтверждают уплату налога. Доказать неправомерность их действий достаточно сложно, а обернуться ситуация может дополнительными налоговыми проверками, которые уже будут касаться не только налога на добавленную стоимость, а всей деятельности организации.

Со стороны налоговых органов такие жесткие меры объясняются частыми случаями мошенничества. Поэтому, если существует хоть малейшая возможность для отказа в возврате НДС, налоговый орган ею воспользуется. Так что судебные споры по этому вопросу – обычное дело для многих организаций.

Сегодня существуют также различные фирмы, которые предлагают оказать помощь в возврате налога из бюджета даже в самых безнадежных ситуациях. Как правило, это мошенники, которые ничего кроме лишних проблем для организации не создадут. А «безопасные схемы» возврата, которые они предлагают руководителям предприятий, могут привести к возбуждению уголовного дела о мошенничестве в крупных и особо крупных размерах (если возмещение составляет свыше 250 000 и 1 000 000 рублей соответственно). А это уже экономические преступления, которые, как правило, расцениваются судами как тяжкие, и за них предусмотрены реальные сроки наказания (в отличие от налоговых преступлений) – за мошенничество в особо крупных размерах, например, срок лишения свободы может составить до десяти лет.

Уголовное дело о покушении на мошенничество руководителя организации может инициировать и налоговый орган после проверки документов, подтверждающих претензии налогоплательщика на возврат НДС и вынесения решения об отказе в возмещении. Поэтому все претензии к налоговым органам должны быть обоснованными. А декларацию и заявление о возмещении налога стоит подавать только в том случае, если вы реально имеете на это право по закону, а не создали такую ситуацию при помощи мошеннических схем.

Порядок возмещения НДС бывает общий и ускоренный. Последний еще называют заявительным. В общем случае налог вы получите после проведения камеральной проверки и при благоприятном ее исходе. В чем суть ускоренного порядка возмещения и его отличия от основного, рассмотрим в нашей статье.

Основные моменты при возмещении

Ситуации, позволяющие получить возмещение НДС, могут возникать не только у экспортеров, но и у тех налогоплательщиков, которые не занимаются внешнеэкономической деятельностью. Для экспортеров процедура существенно сложнее, так как им еще придется доказывать наличие оснований на применение нулевой ставки налога.

Различают общий и заявительный порядок возмещения НДС. Последний позволяет получить возмещение в ускоренном варианте (до завершения налоговой проверки), условия применения которого прописаны в ст. 176.1 НК РФ. Процедуры проведения самой проверки при обоих порядках идентичны.

Право на возмещение возникает, если сумма налога, начисляемого к уплате, оказывается меньше, чем объем вычетов по НДС. При возмещении компания получает назад сумму налога, которую ранее уплатила поставщику в виде добавления его к цене товара (услуг, работ).

Ситуации, когда возникает право на возмещение налога из бюджета, как правило, возникают:

  • у экспортеров (ведь они продают товар на экспорт по нулевой ставке НДС, а сырье, материалы или готовую продукцию от производителей закупают с применением полной ставки налога);
  • компаний, продающих продукцию с применением ставки 10% и закупающих товары (услуги или работы) с учетом ставки налога, равной 20%;
  • предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты (такая ситуация может возникнуть не только в результате убыточной деятельности предприятия или утери/порче продукции, но и по причине низкого спроса на нее);
  • торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятия ее с продажи и т. д.

Способы получения возмещения

1. Автоматический зачет имеющейся задолженности предприятия перед бюджетом по налогам. Такое погашение долгов по налогам, пеням и штрафам за счет возмещения НДС производится в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ.

Исключение составляют случаи погашения недоимки и штрафов, которые, в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, могут быть взысканы лишь по решению суда. Подробное разъяснение по этому случаю предоставил Президиум ВАС в своем постановлении от 16.04.2013 № 15856/12.

Кроме того, налоговая инспекция не сможет автоматически погасить задолженность по пеням и штрафам за счет возмещения по НДС, если суд своим решением приостановил это взыскание. Это разъяснено в постановлении ФАС Центрального округа от 18.01.2010 № А35-1181/09-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.05.2010 № ВАС-5885/10).

2. По заявлению налогоплательщика, переданному на бумажном носителе или в электронной форме, зачет может быть проведен в счет будущих налоговых платежей в бюджет (п. 6 ст. 176 НК РФ).

3. По заявлению плательщика производится возврат денежных средств на его банковский счет в порядке, указанном в п. 8 ст. 176 НК.

Сроки возмещения НДС при общем и заявительном порядке

В НК РФ установлены ограниченные сроки по всем этапам, предшествующим получению возмещения по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком. Стоит обратить внимание, что пропуск сроков со стороны налоговой грозит ей последствиями в виде уплаты процентов налогоплательщику.

Сроки при общем порядке

1. После подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку. Сейчас срок проведения проверки составляет 2 месяца, но если у налоговой возникнут подозрения в совершении нарушений ее могут продлить до 3-х (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

2. Если в ходе проведения камеральной проверки не были выявлены нарушения, то ИФНС, в соответствии с пп. 2, 6 и 7 ст. 176 НК РФ, в 7-дневный срок (в рабочих днях) принимает решение о возмещении НДС целиком либо частично (а также решение о зачете в счет будущих платежей или возврате, если об этом просил налогоплательщик). При этом:

  • на следующий день после принятия положительного решения в казначейство направляется поручение о проведении платежа (абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ);
  • в течение 5 дней казначейство проводит платеж на счет налогоплательщика, который был указан им в заявлении (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Всего на возврат не вызывающей возражений у налогового органа суммы возмещения по НДС отводится 2 месяца и 12 (7+5) дней после подачи декларации и заявления о возмещении. Если заявление не подавалось до вынесения решения о возмещении, то срок перевода денежных средств казначейством будет увеличен до 1 месяца с момента получения ИФНС этого заявления (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

3. Если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения налогового законодательства и предприятию было отказано в возмещении, то в течение 10 дней после завершения проверки составляется соответствующий акт и передается налогоплательщику.

