docgid.ru

Какие выражения не обозначают формы логического мышления. Логические операции мышления. Операции и формы мышления

Процесс мышление является предметом изучения двух наук – логики и психологии. Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения. Психология изучает процесс мышления индивида: как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Иными словами, логика изучает мышление со стороны результата, а психология – со стороны процесса, таким образом взаимодополняя друг друга.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например: "прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками"; "дом – жилье человека" и т.п. Понятия относятся не к отдельным предметам или явлениям, а к группе, классу сходных предметов или явлений, так как служат обобщенным отражением действительности.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные и единичные. Общие суждения касаются всех предметов и явлений, объединяемых понятием (например: "Все студенты добросовестно готовятся к практическим занятиям"). Частное суждение распространяется только на часть предметов и явлений, относящихся к конкретному понятию ("Некоторые студенты – спортсмены"). Единичное суждение касается индивидуального понятия ("Пушкин – великий поэт"). Суждения раскрывают содержание понятий: если человек высказывает суждение, он должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких исходных суждений (посылка ) мы получаем другое суждение, т.е. вывод (заключение ), извлекая его из содержания исходных суждений.

Человеку присущи два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение (от лат. inductio – наведение) – это умозаключение от частных случаев, примеров, суждений к общему положению, суждению. Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio – выведение) – это умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру. Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например: "Все металлы расширяются при нагревании. Этот предмет металлический, значит, если его нагреть, он увеличится в размерах".

Разновидностью дедуктивного умозаключения является силлогизм – логическая форма мышления, когда из двух посылок (общей и частной) выводится новое суждение. Силлогизм и все остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, следовательно, правильно отражающим объективную действительность.

Существует также умозаключение по аналогии, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект. Таким образом, аналогия (греч. analogia – соответствие, сходство) – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному. Умозаключение по аналогии – один из источников научных гипотез.

Индивидуальные особенности мышления

Так же как и все другие психические процессы, мыслительная деятельность людей характеризуется значительными индивидуальными различиями. Наиболее существенные из них – самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота, критичность ума.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта ума выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области деятельности; в широком кругозоре, разносторонних интересах, любознательности. Широкая познавательная деятельность как качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Глубина ума выражается в умении проникнуть в сущность сложнейших вопросов, увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. Глубокому уму свойственна потребность понять причины возникновения явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от знаний, степени развития мыслительных навыков. Она связана с индивидуальным темпом психической деятельности, в основе которого лежит подвижность нервных процессов. От быстроты ума следует отличать его торопливость: торопливый человек характеризуется отсутствием привычки к длительной и упорной работе.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые и исчерпывающие.

Страница 13 из 42

Логические формы мышления.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).

Рис. 3. Формы мышления

Человеческое мышление - эторечевое мышление. Мышле­ние неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специ­фически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышле­ния и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.

Понятие представляет собой основное содержание мышле­ния, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии сущест­венных связей и отношений объективного мира, способа его воз­никновения и развития.

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у поня­тия существует особого рода “наглядность” - опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия - сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).


Рис. 4. Классификация понятий

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фик­сирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим со­держанием теоретического понятия выступает объектив­ная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общест­венно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще­ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея­тельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями дей­ствительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании рас­ширяются” - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются вы­сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри­цают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) не­посредственно, когда в них выражают то, что воспринимает­ся; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуж­дений. В первом случае мы видим, например, стол коричнево­го цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суж­дения. Например, Д.И.Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).


Рис. 5. Классификация суждений

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относи­тельно всех предметов данной группы, данного класса, напри­мер: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях ут­верждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты - отличники”. В единичных суждениях - только к одному, на­пример: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедук­тивное, по аналогии (см. рис.6).


Рис. 6. Классификация умозаключений

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий. называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение - это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суж­ение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения . В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм . Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно”.

В отличие от других совершается в соответствии с определенной логикой.

В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • обобщение.

Сравнение — мыслительная операции, основанная на

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

Абстрагирование выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы логического мышления

Основными формами логического мышления являются:

  • понятия;
  • суждения;
  • умозаключения.

Понятие

Понятие - форма мышления, отражающая словом конкретными и абстрактными.

Суждение

Суждение - форма мышления, отражающая связи форме утверждения или отрицания.

Умозаключение

Умозаключение - вывод.

Различаются умозаключения:

  • индуктивные;
  • дедуктивные;
  • по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает , без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, умений, навыков.

Логика и эмоции в процессе мышления

В отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.

Сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.

Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.

Понятие логической формы (формы мышления)

Как было отмечено выше, к основным формам абстрактного мышления относятся понятие, суждение, умозаключение. Каждая из этих форм мышления представляет собой систему, элементы которой определенным образом связаны друг с другом и образуют соответствующую логическую структуру. Слово "форма" указывает на то, что логика рассматривает понятия, суждения, умозаключения, отвлекаясь от их конкретного содержания, изменения и развития форм.

Логическая форма (форма мышления) – это способ связи элементов мысли, ее строение.

