docgid.ru

Во что верят лютеране? Лютеранская вера Все о лютеранской церкви

Самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, это то, чтобы мы чтили Его как Бога: чтобы все свое упование возложили только на Него, чтобы мы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Ему.

Грех человека состоит как раз в том, что он на такое не способен, что он больше думает о себе, чем о Боге, что его сердце не принадлежит целиком и полностью Господу. Грех - это не отдельные поступки, а отдаленность человека от Бога, в обращенности человека к себе самому.

В большинстве религий, и во многих христианских Церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере стать угодным Богу, должен работать над собой, что грех должен быть преодолен внутренними силами человека. Из-за таких призывов человек снова и снова обращается к самому себе. Спасение становится его делом. Он уповает, по крайней мере, отчасти на себя самого. И поэтому он не может все свое упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким обра¬зом, чем благочестивее и религиознее человек, тем больше он полагается на свои собственные силы, и тем дальше он от Бога. Это замкнутый круг. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями, действительно, становится лучше, он все равно, тем самым, отдаляется от Бога. И эта трагедия неизбежна, потому что человек так устроен. Все вокруг учит нас, что, если мы хотим чего-то достичь, к этому нужно приложить усилия, нужно что-то изменить в себе. В лютеранском учении это называется законом. Исполняя закон внешне, человек может выглядеть очень праведным, но так как эта праведность достигается за счет усилий самого человека, то она уводит его от Бога, и потому такая праведность это порождение греха.

Выход из этого замкнутого круга дал нам Сам Бог в Иисусе Христе: через Его смерть и Воскресение Бог простил нас, принял нас. Принял без всяких условий, раз и навсегда. Рассказ об этом называется Евангелием. Евангелие полностью переворачивает привычное мировоззрение. Если человек постигает Евангелие, то он уже больше не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасен. Спасен без всяких заслуг. Своим спасением он обязан только Самому Богу. Свое спасение и все самое лучшее и самое великое человек теперь видит не в себе, а только в Боге. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Хри¬ста, отказ от того, чтобы самому спасать себя, - полное доверие Богу. Верующий оказывается праведным именно тогда, когда отказывается от достижения своей праведности и принимает то, что он, такой какой он есть, праведный или неправедный - принят Богом. Словно бы без оглядки бросается человек в раскрытые объятия Бога, уже не думая о себе. Это праведность Евангелия, пра¬ведность веры. Праведность, основанная не на собственных достижениях и поступках, а только на прощении Бога. Верующий не спрашивает себя: «А дос¬таточно ли я сделал для своего спасения, искренне ли я покаялся в грехах, твердо ли я верю?». Верующий думает только о Христе, о том, что сделал Он.

Верить - значит понимать, что ничто из того, что внутри меня не может стать причиной моего спасения.

Верить значит: среди всех сомнений и искушений смотреть вне себя, - на распятого Христа и только на Него.

Это и есть исполнение того, что требует Бог: целиком и полностью уповать на Него, быть сосре¬доточенным только на Нем, только в Нем, а не в себе самом искать спасения. Поэтому только вера (а не дела, не работа над собой) спасительна. Вернее: не сама вера, а то, во что мы верим - Бог, как Он открылся нам в жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа.
Вокруг этого центрального утверждения (исповедания), этой радикальной сосредоточенности на Иисусе Христе и формируется все остальное вероучение лютеранской Церкви, при этом оно сохраняет боль¬шинство традиционных догм христианства.

ЛЮТЕРАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу - верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя - на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение - заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.
Рассказ (возвещение) о спасении осуще¬ствляется в разных формах, прежде всего - в проповеди.
Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь - это возвещение Евангелия в живой и сво¬бодной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.
Второй центр - это Таинство Причастия (Евха¬ристии), которое совершается на лютеранских богослу¬жениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, явля¬ется столом для этой священной трапезы. Таинство При¬частия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь ма-териальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозгла¬шенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэто¬му на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древ-нейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.
Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, неза¬висимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.
Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.
В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Под-ниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.
Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.

Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных ве¬рующих. Пастор - это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.

Сосредоточенность на многообразном провоз¬глашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви - вот главные черты лютеранского богослужения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483-1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. Его учили в монастыре, что только тот спасется, кто сможет искренне и глубоко покаяться в сво¬их грехах перед Богом. Лютер неизменно спрашивал себя: «А откуда мне знать, что мое покаяние доста¬точно искренно и глубоко, откуда мне знать достаточно ли я сделал для своего спасения?». В конце концов, его ответом стало: «Я не знаю, достаточно ли мое покаяние, я не знаю, достоин ли я спасения. Ско¬рее всего, нет. Но я знаю одно: Христос умер за меня. Могу ли я сомневаться в силе Его Жертвы? Только на нее, а не на себя, буду я уповать». Это открытие потрясло и вдохновило многих из его современников. Внутри западной средневековой Цер¬кви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и про¬поведь. Так начинается Реформация. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви, какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы, свободно звучала пропо¬ведь Евангелия. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранской Церкви.

ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ
Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с предста¬вителями Православия.

Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман - вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.
Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи свя¬зывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.
Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.
Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.

Евангелическо-лютеранская Церковь - это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.
Евангелическо-лютеранская Церковь - это традиционная Церковь, признающая и принима¬ющая основные христианские вероучения:
- о троичности Бога
- о Божественности Иисуса Христа
- о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).
Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.
Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.
В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.
Члены Евангелическо-лютеранской Церкви -это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

одно из направлений протестантизма, названное по имени основоположника протестантского движения Мартина Лютера. Наибольшее распространение получило в Германии, позже Скандинавии, прибалтийских государствах, США.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛЮТЕРАНСТВО

одно из осн. направлении протестантизма, возникшее в ходе Реформации 16 в. в Германии на основе учения М. Лютера. Как и др. протестантские религии, Л. отрицает папскую власть, а единств. авторитетом и источником веры признает "Свящ. писание" - Библию. Символич. книги Л.: Аугсбургское исповедание (1530) и его "Апология", составленные Ф. Меланхтоном, Большой и Малый катехизисы Лютера (1529), Шмалькальденские статьи (1537, составл. Лютером), Формула согласия (в 1580 все символич. книги Л. были объединены в т. в. Книгу согласия). Осн. отличие Л. от католицизма в вероучении составляет протестантский тезис об "оправдании только верой", даруемой человеку непосредственно богом, без решающего посредства церкви; от человека требуется только смирение перед "спасающей" его милостью бога, отсюда перемещение в Л. внимания с обрядов на проповедь, отличное от католич. церкви понимание роли духовенства (священник - пастор рассматривается не как "посредник" между богом и верующими, а лишь как "толкователь" "Священного писания", помогающий верующему превратить религиозность во "внутр. убежденность"). Отрицая в католич. культе и церк. организации только явно противоречившее "Свящ. писанию" (сложную церк. иерархию, монашество, культ святых, почитание икон и др.), Л. значительно менее решительно, чем цвинглианство и кальвинизм, порывало с католицизмом, сохранив ряд положений, близких католицизму (толкование двух сохраненных протестантизмом таинств - крещения и причащения, приближающееся к католическому, нек-рые элементы обрядности и др.). Компромиссный характер Л. явился отражением того, что оно возникло как религия нем. бюргерства и окончательно оформилось в условиях разгрома нар. движения (Крест. войны 1524-25) и капитуляции нем. бюргерства перед князьями. Это нашло отчетливое выражение в прямом подчинении лютеранских церквей светским властям (герм. князьям) - светский государь стал главой лютеранской церкви. Официальным вероисповеданием (наряду с католицизмом) Л. было признано в Германии по Аугсбургскому религиозному миру 1555 (что было подтверждено Вестфальским миром 1648). Л. было использовано в 16-17 вв. герм. князьями для укрепления своей власти, проведения секуляризации; оплотом ортодоксального Л. стали кн-ва Саксония, Гессен-Дармштадт, Вюртемберг. В 30-40-х гг. 16 в. Л. распространилось также в сканд. странах, где стало орудием укрепления королев. власти и где до сих пор остается гос. религией. Лютеранская церковь не образует единой церк. организации, как католическая, а распадается на множество отд. церквей. Организация лютеранских церквей, догматика и т. д. претерпевали в ходе ист. развития значит. изменения. История Л. полна борьбы с нар. движениями (анабаптисты), протестантскими сектами, а также борьбы между различными направлениями в самом Л. В 17-18 вв. против ортодоксального Л. выступал пиетизм, в 18-19 вв. - рационализм, стремившийся обосновать церк. догматы с позиций идеалистич. философии. В нач. 19 в. существовавшие и ранее тенденции к сближению Л. с реформатскими церквами возобладали (в то время, как в 16 в. течение в Л., близкое к кальвинизму, - т. н. криптокальвинизм, рассматривалось ортодоксальным Л. как своего рода ересь), что привело к созданию в Пруссии и нек-рых др. герм. гос-вах унированной церкви (ее противники, державшиеся буквы "старого" Л., получили назв. старолютеран). В 60-х гг. 20 в. насчитывается ок. 70 млн. лютеран, из них более всего в ФРГ и ГДР (ок. 40 млн.), крупнейшая лютеранская церковь - Объединенная евангелич. лютеранская церковь Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands), Швеции (ок. 7 млн.), Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, США (в США лютеране, объединенные в неск. самостоят. церквей, занимают 4-е по численности (ок. 8,4 млн.) место после католиков, баптистов и методистов). В 1923 возник Лютеранский всемирный конвент, реорганизованный в 1947 в Лютеранскую всемирную федерацию (объединяет большинство лютеранских церквей мира). В Россию Л. проникло еще в 16 в. (было распространено среди жителей иноземных слобод); тогда же широко распространилось в Прибалтике. В СССР существуют эст. и латв. евангелически-лютеранские церкви, возглавляемые каждая своим архиепископом. Во главе каждой лютеранской церкви - епископ, избираемый верующими. Управление отд. церк. провинциями осуществляется супер-интендантом; во главе каждой церк. общины стоят пасторы, приглашаемые общинами, но не сменяемые ими. Источн.: Die Bekenntnisschriften der evangelisch-lutheranischen Kirche, Bd 1-2, G?tt., 1930. Лит. см. при ст. Лютер.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮТЕРАНСТВО?

