docgid.ru

Результаты и последствия медико-социальной экспертизы. Перечень документов для комиссии мсэ и оформления групп инвалидности взрослым и детям Для определения степени утраты профессиональной трудоспособности

Гражданское

Суть спора: Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений

Дело № 2- 412/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Петровой М.В.,

при секретаре Саенко С.С.,

с участием представителя истца Сноз М.С. по доверенности Сноз С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сноз М.С. о признании незаконными действий Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» от об отказе в установлении группы инвалидности,

У С Т А Н О В И Л:

Сноз М.С. обратился в суд с заявлением к Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании незаконными действий от об отказе в установлении группы инвалидности.

В обоснование заявления указал, что имеет диагноз поставленный врачами ГУ РНХИ им. Поленова г.Санкт-Петербург - После операции, проведенной по удалению, в том же институте, диагноз не изменяется. Заключение ДРБ Республики Коми, согласно выписке из истории болезни, диагноз – В феврале 2013 года был пройден курс радиохирургии в Киберклинике г.Киева. При прохождении МСЭ Княжпогостского района очередной комиссии, Сноз М.С. было отказано в установлении инвалидности, с мотивировкой о том, что он здоров. Диагноз Сноз М.С. не меняется на протяжении четырех лет, он состоит на учете у, где каждые полгода проходит обследование и лечение. Просит признать действия МСЭ №9 Княжпогостского района РК от об отказе в установлении группы инвалидности незаконными.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Сноз С.В. требования поддержал, просил суд признать Акт и Протокол проведения медико-социальной экспертизы Сноз М.С. в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от Бюро МСЭ № 9 Княжпогостского района незаконным, т.к. Протокол содержит недостоверные сведения, в нем отсутствует заключение специалиста по социальной работе, что свидетельствует о том, что специалистами МСЭ не обсуждался и не учитывался вопрос о наличии у Сноз М.С. признаков ограничений жизнедеятельности; не указано о предыдущих обращениях Сноз М.С. за установлением инвалидности; также по его письменному заявлению на проведение МСЭ не был приглашен специалист ФИО1 – терапевт Княжпогостской ЦРБ - лечащий врач Сноз М.С., которая согласилась принять участие в проведении экспертизы в соответствии с законом, т.е. по вызову Бюро № 9 МСЭ. Полагает, что при наличии имеющихся в амбулаторной карте Сноз М.С. рекомендаций о прохождении МРТ, медико-социальная экспертиза была проведена без учета данного заключения.

Определением суда в качестве ответчика по делу привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России в судебном заседании не участвует, представил суду письменный отзыв на иск Сноз М.С., в котором требования Сноз М.С. не признает. Суду также представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Допрошенные в качестве свидетелей врачи ФИО2 и ФИО3 суду пояснили, что принимали участие в проведении МСЭ в отношении Сноз М.С. Первые листы Протокола заполняет регистратор, поэтому считают, что за незаполненные необходимые пункты Протокола, а также внесение недостоверных сведений, они ответственности не несут. Сноз М.С. им знаком, т.к. ранее имел статус и обращался за установлением инвалидности.

Свидетель ФИО4 суду пояснила, что участвовала в проведении МСЭ в качестве специалиста по социальной работе, заполнять предусмотренный бланком Протокола пункт 51.5. - «специалист по социальной работе» она не сочла нужным, поскольку инвалидность Сноз М.С. установлена не была.

Допрошенная в судебном заседании ФИО5 пояснила, что подписывала Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от как руководитель Бюро МСЭ. Признала факт отсутствия незаполненных пунктов Протокола, объяснив это сложившейся практикой (п.51.5) и, возможно, невнимательностью регистратора (п.26). Полагала, что пригласить специалиста ФИО1 на МСЭ должен был сам Сноз М.С., поскольку закон их к этому не обязывает.

В силу ст. дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях о признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которых признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 295н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - государственная услуга), доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 3, п. 5 Регламента Государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги.

Заявителями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Пунктом 49 Административного регламента предусмотрено, что предоставление государственной услуги проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро). В состав специалистов бюро (главного бюро, Федерального бюро) входят не менее трех врачей - специалистов по медико-социальной экспертизе, психолог (медицинский психолог), специалист по реабилитации (врач по медико-социальной экспертизе), специалист по социальной работе.

