docgid.ru

Оккупация Японии

Последствия поражения Японии во Второй мировой войне были катастрофическими. Только человеческие жертвы составили 8 млн. человек (из них 1.5 млн. числятся без вести пропавшими). Не говоря о материальных разрушениях, репарациях, колониальных и территориальных потерях, главным для японской нации были морально-психологические последствия.

Именно отсюда и следовала главная задача американских оккупационных властей: искоренение милитаризма и установление демократических порядков преобразования, проводимые американскими властями в послевоенном обществе. Создание двух органов власти, которые формально могли решать вопросы с Японией. Союзный совет Дальневосточная комиссия По делам Японии с участием размещалась в Вашингтоне и США, СССР, Китая; состояла из 11 членов. Представителей Великобритании и стран Содружества тихоокеанского региона- находился в Токио. Но, фактическая власть принадлежала штабу оккупационных войск США в Японии во главе с генералом Д. Макартуром. Изменения в экономической сфере:

11.10.1945 г. проведена аграрная реформа;

в ноябре 1945 г. были распущены дзайбацу, объявлена полная экономическая свобода;

в 1946 г. основана федерация экономических организаций лоббировавшая интересы японского бизнеса в политике;

21.11.1946 г. принят закон о профсоюзах.

Политические реформы:

В октябре 1945 г. были приняты директивы, провозгласившие в Японии политические и религиозные свободы;

в окт. 1945 г. образованы Либеральная, Прогрессивная, Социалистическая и Коммунистическая партии;

женщины получили избирательные права;

с дек. 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демократизации системы образования;

штабом генерала Д. Макартура начала разрабатываться новая конституция (утверждена парламентом в сент. 1946, в силу вступила 3.05.1947 г.).

распущены вооружённые силы, запрещено военное производство;

1.01.1946г. состоялось публичное отречение императора от божественного происхождения правящей династии;

Был организован Международный токийский военный трибунал.

На международной конференции в Сан-Франциско (1951г.) был подписан мирный договор держав – победительниц с Японией.

После его вступления в силу в апреле 1952г. оккупационный режим был прекращён.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30. Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952):

  1. 32. Американская оккупация Японии (1945-1952 гг.) и ее роль в складывании послевоенного японского политического устройства.
  2. 24) Идеология и культурная жизнь страны в послевоенный период (1945-1952 гг.).
  3. Глава 38. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР (1945-1952)

После вступления в войну с Японией Советского Союза и разгрома его войсками Квантунской армии правящие круги Японии приняли условия Потсдамской конференции о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав.

C этого времени и до вступления в силу в 1952 г. Сан-Фран- цисского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США.

Политика союзных держав в отношении Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении навсегда в Японии милитаризма, устранении всех препятствий к возрождению и укреплению демократических тенденций, установлении свободы слова, вероисповедания и мышления, а также уважения человеческих прав. B ней предусматривалось образование миролюбивого ответственного правительства в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

Тем не менее США сохранили в основном старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь слегка перестроив его. Посредством чистки административного аппарата американцы создали послушную им машину бюрократического управления.

США присвоили себе все важнейшие государственные функции. Они взяли в свои руки финансы, составление госбюджета, внешнюю торговлю, контролировали суды и полицейский аппарат, ограничили законодательную власть парламента. Японское правительство было лишено права устанавливать связи с другими странами, все функции внешней политики находились в руках оккупационных властей.

Уже в сентябре 1945 г. были распущены армия и карательные органы, националистические организации. Затем последовали предоставление рабочим права на создание профессиональных союзов, демократизация системы образования, ликвидация абсолютизма, уравнение в правах женщин, демократизация экономики. Были распущены дзайба-цу (промышленно-финансовые концерны), проведена земельная реформа, уничтожено помещичье землевладение. Религия синто была отделена от государства, а 1 января 1946 г. император публично отрекся от мифа о божественном происхождении правящей династии.

B результате чисток от общественной и политической деятельности было отстранено свыше 200 тысяч человек, арестованы и преданы суду международного трибунала 28 главных военных преступников. Из тюрем были выпущены свыше 3 тысяч политических заключенных.

После капитуляции Японии вместо ушедшего в отставку кабинета Судзуки было создано правительство во главе с членом императорской семьи приццем Хигасикуни. Оно должно было максимально сохранить атрибутику старой Японии и свести к минимуму меры союзных держав. Это правительство продержалось только до начала октября 1945 г. и было заменено кабинетом Сидэхара, известного своей проамериканской ориентацией. B годы правления этого кабинета и были по директивам американцев осуществлены основные преобразования, в том числе пррведены выборы в первый послевоенный парламент. B них приняли участие некоторые вновь образованные партии, включая партии левого крыла - Коммунистическую партию Японии и Социалистическую партию Японии, которые в дальнейшем стали играть существенную роль на политической арене.

Важной позитивной мерой по изменению государственного устройства Японии явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 г. (действует по настоящее время). Она упразднила абсолютную монархию и фактически отстранила императора от политической власти, объявив его только «символом единства нации». Была провозглашена суверенная власть народа. Новым в практике буржуазного государственного права явилась декларация об отказе Японии «от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

По новой конституции гражданами стали считаться как мужчины, так и женщины, получившие равные с мужчинами избирательные права. Вводилось всеобщее избирательное право, упразднялась патриархальная семейная система, декларировались гражданские права.

Верхняя палата парламента стала выборной и получила название палата советников. Нижняя палата (палата представителей) была наделена по сравнению с верхней большими полномочиями.

Политическая партия, имеющая большинство депутатов в палате представителей, могла назначать премьер-министра. Если она обладала большинством в обеих палатах, то могла представлять парламенту предложения об изменении законов. Оппозиционные партии и профсоюзы в первые годы оккупации поддерживались американцами с цель укрепления демократических институтов. Однако с провозглашением «доктрины Трумэна» (1947 r.), положившей начало «холодной войне», они поставили своей задачей превратить Японию в, бастион антикоммунизма, своего союзника в борьбе с CCCP и коммунистическим Китаем. B этих условиях все организации левого толка (а в силу тяжелого экономического положения Японии профсоюзы вели активную борьбу с правительственным курсом по сдерживанию доходов населения) стали объектами репрессий.