Многие, наверное, слышали, это слово - "лютеранство" - и знают, что это вероисповедание является традиционным для скандинавских народов, одним из основных вероисповеданий Германии и распространено также в других странах. Кто-то из россиян, возможно, знаком с духовными традициями российских немцев и финнов и знают, что и здесь в России лютеранство имеет давнюю историю - более 400 лет (см. также наш очерк " Лютеранство в России "). В России всегда пользовалась уважением благотворительная деятельность лютеран, их служение милосердия. Известно, что в России лютеране создавали и финансировали большое число самых разных благотворительных и просветительских учреждений и обществ: благотворительные кассы, школы для бедных детей и сирот, евангелические об-ва помощи бедным, учебные заведения для глухонемых и слепых, больницы и т. п. <…>.

Но что это такое - лютеранство? Многие люди задают этот вопрос на фоне сегодняшнего многообразия христианских вероисповеданий и подчас не всегда могут найти достаточно материалов по этой теме. Этот краткий историко-богословский очерк публикуется в надежде, что он поможет всем интересующимся данным вопросом пополнить свои знания об этом вероисповедании.
Лютеране - это христианская церковь, одно из главных христианских вероисповеданий, существующих в мире. Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим, написанным святыми людьми под воздействием Святого Духа. Это Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом, единственным источником вероучения и лучшим учебником христианской жизни.

Может сразу возникнуть вопрос, откуда эта христианская церковь берет такое название, "лютеранская" ? Это название происходит от фамилии Лютер. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), монах Римско-католической церкви, доктор богословия Виттенбергского университета в Германии, при внимательном изучении Библии смог увидеть в Слове Божьем некоторые ключевые истины, которые были хорошо известны древнехристианской церкви, но со временем в силу разных обстоятельств развития церкви на Западе были оставлены без внимания и почти забыты. Лютер, а также другие богословы начали возрождение авторитета этих божественных истин, возрождение подлинно библейского учения о вере и христианской жизни. Это событие известно в истории как Реформация церкви в XVI веке, в ходе которой многие христиане в Германии, а впоследствии и во многих других странах, получили возможность восстановить истины божественного откровения и освободиться от некоторых злоупотреблений, бытовавших в Западной церкви в те времена. Их оппоненты дали им прозвище "лютеране", по имени виднейшего из реформаторов. Первоначально насмешливое, это название со временем было воспринято многими последователями Реформации и существует по сей день. Одна из двух государственных церквей Германии, а также государственные церкви во всех скандинавских странах являются церквями лютеранского вероисповедания.

Во что же веруют лютеране? Как уже было сказано выше, лютеране веруют в Троицу, т. е. единого Бога в трех ипостасях: в Отца, Сына и Святого Духа. Как и все христиане, лютеране верят согласно Библии, что Бог Отец является Творцом всего мира и всего, что в мире, в том числе и человека, высшего из всех творений, которого Он сотворил "по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1:27). Человек находился в присутствии Божьем, был свят, праведен и безгрешен и обладал вечной жизнью, но в результате грехопадения образ Божий в человеке исказился, человек отдалился от Бога, стал грешен и согласно праведному закону Божьему должен был умереть, "ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23). После грехопадения первого человека никто из людей живших на земле, уже не мог исполнить праведного Закона Божьего так, как того желает Бог, "потому что все согрешили, и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
Лютеране веруют согласно Библии, что Бог добр, человеколюбив и милостив, и по Своей великой милости, чтобы спасти человека от греха и от кары за него, Он совершил великое и благое дело. Бог искупил нас от грехов наших через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Лютеране веруют, что Иисус Христос есть истинный Бог, Сын Божий, предвечно рожденный от Отца. Иисус Христос - вторая ипостась Троицы. Одновременно Иисус Христос является настоящим жившим на земле человеком, родившимся от девы Марии. Святое Евангелие говорит нам, что Иисус Христос пришел, чтобы вместо нас понести заслуженное нами наказание, пострадать и умереть, сполна уплатив Своей драгоценной кровью цену искупления за грехи всех людей, ибо "Он есть умилостивление... за грехи всего мира" (1 Ин. 2:2). Будучи всемогущим, вечным Богом, неподвластным смерти, на третий день после своей смерти на кресте Христос победоносно воскрес "для оправдания нашего" (Рим. 4:25). В Библии говорится, что Христос, совершив Собою очищение грехов наших, "пребывает одесную Бога" (1 Пет. 3:22). Бог Отец, посадив воскресшего Христа одесную Себя на небесах, "поставил Его выше всего" (Еф. 1:22).
Одним из основных принципов лютеранского вероучения является восстановленная в ходе Реформации следующая евангельская истина. Искупление, которое Иисус принес всем людям - благодаря которому любой человек может стать праведным в глазах Бога в своей жизни и войти в жизнь вечную и в Царство Небесное после своей временной, физической смерти - дается человеку по одной лишь вере во Христа. Спаситель Сам сказал о Себе: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11:25). Евангелие говорит нам, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Эта Благая Весть, Евангелие благодати Божьей о спасении через веру в Иисуса Христа является главным содержанием всего Священного Писания и основой христианского упования (кстати, именно поэтому большинство лютеранских церквей в мире называются "евангелическо-лютеранскими" или просто "евангелическими", например, Евангелическая церковь Германии, Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии и др.)
Лютеране веруют, что согласно Библии обрести спасение можно исключительно через веру, ибо в Писании сказано: "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8-9). Таким образом, только благодаря вере во Христа можно обрести вечную жизнь. В то же время, согласно Библии эта вера не должна быть мертвой, а должна побуждать верующего христианина жить и поступать так, чтобы в этой временной жизни своими делами прославить Бога и послужить своему ближнему, повинуясь повелениям Закона Божьего, которые были кратко сформулированы Самим Иисусом Христом в заповедях любви: "Возлюби Господа Бога твоего..." и "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12:30-31).
Лютеране также верят, что подверженный греху человек может прийти к осознанию своей греховности и к вере во Христа исключительно благодаря работе Святого Духа Божьего, третьей ипостаси Троицы. Христос сказал: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6:44). Дух Святой возрождает, освящает верующего человека, обновляет его сердце, ум и волю, чтобы человек мог жить для славы Божьей и любить Бога. Дух дает верующему силы жить новым человеком, по-христиански, сопротивляться своей ветхой греховной природе и поступать праведно по отношению к другим людям.
Лютеране также верят, что Дух Святой собирает всех христиан на земле в единой, святой, вселенской христианской церкви, которая является множеством всех освященных Духом людей, которые в сердце своем поистине уповают на Иисуса Христа. Главой христианской церкви согласно Библии является Христос, а церковь является Его Телом (Кол. 1:18). Несмотря на то, что в наше время в силу различных обстоятельств развития христианства существуют разные христианские церковные сообщества, лютеране признают христианами всех людей, признающих триединство Бога и признающие Иисуса Христа Спасителем.
Лютеране считают, что признаками истинной церкви являются верное преподавание Слова Божьего и совершаемые согласно установлению Христа таинства - установленные Иисусом Христом священнодействия, при которых в видимых, материальных знаках таинственно сообщаются невидимые небесные блага Нового Завета. Лютеране признают, что Христос установил два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия.
Крещение, будучи "банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3:5), дает отпущение грехов, освобождает от смерти и дьявола и дарует вечное блаженство всем верующим в Слово и обетование Божье, ибо "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5). Лютеране крестят младенцев, потому что они тоже способны веровать, ибо вера сотворяется в человеке Богом, а не самим человеком.
В Таинстве святого причастия лютеране принимают в хлебе и вине истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, которые присутствуют там согласно словам установления, сказанным Христом: "...сие есть Тело Мое, которое за вас предается... сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Лк. 22:19; Мф. 26:28). В этом таинстве Бог дарует прощение грехов, жизнь и блаженство и укрепляет веру человека.
Лютеране также веруют в то, что при втором пришествии Христа произойдет окончательное низвержение дьявола и всякого зла. В этот последний день Бог воскресит всех умерших: "все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия" (Ин. 5:28 и сл.) Умершие верующие пойдут в "воскресение жизни", т. е. в вечную жизнь. Туда же пойдут верующие, живущие в тот момент. Умершие неверующие пойдут в "воскресение осуждения", т. е. в вечную смерть. Туда же пойдут и неверующие, живущие в тот момент.
В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.
Лютеране признают, что все христиане имеют право, в силу духовного священства, свидетельствовать о Спасителе, однако к публичному проповедническому служению приходят те, кого призывает Сам Бог, ибо "никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом" (Евр. 5:4). Они преподают и проповедуют Слово Божье, приобщают святых таинств, а также осуществляют власть ключей, отпуская грехи кающимся. Эти священнослужители в лютеранских церквях называются пасторами (лат. pastor - "пастырь", "пастух"). В тех лютеранских церквях, где сохраняется традиция апостольской преемственности (напр., в скандинавских странах) происходит рукоположение епископов, т. е. "смотрителей" церкви в данной стране или регионе.
В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода, поэтому оно не всегда может иметь один и тот же вид среди разных народов и культур. Однако в литургии, главном воскресном богослужении, обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие (там, где оно совершается каждое воскресенье), молитвы, пение гимнов (как правило, под органную музыку).