Получатель государственной услуги (его законный представитель) имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Заявление о приглашении специалиста для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса (далее - заявление о приглашении специалиста) подается получателем государственной услуги (его законным представителем) в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) не позднее назначенного дня освидетельствования (включительно).

Согласно части четвертой ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пунктах 25 - 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее – Порядок и условия признания лица инвалидом) установлен следующий порядок проведения экспертизы.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25).

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (п. 26).

Из представленного суду Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от (далее – Протокол) следует, что Сноз М.С. обратился в Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. При этом в поданном заявлении выражена просьба Сноз М.С. о приглашении на МСЭ специалиста ФИО1

Предоставление государственной услуги проводилось специалистами Бюро № 9 филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России. В состав специалистов бюро вошли руководитель Бюро № 9 –ФИО5 (врач хирург), а также врач терапевт ФИО2, врач невролог ФИО3 и специалист по социальной работе ФИО4

Как следует из пояснений представителя истца и руководителя Бюро № 9 ФИО5, просьба Сноз М.С., выраженная в заявлении, адресованном в Бюро № 9 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России о приглашении специалиста ФИО1 оставлена Бюро № 9 без внимания, специалист ФИО1 на проведение МСЭ не приглашалась.

Вместе с тем, в силу п.27 Порядка и условий признания лица инвалидом в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

Неприглашение руководителем Бюро № 9 по письменному заявлению Сноз М.С. в качестве специалиста его лечащего врача свидетельствует о нарушении прав лица, обратившегося с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности в федеральное государственное учреждение.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Медико-социальная экспертиза в силу п.25 Порядка и условий признания лица инвалидом проводится специалистами бюро путем, в том числе, изучения представленных им документов. Поскольку заключение МРТ истцом Сноз М.С. для проведения медико-социальной экспертизы не предоставлялось, довод представителя истца Сноз С.В. о том, что экспертиза проведена без учета заключения МРТ суд находит несостоятельным.

В судебном заседании установлено, что Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина Сноз М.С. в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от при участии специалиста по социальной работе не содержит его заключения, предусмотренного п.51.5.

Таким образом, при решении вопроса о признании либо не признании Сноз М.С. инвалидом, согласно Протоколу, только три специалиста из четырех дали свое заключение, что свидетельствует о неполном и необъективном подходе в разрешении поставленного перед медико-социальной экспертизой вопроса.

Суд также учитывает, что в Протоколе не заполнен п.26. - сведения о результатах предыдущей медико-социальной экспертизы, тогда как представитель истца и допрошенные в качестве свидетелей специалисты МСЭ подтвердили, что располагали сведениями о том, что Сноз М.С. ранее устанавливалась инвалидность, но по результатам предыдущих заключений МСЭ в установлении инвалидности было отказано.

Кроме того, Протокол (п.51.3, 51.4) содержит записи нескольких специалистов, при этом установить кем именно они произведены невозможно ввиду отсутствия подписей под этими записями. Довод руководителя Бюро № 9 ФИО5 о том, что все почерки ей знакомы и она всегда может пояснить, рукой какого специалиста произведена запись, суд находит несостоятельным, поскольку Протокол является письменным документом.

Согласно Направлению (форма № 088/у-06) на медико-социальную экспертизу, выданному Сноз М.С. МБУ «Княжпогостская ЦРБ», целью направления на МСЭ являлись: 1) установление инвалидности, 2) установление степени утраты профессиональной трудоспособности, 3) разработка (коррекции) индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Как следует из содержания Протокола (п.51.4) одним из специалистов МСЭ (установить кем именно невозможно, ввиду отсутствия личного штампа врача или его подписи) произведена запись «», при этом степень утраты профессиональной трудоспособности Сноз М.С., не определена.

Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая установленную частью 1 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что при проведении освидетельствования Сноз М.С. в Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» не был соблюден предусмотренный законом порядок освидетельствования, в Протоколе заполнены не все необходимые разделы, что свидетельствует о несоответствии Протокола требованиям, предъявляемым к составлению медико-экспертных документов.

У суда отсутствуют основания сомневаться в квалификации врачей, проводивших освидетельствование истца, вместе с тем суд находит, что при проведении медико-социальной экспертизы специалистами были нарушены процедура проведения освидетельствования и положения Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 № 295н, в частности пункт 49 Административного регламента, устанавливающий состав специалистов бюро при освидетельствовании, а также положения, предусматривающие описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги.