Сроки при заявительном порядке

Право на возмещение НДС в ускоренном порядке налогоплательщики имеют при соблюдении определенных условий, установленных ст. 176.1 НК РФ (в частности, это определенный объем уплаченных налогов за 3 предыдущих года, наличие банковской гарантии или поручительства).

Если все условия выполняются, то после подачи декларации налогоплательщик должен в 5-дневный срок подать заявление о возмещении НДС в соответствии с п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Налоговый орган также в 5-дневный срок с момента получения заявления налогоплательщика (при условии соблюдения последним требований, установленных пп. 2, 4 и 7 ст. 176.1 НК РФ) принимает решение о предоставлении возмещения или отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам и пеням, то проводится ее автоматический зачет в счет суммы возмещения (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). Не позже дня, наступающего за принятием решения о возмещении, ИФНС передает казначейству поручение о перечислении возмещаемой суммы на банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 176.1 НК). В 5-дневный срок территориальный орган Федерального казначейства производит перевод средств налогоплательщику.

Если на 12 день после подачи заявления налогоплательщика по ускоренной процедуре не было произведено возмещение НДС, то происходит начисление процентов. После получения уведомления от казначейства о возврате суммы возмещения налоговая инспекция в 3-дневный срок принимает решение о возврате насчитанных процентов и на следующий день направляет соответствующее поручение в казначейство (абз. 4 п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки по заявленным суммам НДС к возмещению также составляет 2 месяца, как и при общем порядке возмещения. Если по итогам проверки будет определено, что налогоплательщик не имел права на возмещение, то у него возникнет недоимка на сумму выплаченного ему возмещения. Ее придется погасить либо самому налогоплательщику, либо его гаранту (поручителю) в течение 5 дней с даты получения требования о возврате. При отсутствии добровольной уплаты взыскание произведут в принудительном порядке.

Проценты за несвоевременное возмещение НДС

При задержке выплаты возмещения налогоплательщику налоговая инспекция в одностороннем порядке обязана рассчитать проценты за каждый день просрочки исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Налогоплательщику для этого не требуется подавать заявление, как было установлено в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 12842/11 и 17.03.2011 № 14223/10.

Проценты начисляются и в том случае, если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, а налогоплательщик в суде доказал свою правоту, в результате чего это решение вместе с актом были отменены (постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11). При этом начисление процентов производится с 12 дня после окончания налоговой проверки.

При исчислении процентов учитываются как выходные, так и праздничные дни. К такому выводу пришли суды, основываясь на том, что в НК РФ нет ссылок на то, что следует считать по-иному. Основанием для использования такой судебной практики является постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13.

Такие же правила по начислению процентов начиная с 12 дня по окончании камеральной проверки касаются и случаев, когда налоговый орган принял решение о частичном возмещении НДС. Речь идет о признанной налоговыми инспекторами сумме НДС к возмещению. Подтверждают это постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 и № 13678/11.

Порядок обжалования

Если налоговая служба по результатам камеральной налоговой проверки составила акт и отказалась возместить НДС, то у налогоплательщика есть 1 месяц для подачи своих возражений в тот налоговый орган, который проводил проверку. Письменные возражения подают в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ. Срок рассмотрения возражений не должен превышать 10 дней, хотя может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

Если решение ИФНС не устраивает налогоплательщика, то следующим шагом будет обращение в вышестоящий налоговый орган с жалобой или апелляционной жалобой в порядке ст. 138, 139.1-140 НК РФ.

В случае получения отказа в вышестоящем налоговом органе налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд. При этом обжаловать оба решения (отказ в возмещении и привлечении к ответственности) можно одновременно — путем подачи одного искового заявления и уплаты госпошлины как за единое требование (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Отражение в бухучете

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

Дт 68 Кт 19 — предъявление налога к возмещению;

Дт 51 Кт 68 — зачисление возмещения на расчетный счет налогоплательщика от казначейства;

Дт 68 зачтенного налога Кт 68 — зачет платежа (недоимки) по налогу за счет возмещения НДС;

Дт 68 (76) Кт 91 — начисление процентов за несвоевременное возмещение НДС;

Дт 51 Кт 68 (76) — проценты поступили на банковский счет налогоплательщика.

Нюансы заявительного порядка возмещения НДС

Как мы отмечали выше, правом воспользоваться заявительным (ускоренным) порядком возмещения налога на добавленную стоимость можно лишь при соблюдении ряда условий, указанных в статье 176.1 НК РФ. Так, в большинстве случаев налогоплательщик должен предоставить гарантию (банковскую или поручительство) того, что гарант возместит бюджету сумму возмещенного НДС, если по итогам проверки выяснится, что налогоплательщик не имеет права на возмещение.

Освобождаются от обязательства предоставления финансовой гарантии лишь крупные налогоплательщики. К таковым относятся юрлица, существующие не менее 3 лет и уплатившие за последние 3 года в бюджет налогов на сумму, превышающую 2 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Причем речь идет не только о непосредственной уплате налогов (акцизов, НДС, налога на прибыль, НДПИ) в бюджет, но и в порядке зачета таких обязательств (письмо ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390@). В расчет не берутся налоги, уплаченные при ввозе товаров, и суммы налогов, удержанных компанией в качестве налогового агента.

