docgid.ru

Организация и методика проведения занятий на дрессировочной площадке. Глава x. методические указания к практическимзанятиям по дрессировке служебных собак

Не следует забывать, что во время занятий дружеские беседы дрессировщика с помощником, который дразнит собаку, ведут к снижению у нее злобы и активности. Поэтому все указания дрессировщик дает помощнику, когда нет собаки.

Чтобы организация занятий по тренировке собак отвечала требованиям того или другого вида службы, следует соблюдать следующие основные положения.

Дрессировщик должен быть хорошо знаком с принципами организации того вида службы, где используется собака.

В процессе тренировки нельзя допускать переходов от одного упражнения к другому до тех пор, пока не будет хорошо отработано и проверено предыдущее упражнение.

Тренировка служебных собак (кроме караульных) не должна проводиться на одной и той же местности с одними и теми же помощниками (кроме связной службы).

Во всех случаях тренировочных занятий помощники должны быть тщательно проинструктированы, чтобы не допускать ошибок во время работы. Тренировочные занятия считаются обязательными и проводятся систематически.

В процессе дрессировки и тренировки служебных собак по специальному циклу обращают внимание на то, чтобы помощники правильно выполняли свои обязанности. При обнаружении допущенных ошибок или при отказе собаки от работы тут же объясняют неопытным помощникам причины ошибок и дают конкретные указания для их устранения.

Примерная форма подготовки к практическим занятиям

Практические полевые занятия по дрессировке служебных собак являются наиболее ответственной частью всей подготовки. На практических занятиях обучающийся закрепляет теоретические знания, получает методические навыки и практику в технике дрессировки служебных собак.

Здесь мы даем советы, основанные на опыте, для проведения практических занятий по дрессировке розыскных собак.

Готовясь к занятиям, руководитель прежде всего должен прочитать специальную литературу по теме, изучить участок местности, который намечен для проведения занятий, уточнить подготовку каждой собаки и дать указания обучающимся, что им надо изучить и как подготовиться к выходу на практические занятия.

Руководитель должен определить задание для каждой собаки и последовательность отработки навыка, участок местности разбить на секторы, определить необходимое количество дрессировочных предметов и снаряжения, составить план-конспект для проведения занятий.

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Индивидуальные задания дрессировщикам

Второй учебный вопрос отрабатывают в секторе № 3 после выборки предметов. Руководитель поочередно проверяет, как идет собака на задержание, насколько технично управляет собакой дрессировщик и насколько правильно и активно работает помощник.

Третий учебный вопрос отрабатывают в секторе № 4. Разбив обучающихся попарно, руководитель указывает каждой паре участок местности, на котором будут прокладывать следы.

Один из обучающихся выполняет роль дрессировщика, другой - помощника. Первый дает задания второму, где и какой следует проложить след и внимательно наблюдает за действиями прокладчика, запоминая те места, где были сделаны повороты и где были оставлены для контроля те или иные предметы. Проложив след, помощник остается на конечной точке, а дрессировщик пускает собаку по проложенному следу.

После проработки следа «задержанный» сопровождается и передается третьему лицу. После этого обучающиеся меняются ролями. Во время работы по следам руководитель главное внимание уделяет обучающимся, которые выполняют роль дрессировщика. Он прививает им навыки в управлении розыскной собакой, показывает, как правильно держать длинный поводок во время работы собаки по следу, как пускать собаку с исходной точки и под углом к следу.

Разбор занятий и выводы

На разборе проведенных занятий подводят итоги. Руководитель подробно рассказывает, как были отработаны учебные вопросы.

Используя записи, сделанные в ходе занятий, он на конкретных примерах показывает положительные и отрицательные стороны в действиях обучаемых, дает оценку каждому из них.

Затем указывает, как следует устранить недостатки.

Необходимо отметить, что в ходе подготовки к занятиям положительную роль играет внимательный анализ руководителя степени подготовленности собак. Благодаря этому он имеет возможность правильно определить для каждой собаки индивидуальные задания.

Вручив эти задания обучаемым накануне, он тем самым помогает им лучше подготовиться к уроку.

