docgid.ru

Кто умножает знания умножает печаль. Путеводитель по библии. Смотреть что такое "Во многой мудрости много печали" в других словарях

Нужно ли буквально понимать слова «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18)? Действительно ли познание умножает скорбь?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Слова эти являются частью стиха 1-й главы книги Екклесиаста. Точное понимание их требует прочтения всей книги и правильного ее толкования. Эта фраза, взятая вне богословской логики автора, воспринималась и воспринимается в соответствии с мировоззренческими настроениями людей: в духе философского (А. Шопенгауэр, Э. Гартман), литературного (Дж. Леопарди) или житейски-обыденного пессимизма, свойственного большинству неверующих людей. Екклесиаст же (евр. кохелет - «говорящий в собрании») учит видеть великое и единственно непреходящее благо только в Боге: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека ; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13-14). Но прежде, чем привести тех, кого он поучает, к мысли, что «благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его» (Еккл. 8: 12), Екклесиаст, в традициях высокой библейской поэзии, показывает тщету земных благ и мирских преимуществ. Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость смены поколений: «Род проходит, и род приходит» (Еккл. 1: 4). Печаль вызывает и созерцание бесконечной повторяемости явлений природы: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь» (Еккл. 1: 5-7).

Но и занятия человеческие не утешают проповедника. Труд тоже не дает постоянного счастья. «Что пользы человеку от всех трудов его?» (Еккл. 1: 3). Это понятие пользы является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. В еврейском тексте употреблено существительное ithron . Во всей Библии оно встречается только в книге Екклесиаста. Переводчики на русский язык передают его словом «польза». Однако речь не идет о пользе в обычном значении. Честно исполненный труд не может быть бесполезным. Он жизненно необходим. Екклесиаст, несомненно, в слово итрон вкладывает высший непреходящий смысл. Речь идет о счастье, которое является не призрачным и скоро текущим, а устойчивым и вечным. Без этого все - «суета сует» (Еккл. 1: 2). Автор употребляет слово хэвэл (от халдейского habal - «дымиться, испаряться»). Первоначальное значение этого слова - «дыхание, дуновение», то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: «пустое, безрезультатное занятие». У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (см.: Ис. 30: 7). Соломон, автор книги Екклесиаста, говорит не просто о тщетности земного, но употребляет превосходную степень: хэвэл хавалим («суета сует»). В еврейской грамматике словосочетание «хэвэл хавалим» («суета сует») называется status constructus, то есть сопряженное отношение; применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: «небеса небес» (Втор. 10: 14; Пс. 67: 34), «царь царей» (Езд. 7: 12; Дан. 2: 37), «Святое святых» (Лев. 16: 33; Числ. 4: 4).

Не принесло облегчение сердцу и познание земного: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем» (Еккл. 1: 13). Разочарование оказалось таким же горьким. К излюбленному выражению «хэвэл хавалим» он прибавляет «реут руах» («томление духа») (Еккл. 1: 14). Екклесиаст убедился, что земная мудрость и знания оказались такой же суетой, как и все в человеческой жизни. Он приходит к мысли: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1: 18).

Однако воспитанный в вере отцов Екклесиаст не мог стать пессимистом. Он познал пути Божественного Промысла: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл. 3: 14). Обретший в своем сердце Бога вместе с мудростью обретает и истинную радость, а не печаль, как думают пессимисты, не познавшие Бога: «Кто - как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» (Еккл. 8: 1).

Учение о мудрости в Псалтири, в книгах Екклесиаста и Притч, так же и в других ветхозаветных Писаниях, имело прообразовательное значение. Оно приготовляло к восприятию высшей премудрости, которая явилось в Иисусе Христе: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» (Рим. 11: 33). Только соединившись с Христом, человек может обрести подлинную мудрость, которая не только не умножает печаль и скорбь, но дает блаженную радость познания новой жизни.

