docgid.ru

Синдром психической зависимости. Зависимость и психические расстройства

  1. Клинический пример истории болезни пациента с симптома­тической компьютерной зависимостью на фоне органического поражения центральной нервной системы

Андрей, 1982 года рождения, работает за компьютером с 14 лет (с 9-го класса).

Анамнез жизни

Ребенок от первой беременности, которая проходила на фо­не токсикоза первой половины. Роды ускорены, после стимулирования.

Родился доношенным, в срок, массой 3450 г, 54 см, с желту­хой новорожденных. Грудное кормление с 5-х суток. Развитие: в 6 мес. - сидит, в 1 год - ходит, в 1,5 года - фразовая речь. Энурез до 8 лет. В детстве был расторможенным, актив­ным. С 2 лет посещал детский сад, в школу пошел в 7 лет, где учился хорошо. Конфликтов с одноклассниками и преподава-

телями не наблюдалось. Школу закончил с золотой медалью, после чего успешно поступил в вуз. Воспитанием преимущес­твенно занимается мать.

Со слов матери, в 1989 г. сын был консультирован в Харь­ковском НИИ неврологии и психиатрии им. Протопопова, где был поставлен диагноз: Неустойчивая психопатия. Другие не­психотические расстройства в результате эпилепсии (301.8 с 310.83) и назначена седативная и общеукрепляющая тера­пия. Рекомендованы общеукрепляющие и тонизирующие занятия, режим дня, избегать просмотра телевидения. После проведенного курса лечения в динамике отмечалось улучше­ние состояния: мальчик стал спокойнее, более

уравновешенным, послушным.

Наследственность отягощена: отец и дед по линии отца бы­ли зависимыми от алкоголя, дядя отца имел зависимость от алкоголя и совершил два суицида, второй завершенный; дед по линии матери страдал психопатией с агрессией, бытовым пьянством, двоюродный брат матери имел завершенный суи­цид.

Из перенесенных операций: в 2 года - паховая грыжа под общим наркозом; в 8 лет - аппендэктомия под общим наркозом; в 17 лет - коррекция искривления перегородки носа под об­щим наркозом.

Анамнез заболевания

С 9 лет Андрей играл на приставке. В 9-м классе родители купили сыну компьютер. Последние 2,5 года (с сентября 2001 года, с 3-го курса университета) Андрей стал увлекаться ком­пьютерными играми.

Сначала сидел за компьютером по 3-6 часов в сутки, играл в компьютерные игры, «почувствовал вкус». Затем время пребы­вания за компьютером увеличилось до 8 часов в сутки. Родители стали беспокоиться за состояние сына, но думали, что смогут справиться сами. Андрей слушал советы мамы и папы, но как только садился играть - обо всем забывал. В школе про­бовал курить гашиш, пить алкоголь. После алкоголизации появлялась головная боль и головокружение, а курение «не приносило удовольствия». Через полгода время, посвящаемое компьютерным играм, достигло 13-15 часов в сутки. Родители обратились в психиатрическую клинику, где Андрею назначи­ли амитриптилин (по 25 мг в сутки), финлепсин (по 200 мг 3 раза в сутки), леварин в течение 3 месяцев. Пациент также по­сещал занятие с психологом. Летом наступило временное улучшение состояния: время, проводимое за компьютером, со­ставляло 4-6 часов в сутки, нормализовалось поведение.

В сентябре 2002 года перешел на 4-й курс университета, по­сещал занятия, учился отлично. Потом «опять стало скучно учиться», «ничего любопытного вокруг» и симптоматика возоб­новилась. «Когда я сажусь играть, то обо всем забываю. Это другой мир, другие ощущения. Это затягивает, как алкоголь, наркотики», - говорит Андрей. На вопрос «Что чувствуешь?» отвечает так: «Чувствую, что побеждаю, силу, уверенность, собственную мощность. Лучше бороться с компьютерными ге­роями, чем с живыми». Предпочитает играть в U-Rally-2, Stronghold, Corkyl2, Quake-2, Counter Strike.

Co слов матери, «когда сын за компьютером - он весь све­тится, горит», «появляется блеск в глазах, учащается дыхание».

Постепенно время игры за компьютером увеличивалось - просыпался в 13-14 часов дня, садился играть, сидел до 24-2 ча­сов ночи. Перестал убирать за собой, пищу мать приносила прямо к компьютеру, иначе Андрей не ел совсем. Перестал за­ниматься физическими упражнениями, следить за собой, с девочками и друзьями встречаться желания не было. А объяс­нялось это так: «Нужно что-то делать, рассказывать им, напрягаться, расходовать деньги, а так сел и играешь…» Появи­лись боли в спине, тики левого глаза. Андрей ясно видел все изменения в его жизни под воздействием компьютера, одна­ко - «я могу бросить играть на компьютере, а не хочу. Стоит ли это делать, и зачем, я все равно к нему вернусь». Говорит, что не пожелает другим такого увлечения, знает, что компьютерные игры плохо влияют на зрение, меняют отношения с людьми, мировоззрение.

Попытки родителей ограничить общения сына с компьюте­ром (забирали мышку, клавиатуру, другие части компьютера, кричали, воспитывали) вызывали бурную реакцию протеста («за компьютер стоял насмерть»). Андрей спал или «барабанил» по кнопкам пульта от телевизора, переключая каналы. Его раз­дражительность, гнев, агрессивность (со слов мамы «как зверюга») серьезно тревожили родителей. Ночью смотрел теле­визор, днем спал, употреблял в пищу только сладкое и фрукты, настроение было сниженным. Со слов Андрея, при вынужден­ном перерыве возникало «ощущение опустошения, скуки», «вроде бы что-то внутри обрывается». Вышеизложенная сим­птоматика возобновилась через три дня.

В октябре 2002 года родители обратились за помощью на ка­федру психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской медицинской академии, где были проведе­ны анкетирование, психопатологическое, психологическое и нейрофизиологическое (компьютерная энцефалография) об­следования.

Скрининговый способ диагностики компьютерной зависи­мости показал наличие у пациента компьютерной зависимости (39 баллов). В результате анкетирования было выявлено, что Андрей чувствует за компьютером увлечение, любопытство, ве­личие и могущество. Считает, что возможна реализация своих фантазий и желаний, создание новых образов, новых представ­лений в виртуальном мире, что невозможно в реальном мире (быть не собой); «можно почувствовать что-то новенькое, по­высить настроение». Оказалось, что для него «войти» в игру психологически намного легче, чем «выйти» из нее. А. написал, что чувствует себя счастливым, находясь за компьютером, и по­лучает больше удовольствия от общения в сети, чем в реальном мире. При этом сознался, что иногда чувствовал легкую дезори­ентацию и зрительные эффекты после компьютерных игр.

Пациент посещал сеансы психотерапии и принимал амит- риптилин (50 мг в сутки), феварин (100 мг в сутки).

Во время сеансов он соглашался с тем, что компьютерные игры действительно влияют на психику, на физическое здо­ровье и забирают много времени. Компьютерная игра является высоко эмоциональной формой общения. «Предло­жите мне что-либо еще, что заинтересовало бы меня, и тогда я подумаю!».

Но он не представлял себе свою жизнь по-другому, не видел, чем можно заниматься еще, хотя в беседе звучало желание пой­ти работать, посещать спортзал. Но последующего развития эти идеи не получали. Появились проблемы с обучением, пропуски занятий, задолженности по предметам. Через время он отказал­ся пить лекарства, объясняя это сонливостью и невозможностью играть. Появился негативизм к родителям и врачам.

Ситуация обострилась, когда в январе 2003 года сломался компьютер. В первые сутки у пациента отмечалось психомо­торное возбуждение. Андрей бросал в сервант вазы, выбрасывал книги, грубил, исцарапал холодильник. На вторые сутки появилась аффективная симптоматика: снизилось на­строение, исчез аппетит, непосредственно перед ночным сном отмечались трудности засыпания; тревога и напряжение росли. Некоторое время сидел перед телевизором, «щелкал каналы по 12 часов в сутки». По вечерам стал принимать горячие ванны, объясняя это желанием расслабиться и укрепить организм, по­сле чего чувствовал облегчение. Пациента ничто не радовало, все мысли были только о компьютере. На 3-й - 4-е сутки на­блюдалась суицидальная тенденция. Андрей сообщил матери, что не «хочет больше жить» и просил дать яд, чтоб не «чувство­вать больше этой скуки». Голос был монотонным, взгляд тусклым, периоды сниженного настроения сочетались с агрес­сией и злобностью, тревогой. На 5-е сутки был назначен рисполепт в дозе 1 мг в сутки и амитриптилин в дозе 50 мг в сут­ки. Первую неделю пациент не отмечал улучшения. Через неделю уменьшились тревога и напряжение, улучшились на­строение, сон и аппетит, нормализовалось поведение. В динамике через 3 месяца наблюдалось значительное улучше­ние состояния пациента: исчезла потребность во все большем времени работы за компьютером, появился контроль поведе­ния и времени, нормализовался ритм «сон-бодрствование».

Андрей пошел в университет, сдал долги по предметам, и впереди было написание курсовой работы. До апреля 2003 года состояние стабилизировалось, время работы за компьютером составляло 4-5 часов вдень, позже 23.00 уже не играл.

