Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк. Работник принес документы об инвалидности. Как уволить? Или, что делать, если рекомендации врачей невыполнимы? Больничный лист инвалидам
На медико-социальную экспертизу направляет лечащий врач поликлиники по месту жительства (онколог по месту жительства, терапевт, хирург). Обычно пациенты со злокачественными новообразованиями направляются на МСЭ не позднее 4 месяцев после начала планируемого комбинированного лечения.
Об этом указано в п. 16 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом": «Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При отказе в направлении на МСЭ от ЛПУ нужно потребовать справку об отказе, которую обязаны выдать.
Об этом указано в п. 19 Постановления: «В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно).
Сроки направления на МСЭ
Сроки нахождения на больничном листе указаны в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
- В пункте 27 указано, что на МСЭ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:
-очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;
-благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев).
- Эти положения содержатся и в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в пункте 4 которого указано, что при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ.
Также разработаны Рекомендации для руководителей лечебно-профилактических учреждений и лечащих врачей, специалистов-врачей исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации "Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах" (в соответствии с МКБ-10) (утв. Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ от 21 августа 2000 г. N 2510/9362-34, 02-08/10-1977П) , согласно которым установлены ориентировочные сроки нахождения на больничном при разных заболеваниях. В частности, при злокачественном новообразовании молочной железы 1, 2 , 3 стадии срок нахождения на больничном листе соответственно составляет 50, 80, 115 дней. Значительное увеличение или сокращение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности (на 30 и более процентов) должно служить поводом для проведения экспертизы временной нетрудоспособности заведующим отделением, клинико-экспертной комиссией (КЭК) с оценкой объемов, качества и эффективности медицинской помощи. Из чего следует, что больничный лист могут продлить еще на 30 дней по решению КЭК.
При онкологии прогноз клинический и трудовой прогноз считаются очевидно неблагоприятными и на МСЭ направляют не позднее но не позднее 4 месяцев от даты начала нетрудоспособности (выдачи больничного листа).
Бывают случаи, когда врачи ЛПУ говорят, что пациенту не положена группа инвалидности или прерывают больничный лист, чтобы не направлять на МСЭ. Однако врач не может знать, есть ли у пациента признаки инвалидности и что решит МСЭ в результате освидетельствования. Так что требуйте не прерывать больничный лист и направлять на МСЭ в указанные сроки. Тем более, что в связи с принятием новых критериев оценки признаков инвалидности (Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н), при онкозаболеваниях группа положена практически всегда.
Установление инвалидности в бюро МСЭ
Инвалидность устанавливается на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". В Приказе подробно описаны критерии установления инвалидности и условия получения той или иной группы.
Приведу только следующее.
Выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100.
I степень
- стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; (группа не устанавливается)
II степень
- стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; (соответствует 3 группе)
III степень
- стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; (соответствует 2 группе)
IV степень
- стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. (соответствует 1 группе).
Например, после удаления злокачественной опухоли молочной железы:
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN0 М0 – 50 %
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN1 М0 – 60%
В течение первых 5 лет после удаления на более высоких стадиях – 80%
Нужно посмотреть приказ и приблизительно узнать, положена ли Вам группа и какая.
Обжалование решения бюро МСЭ
Решение бюро МСЭ об отказе в установлении инвалидности может быть обжаловано в течение месяца с момента отказа в признании лица инвалидом в главное бюро МСЭ. Заявление подается через районное бюро МСЭ или непосредственно в главное бюро.
Как должно проходить освидетельствование на МСЭ
Освидетельствование на МСЭ является государственной услугой. Об этом, порядке и сроках освидетельствования указано в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы".
Например, согласно пункта 12 , срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.
Гражданин имеет право получить копии актов бюро МСЭ и посмотреть, что там написали эксперты, устанавливая или снимая группу инвалидности. Заявление о выдаче копий актов освидетельствования пишется на имя руководителя районного бюро и главного бюро.
Освидетельствование проводится по месту фактического проживания в любом городе
Об этом указано в пункте 20 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и в пункте 90 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы":
« Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации)».