Заранее изучив участок местности и разбив его на определенные секторы для отработки каждого учебного вопроса, руководитель экономит учебное время и создает на занятиях более насыщенную обстановку.

Приведенный вариант подготовки проведения занятий не является обязательным и лучшим образцом, он только примерный.

Методика проверки обучаемых и служебных собак по окончании обучения. По окончании курса дрессировки проверка знаний и выявление практических способностей у обучаемых по технике дрессировки и управлению служебной собакой зачастую проводится не совсем правильно.

Практические способности обучаемого по технике и управлению собакой обычно оцениваются только по одному или двум видам работы с собакой, а чаще всего оценка выводится только по результату работы собаки, а не по его способностям в руководстве собакой. Это неправильно. На самом деле, за что ставить оценку «хорошо», если обучаемый только пробежал за розыскной собакой по следу? Так же и при обыске местности, если собака обнаружила все находившиеся на участке местности предметы (вещи), ему ставилась оценка «хорошо», тогда как в этих конкретных случаях обучающийся никакой методической подготовки и практических способностей лично в работе с собакой не показал.

По окончании курса дрессировки нас должны интересовать методическая подготовка обучаемого, его инструкторские способности в дрессировке и практическое управление собакой во время работы.

Техника дрессировки служебных собак Сахаров Николай Алексеевич

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак

Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.

Цель занятия.

1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и укладка).

Обучить технике отработки навыков вспомогательного и специального назначения (развитие у собак злобы, пуск на задержание, выборка предметов и следовая работа).

2. Выработать у собак условные рефлексы на команды; звуковые сигналы и жесты в пределах учебных вопросов.

Время. 4 часа.

Место занятия. Поле № 3.

Учебные вопросы и расчет времени:

а) отработка общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка и укладка собаки) - 35 минут;

б) отработка навыков вспомогательного характера (развитие злобы, пуск на задержание и сопровождение задержанного) - 35 минут;

в) отработка специальных навыков (выборка предметов и следовая работа) - 80 минут;

г) разбор проведенных занятий - 30 минут;

д) движение к месту занятий и обратно - 60 минут.

Материальное обеспечение:

Каждый обучающийся должен иметь при себе: металлическую облегченную цепь, короткий и длинный поводок, аппортировочный предмет и несколько разных предметов для выборки, брезентовый плащ, лакомство и дрессировочный костюм.

Индивидуальные задания дрессировщикам составляют в двух экземплярах под копирку. Второй экземпляр разрезают и раздают обучающимся накануне занятий.

Первый учебный вопрос отрабатывают в секторе № 1. Объявив тему и цель занятий, руководитель показывает на хорошо подготовленной собаке технику отработки навыков из; курса общей дрессировки, предлагает потом, чтобы каждый занимался самостоятельно, наблюдая за ходом занятий. Всякая замеченная ошибка немедленно устраняется руководителем.

Из книги Справочник. Дрессировка собак автора Крузерман Г В

5. Дополнительные указания по методике проведения практических занятий с собакой 1) С собакой следует заниматься 2 раза в день - утром и вечером. Нужно помнить, что иногда пятнадцать минут хорошо организованных занятий будут полезнее, чем час скучных и непродуманных

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация (с иллюстрациями) автора Субботин А В

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация автора Субботин А В

Из книги Среднеазиатская овчарка автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Распространенные ошибки при дрессировке собак Кроме перечисленных основных ошибок при обучении собаки той или иной команде, существует ряд распространенных среди владельцев собак просчетов, недоработок и ошибочных действий по отношению к питомцу: дрессировка собаки

Из книги Собаки от А до Я автора Рычкова Юлия Владимировна

Примерный тест на выносливость для служебных собак (по программе общества немецкой овчарки) Собака должна пробежать рысью 20 км. Судья двигается вместе с группой сопровождения, чтобы отслеживать прохождение всего маршрута. В течение 5-минутного отдыха, разрешенного после

Из книги Дрессируем собаку автора Зайцева Ирина Александровна

8 ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак представляет собой продолжение курса дрессировки с целью закрепления и совершенствования навыков, выработанных в процессе дрессировки. При отсутствии тренировки, а также при редком использовании собаки в