В связи с установлением нарушений при проведении медико-социальной экспертизы и заполнении Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» акт медико-социальной экспертизы гражданина, составленный на основании Протокола, по результатам медико-социальной экспертизы также подлежит признанию незаконным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Сноз М.С. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. - , 254, 256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Сноз М.С. удовлетворить.

Признать незаконными Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина Сноз М.С. в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» и составленный на его основании акт от медико-социальной экспертизы гражданина.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья М.В. Петрова

Копия верна. Судья М.В. Петрова

Суд:

Княжпогостский районный суд (Республика Коми)

Довольно не редкая процедура. Но существует еще и повторная экспертиза. Она нужна не во всех случаях. Основаниями для этого обладают:

Существует определенный перечень заболеваний, на основании которого группа устанавливается бессрочно. В этом случае не требуется повторное освидетельствование (переосвидетельствование), все льготы сохраняются до конца жизни.

В случаях временного срока, при наступлении улучшения возможно изменение группы или снятие с учета.

Какими законами регламентируется процедура?

Проведение повторного обследования регламентировано следующими Постановлениями , которые связаны с данной группой:

А также следующие нормативные акты:

  1. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н утвержден специальный Перечень, в котором отображены все виды и категории болезней, к каким группам по инвалидности они относятся.
  2. В Постановлении Правительства РФ под № 247, от 07.04.2008г. учтены все заболевания, относящиеся к бессрочному социальному обеспечению и льготам.
  3. Нарушения здоровья, приобретенные после получения травм в технологической среде, предусмотрены Постановлением Минтруда № 5 от 30.01.2002г.

Помимо вышеуказанных положений имеется масса приказов, нормативно-правовых актов, регулирующих различные виды документов. Предусмотрены и официальные формы актов и справок, исходя из чего не допускается в произвольной форме проводить освидетельствование.

Пошаговая инструкция

С чего начинать?

Самым распространенным основанием для повторного прохождения экспертизы является подтверждение или снятие учета по инвалидности. Рассмотрим поэтапно на этом примере.

  1. При присвоении инвалидной группы на руки выдается справка, в которой четко указаны сроки действия. На этот период больному назначается периодический курс лечения или реабилитации.
  2. В конце установленного периода комиссия назначает дату повторного обследования , с целью определения состояния здоровья: произошли ли улучшения или болезнь начала сильнее прогрессировать. Законодательством допускается прохождение МСЭ за два месяца до окончания срока, если на то имеются основания. Надо строго следить за тем, чтобы в справке стояли все отметки о посещениях врача, а также амбулаторных и стационарных лечебных процедур.
  3. Как подошел срок, следует обратиться к участковому врачу, который подготовит требуемую выписку , которая должна быть подписана заведующим отделением или поликлиники. Первичный сбор комиссии назначается в поликлинике для подготовки направления по .
  4. За пять дней до даты осмотра следует сдать весь список документов в бюро МСЭ по месту проживания.

Какие документы нужно собрать?

Самое главное – правильно подготовить документы, чтобы вас не отправляли за недостающими данными. Итак, какие документы нужны для МСЭК повторно? Вот их перечень:

  • справка об инвалидности;
  • справка ИПРИ;
  • ксерокопия паспорта (оригинал иметь при себе);
  • СНИЛС;
  • все выписки из истории болезни;
  • если в период лечения проходили дополнительное обследование вне поликлиники, на платной основе, надо приложить все результаты (например, УЗИ, МРТ, Компьютерная томография, дополнительные анализы и т.д.).

При наличии рабочего места, нужно иметь:

  1. Справку о сумме дохода.
  2. Копию трудовой книжки.

В справке следует отметить условия труда. Например, при вахтовой работе у инвалидов 3 группы, чаще всего, льготы снимаются.

Дополнительный список:

  • документ об образовании (аттестат, диплом);
  • для студентов – справка с учебного заведения и педагогическая характеристика.

Как осуществляется процесс?

Данная процедура практически не имеет отличия от . Если целью является продление срока, то необходимо полностью обосновать и доказать, что у больного реально нет улучшений по состоянию здоровья или его состояние ухудшается.

Для этого надо подготовить все выписки, записи посещения врача, результаты текущих обследований и анализов, которые помогут создать полную картину протекания заболевания.