При отказе районной поликлиники направить документы иногороднего пациента в бюро МСЭ, отказе в освидетельствовании в бюро МСЭ по месту фактического проживания в другом городе, следует со ссылками на указанные положения обратиться соответственно: к главному врачу ЛПУ, главному эксперту бюро МСЭ по области, требуя соблюдения прав и выполнения нормативных актов.
Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги проводится:
на дому в случае, если получатель государственной услуги не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; в стационаре, где получатель государственной услуги находится на лечении; заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро). (пункт 90 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н).
Больничный лист инвалидам
Инвалидам также выдается больничный лист, но с ограничениями, указанными в ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- «застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году».
Группа инвалидности и работа
Уволить сотрудника, который находится на больничном листе, по своей инициативе компания не может. Об этом говорится в статье 81 Трудового кодекса РФ: «не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске». поэтому самостоятельно увольняться не следует.
Не могут уволить работника при установлении ему 3 группы инвалидности.
Инвалиды 2 группы тоже способны к выполнению трудовой деятельности, но в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств или с помощью других лиц. При установлении 2 группы инвалидности в ИПР указаны ограничения к труду. Например, нельзя поднимать тяжести, работать в условиях повышенного температурного режима и т.д. При установлении 2 группы работодатель может уволить работника, ссылаясь на то, что производственные условия не позволяют ему организовать для него специальные условия работы. Инвалид может и не требовать создания для него специальных условий труда, и работать, если может продолжать работу в прежних условиях, все зависит от вида трудовой деятельности, и от отношений с работодателем. Если создать специальные условия труда невозможно, а работник не может работать в прежних условиях, его могут перевести на другую, более легкую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, если у работодателя есть такое место. Но если в компании вообще нет подходящих инвалиду должностей, работника уволят в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса. Нерабочей является лишь 1 группа инвалидности. Если группа нерабочая, то в ИПР пишут, что доступен только надомный труд.
Технические средства реабилитации бесплатно по ИПР
После установления группы инвалидности некоторым пациентам требуются технические средств реабилитации (ТСР). К ним, в частности, относятся: протез груди, трости, противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье, памперсы и др. . Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» содержится в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р. Не предусмотренные в перечне технические средства реабилитации в ИПР не вносятся и не предоставляются бесплатно.
Чтобы получить протез по ИПР, инвалид должен встать на учет в региональном отделении фонда социального страхования (ФСС) или региональном отделении социальной защиты населения по месту жительства (УСЗН) (далее уполномоченный орган). Обеспечивающий ТСР уполномоченный орган указан в ИПР. Там же попросят заполнить бланк заявления, представить паспорт, ИПР, справку МСЭ. Копии этих документов необходимо будет отдать для оформления в уполномоченный орган, который в 15-дневный срок с момента подачи заявления принимает решение о постановке инвалида на учет по обеспечению ТСР.
После этого по почте высылается:
1)- уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР
2) - направление на получение указанного средства, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов (см. приказ Минсоцздравразвития от 21 августа 2008г. № 439н).
О том, что подошла очередь на получение ТСР, инвалид должен быть извещен уполномоченным органом. У них же нужно узнать, куда можно приехать, чтобы забрать свое техническое средство реабилитации.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240).
Как онкобольному получить ТСР (например, протез груди, подгузники, простыни), если у него группа инвалидности по другому заболеванию, установленному ранее.
Если, например, женщина с РМЖ после мастэктомии (операции по удалению груди) имеет инвалидность, по другому заболеванию (не по онкологии) то она не сможет по выданной ей ранее ИПР бесплатно получить комплект протеза груди (лифы и экопротез) . Однако она может получить бесплатно комплект протеза груди по новой программе ИПР, для чего ей нужно обратиться к председателю ВК с просьбой через врача терапевта участкового оформлять новое Направление на МСЭ по форме 088/у-06 но только для разработки ИПР с целью обеспечения ТСР (протезом молочной железы и лифами).
Об этом указано в п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации":
«При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)».
При освидетельствовании пациентки для разработки ИПР эксперты бюро МСЭ, рассмотрят вопрос о наличии у нее признаков инвалидности по онкопатологии (по новым критериям инвалидность положена при удалении груди на начальных стадиях РМЖ).
