docgid.ru

Отношение к инвалидам. Инвалид и жизнь в обществе В каких европейских странах инвалиды могут бесплатно пользоваться услугами персональных ассистентов

По поводу прав инвалидов у нас существует такая хитрая ситуация. Нигде в законе естественно не прописано, что их права как-то ограничиваются, но вот на практике совсем другое дело. Тут даже суть не в том, что государство их притесняет, хотя проблемы с лекарствами, спецсредствами и мизерными пенсиями очень и очень значимы, а в отношении к ним окружающих неинвалидов. Инвалидов не любят, бояться и избегают. Слава богу, это не 100% увлечение народа, но это поверьте, присутствует очень и очень широко. Дело даже не в нарушении прав потребителя, в России они нарушаются на раз два, три, а в общем отношении к человеку на коляске.

Спектр негативного отношения к инвалидам очень широк.

  • Агрессия - всякие разные мимо проходящие граждане, а так же соседи и даже официальные лица могут запросто пинуть коляску, развернуть коляску в обратную сторону от той в которой движется инвалид, откатить инвалида от окошка в сберкассе или в аптеке, высказать свое мнение на предмет того по какой причине человек стал инвалидом (пьяный на машине разъезжал или его родители в пьяном угаре заделали).
  • Отрицание и игнорирование - ну инвалиду помочь преодолеть ступени или перешагнуть бордюр это уж согласитесь далеко не каждый, а уж вперед себя в очереди пустить это вообще часто переходит в пункт 1, да еще и с комментариями, что вот ты то мол сидишь в коляске и в ус не дуешь, а мы тут уже полчаса на ногах и правильно тебя Бог наказал. В остальное время от инвалида просто отворачиваются, отказываются обслуживать, транспорт старается побыстрее захлопнуть двери, чтобы не ждать пока эта развалина влезет в салон.
  • Насмешки - этот негатив идет отнюдь не только от детей. Я как то была свидетелем, как мать с 20-летней дочкой-инвалидом в коляске в бутике выбирала ей красивое белье. Нет продавщица их обслуживала, но вот все соседние бутики перестали работать и продавцы как дети в зоопарке прилепились к стеклу и громко веселились, отпуская всякие шуточки на тему зачем этой инвалидке такие трусы, можно подумать, что она сексом с кем-то заниматься будет. Тут даже секс с трусами очень за уши притянут, но народу так смешно, что инвалид имеет какие-то интересы и желания.
  • Кривая логика - тут какбэ человек типа совершенно доброжелательно сообщает инвалиду о том, что конечно, вы такой же как и все. Ах, Вам пандус нужен? Но вот остальным гражданам не нужен, они сами поднимаются. И если Вы «как все», Вы тоже должны. Что, не можете? Значит-таки не «как все». А если без пандуса вы не можете выйти из подъезда, то Вы у же не как все, а каких-то привелегий себе хотите. А у нас все равны, и если Вы хотите того же, что и здоровые, либо скачите по ступенькам на коляске, либо сидите дома. При этом начинаются указываться всякие доводы, типа, завышенных требований к себе инвалида, и даже в таком плане, что « не можем же мы запретить ходить здоровым, чтобы вы себя чувствовали более полноценным». Или как в обсуждении у katoga, что не заявляют же о ущемлении прав больные микозами (кожным грибком), когда их в бассейн не пускают. При этом, такие моменты, что пандус принципиально нужен инвалиду, и это вовсе не роскошь и не каприз, а от микоза можно излечиться и ходить в бассейн, а вот инвалид-колясочник имеет очень небольшие шансы на излечения, затираются среди красочных абсурдных примеров. Или, « вот пьяных тоже не пускают в ночные клубы». Извините, человек сам себя доводит до состояния алкогольного опьянения, он может проспаться и прийти в клуб завтра. Или просто не ужираться в риз. Состояние же инвалида не зависит от его желания.
  • Обвинение и осуждение. Это в основном касается всех подобных историй, когда инвалид показывает недовольство своим положением в обществе или отношением окружающих. Тут какбэ очень легко народ ссылается на факт, что все инвалиды дармоеды. Даже если приводить в пример инвалидов успешных бизнесменов, работающих инвалидов, это все совершенно не впечатляет никого. А вот то что инвалид живет «припеваючи» на 2 с небольшим тысячи от государства, имеет льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, да еще имеет право на бесплатное лечение и лекарства, это народ очень заботит. Даже если говорить, что многие льготы фактически не работают, в глазах многих наших сограждан инвалид выглядит обузой для общества. И когда кто-то из инвалидов вдруг говорит, что чем-то недоволен, это приравнивается к тому, если бы попрошайка на улице требовал от вас в следующий раз давать милостыню крупными купюрами. Далее разные другие доводы взятые с обсуждения в блоге katoga: « у них у самих (инвалидов) комплексы, с ними должен работать психолог»(пральна, чё она обиделась, надо на отказ смотреть конструктивно и оптимистично), «они (инвалиды) нервные и хотят привлечь к себе внимание» и т.п. Т.е. проблема то у инвалида, а не у общества. И нечего свои комплексы переносить на других. Ай-яй-яй.
  • Отвращение. Не раз мамочки на детском приеме говорили, что с их детьми страдающими ДЦП (даже совершенно интеллектуально нормальными) на детской площадке запрещают играть другим детям их родители. Доходит до того, что мамочки здоровых детей собираются и требуют от матери больного ребенка больше не выходить на площадку к здоровым детям, потому, что вдруг он заразен. Или раз у него ДЦП, значит он из семьи алкоголиков и наркоманов. С тем же самым сталкиваются и взрослые, когда окружающие просто брезгуют их присутствием. Чью-то тонкую душевную организацию травмируют деформированные ноги, измененное болезнью лицо.
  • Поговорим о хорошем? Да оно безусловно есть. Например, что ты живешь на этом свете. Все остальные радости жизни, инвалиды могут устроить собственными руками. Государство тут никакой помощи без дополнительного нажима не оказывает.