Комиссия состоит из медиков различных отраслей медицины. Состояние здоровья исследуется коллегиально, учитывая все области организма. Существуют специальные , по которым идет оценка состояния больного. На основании этого они принимают о дальнейшем нахождении человека на социальном обеспечении, определяют, требуется ли ему дальнейшая помощь государства.

Принимается решение большим количеством голосов. При положительном ответе, результат выдается в течение трех дней в виде справки, с указанием присвоенной группы и срока действия. При отказе выдается выписка. Если обследуемый считает, что его права были нарушены, или решение было принято не правомерно и необоснованно, он имеет право обратиться с исковым заявлением в суд для пересмотра результата.

Особенности для ребёнка

В большинстве случаев отклонения в здоровье детей видны невооруженным взглядом. Но, несмотря на видимые отклонения, каждому из них приходится проходить нелегкий путь в получении инвалидности, которую так же как и взрослым, надо продлевать через установленный промежуток времени. Нарушения у деток могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Ребенок-инвалид всегда состоит на учете в поликлинике, где в определенный период времени он получает назначенное лечение. Он должен находится под наблюдением врача того профиля, к которому относится его заболевание. Если у ребенка имеются проблемы со зрением, то это врач-окулист, если с лор-органами – то отоларинголог, если имеются отклонения в умственном развитии – то у врача психиатра, с неврологическими проблемами – у врача невролога.

ВАЖНО! Следует не забывать контролировать, чтобы все записи были вовремя внесены в историю болезни.

Если врач ортопед считает, что вам нужна ортопедическая обувь, или лор говорит, что необходим слуховой аппарат, они должен указать все это в карточке. В будущем при рассмотрении данных потребностей на комиссии, будет принято решение, что надо обеспечить в бесплатном порядке ребенка всем нужным для облегчения его жизни.

Получение заключения

При выдается розовая справка, в которой указан срок действия его группы. При приближении окончания срока, наблюдающий врач вызывает больного для выдачи направления на повторную экспертизу для получения нового заключения. Вместе с направлением выдается перечень специалистов, у которых необходимо получить заключение по состоянию здоровья.

Для того чтобы попасть на обследование недостаточно заключения одного специализированного врача. Чаще всего у деток течение одного отклонения сопровождается появлением отклонений в другой области, так как детский иммунитет не может работать с полной силой, и происходит затормаживание других систем жизнедеятельности. Также может потребоваться ЭКГ, УЗИ и другие дополнительные осмотры.

В процессе прохождения специалистов стоит параллельно готовить пакет документов:

  • паспорт родителя (опекуна) ребенка, сопровождающего ребенка в период оформления инвалидности;
  • свидетельство (паспорт при наличии) ребенка;
  • справка с места жительства;
  • розовая справка об инвалидности;
  • карта больного, со всеми выписками и история болезни (подписанная главным врачом);
  • (заключение детской поликлиники);
  • (если ребенок является школьником или студентом);
  • от родителя (опекуна).

После посещения всех врачей и сдачи выписанных анализов, следует подойти к участковому педиатру для получения этапного эпикриза , в котором описывается коротко этап от рождения до данного момента, а также указываются перенесенные заболевания, поставленные диагнозы, полученные прививки и лечение.

Если у ребенка имеется синдром Вильямса, или Дауна, аутизм, либо иные психо-неврологические отклонения, то полученное заключение передается психиатру по месту жительства. После чего заключение несется на подпись заведующему поликлиникой, где оно должно быть подписано в течение трех недель.

Проведение на дому

Если ребенок не может передвигаться самостоятельно и у родителей нет возможности явиться на комиссию с ним, то предусмотрена возможность пройти МСЭ на дому .

Принимать участие должны врачи всех медицинских направлений. Также родитель (опекун) имеет право потребовать присутствие ими заявленного врача, с правом голоса.

При необходимости родитель (опекун) имеет право оплатить услуги требуемого представителя.

Как часто нужно проходить?

На комиссию надо записываться заранее, учитывая тот факт, что обычно запись идет на месяц вперед. Важно помнить, что нельзя опаздывать, иначе могут не принять и перенести вновь запись еще на определенный период времени вперед.