При расчете уплаченных (зачтенных) налогов за 3 года вычитается сумма излишне взысканных (уплаченных) налогов. Исключением являются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которые были возвращены за предыдущие 3 года в соответствии со ст. 176 (176.1) и 203 НК (письма Минфина России от 31.08.2017 № 03-07-11/55788, от 13.07.2010 № 03-07-08/200 и ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2-7390@).

Если налогоплательщик не соответствует требованиям подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, то он может воспользоваться заявительным порядком возмещения при предоставлении банковской гарантии. Требования к такой гарантии содержатся в ст. 368-379 Гражданского кодекса России. Кроме того, специальные требования указаны в ст. 74.1 и 176.1 НК РФ.

Обязательным требованием, предъявляемым к банку, который выдал гарантию, является включение его в специальный список Минфина России (пп. 3 и 4 ст. 74.1 НК РФ). С этим перечнем можно ознакомиться на сайте финансового ведомства. При этом разрешено выдавать гарантию и филиалу попавшего в перечень банка (письмо ФНС России от 15.06.2010 № ШС-37-3/4049@).

В гарантию не должны быть включены какие-либо другие суммы, кроме заявленного к возмещению НДС. А срок ее действия должен быть не меньше 10 месяцев со дня представления в ИФНС декларации по налогу.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность в местности, которая считается территорией опережающего социально-экономического развития или является резидентом свободного порта Владивосток, то достаточным является предоставление им в ИФНС договора поручения от имени управляющей компании. В этом договоре будет закреплено обязательство поручителя уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму полученного возмещения, если право на возмещение не будет подтверждено (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Срок действия такого договора должен составлять не меньше 8 (с 01.07.2017 - 10) месяцев с даты представления в ИФНС декларации по налогу.

С 01.07.2017 (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ) к числу налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС, добавлены представившие поручительства юрлиц, готовых возместить за них ту сумму налога, которая окажется выплаченной неправомерно (подп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Поручитель должен (п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ):

  • иметь объем уплаченных за 3 года, предшествующих году поручительства, налогов не менее 2 млрд руб., а объем обязательств по договорам поручительства (вместе с даваемым налогоплательщику) не больше 50% от величины чистых активов;
  • не находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства и не иметь долгов по уплате налоговых платежей.

О форме договора поручительства для упрощенного возврата НДС читайте .

Итоги

Для получения возмещения из бюджета суммы НДС налогоплательщик должен представить вместе с налоговой декларацией еще и заявление. При этом есть возможность воспользоваться как общим порядком возмещения, так и заявительным.

При общем порядке возмещения сумма налога будет возвращена или зачтена не ранее 2 месяцев и 12 дней после подачи декларации и заявления. Если заявление было подано после принятия решения о возмещении, то срок зачисления средств из бюджета на банковский счет налогоплательщика увеличится на 30 дней.

Если у налогоплательщика есть возможность рассчитывать на заявительный порядок, то сроки возмещения НДС существенно сокращаются: он сможет получить возмещение на 12 день после подачи соответствующего заявления. В случае задержки возврата (зачета) возмещения по НДС налоговая инспекция дополнительно уплачивает проценты.

Если по результатам камеральной проверки налогоплательщику будет отказано в возмещении НДС, то он может направить возражения в налоговый орган. В случае негативного решения по результатам изучения поданных возражений обжаловать его нужно в вышестоящем налоговом органе, а затем (в случае неудачи) — в суде.

Если налогоплательщик подал в налоговый орган декларацию, в которой НДС отражен к возмещению, он имеет полное право на после ее подтверждения проведенной инспекцией камеральной проверкой. Порядок возврата таких сумм регламентируется ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ и в широком смысле слова может быть назван заявительным, т.к. на практике налоговыми органами такой возврат производится только после получения от налогоплательщика соответствующего заявления. В узком же смысле заявительным является только порядок возврата, предусмотренный ст. 176.1 НК РФ, что прямо следует из ее названия.
Как показала практика применения данных норм НК РФ, процедура возврата заявленных к возмещению сумм НДС непроста и вызывает множество споров между налоговиками и налогоплательщиками. Рассмотрим, как же правильно применять все эти положения.

Примечание. налогоплательщик имеет право осуществить как зачетом по другим налогам, так и возвратом данных сумм. Можно также заявить о зачете такого НДС в счет будущих платежей по этому же налогу. Поэтому налоговые органы всегда желают видеть соответствующее письменное заявление налогоплательщика по данному вопросу.

Общий порядок возврата

Под ним в данной статье будем понимать порядок возврата, предусмотренный ст. 176 НК РФ. Данная процедура растянута во времени (только камеральная проверка декларации длиться до трех месяцев) и содержит много подводных камней. Большинство таких трудностей связаны прежде всего с тем, что результат рассмотрения декларации с налогом к возмещению может оказаться не только строго положительным или отрицательным, но и частичным.
В общем виде процедура возмещения выглядит так. Решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС принимается инспекцией по результатам рассмотрения в рамках обязательной камеральной налоговой проверки декларации, в которой он заявлен.

Ошибки и нарушения не выявлены

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения, то в течение семи дней по ее окончании налоговый орган обязан принять два решения - о возмещении и возврате соответствующих сумм налога (п. п. 2 и 7 ст. 176 НК РФ). После этого ими оформляется поручение на возврат, которое на следующий день направляется в территориальный орган Федерального казначейства. В течение 5 дней со дня получения поручения он возвращает плательщику суммы налога на счет в банке (п. 8 ст. 176 НК РФ). При этом согласно п. 10 ст. 176 НК РФ при нарушении данных сроков возврата (т.е. считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки) в пользу налогоплательщика начисляются проценты.