    Вот теперь ответьте сами на вопрос, а почему, все-таки у нас инвалиды нервные, раздражительные и т.п.? Мало того, что они больны и лишены болезнью жить так, как им бы хотелось, им еще приходится преодолевать весь тот негатив из 6 пунктов с которым они встречаются повседневно. В нашей стране быть инвалидом страшно, не только из-за экономических соображений, а еще и от того, как общество на тебя реагирует. Многие в ЖЖ, когда идет обсуждение тем инвалидов или неполноценных физически людей с гордостью заявляют, что вот если вдруг придется стать инвалидом, я покончу с собой. Да, звучит красиво, но выжившие после тяжелых болезней и аварий люди совсем по другому сморят на жизнь. Многим, кто делает все эти суицидальные заявления, это не знакомо в принципе, на сколько может быть ценна жизнь и что значит выжить и продолжать жить не смотря не на что. И не надо говорить, что они (нынешние инвалиды) слабаки, что не убили себя сразу после того, как поняли, что их удел коляска. Именно продолжать жить в таких условиях настоящее мужество.

    Традиционно скажу за Америку. Ну, про то, что тут пандусы, в каждой дыре есть туалет для инвалидов, удобные парковки, электрические мини- кары в супермаркетах, я уж не буду расписывать. Я скажу про другое. Каждый прохожий готов помочь попавшему в затруднение инвалиду. Даже если не каждый, то в то время и в том месте обязательно находятся такие люди. Останавливаются машины, мужчины поднимают застрявшую инвалидную коляску и переставляют ее на ровное место. Все это делается без каких бы то ни было моральных усилий над собой. Детям в школу приводят тяжелых детей инвалидов для того чтобы у них формировалось правильное отношение к явлению инвалидности. Инвалида очередь пропускает без всякого недовольства, и никто даже молча не выходит из себя от злости.

    Жизнь инвалида чертовски трудна по причине болезни. Они привыкают, адаптируются, живут как могут более открыто и полнее, но нам, к нашему счастью, большинство их проблем и никогда не будут знакомы. Я считаю, что ничего не стоит просто не устраивать инвалидам ад нашим негативным отношением. Это не будет стоить государству, кто печется о экономике, ни копейки. Кто-то сейчас будет писать « и что, я теперь всех инвалидов на руках таскать должен и целовать их в засос». Да не надо этих крайностей… Если вы просто пропустите человека на коляске впереди себя в очереди и не будете оскорблять его, строить гримасы отвращения, это уже значительно поможет. Если уж переходить на эгоистические темы, то представьте себя на его месте. А проще, будьте милосерднее к тем, кто ограничен в своей жизни болезнью

    Об отношении сегодняшнего общества к инвалидам, «политкорректности» и цинизме – доктор психологических наук Александр Cуворов. В три года он потерял зрение, в девять – слух

    Об отношении сегодняшнего общества к инвалидам, «политкорректности», эгоизме, цинизме и равнодушии – доктор психологических наук Александр Суворов. В три года он потерял зрение, в девять – слух.

    По остаточному принципу

    — Как вы определите сегодняшнее отношение общества к инвалидам? Какие главные проблемы здесь?
    — Уж очень глобально сформулирован вопрос. Сложно отвечать за все-то общество… Наверное, отношение общества к инвалидам неоднозначно, в разных слоях этого самого общества — по-разному. Преобладает, пожалуй, дискриминационное отношение по принципу — возиться с инвалидами как можно меньше. Пусть они сами, если могут и насколько могут, решают свои проблемы. Преодолевают якобы недуг («ах, они герои!»), а на деле — наплевательство всяческих инстанций и весьма часто ближайшего и не очень близкого окружения.

    Мне-то самому грех жаловаться в конечном итоге, но все-таки, закончив университет и став сотрудником Психологического института, я быстро осознал, что на самом деле никто не в курсе, какой такой работы можно требовать от слепоглухого научного сотрудника. Эту проблему надо было решать самому, а начальство с радостью поддерживало найденные мною решения: работу как на опытно-экспериментальных площадках сначала в Загорском детдоме для слепоглухонемых, затем в различных лагерях, в качестве практика и идеолога-теоретика, участие в движении детского милосердия…

    Ничего этого в готовом виде никто мне преподнести не мог, я должен был прийти к этому сам. И в лагерях – какую такую работу с детьми я вообще способен вести, тоже приходилось искать, при доброжелательной поддержке коллег, и лишь постепенно я обретал свое место в общей работе — в тогдашнем Ленинграде, Москве, Екатеринбурге, Туапсе, Волгограде… Все это нормально, никто за меня и без меня не мог решить этих проблем, я должен был сам искать, а коллеги мои поиски поддержали, как могли, находки — подхватили и закрепили.

