docgid.ru

Медицинские исследования мусульманского поста. Актуальные вопросы о посте в рамадан

1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?

Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания.

2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?

Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.

3. Нужно ли поститься беременным?

Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»

4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?

Если по разным причинам (в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура» приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца» . Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет без приема пищи и держать пост.

5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?

Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.

6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?

Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен.

Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения, и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух.

7. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?

Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз» . Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).

8. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, или же не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: « Ч еловек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония» .

9. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?

Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца.

11. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?

Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают, что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.

12. Нарушает ли жевательная резинка пост?

От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).

Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.

13. Нарушается ли пост п ри уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.органы), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

14. Нарушается ли пост при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходимо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день. Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

15. Нарушается ли пост при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство, введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

16. Нарушается ли пост при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» ,.

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

17. Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

18. Нарушает ли пост использование капель в нос, в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

19. Можно ли во время поста мыться в бане?

Учитывая, что баня-это место, где люди моются, используя пар, желательно отложить посещение бани до времени разговения. Потому что пар в бане – состоит из молекул воды, то есть в пар содержит частицы воды. Через вдыхание пара в большом количестве в организм попадает определенное количество воды. Поэтому есть основание говорить о том, что ваш пост будет нарушен.

Однако постящемуся можно принимать ванну или душ. Необходимо лишь следить за тем, чтобы через рот или нос не попала вода во внутрь. Истина же ведома лишь Аллаху!

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
сайт/

Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
Ибн Мәжә – 1667.
Десятый день месяца Мухаррам
Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
Бухари, Китабус саум – 1827.
Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.
а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
Муслим, Иман – 134.
Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
Бакара - №187 аят.
Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene
Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
Бухари, Саум, 1837-хадис.
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

«В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.» (Сура Аль Бакара ая 185)

Во первых: если больной может соблюдать пост без лишнего напряжение, не вредя при этом своему здоровью, то он обязан поститься, потому что нет никакой причины для прерывания поста.

Во вторых : если он может поститься с трудом, но пост не повредит его здоровью, то он может прервать пост, потому что в Кураане сказано: «….А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время.»
(Сура Аль Бакара ая 185)

Поститься в таком положении нежелательно, потому что поступая так человек словно отказывается от льготы, предоставленной Аллахом субхан ва Тааля, и причиняет себе страдания. Передают со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине Аллах любит,когда пользуются предоставленными Им льготами, так же как не любит когда ослушаются Его «

В третьих: если пост вредит его здоровью, то он обязан прервать его, потому что Аллах субхан ва Тааля сказал:»....Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам.»(Сура Ан Ниса ая 29) и также:
» Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель.»
(Сура Аль Бакара ая 195)

………………….

Если постящийся заболеет в дневное время суток рамадана и не сможет переносить пост, то ему позволяется прервать его, поскольку у него появляется уважительная причина.А если прервавший пост больной выздоровеет в дневное время суток рамадана, то он не имеет право поститься в этом день, потому что не имел намерения поститься весь день до начало рассвета.

…………………

Если компетентный врач заявляет, что пост может повлечь за собой заболевание, осложнить положение больного или замедлить его выздоровление, то больному разрешается не соблюдать его.Если такая опасность исчезнет со временем, и больно может поститься, то он должен возместить пропущенные дни поста до следующего рамадана. Если надежды на выздоровление нет, то он должен накормить за каждый пропущенный пост одного бедняка.

Если же после выздоровления верующий не возместил пропущенные дни до наступления рамадана, то ему следует после окончания месяца поста, не только возместить пропущенные дни, но и накормить за каждый пропущенный день бедняка.

Если же он не успел возместить пропущенные дни по причине затяжной болезни, то он обязан только возместить пропущенные дни и не должен кормить бедняков.Этого мнения придерживаются Зейд б.Аслам, аз Зухри и Малик.

Э.Кулиев » Из книги » Уроки Благословенного Рамадана»
Глава Пост во время путешествия и болезни стр. 56

Являются ли розговеньем глазные капли?

Вопрос: Является ли розговеньем использование глазные капель в дневное время месяца рамадан или нет?

