docgid.ru

Игры на развитие слухового восприятия и внимания. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста. Учебные игры для детей

Упражнения на развитие слухового внимания
1. Обращайте внимание на "домашние звуки". Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, холодильник, стиральная машина...).

2. Привлекайте внимание ребенка: "Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь, ветер, едет машина, летит самолет и т.п.

3. Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

4. Покажите ребенку 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

5. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Ребенок отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много. Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой.

6. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

7. Учите различать ребенка одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру.
Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.

8. Произносите один т тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем попросите ребенка воспроизвести образец.
Например: А - плачет девочка
А - показывают горло врачу
А - поет певица
А - девочка укололась иголкой
А - качают малыша
О - удивилась мама
О - стонет больной
О - поет певица
О - кричит охотник в лесу
У - гудит паровоз
У - звучит дудочка
У - плачет мальчик.

9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать дочке "МЯУ" громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). Аналогично изменяйте звуковые параметры при воспроизведении следующих звукопродражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.

Развитие фонематического слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А " (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П " (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л " (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К , хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка ", "флаг ", "стол " и т.д.".

Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч ", "сила ", "диван " и т.д.".

Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо ", "туча ", "крыша " и т.д.".

Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка " стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча ) и т.д.".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым ".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел .
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет .
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп .

Упражнение №6. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак ". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка .

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание №1 .
"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты " (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет , а гром - ... , ветер - ... , а снег - ... , дождь - ... , а солнце - ... ".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый , как и снег ".
(Такой же узкий , как и лента ; такой же быстрый , как и речка ; такой же круглый , как и мяч ; такой же желтый , как и дыня ).

Задание №3.

"Сравни:
по вкусу - лимон и мед , лук и яблоко ;
по цвету - гвоздику и ромашку , грушу и сливу ;
по прочности - веревку и нитку , камень и глину ;
по ширине - дорогу и тропинку , речку и ручей ;
по высоте - куст и дерево , гору и холм ".

Упражнение №10. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь "? Слово "врач ", "чашка ", "пища "?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий , смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий , хрупкий
Крепкий, далекий , прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По ..." (Подушка )
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед ?"

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"".

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №23. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек ".

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

Упражнение №27. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол .

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром ". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром ".
Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и...

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

Дидактические игры, развивающие слуховое внимание, речевой слух.

(младший дошкольный возраст)

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие – крикливо . Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

«КТО ЧТО УСЛЫШИТ? »

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

« УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ »

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка.

Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ? »

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

– Возьми мишку и посади в машину.

– Возьми мишку из машины.

– Посади в машину куклу.

– Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

« СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК? »

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

« ГДЕ ПОЗВОНИЛИ? »

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

« УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ »

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

« КТО СКАЗАЛ «МЯУ»»

Цель : совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

« КТО СТОИТ У СВЕТОФОРА?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал : магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Дидактические игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

(средний дошкольный возраст)

« ЯПОНСКАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА »

Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).

« ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН »

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

« СВЕТОФОР »

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

« ПОВТОРИ »

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

« ПОХОЖЕ – НЕ ПОХОЖЕ »

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

«ВОЗЬМИ ИГРУШКУ»

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

«УГАДАЙ, ГДЕ КРУЖКИ, А ГДЕ КРУЖКИ»

Наглядный материал: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

« ХЛОПКИ »

Цель – развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Игры, направленные на отграничение речевых единиц (звук, слог, слово, предложение)

« ВСПОМНИМ РАЗНЫЕ СЛОВА »

Цель : развитие речевого слуха – закрепление понятия «слово».

Ход игры : дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово и сказать его рядом стоящему, как бы передать его. Следующий говорит тоже слово, повернувшись к третьему ребенку. Так по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их внятно и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

« ПОДСКАЖИ ПЕТРУШКЕ ЗВУК »

Цель

Оборудование: Петрушка, ширма.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас Петрушка будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети.