ЛЮТЕРАНСТВО - од-но из основных на-прав-ле-ний про-тес-тан-тиз-ма, воз-ник-шее в хо-де Ре-фор-ма-ции в Гер-ма-нии.

На-зва-но по име-ни М. Лю-те-ра.

Ис-то-рия

Тра-диционной да-той на-ча-ла Ре-фор-ма-ции в Ев-ро-пе счи-та-ет-ся 31.10.1517 года, ко-гда Лю-тер , ка-то-лический мо-нах-ав-гу-сти-нец и профессор Вит-тен-берг-ско-го университета, вы-ве-сил на две-рях церкви Всех Свя-тых в Вит-тен-бер-ге свои 95 те-зи-сов про-тив зло-упот-реб-ле-ний ин-дуль-ген-ция-ми. Ка-то-лической док-три-не (см. Ка-то-ли-цизм), со-глас-но ко-то-рой для спа-се-ния ду-ши в чис-ле дру-го-го тре-бо-ва-лось со-вер-ше-ние бла-го-чес-ти-вых дел, Лю-тер про-ти-во-пос-та-вил уче-ние о спа-се-нии толь-ко ве-рой (лат. sola fide). Ни-кто из греш-ных лю-дей, со-глас-но Лю-те-ру, не в со-стоя-нии вы-пол-нить все за-по-ве-ди, дан-ные Бо-гом, ни-ка-кие тру-ды не спо-соб-ны ис-ку-пить че-ло-ве-че-ские гре-хи. Их ис-ку-пил Сам Иисус Хри-стос че-рез му-че-ни-че-скую смерть на Гол-го-фе . Тем са-мым ста-ло воз-мож-но оп-рав-да-ние греш-ных лю-дей пе-ред Бо-гом: от-ны-не че-ло-век, ис-крен-не ве-рую-щий в Трои-цу и, в ча-ст-но-сти, во Хри-ста как сво-его Ис-ку-пи-те-ля, по-лу-ча-ет оп-рав-да-ние, а с ним и веч-ное спа-се-ние. Пре-сле-до-ва-ния Лю-те-ра со сто-ро-ны ка-то-лической Церк-ви, об-ви-не-ние его в ере-си вы-зва-ли со-чув-ст-вие оп-по-зи-ци-он-ных пап-ст-ву сил и спро-во-ци-ро-ва-ли дви-же-ние за ре-фор-му Рим-ско-ка-то-лической церк-ви. Ока-зав-шись пе-ред не-об-хо-ди-мо-стью обос-но-вать свою по-зи-цию, Лю-тер под-верг пе-ре-смот-ру многие по-ло-же-ния средневекового ка-то-ли-циз-ма, не на-хо-див-шие, по его мне-нию, обос-но-ва-ния в Биб-лии. Фак-ти-че-ски был про-воз-гла-шён при-ори-тет Свя-щен-но-го Пи-са-ния над Свя-щен-ным Пре-да-ни-ем и от-верг-ну-та по-сред-ни-че-ская роль Церк-ви в де-ле спа-се-ния.

Не-смот-ря на со-про-тив-ле-ние цер-ков-ных вла-стей, сто-рон-ни-ков Ре-фор-ма-ции взя-ли под свою за-щи-ту пра-ви-те-ли Сак-со-нии, Гес-се-на, Бран-ден-бур-га и других германских го-су-дарств, где цер-ков-ные струк-ту-ры пе-ре-шли из ка-но-нического под-чи-не-ния Ри-му под кон-троль свет-ских вла-стей. Про-грам-ма ре-фор-мационных пре-об-ра-зо-ва-ний бы-ла из-ло-же-на в Аугс-бург-ском ис-по-ве-да-нии, пред-став-лен-ном императору Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лу V 25.6.1530 года. Мно-го-лет-няя ожес-то-чён-ная борь-ба ме-ж-ду немецкими князь-я-ми, при-няв-ши-ми Лютеранство, и князь-я-ми, со-хра-нив-ши-ми вер-ность ка-то-ли-циз-му, за-вер-ши-лась в 1555 году Аугс-бург-ским ре-ли-ги-оз-ным ми-ром, да-вав-шим пра-во ка-ж-до-му пра-ви-те-лю по сво-ему ус-мот-ре-нию вы-би-рать ка-то-ли-че-ст-во или Лютеранство как обя-за-тель-ную для его под-дан-ных ве-ру («чья власть, то-го и ве-ра»). По-сколь-ку в германских го-су-дар-ст-вах ка-то-лические епи-ско-пы к Ре-фор-ма-ции не примк-ну-ли, лю-те-ран-ские церк-ви там воз-гла-ви-ли кли-ри-ки, не имев-шие апо-столь-ско-го пре-ем-ст-ва. Их административные долж-но-сти (су-пер-ин-тен-дант, епи-скоп и др.) не рас-смат-ри-ва-ют-ся как сан. В 1527 году лю-те-ран-ская Ре-фор-ма-ция на-ча-лась в Шве-ции (и под-вла-ст-ной ей Фин-лян-дии), в 1536 - в Да-нии, Нор-ве-гии и Ис-лан-дии. Бóль-шая часть ка-то-лических епи-ско-пов в этих стра-нах пе-ре-шла в Лютеранство, со-хра-нив ти-тул, по-это-му современные лю-те-ран-ские скандинавские епи-ско-пы пре-тен-ду-ют на об-ла-да-ние епи-скоп-ским са-ном и апо-столь-ским пре-ем-ст-вом. В ре-зуль-та-те в Лютеранство про-изош-ло раз-де-ле-ние на 2 основные тра-ди-ции - гер-ман-скую и скан-ди-нав-скую.