После 1947 r., а особенно после начала войны в Корее (1950 г.) американцами стал проводиться так называемый «обратный курс». Он сводился к трем основным моментам: подавление оппозиционного, прежде всего профсоюзного и коммунистического, движения; пересмотр политики в отношении роспуска дзайба- цу; начало перевооружения Японии. Были приняты репрессивные меры против радикальных движений (увольнение с работы, закрытие печатных органов и т.д.), запрещались забастовки. Американцы перешли к политике укрепления японской экономики. B 1950 г. в новогоднем послании премьер-министру Японии командующий оккупационными силами генерал Макартур- отметил, что пацифистская 9 статья конституции не запрещает Японии иметь силы самообороны. После этого была принята программа создания 75-тысячного корпуса национальной полиции, ставшего основой для формирования новой армии.

Восстановление японской экономики было крайне медленным. B 1948 r., через три года после окончания войны, индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 r., взятому за 100, составлял только 52, тогда как в других побежденных странах он достигал - в Западной Германии - 100, в Италии - 98. Наиболее острой проблемой была инфляция, не только препятствовавшая восстановлению промышленного производства, но и вызывавшая социальные волнения. Другой их причиной была безработица, поскольку демобилизация армии и флота, возвращение из бывших колоний сотен тысяч переселенцев привели к появлению огромного количества «лишних» рабочих рук.

Восстановление экономики до 1949 г. шло в основном по линии правительственных субсидий крупным монополиям и американской помощи. Однако эти меры могли иметь лишь временный характер, поскольку создавали положение, при котором, чем больше средств вкладывалось в промышленность для увеличения про- изводства. тем сильнее росла инфляция. Деловые круги Японии не проявляли заинтересованности в изменении этого механизма, обеспечивавшего им большие инфляционные прибыли за счет использования государственных средств.

Поэтому в декабре 1948 г. последОвало категорическое указание американского правительства штабу оккупационных войск о вводе в действие плана стабилизации. Он состоял из девяти пунктов, согласно которым японСкому правительству вменялось в обязанность: 1) сбалансировать государственный бюджет, 2) увеличить налоговые сборы, 3)строго ограничить выдачу субсидий, 4) стабилизировать заработную плату, 5) установить контроль за ценами, 6) усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой, 7) улучшить систему снабжения материалами, необходимыми длй экспортных производств, 8) увеличить производство местного сырья и товаров для ограничения импорта, 9) улучшить систему продовольственных поставок.

" B мае 1949 г. США аннулировали план взимания с Японии репараций, затем пересмотрели закон против монополий, открыв пути для концентрации производства и капиталов. Жестокие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированию экспорта, получившие название «линии Доджа» (по имени главного экономического советника при штабе оккупационных сил) а также связанные с войной в Корее огромные американские военные заказы положили основу форсированному восстановлению и развитию тяжелой и химической промышленности Японии, обеспечили высокие темпы экономического роста в дальнейшем.

Сан-Францис- ® сентябре 1951 г. была проведена Сан-Францис- гкий мирный ская мирная конференция. Она была организова- договор на правящими кругами США и Англии с целью осу

ществления формальной процедуры подписания представленного ими варианта мирного договора с Японией. Многие заинтересованные страны не были на нее приглашены либо отказались в ней участвовать (как Индия и Бирма) в знак несогласия с англо-американским проектом договора. B ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе касающиеся четкого определения принадлежности отошедших от Японии территорий. После отказа принять во внимание возражения и поправки советской делегации она отказалась подписать мирный договор, классифицировав его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

B соответствии с Каирской и Потсдамской декларациями, Ялтинским соглашением и решениями Дальневосточной комиссии Сан-Францисский мирный договор закрепил отказ Японии от Южного Сахалина, Курильских островов, Тайваня, островов Пэнхуледао и некоторых других территорий, но не указал на их нынешнюю национальную принадлежность.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между США и Японией, по которому США получилй право держать в Японии свои войска и после заключения мирного договора. Согласно «договору безопасности» американцы брали обязательства не только по обороне Японии, но и по подавление в ней внутренних волнений, а также Оговаривали необходимость развития японских сил самообороны.

I. Япония к 1945 г.Положение Японии к окончанию Второй мировой войны выглядело ка­тастрофическим. Последствия войны были ужасными. Жертвы соста­вили 6,5 млн. человек убитыми, да еще 1,5 млн. числились без вести пропавшими.

Массированные бомбардировки в конце войны принесли страшные разрушения. В Токио, Иокогаме и других крупных городах было унич­тожено свыше половины всех строений, из 200 крупных населенных пунктов в развалинах лежали 80. Была уничтожена большая часть про­изводственного оборудования, и без того устаревшего еще до войны.

К этому добавились прочие негативные последствия поражения: Япо­ния лишилась всех своих колоний, а следовательно, источников сырья, рынков сбыта, большей части своих заграничных активов. Страна утра­тила Корею, которая вошла в состав Японии еще в 1910 г., Тайвань и Пескадорские острова, перешедшие к Японии после Японо-китай­ской войны 1894-1895 гг., Южный Сахалин и Курильские острова, при­надлежавшие Японии после Русско-японской войны 1904-1905 гг., а также острова Рюкю, оккупированные США.

Большая часть внутреннего рынка, связанная с военными заказами правительства, была потеряна. Проблему массовой безработицы по­сле демобилизации армии и флота (10-15 млн. человек) усугубила массовая эмиграции японцев из Кореи, Тайваня и других азиатских стран (свыше 10 млн. человек), их надо было как-то обустроить на ис­торической родине.