Ответ : Правильным представляется мнение о том, что глазные капли не являются розговеньем, хотя по этому вопросу среди учёных-богословов существуют расхождения. Некоторые из них считают, что если вкус капель будет ощущаться в горле, то это будет розговенье. На наш взгляд истина состоит в том, что глазные капли образом не могут быть средством розговенья, поскольку через глаз нет пути во внутренние полости. Как бы то ни было для предосторожности и с целью избежать расхождения подтверждаем, что если человек почувствует в горле вкус капель, то в этом нет ничего плохого. Истина состоит в том, что глазные или ушные капли не являются розговеньем.

============================================

Капли не делают пост недействительным

Вопрос: В книге «Сверкающее сияние» в специальной проповеди, посвящённой месяцу рамадан и посту, говорится следующее: «И не считается розговеньем, если у человека случился приступ рвоты, либо если он лечил глаза или уши каплями.» Каково ваше мнение по этому поводу?

Ответ: Правильным является высказывание о том, что использование глазных или ушных капель для лечения не делает пост недействительным, поскольку ни в шариате лечебные капли не называются едой или питьем, и они попадают в организм не традиционным для еды и питья путём. Однако если человек отложит закапывание глаз или ушей на ночь, то это будет более надёжным и позволит избежать имеющихся среди учёных расхождений. То же самое распространяется и на приступ рвоты, исход которой не делает пост недействительным, так как Аллах возлагает на душу только то, что ей по силам, а шариат построен таким образом, чтобы снимать с человека любое затруднение, ибо Всевышний сказал: «И не наложил Он на вас тяжёлого труда в вере.» Кроме этого существуют и другие доказательства, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если рвота произошла случайно, то от постящегося не требуется возмещения. Если же он вызвал рвоту преднамеренно, то возмещение необходимо…»

Постоянный комитет

===================================

Использование хны постящимся

Вопрос: Разрешено ли окрашивать волосы хной во время поста и молитвы, так как я слышала, что хна делает пост недействительным?

Ответ: Это неверно, так как использование хны во время поста не является розговеньем и не оказывает на постящегося никакого негативного воздействия. То же самое относится к сурьме, ушным и глазным каплям, которые не вредят постящемуся и не являются розговеньем.

Что же касается использования хны во время молитвы, то я не знаю, как быть с этим вопросом, поскольку женщина во время молитвы не может окрашиваться хной. Возможно женщина хотела знать, делает ли хна омовение недействительным? Отвечаю, что использование хны не влияет на правильность омовения, поскольку хна не является веществом, препятствующим проникновению воды к коже. Хна всего лишь краска, придающая специфический цвет. тогда как недействительным омовение делают вещества, препятствующие проникновению воды к коже. С тем, чтобы омовение было действительным, такие вещества необходимо удалять.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Наступил священный Рамадан - месяц прощения, милости и наград. Многие мусульмане знают, как правильно подготовиться к посту в летние месяцы, как соблюдать адекватный режим труда и отдыха, как питаться, чтобы не нанести вред здоровью.

Иногда верующим, особенно недавно пришедшим в Ислам, непросто решить: поститься ли в Рамадан в этот раз или перенести пост на зимний период. Ведь лишение организма еды и питья на 18-20 часов, особенно в летом, - серьёзное испытание. Особенно сомневаются люди, страдающие острыми и хроническими заболеваниями. Известно, что при наличии болезней и плохой переносимости поста разрешено воздержаться от богослужения или же перенести на более «лёгкое» время.

Когда человек с каким-либо хроническим заболеванием спрашивает у врача, можно ли ему поститься, обычно звучит категоричный ответ: «Конечно, нельзя!» Он связан с позицией доктора, что пост годится только для абсолютно здоровых людей, которым всё нипочём. Однако таких не бывает. И с подобной логикой можно запретить данную религиозную практику почти всем верующим.

Далёкому от медицины человеку бывает трудно понять, насколько состояние его здоровья позволяет или не позволяет соблюдать пост . Ведь воздержание от еды и питья может либо вызвать, либо не вызвать обострение заболевания. К тому же есть диагнозы, не связанные с постом, обострение которых не опасно. К сожалению, многие мусульмане, следуя советам врачей, упускают возможность заслужить довольство Всевышнего , а некоторые, напротив, необоснованно рискуют жизнью, хотя Аллах запрещает верующим вредить самим себе, в том числе посредством поклонения.