В дальнейшем проводились телефонные консультирования, пациент приезжал на консультации на кафедру. До июня 2003 года эмоциональные реакции во время компьютерных игр уменьшились, исчезли тики левого глаза, возобновился режим дня.

Психологическое обследование

Тест Штур на определение интеллекта показал IQ= 109. По типу темперамента - сангвиник (тест Айзенка). Уравновеше­ны интра- и экстравсртированные тенденции.

По методике определения акцентуации личности (тест Шмишека) определяется тенденция к формированию гипер- тимной, демонстративной и циклотимной личностной акцентуации. Отмечается эгоцентризм, потребность в призна­нии и одобрении, свойственны частые изменения настроения, а также зависимость от внешних событий, склонен к депрес­сии. Самооценка далека от объективности, склонен к повышенной раздражительности.

По методике диагностики межличностных отношений (тест Лири) на первый план в определении «Я-реального» выходит агрессивный тип (9 баллов). В 11-м классе для пациента была характерна пониженная самооценка, направленность на актив­ную наглядную деятельность, негативно окрашенные эмоции, неуверенность, пассивность. Стандарт и конформность мыс­лей и установок, обоснованность и обдуманность в принятии решений. Агрессивность по отношению к вышестоящим. Лег­кость в возникновении ощущения страха, опасности, недоверие. Повышенный уровень тревожности. Сенсибилизо- ванный опросник для определения рукости показал выраженную праворукость (+20 баллов).

Нейрофизиологическое обследование (энцефалограмма)

Достаточно давно у пациента на ЕЕГ отмечались признаки эпилептического механизма мозгового функционирования в виде очаговой пароксизмальной активности слева в височ­но-теменной части, умеренных общемозговых изменений ирритативного характера.

Проведено компьютерное электроэнцефалографическое исследование с использованием аппаратурно-технического комплекса ДХ-2000 до и после предложенной пациенту его лю­бимой компьютерной игры, в которую он играл в течение 15 минут. Определялся превалирующий патологический меха­низм мозгового функционирования и его динамика в процессе обследования. Рассматривался индекс пароксизмальности, а также особенности средних компонент зрительных вызванных потенциалов.

Методика проведения исследования

Проводилась регистрация суммарной биоэлектрической ак­тивности головного мозга по 16 отведениям в течение следующих временных интервалов длительностью в 30 секунд: фоновая запись ЭЭГ с открытыми глазами, 3-минутная гипер­вентиляционная нагрузка, фотостимуляция 2 и 20 Гц. Была проведена также регистрация зрительных вызванных потенци­алов после рандомизированной фотостимуляции с частотой 2 Гц, оценивались амплитудные показатели негативных и пози­тивных волн N100 и Р300 в каждом из 16 электро- энцефалографических отведений и их динамика в процессе об­следования.

Были получены следующие результаты. На фоновой ЭЭГ при гипервентиляционной нагрузке до компьютерной игры у пациента была найдена патологическая активность в виде острых волн, с амплитудой до 120-150 мкв, и полифазных ком­плексов острых волн с амплитудным превалированием в височно-теменной области справа; суммарный индекс парок- сизмальности в этой зоне мозга на фоновой записи составил 5%, а при гипервентиляции - 18%. После компьютерной игры индекс пароксизмальности в правой височно-теменной облас­ти на фоновой записи составил 4%, а при гипервенти­ляционной нагрузке - 12%.

После проведения записи зрительных вызванных потенциа­лов были получены следующие результаты, представленные в табл. 5.7.

Таблица 5.7. Амплитудные характеристики (мкв) волн ВП N100 и РЗООдо и после компьютерной игры пациента
Отведение ЕЕГ (система 10-20%) До компьютерной игры После компьютерной игры
N100 Р300 N100 Р300
Fpl 3 4 3 3
Fp2 3 5 2 3
F3 2 3 2 3
F4 3 6 2 4
СЗ 4 4 3 4
С4 3 4 3 3
Cz 4 5 3 4
Т1 6 6 3 3
Т2 8 8 9 5
ТЗ 5 7 3 6
Т4 7 11 9 6
Т5 4 3 4 4
Т6 7 12 9 6
РЗ 5 5 4 4
Р4 4 7 4 5
Ol 6 8 7 4

Данные свидетельствуют о значительном снижении ампли­туды позитивной волны Р300 в правой височно-теменной области после компьютерной игры пациента по сравнению с фоновыми величинами, а также о некотором повышении ам­плитуды! негативной волны N100 в отведениях правой височно-теменной области. Полученные результаты исследо­вания свидетельствуют о снижении степени выраженности патологического механизма мозгового функционирования у пациента после компьютерной игры (уменьшение показателей индекса пароксизмальности в височно-теменной области спра­ва при гипервентиляционной нагрузке на 6%). Результаты, полученные посредством методики ЗВП, отображают значи­тельное снижение амплитуды волны Р300 в височно-теменных отделах мозга, особенно справа и в некотором смысле, умерен­но выраженное повышение амплитуды негативной волны N100 в тех же зонах головного мозга. Это свидетельствует об умень­шении разрядных возбудимых процессов в височно-теменной области, что может быть связано с усилением процессов десин­хронизации биоэлектрической активности головного мозга и уменьшением явлений синхронизации после компьютер­ной игры. Некоторое повышение амплитуды негативной волны может свидетельствовать об умеренном повышении ак­тивности тормозных процессов в височно-теменных отделах мозга с подавляющей правосторонней латерализацией после компьютерной игры.

Таким образом, подводя итоги результатов исследования, можно прийти к выводу, что у обследованного пациента ком­пьютерная игра приводила к повышению уравновешенности возбудимых и тормозных процессов в головном мозге, что про­являлось, с одной стороны, в снижении степени выраженности пароксизмальной активности, уменьшении количества и дли­тельности ее разрядов, а с другой стороны, в улучшении общего баланса между неспецифическими активирующими и тормоз­ными системами головного мозга.

Обсуждение

У пациента формирование игровой компьютерной зави­симости проходило поэтапно. Сначала игра за компьютером носила ситуационный характер и позволяла рсализовывать неосознаваемые потребности в принятии роли (механизм формирования зависимости). Это был период легкого увле­чения и он продолжался полгода. В дальнейшем наступил этап сформированной компьютерной зависимости (2-й этап), который характеризовался появлением в иерархии потребностей новой потребности -игры за компьютером, принимающей систематический характер. На этом этапе преобладали эмоционально-волевые расстройства, отмечал­ся рост толерантности к компьютеру: потребность во все большем количестве времени работы за компьютером для достижения удовольствия; значительное снижение эффекта от пребывания за компьютером в течение того же промежут­ка времени, что и раньше.

На 3-м этапе зависимости наблюдаются признаки как пси­хической, так и физической зависимостей. Постоянное «злоупотребление» компьютерными играми, безуспешные по­пытки контролировать работу за компьютером. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения преобла­дают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук, имеет место депрессивный синдром. Появились признаки дезадапта­ции, социальные и психологические проблемы, связанные с обучением, отношением с родителями, друзьями. Периоды легкой дезориентации и зрительные эффекты после компью­терных игр свидетельствуют о существенном влиянии избыточной работы за компьютером. В дальнейшем клиничес­кая картина характеризовалась снижением толерантности к компьютеру при сохранении постоянства работы за ним, а так­же наличием психопатологической симптоматики неврозоподобного и аффективного регистров. В процессе лече­ния пациента рисполептом и амитриптилином нам удалось достичь ремиссии, которая согласно катамнестическим иссле­дованиям продолжается уже в течение полутора лет. Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд санкционирующих компьютерозависимое поведение факто­ров: генетическую отягощенность (алкоголизм и суициды у родственников), органический фон (перенесенные операции под общим наркозом), диагноз в детстве (неустойчивая психо­патия, другие непсихотические расстройства в результате эпилепсии), характерологические особенности (эмоциональ­ная неустойчивость, изменения настроения).

Следует отметить интересный момент, выявленный при нейрофизиологическом (электроэнцефалографическом) ис­следовании нашего пациента. Сначала в состоянии абстиненции на ЭЭГ были отмечены более выраженная па­роксизмальная активность, преимущество возбудимых процессов над тормозными (по вызванным потенциалам), а также повышенная активность медиобазальных структур ви­сочных областей мозга. Мы купировали абстиненцию пациента, предоставив возможность играть в компьютерную игру, время игры составляло 30 минут, после чего наблюдали следующие изменения на ЭЭГ: уменьшились проявления па­роксизмальной активности, увеличились явления десинхронизации за счет повышения активности неспецифи­ческих активирующих систем мозга, были уравновешены тормозные и возбудимые процессы, несколько снизилась об­щая активность медиобазальных структур головного мозга.

С целью коррекции поведения, когнитивных функций и стабилизации настроения мы применяли сочетание медика­ментозной (рисполепт и амитриптилин) терапии и системы поэтапной коррекции компьютерной аддикции.

  1. 2. Клинический пример истории болезни пациента с первичной компьютерной зависимостью

Максим, 1991 года рождения. Работает за компьютером с 10 лет (с 4-го класса).

Анамнез жизни

Родился в семье рабочих единственным ребенком. Беремен­ность протекала на фоне сильного токсикоза. Роды своевременные, стремительные. Вес при рождении - 3250 г, рост - 52 см. До года находился на грудном вскармливании. Психомоторное развитие соответственно возрастным нормам.