Структуру мысли, т.е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Выявим структуру (логическую форму) трех следующих суждений: "Все студенты МГУ (S ) имеют студенческие билеты (Р )", "Все адвокаты (S ) являются юристами (Р )". Содержание у них разное, а форма одна и та же: "S есть Р " ("Большой театр России (S ) – национальное достояние (Р )"). Она включает в себя: 1) S (субъект) , т.е. понятие о предмете суждения; 2) Р (предикат) , т.е. понятие о признаке предмета;

3) связку ("имеют", "являются"). Иногда связка может отсутствовать или заменяться на тире, кванторное слово также может быть опущено. При этом под кванторами (от лат. quantum – сколько) необходимо понимать логические операторы, которые указывают на "количество" индивидов, принадлежащих сфере рассуждений.

Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму: "Если студент регулярно выполняет домашнее задание, то у него больше шансов сдать экзамен на отличную оценку"; "Если на улице много снега, то можно кататься на лыжах": "Если А , то В". Символически: А → В.

В общем виде структура логической формы может быть представлена как совокупность элементов: 1) логические переменные (содержательная сторона рассуждения) – имена предметов, суждения (высказывания), которые имеют самостоятельное содержание; 2) логические постоянные (формальная сторона рассуждения) – логические союзы ("и", "или", "если... то" и т.п.), кванторные слова ("все", "ни один", "некоторые" и др.), связки, которые не имеют самостоятельного содержания.

Понятие закона мышления (логического закона)

Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления.

Рассмотрение этого вопроса непосредственно связано с проведенным выше анализом понятий "истинность мысли" и "правильность рассуждения".

Правильные логические формы рассуждений – это такие, в которых всегда из истинных суждений с необходимостью получаются новые истинные суждения. Правильно построенные рассуждения имеют характер законов мышления.

Таким образом, закон мышления, или логический закон, – эго необходимые устойчивые связи между мыслями в процессе рассуждения.

Особенности законов формальной логики:

  • 1) объективность – законы не зависят от воли и сознания человека;
  • 2) формальная всеобщность – охватывают бесконечно различные по содержанию, но сходные по форме мысли;
  • 3) необходимость – без соблюдения законов невозможно достичь истины в рациональном познании;
  • 4) абстрактность – отражают лишь существенные связи между мыслями, отвлекаясь от несущественных;
  • 5) устойчивость – их содержание не изменяется при изменении предмета рассуждения;
  • 6) очевидность – не нуждаются в доказательствах;
  • 7) нормативность – обеспечивают правильность рассуждения.

Формальная логика изучает два типа законов.

1. Законы, выражающие необходимые общие требования, которым должны удовлетворять понятия, суждения, умозаключения и логические операции с ними. Эти законы называются основными, потому что они выражают коренные свойства логического мышления: его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Основные формально-логические законы:

  • 1) закон тождества;
  • 2) закон исключенного третьего;
  • 3) закон непротиворечия;
  • 4) закон достаточного основания.
  • 2. Законы, выражающие логические формы (схемы, структуры) правильно построенных рассуждений, умозаключений, высказываний.

Ко второму типу законов относятся правильно построенные высказывания, в которых истинность одних суждений с необходимостью заставляет признавать истинность других. При правильно построенном мышлении мы "чувствуем принуждение" мыслить так, а не иначе. Например, если мы признали истинность суждений: "Если человек совершил кражу, то он совершил преступление" и "Человек совершил кражу", то необходимо признать истинность и такого суждения: "Человек совершил преступление".

Законы мышления лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств, которые совершает человек в процессе мыслительной деятельности.

Практическое значение логики

Представляя собой практическую науку, формальная логика способствует совершенствованию процесса мышления, а именно формирует знания, умения и навыки, которые позволяют специалисту:

  • а) логически непротиворечиво, доказательно излагать свои мысли;
  • б) критически оценивать свои и чужие рассуждения, самостоятельно оценивать и решать сложные проблемные ситуации, явления и процессы;
  • в) грамотно, т.е. логически правильно используя такие операции и процедуры, как обобщение и ограничение, определение, деление понятий, преобразования суждений, установление их истинности и ложности, упорядочивать информацию;
  • г) использовать законы мышления как эффективное средство познания, убеждения в ходе разнообразных коммуникативных ситуаций;
  • д) обнаруживать и квалифицировать логические ошибки, сознательно или неумышленно допущенные в рассуждениях.

Будучи нормативной наукой, формальная логика не просто описывает человеческое мышление, а задает определенные принципы (нормы) и правила, которым мышление человека подчиняется.

Формальная логика формирует культуру мышления, умение эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логически познавательных средств.

Во всех науках используется определенная терминология, понятия, утверждаются или отрицаются суждения, строятся умозаключения. Но ни одна наука, кроме формальной логики, не изучает общие особенности этих форм общения.

Открытие логической формы мышления позволило разграничить мир явлений и их глубинных инвариантных структур, которые скрыты за внешней чувственной стороной явлений, что позволило устанавливать закономерные отношения для целого класса явлений и делать научные обобщения.