"Камералка" выявила нарушения

Если налоговый орган выявит нарушения законодательства о налогах и сборах, то он сначала составит акт камеральной налоговой проверки. На это ему отводится 10 рабочих дней плюс еще пять на вручение акта налогоплательщику. После его получения у налогоплательщика будет 15 рабочих дней для подготовки своих возражений по акту и исправления тех недостатков, которые обнаружили инспекторы. Спустя еще 10 рабочих дней после рассмотрения акта и возражений на него налоговый орган примет решение о возмещении или об отказе в возмещении НДС. Причем решение может быть принято как на всю сумму, так и на ее часть.

Как видно, срок принятия окончательного решения о возмещении в случае претензий налоговиков существенно увеличивается. После окончания камеральной проверки он отодвигается еще минимум на 40 рабочих дней, т.е. почти на два месяца! Здесь-то и находится первый подводный камень порядка возмещения НДС.

Дело в том, что налоговики были убеждены, что если по итогам камеральной проверки декларации выявлены нарушения хотя бы в части сумм, на возврат которых претендует плательщик (и неважно, что претензии есть только к 100 руб. заявленного к возмещению налога, а миллион подтвержден!), то весь налог, заявленный к возмещению, не перечисляется ему, пока не приняты решения, указанные в п. 3 ст. 176 НК РФ. По их мнению, данное правило распространяется и на ту часть НДС, в отношении которой замечания не предъявлялись и, соответственно, не имеется оснований говорить, что сроки возврата нарушаются и налогоплательщику причитаются проценты за несвоевременный возврат.

Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 12.04.2011 N 14883/10) счел такое толкование ошибочным. Он указал, что п. 3 ст. 176 НК РФ действительно предусматривает, что в случае, когда в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, НДС возмещается в специальном порядке на основании решения налогового органа, выносимого с соблюдением процедуры материалов проверки, определенной ст. ст. 100 и 101 НК РФ. Однако это не дает оснований утверждать, что предусмотренная п. 3 ст. 176 Кодекса процедура рассмотрения материалов проверки затрагивает эпизоды, в отношении которых нарушений не обнаружено. Следовательно, налоговый орган не вправе по окончании проверки со ссылкой на п. 3 ст. 176 НК РФ откладывать возврат части НДС, в отношении которой не выявлено нарушений, до изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога. В части данной суммы должны применяться п. п. 2, 7 и 8 ст. 176 НК РФ, и ее возврат должен быть осуществлен в 12-дневный срок (семь дней отводится на принятие решения о возмещении и возврате соответствующей суммы налога и пять дней - на исполнение поручения казначейством).

Причем в Постановлении N 14883/10 прямо было указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В 2012 г. для тех налоговиков и судей, которые не захотели прислушаться к его мнению, Президиум ВАС РФ еще раз напомнил, что его позиция по данному вопросу является неизменной.

Так, в его Постановлении от 20.03.2012 N 13678/11 говорится, что положения п. 3 ст. 176 НК РФ не должны распространяться на ту часть суммы налога, заявленного к возмещению, в отношении которой не было выявлено нарушений налогового законодательства и, соответственно, не имелось реальных препятствий к ее возврату. Следовательно, нет оснований, чтобы откладывать возврат этой величины до того, как будет изготовлен акт проверки либо принято решение о возмещении в порядке п. 3 данной статьи.

Нужно ли подавать заявление для возврата НДС?

Еще недавно этот вопрос показался бы по меньшей мере странным. Ведь про наличие такого заявления прямо говорится в п. 6 ст. 176 НК РФ, и налоговые органы никогда без такового возврат не производили. Но оказалось, что это не так. Рассматривая спор налогоплательщика и инспекции о процентах за несвоевременный возврат налога, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 отверг довод налоговиков о том, что период просрочки возврата надо считать только с даты получения соответствующего заявления самого налогоплательщика.

Примечание. Напомним, в п. 6 ст. 176 НК РФ говорится, что при отсутствии недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Достаточно часто такое заявление налогоплательщики подают не сразу с декларацией, в которой отражен налог к возмещению, и даже не в период до завершения ее камеральной проверки, на что они имеют полное право, а только после получения решения инспекции об отказе в возмещении НДС. И если после обращения налогоплательщика в арбитраж такое решение признается судьями недействительным, то встает вопрос, с какого момента надо считать период просрочки возврата для расчета полагающихся налогоплательщику по п. 10 ст. 176 НК РФ процентов.

В Постановлении от 17.03.2011 N 14223/10 был сделан революционный вывод, согласно которому ст. 176 Кодекса (в действующей редакции) осуществление возврата налога не ставится в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

Высокий суд разъяснил, что указание в п. 6 ст. 176 НК РФ на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате НДС, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.

Следовательно, доводы инспекции о том, что до получения от общества заявления о возврате суммы налога, подлежащей возмещению, у налогового органа не возникает обязанности ее возвратить, противоречит нормам действующего законодательства.

Ранее вся судебная практика исходила из обратного: возврат налога, в отличие от зачета, возможен только по заявлению самого налогоплательщика, а срок в 12 дней, установленный для возврата НДС, исчисляется со дня подачи соответствующего заявления, если оно подано спустя три месяца, отведенных Кодексом на камеральную проверку (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 28.11.2006 N 9355/06, от 27.02.2007 N 13584/06, ФАС Московского округа от 23.03.2011 N Ф05-1605/2011, Дальневосточного округа от 24.02.2011 N Ф03-439/2011, Северо-Кавказского округа от 14.01.2011 N А53-12222/2010 и др.).