Есть болезни, при которых пациент должен обязательно соблюдать диету и регулярно употреблять пищу и воду, можно сказать, под страхом смерти: так больной ежечасно, ежеминутно поддерживает жизнедеятельность организма. При таких заболеваниях пост однозначно запрещён.

Например, при сахарном диабете 1 типа (инсулинзависимый) человек должен контролировать баланс глюкозы в организме, вовремя употребляя пищу, сахар, воду и делая инъекции инсулина. Миф о том, что если не кушать, то просто не нужно ставить инсулин, и всё будет в порядке, - опасное заблуждение, иногда встречающееся среди новичков.

Не всё так однозначно при сахарном диабете 2 типа (инсулиннезависимом), так как больше зависит от стадии заболевания и от состояния пациента. Например, если болезнь на начальной стадии, при которой назначена только диета с низким содержанием углеводов, то поститься разрешено при соблюдении ряда правил во время приёма пищи. Если пациент принимает сахароснижающие препараты, то вопрос решается индивидуально, в зависимости от вида лекарств, вызывают ли они гипогликемию, умеет ли человек контролировать своё состояние и каковы результаты некоторых анализов. Есть многочисленные примеры больных сахарным диабетом 2 типа, даже получающих инсулин, которые отлично чувствуют себя в Рамадан . Благодаря знанию своего организма они уже научились корригировать дозы препаратов в соответствии с уровнем глюкозы крови, и в пост наблюдают улучшение течения болезни. Несомненно, это возможно только у пациентов, в полной мере осознающих, что они делают. Если же у больного сахарным диабетом 2 типа бывают гипогликемии (снижение уровня глюкозы крови), которые он не умеет предотвращать и распознавать - поститься однозначно запрещено.

Практически все болезни почек

Проблема, при которой обезвоживание может быть опасным. Почкам жизненно необходима вода, и с недостатком жидкости может справиться только здоровый орган. Гломерулонефриты, мочекаменная болезнь, наследственные нефропатии, почечная недостаточность - серьёзные противопоказания к посту в летние месяцы. Можно попробовать совершать богослужение , если болезни на начальной стадии, и только во время ремиссии - когда почки фактически здоровы. Тогда пост станет тренировкой, полезной для организма.

Болезни печени и желчного пузыря

Если пациенту предписано соблюдать диету с частым дробным питанием, а любое нарушение режима влечёт появление болей и недомогания, то совет - не поститься. Это относится к болезням, при которых изменяется состав желчи и структура желчевыводящих путей: желчнокаменная болезнь, холецистохолангиты и т.п., когда необходимо постоянное отхождение желчи и запрещено её застаивание. Питание в этом случае - вторичная профилактика заболевания и недопущение острой хирургической патологии. К сожалению, врачи запрещают пост даже при таких изменениях как перетяжки в желчном пузыре или дискинезия желчевыводящих путей, при появлении признаков хронического холецистита, выявленных на ультразвуковом исследовании. Однако это не слишком серьёзные изменения, при которых более важно самочувствие постящегося: возможно, в Рамадан оно даже улучшится или же появившийся вначале небольшой дискомфорт через несколько дней пройдёт.

Хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Наличие в прошлом этих болезней при редком обострении - не противопоказание для поста. Если пациент с заболеваниями ЖКТ регулярно посещает врача, проходит обследование, лечится и соблюдает адекватную диету, а результаты анализов и самочувствие позволяют переносить пост. то почему бы и нет? К тому же, пациент, в обычное время принимающий «блокаторы протонной помпы» (препараты типа «омепразола»), может спокойно удвоить дозу без риска для здоровья - для профилактики обострения заболевания. Понятно, что если голод вызывает боли в животе, то рисковать не стоит.

Здесь всё зависит от выраженности заболевания и его переносимости. Если человек чувствует недомогание - то он болен и, следовательно, должен воздерживаться от поста. При хорошем самочувствии и намерении совершать богослужение нужен лишь рациональный подбор продуктов питания и профилактический приём противоанемических препаратов. Никаких нежелательных последствий в таком случае быть не должно.