И если такие признаки имеются, то в ИПР ей впишут нуждаемость в обеспечении протезом и лифами и в этом случае его можно получить бесплатно.
Аналогично по другим заболеваниям и другим ТСР.
Денежная компенсация, выплачиваемая инвалидам, приобретшим ТСР за свой счет
Инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации и услугами за счет федерального бюджета. Если это невозможно, либо он сам их оплатил, полагается компенсация. С 1 февраля 2011 г. ее размер ограничен стоимостью средств (услуг), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета.
Компенсируется стоимость приобретенного средства (услуги), но не более цены аналогичного изделия (услуги), предоставляемого бесплатно. Компенсация равна стоимости ТСР, определенной по результатам последнего размещения гос. заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведенного областным уполномоченным органом до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Если он не проводился или не состоялся, используются сведения о последнем аналогичном заказе в другом регионе (в границах одного федерального округа, а при их отсутствии - в пределах страны).
Для получения компенсации инвалид подает заявление в уполномоченный орган по месту жительства, приложив к нему копию паспорта, копию ИПР, товарный и кассовый чек, копию страхового пенсионного свидетельства, копия сертификата на ТСР, копия сберкнижки. Узнать о стоимости гос. закупок конкретного ТСР на настоящий период и размере компенсации можно узнать в уполномоченном органе. Решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации услугу принимается уполномоченными органами в месячный срок с даты подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации инвалидом. Компенсация перечисляется на сберкнижку.
Приобретать протез груди за свой счет можно лишь в том случае, когда инвалид обратился в уполномоченный орган, был поставлен на учет и истек срок его обеспечения ТСР бесплатно (примерно через месяц).
Перед приобретением ТСР с последующей компенсацией его стоимости, предварительно необходимо проконсультироваться в уполномоченном органе.
Если уполномоченный орган отказывается предоставлять компенсацию за самостоятельно приобретенное ТСР, то инвалид может обратиться в суд с иском к уполномоченному органу о взыскании стоимости ТСР и компенсации морального вреда.
Порядок получения компенсации указан в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".
Можно ли получить ТСР, если онкопациент не имеет группы инвалидности
Например, женщине после удаления груди не была установлена группа инвалидности или инвалидность была снята, но в связи с удаленным органом по медицинским показаниям ей необходим протез груди. Его можно получить за счет средств областного бюджета лишь в том случае, если среднедушевой доход ее семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в области на душу населения. В регионах с этой целью принимаются соответствующие Законы и Постановления. Для получения интересующей информации необходимо обратиться в территориальное отделение департамента социальной защиты населения вашего района проживания.
После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.
При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:
общее заболевание,
профессиональное заболевание,
трудовое увечье,
инвалидность с детства,
инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),
инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,
военная травма,
заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),
заболевание получено в период военной службы,
заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Определение группы инвалидности
Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.
Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.
Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:
1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).
Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.
2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.
Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).
3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.
4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).
Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).
Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.
5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.
6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.
Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.
7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.
8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству.
Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей работе руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановления Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указанного возраста.
Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функций человека.
Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегистрированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследования по программе ISAAC, проведенные в России, демонстрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нарастание инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиальной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхиальной астме - 5,5-6 лет.
В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой имеют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная степень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоянных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бременем для самого пациента, его семьи и общества в целом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации последствий болезни.
Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий болезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уровне организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установления инвалидности является не сама болезнь, а ее последствия [Руководство по классификации болезней и причин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].
Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии решения о признании ребенка инвалидом службы медико-социальной экспертизы руководствуются следующими федеральными законами, указами, постановлениями Правительства:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газета, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Российская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская газета, №4, 13.01.99);
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);
Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;
Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О внесении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);
Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);
Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;
Постановление Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся детей-инвалидов»;
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».
Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медикосоциальной экспертной комиссии (МСЭК) используют также следующие инструктивные и методические документы:
Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерства труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;
Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации. Методические рекомендации для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;
Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.
Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на медико-социальную экспертизу (МСЭ) после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеванием.