Таким образом, логику можно назвать наукой, изучающей формы мышления с точки зрения их структуры, законы и правила получения выводного знания.

Логика также изучает общие логические приемы, используемые человеком в познавательной действительности.

Изучение логики формирует следующие умения.

  • 1. Точно мыслить и четко излагать свои мысли.
  • 2. Убеждать собеседника.
  • 3. Обосновывать свои рассуждения.
  • 4. Анализировать свои и чужие рассуждения.
  • 5. Вести спор, дискуссию, полемику.
  • 6. Думать (и это самое главное).

Логические формы мышления.

Физиологические механизмы мышления.

Физиологическим процессом мышления является сложная аналитико- синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления прежде всœего имеют значения те временный связи (ассоциации), которые образуются между мозговыми центрами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всœегда детерминируется внешними раздражителями, образующиеся при этом нервные связи отражают действительную связь вещей и явлений. Эти закономерности вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, состоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация - ϶ᴛᴏ и есть момент рождения мысли.

Мышление опирается не только на первоначальные связи. В процессе мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры.

Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить основные взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами, а обобщенными символами.

На базе философских предельно общих принципов теории познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими, конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и умозаключения.

Понятие есть мысль, в которой отображаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. К примеру, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всœегда вырыжаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - ϶ᴛᴏ отражение –связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. К примеру, суждение “Металлы при нагревании расширяются” выражает связь между изменениями температуры и объёмом металлов. Устанавливая таким образом различные связи и отношения между понятиями, суждения являются высказыванием чего-то о чем-то. Οʜᴎ утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметам, событиями, явлениями действительности. К примеру, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определœенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Учитывая зависимость оттого, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Истинным является, к примеру, высказывание: “Киев – столица Украины”. Ложное суждение, напротив - выражает такую связь между объективными явлениями, которая в действительности не существует, к примеру: “Сумма внутренних углов треугольника в геометрии Евклида не равна двум прямым”.

Суждения бывают общими, частными, единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всœех предметов данной группы, данного класса, к примеру: “Все рыбы дышат жабрами”. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всœем, а лишь к некоторым предметам, к примеру: “Некоторые студенты – отличники”; в единичных суждениях – только к одному, к примеру: ”Этот ученик плохо выучил урок”.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, к примеру, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”. Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждение. К примеру, Д.И. Менде-

леев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов. Когда впоследствии эти элементы были открыты и исследованы, то оказалось, что многие теоретически выведенные предсказания (суждения)

Д.И. Менделœеева подтвердились.

В такой умозаключающей, рассуждающей (и, в частности, предсказывающей) работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредствованный характер.
Размещено на реф.рф
Умозаключение, рассуждение - ϶ᴛᴏ и есть основная форма опосредствованного познания действительности. К примеру, в случае если известно, что “всœе сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суждение), то сразу можно умозаключить, ᴛ.ᴇ. сделать вывод, что “данное вещество горюче” (третье суждение выведенное из первых двух); причем уже не требуется специально прибегать к непосредственной опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно, умозаключение - ϶ᴛᴏ такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, принято называть посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: ”Все сланцы горючи” (общая, или большая, посылка), “Данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая, посылка).

Вывод, получаемый в ходе умозаключения из этих двух посылок, большей и меньшей, принято называть заключением (“Данное вещество горюче”).

Различают умозаключения двух базовых видов: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция).

Индукция есть умозаключения от частных случаев, примеров и т.д. (ᴛ.ᴇ. от частных суждений) к общему положению (к общему суждению).

К примеру, после того как установлено, что электропроводностью обладают и желœезо, и медь, и алюминий, и платина, и т.д., становится возможным обобщить всœе эти частные, отдельные, единичные факты в общем суждении: “Все металлы электропроводны”.

Дедукция, наоборот, есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению. Одним из распространенных видов дедуктивного умозаключения является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”.

С помощью такой силлогистической дедуктивной формулы из двух посылок (общей и частной) выводится суждение об электропроводности олова.

Силлогизм – это простейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мышления. На базе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется проверка всœех базовых мыслей, возникающих в процессе обдумывания постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь процесс доказательства

(к примеру, математической теоремы) строится в конечном итоге как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные суждения, понятия и т.д.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, силлогизм и всœе остальные логические формы дедукции и индукции совершенно необходимы для нормального протекания мыслитель-

ной деятельности. Благодаря им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым и, значит, правильно отражает объективную действительность. По этой причине формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные закономерности мыслительной деятельности.

Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но совершенно недостаточны для полного, глубокого, всœестороннего объяснения человеческого мышления.

Предмет формальной логики - ϶ᴛᴏ не всœе мышление, а только одна его сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы мышления). Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже возникшие мысли – понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определœенные соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одними из примеров такого соотношения или такой формулы. Тем самым формальная логика отвлекается, абстрагируется от непосредственных условий возникновения и развития этих мыслей – понятий, суждений, умозаключений.

Логические формы мышления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Логические формы мышления." 2017, 2018.

Загрузка...