    С другой стороны, пока мы учились, университет выделил средства на обеспечение нас литературой, Всероссийское общество слепых предоставило ставки помощников, Институт дефектологии приютил нашу группу в одной из своих экспериментальных школ-интернатов, обеспечил наше обучение разнообразной техникой… А кончили учиться — и вдруг сразу никому не нужны. Я сам из своей зарплаты и пенсии по инвалидности выделял, сколько мог, на перепечатку по Брайлю нужной мне литературы.

    Неразрешимой стала проблема сопровождения. И чудом воспринимается то, что я обеспечен специальной компьютерной техникой, интернетом, что благодаря этому полностью решена проблема информационного обеспечения. Отпала необходимость заказывать перепечатку по Брайлю за свой счет по книге в год. То, что я сейчас получаю по электронной почте, на компакт-дисках и других электронных носителях разнообразнейшую литературу, воспринимается чудом по сравнению с докомпьютерной эрой. А ведь запросто могло случиться и по-другому, и я без всего этого прозябал бы, не был бы так востребован и завален информацией.

    В общем, с одной стороны, инвалидам и самим надо шевелиться, искать решения своих проблем, которые за них и без них никто не решит — бесспорно; и инвалиды нуждаются при этом в поддержке – бесспорно. Но, с другой стороны, если вообще получают поддержку, то сплошь да рядом не оттуда, откуда она должна бы исходить — не от государства, не по месту работы, учебы, если вообще повезло на работу устроиться, на учебу поступить… Особенно когда речь идет об обеспечении дорогостоящей техникой и других дополнительных затратах. Нет продуманной систематической реабилитационной политики. Поэтому то, что должно быть закономерным, воспринимается как чудо, случайное везение. И это — унизительно, в этом, прежде всего, проявляется дискриминация как на государственном, так и на бытовом уровне.

    Ощущаешь себя так, что с тобой возятся по остаточному принципу — сколько останется свободного времени… Ну, когда речь идет о друзьях, родственниках — и понятно, и естественно, у них должна быть своя жизнь, так же, как у инвалидов, между прочим. Но государство должно освободить нас от этой унизительной взаимозависимости. Однако все мы чувствуем — и инвалиды, и здоровые, и руководители организаций, применяющих труд инвалидов, вузов, принимающих инвалидов на учебу, — что меньше всего нужны именно государству.

    Государство существует само для себя, а не для нас. Поэтому удача моей личной жизни, то, что я стал доктором наук и востребован, воспринимается скорее случайным везением, а прозябание подавляющего большинства инвалидов — закономерно. Вроде бы так: будьте довольны, что вам вообще позволяют существовать, не подвергают прямому геноциду. Не прямому, но достаточно прозрачному, ощутимому — еще как подвергают, зайдите в любую поликлинику, да до нее еще инвалиду сплошь да рядом надо с кем-то добраться…

    Правило — прозябание как следствие дискриминации на государственном и бытовом уровне. Полноценная жизнь в условиях инвалидности — исключение из правила, только это правило подтверждающее. Болтовня о героическом преодолении недуга — лицемерие. Преодолевать приходится социальные следствия недуга, дискриминацию, а их, этих следствий, могло бы и не быть. Уж во всяком случае — не должно быть. Но они есть, и мы — инвалиды, наши родственники, друзья и коллеги — с ними, как правило, один на один.

    «Примитивный юмор — одна из форм мучительства»

    — Каково здоровое, правильное отношение человека к инвалиду? Если нет врожденной любви, чуткости, понимания, какие чувства нужно воспитывать в себе, какой настрой? Можете ли вы дать простые советы – для людей, которые не задумываются над этой проблемой, а, столкнувшись, испытывают затруднения и даже шок? Как это связано с понятием человечности, о котором вы говорите в своих работах?
    — Вы проговорились: «отношение человека к инвалиду». А инвалид не человек, получается?..

    В том-то и дело. И инвалид — не всегда человек, и здоровые — не всегда люди. Люди мы постольку, поскольку человечны в обращении друг с другом. И это закреплено даже в ходячих фразеологизмах. Если нас обижают, унижают, — если над нами издеваются, глумятся, — разве мы не восклицаем в отчаянии, обращаясь к своим мучителям: «Да люди вы или нет?» В том-то и дело, что нет: любой мучитель в тот момент, когда мучает — не человек. Нелюдь.

    Я категорически отказываю в статусе человека всем, кто позволяет себе мучительство, тем более, кому оно, мучительство, доставляет удовольствие, кто испытывает в нем потребность, — это и есть садизм.

    Надо контролировать себя. Надо, прежде всего, не допускать ни малейшего намека на мучительство в наших взаимоотношениях. И нужна культура юмора. Примитивный «юмор» — одна из форм мучительства, а именно глумление, издевательство. Я это испытал на себе с детства. И если встречаю склонных к этому взрослых — могу какое-то время по каким-то причинам терпеть, но рано или поздно конец предрешен: нам не по пути. Во всяком случае, по возможности стараюсь держаться от таких на расстоянии, хотя бы психологически, если и пока почему-либо нельзя — физически.

