docgid.ru

Святая святых. Какие значения может иметь фразеологизм святая простота

Мы продолжаем рассмотрение Божественной литургии. Завершается чинопоследование главного Таинства Церкви: уже освящены Дары — Христос посреди нас! Вот-вот прозвучат эти удивительные слова: "Верую, Господи, и исповедую…" — и духовенство и молящиеся приступят к Источнику жизни и освящения.

"Да будет воля Твоя"

В прошлый раз мы остановились на том, как все участники литургии под руководством диакона поют "Отче наш". Мы помним, что эта молитва, которую преподал нам Сам Господь в Своем Евангелии, предваряется словами Христа о необходимости тайной, сокрытой от мира молитвы (см.: Мф. 6 , 13). Это касается личного молитвенного правила, которое человек исполняет наедине, затворившись в своей комнате дома. А в этот момент литургии каждый из глубины клети своего сердца, непосредственно в присутствии Бога, тайно, но в то же время вместе со всей Церковью может обратиться к своему Создателю с самым сокровенным прошением. Пением "Отче наш" все молитвенное собрание выражает твердое упование, что Господь услышит молитву и дарует просящим то, что для них "насущно".

Чтобы правильно понять эту главную христианскую молитву, священноисповедник Сергий Правдолюбов в своем объяснении Божественной литургии предлагает обратиться к другой Господней молитве, к той, которой Он перед Крестными Страданиями молился в Гефсиманском саду Своему Отцу. Один из главных моментов и в той и в другой молитве — смирение перед волей Отца Небесного, глубокое принятие всеблагого Промысла Божия. "И как похожи эти молитвы. "Отче Мой" ,— молился Он как Единородный Сын Отца.— "Отче наш" ,— взываем мы как дети Небесного Отца по благодати. "Но не Моя воля, а Твоя да будет ",— говорил Он. И мы предаем себя в Его волю, когда произносим: "Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли "" .

Вообще, молитву "Отче наш" христианин должен не просто знать наизусть, но и постараться изучить ее, то есть с помощью святоотеческих толкований проникнуть в сокрытые от беглого, поверхностного восприятия сокровищницы молитвы Господней. Многие святые отцы Церкви и духовные писатели оставили толкования на "Отче наш" например, святитель Иоанн Златоуст (Творения. Том 8. Кн. 2. Объяснение молитвы "Отче наш" (Мф. 4 , 9-13)), святитель Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь. Слово во вторник двадцать третьей недели), святитель Николай Сербский (Вера святых. "Отче наш". Толкование молитвы Господней). Даже светские люди, имеющие духовную жажду, писали на эту тему, например, очень интересные размышления о молитве Господней есть у выдающегося русского авиаконструктора И.И. Сикорского.

После обычного возгласа "Яко Твое есть Царство... ", завершающего пение народом молитвы Господней, священник в последний раз на литургии преподает мир молящимся: "Мир вам ". "И духови твоему ",— привычно отвечает хор. Мир Христов возвещается иереем уже как бы от лица Самого Христа, находящегося на трапезе, присутствующего здесь в уже освященных Дарах.

"Благодатию, и щедротами, и человеколюбием..."

Затем после диаконского повеления приклонить головы иерей читает тайную молитву главопреклонения: "Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующыя исцели, Врачу душ и телес". Епископ Виссарион (Нечаев) по поводу этой молитвы справедливо замечает, "что в древности не только болящие искали врачевания и утешения в причащении Святых Таин, но и собиравшиеся путешествовать сухим путем или водою напутствовали себя Святыми Таинами" . Однако слова прошения: "предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо потребе ",— говорят и о необходимости для христианина в освящении себя богообщением не только в каких-то особых жизненных обстоятельствах, но и при любой "потребе". При этом мы просим Господа все, что Он благоволит нам подать, направить "во благое".

Эта молитва завершается возгласом: "Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков ". В очередной раз священнический возглас указывает нам на источник всякого блага и его свойства, то есть на Бога, прославляемого во Святой Троице. Воспоминание о благости, щедрости и человеколюбии нашего Творца — это то, что должно делать для нас предстояние на литургии (с особым внутренним напряжением для духовенства) по-настоящему страшным. Мы, христиане, как дети Божии по благодати, должны ужасаться в первую очередь не наказания, а предательства любви своего Отца, в максимальной степени явленной нам в Евхаристической Жертве.

"Един свят..."