https://www.cia.gov/Library/publications/the-world-factbook/rankorder/2066rank.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
Никакой адекватной реакции читателей. А вдуматься, как с этим можно вообще жить, если из этой информации сделаны правильные и логически непротиворечивые выводы?
Здесь вспоминается Кассандра, которая имела дар ясновидения и предсказания, но Боги сделали так, что ей никто не верил. На самом деле это не Боги, это люди обычно бывают несовершенные, недалёкие, глупые и равнодушные. Нет, лучше В.С. Высоцкого не скажешь:
Фредерик Сэндис КАССАНДРА

Долго Троя в положении осадном Оставалась неприступною твердыней, Но троянцы не поверили Кассандре,- Троя, может быть, стояла б и поныне. Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. И в ночь, когда из чрева лошади на Трою Спустилась смерть, как и положено, крылата, Над избиваемой безумною толпою Кто-то крикнул: "Это ведьма виновата!" Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. И в эту ночь, и в эту кровь, и в эту смуту Когда сбылись все предсказания на славу, Толпа нашла бы подходящую минуту, Чтоб учинить свою привычную расправу. Без умолку безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах. А вот конец - хоть не трагичный, но досадный: Какой-то грек нашел Кассандрину обитель,- И начал пользоваться ей не как Кассандрой, А как простой и ненасытный победитель. Без устали безумная девица Кричала: "Ясно вижу Трою павшей в прах!" Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - Во все века сжигали люди на кострах.

Страшно знать и понимать, но не иметь возможности донести это знание и понимание до людей. Есть и другая трактовка, что любое знание полученное человечеством кого-то убивает и цена этого получаемого знания неизмеримо больше самих крупиц истины. Что-то на поэтов понесло сегодня. Юрий Кузнецов АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку счастливую слышал Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! - Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака.



2 февраля 1968 Когда становишьсястарше, конечно становишься, если не умнее, то опытнее. Сам понимаешь, какие трагические ошибки совершал, хочешь предупредить детей и...не получается. Обычно все нарабатывают собственный опыт, а цена бывает сама жизнь и не всегда своя, бывает и чужая. С ужасом думаю, как нас демократы - рыночники развели в 80-е годы и мы стали это проверять на своём опыте и ценой стали миллионы жизней (которые мы точно и посчитать не можем, может это самое страшное и есть). Есть у нас памятник НЕИЗВЕСТНОМУ СОЛДАТУ, все понимают зачем, за что и ПОЧЕМУ? Интересно - будет ли ПАМЯТНИК НЕИЗВЕСТНОЙ ЖЕРТВЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ, когда невозможно объяснить зачем, за что и ПОЧЕМУ? Тем не менее УНЫНИЕ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ (автору думается, что и БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ). Имея в виду вышеприведённые аспекты надо понимать, что без получения информации невозможно делать правильные выводы и планировать правильные действия. Поэтому даже трагическое познание, умножающее скорбь и печаль обеспечивает движение вперёд. Не познавая, не накапливая и не передавая накопленные знания потомкам человечество давным давно бы вымерло. Поэтому познание объективно необходимо. И последнее - познание во многом это творческий процесс. Но нет в жизни большего счастья ЧЕМ ТВОРЧЕСТВО!!!

Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, – всё суета!

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

Предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою: у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать насаженное;

Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым.

Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это – доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?

И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе;

А блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, которые делаются под солнцем.

Всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!

Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела.

Не торопись языком твоим и сердце твое да не спешит произнести слово… Слова твои да будут немноги.

Как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.

Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить.

Во множестве сновидений, как и во множестве слов, много суеты.

Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране.

Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и кто любит богатство, тому нет пользы от того.

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.

Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается.

Кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых.

Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй.

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание… ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы.

Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщины между всеми ими не нашел.

Кто – как мудрый, и кто понимает значение вещей?

Сердце мудрого знает и время и устав… для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет кто скажет ему?

Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.

Нет лучше для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его.

Человек не может постигнутъ дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

Не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех.

Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми.

Мудрость лучше воинских орудий.

Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую.

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.

Труд глупого утомляет его.

Пиры устроиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь.

Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать.

Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди.

Прежде чем знакомиться с высказываниями по теме, следует учесть, что процесс обучения может быть как позитивным, так и негативным. Ведь мы усваиваем не только хорошее, но и плохое, учимся не только знаниям, но и заблуждениям. Поэтому не всякое обучение и не всякое знание полезно для человека. А о некоторых вещах нам так и вовсе лучше ничего не знать.