В 6 мес. - сидит, в 1 год 2 мес. - ходит. Первые слова - до года, фразовая речь - в два года.

С детства был общительным, имел несколько близких дру­зей. Воспитывался дома, детский садик не посещал. Родного отца мальчик не помнит, потому что отец ушел из семьи, когда сыну был I год. Через год мать вышла замуж второй раз. Отно­шения с отчимом были хорошими. Мальчик считал его своим отцом, очень его полюбил.

В школу пошел в 6 лет на Кубани. Учился хорошо, старатель­но, был любимым учеником в классе. Одно время пробовал заняться боксом - не понравилось. Родители ничего мальчику не запрещали. До 8 лет был страх темноты, поэтому спал со включенным светом. Когда Максиму исполнилось Юлет, роди­тели решили расстаться. В разводе он обвиняет обоих родителей, но позже смирился с этим.

В 1997 году Максим с матерью переехали к бабушке в г. Днепропетровск, где он и пошел в новую школу. Не имел за­интересованности к обучению, «тосковал» за старой школой, учился удовлетворительно. В компании одноклассников на­учился курить, алкоголем не интересовался. Со слов матери, сын по характеру спокойный, добрый, общительный, немного застенчивый. Наследственность психическими заболевания­ми, алкоголизмом не отягощена. До трех лет болел ОРЗ, перенес ларингит, тонзиллит; в 1993 году - ветряную оспу.

Анамнез заболевания

С начала 2000 года Максим начал пропускать занятия в шко­ле, «было неинтересно», стал посещать компьютерный клуб.

«Компьютер я полюбил сразу, как только попал в клуб», - говорит Максим. Сначала деньги просил у матери - 2,50 грн. за час. С каждым днем все больше хотелось проводить време­ни за компьютером, играл в разные игры, искал информацию, изучал управление компьютером, возможности

Интернета. Начал ходить в клуб по ночам, а днем отдыхал, сле­довательно, учебные занятия не посещал. Общался с такими же «компьютерщиками». Несмотря на беседы с бабушкой и ма­мой, он убегал с уроков, не ночевал дома, хоть и обещал приходить вовремя. Мог взять деньги без разрешения, а затем начал выносить вещи. На вырученные деньги от продажи посе- шал компьютерный клуб. Стал эмоционально лабильным, кричал по ночам. Мать обратилась к психиатру. В марте 2000 го­да в городском ПНД амбулаторно было проведено лечение (седативная терапия, психотерапия), после чего мальчик стал спокойнее, более уравновешенным.

С начала 2001 года Максим опять начал выносить деньги без разрешения, выносил вещи из дома, на вырученные деньги по­сещал компьютерный клуб. Мальчик хоть и считает себя общительным человеком в реальном мире, но говорит, что «в Интернете намного интереснее: можно общаться с людьми из разных уголков планеты, быть не собой, никто не видит, какой я в действительности; познаешь много любопытного, нового». Максим имел свое имя в клубе - «хакер», что ему очень нрави­лось («звучит сильно»).

«Сначала я сидел за компьютером недолго, но время пробе­гало так быстро, что ночь сменяла день, а ехать домой было уже поздно, поэтому и оставался в клубе». Позже, Максим уже не мог остановить свое влечение, прервать волевым усилием. Бе­гал в клуб. Мог не спать целыми ночами, «сидеть» за компьютером по 12-14 часов в сутки. Не было времени даже ку­шать, иногда друзья угощали чем-то. Когда не было еды, курил по 4-5 сигарет, но если пропускал компьютерный клуб, то ку­рил по 15-20.

Мать всячески пыталась ограничить эти посещения: то иг­норировала молчанием, то кричала. Однажды зафиксировала мальчика к батарее наручниками и оставила его дома. Каким-то образом ему удалось вытянуть руку, натянув рукав свитера, и пойти в Интернет- клуб. Тогда мать решила сделать по-другому, она попросила охранника клуба под любым предлогом не пус­кать ее сына. Каково же было удивление охранника, когда ночью на улице он увидел сидящего Максима на цементной по­верхности под дверью клуба. Увиденное настолько его поразило, что он пустил мальчика к «предмету увлечения».

Было время, когда компьютерный клуб не работал два дня. Парень переживал неприятные ощущения, стал плаксивым, эмоционально лабильним, по ночам кричал, настроение было сниженным. Было только одно желание - скорее сесть за ком­пьютер. Когда Максим вернулся к компьютеру, то

раздражительность, обида исчезли, настроение нормализова­лось.

III и IV четверти 7-го класса в школу не ходил совсем. Мать привела сына в конце года сдавать зачеты и экзамены по всем предметам. С целью решения вопроса о последующем обуче­нии в школе и диагностике состояния Максим был направлен в КУ «МКПНЦ». При госпитализации были жалобы (со слов ма­тери) на пропуски школы, уходы из дома, раздражительность, кражи денег дома, нарушения сна.

В первые дни пребывания в детском отделении у пациента отмечались эмоциональная лабильность, волнение, раздражи­тельность. Было тяжело заснуть, просыпался ночью, «думал о компьютере». Отмечал, что «желает действовать самостоятель­но и свободно, чтобы иметь возможность отдаваться своим увлечениям, делать все, что сам считает правильным, заслужи­вающим внимания». Настроение было сниженным, общался избирательно. На занятиях заинтересованности к обучению не проявлял. Скрининговый способ диагностики компьютерной зависимости показал наличие у пациента компьютерной ад- дикции (38 баллов). Было проведено психологическое и нейрофизиологическое обследования.

Психический статус: выглядит соответственно возрасту. Опрятен, одет чисто. Внешне несколько ослаблен, напряжен. Во время беседы с интересом оглядывается вокруг, глазной контакт поддерживает. Взгляд бегающий. Блеск в глазах прояв­ляется при упоминании о компьютере. Мимика живая, соответствует содержанию вопроса. Ориентация при контакте прямая, дистанцию изменить не пытался. Движения быстрые, адекватные теме беседы за интенсивностью и содержанием. За­шел в кабинет, сел на предложенный стул. Осанка непринужденна, поступь свободна, ритмична. Занял всю по­верхность сидения стула. Положил ногу на ногу, периодически качает ногой; руки на бедрах. Во время обсуждения «неприят­ных» тем меняет позу, склоняет голову книзу. Иногда движения становятся более живыми, жестикулирует (направленность жестов вверх), когда речь заходит о виртуальном мире. Досту­пен речевому контакту. Охотно вступает в беседу, на вопрос отвечает по существу. В подробностях описывает свое увлече­ние компьютером, свои ощущения, интересы в сети. Говорит, что «получает большое удовольствие от компьютера», «чувству­ет себя могущественным, сильным». Не отказывается от пропусков занятий. Если не возможен контакте компьютером, «появляется ощущение пустоты». Темп речи - средний, голос умеренной громкости, модулируемый. К обследованию отно-

сится напряженно. Понимает, что госпитализация вызвана тем, что он не ходит в школу, нарушал дисциплину, заинтересован компьютерами. Самостоятельно контролировать свое поведе­ние не может. Настроение снижено, эмоционально лабилен. Обманов восприятия не отмечается. Мышление логичное, по­следовательное. Продуктивных расстройств мышления нет. Окружающее воспринимает адекватно и четко. Верно ориенти­рован в месте, времени и в личности. Уровень школьных знаний низок, не отвечает нужному уровню образования. В то же время хорошо ориентируется в социальных ситуациях, в компьютерах. Память не нарушена. Внимание отвлекаемое. Критика к своему состоянию частична. Соглашается с тем, что его называют больным, но «серьезных признаков болезни не видит». Пассивно согласен на лечение.

Соматический статус: среднего роста, нормостенического телосложения. Кожные покровы чистые, слизистые блед­но-розового цвета. Лимфатические узлы не пальпируются. Дыхание свободное, через нос, ЧД 18 в минуту. В легких дыха­ние везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца чистые, ритмичные. АД=110 и 60 мм рт.ст. Пульс симметричный на лу­чевых артериях, одинаковый, полный, 80 за 1 минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируют­ся. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Физиологические отправления в норме.

Неврологический статус: лицо симметричное. Зрачки оди­накового размера, фотореакция живая. Сухожильные рефлексы равнозначные, живые, патологические рефлексы не вызываются. Менингиальных знаков нет. Все виды чувстви­тельности сохранены. В позе Ромберга устойчив, координаторные пробы выполняет уверенно.

Психологическое обследование. При психологическом обсле­довании наблюдается изменчивость параметров психической деятельности в зависимости от направленности интересов и уровня мотивации. Во время выполнения заданий учебного ха­рактера - низкие притязания и самооценка, быстрая пресыщаемость. При нейтральном содержании заданий, осо­бенно в игровой форме, завышенные притязания и самооценка.

Аналитико-синтетическая деятельность на уровне восприя­тия имеет достаточное развитие (X ст.), моторно-зрительная координация не нарушена (XII ст). Невербальное мышление характеризуется достаточным развитием кратковременной и оперативной памяти (VI ст). При запоминании 10 слов отмеча­ются колебания внимания. Уровень абстрагирования и

объединения в норме. На наглядном уровне устанавливает при­чинно-следственные связи и выделяет главную идею рассказа в картинках. Нет трудностей в запоминании литературных тек­стов со скрытым содержанием.