После того как диакон громко и торжественно возглашает: "Вонмем ", священник, взяв Святой Агнец, слегка воздвигает Его над дискосом. При этом во всеуслышание произносятся слова: "Святая святым ". К кому они обращены? Святой Николай Кавасила разъясняет с некоторой строгостью: "Спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым" . Но затем уточняет: "Святыми же называет здесь не совершенных только в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще и не достигли его. И этим ничто не препятствует освящаться через Причащение Святых Таин и в этом отношении быть святыми, подобно тому, как и вся Церковь... они называются святыми ради Святого, с Которым они имеют общение и Которого Тела и Крови причащаются, ибо они — члены Тела Его, плоть от плоти Его и кость от костей Его" .

Святая Церковь через свои молитвословия называет нас — ее членов — святыми, призывает стремиться к этой святости, которая может осуществиться только внутри Церкви, только в Теле Христовом. Архимандрит Киприан (Керн), рассуждая об этом литургическом возгласе, раскрывает его указание на единство Церкви, возможность приобщиться к святости только через участие в евхаристической жизни Церкви — Божественной литургии: "Причастие есть соединение с мистическим телом Церкви. Верующие соединяются в Евхаристии со своим главою Христом в одно тело, Святую Церковь. И как глава свята, так свято и тело, и оно освящает и все члены этого тела. Поэтому в древности и считалось, что тот, кто не причащается несколько недель подряд, тот сам себя отлучил, анафематствовал от тела Церкви" .

Эта же мысль далее слышится в следующем за возгласом "Святая святым" песнопении: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь ". В нем христиане исповедуют, что действительно никто из людей не свят, то есть по крайней мере не может стать святым сам собою, а истинно Свят лишь один Господь, Который и может сделать нас причастниками Своей Святости.

Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. № 3. 2006. С. 81.

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. Киев, 2002. С. 255.

Святитель Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии. Киев. 2003 г. Стр. 87.

Там же. С. 87-88.

Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Киев, 2005. С. 304.

что чего, кого Самое сокровенное, заветное, почитаемое; недоступное для посторонних место.

Имеется в виду, что какое-л. имеющее особое предназначение или связанное с какими-л. воспоминаниями, надеждами и под. место (L) или мысли, мечты, жизненные ценности (p), предметы деятельности и под. (Z) являются особенно дорогими, заветными для лица или для группы лиц (Х) и, в силу этого, запретными для непосвящённых. книжн. ? L <Z, P> для Х-а - святая святых . неизм. В роли доп., обст., именной части сказ. Порядок слов-компонентов фиксир.

В своей гордости за Москву и в особенности за её святая святых - Красную площадь, он, пожалуй, предпочёл бы, чтобы сюда входили по-особому, как-то совсем не так. Э. Казакевич, При свете дня.Гаврилов закончил, как будто не решаясь посвятить Чепурникова во святая святых своих мечтаний. В. Короленко, Черкес.

Ему было важно составить себе картину того, что знал Борман о его "святая святых ", о его поисках мира. Ю. Семёнов, Семнадцать мгновений весны.

Два почтенных академика вели за собой стройную кудрявую девушку, и сердце её замирало от всего - от запахов вивария, чего-то химического, варёного, горячего, противно притягательного. <...> Коридор сделал последний поворот около пожарного шланга, и они вошли в святая святых . Л. Улицкая, Путешествие в седьмую сторону света.

Шестьдесят лет костюмеру Большого драматического театра им. Товстоногова. В его святая святых - в мастерской, побывал наш корреспондент. т/к "Культура", 2001.

<...> новая партия должна строиться на сверхконспирации. <...> Марксизм - святая святых новой партии. Всякая попытка ревизии любого положения Учения должна осуждаться как происки врагов рабочего класса. Э. Радзинский, Сталин.

Картина, как и поэма, лишь с того момента становится общественным достоянием, когда представлена всей публике. <...> Пока она в мастерской, это святая святых , это тайна, которую разглашать преступно. И. Потапенко, Не герой.