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

Глава X. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ ПО ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих занятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и

Из книги Учебное пособие для специалистов-кинологов органов внутренних дел автора Министерство Внутренних Дел РФ

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г. 1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой

Из книги Собака-проводник слепого автора Орехов Николай Егорович

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г. 1. Тема. Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.Цель занятия. Дать вожатым знания,

Из книги Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ автора Погорелов В И

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Общее представление о поведении собак и их дрессировке Поведение - это характер жизни и действий животных в различных условиях. В естественных условиях поведение направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.Дрессировка - это выработка у животных

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

1. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК, И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ 1. Отсутствие правильных ролевых отношений между дрессировщиком и собакой, что, как правило, ведет к неподчинению собаки и незаинтересованности ее в работе. Если терпение и упорство

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА V МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДРЕССИРОВКЕ И ТРЕНИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ

Из книги автора

ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак - это закрепление и совершенствование навыков, полученных на занятиях по дрессировке.Если собаку не будут тренировать, будут редко использовать в работе, недостаточно закреплять условные раздражители

Каждый профессиональный кинолог сталкивался с таблицами - планами занятий. В таких таблицах пишут сколько времени нужно заниматься и сколько повторений делать. Планирование времени может вам помочь, а может и помешать. Относитесь к таймингу гибко, понимая, что лежит в его основе.

На занятии по дрессировке собакой владеют разные эмоции. Любопытство, живой интерес усиливают ее внимательность на занятии. Но работа мозга обходится организму «дорого» - думая, собака сжигает непропорционально больше каллорий, чем если бы просто бегала и играла в это время. Усталость, экономия энергии (а вдруг придется сейчас спасаться, защищаться?) «гасят» внимательность собаки.

Любопытство и усталость - две силы, которые постоянно действуют на собаку во время занятия.

Вы, как дрессировщик, видите у собаки волны интереса. Она начинает занятие на «подъеме». Она полна сил и любопытство превосходит усталость. Затем вы ставите перед ней задачу, она изо всех сил старается ее решить, и все больше устает. Она начинает чаще отвлекаться, показывает смещенные реакции (чешется, отворачивается), потом признаки нервозности (прижимает уши, зевает) (часть из них известны как «сигналы примирения») и, наконец, усталость начинает побеждать. Вы видите, что собака все меньше на вас смотрит, все больше стремится отойти. Многие собаки просто ложатся и крепко засыпают.

Немного отдохнув, собака снова ощущает «волну» любопытства. И вы снова можете обучать собаку. Но на второй «волне» она устает быстрее. На третьей - еще быстрее.Дальше все зависит от особенностей характера собаки и вашего искусства дрессировщика.

Если вы хотите, чтобы собака любила заниматься, вы всегда должны заканчивать занятия на «гребне волны», это может быть первая, вторая или пятая волна, но это должен быть момент, когда собака заинтересована, а не отдыхает. Здесь ее нужно очень хорошо похвалить/угостить, и прекратить занятие.

*похвалить/угостить - так как речь идет только об оперантном методе обучения, где собака в реальности «напрягает мозги», а не развивает терпение к скучному хозяину.

Прежде, чем учить вялую собаку чему-то новому, вам стоит «расшевелить» ее: приложить лакомство к ее носу и подержать руку секунд 10-20 (вы увидите, как увеличивается ее аппетит), разыграть игрушкой, а потом предложить поучиться чему-то.

Общее правило: вы всегда начинаете обучать и заканчиваете обучать собаку, которая на вас смотрит. Все остальные слова, которые написаны до и после «общего правило» лишь о том, как этого достичь и как этот момент спрогнозировать.

От собаки зависит вот что:

Внимательность собаки развивается (от месяца к месяцу «верхняя часть волны» становится больше, дольше).

Внимательность собаки - черта индивидуальная.