Воспитатель следить за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все хором, потом индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать не произнесенные Петрушкой звук, чтобы слово звучало полностью.

П е т р у ш к а: Д е т и

На солнышке греется рыжий котёно… к.

« КАКОЕ СЛОВО ЗАДУМАНО?»

Цель игры : развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок и др.

Ход игры : воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это …омашка», Дети поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю – …омашка». Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ромашка. «Почему у меня получается не так?» – удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук Р, пропускаете его», – объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (…люч, …нига, …тол и т.д.). Дети поправляют воспитателя, правильно произнося слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель, – без первого звука. Педагог их поправляет.

Это упражнение может быть проведено иначе. Воспитатель называет слово без первого звука, но не показывает картинку: «…ак». Дети отгадывают, какое это слово: рак, мак, бак, лак.

« КАКОЙ ЗВУК ПОТЕРЯЛСЯ »

Цель : развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

Ход игры : воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети внимательно вслушиваются и отмечают, какие слова произнесены неправильно, выделяют их из текста, произносят правильно, указывая, какой звук был потерян. Например, воспитатель говорит: «Подготовлен …амолет, он отправится в полёт». В каком слове не хватает одного звука? Какой это звук? Назовите его». Вызванный ребенок должен ответить, что в слове самолёт был пропущен звук С, что звучать это должно так: «Подготовлен самолёт, он отправится в полёт». Когда дети научатся легко находить пропущенный звук в одном слове связного текста, воспитатель сможет не проговаривать звук уже в двух-трех словах из предложения.

« ЧТО ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ ТАК?»

Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

Ход игры : Дети получают от Петрушки письмо: «Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово …орова. Что это за слово? (Корова.) Какого звука не хватает в моем слове? (Звука к, который слышится в начале слова.) Продолжаем искать задуманные мной слова: …рибы, …уси, ….рыша, …ерево, …ар, …абор. А это какое слово – …арай? Молодцы, все слова узнали и произнесли правильно!».

« СТУ ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО МИЛЫЙ ДРУГ »

Цель : развитие речевого слуха – умение находить в словах слоги.

Оборудование: открытки с изображением цветов.

Ход игры. В начале игры открытки раздаются детям. Воспитатель заранее подготавливает ведущего, который предлагает детям задания. Ведущий: «Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, ландыш…), если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части. Итак, начинаем…»

«КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)?»

Цель: развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

Ход игры : дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.

« ЗВУКОЕДИК »

Цель : развитие речевого слуха – развитие умения слушать и запоминать слова.

Оборудование : предметные картинки с определенным звуком.

Ход игры. Перед каждым игроком лежит по три картинки к словам со звуком Р. Эти картинки хорошо видны всем участникам игры.

Педагог начинает игру:

Я – зубастый Звукоед,

От меня немало бед!

Я назло всем вам

Съем со звуком Р слова,

Все, кроме…

Воспитатель называет одну из картинок, лежащих перед кем-либо из детей. Игрок, которому принадлежит названная картинка, кричит: «ОЙ!»

Педагог: «Что с тобой?»

Игрок: «Я дружу».

Педагог: «С кем?»

Игрок называет любую картинку, кроме тех, которые находятся перед ним, и игра продолжается. При этом все вопросы задает воспитатель, а дети только отвечают. Если кто-либо из игроков вовремя не отзывается, он лишается названной картинки. Картинки с которыми уже «дружит» уже другая картинка, называть нельзя. Постепенно темп игры ускоряется. Побеждает тот, у кого остается последняя картинка.

« КОМУ ДОСТАНЕТСЯ МЯЧ?

Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, поэтому оно звучит недолго; в длинном слове много звуков, и звучит оно дольше.

Ход игры : дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой - длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу воспитателя. Если кто-либо называет слово неправильно, тот, кому он передал мяч, должен ударить им об пол - очко теряется. Воспитатель и жюри (еще два ребенка) подсчитывают количество ошибок - потерянные очки. Затем все повторяется сначала, но те дети, которые подбирали длинные слова, теперь должны произносить короткие, и наоборот.