Инвалидам 3 и 2 группы требуется проходить ежегодное переосвидетельствование, а 1 группы — только раз в два года. При врожденных отклонениях детки проходят наблюдение в течение 4-х лет, далее им присваивается инвалидность до 18 лет. Полный перечень всех видов заболеваний, при которых устанавливается группа до 18 лет, предусмотрен Постановлением Правительства РФ N 95 .

Прохождение этапа обследования, как для взрослых, так и детей является очень важным процессом, дающим возможность иметь социальную поддержку от государства.

Одним из видов такой поддержки является и для .

Если вам интересны такие предложения и вы хотите принять участие в такой государственной программе, то обязательно ознакомьтесь с информацией, которые подготовили для вас наши эксперты.

Стоит помнить о том, что не следует давать неверную информацию, которая может повлиять на отказ в присвоении инвалидности, при выявлении незаконности действий заявителя. Следует предоставлять более полную картину течения болезни и тогда есть шанс получить положительный результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Министерства труда и
социальной защиты РФ
от 29 декабря 2015 г. N 1171н
(с изменениями от 6 апреля 2017 г.,

Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы

_________________________________________________________________________ (наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы)

Протокол
проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы*(1)

N_____________от____________ 1. Дата подачи заявления: "____"________________20_____г. 2. Дата проведения медико-социальной экспертизы: "____"_________20____г. 3. Время проведения медико-социальной экспертизы: 3.1. назначено: "_____:_____"; 3.2. прибыл: "_____:______"; 3.3. начало процедуры: "_____:_____" 4. Дата вынесения решения: "______"_______________20____г.

*(1) Заполняются пункты, сведения из которых имеют отношение к гражданину, проходящему медико-социальную экспертизу, и к цели (целям) проводимой в отношении него медико-социальной экспертизы. Часть данных отмечается условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, свободные строки предназначены для текстовой информации. При распечатывании электронной формы протокола допускается вывод на печать только отмеченных и заполненных полей.

*(1.1) Заполняется при наличии заключения медицинской организации о нуждаемости гражданина в оказании паллиативной медицинской помощи, указанной в пункте 3 формы N 088/у "Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2018 г. N 578н/606н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2018 г., регистрационный N 52777).

*(2) Заполняется в отношении военнообязанных граждан, лиц призывного возраста (с момента постановки на воинский учет в год достижения возраста 17 лет - для лиц мужского пола, с момента получения военно-учетной специальности - для лиц женского пола) до снятия с воинского учета в связи с достижением предельного возраста состояния в запасе по данным документа, удостоверяющего личность, военного билета, справки военного комиссариата.

*(3) Заполняется при проведении медико-социальной экспертизы на предмет установления причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

*(4) Заполняется при проведении медико-социальной экспертизы в бюро.

*(5) Заполняется при проведении медико-социальной экспертизы в главном бюро, Федеральном бюро.

*(6) Заполняется в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для лиц до 18 лет.

*(7) Основной профессией (специальностью) для целей медико-социальной экспертизы считается профессия (специальность), полученная путем обучения или переобучения, либо та профессия (специальность), по которой получена наиболее высокая квалификация либо имеется наибольший стаж работы.

*(8) Заполняется в отношении лиц до 18 лет.

*(9) Указывается суточный объем физиологических отправлений в миллилитрах. Заполняется при определении медицинских показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (абсорбирующим бельем, подгузниками).

*(10) Заполняется по результатам проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

*(11) Заполняется путем внесения в квадраты условного знака "X". Заключение о степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, выносится в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах. В квадратах, содержащих знак "%", перед этим знаком указывается количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В случае, если отсутствует возможность сделать заключение о количественной оценке степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах) в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов.

*(12) Заполняется в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах.

*(13) Заполняется в соответствии с Правилами определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 70 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 554; 2014, N 34, ст. 4687).

*(15) Указывается причина смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

*(16) Заполняется при представлении заявителем документов, подтверждающих его социальную категорию.

*(17) Учет реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий формируется в хронологическом порядке по дате выдачи индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), в соответствии с формой информации об исполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 723н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2015 г., регистрационный N 40050).

