docgid.ru

Формы правления государства: Монархия и Республика. Формы правления и государственного устройства

Форма государственного правления является основой для определения структуры устройства и функционирования страны. Основная схема формы управления закреплена в Конституции многих стран мира. Для современной России установление оптимальной иерархии власти является актуальным вопросом, поскольку страна характеризуется сложными экономическими, административно-территориальными, религиозными и национальными проблемами. Строить правовое государство невозможно, пока не будут решены указанные проблемы.

Определение понятия

Форма управления государства — это важный элемент структуры страны, определяющий систему органов власти, источники их формирования, полномочия, сроки действия и отношения элементов государственного аппарата между собой и населением. Понятие «форма государственного правления» близко к определениям «политический режим» и «форма устройства государства», однако они отличаются и имеют свои нюансы. В совокупности эти элементы определяют полный набор характерных особенностей территориально-административного и политического устройства определенной страны. Форма управления указывает:

  • источник создания главных органов государства и их иерархию;
  • взаимоотношение между ветвями власти в целом и их подразделениями;
  • институты влияния гражданами на власть;
  • институты защиты законности.

Изучение основных способов правления началось еще в античном мире. Аристотель на примере городов-полисов разработал основную классификацию. На разных этапах истории форма управления наделялась определенным смыслом: при феодализме она отображала структуру наследования власти. С возникновением и развитием капитализма, который сопровождался усложнением общественных взаимоотношений, определение формы правления приобрело значительно большее значение.

Современная политология выделяет несколько основных разновидностей форм правления. Необходимо кратко их перечислить:

  • монархическая;
  • республиканская;
  • гибридная.

Виды монархии

Монархия – разновидность способа правления, характерной чертой которой является родственное наследование власти и пожизненное правление. Правитель не несёт юридической ответственности перед гражданами. Этот тип правления включает:

  1. Абсолютная монархия – система, при которой все ветви власти государства находятся в подчинении правителя. Последний способен отменить решения государственных органов. Монарх концентрирует главные законодательные, исполнительные и судебные функции.
  2. Ограниченная монархия – следующий тип устройства, какой представляет симбиоз деятельности высшего правителя и неподчиненных ему органов власти. Права и полномочия разграничены законодательно.

К этому типу монархии также относится:

  1. Сословно-представительная монархия – вид системы, при которой высшие органы формируются представителями определенного сословия, касты или организации.
  2. Конституционная монархия – тип правления, при котором полномочия монарха ограничены законодательно. А также существуют независимые от правителя выборные органы власти.

Конституционная монархия различается:

  1. Дуалистическая монархия – система правления, при которой выборные органы могут заниматься законодательной деятельностью, однако правитель имеет право наложить вето на их решения. Монарх имеет широкие полномочия во всех трех ветвях власти.
  2. Парламентская монархия – вид системы, при которой правитель не имеет реальных рычагов власти. Выборные органы проводят законодательную деятельность и формируют исполнительные органы, а судебная – независимая ветвь.

Признаки республики

Республика – форма управления, при которой источником власти выступает население. Последнее делегирует свои права выборному органу на определенный срок. Этот тип правления характеризуется определенными признаками:

  • наличие независимых ветвей власти;
  • избранный глава государства – президент;
  • ответственность представителей власти перед народом.

По структуре формирования исполнительной власти республики делят:

  • Президентская – тип управления, при котором президент формирует и возглавляет правительство. Влияние парламента на исполнительную власть минимально.
  • Парламентская – тип управления, при котором парламент имеет средства контроля деятельности президента и правительства. Выборный орган выступает источником формирования высших исполнительных органов. Глава государства имеет ограниченные полномочия.
  • Смешанная республика – структура правления, при которой одновременно первое лицо и парламент имеют широкие полномочия по контролю правительства.
  • Директория – тип управления, при котором исполнительная власть распределяется между несколькими лицами.

Нетипичные формы правления

Монархия с элементами республики – система управления федеративного союза, при которой правитель избирается на определённый срок из списка правителей стран-участниц объединения.

Республика с монархическими элементами – старины, в которых выборный глава государства узурпировал власть. Формально остаются признаки демократии, но фактически – это авторитарная система.

Теократическая республика – тип управления, при котором полномочия концентрируется в руках религиозных организаций. Одновременно могут существовать выборные органы законодательной и исполнительной власти.

Классификация типов управления имеет сложную структуру. Приведём общую схему форм правления государства:

Таблица. Государства по видам управления.