Дидактические игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

(старший дошкольный возраст)

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц , с и ш , ш и ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з – ж, ц – ч, с – щ, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

«ПОЙМАЙ ЗВУК »

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

Лото « НАЗОВИ КАРТИНКУ И НАЙДИ ГЛАСНЫЙ ЗВУК »

Цель : научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков. Игра проводится так же: ведущий называет изолированный согласный звук (в словах-названиях картинок из данного лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л, М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны назвать нужную картинку.

« КТО НАЙДЕТ ДВЕННАДЦАТЬ ПРЕДМЕТОВ, НАЗВАНИЯ КОТОРЫХ СОДЕРЖАТ ЗВУК С »

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)

Ход игры . Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

Лото «НАЗОВИ КАРТИНКУ И ОПРЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ ЗВУК »

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

« ЗАМКНИ ЦЕПОЧКУ »

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

Слуховое внимание – очень важный навык, который ребенок начинает приобретать еще в раннем детстве. Благодаря такому умению человек может воспринимать речь, полноценно понимать все ее составляющие и анализировать их.

Все мы ежедневно окружены множеством звуков, начиная от шелеста листьев и шума ветра и оканчивая громкими сигналами машин. Однако наибольшую значимость для человека играют речевые звуковые колебания – слова. Способность говорить и воспринимать речь является важнейшей составляющей развития детей, именно она обеспечивает полноценную коммуникацию с окружающим миром. А для обучения навыкам общения важно уметь воспринимать речь на слух.

Впоследствии хорошо развитое слуховое внимание помогает дифференцировать различные звуки и обучаться грамоте. А любые нарушения такого умения вызывают задержки развития.

Развитие слухового внимания

Работа над развитием слуха и внимания является важной составляющей деятельности логопеда и выполняется чаще всего в сочетании с формированием слуховой памяти. Такие занятия направлены в первую очередь на активацию фонематического восприятия – умения ребенка полноценно воспринимать фонемы (звуки) и артикуляционно правильно их воспроизводить.

Многие врачи приводят к выводу, что способность к восприятию отдельных элементов речи часто нарушается по причине недостаточно направленного слуха. Ребенок просто не умеет вслушиваться в речевые обороты окружающих, в результате чего звукопроизношение становится неправильным.

Работа с детьми по формированию слухового внимания осуществляется исключительно в игровой форме. Занятия со специалистом могут быть игровыми, групповыми либо индивидуальными.

Все методики развития внимания слуха у деток тесно связаны со способами формирования фонематического восприятия. Обычно работа со специалистом осуществляется в соответствии с определенным планом, который включает в себя:

  • Работу над неречевыми звуками и их узнаванием.
  • Работу по различению одинаковых звуков, а также слов с фразами, которые отличаются по разным характеристикам, к примеру, высоте и тембру голоса.
  • Обучение умению различать слова с похожим звучанием.
  • Обучение умению различать отдельные слоги.
  • Работу над восприятием и отличиями фонем.
  • Умение проводить элементарный звуковой анализ.

Методы работы и длительность занятий зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста и имеющихся нарушений.

Упражнения для малышей

Для развития слухового внимания далеко не всегда нужно обращаться за помощью к специалисту. Большинство занятий вполне могут проводить родители с детьми в домашних условиях. С малышами раннего возраста можно играть в простые игры:

  • Ребенок садится на стул и закрывает глаза. Родитель (или педагог) звенит в колокольчик либо хлопает в ладоши с разных сторон. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда доносится звук.
  • Родитель подготавливает серию коробочек (небольших), наполненных песком, горохом, гречкой, спичками. У каждой коробочки должна быть пара (с таким же содержимым). Их нужно разложить хаотично по столу. Задача ребенка – на слух подобрать пару.
  • Родитель подготавливает серию карточек с разными животными (например, пчелой, кошкой, барашком, собакой, курицей и пр.). После чего воспроизводит звучание животного. Ребенок должен угадать, какое животное изображает родитель и отыскать карточку с соответствующим рисунком.
  • Родитель повторяет цепочку из трех простых слов. Ребенок должен их запомнить и повторить. Со временем количество и сложность слов можно увеличивать.