Чем же был вызван такой поворот в точке зрения судей Президиума ВАС РФ? Объяснение простое: с 1 января 2007 г. изменилась редакция ст. 176 НК РФ. Ранее п. 3 ст. 176 НК РФ в ред. от 29.12.2000 гласил, что "по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику...".

Это, безусловно, означало, что без заявления организации решение о возврате налоговики принять просто не могли. Теперь же такое решение принимается налоговым органом без привязки к заявлению налогоплательщика в четко установленные Кодексом сроки, выраженные в днях.

Свою правовую позицию о том, что положения п. 6 и других пунктов ст. 176 НК РФ не являются взаимосвязанными и налоговая инспекция должна принимать решение о возврате в установленный законом срок независимо от наличия заявления налогоплательщика на возврат НДС, Президиум ВАС РФ подтвердил в своем новом Постановлении от 21.02.2012 N 12842/11.

Соответственно, исходя из смысла указанной статьи проценты за несвоевременный возврат начисляются на сумму, подлежащую возврату, с учетом даты, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган принял надлежащее решение своевременно.

Кроме того, Президиум ВАС РФ своему Постановлению, в отличие от более раннего и аналогичного по смыслу, придал большую силу, указав в нем, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

Таким образом, в настоящее время налогоплательщики могут сегодня использовать выгодную для них вышеизложенную позицию Президиума ВАС РФ и взыскивать с инспекции суммы налога, заявленные к возмещению, и проценты без подачи заявления на возврат.

Однако для облегчения взаимодействия с инспекцией, в частности для скорейшего решения вопроса о процентах в случае задержек с возвратом, не доводя дела до суда, налогоплательщикам можно порекомендовать подавать заявление о возврате НДС одновременно с декларацией, содержащей суммы налога к возмещению, или до момента окончания ее камеральной проверки.

Пишем заявление на возврат

Если для снижения риска возникновения спора с налоговиками налогоплательщик примет решение подать заявление на возврат, то составить его он может в произвольной форме.

Однако, чтобы инспекторы не отказали в его рассмотрении по формальным основаниям, заявление должно содержать полное наименование организации, ИНН и ее почтовый адрес, подпись руководителя и ее расшифровку (при подписании другим сотрудником - ссылку на доверенность с приложением ее копии), печать организации, если письмо-заявление составлено не на бланке компании. При отсутствии данных реквизитов налоговая, скорее всего, просто откажет в рассмотрении такого заявления (пп. 3 п. 12 Административного регламента ФНС России, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н).

Если оформляется заявление на полный или частичный зачет возмещаемого НДС в счет уплаты другого федерального налога, то в заявлении помимо КБК налога на добавленную стоимость нужно указать КБК того налога, в счет уплаты которого засчитывается НДС. Кроме того, отражается та сумма НДС, которую налогоплательщик хочет зачесть в счет уплаты такого налога. Оставшуюся сумму незачтенного НДС налогоплательщик может попросить не возвращать ему, а направить в счет уплаты будущих платежей по НДС. Если все же в заявлении указывается требование о возврате НДС, то в нем нужно обязательно указать реквизиты расчетного счета, на который инспекция должна перечислить деньги, особенно если счетов у налогоплательщика несколько и какой-либо из них находится в проблемном банке.

Примечание. Если заявление на возврат не подано, налоговики, чтобы не подпасть под санкции, могут произвести возврат НДС на любой известный им расчетный счет налогоплательщика. Так что возвращенные деньги вполне могут (неважно, случайно или сознательно) попасть на незакрытый расчетный счет в банке-банкроте и раствориться в общей массе его имущества, подлежащего распределению между всеми кредиторами. Иными словами, налогоплательщик их попросту потеряет.

Сколько должны вернуть?

Но налоговики даже при наличии заявления налогоплательщика могут вернуть не всю указанную в нем сумму налога. Дело в том, что п. 4 ст. 176 НК РФ предусматривает, что при наличии у налогоплательщика недоимки по самому НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом самостоятельно производится зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (п. 7 ст. 176 НК РФ).

Чтобы ускорить возврат налога, избежать неожиданностей и понять, какую сумму можно вернуть на свой расчетный счет, целесообразно проверить суммы недоимки, которые могут быть зачтены налоговиками. Для этого надо к моменту истечения трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку, произвести с инспекцией сверку расчетов. Для этого надо самостоятельно обратиться в инспекцию с заявлением в произвольной форме.

Все те недоимки по налогам, пеням и штрафам, которые будут выявлены налоговиками непосредственно на момент принятия решения о возмещении подтвержденных ими сумм НДС, они могут зачесть. Подтверждается это и арбитражной практикой (см., например, Постановление от 19.01.2010 N 11822/09). При этом, по мнению арбитров, даже если при возврате НДС ИФНС принимает решение о зачете каких-то сумм недоимки до истечения срока на их добровольное исполнение, то это не влечет нарушения прав налогоплательщика, не приводит к необоснованному взысканию либо изменению его налоговой обязанности или ущемлению его прав и законных интересов.

Проведение зачета в такой ситуации не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 277/11).

Проценты за несвоевременный возврат

Как отмечалось выше, если налоговая инспекция нарушит срок возврата налога, ей придется заплатить налогоплательщику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 10 ст. 176 НК РФ). С какого момента следует начислять такие проценты, мы также уже разобрались.

Однако на практике применение данной нормы зачастую приводит к разногласиям между налоговыми органами и налогоплательщиками и по другим нюансам ее применения. Разберем основные моменты, связанные с исчислением таких процентов.