Тип управления Высший орган власти Примеры стран
Монархия:
  • Абсолютная;
Монарх. ОАЭ, Оман, Катар.
  • Ограниченная;
  • Сословно-представительная;
Монарх при органах власти из представителей отдельных сословий. Польша во времена Речь Посполитая.
  • Конституционная монархия.
Конституционная монархия:
  • Дуалистическая;
Монарх, а выборный орган имеет ограниченные полномочия. Иордания, Марокко.
  • Парламентская.
Выборный орган, а монарх имеет ограниченные полномочия. Великобритания, Япония, Дания.
Республика:
  • Президентская;
Президент, а парламент ограничен законодательной деятельностью. Соединенные Штаты Америки
  • Парламентская;
Парламент. Президент имеет ограниченный круг полномочий. Израиль, Греция, Германия.
  • Смешанная;
Президент и парламент. Россия, Украина, Франция.
  • Директория.
Коллегия небольшой группы лиц Швейцария.
Гибридная:
  • Монархия с республиканскими элементами;
Первое лицо избирается на определённый срок из правителей союзного объединения. ОАЭ, Малайзия.
  • Республика с монархическими элементами;
Президент с пожизненным сроком правления. КНДР, Казахстан.
  • Теократия.
Религиозная организация. Иран

Структура управления России

Поскольку современной России не присущи признаки унитарного государства, то Российская Федерация – федеративное государство. Президент и парламент имеют широкие полномочия, поэтому форма управления – смешанная республика. Территориально-административные субъекты страны имеют право на законодательную деятельность и государственную символику. Структура управления имеет три ветви власти. Народ является единым легитимным источником власти.

Российская Федерация – демократическая федеративная республика со смешанным типом управления. Однако назвать Россию республиканской страной сложно. Это нетрадиционная для страны форма правления. Поэтому в процессе жизнедеятельности возникает большое количество проблем, решение которых требует комплексного подхода.

Понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава.

Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.

Критерии формы правления

Перед тем, как приступить к описанию, важно выделить критерии, с помощью которых они определяются. Итак, основные формы правления представлены двумя видами: Они кардинально отличаются друг от друга:

1. Способом, с помощью которого передается власть. Она может быть дана в качестве наследования или с помощью выбора населения.

2. Ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а глава государства с монархией практически безответственен перед ним.

3. Спектром полномочий между властными органами: республиканская власть более ограничена в своих действиях.

Теперь рассмотрим детальнее каждую из них.

Формы правления государства: монархия

Это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек - монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

Рассмотрим несколько видов монархии:

1. Абсолютная. Она представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

2. Ограниченная. В этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией. В зависимости от этого, такой вид правления разделяется на две категории: сословно-представительную монархию и конституционную. В первом случае власть ограничивается по критерию причастности к сословию, чаще всего она проявляется в совещательной форме. В конституционной форме власть монарха ограничивается Конституцией и вместе с этим в государстве присутствует парламент, состав которого формируется народом.

Формы правления государства: республика

При таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга.

Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

Существует три вида республик:

1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо. В Греции, Израиле и ФРГ именно такая форма республики, где президенты не обладают существенными полномочиями.

2. Президентская. Отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство. В настоящее время она существует в США и на Эквадоре.

3. Смешанная форма. В этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант. Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное способствует и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.

организация высших органов государственной власти, порядок их образования, их взаимоотношения между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Принято различать две Ф.п. - монархическую (монархию) и республиканскую (республику).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному выборному органу, различаются монархическая и республиканская Ф.п. (см. Монархия, Республика).

При монархической Ф.п. носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской - выборный орган.

На современном этапе развития общества и государства существуют монархии двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.

Современные республики можно разделить на два вида: президентские, особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные, для которых характерна довольно слабая власть президента. Особенностью парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

Примерами президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, США, парламентарной - Греция, Германия.

Промежуточным видом между парламентарной и президентской республикой является полупрезидентская республика (см. Республика смешанного типа). Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран.

РФ - президентская республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономического, политического развития, от идеологической, религиозной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной группы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

На форму государства большое влияние оказывают не только экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.

Форма государства включает три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а фактически - парламент и правительство во главе с премьер-министром; США - республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. - власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

  • существование единоличного главы государства;
  • обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);
  • наследственный порядок передачи власти;
  • бессрочное правление монарха;
  • юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до революции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

Существует несколько систем наследования престола:

  1. кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;
  2. салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол;
  3. австрийская - самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще не останется мужчин.

Республика (в пер, с лат. - дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присущи следующие признаки:

  1. правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;
  2. республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  3. в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;
  4. представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;
  5. высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два основных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской республики.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика - менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) республики.

Следует заметить, что форма правления не может быть выбрана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания людей, проживающих в данном государстве.

Загрузка...