Интеллектуальный показатель(1р) составляет85. Вличное- тной сфере наблюдаются элементы незрелости (нестабильность уровня притязаний и самооценки). Уровень знаний по школьной программе низкий в связи с пропусками занятий. При изучении личностной акцентуации посредством теста Шмишекабыл выставлен гипертимный тип, средняя кон­формность и умеренная эмансипация.

При нейрофизиологическом исследовании (ЭЭГ) были вы­явлены выраженные изменения с диффузным усилением медленно-волнового спектра, преобладание медленно-волно­вого спектра слева, снижение уровня функциональной активности мозга.

Обсуждение

В процессе клинического исследования, анализа анамнести­ческих данных и результатов психологического исследования, были выделены следующие признаки психического рас­стройства: стойкое, стереотипное поведение; пропуски

школьных занятий, уходы из дома, кражи вещей и денег, кото­рые повторяются; постоянная и фа за компьютером, которая имеет систематический характер. На этом этапе преобладали эмоционально-волевые расстройства, отмечался рост толеран­тности к компьютеру: потребность во все большем количестве времени работы за компьютером для достижения удовольствия; значительное снижение эффекта от пребывания за компьюте­ром в течение того же промежутка времени, что и ранее.

Наблюдаются признаки психической зависимости. Посто­янное «злоупотребление» компьютерными играми, безуспешные попытки контролировать работу за компьютером. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения при компьютерной зависимости преобладают раздражитель­ность, нарушение сна, непослушание, изменения настроения. Появились признаки дезадаптации, социальные и психологи­ческие проблемы, связанные с обучением, отношениями с родственниками, друзьями.

Таким образом, на основе критериев МКБ-10, можно поста­вить диагноз: Социализированное расстройство поведения, зависимость от компьютера (F 91.2).

Основным методом лечения было проведение поэтапной коррекционной работы. Использовали когнитивно-бихевио- ральную психотерапию в виде систематической десенси­билизации и рациональных влияний, аутогенную тренировку в модификациях, направленных на развитие и усиление процес­сов саморегуляции, самоконтроля и самообладания. При проведении психокоррекционной работы значительное внима­ние уделялось ликвидации и дезактуализации психо­травмирующих факторов и ситуаций.

Дополнительно были назначены ридазин, пирацетам, вита­мины. На фоне проведенной терапии пациент стал спокойнее, улучшилось настроение. Появились реальные планы на про­должение обучения в школе. С матерью решили поехать весной к отцу в Россию, что очень обрадовало Максима. Нормализо­вался сон, быстро засыпал и ночью не просыпался. В процессе лечения пациента нам удалось достичь ремиссии, которая со­гласно катамнестическим данным продолжается уже на протяжении трех лет.

Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд санкционирующих компьютерозависимое поведение факто­ров: психотравмирующие факторы (развод родителей, переезд в новое место, смена школы, окружения), характерологические особенности (эмоциональная неустойчивость, изменения на­строения, нестабильность уровня притязаний и самооценки, незрелость л и ч ности).

(в прошлом – психопатии) – не являются болезнью в строгом смысле слова. Расстройство личности – это дисгармоничный до болезненности склад характера, в котором некоторые черты утрированы, обострены. Формируется расстройство личности в юном возрасте и затем, на протяжении жизни, остается стабильным («угловатость» характера может то заостряться, то компенсироваться, но качественно психический облик остается неизменным). В возникновении личностных расстройств большая роль отводится воспитанию в детстве.

Психосоматические заболевания

особая группа заболеваний, возникающих как после сильных переживаний, так и без четкой на то причины. Эти заболевания могут протекать тяжело, зачастую переходят в хронические состояния, что приводит к инвалидизации пациентов.

Невроз

заболевание, возникающее в результате повышенной психо-эмоциональной напряженности личности в связи со стрессом или внутриличностным конфликтом. При этом чем выраженнее дисгармония характера у человека (см. расстройства личности), тем чаще и по более мелкому поводу возникают невротические состояния и реакции.

Биполярное аффективное расстройство

(в прошлом – маниакально-депрессивный психоз) – заболевание, для которого характерно наличие повторяющихся депрессий, которые иногда могут сменяться периодами излишне приподнятого настроения (маниакальные состояния). При этом депрессии, как правило, бывают чаще, чем состояния приподнятости, а последние – могут и вовсе отсутствовать в картине заболевания (или определяются пациентами как периоды «хорошей полноценной жизни»).

Шизофрения

хроническое психическое заболевание, характеризующееся постепенным изменением мышления, эмоциональности, волевых качеств в виде их дезинтеграции (распада) и опустошения (так называемая «негативная симптоматика»). Течение шизофрении может быть различным: от относительно благоприятного до катастрофически разрушительного. В целом, почти все формы шизофрении характеризуются чередованием периодов обострений (в которые присутствует так называемая «продуктивная симптоматика») и периодов стихания симптоматики (ремиссий, в которые лучше и отчетливей проступают негативные симптомы).


Диагноз «синдром психической зависимости» ставится, если в течение достаточно длительного срока у человека наблюдается непреодолимая потребность произвести действия патологического характера. Эти зависимости, приводящие к болезням зависимого поведения, в большинстве случаев неконтролируемы. Особое опасение внушает тут факт, что последствия совершаемых действий наносят губительный вред и часто опасны для окружающих.

Синдром психической зависимости: формирование, признаки и реабилитация

Болезни зависимого поведения представляют собой две формы:

1) психофизические зависимости, связанные с употреблением психоактивных химических веществ (химическая зависимость) - алкоголя, седативных веществ, стимулирующих веществ, психодислептиков (меняющих сознание);

2) болезненные зависимости, связанные с нехимической зависимостью:

  • с нарушением влечения к пище (нервная (переедание));
  • с нарушением сексуального влечения (фетишизм, трансвестизм, вуайеризм, эксгибиционизм, садизм, мазохизм, геронтофилия, педофилия, зоофилия и т. д.);
  • с другими патологическими расстройствами влечений (пиромания (влечение к поджогам), клептомания (к воровству), шопоголизм (к покупкам), патологический гэмблинг (к азартным играм), болезненное влечение к Интернету и т. д.).

Основной характеристикой формирования синдрома психической зависимости является дезадаптивная потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) произвести определенные действия.

Диагноз может быть установлен при наличии трех и более перечисленных ниже признаков физической и психической зависимости, возникающих в течение определенного времени (на протяжении года):

1) сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к этим действиям;

2) сниженная способность контролировать данные действия в ходе эпизода: его начала, окончания, последствий, о чем свидетельствует значимо отклоняющееся неадаптивное поведение, реализуемое на протяжении большего периода времени, чем намеревалось, безуспешные попытки или постоянное желание ограничить это поведение по выраженности, сократить его по времени или контролировать;

3) ещё одним признаком психической зависимости является повышение устойчивости к психотропным эффектам отклоняющегося поведения, заключающееся в следующем:

  • необходимость увеличения степени отклоняемости поведения от общепринятых стандартов и/или собственного доболезненного стиля поведения;
  • частое повторное исполнение этих действий ведет к явному ослаблению эффекта;

4) поглощенность реализацией аномального влечения, проявляющаяся в том, что человек полностью или частично отказывается от других форм наслаждения, интересов, жизнедеятельности (забываются питание, сон, сексуальные контакты, семья, учеба, хобби и тому подобное) и много времени тратит на деятельность, связанную с подготовкой и реализацией аномального влечения, и на восстановление его эффектов;

5) продолжение аномального поведения (совершение повторных эпизодов) вопреки явным признакам их вредных и опасных последствий при понимании природы и степени вреда (фактического или предполагаемого).

В реабилитации от психической зависимости используется комплексный подход. Это сочетание медикаментозных, психотерапевтических и физиотерапевтических методов. Длительность лечения порой измеряется годами, так же как годами нарабатывались болезненные нарушения обмена веществ в организме, изменения личности и ее социальных связей. Одни лекарства убирают очаги возбуждения, требующие принять новую дозу или сесть за компьютер, другие просто улучшают работу мозга, повышая его стрессоустойчивость. Психотерапия в первую очередь направлена на поиск ресурсов внутри самой личности и обучение человека новым формам поведения.

В классификации психических зависимостей выделяют синдром патологического влечения, синдром измененной реактивности и синдром психического изменения личности.

Синдром патологического влечения личности

Синдром психофизической зависимости включает в себя патологическое (болезненное) влечение и состояние психофизического комфорта/дискомфорта, связанного с ситуацией реализации патологического (болезненного) влечения.

Суть синдрома патологического влечения заключается в выраженной, часто непреодолимой потребности в совершении определенного вида деятельности (погружении в сеть при интернет-зависимости, воровстве ненужных вещей при клептомании). Часто психический комфорт при этом не является синонимом эйфории, так как представляет собой не переживание удовольствия, а уход от психоэмоционального дискомфорта. То есть аномальное (зависимое) поведение способно изменять актуальное (имеющее место) психическое состояние со знака «минус» (чувство вины, неуверенность, внутренняя неудовлетворенность, напряженность, скованность, переживание собственной дефектности, ущербности, мрачность, страх общения и другое) на знак «плюс» (успокоение, расслабление, приятная умиротворенность, чувство комфорта, «торжество победителя и властелина», эйфория, доходящая до экзальтации). Основное отличие рассматриваемого состояния от психического комфорта здоровых лиц заключается в том, что при патологическом влечении наибольшая степень комфорта переживае
тся в период исполнения аномального влечения (с момента начала подготовки), тогда как прекращение его в силу неодолимого препятствия ведет к острому переживанию психического дискомфорта.