В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здравоохранения используется специальная форма - «Направление на ребенка до 18 лет для проведения медико-социальной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экспертном обследовании должны также предъявляться следующие медицинские документы:
«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского учреждения по месту постоянного проживания ребенка;
«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также медицинские справки стационаров и других лечебно-оздоровительных учреждений, где пациент проходил обследование или получал лечение (если они имеются);
Данные дополнительных обследований и анализов, инструментальных методов (если имеются).
Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включены в Программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
В соответствии с принятой международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности под нарушением понимают нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с благоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.
Ограничение жизнедеятельности - это индикация общего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образованием, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способности к обучению, передвижению, игровой и трудовой деятельности.
Социальная недостаточность - такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.
По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болезнях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцеральным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспираторной функции и кардиореспираторные аномалии - и включают категории, обозначенные подрубриками:
61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недостаточность);
61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистящее дыхание);
61.3 боль в груди в результате упражнений;
61.7 кашель и мокрота;
61.8 другое нарушение функции;
61.9 неуточненное нарушение.
Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клинического диагноза.
Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тяжелой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.
Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлениями) дают функциональные методы. Функциональные методы не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оценивать отдельные синдромы нарушения ФВД.
Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией исследования ФВД. Оценка функции легких особенно информативна при установлении диагноза бронхиальной астмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пиковой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыхательных путей.
В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтверждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтверждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от исходного уровня.
У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедеятельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и является довольно трудным, эти измерения проводятся, как правило, в крупных научных центрах в исследовательских целях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Однако, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.
Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководства по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.
Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ребенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то категория «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указанного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социальную защиту.
Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Права детей на социальную защиту в случае нарушений/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также предложениями ВОЗ и других международных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от
18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной программы. Утверждены и другие программы с аналогичными целями (например, «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Постановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).
Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в трудовой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному члену семьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.
Право на бесплатное социальное обслуживание гарантируется в следующих законодательных документах:
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;
Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;
Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» №473 от 15.04.1996 г.;
Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;
Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.
Внеочередное обслуживание на предприятиях торговли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламентирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.
В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:
Запрещается отказывать в приеме на работу работникам и снижать им заработок по мотивам, связанным с наличием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.
Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).
Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять таких работников в командировки без их согласия
Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присоединен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).
Право работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхования РФ «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности независимо от перерыва в работе.
В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные детские дошкольные учреждения. Этими законодательными документами предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.
Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает освобождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявлены недостатки в физическом или психическом развитии.
Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы .
Медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.
В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:
1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы - общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.
2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы - бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.
3. Бюро медико-социальной экспертизы - филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.
В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:
1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Кто направляет на медико-социальную экспертизу?
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу:
1. Медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (приказ Минздравсоцразвития РФ № 77).
2. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ().
3. Органом социальной защиты населения (приказ Минздравсоцразвития РФ № 874).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
В случае если вышеуказанные организации отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка , на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно .
Где проводится медико-социальная экспертиза?
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро медико-социальной экспертизы :
По месту жительства гражданина;
По месту пребывания гражданина;
По месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;
На дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (законного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением:
Направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;
Медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина, с обязательным ведением протокола (приказ Минтруда 322н).
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, либо законному представителю, в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. (приказ Минздравсоцразвития РФ № 373н).
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина может составляться программа дополнительного обследования. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Реабилитация инвалидов
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением заболеваний, включенных в вышеуказанный перечень, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, устанавливается);
не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину, либо в медицинских документах содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно , но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование гражданина ранее установленного срока, либо гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению медицинской организации, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро медико-социальной экспертизы, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми соответственно филиалами главных бюро, главным бюро медико-социальной экспертизы.
Порядок обжалования результатов медико-социальной экспертизы
Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления , подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:
1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
В _________________________________ суд
Адрес: _______________________________
Заявитель:____________________________
(фамилия, имя, отчество)
Адрес:_______________________________
Контактный телефон: __________________
по ____________________________ области»
Адрес: _________________________________
Заинтересованное лицо: Федеральное государственное учреждение
«Главное бюро медико-социальной экспертизы
по _____________________________
_____области
в лице Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы
по _______________________ ________ области
Адрес: __________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом
4 марта 2010 года Филиалом № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по ___________________________ области (фамилия, имя, отчество заявителя) было отказано в установлении инвалидности.