культурологический комментарий: Грамматическая форма фразеол. сохраняет следы старославянского языка: по происхождению святая - форма мн. ч. ср. р. В современном употреблении форма первого компонента фразеол. может ошибочно воспринимается как ед. ч. жен. р. Образ фразеол. восходит к библейскому тексту, согласно которому Святая Святых - главная часть Скинии (палатки, шатра, служащих святилищем - священным зданием, воздвигнутым пророком Моисеем по повелению Божиему для богослужений), где хранились особо почитаемые христианские святыни: каменные скрижали с десятью заповедями закона Божиего, золотой сосуд с манной и посох первого первосвященника еврейского народа Аарона (Исх. 33; Евр. 9: 2-5). В Святая Святых мог входить только первосвященник - глава священников в Иудейской церкви. фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений о значимых в христианской традиции событиях и о сакральных предметах религиозного обихода, в данном случае - с представлением о Святая Святых как о священном месте, недоступном для непосвящённых. Создающая образ фразеол. метафора уподобляет нечто сокровенное для человека, по отношению к чему он испытывает особенно трепетное чувство, сопряжённое с желанием охранять это от какого-л. вторжения, священному для христиан и запретному для недопущенных месту в храме. фразеол. в целом выступает в роли символа чего-л. максимально оберегаемого от других, абсолютно закрытого от чужих. В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. - Holy of Holies. И. С. Брилёва

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Святой, святые

В памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западных христиан слово святой - αγιος, sanctus - по мнению Мартиньи ("Dictionnaire des antiquit é s") отнюдь не было усвояемо так назыв. ныне канонизованным святым , т. е. ни апостолам, ни мученикам, ни вообще лицам, который позже стали, под именем святых , предметом особого почитания церкви. На Западе в то время выражались просто: Paulus (не прибавляя: "апостол" или "святой"), Vincentius, Petrus и т. д. Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом при его "Acta Sinсеrа", доводит список особо чествуемых в церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), причем ни разу не дает им названия sanctus. Лишь в календарях церкви карфагенской, в III - V вв., при поминовении умерших, особенно чтимых цервовью, слово sanctus встречается часто. Первый календарь, в котором постоянно встречается слово sanctus при имени того или иного особо чтимого церковью лица, это - календарь Полемия ("Acta sanctorum", т. I). В менее отдаленную эпоху это слово встречается иногда в мозаиках при изображении апостолов, но его еще нет при изображении св. Иоанна Предтечи даже в 451 г., и встречается оно при имени Предтечи не раньше, как в 472 г., на изображении св. Агафии in Suburra, в Риме. По исследованию Чиампи, оно встречается также при изображении Козьмы и Дамиана в 531 г. Слова sanctus и sanctissimus на мраморных погребальнях, бесспорно древних, имеют, по мнению Мартиньи, значение carissimus. Причина, по которой христиане древнейших времен избегали эпитетов: Sanctus, Sanctissimus, заключается, по мнению некоторых ученых, в том, что слово Sanctus часто употреблялось в надписях несомненно языческих, которым не хотели подражать христиане. На эпиграфических документах V в. встречается при именах, в некотором отдалении, одна буква S, которая может быть принята за начальную букву слова Sanctus, но также и за нач. букву слова Spectabilis. Вместо названия "святой" (Sanctus) или вместе с ним часто стояло, при имени почитаемого церковью лица, другое название - dominus, domina. Мартиньи склонен думать, что слова dominus и domina означали в древности специально "мученик и мученица". Из рассказов о погребении почивших христиан видно, что распоряжавшиеся погребением провозглашали: ad sanctos! ad sanctos! (или ad martyres, ad martyres), т. е. приказывали нести умершего на специально христианское кладбище. Кроме обозначения личной святости или высокого блогочестия лица, слово sanctus, αγιος, как некогда в язычестве, прилагалось и в христианстве для обозначения, что то или иное лицо или место посвящено какому-либо священному служению. Христиане in corpore в древней церкви (напр., в посланиях апост. Павла) именовались святыми. В евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства, во всех его проявлениях: да святится имя твое (Мф. VI, 9), отче святый , святи их во истине твоей (Иоан. XVII, 11, 17).