Кроме того, на Японию было возложено бремя выплаты репара­ций, его должны были нести 500 крупных промышленных компаний.

Но самое главное - морально-психологические последствия. Пора­жение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегося массой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связыва­лась вся японская история. Люди полагали, что история Японии за­вершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована.

Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии осо­бые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали се­бя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения ок­купационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей.

В чем заключались цели США в отношении Японии? Главный во­прос, который волновал американцев: что нужно сделать, чтобы ни­когда впредь не допустить превращения Японии во врага? Для этого, прежде всего, нужно способствовать созданию в Японии такой эконо­мической системы, которая позволила бы развиваться, не прибегая к внешней агрессии.

Этой системой могла быть только рыночная экономика. Но для это­го требовалось разорвать традиционные для Японии связи между эко­номикой и государством. Необходимо было затронуть и социальную систему: дать шансы всем слоям, а не только самураям.

Нарушением традиций был и отказ государства от социальной опе­ки над гражданами, но иначе невозможно было стимулировать эконо­мическое развитие.

Требовалось изменить и характер политической системы, привить Японии навыки парламентской демократии. Это было непросто, учи­тывая полное отсутствие у японцев каких-либо демократических тра­диций в западном понимании. В Японии всегда исходили из того, что каждый должен заниматься своим делом, будь то ремесло, сельское хозяйство, война, управление. Участвовать в делах государства про­стому человеку - немыслимо.

Достаточно вспомнить, как трудно приживалась в Японии система политических партий и конституционные гарантии прав человека. В японской традиции всегда делался акцент на обязанности, а не на права личности: групповая солидарность была характерной чертой социальной жизни, а индивидуализм всегда осуждался.

Серьезной задачей считалось устранение воинственного духа, ис­коренение милитаризма в Японии. Пришлось проводить широкую чистку чиновников, действовавших во всех сферах общества. Ей подвер­глись 660 тыс. человек, из них около 200 тыс., тесно связанных с преж­ним режимом, были уволены. Главным образом, это были военные. Для преступников даже создали специальный международный воен­ный трибунал, который вынес в 1945 г. приговоры 28 лицам.

Вклад США в военный разгром Японии был настолько велик, что они особенно не церемонились с союзниками после окончания вой­ны. Воспротивившись советской оккупации острова Хоккайдо, на; что явно нацеливался Сталин, США пошли на создание двух орга­нов власти, которые формально были полномочны решать вопросы с Японией.

Первый - Союзный совет по делам Японии с участием США, СССР и Китая, а также представителей Великобритании и стран Со­дружества Тихоокеанского региона - находился в Токио.

Второй - Дальневосточная комиссия - размещался в Вашингто­не и состоял из 11 членов. Но фактическая власть принадлежала шта­бу оккупационных войск США в Японии во главе с генералом Д. Ма-картуром.

Оккупационная администрация США была создана сразу после 2 сентября 1945 г., официальной даты капитуляции Японии. По сути дела Д. Макартур и стал верховным правителем Японии. Его отлича­ли большие амбиции и авторитарные замашки, и на первых порах это играло позитивную роль.

В условиях начавшейся «холодной войны» работа союзных органов в Японии была парализована, и американцы получили полную сво­боду действий. Однако они все же были связаны обстоятельствами. В Японии нельзя было ввести прямое правление американских воен­ных: для этого в США даже не было достаточного количества людей, знавших японский язык. Управлять можно было, только опираясь на японскую администрацию, это диктовалось традициями. После про­веденной чистки госаппарата (от работы было отстранено, как отме­чалось выше, свыше 200 тыс. чиновников), американцы и создали та­кую систему.

Первоначальная инициатива исходила именно от генерала Д. Ма-картура, его штаб выпускал соответствующие директивы. А претворя­лись в жизнь они уже японскими чиновниками, которые всегда по­слушно исполняли все, что им спускалось сверху.

Таким образом, в Японии до 1952 г. действовала своеобразная сис­тема подстраховки деятельности японских чиновников со стороны американских военных властей. Во всяком случае, основные направ­ления преобразований были явно навязаны Японии американцами.

II. Переход к рыночной экономике. Для Японии всегда был характерен строгий контроль властей над лю­быми экономическими процессами. Однако, когда государство игра­ет ведущую роль в экономике, это убивает стимулы к совершенство­ванию, повышению качества продукции. Вот почему японские товары заслужили устойчивую репутацию неконкурентоспособных на мировом рынке еще с конца XIX в.

Многие в Японии считали это оправданием японской агрессивно­сти во внешней политике: что же, мол, остается делать, когда внут­ренних ресурсов для развития не хватает.

До поражения в войне в Японии существовали так называемые Ас­социации контроля, которые ведали целыми отраслями экономики. Они были тесно связаны с дзайбацу - японскими корпорациями - распределяя среди них сырье и дефицитные материалы. Вся эта сис­тема теперь подлежала демонтажу.

11 октября 1945 г. Д. Макартур издал Директиву о проведении в Японии аграрной реформы. Земля переходила в руки тех, кто на ней трудился. Были лишены прав собственности крупные землевладель­цы, проживавшие вне своих имений. Основным слоем сельского на­селения стали фермеры. Размер земельных владений ограничивался 9 гектарами, перепродажа земли с целью спекуляций была запрещена. Земельные излишки перешли в руки государства, которое затем за минимальную цену передавало землю крестьянам.

Аграрная реформа имела огромное значение для последующего экономического развития. Новый фермерский уклад жизни созда­вал у крестьян спрос на многие промышленные изделия, что объясняет возросшую покупательную способность населения, резко увеличилось производство продовольствия и сырья в стране. Созда­ние фермерских хозяйств и стало постоянным фактором экономи­ческого возрождения.