    Диалог предпочитаю по возможности бесхитростный, доверительный. Что есть, то есть. И если есть нечто нелицеприятное, надо это уметь спокойно признавать. Но нельзя избивать словами под предлогом «резания правды-матки в глаза». Правдобой — форма мучительства, психологический мордобой. Сколько бы «правды» вы ни наговорили человеку, он от этого лучше не станет. Хуже, озлобленнее — вполне вероятно. Берегите его достоинство — хотя бы ради того, чтобы уберечься от последствий своей бесцеремонности. Ведь можно в конце концов и на отпор нарваться, и не только словесный. Схлопотав по морде в самом буквальном смысле…

    Лично я всегда был очень обидчив. С одной стороны, гордиться нечем, но с другой — незачем и терпеть, сносить обиды.

    — Что оскорбительнее — жалость, эгоизм или обычное равнодушие? Что самое обидное?
    — Жалость меня не оскорбляет. За жалость я благодарен. Моя мама часто вздыхала жалобно, сетуя на нас, своих детей: «Не жалеете вы меня…» В смысле — не щадите, не избавляете от своих проблем, в решении которых она все равно помочь не может, впутываете в свои бесконечные склоки, очень ее травмировавшие… «Покой», — безнадежно просила-молила она перед смертью.

    Это — простонародное, крестьянское понимание жалости как той же человечности, способности сочувствовать, умения любить. В этом смысле безжалостность — синоним бесчеловечности. Оскорбительна она, безжалостность, бесчеловечность, а жалость — нечто согревающее, целительное, я бы сказал — воскрешающее.

    Жалость, от которой так яростно отбиваются самолюбивые инвалиды, — это неумение помочь. Путаются под ногами, не дают делать то, с чем ты прекрасно и сам сладишь. Мешают. Досадно, но не оскорбительно, а скорее смешно. И именно досадно. Отмахиваешься, как от мухи: «я сам».

    Равнодушие, бездушие, слепоглуходушие… От кого-то ничего другого и не ждешь.

    Да и что за детская постановка вопроса: «Что самое обидное?» Какая разница? Главное, всего обидного надо по возможности избегать, не допускать — разве нет? Особенно не только для себя обидного, но и для других. А то ишь устроился: свои-то обиды учитываешь, как в бухгалтерии каждую копейку, а другие должны почему-то принимать твое хамство за милые шуточки. Вот такое «неравноправие», пожалуй, всего нестерпимее. Но что ж, провозгласить по такому случаю всеобщее право на взаимное хамство? А я предпочел бы хамство запретить. Любое. И одностороннее, и взаимное.

    Мы боимся друг друга?

    — Отчего люди часто боятся инвалидов? Что это — суеверие, страх, психологическая защита?
    — А и то, наверное, и другое, и третье. И еще нежелание связываться, ибо наш брат инвалид, что греха таить, бывает весьма назойлив. И еще простая растерянность: люди и рады бы помочь, да не умеют, не знают, как. Надо успокоить, объяснить, подбодрить. Впрочем, Бог с ними — тех, кто боится, я, как правило, просто не вижу и не слышу. И слава Богу, меньше психологических травм.

    А которые ко мне все же подходят — с теми мне обычно удается договориться. Вот в ближайшем ночном магазине — никаких проблем ни с продавцами, ни с охраной. А раньше, пока заставил к себе подходить и научил писать пальцами по правой ладони, свистеть в спортивный свисток приходилось… Голод не тетка, без хлеба никогда не уходил.

    — Люди — злы? Или они просто не знают, как себя вести?
    — Уверен, что в подавляющем большинстве случаев — скорее второе, чем первое. Я никогда так не обобщал, что зрячие дураки, говорящие злые. По отдельности — попадаются патологические экземпляры. И скорее в постоянном окружении, чем среди случайных прохожих. Ну, это особая тема.

    — Полезно ли детям общение с инвалидами?
    — Если инвалид — член твоей семьи, куда деваться? И в любом случае любому ребенку важно не то, инвалид ли ты, а то, злой или добрый. То есть важно, какой ты человек, а не какое у тебя здоровье. Полезно ли детям общаться с хорошими людьми? А таких среди инвалидов немало… И если ты добрый, то о твоей инвалидности ребенок просто забудет. А что к ней иногда приходится приспосабливаться, особенно когда, например, ведешь за руку слепого — ну, дело самое естественное.

    И взаправдашняя помощь инвалиду, который без нее действительно не обойдется, уж точно полезнее понарошечной помощи маме с папой, которые, как в глубине души уверен ребенок, и сами за хлебом сходят и мусорное ведро вынесут, не развалятся. Ведь если от ребенка чего-то требуют из чисто воспитательных соображений, ему же это понятно и обидно. А если я говорю упавшему на диван усталому подростку: «Ну ладно, полежи, а я схожу куплю чего-нибудь на ужин», — он вскакивает: «Я с тобой!» Потому что понимает, что мне одному трудно. (Было у меня такое с одним мальчиком в 1991 году).

    — Отчего так трудно просить о помощи? Навязчивое предложение помощи — не хуже ли?
    — Трудно просить, во-первых, потому, что «пережалели»: не давали делать посильное самому. Хочется уклониться от избыточной опеки. Во-вторых, и, пожалуй, главных — потому, что не допросишься помощи: просишь-просишь, обещают-обещают, а не делают. Дурацкая ситуация: и этот не делает, и к другому не сунешься, потому что первый обидится, он ведь не отказал. Поэтому, когда речь заходит о помощи, я очень высоко ценю помощников, умеющих говорить «нет», умеющих отказывать. По крайней мере, все ясно — в данном случае на данного, четко отказавшего, человека нечего рассчитывать. На нет и суда нет. Можно с чистой совестью обращаться к другим.