При заполнении таблицы раздела указывается:

в графе 1 - наименование реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ребенка-инвалида);

в графе 2 - номер акта медико-социальной экспертизы гражданина;

в графе 3 - номер ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), в которой данное реабилитационное и (или) абилитационное мероприятие рекомендовано;

в графе 4 - дата выдачи ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), в которой данное реабилитационное и (или) абилитационное мероприятие рекомендовано;

в графе 5 - сроки проведения реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, рекомендованных в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

в графе 6 - непосредственный исполнитель реабилитационного и (или) абилитационного мероприятия, указанного в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), определенного соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, органом местного самоуправления, а также организацией независимо от организационно-правовых форм;

в графе 7 - дата выполнения реабилитационного и (или) абилитационного мероприятия, предусмотренного ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), рекомендованного федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;

в графе 8 - реквизиты контракта (соглашения, государственного задания) на предоставление реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, включая оказание медицинской помощи, технических средств реабилитации и услуг по реабилитации;

в графе 9 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) непосредственного исполнителя реабилитационного и (или) абилитационного мероприятия, указанного в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).

Графы 1-5 формируются в соответствии с аналогичными данными ИПРА инвалида (ребенка-инвалида). Графы 6-9 формируются в соответствии с аналогичными данными органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм), предоставляющего информацию об исполнении реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, возложенных на него ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).

    Приложение. Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 апреля 2015 г. N 229н
"Об утверждении формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы"

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 октября 2012 г. N 322н "Об утверждении формы протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2012 г., регистрационный N 25914).

Регистрационный N 37220

Обновлена форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

Это обусловлено усовершенствованием порядка установления инвалидности. Была обновлена классификация основных видов стойких расстройств функций организма человека. Предусмотрена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Кроме того, новая форма протокола разработана в связи с урегулированием порядка определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников ОВД, УИС, ГПС, ФСКН России и таможенных органов.

Решение по результатам медико-социальной экспертизы принимается простым большинством голосов специалистов бюро сразу после проведения экспертизы и объявляется гражданину в его присутствии (пп. 106 и 107 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее – Административный регламент), утв. приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н).

Исключение составляет случай, когда решение выносится заочно: в этом случае гражданин получает его на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Сотрудник отсутствовал на работе в связи с прохождением МСЭ, однако ее результаты работодателю не представил. Хотим выяснить, могут ли результаты МСЭ оформляться не в день ее проведения?

Решение бюро МСЭ о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании действительно может быть вынесено не в тот день, когда проводилось заседание.

В случаях, требующих специального обследования для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала, а также для получения иных дополнительных сведений специалисты бюро, проводившие МСЭ, составляют программу дополнительного обследования, которая утверждается руководителем бюро. А решение принимается после получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования

Какие документы оформляются по результатам МСЭ?

При проведении МСЭ обязательно ведется протокол по форме, утв. приказом Минтруда России от 17.10.2012 № 322н. По результатам экспертизы составляется акт медико-социальной экспертизы гражданина (далее – Акт) по форме и в Порядке, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.04.2012 № 373н. Оба этих документа могут быть оформлены на бумажном носителе и (или) в форме электронных документов. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению МСЭ, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт МСЭ гражданина или приобщаются к нему.

Обратите внимание!

Бюро принимает решение в сроки, не превышающие 30 календарных дней с даты регистрации заявления гражданина (п. 105 Административного регламента).

Акт подшивается в дело МСЭ, хранящееся в бюро МСЭ по месту проведения экспертизы за все периоды освидетельствования. Срок хранения такого акта составляет 10 лет (п. 29 Правил признания лица инвалидом).

Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, составленная по форме, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н, может быть оформлена на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Документ в трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

Выписка из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в трехдневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) и страховщику, выдаются получателю государственной услуги, если МСЭ была проведена по его обращению.

Выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении МСЭ о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, предусмотренная приказом Минздравсоцразвития России от 20.10.2005 № 643, оформляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

Заключение о потребности в постоянном постороннем уходе выдается получателю государственной услуги в течение трех календарных дней со дня вынесения соответствующего решения федеральным государственным учреждением МСЭ.

Обратите внимание на требования к оформлению документов. Все документы на бумажном носителе, сопровождающие проведение экспертизы в бюро МСЭ, должны быть подписаны руководителем соответствующего бюро либо уполномоченным заместителем руководителя и заверены печатью бюро. Электронные документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро либо уполномоченного заместителя руководителя главного бюро.

Обратите внимание!