Начнем со ставки процентов, которая принимается равной ставке рефинансирования. Но для того чтобы верно рассчитать сумму процентов, нужно определить "ежедневную" процентную ставку, про правила расчета которой в НК РФ ничего конкретно не говорится. Налоговые органы пытаются использовать данное обстоятельство в свою пользу, указывая, что ставку Банка России нужно разделить на количество дней в году (365 или 366). При этом они чаще всего ссылаются на п. 3.2.7 своих же Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам (утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@), а иногда и на п. 3.9 Положения Банка России от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками", согласно которым именно такое количество дней в году принимается в расчет.

Вместе с тем если порядок расчета "ежедневной" ставки не предусмотрен НК РФ, то следует руководствоваться п. 1 ст. 11 НК РФ и использовать порядок, установленный для расчета процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами гражданским законодательством.

Речь идет о ст. 395 ГК РФ. Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 разъяснено, что в этом случае годовую ставку Банка России нужно делить на 360 дней. Большинство арбитров поддерживают этот вывод, указывая, что из системно-правового анализа положений НК РФ следует, что законодатель не предполагает применения иной ставки рефинансирования, кроме как в размере 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Это подтверждается Определениями ВАС РФ от 15.10.2009 N ВАС-11232/09, от 21.10.2009 N ВАС-13648/09, а также Постановлениями ФАС Московского округа от 16.02.2011 N КА-А40/124-11, от 01.06.2009 N КА-А40/4548-09, от 29.05.2009 N КА-А40/4573-09, от 16.10.2009 N КА-А40/10973-09, ФАС Поволжского округа от 03.11.2009 N А65-24431/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.08.2010 N А53-27429/2009, ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2009 N А52-245/2009 и др.

Другой хитростью налоговиков является их попытка при расчете процентов учитывать не все дни просрочки, а только рабочие. Однако суды пресекают такие попытки, указывая, что проценты, являясь компенсацией потерь налогоплательщика в результате задержки возврата налога, начисляются за каждый календарный день, поскольку из содержания ст. 6.1 НК РФ (В ней сказано, что срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях) не следует, что при расчете периода просрочки возврата налога следует исключать выходные и праздничные дни (Постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 N КА-А40/342-11, от 04.02.2011 N КА-А40/18231-10, ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 по делу N А56-43355/04).

Согласно позиции арбитров период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления органами Федерального казначейства соответствующих сумм налогоплательщику (Постановления от 21.12.2004 N 10848/04 и от 29.11.2005 N 7528/05, ФАС Московского округа от 16.02.2009 N КА-А40/489-09, ФАС Поволжского округа от 23.12.2008 N А65-5922/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2008 N Ф08-6988/2008, ФАС Северо-Западного округа от 28.08.2008 N А05-10302/2007).

Однако налоговики часто отказывают в выплате процентов за несвоевременный возврат налога на том основании, что их вины в такой просрочке нет.

Они утверждают, что если они своевременно исполнили свою часть работы (приняли решение и передали в казначейство поручение на возврат), то за несвоевременное перечисление денег казначейством они уже не в ответе. Однако арбитры при рассмотрении разногласий между налоговиками и хозяйствующими субъектами по данному вопросу придерживаются иной точки зрения.

Они считают, что именно налоговый орган одновременно с возвратом из бюджета суммы НДС обязан обеспечить выплату налогоплательщику процентов и с любыми претензиями по вопросам процентов налогоплательщикам следует обращаться исключительно к ним (Постановления ФАС Московского округа от 19.09.2007 N КА-А40/9580-07 и от 17.12.2007 N КА-А40/13021-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2008 N А56-39965/2007 и др.).

Следует учитывать, что такие проценты начисляются только в случае нарушения сроков возврата НДС.

Если налоговики нарушают сроки зачета НДС по заявлению налогоплательщика, проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176 НК РФ, не начисляются (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 N 5351/04).

При этом в случае нарушения налоговым органом установленных законом сроков возврата НДС последующее обращение налогоплательщика с заявлением о зачете спорных сумм не освобождает инспекцию от обязанности выплатить ему проценты за нарушение срока возврата путем зачета (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 11484/06 и от 27.02.2007 N 13584/06).

В заключение отметим, что для получения процентов за несвоевременный возврат налога налогоплательщик никакого самостоятельного заявления писать не должен. Такие проценты налоговики должны выплатить самостоятельно одновременно с возвратом неправомерно задержанной суммы самого налога. Хотя на практике это происходит весьма редко.

Кроме того, напомним, что проценты, выплачиваемые налоговым органом за несвоевременный возврат НДС, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ, не облагаются налогом на прибыль (Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/101, от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128).

Заявительный порядок возмещения

Согласно нормам ст. 176.1 НК РФ налогоплательщики могут воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, сутью которого является осуществление возмещения налога до завершения камеральной проверки.

Для этого им необходимо представить в инспекцию соответствующее заявление в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации (п. 7 ст. 176.1 НК РФ).

Если налоговики одобрят заявление, уже через 11 рабочих дней после его подачи сумма НДС, подлежащая возмещению, поступит на расчетный счет налогоплательщика.

Однако если у него есть задолженность по налогам, пеням и штрафам, то НДС, подлежащий возмещению, как и в общем случае возврата по ст. 176 НК РФ сначала будет направлен на погашение задолженности (п. 9 ст. 176.1 НК РФ).

При нарушении этих сроков возврата налоговики должны выплатить налогоплательщику проценты по тем же правилам, что и в обычном случае возврата.

Несмотря на уже произведенный возврат сумм налога на добавленную стоимость, указанных в декларации к возмещению, ее камеральная проверка происходит в обычном порядке.

Если она покажет, что в заявительном порядке возмещена сумма НДС большая, чем следовало, тогда одновременно с вынесением решения по материалам камеральной проверки инспекция отменяет:

  • решение о возмещении НДС в заявительном порядке;
  • решение о возврате (полностью или частично) суммы НДС в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки;
  • решение о зачете НДС, заявленного к возмещению, в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки.