В ноябре 1945 г. Директивой Макартура распущены дзайбацу. Объ­явлена полная экономическая свобода, каждый мог заниматься чем угодно, чтобы обеспечить себе средства к жизни. Но это было для японцев совершенно новым явлением: они привыкли полагаться во всем на государство. Люди чувствовали себя опустошенными и про­являли полную апатию.

Предприятия, приученные к постоянным государственным субси­диям, в первые послевоенные годы «съедали» часть бюджета. Корпо­рации, кроме того, не были заинтересованы в восстановлении произ­водства, так как на них возлагалось бремя выплаты репараций.

В 1946 г. создан Государственный банк финансирования восстановле­ния, но его кредиты поглощались в качестве субсидий.

Восстановление происходило медленно. В эти годы США непре­рывно наращивали экономическую помощь: в Японию шли поставки американского продовольствия, медикаментов, товаров широкого потребления. Средства от их реализации зачислялись на специальный счет восстановления экономики.

В 1946 г. основана Федерация экономических организаций (Кей-данрен), которая стала лоббировать интересы японского бизнеса в политике. 21 ноября 1946 г. принят Закон о профсоюзах - они полу­чили право на заключение коллективных договоров, на забастовки в поддержку своих требований. Однако американская администра­ция в Японии держала профсоюзы под контролем, не давая им воз­можности выдвигать чрезмерные требования в отношении заработ­ной платы и условий труда.

Американцы знакомили японцев и с передовым опытом в сфере уп­равления бизнесом. Так, с 1947 г. в Японии внедряются американские методы бухгалтерского учета, в 1948 г. принят Закон о дипломирован­ных бухгалтерах, упорядочены методы проведения финансовых реви­зий на предприятиях. В 1949 г. для директоров японских предприятий был прочитан курс лекций о рационализации управления. В 1950 г. в Японии под эгидой Консультативного комитета по рационализации промышленности внедряется американская система подготовки «об­разцовых мастеров», утверждаются положения «О внутреннем кон­троле на предприятиях».

Особое внимание уделено повышению качества японских товаров, без чего немыслим их сбыт за рубежом. С июля 1950 г. в Японии читал лекции профессор Эдвард Деминг, крупнейший американский специ­алист по качеству продукции. Его лекции по внедрению передовых ме­тодов контроля качества впечатляли японцев. Сказалась их страсть ко всему новому, стремление заимствовать и внедрять у себя новшества.

С 1951 г. в Японии учреждена специальная премия им. Э. Деминга, которая с тех пор стала ежегодно присуждаться японским компаниям за успехи в области внедрения новых методов управления качеством. Внедрение японцами американских методов контроля качества про­дукции поразило даже американцев. В скором времени ярлык «Сдела­но в Японии» стал синонимом высочайшего качества.

Экономическое восстановление шло медленными темпами: к 1950 г. уровень промышленного производства едва достигал половины дово­енного. В этих условиях применялись обычные антиинфляционные меры, приводившие к разорению слабых предприятий и росту безработицы. С 1949 г. американцы, неожиданно для многих, прекратили взимать репарации с Японии, последовав рекомендациям Доджа, главного экономического советника США.

С лета 1950 г. конъюнктура резко улучшилась в связи с началом Ко­рейской войны. Япония стала выполнять заказы на обслуживание экс­педиционного корпуса ООН и американских войск, вовлеченных в этот конфликт. Уже в 1951 к это позволило превзойти уровень дово­енного промышленного производства.

США взяли курс на превращение своего побежденного противни­ка в будущего союзника: сняты ограничения на внешнюю торговлю, ускоренными темпами идет подготовка к ликвидации оккупационно­го режима.

К 1952 г. сформировалась система государственного регулирования экономики в Японии. Ее основными структурами стали:

Министерство финансов;

Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП);

Японский банк;

Управление экономического планирования.

Опираясь на эти четыре «столпа», государство смогло оказывать решающее влияние на развитие экономики, что в немалой степени способствовало экономическому возрождению Японии в 1950- 1960-е гг.

III. Становление представительной демократии в Японии. Одним из первых актов американской администрации стало принятие в октябре 1945 г. директивы, провозгласившей в Японии политические и религиозные свободы. Отменялась цензура печати, освобождались все политические заключенные, распускались прежние милитаристские общественные организации. Начался процесс воссоздания политиче­ских партий.

Осенью 1945 г. образованы Либеральная, Прогрессивная, Социалисти­ческая и Коммунистическая партии. Появлялись и разного рода профес­сиональные организации, в частности в феврале 1946 г. создан Япон­ский крестьянский союз, постепенно активизировались профсоюзы.

Уже в начале 1946 г. состоялись первые после войны выборы в япон­ский парламент. В них приняли участие и женщины - они также по­лучили избирательные права, что было новшеством для Японии. Ре­зультаты первых выборов таковы: Либеральная партия - 140 мест, Прогрессивная - 94 места, Социалистическая - 92 места, Коммуни­стическая - 5 мест.

Было создано правительство, опиравшееся на Либеральную пар­тию. Но в условиях оккупационного режима оно просто дублировало указания американской военной администрации и непосредственно проводило в жизнь ее директивы. Американцы как бы приучали японское общество жить в условиях демократии: японцы участвовали в выборах, избирали парламент, формировали правительство на базе парламентского большинства, но все это происходило под контролем штаба оккупационных войск генерала Д. Макартура.

С декабря 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демокра­тизации системы образования. В школах отменялось военное обучение и милитаризованное физическое воспитание, школьников перестали пичкать шовинистической пропагандой идей кокутай. Из преподава­тельской среды изгонялись милитаристски настроенные и тесно свя­занные с прежним режимом люди, возвращались ранее уволенные либерально настроенные учителя. В Японии сразу же было введено обязательное 9-летнее образование, была подтверждена автономия университетов и высшей школы.