Бич человека - это воображаемое знание. (Монтень)

Благоденствие - это великий учитель, но несчастье - учитель величайший. Богатство изнеживает разум, лишения укрепляют его. (Уильям Хэзлитт)

Бывают знания и ощущения, которые можно выразить только ещё непридуманными словами. (Готфрид Бенн)
(Новые знания - новые термины)

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. (Джон Локк)

Вера и знание - это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая. (Шопенгауэр)

Вещам, которым надо бы учиться, чтобы их делать, - лучше учиться, делая их. (Аристотель)

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. (Конфуций)

Во многом знании - много печали, и кто умножает своё знание, умножает свою скорбь. (Экклезиаст)

Всему, чему я научился в жизни, я научился сам. (Д.Б. Шоу)

В слове «учёный» заключается только понятие о том, что его много учили, но это совсем не означает, что он на самом деле чему-то научился. (Г. Лихтенберг)

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться. (А. Граф)

Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество. (Гельвеций)

Где отсутствует истинное знание, там невежество именует себя наукой. (Д.Б. Шоу)

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной. (Гельвеций)

Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь. (Боэций)

Даже известное известно немногим. (Аристотель, «Поэтика»)

Девять десятых образования это поощрение. (Анатоль Франс)

Диплом учебного заведения - документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)

Для того, кто не знает, всё возможно. (Кристоф Виланд)

Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

Дурака учить, что мёртвого лечить. (Русская посл.)

Единственное лекарство против суеверия - это знание.
(Амброиз Бирс)

Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример. (А. Эйнштейн)

Единственный способ защититься от внешнего мира - это глубоко его познать. (Локк)

Если бы молитвы детей осуществлялись - ни одного учителя не осталось бы в живых. (Персидская посл.)

Если моя теория не согласуется с фактами, - тем хуже для фактов. (Гегель)
(Практически всегда данное высказывание трактуется как иллюстрация чрезмерного самомнения. Однако смысл высказывания в другом. Акцент установлен на мощь теории. Совершенная теория проверяет на подлинность факты, а не наоборот. И если факты не согласуются с этой теорией, значит, они ошибочны)

Если мы действительно что-то знаем, то мы знаем это благодаря изучению математики. (П. Гассенди)

Если разрушается мышление, то разрушается и порядок. (Конфуций)

Если ты в кое в чём что-то не понимаешь, это ещё не значит, что во всём остальном ты уже разобрался. (Автор не установлен)

Если учитель ест стоя, то ученик ест на ходу. (Малайско-индонезийская посл.)

Если я тебе расскажу, как я это делаю, то народ перестанет платить деньги мне, и начнёт платить их тебе. (Ходжа Насреддин)

Есть книги, из которых можно узнать обо всём, и ничего не понять. (Гёте)

Есть моменты, когда невежество есть благо. (Чарльз Диккенс)

Есть только две вещи, на которых не следует экономить, - это своё здоровье и образование своих детей. (Теткоракс)

Есть три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают; знать не то, что следует знать. (Шарль Дюкло)

Ещё Монтень открыл, что заучивание наизусть не имеет ничего общего со знанием. (Гаральд Хайнрих)

Живые не могут ничему научить мёртвых; зато мёртвые учат живых. (Шатобриан)

Заблуждающихся следует подвергать единственному наказанию - заставлять их учиться. (Платон)

Знание есть сила, сила есть знание. (Ф. Бэкон)
(В оригинале: Knowledge itself is power. («Знание само по себе - сила»)

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К. Гельвеций)

Знание столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. (Фома Аквинский)

Знание - это информация о том, что томат является фруктом. Не положить томат во фруктовый салат - это мудрость. (Майлс Кингтон)

Знание - это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим. (Джозеф Адисон)

Знать людей - значит, знать их страсти. (Б. Дизраэли)

Идеи - как кролики: берёшь пару, учишься с ними обращаться и довольно скоро их у тебя дюжины. (Джон Стейнбек)