Хронические болезни сердечно-сосудистой системы

Пост противопоказан людям с этими заболеваниями в том случае, когда необходим регулярный приём препаратов в дневное время.

Головные боли

Очень частая жалоба постящихся. Чаще всего они возникают от нетренированности у людей, редко постящихся вне Рамадана, и проходят после привыкания к воздержанию от пищи и воды. Если же боли усиливаются с каждым днём и влияют на трудоспособность, то поститься не следует, ибо симптомы свидетельствуют о том, что организм не справляется с богослужением.

Плохое самочувствие и обострение заболеваний - не всегда препятствие для поклонения в Рамадан. Иногда ОРЗ, ОРВИ и отравления у постящихся проходят намного быстрее. Ведь известно, что голод на начальном этапе болезни - хорошая возможность для организма разобраться с проблемой в кратчайшие сроки. Нужно понять, возможно ли при данном заболевании голодать и не пить? Например, при сильной диарее или высокой температуре запрещено не пить. А при боли в горле с субфебрильной температурой или при болях в спине можно воздерживаться от питья.

Конечно же, эта статья - не универсальное руководство, ведь всю патологию перечислить невозможно. Здесь рассмотрены только наиболее часто встречающиеся болезни, которые вызывают вопросы у мусульман. Грань между здоровьем и болезнью зачастую едва различима, и в том случае, когда человек скорее здоров, чем болен, сохраняется его обязанность выполнять данный фарз . Плохая переносимость поста зачастую связана не с болезнью, а со страхом. Верующему надо быть честным перед самим собой и ответить, чего он больше опасается - голода или своего диагноза. Можно спросить у компетентного врача, чем конкретно опасен пост при имеющемся заболевании, и в соответствии с полученной информацией расставить приоритеты.

Каждый верующий сам решает, под силу ли ему поститься летом, и далее полагается во всём на Аллаха. Стоит отметить, что самочувствие в Рамадан очень сильно зависит от настроя постящегося. Неуверенность и страхи способны значительно ухудшить его и даже вызвать заболевания, которых раньше не было. Понимание того, что пост - это не голодание, а один из видов поклонения, за которое Аллах определяет награды; принятие поста как возможность очищения от грехов и воспитание воли; обращение ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал лёгкость в соблюдении - вот что действительно предотвращает опасность голода и обезвоживания в месяц Рамадан.

Близится Священный месяц Рамадан, а с ним и ураза — время обязательного поста, вменённого Аллахом каждому верующему в Коране. Слово Божие однозначно свидетельствует об этом:

“О, вы, которые верят! Предписан пост вам" (2:183).

Раскрыть пользу уразы с точки зрения медицины мы попросили врача и учёного, к.м.н., ассистента кафедры факультетской терапии БГМУ, НАИЛЮ САХАУТДИНОВУ — одного из сотрудников НИЦ по изучению Корана “Нур”.

Наиля Рифовна, как известно, в Исламе каких-то чётких критериев нет, просто сказано, что нельзя поститься во вред здоровью, что больной человек может пропустить пост и возместить позже либо, если болезнь неизлечима, накормить бедняков за каждый день поста. Как именно определить эту границу, когда поститься уже не следует?

Вопрос непростой. Для того, чтобы ответить на него, следует пояснить, что такое ураза, ведь это не только воздержание от пищи. Не менее важны и другие составляющие поста. Ураза мусульман состоит из трёх частей: пост физический — когда постится его тело от материальной пищи; пост духовный — воздержание от соблазнов, таких как курение, и половое воздержание; и пост разума — когда разум человека постится от суетной информации материального мира — от сплетен, газет, телевизора, и т.п., и работает с Кораном — Книгой, каждая строчка которой полна глубокого смысла и непреходящей мудрости! И если на это посмотреть с точки зрения медицины, то эти три части поста соответствуют трём видам биоритмов: физическому, эмоциональному и интеллектуальному. Надо сказать, что из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в человеческом организме наибольшее значение для него имеют именно эти три индивидуальных многодневных биоритма, определяющие его физические возможности, эмоциональное (душевное) состояние, интеллектуальные (разумные) способности. Физический биоритм определяет состояние тела — подъемы и спады физической деятельности, его работоспособность, выносливость, уверенность в своих силах, сопротивляемость организма болезням.