Ещё при жиз-ни Лю-те-ра и осо-бен-но по-сле его смер-ти сре-ди его по-сле-до-ва-те-лей воз-ник-ли раз-но-гла-сия. В 1577 году около 8000 пас-то-ров под-пи-са-ли Фор-му-лу со-гла-сия, где бы-ло из-ло-же-но нор-ма-тив-ное ве-ро-уче-ние по спор-ным во-про-сам. Она бы-ла вклю-че-на в сбор-ник лю-те-ран-ских ве-ро-ис-по-вед-ных до-ку-мен-тов - Кни-гу со-гла-сия, впер-вые из-дан-ную в Дрез-де-не в 1580 году. Кро-ме Аугс-бург-ско-го ис-по-ве-да-ния и Фор-му-лы со-гла-сия, в неё во-шли Апо-столь-ский, Ни-кей-ский (с Filioque) и Афа-на-си-ев сим-во-лы ве-ры, Апо-ло-гия Аугс-бург-ско-го ис-по-ве-да-ния, Шмаль-каль-ден-ские ар-ти-ку-лы (с при-ло-жен-ным трак-та-том «О вла-сти и пер-вен-ст-ве па-пы»), «Боль-шой ка-те-хи-зис» и «Ма-лый ка-те-хи-зис» Лю-те-ра. Кни-га со-гла-сия ос-та-ёт-ся офи-ци-аль-ным ве-ро-учи-тель-ным стан-дар-том боль-шин-ст-ва лю-те-ран-ских церк-вей.

На про-тя-же-нии XVII века на ос-но-ве ари-сто-те-ли-ан-ской фи-ло-со-фии, дог-ма-ти-ки Кни-ги со-гла-сия и не про-ти-во-ре-ча-щих Лютеранству свя-то-оте-че-ских и ка-то-лических уче-ний сфор-ми-ро-ва-лась «лю-те-ран-ская ор-то-док-сия», или «лю-те-ран-ская схо-ла-сти-ка». Чрез-мер-ная со-сре-до-то-чен-ность на тон-ко-стях дог-ма-ти-ки вы-зва-ла про-тест по-бор-ни-ков со-ци-аль-но-го слу-же-ния и «жи-во-го ре-лигиозного чув-ст-ва», при-вед-ший к воз-ник-но-ве-нию пие-тиз-ма. В конце XVII - XVIII веков ор-то-док-саль-ное Лютеране под-верг-лось влия-нию ра-цио-на-лиз-ма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке са-мым значительным яв-ле-ни-ем в Лютеранстве и в про-тес-тан-тиз-ме в це-лом ста-ло по-яв-ле-ние ис-то-ри-ко-кри-тического ме-то-да ис-сле-до-ва-ния Свя-щен-но-го Пи-са-ния, ко-то-рый вме-сте с дос-ти-же-ния-ми ес-тественных на-ук и фи-лософских ис-сле-до-ва-ний дал тол-чок к воз-ник-но-ве-нию ли-бе-раль-но-го бо-го-сло-вия, т. е. пе-ре-ос-мыс-ле-нию в све-те современных зна-ний тра-диционных дог-ма-тических пред-став-ле-ний. Боль-шое влия-ние на ста-нов-ле-ние ли-бе-раль-но-го бо-го-сло-вия ока-за-ли идеи Ф. Шлей-ер-махе-ра, ис-сле-до-ва-ния Но-во-го За-ве-та Ф. К. Бау-ра и Д. Ф. Штрау-са. Клас-сические пред-ста-ви-те-ли немецкого ли-бе-раль-но-го бо-го-сло-вия - А. фон Гар-нак , А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной фор-ме ли-бе-раль-ные те-че-ния со-хра-ня-ют-ся в современном лю-те-ран-ст-ве .

В Прус-сии в 1817 году ко-роль Фрид-рих Виль-гельм III объ-е-ди-нил лю-те-ран и ре-фор-ма-тов в еди-ную Еван-ге-лическую цер-ковь (Прус-ская уния), в ко-то-рой бы-ло при-ня-то каль-ви-ни-ст-ское уче-ние (см. Каль-ви-низм) о Ев-ха-ри-стии . Эта ме-ра вы-зва-ла силь-ную оп-по-зи-цию, многие лю-те-ран-ские при-хо-ды Прус-сии не при-ня-ли унию. Ко-роль Фрид-рих Виль-гельм IV уза-ко-нил не-за-ви-си-мое су-ще-ст-во-ва-ние этих при-хо-дов, по-лу-чив-ших название «сво-бод-ные церк-ви», или «ста-рые лю-те-ра-не». В 1930-х годах в про-тес-тант-ских церк-вах Гер-ма-нии сто-рон-ни-ки на-цио-нал-со-циа-лиз-ма ак-тив-но под-дер-жи-ва-ли дви-же-ние «не-мец-ких хри-сти-ан», ко-то-рые сле-до-ва-ли арий-ской ра-со-вой тео-рии, по-чи-та-ли А. Гит-ле-ра как ни-спос-лан-но-го немецкому на-ро-ду мес-сию и стре-ми-лись «очи-стить» хри-сти-ан-ст-во от «еврейского ком-по-нен-та», т. е. фак-ти-че-ски от Вет-хо-го За-ве-та. В 1933 году бы-ла уч-ре-ж-де-на т. н. Германская еван-ге-лическая цер-ковь во гла-ве с до-ве-рен-ным ли-цом Гит-ле-ра пас-то-ром Л. Мюл-ле-ром. Про-тив-ни-ки этой по-ли-ти-ки - как лю-те-ра-не, так и ре-фор-ма-ты, и при-вер-жен-цы Прус-ской унии - в ию-ле 1933 года уч-ре-ди-ли кон-фе-де-ра-тив-ную Ис-по-вед-ни-че-скую цер-ковь (Bekenntnis-kirche) во гла-ве с лю-те-ран-ским пас-то-ром М. Ни-мёл-ле-ром. 31.5.1934 года она при-ня-ла Бар-мен-скую дек-ла-ра-цию, в ко-то-рой осу-ж-да-лись на-ци-ст-ские тео-рии и мес-си-ан-ст-во Гит-ле-ра. Ис-по-вед-ни-че-ская цер-ковь под-вер-га-лась пре-сле-до-ва-ни-ям, хо-тя фор-маль-но так и не бы-ла за-пре-ще-на. По-сле 2-й ми-ро-вой вой-ны в Гер-ма-нии в основном вос-ста-но-ви-лось преж-нее цер-ков-ное уст-рой-ст-во: про-тес-тант-ские церк-ви дей-ст-ву-ют в пре-де-лах отдельных зе-мель, их ста-тус оп-ре-де-ля-ет-ся зе-мель-ны-ми за-ко-на-ми.

С XVII века лю-те-ра-не ста-ли эмиг-ри-ро-вать в Северную Аме-ри-ку, ор-га-ни-зуя там при-хо-ды и си-но-ды по эт-ническому прин-ци-пу (в боль-шин-ст-ве слу-ча-ев в рус-ле герм. тра-ди-ции). К середине XX века Лютеранство в США раз-де-ли-лось на ли-бе-раль-ное кры-ло, ор-га-ни-зо-ван-ное в Еван-ге-лическую лю-те-ран-скую цер-ковь в Аме-ри-ке (окон-ча-тель-но сфор-ми-ро-ва-лась в 1988 году из трёх лю-те-ран-ских церк-вей), и лю-те-ран-кон-сер-ва-то-ров (ана-лог «ста-рых лю-те-ран» в Гер-ма-нии), об-ра-зо-вав-ших Лю-те-ран-скую цер-ковь - Мис-су-рий-ский си-нод и Лю-те-ран-скую цер-ковь - Вис-кон-син-ский си-нод. В США в 1970-х годах пе-ре-мес-тил-ся центр лю-те-ран-ских бо-го-слов-ских ис-сле-до-ва-ний.