Патологическое физическое влечение проявляется в непреодолимом (компульсивном) стремлении к аномальному поведению (азартная игра, переодевание, обнажение в присутствии лиц иного пола, садистские манипуляции). Причем степень этого влечения достигает витального уровня, сравнимого с чувствами жажды, голода. Оно может даже конкурировать с физиологическими витальными влечениями, подавляя их. Например, блокируется потребность в пище, сне, половых контактах и тому подобное. Это компульсивное влечение сопровождается вегето-висцеральной (соматической, телесной) стигматизацией: колебаниями артериального давления, пульса, нарушениями аппетита, деятельности желудочно-кишечного тракта и прочим. В данном случае включаются такие симптомы, как состояние физического комфорта в патологической (болезненной) ситуации и симптом физического дискомфорта вне ее (вегето-висцеральные расстройства, тягостное психоэмоциональное состояние), при этом снижаются продуктивность и трудоспособность.

При совершении требуемых действий психофизическое состояние изменяется. Спектр этих изменений широк: у одних восстанавливается бодрость, активность; к другим приходит успокоение, релаксация, приятная умиротворенность, чувство комфорта; у третьих возникает радость, своеобразная эйфория, достигающая степени экзальтации и торжества; у четвертых происходит не достигаемая иными стимулами эротизация. Одним из результатов аномального поведения является гомеостабилизирующий эффект - восстановление общего комфортного физического состояния, исчезновение признаков вегето-висцеральной (телесной) дисфункции (бессонницы, колебаний артериального давления, сердцебиения, ), возвращение аппетита.

Синдром измененной реактивности личности

Синдром измененной реактивности включает рост толерантности (устойчивости), симптом изменения форм патологического влечения (изменяются формы осуществления влечения) и симптом изменения психотропного эффекта реализации болезненного влечения (измененный психотропный эффект).

Рост толерантности (устойчивости) - увеличение дозировки психоактивного вещества (алкоголя, сигарет, снотворных, наркотиков и других) или нарастание степени отклоняемости поведения. Происходит увеличение продолжительности эпизодов аномального поведения. Происходит переход на новые, все более отклоняющиеся формы поведения. Взять, к примеру, переодевание при фетишном трансвестизме: человек вначале скрывает переодевание в женскую одежду и тайно демонстрирует это самому себе, затем выходит в места скопления незнакомых людей, затем демонстрирует себя в таком необычном виде знакомым и близким лицам; при садизме это может быть нарастание жестокости вплоть до кровожадности. Если в начале болезни аномальное поведение носит характер поисковой, экспериментальной деятельности, оно разнообразно, то затем эти эпизоды приобретают стереотипный характер. Измененный психотропный эффект проявляется в исчезновении эйфории; вместо эйфории наступает релаксация, стабилизация работы организма, тонизирование.

Синдром психического изменения личности

Наиболее ранним проявлением синдрома психического изменения личности выступает заострение характера: шизоидного (замкнутости), возбудимого (взрывчатости), истероидного (демонстративности) радикалов, черт неустойчивости и повышенной чувствительности. Это, в свою очередь, по кругу приводит к учащению аномального поведения как способу ухода от конфликтов. Синдром изменения личности заключается в появлении и усилении новых качеств. Как правило, это черты возбудимости (взрывчатости) со склонностью к дисфорическим (тоскливо-злобным) реакциям, агрессивности и истероидности в виде эгоцентризма, непоследовательности поступков и мыслей. Порой формируются психические защиты:

  • Рационализация - декларация социальной полезности и значимости своего поведения (садист называет себя «санитаром общества»);
  • вытеснение - снятие с себя чувства вины и освобождение от переживания негативных социальных последствий, от страха наказания;
  • перенос - исчезновение способности испытывать чувство вины с одновременным возникновением потребности обвинять в происходящем окружающих, близких, появление жалости к себе, а не к жертвам своих поступков.

Этот вид психической зависимости относится к более поздним этапам болезней зависимого поведения.

Оскудение содержания личности происходит в первую очередь за счет нравственных категорий, наступает снижение санитарно-гигиенических качеств. Возникают и усиливаются бессердечность, равнодушие к семье, учебе, работе, исчезают ответственность, чувство долга, игнорируются социальные правила и обязанности. Нередко происходит сужение круга интересов, падает жизненная активность. Постепенно теряется интерес ко всему, что не входит в круг болезненного поведения и не имеет к нему прямого или косвенного отношения. Весь стиль жизни становится шаблонным, стереотипным, посвященным овладевшему человеком дезадаптивному поведению. Утрачивается потребность в полноценном общении с родственниками, друзьями и знакомыми, исчезает доброжелательность, часто возникает недоброжелательно-завистливое отношение к окружающим, озлобление на людей как на таковых при одновременном усилении жалостливости к себе. Появляются озлобленность и зависть к здоровым лицам. Оскудевает и сексуальность.

Статья прочитана 3 754 раз(a).

Содержание статьи

ПСИХИАТРИЯ (от греч. psyche – душа и iatreia – лечение), отрасль медицины, изучающая причины, проявления и лечение психических заболеваний. История этой медицинской специальности кардинально отличается от истории терапии или хирургии. История психиатрии, начиная с далекого прошлого и практически до настоящего времени, – это история человеческих драм и сильных страстей, фанатичных предрассудков и жестоких преследований. Лишь в последние десятилетия психиатрия превратилась в современную уважаемую науку. Причины того, что она развивалась иными путями, нежели терапия или хирургия, и так долго завоевывала в общественном и профессиональном сознании статус узаконенной отрасли врачебного дела, заключаются прежде всего в особой природе самих психических заболеваний.

На протяжении многих веков люди, страдавшие психическими расстройствами, не считались больными. Их обвиняли в том, что они вступили в запретный и позорный союз с дьяволом, поддерживают отношения с колдунами, ведьмами и другой нечистой силой, что они заколдованы, поддались чарам, дьявольским заклинаниям, виновны в греховных поступках, ужасающих и отвратительных преступлениях. Они безжалостно преследовались, многие были сожжены на кострах. Те немногие врачи, которые пытались убедить правителей и народ, что «сумасшедшие» – всего лишь больные люди, требующие внимания и заботы, рисковали своей профессиональной репутацией, а иногда и жизнью. Два следующих примера взяты из истории Старого и Нового Света. В 1636 в Кёнигсберге (Германия) некий человек объявил себя Богом-Отцом; он чувствовал, что ангелы, дьявол и Сын Божий признали его власть. Этот человек был обвинен и осужден. Ему вырвали язык, отсекли голову, а тело сожгли дотла. Полстолетия спустя в Массачусетсе, в городке Салем несколько женщин в сходных обстоятельствах были обвинены в колдовстве, осуждены и повешены. Нет необходимости входить в отвратительные детали процесса над т.н. «салемскими ведьмами».

Сейчас мы знаем, что в обоих описанных случаях (как и во многих других) были казнены невинные люди, страдавшие психическими заболеваниями. По описаниям галлюцинаций и других симптомов, содержащимся в старых хрониках, мы можем составить представление о заболеваниях, которые определяли поведение многочисленных «колдунов» и «ведьм», осужденных в те времена. Большинство «ведьм» и их «подручных», сожженных на костре, страдали шизофренией, некоторые – истерией или слабоумием; среди них встречались также невротические личности или просто инакомыслящие. Шизофрения и в настоящее время является наиболее серьезным психическим заболеванием. Подавляющее число психиатрических пациентов, нуждающихся в госпитализации, – лица, страдающие шизофренией или близкими к ней состояниями.

Многие и сегодня стыдятся того, что они сами или их родственники имеют психическое заболевание. Визит к психиатру или психотерапевту часто держится в тайне и может вызвать, по меньшей мере у ряда людей, презрительное отношение, выраженное в таких широко используемых словечках, как «чокнутый», «псих», «помешанный» и т.п. Подобное отношение показывает, что диагноз психического заболевания по-прежнему остается клеймом, и отражает враждебность «здоровых» и «нормальных» к тем, кого считают «ненормальными» и «сумасшедшими». В связи с этим необходима дальнейшая просветительская работа, разъясняющая природу психических заболеваний и характер современной психиатрии.

По своей природе люди – существа нерациональные или, по меньшей мере, не только рациональные. Их пристрастия и предубеждения, желания и симпатии, побуждения и стремления определяются не только разумом, но и той скрытой в глубине личности борьбой, которую ведут внутренние, часто неосознаваемые силы. Наше отношение к посторонним, к родителям, детям, друзьям, учителям, конкурентам и всему нашему окружению тоже зависит не столько от рассудка и логики, сколько от чувств, эмоций и опыта, полученного прежде всего в детстве. Нормальное функционирование всего организма, особенно головного мозга, эндокринных желез, желудочно-кишечной и сердечно-сосудистой систем тоже влияет на ход этих процессов и помогает поддерживать баланс физических и психических сил, который является условием психического здоровья. Таким образом, патологическое, неадекватное поведение человека (наблюдающееся при различных психических заболеваниях) можно объяснить воздействием этих глубинных факторов и психологического опыта.

Психические расстройства.