Эмоциональный (духовный) биоритм управляет психическим здоровьем, творчеством и восприятием окружающего мира, определяет эмоциональное состояние человека, качество восприятия внешнего мира, скорость реакции, настроение. Сразу отмечу, что физические и эмоциональные биоритмы в наибольшей степени влияют на самочувствие и состояние организма человека, поэтому ураза поправляет и здоровье. Целительское действие кратковременного поста основано на стрессовом механизме. Стресс вызывает переход с дневного приёма пищи на ночной. Это, в свою очередь, активизирует иммунитет. Есть хадис, в котором пророк Мухаммад (сгв) сказал: “Ураза — это щит для человека” (Бухари), а крепкий иммунитет ведь и защищает человека от болезней! И помогает справиться с уже имеющимися. Сегодня врачи также рекомендуют каскадные /кратковременные и цикличные/ лечебные голодания, поскольку длительное воздержание от пищи, наоборот, угнетает иммунную систему.

И последний вид биоритмов — это интеллектуальный (разумный) — волновой подъем и спад умственной деятельности. Он регулирует функции логического и аналитического мышления, память, сообразительность, восприимчивость к знаниям и успеваемость в учёбе.
К концу уразы эти три биоритма начинают работать слаженно и достигают апогея своего действия. Тогда раскрываются дремлющие возможности человека в сфере его интеллектуальных, духовных и физических сил. Причём, у кого-то во всех трёх сферах, но чаще в одной из них, — в той, к которой человек больше тяготеет в быту. Например, спортсмен может выйти на новый рекорд, а человек, склонный к интеллектуальной деятельности, может решить сложную задачу, которую не может решить в обычное время.

Если мусульманин в силу каких-либо объективных причин не может воздерживаться от пищи и питья, то ему следует сделать упор именно на другие составляющие поста, это очистит его разум и душу и приведёт в норму биоритмы. Здесь трудно дать какую-то конкретную рекомендацию, когда можно соблюдать пост, а когда — уже нет. Каждый определяет для себя интуитивно, обращаясь к Аллаху.

Видимо, связь уразы с биоритмами и объясняет то, что после неё мы становимся крепче и жизнерадостнее, а организм словно омолаживается, делаясь более лёгким на подъём?

Да. Японские учёные выяснили, что самым мощным водителем биоритма является приём пищи. Они отследили это на примере нарушений биоритмов, которые происходят во время длительных межконтинентальных перелетов, когда многие люди долго не могут привыкнуть к новому времени и страдают бессонницей. Так вот, оказалось, что когда японские пилоты стали принимать пищу по японским часам, будучи заграницей, то все расстройства биоритмов исчезли. Фактически японцы и раскрыли медицинскую основу уразы: ураза — это смена биоритмов человека. Ведь когда в Японии утро, то, скажем, в Америке — вечер. Поэтому, кушая по японским часам на другой стороне Земли, они питаются там ночью. А ураза — это и есть приём пищи в ночное время. И ураза помогает быстро адаптироваться к смене биоритмов!

Вторым по силе водителем биоритмов является освещённость. Та же бессонница при нарушениях биоритмов происходит в результате переутомления организма по причине смены времени наступления дня и ночи (т.е. продление дня). Это приводит к конфликту двух форм сна — глубокого и так называемого быстрого сна. При этом происходит нарушение в работе механизма «внутренних часов» человека, которые зависят от наступления дня и ночи. Однако если первый тип сна, в котором задействованы глубинные клетки головного мозга, очень быстро привыкают к неожиданному и значительному изменению поясного времени, то нервным центрам фазы быстрого сна требуется до недели, чтобы привыкнуть к новому графику временного прихода светового дня, когда биоритмы зеркально меняют свою фазу: с «плюса» на «минус». Но опасна не сама новая фаза, а момент перехода. В это время все три вида биоритмов сходятся в одной точке на «нулевой линии». Такой тройной кризис является стрессом для организма, и переживается особенно тяжело. И тяжел не сам перелёт, а вся следующая неделя: человек ходит как зомби. Во время уразы мы так же меняем фазу биоритмов с «солнечной» на «лунную» за счёт ночного приёма пищи, компенсируя тем самым момент их перехода с «плюса» на «минус». И пока учёные ищут лекарство, которое «поможет» нервным клеткам быстрой фазы сна скорее адаптироваться к новым условиям, мы имеем более природное средство для этого: мусульманский пост — как щит от стресса, возникающего в результате резкой смены биоритмов. Хотя бы за день просто поменяйте приём пищи с дневного на ночной, и тогда после длительных перелётов вас не будет мучить бессонница и недомогание.