Рас-про-стра-не-нию Лютеранства спо-соб-ст-во-ва-ла и мис-сио-нер-ская дея-тель-ность, од-на-ко у лю-те-ран она все-гда бы-ла ме-нее ак-тив-ной, чем у других про-тес-тан-тов. В XIX веке мис-сио-нер-ст-вом за-ни-ма-лись в основном пие-ти-сты (мис-сио-не-ров го-то-вил университет Гал-ле). Мис-сио-не-ры ра-бо-та-ли в Ин-дии, Аф-ри-ке, Ост-Ин-дии и Ки-тае. Осо-бен-но эф-фек-тив-ной их дея-тель-ность ока-за-лась в Ин-дии, Эфио-пии, Ин-до-не-зии, Тан-за-нии и Ке-нии, где воз-ник-ли мно-го-чис-лен-ные, ди-на-мич-но рас-ту-щие церк-ви.

В 1923 году об-ра-зо-ва-на Все-мир-ная лю-те-ран-ская кон-вен-ция (ВЛК). По-сле 2-й ми-ро-вой вой-ны церк-ви - чле-ны ВЛК со-труд-ни-ча-ли в ока-за-нии по-мо-щи по-стра-дав-шим в хо-де вой-ны в Ев-ро-пе. В 1947 году ВЛК бы-ла пре-об-ра-зо-ва-на во Все-мир-ную лю-те-ран-скую фе-де-ра-цию (ВЛФ). 90% всех лю-те-ран при-над-ле-жат к церк-вам - чле-нам ВЛФ. Об-щее их чис-ло (2008) - свыше 70 млн. человек.

Круп-ней-шим объ-е-ди-не-ни-ем кон-сер-ва-тив-ных лю-те-ран яв-ля-ет-ся соз-дан-ный в 1993 году Ме-ж-ду-народный лю-те-ран-ский со-вет, в ко-то-рый вхо-дят 30 церк-вей-чле-нов (2007). Они объ-е-ди-ня-ют около 3,45 млн. человек. В 1993 году бы-ла ос-но-ва-на Кон-фес-сио-наль-ная еван-ге-лическая лю-те-ран-ская кон-фе-рен-ция, ве-ду-щую роль в ко-то-рой иг-ра-ет Лю-те-ран-ская цер-ковь - Вис-кон-син-ский си-нод. По не-офи-ци-аль-но-му пра-ви-лу ка-ж-дая вновь воз-ник-шая лю-те-ран-ская цер-ковь мо-жет счи-тать-ся за-кон-ной толь-ко при ус-ло-вии её при-зна-ния од-ним из трёх объ-е-ди-не-ний (ВЛФ, Ме-ж-ду-народный лю-те-ран-ский со-вет, Кон-фес-сио-наль-ная еван-ге-лическая лю-те-ран-ская кон-фе-рен-ция). В начале XXI века про-дол-жа-ет-ся рост чис-ла лю-те-ран в Азии, Аф-ри-ке и Латинской Аме-ри-ке, спад - в Ев-ро-пе и Северной Аме-ри-ке.

Мно-гие лю-те-ран-ские церк-ви ак-тив-но уча-ст-ву-ют в эку-ме-ническом дви-же-нии (см. Эку-ме-низм), яв-ля-ют-ся чле-на-ми Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей. Важ-ное ме-сто в жиз-ни лю-те-ран-ских церк-вей за-ни-ма-ют со-ци-аль-ное слу-же-ние и бла-го-тво-ри-тель-ность, в т. ч. осу-ще-ст-в-ляе-мые совместно с пред-ста-ви-те-ля-ми других про-тес-тант-ских де-но-ми-на-ций.

Лю-те-ран-ст-во в Рос-сии

Пер-вые лю-те-ра-не - шве-ды, фин-ны, нем-цы, дат-ча-не - поя-ви-лись в Рос-сии в XVI веке (пер-вая кир-ха бы-ла от-кры-та в Мо-ск-ве в 1576 году). Это бы-ли главным образом вра-чи, ре-мес-лен-ни-ки, куп-цы, во-ен-ные. Чис-лен-ность лю-те-ран в Рос-сии рос-ла так-же в ре-зуль-та-те при-сое-ди-не-ния к ней тер-ри-то-рий со зна-чительным лю-те-ран-ским на-се-ле-ни-ем. В ре-зуль-та-те Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов в Рос-сии по-яви-лось Лютеранство как скан-ди-нав-ской (фин-ны и шве-ды Ин-гер-ман-лан-дии), так и гер-ман-ской (нем-цы, эс-тон-цы, ла-ты-ши Эс-т-лян-дии и Лиф-лян-дии) тра-ди-ций. В 1703 году в Санкт-Пе-тер-бур-ге был ор-га-ни-зо-ван шведско- финский при-ход Св. Ма-рии, ко-то-рый со вре-ме-нем стал цен-тром Лютеранства скандинавской тра-ди-ции в Рос-сии и яв-ля-ет-ся та-ко-вым до-ны-не. Немецкую тра-ди-цию уси-ли-ли пе-ре-се-лен-цы, при-гла-шён-ные императрицей Ека-те-ри-ной II в По-вол-жье и в южные гу-бер-нии, скандинавскую тра-ди-цию - при-сое-ди-не-ние Фин-лян-дии (1743, 1808-1809). Лю-те-ран-ские при-хо-ды в Рос-сии бы-ли со-вер-шен-но не-за-ви-си-мы-ми до 1832 года, ко-гда все они (за ис-клю-че-ни-ем Великого кня-же-ст-ва Фин-лянд-ско-го и Цар-ст-ва Поль-ско-го) бы-ли объ-е-ди-не-ны в Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-скую цер-ковь в Рос-сии. Со-глас-но её ус-та-ву, гла-вой Церк-ви яв-лял-ся российский им-пе-ра-тор. Лю-те-ра-не - главным образом ост-зей-ские нем-цы - со-став-ля-ли зна-чительную часть по-ли-тической, во-енной и куль-тур-ной эли-ты Российской им-пе-рии. В 1914 году в Рос-сии, не счи-тая При-бал-ти-ки, Фин-лян-дии и Поль-ши, бы-ло не ме-нее 234 лю-те-ран-ских об-щин.

В 1919 году от Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ской церк-ви от-де-ли-лись ин-гер-ман-ланд-ские при-хо-ды, ко-то-рые в 1923 году об-ра-зо-ва-ли Фин-скую еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-скую цер-ковь. В 1920 году немецкая Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь вы-ра-бо-та-ла «Вре-мен-ные по-ста-нов-ле-ния» о са-мо-управ-ле-нии еван-ге-ли-чес-ко-лю-те-ран-ских об-щин в Рос-сии. В 1924 году её Ге-не-раль-ный си-нод при-нял Ос-нов-ной за-кон, рег-ла-мен-ти-рую-щий дея-тель-ность Церк-ви, по-лу-чив-шей название Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь Со-вет-ско-го Сою-за. В 1937 году боль-шин-ст-во фин-нов- ин-гер-ман-ланд-цев бы-ло вы-сла-но из Ле-нин-град-ской области в Среднюю Азию, Си-бирь и Ка-зах-стан. В ре-зуль-та-те ре-прес-сий в 1938 году вся-кая дея-тель-ность лю-те-ран-ских цер-ков-ных струк-тур в СССР пре-кра-ти-лась. Од-на-ко с при-сое-ди-не-ни-ем При-бал-ти-ки (ле-то 1940) в пре-де-лах СССР ока-за-лись лю-те-ран-ские церк-ви Эс-то-нии и Лат-вии. В августе 1941 года вла-сти осу-ще-ст-ви-ли на-сильственную де-пор-та-цию российских нем-цев, зна-чительное чис-ло ко-то-рых со-став-ля-ли лю-те-ра-не. До 1980-х годов функ-цио-ни-ро-ва-ли не-боль-шие немецкие лю-те-ран-ские об-щи-ны в мес-тах ссыл-ки, час-то не имев-шие пас-то-ров и не под-дер-жи-вав-шие кон-так-тов с еди-но-вер-ца-ми за ру-бе-жом. В 1980 году советская власть при-зна-ла су-ще-ст-во-ва-ние лю-те-ран-ских «брат-ских об-щин» и раз-ре-ши-ла соз-да-ние не-мец-ко-лю-те-ран-ско-го проб-ст-ва в со-ста-ве Еван-ге-ли-че-ско- лю-те-ран-ской церк-ви Лат-вии. В 1988 году со-зван Ге-не-раль-ный си-нод немецкой лю-те-ран-ской церк-ви, на ко-то-ром уч-ре-ж-де-на Немецкая еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь (НЕЛЦ) СССР. По-сле 1991 года НЕЛЦ ста-ла фор-маль-но са-мо-стоя-тель-ной, фак-ти-че-ски на-хо-дясь в за-ви-си-мо-сти от Еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ской церк-ви Гер-ма-нии. В 1994 году она по-лу-чи-ла на-име-но-ва-ние Еван-ге-ли-чес-ко-лю-те-ран-ская цер-ковь в Рос-сии, на Ук-раи-не, в Ка-зах-ста-не и Средней Азии (ЕЛЦ). Уда-ле-ние из её на-зва-ния оп-ре-де-ле-ния «не-мец-кая» под-чёр-ки-ва-ло, что от-ны-не ЕЛЦ ори-ен-ти-ру-ет-ся в сво-ей пас-тор-ской дея-тель-но-сти не толь-ко на российских нем-цев.