Избегать суеверий - суеверие. (Ф. Бэкон)

Из всех научных теорий мне по душе та, согласно которой кольца Сатурна целиком состоят из потерянного авиабагажа. (Марк Рассел)

Из книг учатся всему, кроме того, каким образом пользоваться ими самими. (Ф. Бэкон)

Изучить - значит, понять правильность того, что думают другие. (Гегель)

Интуиция это не осознаваемые человеком знания. (Теткоракс)

Каждый образованный человек должен знать, что у гранёного стакана четырнадцать граней, а у креветки десять ног. (Теткоракс)

Качество знаний обратно пропорционально умению пользоваться поисковыми системами.
(Да, нам интернет ученье заменил)

Когда знание забыто - это ещё полбеды, но когда оно передано недостойному - это уже преступление. (Пророк Магомет)

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем. (Менандр)

Кто ничего не знает, поверит во всё. (Мария Эбнер Эшенбах)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других. (Д.Б. Шоу)

Кто умеет - делает; кто не умеет - учит других; а кто не умеет и этого - учит учителей. (Лоренс Питер)

Кто умнее: дурак или тот, у кого он учился? (Теткоракс)

Кто умножает познания, умножает скорбь. (Соломон)

Кто учится, не размышляя, впадёт в заблуждение. Кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. (Конфуций)

Ложное знание опаснее невежества. (Д.Б. Шоу)

Лучшие книги говорят то, что известно и без них. (Джордж Оруэлл)

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. (И. Кант)

Люди в своем большинстве живо интересуются всем на свете, за исключением того, что действительно стоит знать. (О. Уальд)

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
(Козьма Прутков)

Многие знания - многие печали. (Соломон, Экклезиаст 1:18)

Многому я научился у своих наставников, ещё большему - у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. («Талмуд»)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С. Пушкин)

Мы знаем столько, сколько помним. (Латинская посл.)

Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется. (Рабиндранат Тагор)

Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила. (Ф. Бэкон)

На дне колодца знания залегает истина. Выпив оттуда всю воду, ты легко обретёшь искомое. (Авессалом Подводный)

На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. (У. Селлар)

Народ можно принудить к послушанию, но нельзя принудить к знанию. (Конфуций)

Настанет время, когда наши потомки будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей. (Сенека старший)

Наука изощряет ум; ученье вострит память. (Козьма Прутков)

Научиться можно только тому, что любишь. (Гёте)

Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым. (Генри Шоу)

Наши недостатки - суть лучшие наши учителя. Но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным. (Ницше)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Недостаточно быть талантливым учеником, надо, чтобы талантливым был и учитель. (Автор не установлен)

Не знаешь - молчи! Знаешь - помалкивай! (Автор не установлен)

Незнание - не довод, невежество - не аргумент. (Б. Спиноза)

Нелегко встретить человека, который отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост. (Конфуций)

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются. (Пифагор)

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. (Сократ)

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов. (Демокрит)

Неспособность учиться в пожилом возрасте объясняется (и притом несомненно) нежеланием более повиноваться. (Георг Лихтенберг)

Не стремись знать всё, чтобы не стать во всём невеждой. (Демокрит)

Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию. (Галилей)

Неуч только скучен, педант же несносен. (Наполеон Бонапарт)

Нужно помнить, что неопытная деревенщина всегда обещает чересчур много и уверена, что знает то, чего на самом деле она не знает. (Флавий Вегеций)

Образование - не помеха женственности: докторши так же глупы, как и прочие женщины. (Гуго Штейнхауз)

Образование - это способ приобретения предубеждений более высокого порядка. (Лоуренс Питер)

Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. (Б.Ф. Скиннер)

Обучать - значит, вдвойне учиться. (Жозеф Жубер)

Общество, в котором старики ленятся учить молодёжь, а молодёжь считает, что у стариков учиться нечему, обречено. (Теткоракс)

Одно из величайших бедствий цивилизации - учёный дурак. (Карел Чапек)

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним. (Ричард Бах)

Опыт - лучший учитель. (Латинская посл.)