Одно из наиболее распространенных психических расстройств – алкоголизм . Психологические исследования личности алкоголиков показали, что им свойственны такие черты, как глубинная, внутренняя тревога, неуживчивость, склонность перекладывать вину на окружающих. Становится, однако, все более очевидным, что эти и другие черты могут быть как причиной алкоголизма, так и его следствием, и представление о наличии т.н. алкогольных черт личности остается недосказанным. В настоящее время развитие алкоголизма связывают не столько со специфическим типом личности, сколько с комбинацией глубинных психологических, физиологических и социальных факторов. Более того, термин «алкоголизм» все реже употребляется специалистами, так как он не дифференцирует различные степени расстройства. Для наиболее тяжелой его формы используют термин «алкогольная зависимость»; ее следует отличать от «пьянства» и «злоупотребления алкоголем» как менее тяжелых расстройств. См. также АЛКОГОЛИЗМ .

Пристрастие к другим веществам, таким, как лекарственные препараты, галлюциногены, наркотики или табак, тоже может вызываться комбинацией психологических и социальных факторов. Опасность, связанная с пристрастием, и тяжесть токсических осложнений зависят от химической природы используемых веществ. При употреблении большинства из этих средств возникает тенденция к формированию психической зависимости, т.е. привычки только к получаемому удовольствию, а не физической потребности в препарате. См. также НАРКОМАНИЯ .

Шизофрения

(от греч. schizein – расщепление и phren – разум) – одно из «больших» психических расстройств. Обычно это хроническое и постепенно развивающееся заболевание, которое часто начинается в подростковом или юношеском возрасте. Оно имеет множество разнообразных симптомов, которые постепенно прогрессируют, все более ограничивая возможности больного, пока, наконец, не затрагивают всю его личность, воздействуя на поведение, эмоциональные реакции, мышление и жизнедеятельность. См. также ШИЗОФРЕНИЯ .

Паранойя

Паранойя (бредовое расстройство) - ранее это состояние определяли как синдром, связанный с шизофренией, но в настоящее время паранойю рассматривают как самостоятельный тип психического расстройства, который характеризуется тенденцией обвинять людей и приписывать им злой умысел. Во многих случаях преобладают необоснованная подозрительность, недоверчивость, ревность и зависть, мнительность, страх преследования и идеи величия. Эти симптомы часто бывают объединены в своеобразную бредовую систему. См. также ПАРАНОЙЯ .

Маниакально-депрессивный психоз

– тяжелое психическое заболевание, затрагивающее в основном настроение больных. Его называют также биполярным аффективным расстройством. Заболевание характеризуется повторяющимися приступами маниакального возбуждения, сменяющимися периодами депрессии. Между этими приступами у больных может восстанавливаться нормальное состояние. Во время маниакальной фазы настроение настолько приподнято, что возникают беспокойство, бессонница, скачка мыслей, повышенная агрессивность и раздражительность. Во время депрессивной фазы, которая может длиться неделями и месяцами, отмечается психическая заторможенность, выражающаяся в замедлении физической и интеллектуальной деятельности, общей утомляемости, апатии, ощущении неудачи, безнадежности, собственной греховности, а также в ипохондрических идеях и представлениях, что жизнь уходит из тела, навсегда теряется здоровье, надвигается смерть. Депрессия обычно сопровождается значительным снижением самооценки. Часто это заметно уже по внешнему виду и поведению человека. При тяжелой депрессии существует постоянный риск самоубийства, так как саморазрушительные тенденции выходят из-под контроля.

Депрессивное расстройство.

Сходные тенденции к самообвинению, самоуничижению, а часто и к саморазрушительному поведению преобладают и при другом типе психической депрессии – рекуррентном (т.е. повторяющемся) депрессивном расстройстве. Это заболевание называют также монополярной депрессией, так как при нем (в отличие от маниакально-депрессивного психоза) не возникает маниакальных эпизодов. Оно чаще всего наблюдается в возрасте от 25 до 45 лет, хотя может возникнуть и в подростковом возрасте. Женщины болеют в два раза чаще, чем мужчины. Развернутая стадия депрессии сопровождается мучительными и мрачными ощущениями. Семья, друзья, социальная активность, профессиональные занятия, увлечения, книги, театр, компания – все эти многообразные интересы утрачивают для больного свою привлекательность. Он охвачен одним чувством: «Никому я не нужен, никто меня не любит». Под влиянием этого чувства меняются все представления о жизни. Настоящее кажется мрачным, будущее – лишенным надежды. Сама жизнь воспринимается как безрадостное бремя. Повседневные проблемы, когда-то малозаметные или легко решаемые, вырастают до непреодолимых масштабов. Увещевания «отбросить дурное настроение» или «взять себя в руки» обычно бесполезны. Опасность самоубийства, как и при маниакально-депрессивном психозе, сохраняется, пока длится депрессивное состояние. Старая поговорка, что люди, грозящие покончить с собой, никогда не делают этого, в этом случае неприменима. Ни при одном другом заболевании не отмечается столь высокого процента больных, предпринимающих попытки самоубийства.

Органические психозы

– глубокие расстройства психики, вызываемые тем или иным поражением тканей головного мозга. Возможны как быстро развивающиеся острые и достаточно тяжелые психические нарушения, так и хронические затяжные расстройства. Различия между острыми и хроническими органическими психозами касаются не только характера, но и прогноза, а также лечения.

Причинами органических психозов могут быть инфекционные заболевания, отравления, галлюциногенные состояния (алкоголизм или наркомания), нарушение обмена веществ, нейросифилис, опухоли и другие заболевания головного мозга, гормональная патология. Эти органические причины вызывают выраженные изменения структуры и функции мозговой ткани. Подобные изменения, сопровождающиеся поражением кровеносных сосудов мозга, могут приводить к психическим расстройствам, которые нередко напоминают психические заболевания, вызванные психологическими факторами. Между тем эти два типа психозов различаются как по своему происхождению, так и по клинической картине прогрессирования заболевания.

Причины психических заболеваний.

Хотя еще остается неясной сущность «больших» психических расстройств, причины некоторых психических заболеваний уже установлены, специалисты диагностируют и клинически исследуют их. Прежде всего это относится к психическим расстройствам, связанным с органическими заболеваниями (такими, как черепно-мозговые травмы, инфекции или иные мозговые нарушения, возникающие при сотрясении мозга, сифилисе, опухолях, церебральном атеросклерозе), отравлениями токсическими веществами (алкоголем, лекарственными препаратами, свинцом, ртутью и т.п.), дефицитом некоторых питательных веществ и витаминов (например, при пеллагре), эндокринными и метаболическими расстройствами, умственной отсталостью, старением. К этой группе принадлежат также эпидемический вирусный энцефалит, постэнцефалитический паркинсонизм (дрожательный паралич), а также делирий (помрачение сознания с галлюцинациями, бредом и двигательным возбуждением), связанный с алкоголизмом, острым инфекционным гепатитом, трихинеллезом, сыпным тифом и другими заболеваниями, сопровождающимися высокой температурой. Структурные повреждения мозга могут стать причиной эпилептических судорожных припадков. В целом, любое повреждение ткани мозга может вызывать нарушение его функций, проявляющееся более или менее выраженными расстройствами мышления, эмоций или поведения.

К числу наиболее важных психических заболеваний принадлежат психоневрозы (такие, как истерия или неврастения), психозы, наркомании и другие типы патологического поведения. Значение этих расстройств определяется их крайне высокой распространенностью и глубоким, часто разрушительным влиянием на личность и трудоспособность больных. Большинство из этих состояний обусловлено, по-видимому, не физическими, а психологическими причинами. Даже такие заболевания, как алкоголизм или наркомания, могут рассматриваться как варианты эмоциональных расстройств и лечиться соответствующим образом. Вместе с тем выдвинуты также представления о вкладе биологических факторов в развитие некоторых тяжелых психических заболеваний. Так, при шизофрении обнаружены нарушения нейромедиаторных процессов в головном мозге; с аналогичными нарушениями могут быть связаны и состояния депрессии и тревоги. Кроме того, в отношении шизофрении выявлена семейная (генетическая) предрасположенность к заболеванию, которая, по-видимому, может реализоваться под влиянием неблагоприятных внешних обстоятельств. И все же истоки психических заболеваний часто следует искать в раннем детстве больного, в действии глубинных психодинамических факторов (обычно неосознаваемых), которые можно выявить с помощью различных методов современной психотерапии. Мысль о существовании неосознаваемых процессов в человеческой психике можно найти уже в трудах св. Августина, св. Фомы Аквинского, Шопенгауэра и других мыслителей. Но лишь З.Фрейд первым детально разработал учение о неосознаваемых процессах, создав психодинамическую систему (психоанализ) как способ понимания психических расстройств с точки зрения индивидуального опыта пациента и его отношений с другими людьми. Многие последователи Фрейда, в частности К.Хорни, Г.Салливан, Э.Эриксон, обогатили это понимание.