Почитание и призывание святых. "Православная церковь почитает праведников не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая С., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествует С. ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под." (Прав. испов. ч. III, отв. на вопр. 52; Посл. восточн. патриар. о прав. вере, отв. на вопр. 3). Св. Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божеское поклонение и служение (λατρεία), кроме единого истинного Бога (Второз. VI, 13; Ис. XLII, 8; Матф. IV, 10; 1 Тим. I, 17), но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение (δουλεία) верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, как "дивному во святых своих" (Псал. LXVII, 36). Царь Давид взывал: "Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже" (Псал. CXXXVIII, 17), сыны пророческие торжественно "поклонились до земли верному рабу и другу" Божию - Елисею (4 Цар. II, 15). В Новом Завете сам Иисус Христос, подтвердив закон: "Господу Богу Твоему поклоняйся, и Ему одному служи" (Матф. IV, 10), сказал ученикам своим: "Вы друзья мои, если исполните то, что Я заповедую вам" (Иоан. XV, 14), и засвидетельствовал перед ними: "Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня" (Матф. X, 40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. Возникнув в христианской церкви на первых же порах ее существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования С. выразилась в установлении в память мучеников и других С. особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV в. везде открыто и торжественно происходит чествование С., узаконенное двумя поместными соборами того же века: гангрским и лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется само учение о почитании С. (Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических лжеучений. Были, напр., еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это вызвало св. Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании С. В начале V века появились еретики, которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование С., с таким же поклонением им и служением, и этим восстановляется древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций. Против него выступили блаж. Иероним и Августин. Вера в обязательность и спасительность достодолжного чествования С. неизменно сохранялась в церкви и в последующие века, подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан, Кирилл Александрийский, Григорий Великий, Иоанн Дамаскин), так и целых соборов - поместного карфагенского (419-426) и в особенности седьмого вселенского (никейского II). Противниками этого учения в средние века являются альбигойцы, павликиане, богомилы, вальденсы и виклефиты, в новейшие века - вообще протестанты. Призывание святых. Почитая С., как верных слуг, угодников и друзей Божиих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших перед Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. I, 17) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который "един (есть)" в собственном смысле и самостоятельный "посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим. II, 5 - 6; "Прав. испов. веры", ч. III, отв. на вопр. 52; "Посл. восточн. патр. о прав. вере", гл. 8). Начало молитвенного призывания С. видно еще в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: "Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших" (1 Парал. XXIX, 18). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак. V, 16). Апостол Петр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2 Петр. I, 15). Апост. Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы перед Агнцем Божиим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Апокал. V, 8; VIII, 3 - 4). На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать С., с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, напр., апост. Иакова и иерусалимской церкви. Появившиеся в IV в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургий св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание С. в это время было явлением всеобщим. На седьмом вселенском соборе отцы, рассуждая о почитании и призывании С., между прочим, постановили: "Кто не исповедует, что все святые... досточтимы пред очами Божиими... и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о мире, - анафема". Учение о призывании С. сохранилось и доныне сохраняется в отделившихся издревле от вселенской церкви христианских обществах, как-то: несторианском, абиссинском, коптском и армянском. Противниками этого учения явились выделившиеся из западной церкви в средние века рационалистические и мистические секты. Лютер отверг почитание и призывание С. на том, главным образом, основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные С. своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь, на земле, отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание С. является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. С., по мнению Лютера - это только замечательные исторические лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

См. епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (t. V, Киев, 1891); митроп. моск. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. II, СПб., 1883, 4 изд.); "О призывании святых" ("Прибавл. к творен, святых отцев", ч. XV, 1856); Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891); И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев на Дн., 1889). О почитании останков святых - см. Мощи. О причислении к лику святых - см. Канонизация.

Словари русского языка

Святая святых Книжн. Высок. Самое дорогое, заветное, сокровенное. В лабораторию вошёл Шатилов, опасливо косясь на Каревскую, которая обычно не выносила вторжения в своё «святая святых» и бесцеремонно выпроваживала любопытствующих (В. Попов. Сталь и шлак). - Первонач.: часть Иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1940. - Т. 4. - С. 110.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Святая святых" в других словарях:

    святая святых - святая святых … Орфографический словарь-справочник

    Святая святых - Святая святых, также устар. святое святых или святое святых (др. греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) калька с еврейского Кодеш ха Кодашим (ивр. קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‎) самое сокровенное место Скинии собрания, а затем и… … Википедия

    Святая Святых - Святая святых, также устар. святое святых или святое святых (др. греч. ἅγιος αγίων, лат. sancta sanctorum) калька с еврейского Кодеш ха Кодешим (ивр. קֹדֶשׁ הַקֳּדָשִׁים‎) самое сокровенное место скинии собрания, а затем и Иерусалимского храма … Википедия

    Святая святых - Из Библии. В Ветхом Завете (Исход, гл. 26, ст. 33 34) говорится о «Свя том святых», означающем ту часть Иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник и только однажды в год. Иносказательно: сокровенное, тайное, недоступное для… … Словарь крылатых слов и выражений

    СВЯТАЯ СВЯТЫХ - у древних евреев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились Заповеди Моисея. В переносном смысле самое дорогое, сокровенное … Большой Энциклопедический словарь