Одновременно проходила разработка новой Конституции. Разраба­тывалась она штабом генерала Д. Макартура, но при консультациях как с союзниками, так и с политическими деятелями Японии. Работа продвигалась с трудом: князь Коноэ даже покончил с собой в знак не­согласия с навязыванием японцам чуждых им принципов.

Наиболее остро стоял вопрос о японской монархии. Еще 15 декабря 1945 г. последовала Директива оккупационных властей об отделении синтоистской религии от государства. В своем новогоднем обраще­нии к народу в 1946 г. император Хиротито публично отрекся от свое­го «божественного происхождения».

По данным социологов, сразу после капитуляции за ликвидацию монархии выступали лишь 5% японцев, в частности такой проект был представлен Компартией. Добивались отмены императорского строя в Японии и союзники США по войне - Австралия, СССР, Ки­тай. Но штаб оккупационных войск предложил сохранить сам ин­ститут императорской власти для исполнения государственных це­ремоний.

В сентябре 1946 г. новая Конституция Японии была утверждена пар­ламентом, вступила она в силу с 3 мая 1947 г. Япония оставалась мо­нархией, но ее глава - лишь простой смертный, символ государства. Он выполняет представительские обязанности и пользуется почитанием только в силу традиций. Фактически, в стране вводилась парла­ментская демократия.

Правительство формировалось партией, получившей большинст^ во на выборах в парламент. В первые годы выборы проходили ежегод­но, очевидно, чтобы приучить японцев действовать в условиях демо­кратии. В 1948 г. в Японии создано коалиционное правительство из представителей Либеральной и Демократической партий, во главе ко­торого стоит опытный политический деятель Сигэру Ёсида.

Парламент состоит из двух палат. Нижняя - Палата представите­лей - выборы в которую проводятся один раз в четыре года по изби­рательным округам (по 3-5 депутатов от каждого округа). Верхняя - Палата советников - представляет префектуры Японии. Она избира­ется сроком на 6 лет и имеет право отвергнуть решение нижней пала­ты - в свою очередь, та может вновь преодолеть это вето большинст­вом в 2 / 3 голосов.

Любой министр правительства, включая и премьер-министра, дол­жен быть предварительно избран депутатом парламента: в Японии признано, что лишь популярные в обществе люди могут исполнять публичные функции. Местные органы власти - префектуральные собрания - также выборные. Япония была поделена на 47 префектур.

Конституция 1947 г. упразднила сословия, провозгласила равенство гражданских прав, в том числе и равноправие полов, демократичес­кие свободы, категорически запретила детский труд.

Девятая статья Конституции предусматривает отказ Японии от во­оруженных сил и угрозы их применения. Правда, в 1950 г. были обра­зованы Резерв национальной полиции и «силы самообороны», но по своей структуре они могут выполнять лишь функции поддержания порядка да нести службу по гражданской обороне. Их общая числен­ность в 1980 г. не превышала 250 тыс. человек.

В Конституции зафиксирован принцип разделения властей. Орган третьей власти - юридический. Верховный суд независим и неподкон­тролен другим, он обладает правом трактовать принятые парламентом законы на их соответствие Конституции. Поправки в действующую Конституцию можно вносить в случае согласия 2 / 3 действующего парла­мента при условии проведения референдума по этому вопросу.

С 1 мая 1951 г., после ухода с поста генерала Д. Макартура, главой оккупационных войск в Японии стал генерал Риджуэй. Он ускорил окончательное урегулирование. 8 сентября 1951 г. на Сан-Францис-ской мирной конференции с участием 52 государств состоялось под­писание Мирного договора с Японией. Не подписали договор СССР, КНР, Индия, Бирма, Польша, МНР, Чехословакия, Югославия. Согласно договору, Япония подтверждала свой отказ от Кореи, Тайваня, Пескадорских островов, Микронезии, от всех прав и претензий в Ки­тае и Антарктиде, а также от Южного Сахалина и Курил.

Статус двух последних территорий оставался неясным, поскольку СССР не участвовал в подписании договора, хотя и занял Курильские острова в 1945 г., а в 1947 г. эти территории были включены в Сахалин­скую область. Острова Рюкю, отторгнутые по договору, были возвра­щены Японии Соединенными Штатами Америки в период с 1968 по 1972 г.

Мирный договор с Японией вступал в силу при условии подписания еще одного договора, а именно - двустороннего Договора безопасности между США и Японией. Он был подписан в феврале 1952 г. и предусма­тривал ответственность США за безопасность Японии. США получили право размещать в Японии свои войска, они также приняли обязатель­ство в случае нападения на Японию защищать ее всей своей мощью.

Это привело к прекращению режима американской оккупации на территории Японии в апреле 1952 г. В условиях «холодной войны» Япония не имела иного выхода, как присоединиться к лагерю Запада.

Выводы

1. Самое страшное из последствий поражения в войне - морально-психологиче­ский шок от иностранной оккупации Японии. Штаб американских вооружен­ных сил в Японии возглавил генерал Д. Макартур. Он ввел двойную систему уп­равления: все свои директивы проводил в жизнь через японских чиновников.

2. Отмена дзайбацу, аграрная реформа, объявление экономической свободы спо­собствовали развитию элементов рыночной экономики в Японии. Это посте­пенно вывело японцев из состояния шока и позволило им активно включиться в борьбу за экономическое возрождение своей страны.

3. США содействовали также формированию режима представительной демо­кратии в Японии, начало этому процессу положило принятие Конституции 1946 г. Конституция, несомненно, была навязана стране вопреки воле болъ-

I шинства населения, но, в конечном счете, она сыграла позитивную роль, по­могла японцам адаптироваться к условиям современной жизни.

4. Подвел черту под окончанием Второй мировой войны Сан-Францисский мирный договор с Японией, подписанный 8 сентября 1951 г. Он вступил в силу после подписания договора безопасности между США и Японией в начале 1952 г. С апреля 1952 г. Япония стала полностью суверенной страной, режим американской оккупации был ликвидирован.