Не согласившись с решением указанного бюро, гражданин С. (фамилия, имя, отчество заявителя) 24 марта 2010 года обжаловал его в Федеральном государственном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области» (ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области).
Согласно справке ФГУ ГБ МСЭ по ___________________ области от 24 марта 2010 года, выданной С. после проведения 23 марта 2010 года очной медико-социальной экспертизы специалистами второго экспертного состава главного бюро МСЭ, у С. выявлены незначительные нарушения функции обмена веществ и энергии, внутренней секреции и центральной нервной систем, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности, социальной недостаточности и не являются основанием для определения группы инвалидности.
С. считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права.
Обстоятельства дела.
В возрасте 1,5 года С. была диагностирована врожденная дисфункция коры надпочечников, в результате чего он был признан «ребенком-инвалидом». С указанного возраста С. постоянно принимал преднизолон по 0,5 табл/сутки, с возрастом дозировка была увеличена. Около 6-7 лет принимал преднизолон по 1 таблетке 3 раза вдень. Признан инвалидом II группы. В 2004 году в Московском научном эндокринологическом центре данный диагноз был подтвержден. С. прошел детальное обследование в 2009 году, в результате которого был подтвержден уровень 17-альфа-оксипрогестерона более 20 нг/мл при норме 0,5-2,1, подтверждающий указанное заболевание. В период с 14 января 2010 года по 4 февраля 2010 года находился на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГУЗ УОКБ.
Согласно выписке из истории болезни № 1211 С. был подтвержден диагноз: врожденная дисфункция коры надпочечников, вирильная форма. При этом было указано на наличие у С. неврологической симптоматики, на плохое перенесение физических нагрузок, поэтому ему был противопоказан тяжелый физический труд, рекомендовано оформить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. Также сообщалось, что в результате лечения особого улучшения не отмечено, С. был выписан домой для дальнейшего лечения и наблюдения у терапевта, эндокринолога, невролога по месту жительства.
24 марта 2010 года ФГУ ГБ МСЭ по _________________ области решение Филиала № 2 от 4 марта 2010 года о неопределении группы инвалидности подтвердило.
В то же время согласно статье 1 Федерального закона «» «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». При этом согласно указанной статье «ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Пунктом 5 , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «», определены условия признания гражданина инвалидом, к которым отнесено:
«а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучатся или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию».
У гражданина С. имеются все условия признания его инвалидом, установленные названным постановлением Правительства Российской Федерации, что подтверждается в том числе медицинскими документами С.
Несмотря на это, гражданину С. было отказано в установлении инвалидности.
В то же время согласно пункту 7 «в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
Согласно представленной выписке из истории болезни в отношении С. было рекомендовано направить документы на МСЭК для определения степени утраты трудоспособности. С. противопоказан тяжелый физический труд. При этом для поддержания жизнедеятельности предписан пожизненный прием преднизолона.
Более того, С. постоянно испытывает головокружение, головные боли, боли в коленных суставах, онемение нижних конечностей, судороги нижних конечностей, ощущение сердцебиения, периодическое повышение артериального давления, периодически возникающие боли в сердце и одышку при физической нагрузке.
Однако несмотря на это, а также на тот факт, что С. является инвалидом с детства, ему была присвоена II группа инвалидности, пожизненно предписан прием лекарств, МСЭК С. было отказано в переосвидетельствовании в установлении инвалидности, что, по его мнению, является незаконным.
Согласно пункту 46 «решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином... в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
На основании изложенного прошу суд:
1. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Филиала № 2 Главного бюро медико-социальной экспертизы по _____________________ области об отказе (фамилия, имя, отчество заявителя) в установлении инвалидности от 4 марта 2010 года.
2. Признать незаконным решение медико-социальной экспертизы Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по _______________ области от 23 марта 2010 года.
3. Обязать признать (фамилия, имя, отчество заявителя) инвалидом.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Документ об оплате государственной пошлины.
2. Копия настоящего заявления заинтересованным лицам.
3. Копии документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в настоящем заявлении, на ____ листах в 2 экземплярах.
4. Копия паспорта заявителя.