Переосвидетельствование инвалида может проводиться заблаговременно, но не ранее чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности

Инвалид вправе подать заявление о получении заверенной копии Протокола и Акта, и указанные документы должны быть выданы ему в тот же день (п. 131 Административного регламента). Копии подписываются руководителем бюро МСЭ либо его уполномоченным заместителем и заверяются печатью бюро.

Установление инвалидности на определенный срок и переосвидетельствование

Практический вопрос на тему МСЭ

В нашей организации работает инвалид, которому инвалидность установлена на определенный срок. Должен ли кадровик отслеживать этот срок и что делать, если работник своевременно не прошел переосвидетельствование?

Пунктом 114 Административного регламента установлено, что переосвидетельствование инвалидов проводится в следующие сроки:

  • инвалидов I группы – один раз в два года;
  • инвалидов II и III групп – один раз в год.

Если работник имеет ребенка-инвалида, его переосвидетельствование проводится один раз в течение срока, на который была установлена категория «ребенок-инвалид».

Переосвидетельствование работника для определения степени утраты профессиональной трудоспособности проводится через полгода, год или два года на основе оценки состояния здоровья и прогноза развития компенсаторных и адаптационных возможностей.

Пункт 12 Правил признания лица инвалидом гласит, что инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы (переосвидетельствования).

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его заявлению либо по направлению медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья.

Рекомендуем вам в личном деле работника, имеющего инвалидность, или в каких-то справочных документах сделать отметку о сроке очередного переосвидетельствования. Тогда вы не забудете попросить у инвалида новые документы, полученные в учреждении МСЭ, копии которых тоже следует приобщить к личному делу.

До тех пор пока сотрудник не предъявит оригиналы документов об инвалидности, работодатель не имеет права предоставлять ему льготы, предусмотренные трудовым законодательством.

Просмотрите внимательно документы работника. Группа инвалидности может поменяться, а вместе с ней и объем льгот, предоставляемых сотруднику. Например, согласно ст. 92 Трудового кодекса РФ сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 ч в неделю) устанавливается для работников, являющихся инвалидами I или II, но не III группы. Есть разница и в налоговых льготах (ст. 218 Налогового кодекса РФ). Советуем в трудовом договоре работника конкретизировать сроки предоставления документов, дающих ему право на гарантии и компенсации, связанные с наличием инвалидности. Например, если инвалиду установлена 35-часовая рабочая неделя, то в трудовом договоре следует сделать пометку, что эта гарантия предоставляется на срок установления инвалидности, а далее при своевременном переосвидетельствовании. Для подтверждения своего права на сокращенное рабочее время инвалид должен принести новые документы из бюро, где проводилась МСЭ.

В отдельных ситуациях нелишним будет вручить инвалиду письменное напоминание о том, что льготы впредь ему будут предоставляться только тогда, когда он обновит документы об инвалидности (приложение). В таком напоминании можно указать, что в случае нарушения срока в справке об инвалидности в отдельной графе должна стоять отметка о нарушении срока переосвидетельствования и его причине (ссылаться надо на приказ Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н).

Приложение. Пример оформления уведомления работника о необходимости прохождения медико-социальной экспертизы и представления справки, подтверждающей факт установления инвалидности

Кстати сказать, взрослым группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, а не достигшим 18 лет (категория «ребенок-инвалид») – до достижения возраста 18 лет:

  • не позднее двух лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению к Правилам признания лица инвалидом;
  • не позднее четырех лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к Правилам признания лица инвалидом);
  • не позднее шести лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в т. ч. при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения 18 лет) может быть присвоена при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») по указанным основаниям при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных до направления на медико-социальную экспертизу.

Установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования

Практический вопрос на тему МСЭ

Сотруднику инвалидность установлена бессрочно. Нужно ли проверять группу инвалидности?

При установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования в строку справки, подтверждающей факт установления инвалидности («Дата очередного освидетельствования»), должно быть вписано «бессрочно». Но «бессрочно» не значит «навсегда». В ряде случаев (п. 117 Административного регламента) переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, проводится по его заявлению либо по направлению медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья. Например, за время, прошедшее с даты присвоения бессрочно инвалидности II группы, здоровье гражданина так ухудшилось, что вопрос ставится уже о присвоении I группы. Но может быть и наоборот: группу вообще могут снять.

Прочитайте полезные статьи

Загрузка...