  • Родитель предлагает ребенку назвать как можно больше слов с определенным звуком (звук может просто присутствовать в слове, но можно поставить условие, что он должен находиться в начале).
  • Взрослый воспроизводит звуки при помощи разных предметов, например, стучит карандашом о стол, шуршит коробкой со спичками, звенит ложкой в стакане. Ребенок пытается извлечь эти звуки самостоятельно. Также родитель может прикрыть рабочую зону самодельной ширмой и предложить ребенку отгадать, что звучит.
  • Родитель показывает ребенку игрушку-котенка и предлагает внимательно послушать, как тот мяукает, когда находится недалеко (громче) и когда отдаляется (тише). После взрослый повторяет мяуканье с разной громкостью, а ребенок определяет передвижение котенка. Со временем к звуку добавляется эмоциональная окраска – котенок мяукает радостно, со страхом и пр.
  • Родитель подготавливает серию картинок с разными животными (парные) – взрослым и маленьким, например, со свиньей и поросенком, овцой и барашком и пр. После чего раскладывает их перед ребенком и предлагает угадать, кто звучит. Для этого родитель воспроизводит звуки животных то низким, то высоким голосом.

Родители и педагоги могут использовать самый разный дидактический материал для работы со слуховым вниманием. И даже обыкновенный голос с разными интонациями поможет научить ребенка не только слушать, но и слышать.

Деткам постарше

Если ребенок еще находится в детсадовском возрасте, развивайте его слуховое внимание все так же в игровой форме:

  • Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и хлопать всякий раз, как он услышит ошибку. И произносит звукоряд из слов с несложным звуковым составом, например: «слово-слого-слофо-слово-стово-сгово». Дальнейший этап такой игры предполагает еще большую концентрацию внимания: ребенку нужно поднимать красный кружок при неверном звучании, а зеленый – при верном.
  • Взрослый предлагает ребенку послушать серию слогов и выбрать неправильный, к примеру: «ла-ла-ла-ла-ма», «ко-ко-ку-ко-ко» и пр. В дальнейшем также лучше перейти к применению кружков.
  • Взрослый подготавливает серию простых картинок с поездом, ребенком, птичкой и объясняет соответствие картинки звуку. В частности, поезд гудит «уууу», ребенок плачет «ааааа», а птичка пищит «иии». После взрослый несколько раз проговаривает звуки, чередуя их, а ребенок поднимает соответствующее изображение. Затем каждая картинка заменяется кружком разного цвета, к примеру, зеленый соответствует звуку «а», желтый – звуку «и», а красный – звуку «у». Взрослый произносит звуки – ребенок поднимает цветовые кружки. Наконец, из кружков складываются простые звукосочетания «ау», «иу», «аи» и пр.

Применение разноцветных знаков, которые соответствуют звукам, помогает развитию новых межполушарных связей.

Такой метод обучает ребенка быть еще более внимательным, что в дальнейшем очень пригодится в учебе.

Для взрослых

На самом деле, многие взрослые обладают не слишком хорошим слуховым вниманием, что, безусловно, отрицательно сказывается на их способности воспринимать информацию и запоминать новые данные. Чтобы развить такое умение, рекомендуется выполнять несложные упражнения:

  • Прогуливаясь по улице, стоит прислушаться к разговору прохожих и удержать в памяти пару их фраз (на максимально возможный период). Со временем, количество зафиксированной информации стоит увеличивать.
  • Распознавать людей по звуку голоса, интонациям и пр. Обращать внимание на характерные черты, особенности произношения, привычки делать ударение в определенных местах.
  • Не видя говорящих, пытаться составить их портрет по голосу.
  • Пытаться понять разницу в походке людей на слух.
  • Прослушивать мелодии (вначале простые), после чего воспроизводить их по памяти.
  • Прослушивать всевозможные лекции, после чего проговаривать запомненную информацию.
  • Слушать аудиокниги, вдумчиво продумывая услышанный текст.