    Но если отказывают систематически и ясно дают понять, что тяготятся твоими просьбами, больше – именно – этим людям никакими просьбами досаждать не хочется. Все-таки я чувствую, как они мимо меня ходят — соседи по дому… И вроде в назойливости упрекнуть себя не могу… Раз в полгода, в самых экстренных обстоятельствах — разве это назойливость?

    У моей мамы в бывшем Фрунзе, нынешнем Бишкеке, соседки сидели, вместе вязали да телевизор смотрели, каждый день. А я тут же на полу, вместо котенка, клубком шерстяных ниток играл, — катал его и пытался увидеть, как он катится. Испытывал таким образом свое светоощущение. Я с детства привык к такому эталону отношений с соседями. Но в Москве ни о чем подобном нечего и мечтать. «Как сычи», — сетовала мама на затворничество москвичей. Случись подохнуть в отсутствие сына, который много ездит, мой труп начнут искать не раньше, чем он даст о себе знать вонью на весь подъезд.

    «Навязчивое предложение помощи»… Я бы за него был благодарен. Ну, извинялся бы, отклонял бы вежливо, если не надо. И просто с удовольствием беседовал бы с этими людьми. А в общем, не знаю. Это не мой случай. У меня никогда не было избытка помощи, да еще навязчивого избытка — всегда только дефицит. Приведите пример. Разберем, сколько тут желания помочь и сколько — чего-то несовместимого с какой бы то ни было помощью. Того, например, что Сергей Николаевич Булгаков называл «похотью властолюбия». Да, действительно, кого-то прельщает любая власть, хотя бы над инвалидами. Таких я встречал, со студенческих лет. И взрослел я по мере того, как учился отшивать подобных властолюбцев, не теряя при этом настоящих друзей.

    О политкорректности

    — Ваши слова из работы «Микрокосм и дети-инвалиды»: «Вы предпочитаете называть нас, инвалидов, «лицами с ограниченными возможностями здоровья». А есть ли абсолютно здоровые?.. Да и вообще, у кого тут неограниченные возможности?». Модная сегодня политкорректность, выходит, тоже может быть неуместной. Ведь эвфемизмы придумываются ради того, чтобы не обидеть. Это — следствие непонимания (нежелания понять) чувств инвалида?
    — Это просто называется — «поправляться из кулька в рогожку». «Хоть горшком назови, только в печь не ставь». Не обиду, а естественную досаду вызывает смещение акцента с сути дела на ерунду. Разве дело в том, как называть? Предпочитаю традиционные названия, и ничего в них обидного не вижу. Пусть лучше инвалид, чем дурацкая аббреватура – ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Это похоже на «замкомпоморде» — то бишь заместитель командующего по морским делам…

    Не в словах дело, а если все-таки в них, то чем они проще, традиционнее, привычнее, тем лучше. Но вот что странно… Я сунулся в словарь иностранных слов — и не обнаружил там слова «инвалид». А ведь оно иностранного происхождения. Сейчас в другом словаре посмотрю. Ну вот, «Современный толковый словарь». Изд. Большая Советская Энциклопедия, 1997 г.«Инвалид» (от лат. invalidus — слабый, немощный), 1) лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность… 2) В России старый солдат, неспособный к строевой военной службе из-за увечья и ран; иногда то же, что ветеран. — До военных реформ 1860-1870-х гг. использовались для гарнизонной и караульной службы.

    «Инвалидность»,… 1) стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы… 2) Статистический показатель, характеризующий здоровье населения: отношение числа людей допенсионного возраста со стойкой утратой трудоспособности ко всему населению».

    Ну и что обидного? Термин «лица с ОВЗ» только вносит в вопрос ненужную путаницу. И даже если убрать про трудоспособность, из-за которой, собственно, и весь сыр-бор с переназваниями, а вовсе не из-за «политкорректности», то и тогда остается «стойкое нарушение здоровья», и терминами «инвалид» и «инвалидность» можно продолжать спокойно пользовать. Нечего воду мутить, наводить тень на ясный день. Я в своих работах принципиально игнорирую всякие новомодные аббревиатуры. Я инвалид, прошу любить и жаловать, но — перефразируем Некрасова: «Инвалидом можешь ты не быть, но человеком быть обязан». Вот где суть-то дела. — «Баранкин, будь человеком!» (а не воробьем или бабочкой) — сказка такая есть, не помню, кто автор…

    Будьте со мной людьми, и я ничуть не меньше обязан быть человеком с вами. А инвалидность — подробность, характеризующая вовсе не мою способность быть человеком — это нравственное качество, и тут мы равны — а лишь мою физическую слабость и немощность. В которой ничего зазорного нет.

    Отношение к инвалидности

    Уважаемый рав Элиягу!

    Как современный иудаизм относится к инвалидности, врожденной и приобретенной? Является ли это наказанием или испытанием для человека? Каковы этические предписания иудаизма в отношении людей с ограниченными физическими возможностями? Распространяются ли эти этические нормы на отношение к любому человеку или только к иудею? Что говорит иудаизм о детях-инвалидах, оставленных без попечения родителей, с точки зрения усыновления?

    Грубо говоря, каким должно быть отношение общества к инвалидности с точки зрения морали и этики современного иудаизма?

    Спасибо.

    Михаэль
    Израиль

    Вначале - кратко о людях с умственными ограничениями.