Некоторые собаки начинают с 3-х минут внимательности и нуждаются в долгих перерывах. Удивительно, но они способны освоить тот же набор навыков в те же сроки, что и собаки, способные концентрировать внимание по 10-20 минут! То есть они вовсе не глупы, они схватывают быстро, но не могут подолгу заниматься чем-то одним. Их не так трудно обучать, но трудно тренировать, добиваться постоянства в послушании. К ним нужен очень тонкий и терпеливый, понимающий подход хозяина и кинолога. Обычно «первая волна» у щенка длится минут 20, после 10-минутного перерыва начинается «вторая волна», которая длится минут 10 и, после еще одного перерыва, «третья волна» - минут 5.Боязливые, тревожные собаки будут уставать, и это проявится в нервных зевках, невнимательности, но они не уснут во время занятия. Вам нужно увидеть или почувствовать, что собака устала и, что разумнее дать ей 10 минут на отдых и дождаться таким образом новой «волны».

Некоторые удивительные собаки, тоже склонные к страху, но в необычных формах, будут буквально «отключаться» - засыпать и храпеть.Некоторые чрезмерно упрямые кобели в случае усталости не уйдут, не заснут, а начнут упорно делать одну и ту же ошибку и настаивать на вознаграждении -

лучшей реакцией кинолога будет также оставить собаку «подумать».

Есть еще много вариантов поведения собаки и способов, которые использует дрессировщик для того, чтобы поддерживать и развивать внимательность собаки. Он постоянно имеет дело с двумя состояниями собаки: любопытством и усталостью, постоянно следит за тем, как нарастает одна и сдается другая. Именно от соотношения любопытства и усталости зависит тайминг - планирование времени на занятии. Оно всегда индивидуально.

Софья Баскина
Зоопсихолог. Исследователь, консультант и преподаватель

Тренировка собаки в современных условиях выходит на первый план в понятии ухода. Большинство животных не получают нормальной физической активности и достаточного моциона. Поэтому сегодня профессия тренера для собак становится все более востребованной. Тренер не только составляет график занятий для каждой конкретной собаки с учетом ее возраста, особенностей и физического состояния, но и дает рекомендации владельцу по самостоятельной работе с питомцем.

Польза от такого современного подхода к тренировке собаки весьма велика. Снижается риск травматизма, перегрузки или недостаточной нагрузки собаки. Прогулки могут сочетаться с занятиями либо социализацией. Правильно выбранное время для упражнений, их виды и интенсивность способны за короткий срок привести собаку в хорошую физическую форму.

Чтобы составить график тренировок для своей собаки, нужно учитывать несколько параметров: возраст, конституцию, кондицию, физическое состояние, наличие заболеваний и породные особенности. К примеру, для взрослого здорового лабрадора ретривера Для больше контрастности я бы привела в пример породы, выведенные для бега, например сеттеры, в то время как лабрадоры более степенны требуется большая нагрузка и более длительное время для упражнений, чем, скажем, для бульмастифа. Темп упражнений для этих пород тоже должен быть разным. Если лабрадор может бежать длинный кросс за велосипедом в довольно быстром темпе, то для бульмастифа такие упражнения нежелательны либо должны быть значительно сокращены по времени и темпу, а для сенбернара или испанского мастифа и вовсе противопоказаны.
Представители мелких и карликовых пород также нуждаются в физических упражнениях и нагрузках. Но при составлении графика тренировок для таких собак нужно учитывать не только их размер, но и темперамент. Эмоциональные и очень подвижные собаки, к примеру карликовый пинчер, устают быстрее и тратят намного больше энергии, чем более спокойные мопсы. Поэтому время и интенсивность тренировок для них также не может быть одинаковой.

В начале тренировок владелец должен внимательно следить за собакой, насколько быстро она устает, какие упражнения выполняет легко, а какие вызывают у нее трудности. Разобраться, чем продиктован отказ от выполнения того или иного упражнения. Но самое главное, тренировки должны быть эффективными и приносить радость собаке. Если во время занятий владелец заметил, что собака пытается отказаться от выполнения упражнений, игнорирует команды и игры, выглядит уставшей или вялой, нужно проанализировать нагрузки и интенсивность заданий. Если состояние собаки после изменения графика тренировок не изменилось, ее лучше показать ветеринарному врачу, так как причина может быть вовсе не в тренировках.

Загрузка...