Слуховое внимание крайне важно для полноценного обучения детей, и его развитие является первым шагом к успешному обучению навыкам письма и чтения.

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу, Детский сад

Должность: учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ д/с № 26 «Сказка»
Месторасположение: город Кстово, Кстовский район, Нижегородская область

Игры на развитие слухового восприятия и произвольного внимания у дошкольников с ЗПР.

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же звуках, запахе, вкусе.

Значение восприятия в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

У детей с задержкой психического развития недостаточная целенаправленность восприятия ведет к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности, соответствует общепсихологической оценке детей, которые «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Еще большее отставание отмечено в формировании интеграции зрительных и слуховых ощущений.

У детей с задержкой психического развития нарушение слухового восприятия сказывается и на звуковом анализе слова — «узловом образовании», связывающих различные формы речевой деятельности — звукопроизношения, чтения, письма. Осознание звуковой структуры слова — необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка, Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.

Страдает также и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно – кинестетического), но главное, их слаженной работе, что составляет основу сенсорно – перцептивной способности.

Причины нарушенного внимания:

  • оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления;
  • несформированность механизма произвольности у детей;
  • несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации — нарушение интереса.

Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения: низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость.

В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость. Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание.

В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения.

Игры на развитие слухового восприятия и внимания

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить слуховое восприятие и произвольное внимание ребенка.

«Где будильник?» Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча, садится на пол.

Ход игры: Педагог, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».- «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка - громко».

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

«Найди ошибку»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход игры: Педагог называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.

Педагог следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.

«Секрет»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка - ножка, мошка - ложка, сушки - ушки, мушки - кружки, мишка -мышка, шишки - книжки, замок - замок, пили - пили, кружки - кружки, дорогой - дорогой.

Педагог добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.

«Повтори, как я»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход игры: Педагог произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).

«Выдели слово»

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух)

Ход игры: Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

Педагог должен произносить слова медленно (если Дети не подготовлены, то звук з в словах нужно выделить голосом: ззонт), после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети имели возможность подумать. Он должен следить, чтобы все дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать у детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.

«Угадай, где кружки, а где кружки»

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Наглядный материал. Две кружки и два кружка.

Ход игры: Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает: «Что находится сверху (кружки), а что снизу (кружки)?» Дети отвечают. Потом воспитатель меняет предметы местами и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

Игры, развивающие слуховое восприятие, очень важны: большое количество информации мы воспринимаем именно на слух. Это и телефонные разговоры с друзьями и знакомыми, и повседневное общение с близкими людьми и одноклассниками (одногруппниками), и — самое главное — уроки, на которых вашему ребенку нужно будет внимательно следить за объяснениями учителя. Между тем большая часть информации, содержащейся в мире вокруг нас, рассчитана на визуальное (зрительное) восприятие: это мультфильмы, компьютерные игры, даже песни с обязательными клипами. Стоит ли напоминать о том, что и удивительный мир музыки способен открыться перед ребенком лишь в том случае, если у него будет развито слуховое восприятие?

По большому счету начинать развивать слуховое восприятие ребенка можно очень рано: буквально до его рождения (доказано, что зародыши уже способны воспринимать идущий извне звук). В 2—3-месячном возрасте ребенок уже реагирует на голоса. Но этого мало для развития слухового восприятия. Ребенок должен уметь различать высоту и силу звука, сопоставлять силу звука с расстоянием (чем оно больше, тем, естественно, тише звук), переключать слуховое внимание с одного звука на другой. Вот почему так важно тренировать его слуховое восприятие: возможно, ваш ребенок не станет великим музыкантом, но он может стать человеком, который умеет слушать, а это уже, поверьте, огромное достижение.