Об отмене прежних решений инспекторы сообщат налогоплательщику в письменной форме в течение пяти рабочих дней (п. 16 ст. 176.1 НК РФ) и одновременно направят коммерсанту требование о возврате в бюджет сумм НДС, поступивших на расчетный счет или зачтенных в счет погашения задолженности коммерсанта по налогам, пеням и штрафам (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Заявительный порядок возмещения НДС, с одной стороны, является более льготным по сравнению с обычным, но с другой - возлагающим на налогоплательщика большую материальную ответственность.

Кроме того, воспользоваться им могут не все плательщики НДС.

Такое право предоставлено: во-первых, налогоплательщикам-организациям, существующим более трех лет и у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, составляет не менее 10 млрд руб., а во-вторых, налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией действующую банковскую гарантию банка, включенного в специальный перечень, обеспечивающую возврат полученных из бюджета по заявительному порядку сумм НДС, если такое решение будет отменено.

Нормы ст. 176.1 НК РФ не препятствуют налогоплательщикам реализовать право на возмещение НДС в заявительном порядке как в отношении всей суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, так и в отношении части заявленной суммы.

Соответственно, в последнем случае представлению в налоговые органы подлежит банковская гарантия только на часть суммы налога, заявленной к возмещению в декларации и указанной в заявлении о применении упрощенного порядка возмещения (Письма ФНС России от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3906, от 17.10.2012 N ЕД-4-3/17588 и Минфина России от 24.06.2012 N 03-07-08/214).

Обязанность каждого налогоплательщика НДС состоит в начислении и уплате налоговых обязательств в бюджет, но не стоит забывать о его правах на уменьшение начисленной суммы за счет получения входного НДС, то есть по факту полученного от поставщиков. Следовательно, если сумма налоговых вычетов превысит сумму начисленного налога, то налогоплательщик сможет рассчитывать на возмещение НДС из бюджета.

Возникновение права на возмещение из бюджета НДС может осуществляться только в следующих случаях:

  1. По результатам камеральной проверки проведен возврат НДС или взаимозачет налога;
  2. Подача заявления на возмещение НДС до завершения всех стадий камеральной проверки.

Для получения НДС возмещения необходимо подать декларацию, где будет отображена сумма НДС к возмещению.

Для того чтобы воспользоваться «вычетом», необходимо изначально задекларировать его!

Если в процессе проверки претензий обнаружено не будет, то в течение 7 рабочих дней налоговый инспектор обязан вынести решение о возмещении НДС из бюджета.

Если же были выявлены некоторые недочеты, то составляется Акт камеральной проверки, кстати, на который организация имеет полное право подать возражение.

Далее предусмотрено рассмотрение Акта камеральной проверки и других подтверждающих материалов, но уже руководителем налоговой службы или его заместителем. Именно они выносят окончательное решение относительно налоговой ответственности налогоплательщика:

  • Возместить НДС из бюджета в полном объеме;
  • Отказать в возмещении НДС;
  • Частично возместить НДС;
  • Частично отказать в возмещении НДС.

Результат принятого решения предоставляется в письменном виде налогоплательщику в течение 5 рабочих дней.

Для получения возмещения или зачета НДС необходимо подать заявление следующего образца:

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Подать заявление нужно до дня вынесения решения, иначе возврат НДС из бюджета будет осуществляться в порядке предусмотренным статьей 78 НК РФ.

При принятии решения на возврат НДС инспектор налоговой службы оформляет поручение, которое направляется в территориальный орган Федерального казначейства. Поручение отправляется на следующий день до принятия соответствующего решения. Срок обработки поручения органами Казначейства не должен превышать 5 рабочих дней, по истечению которых заявленная сумма НДС к возмещению перечисляется на расчетный счет. При этом Казначейство обязано уведомить работников налоговой службы о дате и сумме возврата.

Заявительный порядок возмещения НДС — это осуществление зачета либо возврата суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки на основе этой налоговой декларации. Воспользоваться им могут две категории налогоплательщиков:

  • Организации-налогоплательщики, у которых со дня создания до дня подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;
  • Налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию.

Возмещение НДС при недоимке

Если имеет место недоимка по НДС, не уплаченные суммы пеней и штрафов, то работники налоговых служб могут самостоятельно провести взаимозачет за счет возмещаемой суммы налога.

Обратите внимание , если недоимка образовалась между датой подачи декларации и датой вынесения решения, при этом она не превышает сумму НДС к возмещению, то в данном случае начисление пени не предусмотрено!

Если же сумма недоимки перекрывается суммой возмещения НДС, то налогоплательщик имеет право получить задекларированную сумму к возмещению или потребовать чтобы она была зачислена в счет предстоящих платежей по НДС либо других налогов федерального назначения.

Получение процентов при просроченном возврате НДС

В случае нарушения сроков возврата возмещения по НДС предусмотрено начисление процентов, которое начинается с 12 дня по окончанию камеральной проверки.

Важно! Проценты начисляются с учетом дня поступления НДС возмещения на расчетный счет.

Процентная ставка соответствует ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действует в период нарушения срока возврата. Формула расчета процентов имеет следующий вид:

При отказе выплаты НДС возмещения, но при наличии судебного подтверждения права на его получение, начисление процентов осуществляется все же с 12 дня по окончанию камеральной проверки, а не по дате судебного решения.