В конце 1950-х годах боль-шин-ст-во фин-нов- ин-гер-ман-ланд-цев су-ме-ло вер-нуть-ся в Ле-нин-град-скую область. В Нар-ве и Пет-ро-за-вод-ске бы-ли соз-да-ны при-хо-ды Эстонской церк-ви с бо-го-слу-же-ни-ем на финском язы-ке. В 1977 году за-ре-ги-ст-ри-ро-ва-на об-щи-на в городе Пуш-кин. С рас-па-дом СССР Ин-гер-ман-ланд-ская лю-те-ран-ская цер-ковь - Цер-ковь Ин-грии ста-ла са-мо-стоя-тель-ной (1.1.1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лю-те-ра-не ста-ли ак-тив-но по-мо-гать сво-им еди-но-вер-цам в Рос-сии.

По-ми-мо Церк-ви Ин-грии, кон-сер-ва-тив-ное Лютеранство в Рос-сии пред-став-ля-ет Си-бир-ская еван-ге-ли-че-ско-лю-те-ран-ская цер-ковь (СЕЛЦ), при-хо-ды ко-то-рой (в Но-во-си-бир-ске, Бар-нау-ле и др.) соз-да-ва-лись в со-ста-ве Эстонской лю-те-ран-ской церк-ви. В мае 2003 года СЕЛЦ ста-ла ав-то-ке-фаль-ной.

Осо-бен-но-сти ве-ро-уче-ния

Основные прин-ци-пы Лютеранства и про-тес-тан-тиз-ма в це-лом сво-дят-ся к 3 по-ло-же-ни-ям: ис-клю-чи-тель-ный ав-то-ри-тет Свя-щен-но-го Пи-са-ния, по-сколь-ку толь-ко че-рез Сло-во Бо-жие че-ло-век при-хо-дит к ве-ре; дос-ти-же-ние спа-се-ния лич-ной ве-рой; свя-щен-ст-во всех ве-рую-щих (ср. 1 Пет. 2:9) как от-ри-ца-ние ру-ко-по-ло-жен-но-го свя-щен-ст-ва в ка-че-ст-ве по-сред-ни-ка для спа-се-ния че-ло-ве-ка.

По-ни-ма-ние Пре-свя-той Трои-цы, Ии-су-са Хри-ста как Сы-на Бо-жия, ро-ж-дён-но-го от Де-вы Ма-рии, уче-ние о рае и аде в Лютеранстве сов-па-да-ют с об-ще-хри-сти-ан-ски-ми взгля-да-ми (ка-то-лическое уче-ние о чис-ти-ли-ще от-вер-га-ет-ся). В Лютеранстве де-ла-ет-ся ак-цент на ис-ку-пи-тель-ном под-ви-ге Ии-су-са Хри-ста. Лю-те-ра-не при-дер-жи-ва-ют-ся тра-ди-ци-он-но-го для западного хри-сти-ан-ст-ва уче-ния об ис-хо-ж-де-нии Свя-то-го Ду-ха (c Filioque). Лютеранство при-зна-ёт уче-ние о пре-до-пре-де-ле-нии к спа-се-нию, но, в от-ли-чие от каль-ви-низ-ма, от-вер-га-ет пре-до-пре-де-ле-ние к осу-ж-де-нию. Пол-но-стью от-ри-ца-ет-ся в лю-те-ран-ской тео-ло-гии уча-стие сво-бод-ной во-ли че-ло-ве-ка в спа-се-нии: спа-се-ние - дар Бо-га, ко-то-рый ни-чем нель-зя за-слу-жить - ни ас-ке-зой, ни мо-лит-вой, ни до-б-ры-ми де-ла-ми, т. е. при-ни-ма-ет-ся прин-цип Бо-жия мо-нер-гиз-ма (в от-ли-чие от пра-во-слав-но-го си-нер-гиз-ма - при-зна-ния со-ра-бот-ни-че-ст-ва Бо-га и че-ло-ве-ка в де-ле спа-се-ния че-ло-ве-ка). Спе-ци-фи-че-ски лю-те-ран-ским, хо-тя и вос-хо-дя-щим к по-ле-ми-ке блж. Ав-гу-сти-на с Пе-ла-ги-ем (см. Пе-ла-ги-ан-ст-во), яв-ля-ет-ся раз-де-ле-ние все-го со-дер-жа-ния Биб-лии на За-кон (то, что Бог тре-бу-ет от лю-дей) и Еван-ге-лие (то, что Бог обе-ща-ет лю-дям).

Из та-инств при-зна-ют-ся кре-ще-ние и Ев-ха-ри-стия (Ве-че-ря Гос-под-ня, Та-ин-ст-во ал-та-ря). Аугс-бург-ское ис-по-ве-да-ние рас-смат-ри-ва-ет ис-по-ведь и от-пу-ще-ние гре-хов как та-ин-ст-во, но ны-не боль-шин-ст-во лю-те-ран от-но-сят ис-по-ведь к об-ря-дам. Кре-ще-ние обыч-но со-вер-ша-ет-ся над мла-ден-ца-ми и вос-при-ни-ма-ет-ся как «спа-си-тель-ная ра-бо-та Бо-га», ко-то-рый че-рез нис-по-сы-лае-мую Им бла-го-дать тво-рит в при-ни-маю-щих кре-ще-ние спа-си-тель-ную ве-ру. В кре-ще-нии лю-ди омы-ва-ют-ся от грехов, от-вра-ща-ют-ся от смер-ти и дья-во-ла и по-лу-ча-ют веч-ное спа-се-ние в дар от Бо-га. Кре-ще-ние обыч-но со-вер-ша-ет-ся об-ли-ва-ни-ем или ок-ро-п-ле-ни-ем, но мо-жет про-из-во-дить-ся и трое-крат-ным пол-ным по-гру-же-ни-ем. Со-глас-но лю-те-ран-ской трак-тов-ке Ев-ха-ри-стии, хлеб и ви-но, ста-но-вясь ис-тин-ны-ми Те-лом и Кро-вью Хри-ста, вме-сте с тем со-хра-ня-ют свою сущ-ность, а не толь-ко ак-ци-ден-ции (т. о., от-вер-га-ет-ся уче-ние о пре-су-ще-ст-в-ле-нии). В от-ли-чие от цвинг-ли-ан (см. Цвинг-ли-ан-ст-во), лю-те-ра-не ка-те-го-ри-че-ски от-вер-га-ют пред-став-ле-ние о том, что Ве-че-ря Гос-под-ня име-ет толь-ко сим-во-лическое или «вос-по-ми-на-тель-ное» зна-че-ние. В од-них лю-те-ран-ских церк-вах Ев-ха-ри-стия со-вер-ша-ет-ся поч-ти еже-не-дель-но, в дру-гих - один раз в 2-3 месяца, в треть-их - лишь один раз в го-ду, в Ве-ли-кую пят-ни-цу. В от-личие от ка-то-лической прак-ти-ки, в Лютеранстве при-ча-ще-ние всех ве-рую-щих про-ис-хо-дит Те-лом и Кро-вью Хри-сто-вы-ми, что бы-ло вве-де-но ещё Лю-те-ром. Кон-фир-ма-ция, ор-ди-на-ция (ру-ко-по-ло-же-ние), брак и еле-ос-вя-ще-ние рас-смат-ри-ва-ют-ся обыч-но как об-ря-ды (ко-ли-че-ст-во та-инств в Лютеранстве не фик-си-ру-ет-ся).