    Рассматривая отношение к ним, следует различать две категории инвалидов с расстройствами психики:

    1. Если человек не способен адекватно воспринимать ситуации - до такой степени, что не знает, где находится, не умеет складывать однозначные числа и т.п., от выполнения заповедей он освобождается. Относиться к нему следует, как к больному, которому надо облегчить существование, стараясь сделать все возможное, чтобы у него возникло ощущение, что он участвует в жизни общества.

    2. Если человек страдает расстройством психики, но достаточно адекватно воспринимает действительность, к нему нужно относиться, как к здоровому человеку - с «поправкой» на необычные реакции и особенности поведения.

    А теперь - об инвалидности, так сказать, телесной.

    К телесной инвалидности - приобретенной или врожденной - нужно относиться как к болезни. Следовательно, основная задача окружающих - облегчать существование инвалида (о медицинской стороне вопроса - лечении и т.п. мы здесь не говорим) и укреплять в нем ощущение, что у него есть возможность служить Всевышнему доступными ему «средствами».

    Как отмечалось в другом ответе (см. на сайте ответ «Наказание или испытание?» ), причины возникновения любой болезни содержат в себе элементы и наказания и испытания. Естественно, о наказании можно говорить, если инвалидность появляется у взрослого человека.

    Каждая этническая группа должна заботиться о членах своей общины. Возможна и кооперация между общинами.

    Существует множество способов кооперации людей в деле помощи инвалидам. И общих рекомендаций на этот счет нет. Ибо выбор того или иного вида помощи зависит от целого ряда фактов, в том числе - и от тяжести заболевания, которым инвалид страдает.

    Родители не должны оставлять своего ребенка-инвалида без попечения. Но если все же это случилось, ответственность за больного ребенка ложится на еврейскую религиозную общину.

    В принципе, необходимо, чтобы он жил в семье, чтобы его усыновили. Но все мы понимаем, что усыновление нездоровых детей - дело добровольное, ибо заботы о них сопряжены с дополнительными (по сравнению с заботами об обычных детях) трудностями и очень большой ответственностью. Поэтому нельзя «обязать» кого-то взять в семью больного ребенка. Но говорить об этом надо, вдохновляя людей на столь благородный поступок. При этом каждый, кто решится на такое, должен отчетливо осознавать, что это благородство ему придется проявлять всю дальнейшую жизнь.

    Начну с того, что я ни разу не писатель. Ну совсем ни разу. Просто у меня есть мнение. И я хочу его выразить. Есть отношение. И я хочу о нем рассказать. Может кому- то будет интересно.

    Открыла словарь на слове «инвалид». Invalid (существ.) – больной, инвалид. С этим не поспоришь. Invalid (прилаг.) – больной, нетрудоспособный, непродуктивный, неплодотворный. А вот тут согласна только с первой формулировкой про болезнь. Трудиться, создавать продукты и творить плоды особенные люди умеют зачастую получше самых здоровых. Написанные ртом картины, связанные ногами ковры, созданные сайты, изданные книги… Примеров миллионы. Конечно, они не стоят у станка и не добывают нефть. Но их труд не менее созидателен. И они опровергают всяческие словари и ярлыки, оставаясь трудоспособными.

    Неважно, что толкает людей на подобные подвиги. Нужда или желание выразить себя. Их примеры более чем красноречивы для остальной, здоровой части населения.

    Я про отношение. Не было у меня отношения к инвалидам. Раньше не было. Никакого. И мне стыдно в этом признаваться. Хотя и не считаю вину только своей. Я родилась и росла в то время, когда в нашей стране не было не только инвалидов, но и свободы, доступной информации и многого другого.

    Об инвалидах молчали, родные и близкие их стеснялись, особые дети учились исключительно в спецшколах. В 17 лет я узнала, что у знакомых моих родителей есть дочь, но она с рождения в интернате и о ней стараются забыть. Им стыдно за нее. Возможно, она не могла обходиться без медицинской помощи или оборудования, я не знаю. Но зачем забывать? И почему за нее стыдно, а не за себя?

    Не было интернета, телевидение не освещало таких людей и их проблемы. Среди родных и близких такие люди не встречались. А в школе мы часто слышали о Мересьеве. Но ведь он не инвалид, он герой! Вот, пожалуй, основные причины, которые я сама себе могу объяснить.

    С детства мне привили любовь к книгам, и я читаю их сотнями в год. Значит, это важно. Воспитание нас как настоящих людей именно с детства. Значит, именно тогда мы восприимчивы к добру, сопереживанию, уважению…

    Я рада, что ко мне пришло это понимание. Я отношусь к инвалидам как к равным себе. А во многом считаю их лучше. Ведь я боюсь и не терплю боли, я позволяю себе лениться, я завидую, стремлюсь к материальным благам, я часто поощряю свое беспричинное плохое настроение. Пожалуй, хватит. Я стараюсь быть лучше.

    У них есть право быть в обществе, жить комфортно и достойно, принимать решения, быть услышанными и понятыми, зарабатывать теми способами, которые позволяют их физические и умственные возможности. Они имеют право на помощь. Имеют право ее просить, если она необходима. И у государства, и у людей. Цивилизованное общество не должно жить по принципу львиного прайда, где больной лев – одинокий лев.

    Но вот только я их не вижу. Этих людей. Речь о тех, которые могут передвигаться при помощи инвалидной коляски.