Систематическое исследование как патологического, так и нормального поведения, начатое Фрейдом и его учениками, показало, что многие трудности адаптации, эмоциональные проблемы, психические проявления, обнаруживаемые у взрослых, определяются событиями и влияниями раннего детства. Эмоциональное отношение матери к ребенку часто самый важный фактор, определяющий, будет ли данный человек психически здоровым или больным. От контакта матери и ребенка в первые годы жизни зависит атмосфера, в которой растет ребенок и которая отразится на его будущей взрослой жизни: под влиянием материнской теплоты, привязанности, одобрения у растущей личности формируется чувство защищенности и внутренней силы. И наоборот, отказ матери от ребенка, недостаток любви, враждебность вызывают ощущения беззащитности, страха, обиды, эмоциональную лабильность. Эти ранние переживания прочно укореняются в структуре личности и предрасполагают человека к эмоциональным или психическим расстройствам в зрелом возрасте.

Конечно, необходимо учитывать весь комплекс психологических факторов, действующих в период становления личности: влияние не только матери, но и отца, братьев и сестер, других членов семьи, социального и экономического положения, ситуационных конфликтов, школы, культурных факторов, профессии, внутреннего и внешнего давления, т.е. фрустраций различного типа, происходящих из всевозможных источников. Таким образом, каждое психическое расстройство – сугубо индивидуальная проблема, которую можно понять лишь раскрыв ее глубинные динамические источники. Эта процедура трудна, и чтобы найти причины заболевания, нужно глубоко погрузиться в историю жизни и структуру личности. См. также ПСИХОАНАЛИЗ .

Психиатрическое лечение.

Наиболее разработанный метод лечения психических расстройств, предлагаемый современной психиатрией, – психотерапия в различных ее формах. Хорошо известно, что при эмоциональных расстройствах больной человек больше думает о себе, чем здоровый. Он постоянно озабочен (зачастую излишне) своими неприятностями, тревогами, симптомами, разнообразными болями, реальными или мнимыми, и т.д. Поскольку подобный склад мышления изменить очень трудно, а в современном обществе диагноз психического заболевания по-прежнему остается клеймом, непосвященный человек часто не понимает необходимости психиатрического лечения. Более того, люди с серьезными психическими заболеваниями часто не знают либо отрицают, что больны. К совету обратиться к психотерапевту даже высокоинтеллектуальные непсихотические больные, страдающие, например, неврозами, относятся скептически; у них сразу же возникает вопрос: «А что может психиатр? Чем беседа с ним поможет моим головным болям или плохой работе пищеварения, как она облегчит тревогу и депрессию, уменьшит мучительное чувство неполноценности или разрешит сексуальные трудности, снимет бессонницу и избавит меня от душевного разлада?»

Ответ на эти вопросы затрагивает саму природу эмоционального заболевания, которая вкратце обрисована выше. В процессе психотерапии больной с серьезным психическим расстройством прежде всего обретает понимание, теплоту и эмоциональную поддержку в форме терапевтических взаимоотношений между врачом и пациентом, т.е. между тем, кто слушает, и тем, кого слушают, тем, кто желает помочь, и тем, кто нуждается в помощи. Таким образом, лечение становится для больного опытом взаимоотношений с другим человеком, психотерапевтом, который специально воздерживается от критических замечаний и оценок и принимает все, что пациент чувствует, говорит, думает или описывает. Многим психически больным такое лечение непривычно – в жизни их безжалостно критикуют, нападают на них, подвергают насмешкам, они запуганы деспотичными родителями или другими авторитетными для них людьми. И уже то, что их выслушивают долгие часы, недели или месяцы, чрезвычайно ценно. Кроме того, если больные видят, что врач предпринимает серьезные и честные усилия, чтобы понять их страдания, стремления, внутренние конфликты и помочь осознать их, результаты оказываются весьма плодотворными. С помощью психотерапии у больных постепенно повышается уверенность в себе, они лучше осознают границы собственных возможностей и принимают сам факт наличия таких границ, укрепляется их чувство реальности.

Электрошоковая терапия и психохирургия.

Еще несколько десятилетий назад лечение в психиатрической больнице сводилось к изоляции, уходу и административным мерам. Сегодня стали доступны такие активные методы физиотерапии, как электрошок, который в комбинации с лекарственной терапией (см. ниже ) улучшает состояние больных и сокращает срок их пребывания в больнице. В связи с этим госпитализация перестала выглядеть столь устрашающей и зловещей, как в те времена, когда надежд на восстановление практически не было. Благодаря электрошоку, лекарственной терапии или их сочетанию больные шизофренией с тенденцией к изоляции, которые живут вне реальности в своем внутреннем мире странных фантазий и болезненного бреда, становятся доступными для психотерапии или по крайней мере начинают реагировать на внешние стимулы. Электрошок оказался особенно эффективен при депрессии – в ряде случаев он спасает больным жизнь, выводя из глубокой подавленности и устраняя опасность самоубийства. Этот первоначальный успех может быть подкреплен активной психотерапией, которая, в зависимости от тяжести состояния, может ограничиться поддерживающими мерами либо подключать психоаналитические методики.

В тех случаях, когда указанные мероприятия не приносят успеха и состояние больного продолжает прогрессивно ухудшаться, как последнему средству прибегают к психохирургии. Вместо применявшейся ранее префронтальной лоботомии (при которой пересекались нервные волокна в лобной доле) в настоящее время используют более целенаправленные операции на глубинных структурах мозга. Эти операции проводят лишь в очень небольшой части случаев – если у больных, несмотря на все терапевтические усилия, сохраняются агрессивность, деструктивные тенденции и чрезмерное возбуждение.

Лекарственная терапия.

Терапевтические возможности психиатров значительно расширились с разработкой новых психотропных средств, т.е. химических соединений, действующих как «транквилизаторы», «антидепрессанты», «психостимуляторы», «средства, улучшающие настроение» и т.д. Достижения психофармакологического подхода к лечению психических заболеваний были признаны как врачами, так и пациентами. Разумное применение соответствующих средств позволяет устранить или облегчить многие тяжелые психические симптомы: спутанность сознания, апатию, хроническую усталость, раздражительность, возбуждение, агрессивное поведение, депрессию, страхи. Психотропные средства широко используются при лечении больных психозами, неврозами, хроническим алкоголизмом, наркоманией; их назначают подросткам с асоциальным поведением, лицам, страдающим маниакальным возбуждением или алкогольным делирием, больным, одержимым бредом преследования или мыслями об убийстве, умственно отсталым детям, пожилым людям с хроническими заболеваниями или старческими поведенческими нарушениями.

Реабилитация.

На заре становления психиатрии Фрейд однажды заметил: «Труд гораздо эффективнее, чем что-либо другое, связывает человека с реальностью; в процессе работы устанавливается надежная связь с реальной жизнью и человеческим обществом». Исходя из этой посылки и учитывая важность реабилитации психически больных, специалисты разработали программы, предусматривающие создание служб помощи – социальной (включая помощь в подборе профессии) и психиатрической. Деятельность этих служб охватывает профессиональную подготовку и переподготовку в больничных мастерских, трудовую терапию, психосоциальную адаптацию и консультирование, приобретение новых навыков или восстановление ранее имевшихся в условиях мастерских, где больные чувствуют себя защищенными и где отсутствует конкуренция. Благодаря работе подобных служб и при поддержке таких методов лечения, как индивидуальная и групповая психотерапия, а также соответствующая лекарственная терапия стала возможной трудовая реабилитация многих больных даже с тяжелыми хроническими психозами. Подобные меры требуют значительных затрат сил, времени и средств, зато их результаты нередко бывают обнадеживающими и стойкими.

Профилактика.

Важность проблем, стоящих перед современной психиатрией, легче понять в свете статистических данных. В психиатрических больницах США число пациентов составляет примерно треть от всех госпитализированных больных. Тем не менее это лишь небольшая часть лиц с теми или иными психическими заболеваниями. Общее число психических больных в США достигает 8–9 млн. Из них 1,5 млн. страдают тяжелыми, приводящими к инвалидности формами психозов и неврозов.

Психические расстройства играют важную роль в развитии наркомании, алкоголизма, подростковых правонарушений и других видов преступности. В США примерно 6 млн. человек в настоящее время употребляет кокаин, подавляющее большинство из них – в возрасте до 25 лет. Пристрастие к кокаину встречается во всех слоях общества. Особенно трагичны его последствия для молодых и талантливых людей. Алкоголизм также распространен среди людей, занимающих любое общественное положение и принадлежащих ко всем социально-экономическим группам. В США примерно 9 млн. больных алкоголизмом, и миллионы других близки к тому, чтобы стать алкоголиками. См. также НАРКОМАНИЯ .

Методы профилактики и контроля психических заболеваний предполагают действия во многих направлениях и требуют участия официальных лиц и граждан на национальном, региональном и местном уровнях. На национальном уровне усилия должны быть направлены на улучшение условий в психиатрических лечебницах и клиниках, создание новых больниц и центров общественного здоровья, подготовку персонала (психиатров, психиатрических медсестер, социальных работников, клинических психологов), проведение исследований по профилактике и лечению психических заболеваний, просвещение населения с целью стирания клейма, связанного с психическими заболеваниями. В последние годы люди все больше осознают, что эмоциональные расстройства можно вылечить или предупредить с помощью специальных мер. Это меняющееся отношение находит отражение не только в газетах и других периодических изданиях, но и в принятии широкомасштабных программ психической гигиены все большим числом сообществ, общественных организаций, религиозных общин и т.д.