Пас-то-ры во мно-гих лю-те-ран-ских церк-вах из-би-ра-ют-ся и ос-та-ют-ся в са-не по-жиз-нен-но. Кан-ди-да-ты в пас-то-ры долж-ны иметь специальное об-ра-зо-ва-ние и при-зва-ние к слу-же-нию. В конце XX - начале XXI века в ли-бе-раль-ных лю-те-ран-ских церк-вах рас-про-стра-ни-лась прак-ти-ка ру-ко-по-ло-же-ния в пас-то-ры жен-щин, а за-тем - и воз-ве-де-ния их в епи-скоп-ское дос-то-ин-ст-во. В Рос-сии един-ст-вен-ной про-тес-тант-ской Цер-ко-вью (по-ми-мо ме-то-ди-стов), при-знаю-щей жен-ское свя-щен-ст-во, яв-ля-ет-ся ЕЛЦ. В наи-бо-лее ли-бе-раль-ных лю-те-ран-ских со-об-ще-ст-вах по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние прак-ти-ка бла-го-сло-ве-ния т. н. од-но-по-лых бра-ков. В 2005 году по-сле ре-ше-ния Еван-ге-ли-чес-ко-лю-те-ран-ской церк-ви Шве-ции о до-пус-ти-мо-сти та-ких бла-го-сло-ве-ний ряд кон-сер-ва-тив-ных пас-то-ров вы-шли из под-чи-не-ния ар-хи-епи-ско-па церк-ви Шве-ции; РПЦ ра-зо-рва-ла все кон-так-ты с этой Цер-ко-вью.

В Лютеранстве от-сут-ст-ву-ет еди-ный тип цер-ков-ной ор-га-ни-за-ции: в различных церк-вах при-сут-ст-ву-ют епи-ско-паль-ные, пре-сви-те-ри-ан-ские и кон-гре-га-цио-наль-ные фор-мы. Гла-ва-ми церк-вей мо-гут быть ар-хи-епи-ско-пы, епи-ско-пы, ге-не-раль-ные су-пер-ин-тен-дан-ты или пре-зи-ден-ты. Де-ла-ми церк-вей управ-ля-ют си-но-ды, в со-став ко-то-рых вхо-дят как свя-щен-но-слу-жи-те-ли, так и ми-ря-не. Ка-ж-дая Цер-ковь соз-да-ёт своё ка-но-ническое пра-во, но не счи-та-ет его един-ст-вен-но вер-ным и то-ле-рант-но от-но-сит-ся к ка-но-ническому пра-ву других церк-вей.

Бо-го-слу-жеб-ная прак-ти-ка

В ли-тур-гии центральное ме-сто от-во-дит-ся Ев-ха-ри-стии (ес-ли она со-вер-ша-ет-ся в этот день), но важ-на и про-по-ведь Сло-ва Бо-жия. По-ют-ся гим-ны, чи-та-ют-ся мо-лит-вы и от-рыв-ки из Свя-щен-но-го Пи-са-ния, стро-го оп-ре-де-лён-ные на ка-ж-дый день. Зна-чительная часть служ-бы от-во-дит-ся об-ще-му хо-ро-во-му пе-нию. Бо-го-слу-же-ние со-вер-ша-ет-ся на национальных язы-ках. В со-от-вет-ст-вии с прин-ци-пом оп-рав-да-ния толь-ко ве-рой от-вер-га-ют-ся цер-ков-ные мо-лит-вы за умер-ших и не при-зна-ёт-ся воз-мож-ность за-ступ-ни-че-ст-ва свя-тых пе-ред Бо-гом. Во вре-мя бо-го-слу-же-ния воз-жи-га-ют-ся све-чи, ино-гда ис-поль-зу-ет-ся ла-дан. Пас-то-ры и епи-ско-пы на-де-ва-ют осо-бые об-ла-че-ния (в скандинавских церк-вах об-ла-че-ния свя-щен-но-слу-жи-те-лей очень близ-ки к ка-то-ли-че-ским). В церк-ви име-ет-ся ал-тарь, одоб-ря-ет-ся на-ли-чие жи-во-пис-ных изо-бра-же-ний. По-кло-не-ние мо-щам и ико-нам от-вер-га-ет-ся. Ис-поль-зо-ва-ние в лю-те-ран-ской ли-тур-гии ор-гá-на ле-жит в ос-но-ве свя-зан-ной с Лютеранством бо-га-тей-шей музыкальной тра-ди-ции (И. С. Бах и др.).

Лютеранство - протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство - старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.

Как известно, лютеранство относится к христианским конфессиям, являясь одним из главных течений в протестантизме. Именно оно было первым течением, возникшим в период Реформации - религиозного, политического и общественного движения XVI века, отразившего рост национального самосознания народов Европы.

В настоящее время лютеране имеют в некоторых странах по нескольку лютеранских церквей, часто объединяющих лиц определенной национальной принадлежности. Те лютеранские церкви, которые включают в свой состав лиц различных национальностей, продолжают обычно сохранять национальные традиции. Сегодня в мире насчитывается 192 лютеранские церкви, объединяющие приблизительно 75 млн. лютеран, из которых около 50 млн. входят во Всемирный лютеранский союз, ведущий свою деятельность с 1947 года. Распространившись в среде разных этносов в различных странах мира, лютеранство заняло наиболее прочные позиции в Европе. Лютеране составляют более половины верующих в Германии, подавляющее большинство населения в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и на Фарерских островах. В таких странах, как Норвегия, Дания, Исландия, в которых к лютеранским организациям соответственно относится 97% и 96% населения, лютеранской церкви придан государственный характер. Подавляющее большинство образуют лютеране также в Швеции и Финляндии (соответственно 95% и 90%). В первой из названных стран лютеранская церковь пока занимает положение государственной, хотя и принят закон, предусматривающий постепенное отделение церкви от государства.

Вследствие эмиграции немцев из Германии, лютеранское вероисповедание проникло на территорию России. От немецких лютеранских церквей российские немцы переняли опыт устройства церковных организаций и управления духовными делами, в Россию также приглашались пасторы для обслуживания лютеранских общин. В ходе наблюдаемого сейчас возрождения лютеранства в России лютеранские церкви ряда европейских стран, в особенности Германии и Финляндии, а также США, наряду с международными лютеранскими организациями оказывают активную поддержку российским лютеранам. В СССР по численности верующих лютеранство после баптизма представляло собой самое значительное из протестантских вероисповеданий, прежде всего за счет живущих в нашей стране немцев, а также эстонцев и латышей. Большинство лютеран России - лица немецкой национальности, живущие в Омской, Новосибирской и Кемеровской областях, Алтайском Крае, Поволжье, Москве, Санкт-Петербурге, финны, расселенные в Карелии, Ингерманландии, Сибири (латыши, эстонцы). Есть лютеране и среди русских.

Основы лютеранского вероучения первоначально были изложены Лютером в трех главных его трактатах, относящихся к 1520 году: "Послание к христианскому дворянству германской нации", "О свободе христианина" и "О вавилонском пленении церкви". В них он проводит идею о всеобщем священстве, говорит о праве каждого христианина самостоятельно толковать Писание и участвовать в преобразовании церкви и набрасывает состоящий из 27-ми пунктов общий план реформы. Кроме того, Лютер излагает учение о спасении одною верою и дает лютеранское толкование таинств. Позже были подготовлены специальные книги, объясняющие основные вопросы лютеранского вероисповедания. Евангелическо-лютеранская церковь с самого начала исповедовала учение, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Заветов, Апостольском, Никейском и Афанасьевском символах веры и особых книгах лютеранской церкви: Аугсбургском исповедании, составленном ближайшим соратником Лютера Филиппом Меланхтоном; Шмалькальденских артикулах, созданных Лютером в качестве руководства для прений с католиками на предполагавшемся Вселенском соборе; Катехизисах Лютера: большом - для учителей и пасторов (1528) и малом - для народа (1529) и Формуле согласия, написанной с целью примирения образовавшихся в лютеранстве партий. Все эти произведения были собраны в одну книгу под названием "Книга согласия" в 1580 году. Из перечисленных лютеранских книг на русский язык на сегодняшний день переведены Аугсбургское вероисповедание, Краткий катехизис и Большой катехизис Лютера.