Вторая мировая война закончилась для Японии полным поражением. Страна лежала в развалинах, утратила суверенитет, оккупация американскими войсками. Ситуацию в стране контролировал штаб оккупационных войск во главе с генералом Маккартуром до 1948 года, потом до конца 1950 в руках американского посольства.

Тяжёлая социальная ситуация – утрата всех прежних ориентиров. Модель развития эпохи Мэйдзи завершилась полным крахом. Встал вопрос – как жить дальше.

Состояние общества находившегося в состоянии разрухи стало нулевой отметкой для создания новой Японии. В Японии проведены многочисленные реформы отметившие более успешное развитие страны.

Проводились первыми послевоенными правительствами, большую роль сыграло правительство Юсидо Сегеру. Американцы контролировали реформы и предлагали свои проекты.

Меняется вся политическая система. С милитаризмом было покончено и все организации правого толка были запрещены. Большая часть генералов и политические деятели покончили с жизнью. Остальные сидели в тюрьме совершенно бессрочно. Новая политическая элита разработала конституцию заменяющую прежнюю. Провозгласили в 1946, а в мае 1947 года она начала действовать. Япония стала государством символической монархии. Император лишь символ единства нации, от божественного происхождения отказались. Политический строй – демократический со множеством партий. Всеобщее избирательное право и для мужчин и для женщин. Буржуазные свободы. Главенствующая роль – законодательная ветвь власти – Парламент. Партия побеждающая на выборах в нижнюю палату формирует правительство во главе с министром. Отказывалась от войны как инструмента права нации. Становиться пацифистским государством. В стране действует много партий, но ведущие позиции занимает либеральная партия, её оппоненты социалистическая и коммунистическая партии.

Экономика:

Ликвидация прежней высокомонополизированной военной экономики. Военная промышленность была остановлена и в дальнейшем эти предприятия должны были перейти на мирные рельсы. Антимонопольное законодательство – ликвидация концернов и разукрупнение компаний. Ликвидировали лишь 1/3 часть, и только 1,20 разукрупнили в реальности. Не больше 10% акций в одних руках. Восстанавливалась деятельность рынка.

В конце 1948 года американцы проводят пакет неотложных мер предполагавших дальнейшее преобразование в этой сфере. Проведена денежная реформа, изменена налоговая система. Урезаны расходы на содержание госаппарата. Создавались благоприятные условия для работы японских компаний на американскую экономику.

США станут важнейшим экономическим партнёром Японии.

В сельском хозяйстве ликвидировано помещичье землевладение. Не выше 3 гектаров, излишки выкупались государством и в рассрочку в 30 лет продавалась нуждающимся и не родственникам помещиков. В течении 20 лет сельское хозяйство будет датироваться госбюджетом. Ориентирована на американскую фермерскую модель.

В начале 1950 годов неблагоприятная ситуация в политике, необходимость возращения независимости Японии.

1949 год Китай коммунистический. Корейская война. Вьетнам Северный – красный.

В сентябре 1951 года Сан-францисская мирная конференция. Мирный договор с воевавшими странами. СССР покидает конференцию, объявив договор сепаратным. СССР восстановил свой контроль над всем Сахалином и Курильскими островами. 1956 год совместная декларация – шаг к подписанию мирного договора – два на два, - но договор не подписали.

Япония выплачивала репарации пострадавшим странам и с 1952 года становиться независимым государством.

Договор безопасности между США и Японией. Сохранение военных объектов американцев на территории страны, Окинава под контролем США.

Послевоенную историю Японии можно разделить на пять основных этапов: 1) 1945-1951 гг. - период американской военной оккупации; 2) 1951 - 1960 гг. - период «послеоккупационной политики»; 3) 1960-1973 гг. - период высоких темпов экономического роста; 4) 1974-1989 гг. - период умеренных темпов экономического роста; 5) 1990-2010-е гг. - постбиполярный период.

Период американской военной оккупации

После подписания акта о полной и безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 г. Япония оказалась под управлением американской оккупационной администрации. Для реализации оккупационной политики союзные державы создали два органа: Союзный совет для Японии, действовавший в Токио для непосредственного консультирования главнокомандующего оккупационными войсками, и работавшую в Вашингтоне Дальневосточную комиссию, которая определяла политическую линию в отношении выполнения условий капитуляции. В реальности, однако, ключевую роль в проведении оккупационной политики играло командование американских оккупационных войск в Японии. Главнокомандующий издавал в адрес японского правительства меморандумы и директивы, которые были обязательными для исполнения и оформлялись в виде соответствующих законов или постановлений уже от имени японских властей.

На первом этапе оккупации (1945-1948) в стране были проведены масштабные демократические реформы, затронувшие экономическую, политическую и социальную сферы. В мае 1947 г. в силу вступила новая демократическая конституция, проект которой был подготовлен в штабе главнокомандующего оккупационными войсками генерала Д. Макартура (D. MacArthur).

Для США важно было устранить военную угрозу со стороны Японии, минимизировать даже теоретическую возможность появления нового милитаристского режима , для чего было необходимо создать прочные основы для развития демократии в стране. Поэтому реформы были направлены на коренную демилитаризацию и демократизацию Японии. Прежде всего следовало решить вопрос о суверенитете - источнике власти. В отличие от довоенной конституции 1889 г., где в качестве источника власти был указан император, в преамбуле японской конституции 1947 г. было отмечено, что суверенитет принадлежит народу, который реализует его через всенародно избираемый парламент.

Ликвидировался институт «государственного синто». Император отказывался от своего божественного происхождения, для чего он выступил по этому поводу со специальной речью по радио 1 января 1946 г. По конституции император становился «символом государства и единства народа». Прерогативы императора теперь стали носить исключительно церемониальный характер. В рамках проводившейся реформы образования из школьных программ были изъяты положения, пропагандировавшие чувство национальной исключительности японской нации, верноподданнический долг по отношению к императору и т.д.