А тренировка биоритмов организма во время уразы вызывает иммунный взрыв, который и омолаживает нас. Вообще, по канонам Ислама, мы держим уразу, для того чтобы ожить, — то есть придать нашим угасающим в течение года вялым биоритмам динамичность, «встряхнуть» их.

Какие болезни могут быть противопоказанием к посту и требуют консультации врача перед Рамаданом?

С точки зрения медицины существуют болезни, при которых нежелательно соблюдать пост. В первую очередь, это инсулинозависимый сахарный диабет. Затем, я бы не советовала воздержание от приёма пищи и воды больным с ишемической болезнью сердца и гипертонической болезнью третьей стадии, особенно в жару. Потому что у таких больных вследствие недостаточного поступления жидкости может случиться обезвоживание, сгущение крови и, как следствие, осложнения — инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Конечно же, существует много заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда ураза противопоказана: это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в активную стадию, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона, острые гепатиты.

Нежелательно также голодание в период любых острых инфекционных заболеваний, особенно кишечных инфекций, когда высок риск обезвоживания. Вообще, если имеются какие-либо хронические заболевания, необходимо посоветоваться с врачом. И тогда, будучи уверенным, что пост не повредит здоровью, можно держать уразу.

Как правильно организовать режим дня во время поста, чтобы переносить пост было легче, ведь летом — длинные и жаркие дни?

По поводу режима дня какие-то универсальные рекомендации, наверное, дать сложно, потому что все мы разные, кто-то работает днём, кто-то в ночную смену, а кто-то целый день находится дома. В жару, конечно же, нежелательно пребывать под палящими лучами солнца. Ходить надо с покрытой головой (мужчин тоже касается). Во избежание перегревания одежда должна быть свободная и только из натуральных материалов. Можно принимать чаще прохладный душ.

Сколько нужно выпивать жидкости и когда это правильнее делать? Сразу после ифтара или позже? И ведь на ночь пить вредно, как успеть выпить достаточное количество воды, чтобы не было обезвоживания? Сколько надо выпить утром, во время сухура? Как «удержать» жидкость в организме, чтобы этого хватило на весь день?

Жидкости человеку в сутки требуется не менее 1 литра. В жару, конечно, эта цифра больше — до 2,5 литров, так как много воды выводится с потом. Я бы не советовала всю жидкость выпивать в один приём после ифтара, лучше распределить равномерно. Во время сухура нежелательно пить кофе и крепкий чай. Они, наоборот, усиливают жажду. Для того, чтобы не было сильной жажды, лучше в уразу избегать различных деликатесов, они, как правило, содержат слишком много соли, да к тому же различные вредные добавки.
Лучше за 15-30 минут до приёма пищи выпить 1-2 стакана чистой воды, а после еды — травяной или некрепкий зелёный чай.

Какие симптомы должны насторожить и заставить прервать пост и обратиться к врачу, а какие можно перетерпеть, просто полежав, отдохнув?

Воздержание от пищи часто сопровождается слабостью, утомляемостью, лёгкой сонливостью. Это состояние можно считать нормальным для постящегося. Может быть лёгкое головокружение, тогда лучше прилечь, отдохнуть. Если головокружение усиливается, появляются «мушки» перед глазами, резкая слабость, то лучше прервать уразу, выпить сладкий чай, полежать, это симптомы пониженного давления.

Если появилась нарастающая головная боль (обычно локализуется в области лба), тошнота, мучительная жажда, резкая сухость во рту и глотке, мышечные боли, судороги, повышается температура тела, появляются изменения в поведении — резкое возбуждение или, наоборот, сонливость. При этом кожа легко собирается в складки, которые медленно расправляются, глазные яблоки запавшие — это признаки сильного обезвоживания организма, которые требуют неотложной помощи. Конечно же, в этом случае необходимо прервать уразу и срочно вызвать врача.