Похлопаем — потопаем

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия, согласованные с ритмом.

Необходимое оборудовани е: бубен.

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное количество участников). Дети становятся в круг, ведущий объясняет правила игры. Взяв бубен, он негромко стучит по нему и объясняет, что, когда звук такой тихий, надо хлопать в ладоши. Затем бьет в бубен громче и объясняет, что дети, услышав такой громкий звук, должны топать ногами.

После этого несколько раз нужно прорепетировать: ведущий бьет в бубен то громко, то тихо — дети то хлопают в ладоши, то топают ногами.

Суть игры состоит в том, что ведущий не просто чередует силу звука, но и выстукивает определенный ритм, который дети должны повторить.

Примечание. У этой игры может быть несколько вариаций. Например, участникам игры можно предложить не встать в круг, а сесть на стульчики. Можно наоборот заставить их подвигаться (топая ногами, они должны не стоять на месте, а ходить по кругу; хлопая в ладоши, — останавливаться и поворачиваться лицом к центру круга). Кроме того, предварительно ведущий может разучить с детьми стихотворения, которые основаны на повторении разных согласных звуков (звонких и глухих), и декламировать его в такт во время игры.

В качестве предварительной работы воспитатель (учитель) может выучить с детьми такое стихотворение.

Скажи погромче слово «гром».

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат»,

И сразу мыши зашуршат.

Жмурки с колокольчиком

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: научить детей распознавать, как далеко от них находится источник звука. Кроме того, игра учит детей ориентированию в пространстве и развивает координацию движений.

Необходимое оборудование: шарф или платок из плотной ткани (можно вместо этого использовать и маску, закрывающую глаза), колокольчик.

Ход игры (играют парами по очереди). Ведущий (воспитатель или учитель) объявляет, что сейчас начнется игра «Жмурки», но не простая, а с колокольчиком. Затем объясняет правила. Одному из участников игры завязывают глаза, а другому дают в руки колокольчик. Задача первого участника — по звуку колокольчика определить, где находится второй игрок, и поймать его. Задача второго участника — уворачиваться от первого игрока, не давая себя поймать, но при этом все время звонить в колокольчик.

После того как первый игрок поймает второго, участники меняются местами. Или же проигравшему завязывают глаза, а на место игрока с колокольчиком становится новый участник.

Разумеется, первому игроку нельзя подсматривать из- под маски, а второму — зажимать пальцем язычок колокольчика или останавливаться так, чтобы колокольчик не звонил: в этих двух случаях игроки дисквалифицируются.

Тише-тише

Возраст : 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать команды и просьбы на слух независимо от силы звука.

Необходимое оборудование : несколько игрушек (любимая собачка, кукла, мишка, игрушечное ведерко). Всего потребуется 5—6 игрушек.

Ход игры (в игре одновременно могут принимать участие не более двух игроков: один берет на себя функции ведущего, другой выполняет задания. Если игра проходит среди маленьких детей, то ведущим должен быть взрослый: понимая смысл заданий, сами дети еще не могут грамотно их сформулировать). Ведущий кладет игрушки возле игрока, а сам отходит от него на расстояние 2—3 м. С этого расстояния ведущий должен шепотом окликнуть игрока и все так же шепотом дать ему какое-нибудь задание (например, поменять мишку и куклу местами, перевернуть ведерко донышком вверх и т. д.). Задания должны быть простыми, формулировать и произносить их следует четко.

Примечание. Если игра проходит с детьми более старшего возраста (5—6 лет), то ее можно усложнить (например, увеличить количество участников игры до 5—6). Ведущий будет по очереди окликать игроков и давать им задания. Задача игрока в этом случае — не просто правильно выполнить задание, но и понять, кому оно адресовано.

Телефончик

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса.