Основная задача образования состоит в том, чтобы сделать свой ум собеседником, с которым было бы приятно вести беседу.
(Сидни Харрис)

От того, чему учит сегодня ваша школа, зависит то, чем спустя поколение будет заниматься ваше правительство. (Авраам Линкольн)

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь. (Козьма Прутков)

Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания. (М. Монтень)

Плох тот ученик, который не превосходит учителя.
(Леонардо да Винчи)

Познание начинается с удивления. (Аристотель)

Познания уничтожают деятельность: для того чтобы действовать, нужно быть ослеплённым иллюзией. (Ницше)

Пока живёшь - учись. Не жди, что старость принесёт с собой мудрость. (Солон)

Постоянно наставляй своих близких на путь истинный, иначе со временем, их проблемы станут твоими проблемами. (Теткоракс)

Поучать старца - что лечить мертвеца. (Диоген)

Прежде чем познать всё, познай необходимое. (Теткоракс)

При изучении наук примеры полезнее правил. (Исаак Ньютон)

Простых людей поражают невероятные явления; образованных же, напротив, пугает и озадачивает всё самое простое, обыденное. (Эдмунд Бёрк)

Птица учит рыбу летать, рыба учит птицу плавать. Чему они могут научиться друг у друга? Они учатся тому, что каждый должен заниматься своим делом. (Теткоракс)

Пусть первым уроком ребёнка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б. Франклин)

Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным. (Вовенарг)

Редко становится великим тот, кто не нашел в себе мужества пренебречь знанием множества ненужных вещей. (К. Досси)

Самое вредное это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле не верны.
(Фрэнк Найт, американский экономист)

Совершенство - это знание человека о своём несовершенстве. (Аврелий Августин)

Сократ… заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. (Монтень)

Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться мудрости в этом мире.
(Хун Цзычен)

Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь. (Солон)

Строгость учителя лучше ласки отца. (Персидская посл.)

Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины, а именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью. (Роджер Бэкон)

Существуют шесть путей, дающих возможность познать человека. Это его выражение лица, его слова, его дела, его характер, его цели и, наконец, мнение других людей. (Ф. Бэкон)

Сытое брюхо к ученью глухо. (Русская посл.)

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит. (Цицерон)

Тот, кто знает, чего хочет, или слишком мало хочет, или слишком много знает. (Автор в розыске)

Тот, кто ничего не знает, ни в чём не сомневается. (Рэндл Котгрейв)

Тот, кто обращаясь к старому, способен открыть новое, достоин быть Учителем. (Конфуций)

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. (Сунь Цзы)

Тот, кто умеет, - делает, кто не умеет - учит. (Д.Б. Шоу)

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. (Жозеф Жубер)

То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. (Апулей)

Трагедия мира в том, что у мечтателей мало опыта, а у практиков скудное воображение. Глупцы действуют по фантазиям без знаний; педанты - по знаниям без фантазий. Задача университета в том, чтобы соединить воображение с практикой. (Альфред Уайтхед)

Три пути ведут к знанию: путь размышления - самый благородный, путь подражания - самый лёгкий и путь опыта - самый горький. (Конфуций)

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. (Сенека)

Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов. (Шопенгауэр)

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь стремиться узнать больше, чем достаточно. (Уильям Блейк)

Умные поучают дураков, дураки - идиотов, идиоты - умных. Именно таким образом и происходит круговорот знаний в природе. (Теткоракс)

Умные учатся на чужих ошибках, глупые - на своих, а мы - ни на своих, ни на чужих. (Теткоракс)

Урок только тогда является настоящим уроком, когда он подталкивает нас начать движение в верном направлении.

Уча, учимся. (Сенека)

Учение без размышления бесполезно, размышление без учения - опасно. (Конфуций)

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. (Аристотель)

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх)

Ученье свет, а неученье - чуть свет и на работу. 😦

Ученье - свет, а неучёных - тьма. (Автор в розыске)

Учёность - единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь. (Плутарх)

Учи своих детей - чужие и так учёные. (Вьетнамская посл.)