Для укрепления психического здоровья населения необходимо осуществление следующих основных мер: 1) инструктаж родителей и воспитателей, направленный на раннее распознание и понимание личностных расстройств у детей; 2) разработка программ психического здоровья для школ, на предприятий, городов и регионов; 3) создание детских клиник для оказания помощи детям с эмоциональными расстройствами и их родителям; 4) ознакомление всех, кто имеет отношение к воспитанию детей, образованию или оказанию социальной, медицинской и юридической помощи, с концепциями и принципами психологии и психогигиены и их практическим применением; 5) координация всех общественных сил, связанных с охраной здоровья детей и юношества, для того, чтобы начать новую главу в истории психиатрии, связанную с предупреждением психических заболеваний. Поскольку эмоциональные расстройства и в значительной мере психические заболевания связаны с тяжелыми переживаниями в детстве (жестоким обращением, социальным стрессом, физическим и психическим угнетением и т.п.), успех или неудача профилактических усилий зависят в конечном счете от ближайшего окружения детей, т.е. эмоционального климата в доме, семье, обществе. См. также

Вряд ли кто станет оспаривать, что абсолютно здоровых людей крайне мало. Все давно согласились с этим прискорбным фактом, но почему-то подразумевают под этим только физическое здоровье, забывая о том, что точно также все человечество в той или иной мере страдает психически. Однако, это совершенно не значит, что весь мир сошел с ума. Так как существует огромное количество психических заболеваний, когда человек болен, но назвать его сумасшедшим ни как нельзя. О них и пойдет речь.

Безусловно, все не могут быть специалистами в области психиатрии , но общие представления о душевных страданиях пограничного уровня (тех, что занимают промежуточное положение между психической нормой и выраженными нарушениями психической деятельности) необходимы каждому человеку так же, как знание приемов первой медицинской помощи. В то же время, повседневно знакомясь с представлениями на эту тему своих пациентов и других собеседников, включая врачей не психиатров, с грустью приходится констатировать, что имеющаяся информация - это лишь капля в море суеверий, домыслов и элементарного невежества.

К сожалению, мировоззрение многих наших соотечественников, сродни первобытному или средневековому, когда болезни объясняли воздействием духов, говорили о вселении дьяволов, божьей каре, колдовстве. Так столкнувшись с чем-то непонятным они в первую очередь вспоминают о “сглазе” и “порче”. Говорят: “Напустили, приворожили, нужно снимать” и “целители”-экстрасенсы готовы все “снимать”, вплоть до последней рубашки.

Естественнонаучное объяснение психических болезней (на западе - психоанализ) в нашем обществе присутствует в очень ограниченном количестве. Люди не хотят, а подчас просто боятся заглянуть внутрь себя, в глубины своей психики.

Боязнь душевных недугов имеет глубокие корни в сознании человека. В советские времена они разрослись огромной кроной, когда к естественному страху заболеть добавились опасения получить “диагноз”. Результат всех этих страхов - мягко скажем, нелюбовь психиатрии и полнейшая запутанность в терминологии (кого как называть и у кого что лечить).

Основное предубеждение заключается в том, что психиатры лечат только “сумасшедших” . Быть их пациентом позорно и допустимо в самом крайнем случае. Рекомендация обратиться к специалисту такого рода (включая психолога и психотерапевта) воспринимается как жестокое оскорбление. Душевно больной и “дурак” в этом понимании практически синонимы. Чтобы обидеть человека, его называют сумасшедшим, ненормальным, или просто психом (есть и еще выражения такого же рода).

Совсем другое дело, когда говорят “расстроились нервы” или “невроз”. Чрезвычайно расхожее выражение - “Все болезни от нервов...”, но это только в шутку. Более того, прочно бытует мнение, что лечат эти самые “нервы” невропатологи. И они действительно вынуждены заниматься такими больными, куда денешься, если обращаются. Не имея достаточно знаний и времени детально разобраться в состоянии таких пациентов невропатолог выписывает побольше успокаивающих лекарств и дает пару советов “поменьше волнуйтесь, избегайте стрессовых ситуаций”. Но дело в том, что страдают в этом случае не пресловутые нервы, которые тут совершенно не причем, а “болит душа” и человек нуждается в своевременном полноценном лечении.

Что же из себя представляет эта душа, где она находится и что там может болеть? В понимании психиатра, душа - это психика человека, его внутренний мир, переживания и эмоции. Psyche по по-гречески душа, а iatreia - лечение. Отсюда психиатрия в буквальном переводе означает лечение души, а психотерапия - лечение душой .

Наша медицина больше ориентирована на тело, ну а душа, как что-то эфемерное, часто в расчет не принимается. Имеют место две крайности: либо ты психически здоров и лечи тело, либо “сумасшедший” и иди к психиатру. В действительности же такое разделение условно и не имеет четких границ. Существует внутреннее единство между психикой и телом, как в здоровье, так и в болезни. Нет отдельно болезней души или тела. Есть просто страдания всего организма, когда при различных заболеваниях и у разных людей какая-то из сфер нарушена в большей или меньшей степени.

На практике при наибольшей выраженности психических расстройств и незначительных физических отклонениях болезнь считается психической, в противоположном случае соматической (телесной), а когда определить превосходство тех или иных расстройств затруднительно говорят о психосоматическом заболевании. Помимо всего выделяют соматизированные расстройства - это психические заболевания имитирующие различные телесные недуги.

Пограничные психические расстройства (неврозы, неврозоподобные состояния при различных заболеваниях, аномалии характера, психосоматические и соматизированные расстройства) нередко начинаются после острой психотравмы. Главной же их причиной являются различные длительные отрицательные эмоции, так называемое состояние хронического стресса. Такая ситуация ведет к психологическому конфликту, сущность которого в несоответствии планов, желаний, притязаний, мотивов и реальной жизни личности. В результате появляется тревога, снижается настроение, повышается раздражительность, усиливается утомляемость, нарушается сон, развиваются различные страхи. Все эти симптомы, однажды возникнув, текут длительно, приносят много страданий и требуют специального лечения.

Устав от душевных мук, человек обращается к колдунам и магам в надежде на чудо которое избавит от страданий, или старается отыскать у себя телесную хворь и обратиться к врачу общей практики. Больному проще признаться, что у него болит сердце, а не душа, проще сказать, что беспокоят рези в животе, но не тоска. Он скорее пожалуется на головную боль, чем на бессонницу. Именно поэтому, по меньшей мере, треть всех обращений к участковому терапевту обусловлена душевным недомоганием.

Сложное медицинские оборудование позволяет детально обследовать внутренние органы человека и обнаружить минимальные отклонения в их функционировании. К сожалению, или к счастью, нет приборов, способных определить уровень боли, степень душевного страдания человека. Отсюда и такие “популярные диагнозы” как вегетососудистая или нейроциркуляторная дистония, дискинезия желчевыводящих путей, хронический гастрит, колит, остеохондроз, хронический арохноидит, диэнцефальный синдром. Безусловно, эти заболевания тоже имеют место, но отнюдь не так часто. Поэтому при неясной картине болезни и длительном безрезультатном лечении в первую очередь стоит думать не о редком опасном заболевании (о нем забывать тоже не стоит), а о пограничных психических расстройствах, которые встречаются на каждом шагу. Пожалуй, в своей частоте они не уступают простудным заболеваниям во время эпидемии, а по влиянию на качество жизни человека превосходят их.

Однако при простуде выдают больничный лист, а душевные расстройства принято стойко переносить на ногах, делать вид, что ничего не случилось, просто "стресс" и скоро все пройдет. Часто так и происходит, но нередко, это первый функциональный этап развития болезненного процесса - организм, как бы, предупреждает: так больше жить нельзя! Отсутствие своевременного лечения (лучше всего психотерапевтического) ведет к тому, что начальный этап переходит в следующий - органический, когда душа уже отболела и болезнь соматизировалась - стала телесной. После чего, без современной фармакотерапии, а подчас и хирургии, не обойтись. Именно по этому в странах, где люди действительно заботятся о своем здоровье предпочтительнее быть пациентом психиатра или психотерапевта (как вам больше нравится), а не терапевта, хирурга или гинеколога.

Прежде всего, человеку необходимо осознать, какой вред его организму наносят хронические отрицательные эмоции, и научиться нести ответственность за свое здоровье. Стоит сознательно планировать свое поведение, гармонично распределять время труда и отдыха, сбалансировано и регулярно питаться, устранить дискомфорт в отношениях с окружающими и самим собой, вернуться к увлечениям юности, или найти новое хобби, больше читать классическую литературу, общаться с природой.

Будет прекрасно, если вам удастся выработать философское отношение к жизни или приобщиться к религии. Для преодоления психического дискомфорта не стоит бесконтрольно принимать препараты воздействующие на психику (транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты). Самовольное употребление этих средств затруднит дальнейшее лечение, может привести к тяжелым осложнениям и лекарственной зависимости.

Для борьбы с эмоциональным напряжением вооружитесь “заповедями”:

  • не оставаться наедине со своими неприятностями,
  • не держать в сознании противоречивых мыслей о своем здоровье,
  • не пытаться “переделать” других на свой лад,
  • не ждать “манны с небес”,
  • постоянно совершенствовать себя, стремиться к избавлению от комплексов неполноценности,
  • избегать односторонних суждений, уметь посмотреть на себя со стороны.

Кроме того, неплохо заняться аутогенной тренировкой, принять участие в психологических семинарах и тренингах. И помните, что психотерапия это надежный путь обретения здоровья и благополучия.

Загрузка...