Ход игры (в игре одновременно могут участвовать 8— 10 человек, но не менее 6, иначе игра будет неинтересной). Все игроки выстраиваются в один ряд плечом к плечу. Стоящий с правого края игрок загадывает какое-нибудь слово и шепотом быстро говорит его игроку, стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, передает то, что услышал, другому игроку, тот — следующему и так далее до конца цепи. Поскольку игроки говорят друг другу слово шепотом и часто сами не могут разобрать того, что им сказали, результат может получиться смешным и нисколько не похожим на заданное слово.

Узнай, кто я такой

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: путем игровой тренировки развить слух детей, их умение воспринимать на слух конкретные задания.

Необходимое оборудование : платок или шарф из плотной ткани, чтобы завязывать глаза.

Ход игры (в игре могут принимать участие до 10 человек). С помощью считалки определяется водящий игры, которому завязывают глаза. Остальные игроки становятся в круг (водящий в середину круга).

Игра начинается. Водящий кружится на месте, вытянув вперед правую руку, остальные участники игры ходят по кругу и хором декламируют:

Мы идем, идем, идем,

Дружно песню мы поем.

Только петь нам надоело —

Вот оно какое дело.

С последними словами стихотворения все останавливаются и поворачиваются лицом к водящему. Водящий одновременно со всеми тоже прекращает движение, и, таким образом, его рука будет указывать на кого-то из игроков, который должен сказать: «Угадай, кто я!» Если водящий правильно узнает игрока по голосу, то они меняются местами, если же попытка оказывается неудачной, водящий остается на своем месте, и игра продолжается. Абсолютного победителя в этой игре нет, так что играть в нее можно сколько Угодно.

Примечание . Если играют дети более старшего возраста, то они могут усложнить игру (например, нарочно изменять свой голос).

Хлопни на слово

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое восприятие и внимание ребенка. Игра способствует развитию быстроты реакции у детей.

Ход игры (в игре может участвовать практически неограниченное количество игроков). Ведущий объясняет правила. Они состоят в том, что дети должны внимательно слушать ведущего и хлопать в ладоши, услышав загаданное слово. Например, этим словом будет слово «три». Ведущий быстро читает цепочку слов: «Арбуз — волк — тарелка — тройка (кто хлопнет в ладоши при этом слове, выбывает из игры) — сказка — ложка — труба (в этом слове, как и в слове «три», есть звукосочетание «тр»; кто хлопнул в ладоши, выбывает из игры) — ребус — труд — книга — смотри (в слове есть звукосочетание «три», но само слово не является заданным, так что хлопнувший в ладоши выбывает из игры) — говори — три (кто хлопнул в ладоши, остается в игре) — два — один — единица — синица — краски — яблоко — вишня — игрушка — три поросенка (в словосочетании есть слово «три», так что именно в этом месте надо было хлопать в ладоши).

Цепочку слов при желании можно продолжать. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание. Разумеется, ведущий может придумывать цепочки и с другими словами. Важно, чтобы они не были слишком сложными. Обязательное условие игры: слова должны читаться ведущим в быстром темпе.

Отгадай, что звучит

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать звучание разных предметов и определять, из какого материала они сделаны.

Необходимое оборудование : емкости из различных материалов. Например, можно взять стеклянный стакан, деревянную коробочку, металлическую миску и т. д. Варианты могут быть самыми разными: важно, чтобы они по-разному звучали. Кроме того, для игры понадобятся палочка от игрушечного барабана (можно воспользоваться и обычным карандашом) и платок или шарф, чтобы завязывать глаза.

Ход игры . Ведущий расставляет на столе емкости и объясняет, какой предмет как звучит, ударяя по нему палочкой. Продемонстрировав звучание предметов несколько раз, ведущий выбирает первого игрока. Игроку завязывают глаза (или просто сажают спиной к столу с емкостями), после чего ведущий поочередно ударяет палочкой по «музыкальным инструментам». Задача игрока — определить на слух, какой предмет звучит: деревянный, стеклянный или другой. Если игрок угадал все правильно, то он становится ведущим и выбирает следующего игрока.