    Мы отдыхали много раз в Крыму. В маленьком курортном городке Саки. Там есть несколько специализированных санаториевдля людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И людей на колясках всегда очень много. Очень. Они как часть города. В кафе, в магазинах, на пляжах, в парках. И абсолютно не выделяется их присутствие. Ничем. А вот в своем городе я их не встречаю. Конечно, скажете, не та концентрация. Ну и хорошо. Пусть все будут здоровы. Туда люди едут специально за лечением. В городе предусматривается их присутствие, обеспечивается степень комфорта. А в своем районе я этого не наблюдаю. Конечно, все новые станции метро оснащены спецподъемниками, лифтами. Правда, не знаю, пользуются ими или нет. Точнее, предоставляют их при необходимости или нет. Новые здания строятся с пандусами. Это радует. Значит мы на правильном пути.

    А пока мои наблюдения не очень приятные. Я столкнулась в последний год со всеми трудностями передвижения по своему городу с коляской. С малышом. Те же трудности и ограниченность будут и у человека на инвалидной коляске. Выбирали мы коляску самой легкой, узкой и маневроспособной модели. За это даже переплатили, так как я активный человек и сидеть в заточении с малышом дома не собиралась. И вот. Я с огромным трудом вхожу в лифты, колеса не соответствуют ширине дорожек на лестницах (причем они везде разной ширины, что в принципе мне кажется странным, должны же быть стандарты), в магазинах, ателье, химчистках на входе вертушки, в общественном транспорте при входе ступени, их нет только в новых троллейбусах, но все равно без посторонней помощи я зайти в них не могу (несоответствие по высоте бордюра и двери). В нашей аптеке с гордым названием «государственная»целых 2 лестничных пролета с 10-ю ступеньками в каждом! А дорожки для колес давно заросли травой и цветами. Зимой туда сбрасывают снег. Правильно, зачем чистить, ведь на этот Эверест навряд ли кто-то рискнет взойти. В другой аптеке всего 8 ступенек. Но они вместе с пандусом облицованы полированной плиткой.

    Мой ребенок скоро подрастет и коляску мы оставим. А вот как быть тем, для кого это на всю жизнь?

    Грустно читать статьи о том, как у них там хорошо, и как у нас тут плохо. И самой писать про это грустно. Создание «доступного» города не является неразрешимой проблемой. Есть примеры за рубежом, остается только перенять и применить.

    Когда люди говорят о своем отношении к чему-то или кому-то, они рассказывают о своей самой общей программе поведения и состоянии готовности к ней. Я о своей программе написала. Я готова общаться с ними, помогать им, говорить об их проблемах. В рамках своих возможностей и способностей.

    Отношение — такое же поведение, и менять его можно, как и любое другое поведение: определяя и ставя цели, нарабатывая умения, навыки и привычки. И если раньше вы невольно отводили взгляд от человека в инвалидном кресле и переключали канал, увидев на экране историю про инвалида, то это легко изменить. Было бы желание. Начните с малого. Начните просто думать про этих людей, общайтесь с ними.

    А всех пользователей данного сайта я не стану призывать к силе, стойкости духа и терпению. Из уст относительно здорового человека это может показаться нелепым и даже смешным. Мол, что ты понимаешь, да знаешь ли ты…

    Однако если заранее, приступая к чтению, верить в искренность автора, то негативных ассоциаций и эмоций возникнуть не должно.

    Телеканал: ОТВ от 22.01.2007
    Телепрограмма: ТАСС Прогноз [ 18:15 ]

    Александр Серебренников : Инвалидность – это беда, о которой особенно не задумываешься, пока она не коснется тебя лично. Никто из нас не застрахован от нелепых или трагических случайностей. Согласно статистике, примерно 10 % населения страны – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Как общество относится к проблемам инвалидов? Насколько защищены их права?

    Неизвестный корреспондент : В Свердловской области проживают около 330 тыс. инвалидов, в том числе почти 20 000 детей-инвалидов. Областная программа социальной поддержки инвалидов на 2007 год предусматривает выделение из областного бюджета 23 млн. руб.

    : 1,5-2 десятка лет тому назад инвалиды были на обочине жизни, они трудно включались. Общество сформировало такой стереотип неприятия инвалидов, и в последние 10-15 лет общество стало другим в отношении к инвалидам, и инвалиды стали другими в отношении к другим людям.

    Александр Серебренников : Прошло несколько лет с тех, пор как вступил в силу федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации", но до сих пор в стране нет комплексного подхода в решении вопроса о социальной реабилитации инвалидов. Третья часть инвалидов вообще не выходят из дома, так что пока рано говорить о создании равной для всех возможности.

    Николай Воронин, председатель Свердловской областной Думы : Равных условий для жизни инвалиду, я бы сказал точнее гражданину, имеющему ограничения здоровья, и просто здоровому человеку, конечно, нет. Я хочу сказать, что эти программы начали формироваться и осуществляться может быть в последние 10 лет. К сожалению, до этого общество не уделяло как-то этому внимание. Сегодня мы еще в очень большом долгу перед инвалидами. Все эти программы, которые действуют на территории Свердловской области, или по муниципалитету или по области, мы сохраняем на следующий год. Будет действовать социальное такси в городе Екатеринбурге, в других городах которое осуществлялось. Но впервые на следующий год утвердили государственную целевую программу, на 2007 год, социальной поддержки инвалидов.