Проводки по возмещению НДС из бюджета

Счет

Дебет

Счет Кредит Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
68 19 152 000,00 Отображена задекларированная сумма НДС к возмещению
51 68 152 000,00 На расчетный счет предприятия получено налоговое возмещение по НДС Банковская выписка
Счет зачтенного налога 68 45 300,00 За счет возмещения по НДС произведен зачет платежей (недоимки) по налогу Бухгалтерская справка, заявление
68 (76) 91 7 320,00 За несвоевременно уплаченное возмещение по НДС начислены проценты Бухгалтерская справка
51 68 (76) 7 320,00 На расчетный счет предприятия зачислены проценты за несвоевременно уплаченное возмещение Банковская выписка

И если вдруг окажется, что размер налога с реализации оказался больше, то организация должна будет произвести доплату в бюджет. Но возможна и обратная ситуация: в таком случае НДС должен быть возмещен из бюджета.

О проблематике ситуации

Налоговый кодекс в статье 176 кратко описывает всю процедуру возврата НДС плательщику из бюджета. Нужно учитывать, что возврат НДС считается довольно серьезной и сложной процедурой, если сравнивать его с применением нулевой ставки НДС или же с зачетом налога.

Но сугубо с теоретической точки зрения процедура достаточно проста и ясна. Правда, практика идет по иному пути.

Возврат налогов плательщикам, конечно же, не выступает в качестве одного из профильных направлений деятельности налоговых органов. Следовательно, эти органы абсолютно не спешат возмещать НДС.

Часто причиной отказа в возмещении становится неправильное оформление поставщиком-контрагентом налогоплательщика первичных документов.

Соответственно, налогоплательщику нужно тщательно проверять правильность оформления счет-фактур во избежание трудностей впоследствии.

Кроме того, органы насторожено относятся к такой ситуации, поскольку она тесно связано с проблемой мошенничества. Речь идет о возврате необоснованных сумм НДС.

Все это в совокупности приводит к тому, что возмещение НДС становится исключительной ситуацией. Стандартно же налоговые органы, даже при отсутствии обоснованной позиции, отказывают.

Условия возврата НДС. Возможные этапы процедуры

Основные условия возмещения НДС заключаются в следующем:

  1. превышение суммы вычетов над суммой начисленного налога;
  2. наличие всех документов, подтверждающих это;
  3. подача заявления о возврате НДС.

Далее для того чтобы вернуть из бюджета НДС, налогоплательщику нужно представить в соответствующую налоговую службу декларацию.

Этот документ должен будет подтвердить, что вычеты (точнее, их сумма) за налоговый период превышают сумму начисленного налога. Следовательно, разница либо подлежит зачету, либо возврату.

После получения декларации налоговая служба должна организовать камеральную проверку. Целью этого мероприятия является подтверждение либо опровержение обоснованности той суммы, которую, предположительно, нужно вернуть. И если никаких нарушений выявлено не будет, то по итогам проверки будет вынесено решение о возмещении средств из бюджета.

Однако необходимо учитывать, что налоговый орган может в ходе проверки и отыскать нарушения, следовательно, будет составлен акт с указанием обнаруженных нарушений. В таком случае у налогоплательщика есть право на опротестование акта с предъявлением своих возражений.

Если после рассмотрения результатов проверки и возражений налогоплательщика налоговая все же отказывает в возврате НДС, то налогоплательщик вправе обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган.

Не добившись результата и при таком раскладе, налогоплательщик может обратиться в суд.

Вынесенное в пользу налогоплательщика судебное решение дает ему право на получение средств из бюджета, а также на возмещение судебных расходов и взыскание процентов за задержку возврата средств.

Причины возврата НДС

Нередко налоговые органы просят налогоплательщиков в письменном виде предоставить изложение причин, послуживших основанием для возмещения НДС из бюджета.

И хотя организация-налогоплательщик вовсе не обязана объяснять это, лучше все-таки заняться подготовкой соответствующего письма.

Какие же причины могут быть? Поскольку основанием для возврата НДС служит превышение суммы вычетов над суммой, подлежащей уплате в качестве НДС, то следует разъяснить в письме, чем вызвана такая ситуация. Возможно, причина кроется в снижении объемов продаж. Возможно, дело в другом. В любом случае важно просто дать пояснение.

Пакет необходимых документов

В целях увеличения своих шансов на возмещение налога плательщику следует предоставить максимально полный пакет документов.

Речь идет о:

  • счет-фактурах;
  • документах, наличие которых подтверждает фактическую уплату налога в момент ввоза товаров на территорию РФ;
  • документы, которые подтверждают уплату удержанного налоговыми агентами налога;
  • другие документ, среди которых: договоры, которые налогоплательщик заключал с поставщиками и покупателями; платежные поручения в целях подтверждения оплаты поставщикам; бухгалтерская отчетность; и т.д.

Перечень, как видим, неисчерпывающий.

Не забываем о сроках

Поскольку очевидно, что налоговые органы не расположены к оперативному возмещению НДС из бюджета, следует постоянно напоминать им о сроках.

Так, если проверка не обнаружила нарушений, то решение о возмещении НДС должно быть вынесено в течение 7 дней.

А налогоплательщик должен быть извещен о проведенной проверке и о принятом решении в течение 10 дней.

Кроме того, при судебном разбирательстве проценты, выплачиваемые затем за задержку возмещения, начинают отсчитываться с 12-го дня после завершения проверки.

Выводы

Подводя итоги вопросу возмещения НДС из бюджета, необходимо отметить следующее:

  • С практической точки зрения возврат налога представляет собой довольно сложный процесс.
  • Для возмещения нужно соблюдение всех условий, предоставление всех документов и пояснение причин возврата.
  • Налоговые службы не настроены на возмещение, а потому следует подготовиться к затягиванию процесса. Возможно, не обойдется без суда.

Видео на тему того, что такое НДС и порядок его возмещения:

Загрузка...