В сфере государственного управления вводилась кабинетно-парламентская система , в рамках которой парламент избирается всенародным голосованием, а глава исполнительной власти выбирается парламентом страны из числа своих членов (ст. 67). Он формирует кабинет министров, который, как указано в конституции, должен в большинстве своем состоять из членов парламента (ст. 68). Каждый из членов кабинета возглавляет одно из министерств, а законопроекты вносятся в парламент, главным образом, от имени правительства. Важным моментом явилось положение ст. 66 конституции о том, что кабинет министров, являющийся центральным органом исполнительной власти, несет перед парламентом коллективную ответственность.

Обширный ряд конституционно оформленных положений был призван закрепить центральную роль парламента в политической системе страны. Основополагающей в этом отношении стала ст. 41 конституции, определившая парламент как «высший орган государственной власти» и «единственный законодательный орган государства». Конституцией определялась двухпалатная модель парламентской системы , в целом нехарактерная для унитарных мононациональных государств с демократическими принципами государственного устройства. Для Японии смысл существования двухпалатной системы заключается в создании более сбалансированной конфигурации парламента за счет особого статуса палаты советников, которая более устойчива к колебаниям политической конъюнктуры, поскольку, в отличие от палаты представителей, неподвержена роспуску со стороны исполнительной власти. В обеих палатах парламента создавалась система комитетов и комиссий по различным аспектам государственной политики, которые становились главной ареной проведения парламентских дискуссий.

Особое место в ряду политических преобразований стало введение гарантий политических прав и свобод : свободы слова, собраний, объединений, право на создание профсоюзов, политических партий и общественных организаций (по старой конституции права подданных могли ограничиваться действующими законами). Важным шагом на пути к демократизации стало введение всеобщего избирательного права. В отличие от избирательного закона 1925 г., новый закон распространил избирательные права на женщин и снизил возрастной ценз активного избирательного права с 25 до 20 лет. Было провозглашено равенство всех граждан перед законом, запрещены все виды дискриминации по признакам расы, религии, пола и социального происхождения. Была поставлена цель гарантировать открытое выражение любых политических взглядов, не противоречащих закону, для предотвращения довоенной ситуации, при которой государственная власть была освобождена от критики.

Большое место в общем ряду послевоенных реформ занимают шаги по демилитаризации политической, экономической и общественной жизни. Императорская армия была расформирована, а в конституцию была введена уникальная для современного конституционного права ст. 9, в соответствии с которой японский народ отказывался от войны как средства решения международных споров. Другой гарантией от возрождения милитаризма стало положение о том, что глава правительства и члены кабинета министров должны быть гражданскими служащими (ст. 66 конституции). Было ликвидировано министерство внутренних дел, в сферу полномочий которого в довоенной Японии входила охрана общественного порядка и деятельность полиции, выборы всех уровней, включая губернаторов префектур, а также вопросы деятельности местных органов власти.

На смену централизованной системе государственной власти пришла двухступенчатая система, в рамках которой наряду с центральным правительством создавалась система местного самоуправления, имеющая независимое финансовое обеспечение. Все руководители местных органов власти всех уровней стали выборными.

Была проведена судебная реформа: переписан гражданский кодекс на базе демократических норм права, с целью повышения независимости судов были ослаблены прерогативы министерства юстиции, касающиеся контроля судебной системы, и одновременно усилены полномочия Верховного суда.

В 1946-1948 гг. державами-нобедительницами был проведен Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский процесс), который принял постановление о преступном характере политики японского правительства в ходе Второй мировой войны. Деятели военного времени, занимавшие ключевые посты в правительстве, политических партиях и крупнейших экономических структурах Японии, были привлечены к уголовной ответственности и оказались за решеткой, а семь человек, включая двух бывших премьер-министров - X. Тодзё (Н. Tojo) и К. Хирота (К. Hirota) - приговорены к смертной казни и повешены.

Это важно!

Следует отметить, однако, что, несмотря на большой масштаб репрессивных мер (эти меры, имевшие широкий диапазон применения - от уголовной ответственности до запрета занимать общественные должности - коснулись примерно 200 тыс. человек), политические чистки не имели всеобъемлющего характера, как это было в послевоенной Германии в рамках политики денацификации, и не затронули костяк гражданской бюрократии довоенного времени.

Именно из довоенной бюрократии в дальнейшем черпались кадры для высшей политической элиты. Этому способствовала формировавшаяся в Японии на протяжении многих веков конфуцианская традиция высокого общественного кредита по отношению к чиновникам. С учетом того обстоятельства, что любые альтернативные политические институты, включая политические партии, были на тот момент слабыми и не пользовались большим доверием в обществе, оккупационные власти, нуждавшиеся в институциональных инструментах проведения своей политики, были вынуждены опираться на существующие структуры правительства. Свою роль играло и то, что ограниченные чистки, проводившиеся оккупационными властями, затронули в первую очередь руководство довоенных политических партий, стоявших у власти, а также верхушку военной администрации. Таким образом, гражданская бюрократия заполнила собой тот вакуум власти, который образовался на волне указанных чисток.

На первом этапе оккупационной политики особым расположением оккупационных властей, стремившихся найти политическую альтернативу дискредитировавшим себя довоенным партиям, пользовались именно левые партии, в наибольшей степени пострадавшие от довоенных репрессий. Полностью легализована была компартия страны, основанная в 1922 г. и вынужденная уйти в подполье в условиях жестких репрессий довоенного времени. В ноябре 1946 г. была создана Социалистическая партия Японии, лидер которой Т. Катаяма (Т. Katayama) в 1947 г. па недолгое время возглавил правительство. Ряд мер был предпринят для становления в стране гражданского общества. Началось активное развитие профсоюзного движения.