Если человек постоянно принимает какие-либо лекарства, можно ли их прием перенести на ночное время?

Здесь всё зависит оттого, какие лекарства и сколько раз в день он принимает. Если, например, лекарство предназначено для приёма один раз в сутки, можно принимать его во время сухура или ифтара, но всегда в одно и то же время. Если же препарат назначен 4-5 раз в сутки, то отложить приём на ночь нельзя, так как для успешного лечения нужно, чтобы концентрация препарата в крови была одинакова в течение суток. И если для человека жизненно необходимо постоянно принимать эти лекарства, то в этом случае уразу ему держать не рекомендуется.

Вопрос, который волнует многих женщин: во время поста из-за смены режима питания часто происходит набор веса. Как с этим справиться?

За время уразы можно как прибавить в весе, так и потерять. Прибавка в весе часто бывает связана с избыточным приёмом пищи после шести вечера. Так уж устроен наш организм: всё, что съедено на завтрак, расходуется в течение дня, а то, что съели на ужин — откладывается в виде жира. Надо настроиться прежде всего на то, что ураза — это очищение, и за этот период обычно всё лишнее, что накопилось за год в организме человека, сгорает. Ураза также способствует восстановлению нарушенных функций, поэтому женщинам не стоит бояться прибавки в весе, постепенно всё придёт в норму.

Для того, чтобы пост переносился легче и без ущерба для здоровья, рекомендуется употреблять легкую пищу, без излишеств. Обязательно — свежие фрукты и овощи, так как клетчатка помогает избавиться от накопившихся шлаков. Пророк Мухаммад (да Благословит его Аллах и Приветствует) рекомендовал разговляться одним, тремя или пятью финиками, запивая их водой. Под легкой пищей подразумевается та, что легко усваивается организмом, т.е. преимущественно растительная.
Сюда же относятся и всевозможные злаки - они несут в себе необходимое количество каллорий. Ведь не зря же на завтрак испокон веков готовят кашу. Она дает заряд на целый день. Достаточное количество белка можно обеспечить за счет кисломолочных продуктов, сыра, орехов. А вот мясными деликатесами в уразу лучше не злоупотреблять. Мясо требует энергетических затрат на усвоение и дополнительное количество воды, а также способствует накоплению токсинов, поэтому после употребления мяса всегда хочется больше пить. По этой причине именно во время поста мяса надо есть меньше. Раньше мясо ели только по праздникам, а в наше время оно стало присутствовать в ежедневном рационе.

И, конечно же, необходимо соблюдать основные принципы здорового питания: это отказ от рафинированных продуктов, в коих уже ничего полезного не остается — это хлеб и кондитерские изделия из муки высшего сорта, белый рис, белый сахар, рафинированное растительное масло и т. д. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не видел белого хлеба с тех пор, как Всевышний направил его к людям, и до тех пор, пока Всевышний не забрал его к Себе». Поскольку Пророк Мухаммад (мир ему) сам не ел белого хлеба, значит, и всем нам не рекомендуется его есть — для поддержания своего же здоровья. Лучше употреблять зерновой хлеб, а также проросшие зерна любых злаков (талкан), которые полезны также в сочетании с кисломолочными продуктами.

Если есть возможность, отдавать предпочтение натуральным продуктам, а не тем, что продаются в супермаркетах. Избегать употребления жирной, жареной пищи, маргарина, пищевых добавок, кофеина (крепкого чая и кофе).

Как известно, беременным и кормящим разрешается не поститься, если они опасаются за здоровье. Но некоторые все же решаются и держат пост. Как вы считаете, если женщина чувствует себя при этом хорошо, можно ли ей поститься?

Думаю, если Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и Приветствует) позволил женщинам не держать пост во время беременности и кормления грудью, значит на это есть серьёзное основание. Как врач, я бы рекомендовала серьёзно подойти к вопросу об уразе, тем более в жаркие летние месяцы, когда высок риск обезвоживания не только матери, но и плода. Ведь можно сделать упор на другие составляющие поста — очищение души и разума.

Приветствуется участие в благотворительности. Ведь даже в наше время сколько людей рядом с нами голодает! Но каждая мусульманка вольна принимать решение самостоятельно. И на всё воля Аллаха.