    Святая святых - СВЯТОЙ, ая, ое; свят, свята, свято. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СВЯТАЯ СВЯТЫХ - «СВЯТАЯ СВЯТЫХ», у древних евреев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились «Заповеди» Моисея (см. МОИСЕЙ (пророк)) . В переносном смысле самое дорогое, сокровенное … Энциклопедический словарь

    святая святых - сущ., кол во синонимов: 2 давир (1) святыня (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    "Святая святых" - у древних евреев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились «Заповеди» Моисея. Перен. – самое дорогое, сокровенное. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    СВЯТАЯ СВЯТЫХ - что чего, кого Самое сокровенное, заветное, почитаемое; недоступное для посторонних место. Имеется в виду, что какое л. имеющее особое предназначение или связанное с какими л. воспоминаниями, надеждами и под. место (L) или мысли, мечты, жизненные … Фразеологический словарь русского языка

    святая Святых - (иноск.) место, мало или совсем недоступное для непосвященных, вообще, сокровенное, как, напр., кабинет ученого специалиста, помещение редкостей любителя и т. п Ср. Песни (русского народа) это его святая святых, единственный сокровенный уголок,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Святая Людмила , Филимонова Л.. Святая мученица Людмила, благоверная княгиня Чешская, жила в IX веке. Судьба святой Людмилы во многом сходна с судьбой покровительницы Русской земли - святой равноапостольной Ольги.… Купить за 358 руб
  • Святая блаженная Матрона Московская , Бакулина И.В.. Святая блаженная Матрона Московская одна из самых известных в России святых, которая была окружена почитанием еще при жизни. В этом прекрасно иллюстрированном издании рассказывается о жизни…

Выражение "святая простота" возникло очень давно при трагических обстоятельствах. Авторство его приписывают Яну Гусу.

Кто такой Ян Гус?

Ян Гус был проповедником и вдохновителем чешской Реформации.

Родился в 1371 году в семье крестьян, закончил в Праге университет, позднее стал там ректором, а с 1402 года был священником и проповедником в Вифлеемской часовне в столице Чехии.

Постоянно выступал с речами, обличал католическое священство в стяжательстве, торговле должностями, индульгенциями.

Его выступления пользовались большой популярностью, собирали много людей. Католический церковный Собор предал его анафеме и отправил на костер. Яну Гусу исполнилось к тому моменту 44 года.

Когда Яна Гуса собирались сжечь на костре, подошла старушка с вязанкой хвороста, решив сделать доброе дело, она подложила в костер и свои дрова.

Ян Гус, ожидающий, когда вспыхнет пламя, наблюдал за женщиной и воскликнул: «О, святая простота!»

Но исследователями зафиксировано произнесение этой фразы на христианском соборе еще в 4 веке. Если Гус и произнес ее на костре, он мог слышать фразу раньше, но благодаря ему она и стала крылатой.

Отрицательное значение «святой простоты»

Часто люди, имея добрые намерения, совершают поступки, в результате которых вреда оказывается больше, чем помощи. Происходит это из-за ограниченности взглядов, недальновидности. Тут выражение "святая простота" употребляется в отрицательном смысле. О простодушных и наивных людях, которые не могут схитрить, когда, казалось бы, нужно, могут «зажечь костер» словами жесткой, сказанной не вовремя правды.

Простота человека святого

«Святая простота» - так говорят о человеке чистом, доверчивом, живущим с открытым сердцем, искренне верящем в доброту окружающих его людей, не ищущем подвоха в их поступках.

Святой Павел отличался скромностью, ничего не мнил о себе, во всем следовал Иисусу. Когда святого Антония попросили изгнать беса, тот отказался, но отправил просящих к Павлу. Святой Антоний сказал, что только Павел со своей святой простотой в силах противостоять злому духу. И когда привели болящего к святому Павлу, закричал дух: «Простота Павла изгоняет меня!» - и вышел.

Употребляя выражение «святая простота», нужно различать, когда его говорят для обозначения глупости и наглости человеческой, а когда для того, чтобы подчеркнуть скромность и смирение перед Богом.

Материалы по теме:

  • Простота хуже воровства - смысл, происхождение и толкование фразы, ставшей крылатым выражением
  • Простота - это.. Суть понятия, значение слова, преимущества простоты
  • Молитва гештальтиста Перлза: зачем нужна и как применять?
  • Любовь к Богу: понятие и примеры. Что значит любить Бога
  • Просфора - что это? Как печь просфоры? Печать для просфоры
  • Умываю руки: значение фразеологизма и его происхождение, примеры
Загрузка...