Были распущены финансово-промышленные группировки дзайбацу , игравшие ключевую роль в экономике довоенного времени. Тем самым в стране создавались условия для развития свободной конкуренции и рыночных отношений. Была проведена земельная реформа , призванная покончить с помещичьим землевладением. В ее рамках был установлен потолок максимального размера индивидуальных земельных владений, составлявший в среднем по стране менее 3 га (для Хоккайдо в среднем до 12 га). Структурные реформы в экономике имели большие политические последствия, заложив экономические основы для развития демократической системы. Вместе с тем эти преобразования не носили радикального характера, а преемственность с довоенным периодом проявилась в дальнейшем в формировании специфической для Японии ограниченно рыночной экономической модели.

Это важно!

В целом можно заключить, что принятие конституции 1947 г. и демократические реформы 1940-х гг. имели решающее значение для дальнейшего развития всей политической системы. Результаты этих реформ были с одобрением восприняты народом Японии.

На втором этапе оккупационной политики (1948-1951) в условиях обострения противоречий между СССР и США, начала «холодной войны», а также прихода к власти в Китае компартии, Вашингтон стал рассматривать Японию в контексте политики сдерживания коммунизма. В этой связи были внесены существенные коррективы в политическую составляющую оккупационного режима. США начали поддерживать умеренно консервативные силы, которые поощрялись в их борьбе с левым движением, и прежде всего коммунистами. В Вашингтоне было принято решение активно содействовать экономическому развитию Японии с целью предотвращения распространения коммунистической идеологии и создания в ее лице некой витрины капитализма на Дальнем Востоке. Кроме того, был взят курс на перевооружение Японии, за которым стояла идея ее превращения не только в политического, но и военного союзника. Новые акценты в политике оккупационных властей получили известность в историографии под общим названием «обратного курса».

Энергичные меры по стабилизации экономического положения страны, известные как «линия Доджа» - по имени разработавшего их американского банкира Д. Доджа (J. Dodge), включали жесткие меры контроля над бюджетными расходами и денежной эмиссией, замораживание заработной платы и освобождение ранее регулируемых цен на потребительском рынке, введение фиксированного курса иены и т.д. Одновременно проводилась налоговая реформа, направленная на отказ от архаичной и запутанной довоенной системы налогообложения и повышение ее эффективности, которая проводилась в соответствии с выводами направленной в Японию группы американских специалистов - «миссия К. Шоупа» (С. Shoup). В результате последовательного проведения в жизнь рекомендаций американских консультантов к середине 1950 г. правительству удалось существенно улучшить баланс государственного бюджета, снизить инфляцию, либерализовать цены и стабилизировать обменный курс национальной валюты.

С 1950 г. в Японии начался экономический бум , связанный с началом войны в Корее. Поскольку территория страны использовалась как тыло-

вая база американских вооруженных сил, японские предприятия получили большой объем «специальных заказов», связанных как с товарными поставками, гак и с оказанием большого объема услуг. В сочетании с хорошей конъюнктурой на мировых рынках это позволило не только ускорить процесс послевоенного восстановления, но и добиться наращивания экспортного потенциала японской экономики. В ходе Корейской войны Вашингтон окончательно оформил курс на превращение Японии в своего стратегического союзника. Была ускорена работа по завершению оккупационного правления и активизирована подготовка к подписанию союзнического договора с Японией, который бы подвел юридическую базу под размещение американских военных баз на ее территории.

С 4 по 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско состоялась конференция, посвященная заключению мирного договора с Японией. На конференцию, в которой приняли участие 48 стран, не были приглашены представители Китая и Тайваня, по разным причинам отсутствовали представители Индии и Бирмы.

8 сентября Сан-Францисский мирный договор был подписан представителями 49 стран. СССР прислал свою делегацию, но отказался ставить подпись под договором, во многом из солидарности с отсутствовавшим на конференции коммунистическим Китаем, являвшимся на тот момент его стратегическим союзником. Советский представитель заявил на пресс- конференции, что Москва рассматривает договор как сепаратный.

Это важно!

Договор содержал декларацию о прекращении состояния войны и аннулировал результаты японской агрессии на Тихом океане. Вопрос о репарациях решался в необременительном для Японии порядке. Япония признала независимость Кореи, отказалась от всех прав на Формозу (Тайвань), Пескадорские острова, а также от прав и претензий на Курильские острова и на ту часть Сахалина, суверенитет над которым она приобрела по Портсмутскому мирному договору. Вместе с тем в тексте договора не упомянуто, в чыо пользу Япония отказывается от этих территорий, что в условиях отказа СССР подписывать договор стало в дальнейшем использоваться официальным Токио в качестве одного из аргументов для обоснования его позиции в территориальном споре с Москвой.

не только для «поддержания мира и безопасности на Дальнем Востоке», но и для подавления по просьбе японского правительства внутренних беспорядков в стране. Одна из статей договора запрещала Японии предоставлять без согласия США военные базы третьим странам.

В подписанном в январе 1952 г. «административном соглашении» оговаривались конкретные условия размещения американских войск, которые получили возможность создавать свои военные базы в любых районах Японии, использовать объекты гражданской инфраструктуры. Американским военнослужащим и их семьям предоставлялось право экстерриториальности (вскоре, однако, под давлением японской общественности над размещенными в Японии американскими военными, наряду с юрисдикцией США, стала признаваться и юрисдикция Японии).

Подписание Японией мирного договора возвращало ее в систему международных отношений в качестве полноправного субъекта. Оккупационный период закончился. В рамках «договора безопасности» с США Япония становилась одним из звеньев в системе договоров с ключевыми союзниками Вашингтона на Тихом океане, заключенных США в рамках доктрины «сдерживания коммунизма». Вместе с тем особенность договора с Японией заключалась в том, что та, в отличие от прочих союзников США (Южная Корея, Филиппины, Австралия и Новая Зеландия), не несла обязательств но защите американской территории, будучи связанной конституционными ограничениями на отправку войск за рубеж.

Загрузка...