По окончании поста нужно ли как-то постепенно менять режим питания и режим дня или можно сразу возвращаться к привычному графику?

По своему опыту скажу, что сразу к привычному графику вернуться трудно, но в течение нескольких дней, как правило, всё возвращается «на круги своя». Здесь следует отметить, что питание — важнейший биологический фактор, от которого в значительной степени зависит развитие всех функций человеческого организма. Недаром говорят: человек есть то, что он ест. И главное — соблюдать умеренность в еде не только в период уразы. Запретность излишества в еде содержится в аяте Корана:

«...ешьте и пейте, но не излишествуйте» (7:31).

Если для человека будет нормой такое питание, то и здоровье он сохранит, и ураза будет переноситься легче.

Спрашивала
ЕКАТЕРИНА ЧУБАРОВА,

корреспондент журнала «Муслим мэгэзин».

Предлагаем вашему вниманию рекомендации врачей для соблюдающих пост во время священного месяца Рамадан.Придерживаясь советов специалистов, можно избежать нежелательных последствий, которые могут возникнуть при воздержании от еды и воды в жаркую погоду.

  1. На сухур рекомендуется употреблять пищу, содержащую волокна, которая переваривается медленно, а не такую, что усваивается быстро за три-четыре часа.

К медленно перевариваемойпище относятся: отруби, зерна и семена, овощи такие, как зеленые бобы, горошек и шпинат, сушеные фрукты, особенно абрикосы, а также миндаль.

  1. Следует избегать острых и соленых блюд.Соленая пища заставляет тело сдерживать воду, что создает ощущение вздутия, а перченая вызывает жажду.
  1. Лучше ограничить сладости во избежание изжоги, несварений желудка и проблем с весом.
  1. В рационе должны быть в гармоничных пропорциях основные продукты питания — хлеб, крупы, молочные продукты, рыба, мясо, птица, крупы, овощи и фрукты.
  1. Врачи рекомендуют исключить из употребления напитки с высоким содержанием кофеина. Кофе и крепкий чай не только усиливают жажду, но и вымывают кальций из организма. В то же время, резкий отказ от кофеиносодержащих напитков может спровоцировать головную боль, поэтому отказ от них должен проходить постепенно.
  1. Вместо этого рекомендуется перед сном выпить до восьми стаканов воды.
  1. Во время Рамадана некоторые люди жалуются на головную боль и резь в животе. Им совет: хорошо позавтракать непосредственно перед восходом солнца, и избегать жареного. Употребление сильно прожаренной пищи может способствовать повышенной кислотности желудка и появлению изжоги.
  1. Не рекомендуется есть рафинированные продукты, такие как сахар, хлеб и кондитерские изделия.
  1. Переедание во время ифтара опасно для здоровья. Следует помнить СуннуПророка (с.а.с.), который советовал разговляться водой и финиками. Затем можно продолжить чем-то также не очень тяжелым, например, супом.
  1. Не переедать, пить много жидкости, а в случае, если на Рамадан приходится семейное торжество, то заменить сладкую выпечку свежими фруктами и орехами.
  1. Важна также и легкая физическая разминка, например получасовая прогулка по вечерам. В 2000-х гг. иранские медики обнаружили неожиданную связь между увеличением количества сердечных приступов и постом в Рамадан. Причиной стало чрезмерное употребление мясных и жирных продуктов во время ифтара.
  1. Врачи рекомендуют для поддержания метаболизма пить много воды, и употреблять белковую пищу, также использовать богатые протеином продукты для поддержания мышечной массы. На ифтар напротив, использовать пищу, богатую углеводами, такую, как рис с тем, чтобы резко не нагнать вес.
  1. Желательно употребление также природныхслабительных, например, чернослив для того, чтобы избежать последствий, вызванных резким изменением режима приема пищи.
  1. Врачине рекомендуют находиться под палящими лучами солнца без головного убора. Также отказаться от плотной, тесной одежды из синтетических тканей.
  1. Отдавать предпочтение одежде свободного кроя, не сковывающей движения, и исключительно из натуральных тканей.Принимать прохладный душ 2-3 раза в день.

Духовно-просветительский портал « Mazhab . kz »

Загрузка...