Примечание. С детьми старшего возраста игру можно усложнить. Например, можно попросить детей угадывать на слух, из какого материала сделан предмет, одновременно ударяя по двум из них. Это способствует развитию слухового восприятия, поскольку ребенку придется не только угадать материал, из какого сделан предмет, но и суметь разграничить в восприятии два совершенно разных звука.

Нарисуй животное

Возраст : 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей воспринимать слова на слух, оценивать незнакомые слова, опираясь исключительно на их звучание. Игра способствует развитию фантазии у детей.

Необходимое оборудование : фломастеры или карандаши и бумага (для каждого участника игры).

Ход игры (в ней может участвовать неограниченное число игроков). Ведущий предлагает детям побывать в сказочном мире. В этом мире живут невиданные звери, которых дети могут придумать сами. Далее ведущий предлагает игрокам нарисовать животных, ориентируясь только на звучание их названий. Затем ведущий дает два названия фантастических животных (их обязательно должно быть два). Можно придумать свои названия, а можно использовать и готовые, например: «урщух» и «лимень», «мамалына» или «жаваруга» («слова» придуманы А. Журавлевым). После того как дети нарисовали свои варианты, ведущий спрашивает, какое животное доброе, а какое не очень, какое более безобидное, а какое более страшное и т. д. Факт (это неоднократно проверено на практике), что фантастические названия типа «урщух» или «жаваруга» скорее всего подтолкнут фантазию детей на создание образа более угловатого, злого животного, а «мягкие» названия вроде «лимень» или «мамалына» — на рисунки, изображающие безобидного животного.

Примечание. Игра позволяет детям разобраться в основе звукописи — особом изобразительном приеме, когда сочетанием звуков и их ритмическим повторением создается картина окружающего мира.

В качестве предварительной работы можно разучить с детьми стихотворения, в которых основная изобразительная нагрузка ложится именно на звуки, а также задать вопросы к этим стихотворениям.

Пара барабанов,

Пара барабанов

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

И. Сельвинский

Вопрос: представьте, что вы не говорите по-русски. Могли бы вы догадаться, о чем идет речь в стихотворении?

Ответ: да. Самими звуками удачно имитируется барабанная дробь.

Дождь

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Веселый дождь стучит.

С. Маршак

Вопрос: какими звуками поэт «рисует» гром, а какими — дождь?

Ответ: повторением «гр», повторением «по».

Пешком шагали мышки

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки —

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути — отчего не подвезти?

В. Приходько

Ответ : чтобы показать, как шуршат мыши.

Аленушка и Иванушка

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей слуховое восприятие и умение ориентироваться на звук в пространстве.

Ход игры (в нее можно играть группой или всем классом). С помощью считалки выбираются двое игроков: мальчик и девочка. Мальчик будет Иванушкой, девочка — Аленушкой. Дальнейший ход игры напоминает собой «Жмурки». Иванушке завязывают глаза, и он должен найти Аленушку, идя на звук ее голоса. Задача Аленушки — не дать себя поймать. Остальные игроки становятся в круг, держась за руки. Иванушка и Аленушка становятся в центр круга: передвигаться они имеют право только внутри его пределов.

Иванушка ищет Аленушку так же, как в обыкновенных «Жмурках», но время от времени он спрашивает: «Где ты, Аленушка?», — на что Аленушка должна отозваться: «Я здесь, Иванушка». Когда Иванушка поймает Аленушку, они оба становятся в круг, а вместо них по считалке выбирают новых игроков.

Примечание . Игру можно усложнить. Например, игроки в кругу могут сочувствовать Аленушке и, как только Иванушка попросит Аленушку отозваться, они начнут шуметь: хлопать в ладоши или топать ногами. Могут они и хором ответить: «Я здесь, Иванушка». Если Иванушка не растеряется и все-таки найдет Аленушку по голосу, несмотря на все эти препятствия, значит, его можно будет считать победителем.

Загрузка...