Учись пользоваться тем, что есть, тогда не понадобится то, чего нет. (Ф. Честерфилд)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (О. Бисмарк)

Учитель нужен дураку, ученику нужен Мастер. (Би Дорси Орли)

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь. (Аристотель)

Учиться - значит, открывать то, что ты уже знаешь. Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь. (Ричард Бах)

Учиться можно и у врага. (Овидий)

Учиться на чужих ошибках гораздо труднее, чем на своих собственных. (Автор не установлен)

Учиться никогда не поздно,
Исправь поступки юных лет;
То сердце прямо благородно,
Что ищет над собой побед. (Г. Державин)

Хитрые люди презирают учение, простые преклоняются перед ним, мудрые пользуются им. (Томас Маколей)

Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане; не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть. (Ф. Честерфилд)

Хуже парня, который считает себя всезнайкой, может быть только тот, кто и в самом деле всё знает. (Эл Бернштейн)

Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. (Эйнштейн)

Чего сами не знают, тому учат других. (Цицерон)

Человек, который ничего не читает, образованнее того, кто не читает ничего, кроме газет. (Томас Джефферсон)

Человек, который слишком стар, чтобы учиться, по всей вероятности, всегда был слишком стар, чтобы учиться.
(Генри Хаскинс)

Человек не является ни самой древней, ни самой постоянной из проблем, возникавших перед человеческим познанием.
(Мишель Фуко)

Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие.
(Ф. Бэкон)

Чем больше понимаешь, тем больше круг людей, которым с тобой не о чем говорить (Алекс Ведов)

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
(Лев Толстой)

Чем правильнее нам кажется суждение, тем тщательнее мы должны его проверять. (Теткоракс)

Чему может научить рыба птицу? (Би Дорси Орли)

Чем хуже учитель учит, тем больше он спрашивает; чем он слабее, как воспитатель, тем боле крутые меры он принимает. (Автор в розыске)

Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. (Ф. Бэкон)

Чтоб познать других - два средства есть:
Одна насмешка, а другая лесть. (Гёте)

Я утверждаю, что… самопознание ни к чему путному не приводило. (И. Гёте)
(Высказывание явно вырвано из контекста. Искать этот контекст составителю в облом)

- Что вы читаете, учитель?
- Мне уже не интересно читать, я пишу.

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Что такое образование? Изучить, забыть и случайно вспомнить. (Автор в розыске)

Школа - это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы. (Роберт Ингерсолл)

Школьная программа это вопрос выживания государства. (Теткоракс)

Я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат.
(У. Черчилль) (Точнее, - поучают)

Я знаю, что ничего не знаю. Но другие не знают даже этого. (Сократ)

Я не учу мудрости, я избавляю от предрассудков. (Пифагор)

Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию. (Марк Твен)

Я плачу учителю, но учат моего сына его соученики.
(Ральф Эмерсон)

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин)

В разделе на вопрос Многие знания -многия печали. Откуда это? заданный автором Невроз лучший ответ это Это слова царя Соломона: "И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл 1:17,18).

Ответ от Звукосочетание [гуру]
От человеков.


Ответ от Коростель [эксперт]
В Священном Писании, в книге Екклесиаста они звучат немного иначе («во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [Еккл. 1, 18]), но смысл действительно таков. Речь здесь идет не столько о знаниях научных, сколько о знании жизни – в ней действительно очень много скорбного, и потому, чем лучше мы ее узнаем, тем больше поводов для скорби и печали появляется у нас. Но тем скорее и задумываемся мы о том, что сама по себе подобная исполненная скорбей жизнь не имела бы смысла, не будь иной, преддверием к которой служит нынешняя. Тем скорее начинаем мы постигать ту истину, что время бытия настоящего есть время покаяния, а скорби и печали земные – та «епитимья» , которую мы несем за свои грехи, и в то же время самое ясное свидетельство того, какой невыносимой становится жизнь, которую кто-то пытается прожить так, как если бы Бога не было.


Ответ от Yura svinin [новичек]
кто написал эклезиаст


Ответ от Борис ЖУРБИН [новичек]
дурачком прикинешься - легче жить


Ответ от Ёурки - за модернизацию(оф.стр.) [гуру]
Из личного опыта царя Соломона...

Загрузка...