    Александр Серебренников : В рамках программы "Инвалид" в Екатеринбурге создан городской координационный совет, куда входят представители организации инвалидов. Сейчас с ними согласовываются все проекты на строительство зданий, хотя и пандусов, и поручней, и мест для инвалидных колясок все равно не хватает.

    Геннадий Белянкин, председатель Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, народный архитектор СССР : Постановление Главы города, как правило, сейчас пишется, предусмотреть возможности для попадания инвалидов и матерей с детьми на колясках в какое-то общественное здание. Мы делаем сейчас пандусы, и можно попасть, допустим, на первый этаж, но проблема остается, как попасть на следующие этажи, если нет лифта, и много зависит от власти. Если жестко записывать в документы, которые выдаются Главархитектурой для решения той или иной проблемы того или иного общественного здания, где в обязательном порядке должно быть это сделано, и когда вопрос будет сделан, и он приходит на согласование, то без этого решения уже не принимать проект к реализации, вот тогда будет все правильно.

    Александр Серебренников : Социологические исследования в Свердловской области показали, что о своих правах и льготах знает лишь каждый пятый инвалид. Средства массовой информации инвалиды назвали своим основным источником информации. Вынужденная изоляция инвалидов привела к тому, что боязнь широко общаться со здоровыми людьми стала их чертой.

    Георгий Пахомов, старший инженер испытательной пожарной лаборатории Главного управления МЧС России по Свердловской области : Они может быть видят только жалость и поэтому им неудобно где-то появляться, они не хотят, чтобы их жалели. Они, мне кажется, еще не получили той степени понимания и сочувствия, которое от людей должно исходить. Да, это их беда, но не вина.

    Александр Серебренников : Трудовая реабилитация инвалидов – вопрос очень острый. В России на протяжении многих лет существовали специальные предприятия, где работали, например, только слепые или глухие. Не лучше ли, когда инвалид находится в обществе, тогда и общество меняется, и сам инвалид оказывается вовлеченным в общественную жизнь.

    Алексей Никифоров, заместитель министра социальной защиты населения Свердловской области : Невозможно из области начинаний хорошими постановлениями, хорошими вкладами и финансами решить все проблемы. Если не будет общественной организации, которая будет воспринимать то, что делается правительством, губернатором, то, что не будет восприниматься людьми, которые здоровы и живут в этом обществе, которые живут каждый день с инвалидом, и если не будет вот этого взаимопонимания и взаимопомощи.

    : Программа реабилитации она в первую очередь рассматривает медицинскую позицию. Если он нуждается в медицинской реабилитации предоставим, а вот трудовая реабилитация? Труд, право на труд у всех есть, и даже если человек с ослабленным интеллектом, и если он трудиться не может, право у него тоже есть.

    Александр Серебренников : Тема детей-инвалидов заслуживает вообще отдельного разговора. Здесь много нерешенных проблем. Тяжелых детей-инвалидов государство предлагает сдать в интернат, но многие семьи воспитывают больных детишек сами, получая очень маленькую пенсию. Некоторые дети вообще не учатся.

    Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : У нас нет ни государственных учреждений, ни коммерческой автономной организации. Когда дети к нам пришли, которые не могли учиться ни во вспомогательной школе, ни в садике, на тот момент многие коррекционные сады были закрыты, и они вокруг нас оказались, и они пытались понять вообще, каким образом можно им помочь, с чего начать. Главное, что нужно понимать, почему люди вот такие есть инвалиды, почему? Для чего они в мир пришли? Чтобы мы стали добрее.

    Александр Серебренников : Многие инвалиды жалуются, что им ежегодно приходится проходить процедуру освидетельствования, чтобы подтвердить свою инвалидность. Здоровый-то человек устанет от хождения по кабинетам, разбросанным по всему городу. А что делать тем, кто нездоров.

    Людмила Петухова, директор НКО "Социально-педагогический центр социальной реабилитации детей-инвалидов" : Было время, когда человеку давали инвалидность пожизненно. Вот он болен, он родился, допустим, у него какие-то физические недостатки или психические, или он с болезнью неизлечимой родился. Сейчас у нас отменили пожизненное, ввели ежегодное освидетельствование. Представляете, какая нагрузка, во-первых, медико-социальную экспертизу, во-вторых, на родителей и на самих инвалидов, он не может выйти, кто его на руках поведет, кто?

    Николай Кинев, председатель Свердловской областной организации Всероссийского общества слепых : Что реформа эта дала? Бывшие комиссии ВТЭК, их вывели федеральные службы. Что социальное страхование? Тоже федеральная служба. И вы понимаете сегодня, что получается. Что инвалиду надо быть на здоровых ногах со здоровым сердцем. Ведь у нас в области, я вам так примерно скажу, есть все фонды по районам города Екатеринбурга расположены на Мамина-Сибиряка. Социальная защита, управление расположено в других местах, фонд Соцстрах для одного района на Бажова, для других – на Долорес Ибаррури, 30. Вы считаете просто инвалидам съездить собрать справки. Ладно, в 2005 году областное правительство пошло на уступки, дали бесплатные проездные, а если бы не дали бесплатный проездной билет, это был вообще бы коллапс.

    Александр Серебренников : Органы социальной защиты области делают много для инвалидов, но проблем пока еще хватает, это и жилье, и спецоборудование, и информационное обеспечение. С каждым годом все активнее работает общество инвалидов. Люди объединяются для совместного решения насущных вопросов, они учатся защищать свои права, и всем нам надо учиться понимать друг друга.

    Загрузка...