Будучи одной из деноминаций протестантизма, лютеранство обладает главными особенностями всех протестантских церквей, основным авторитетом для которых служит исключительно Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый Заветы. Как известно, в отличие от протестантизма, православие и католицизм придают также большое значение Священному преданию (писаниям святых отцов и постановлениям церковных соборов), которое большая часть течений протестантизма не признает вообще. В отличие от православной и католической церквей центральный догмат всех протестантских исповеданий считает единственным средством стать угодным Богу исключительно выполнение мирских обязанностей, так как они определяются для каждого человека его местом в жизни и становятся для человека его призванием. Следование монашеским обетам, как и выполнение других излишних дел, противоречило общей доктрине лютеранства о призвании людей, специфической склонности лютеран к экономическому рационализму.

С точки зрения лютеранского вероучения, монашеские обеты, соблюдение постов, невкушение определенных видов пищи, выполнение различных церковных обрядов и следование обычаям не искупают грех, не способствуют обретению Божественной благодати. Напротив, при бремени на совесть, из-за невозможности соблюдения всего этого загораживается все христианское учение о более важных делах, таких как вера, утешение в тяжелом духовном борении. Некоторые необходимые дела из-за частоты их свершения оценивались как светские и бездуховные. Под делами, заповеданными Богом, в лютеранстве подразумевались дела, совершаемые каждым в меру своего призвания: "Отец должен трудиться, чтобы прокормить жену и детей и воспитать их в страхе Божьем, мать должна рожать и воспитывать детей и ухаживать за ними, князь и все облеченные властью должны управлять землей и людьми".

Лютеранство не отвергает пользу других добрых дел, однако учит, что они должны совершаться не в расчете заработать ими благодать, а ради Бога и во славу Божию, поскольку через веру даруется Святой Дух и сердца становятся способными совершать добрые дела. Из семи таинств, которые признает православная и католическая церковь, у лютеран совершаются два: крещение и причащение. На исповедь в лютеранстве не выработалось единой позиции. Брак, рукоположение, конфирмация и соборование выполняются лишь как обряды. Крещение по правилам совершает пастор, однако в случае крайней необходимости это долг и право всякого христианина (как, впрочем, и в католицизме и православии). На свободное усмотрение верующих отдается способ крещения: это может быть обливание, погружение или окропление. В отличие от баптистов лютеране признают крещение детей правильным, поскольку через него ребенку даруется благодать.

Брак по лютеранскому учению - установленное Богом соединение жизни мужчины и женщины. Служа основой упорядоченного общества, он выступает лишь как исполнение гражданского и естественного закона и не является таинством. В силу того что обет целомудрия монахов и священников приводил к многочисленным прелюбодеяниям и мешал реализации человеческого призвания, лютеране относятся к нему отрицательно. Лютеране обосновывают на Божественном слове и заповеди право священников и других духовных лиц вступать в брак. Первый пример такого отношения к браку показал сам лидер Реформации, заключив в 1525 году брачный союз с бывшей монахиней Екатериной фон Бора, бежавшей из монастыря. лютеранство протестантский конфессия конфирмация

Развод по лютеранскому вероучению, в отличие от более строгого отношения к нему католицизма, допустим в двух случаях: неверности одного из супругов или если решение развестись исходит от неверующего. Согласно лютеранскому учению о священстве всех истинно верующих во Христа, в церкви существует понятие Власти Ключей, под которой понимается духовная власть, осуществляемая словом Божьим, которую Христос дал всей Церкви своей на земле, так что всякий христианский приход имеет ее с полным правом.

Особым обрядом в лютеранстве является конфирмация - публичный акт со стороны молодых людей, выражающий сознательное принятие веры в Иисуса Христа и включение в состав религиозного общества. Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (1832 год) требовал от юношей и девушек, принадлежавших к лютеранскому вероисповеданию, до приобщения святых тайн получить наставление в законе Божьем и осуществить конфирмацию в возрасте не ранее 15 и не позже 18 лет. Надо отметить, что обычай обязательной конфирмации по достижении совершеннолетия предполагал умение читать и писать, вследствие чего лица лютеранского вероисповедания получали необходимое образование. Как обряд выполняется в лютеранстве и соборование. Чин общественного богослужения, церковные обряды и обычаи подробно определяются в особом сборнике - агенде.

В отличие от православной и католической церквей, богослужения у лютеран проводятся значительно реже, обычно по воскресеньям и в праздничные дни, а Причастие совершается один раз в месяц. Посещение церкви не входит в строгую обязанность лютеранина, занимая второстепенное место по сравнению с хранением им личной веры. Наиболее существенными чертами организации лютеранской церкви являются: подчиненность светским властям, коллегиальность, самоуправление, большая роль мирян в управлении, наличие национальных традиций, выборность руководства. Коллегиальный характер управления Евангелическо-лютеранской церковью, прежде всего выражался в существовавшем строе исполнительной власти, которую осуществляли коллегиальные учреждения - консистории. Исполнительные же органы общих приходских собраний создавались в виде комитетов, приходских советов. Консисториальное управление в лютеранских церквах было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году, и с того времени консистории постепенно стали появляться в немецких протестантских государствах. По действовавшим в XIX веке в России законам все лютеранские приходы, за исключением находившихся в Закавказье приходов иностранных поселенцев, состояли в ведении пяти консисторий: Санкт-Петербургской, Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и Московской. По действующему в России в настоящее время Уставу Евангелическо-лютеранской церкви ее высшим органом является Генеральный синод. Исполнительная власть принадлежит Консистории, надзор за которой осуществляется епископом и Епископским советом. Епископ избирается из числа пасторов церкви Генеральным синодом и ему подотчетен. Основой Евангелическо-лютеранской церкви являются общины. Собрание общин созывается не реже одного раза в год. Эти собрания образуют все полноправные члены общин.

Руководство общинами осуществляют их церковные советы. Развитие лютеранства на территории собственно России (в Московском и Петербургском консисториальных округах) было тесным образом связано с Прибалтикой. Так, первая лютеранская община в Москве была создана лифляндскими лютеранами. Церковный устав, введенный в 1832 году, являлся результатом усилий балтийских церковных служителей. Наконец, большая часть лютеранских пасторов в России закончила богословский факультет университета в Дерпте (нынешнем Тарту). Эмигранты из Прибалтики создали в России эстонские и латышские лютеранские общины. Образовавшиеся в Латвии и Эстонии самостоятельные лютеранские церкви ныне покровительствуют своим братьям по вере - эстонцам и латышам, живущим в России. В возрождении в России лютеранских общин активнейшее участие принял латышский епископ Калнынь. Ныне существующая Евангелическо-лютеранская церковь сохраняет традиции лютеран России с XVI века и церкви, которая впервые конституировалась в 1832 году, была преобразована в 1924 году и вновь организована в 1989 г. после периода репрессий, отчуждения собственности и насильственных переселений. Базируясь на общих догматических основах лютеранского вероучения, существующие в России лютеранские общины в силу исторических условий своего появления являются носителями, прежде всего скандинавской и немецкой традиций с определенной спецификой для латышских, эстонских, финских, шведских и немецких общин. Некоторые различия наблюдаются и в одеянии лютеранских священников. В облачении пасторов Церкви Ингрии, официально возрожденной в России в 1992 году, чувствуется влияние финнов, поскольку принято одеяние (альба) белого цвета. В общинах же немецкой и латышской традиции священники надевают черный талари маленький белый галстук с двумя короткими концами равной длины. Естественны и различия в языке богослужений; в зависимости от этнической принадлежности прихожан они совершаются на латышском, эстонском, шведском и немецком языках (для эмигрантов, утративших родной язык, или русских лютеран либо осуществляется параллельный перевод, либо проводится дополнительное богослужение). Различия наблюдаются в праздниках и памятных днях. К примеру, в немецкой по традиции Евангелическо-лютеранской церкви России отмечается день памяти жертв репрессий, Церковь Ингрии празднует в ноябре день всех святых, особый день поминовения усопших имеется летом у латышей, финны и эстонцы почитают день св. Иоанна.

Использованный источник

1. http://www.skatarina.ru/library/lutvros/lutvros/lr01.htm

Загрузка...