docgid.ru

Примерное расписание дня ребенка в 2 года. Двухлетний малыш — уже взрослый, но ещё такой маленький. Что делать в случае отклонения от распорядка

Некоторым может показаться нелогичным употребление понятия «режим» по отношению к грудничку на втором месяце жизни. На что способен новорожденный кроме еды и сна? В какой-то мере это справедливо, так как до 4-месячного возраста младенцы руководствуются в основном физиологическими потребностями. Но даже в этих нехитрых проявлениях возможно выявить склонности крохи и применить их для его развития. Кроме того, подобные наблюдения дадут маме шанс выполнить некоторые дела по дому, подстроившись под ритм малыша. Рассмотрим подробнее из чего состоит режим дня ребенка в 2 месяца.

Сон малыша

Самый животрепещущий вопрос – сколько спит ребенок в 2 месяца? Сон новорожденного этого возраста занимает около 17 часов в сутки. Дневной отдых чередуется с бодрствованием, а по ночам дети пробуждаются, только чтобы покушать.

Стоит учесть, что спит ребенок в 2 месяца на грудном вскармливании довольно нестабильно, а уснуть один, вообще, не может. Идеальным вариантом для него является засыпание на груди у мамы.

Если мамочка наблюдает беспокойный сон у своего крохи, стоит исключить влияние следующих факторов:

  • физический дискомфорт – ребенок голоден или хочет чистый подгузник,
  • несоблюдение температурного режима в комнате (норма – 20-23оС),
  • лишний шум (уличные звуки или громко вещающий телевизор),
  • излишек света (в дневное врем лучше загородить ребенка от солнечных лучей плотными шторами, а в ночное – ограничиться использованием ночника),
  • боль – в 2 месяца младенца все еще беспокоят колики, и нужно помочь избавиться от них.

Кормление

Распорядки дня у малышей на грудном и искусственном питании несколько различны.
Грудное вскармливание рекомендуется осуществлять по требованию. Малыши со временем сами устанавливают режим питания и едят с интервалом в три часа. Однако во время болезни кроха может «висеть на груди» часами.

Младенцев, питающихся смесью, следует кормить четко по часам, так как даже наиболее качественной смеси нужно время на переваривание. В среднем за сутки младенец должен питаться 5-6 раз по 120-140 мл смеси. Спит ребенок в 2 месяца на искусственном вскармливании по ночам довольно спокойно, так что вскоре можно будет перейти к питанию с интервалом в 4 часа.

Объем и кратность питания недоношенных детишек на искусственном вскармливании определяет педиатр.

Прогулки

В зимнее время нужно тщательно подбирать одежду для улицы. Оптимальный выбор – конверт либо комбинезон на меховой подкладке. Во время бодрствования лучше брать карапуза на ручки, предоставляя ему возможность знакомиться с окружающими образами, звуками, ароматами.

Купание

Есть ряд основополагающих рекомендаций для купания грудничка. Во-первых, моющие средства нужно использовать только раз в неделю, а в остальные дни достаточно простой воды. Для купания детишек с кожными проблемами можно использовать травяные отвары (например, из ромашки).

Во-вторых, нужно учитывать предпочтения малыша относительно времени купания. Традиционно принято отводить этой процедуре вечернее время. Но отнюдь не всем деткам по душе такой расклад. Если младенец капризничает и плохо засыпает после купания, лучше перенести моцион на день.

В-третьих, вода для купания не должна быть горячее 37 C⁰. Если, погрузив в ванночку локоть, мама чувствует приятное тепло, то температура воды оптимальна.

Развивающие занятия

Двухмесячный ребенок приступает к изучению окружающего мира. Время его бодрствования увеличивается, ималыш успевает не только поесть. К третьему месяцу кроха будет бодрствовать около 60 минут подряд.

Для двухмесячного грудничка все занятия с мамой – массаж, зарядка, игра – являются отличными упражнениями на развития.

Кроха начинает распознавать не только силуэты, но и некоторые подробности, особенно находящиеся на расстоянии 20 см от глаз. Значит, мамочка, общаясь с младенцем, должна ближе наклоняться к нему, чтобы он мог разглядеть и запомнить ее лицо.

Слух ребенка тоже активно развивается. В это время хорошо включать младенцу классическую музыку.

Наиболее доступная игра сейчас – взять кроху на ручки и разговаривать с ним на разные голоса и интонации, петь песенки.

Чтобы занять ребенка, некоторые любят поиграть «в прятки». То есть нужно позвать карапуза с одной стороны, а когда он повернет головку, позвать с другой.

Можно еще передвигать яркий предмет из стороны в сторону, чтобы ребенок мог тренировать зрение.

Идеальная игрушка для этого возраста – легкая пластмассовая погремушка с приятным звуком. Расцветку ее рекомендуется выбирать из желтого, красного или оранжевого оттенков, так как грудничок в первую очередь будет различать именно эти цвета.

Также полезен и познавателен для карапуза тактильный контакт с материалами. Подойдут лоскутки тканей (хлопок, атлас, бархат), которые следует поочередно вкладывать в ладонь крохи. Можно взять и другие материалы – например, дерево или пластмассу.

Растить ребенка – приятная, но непростая работа, которая потребует немало терпения. Однако если мама внимательно наблюдает за своим карапузом, она легко сумеет определить режим дня двухмесячного ребенка и спланировать домашние дела так, чтобы материнство доставляло позитивные эмоции, а не вечную усталость.

Сон и еда по-прежнему важны для новорожденного, но к 2 месяцам у ребенка проявляются первые искорки личности. Кроха не просто ест и спит, он реагирует на то, где и как лежит, капризничает, если его что-то не устраивает. Малыш легко засыпает под маминой грудью и моментально просыпается, если его положить в кроватку, он категорически не хочет спать, если вы его не покачаете. Очевидно, что режим дня ребенка в 2 месяца меняется. Родителям надо повнимательнее понаблюдать за своим крохой и попробовать установить такой режим, который будет устраивать и их, и ребенка.

В 2 месяца ребенок становится более эмоциональным, а его аппетит и качество сна зависят от многих факторов

Примерное описание дня ребенка

К 2 месяцам почасовая активность и отдых ребенка уже хорошо отлажены. Малыш ест и спит в определенное время, однако общая продолжительность сна сокращается до 16-18 часов, а ночной сон становится более спокойным и крепким (см. также: ). В этом же возрасте может проявиться серьезная проблема, когда ребенок меняет местами «день» и «ночь». Исправить положение можно, но сложно. Родителям придется быть настойчивыми и терпеливыми, чтобы вернуть малыша в правильные часовые рамки.

В 2 месяца важной частью жизни ребенка становятся ежедневные прогулки. Малыш должен гулять 2-3 раза в день. Продолжительность прогулок постепенно увеличивается, достигая 1,5 часов за один выход на улицу. Следите за температурным режимом: летом комфортно гулять при температуре воздуха не выше +30 градусов, зимой лучше гулять при температуре не ниже -10 градусов. Сохраняется и вечерний распорядок малыша. Привычное купание на ночь можно увеличить до 10 минут. Купают 2-месячного ребенка в воде с температурой не выше +37 градусов.

Описывая день ребенка в 2 месяца, мы не делаем отличий между малышами на грудном и искусственном вскармливании. Для правильного развития новорожденного распорядок должен состоять из сна, кормления и активных занятий с ребенком. Между ключевыми моментами жизни малыша стоят обязательные гигиенические процедуры, прогулки и водные процедуры.

Отлично, когда с первого дня жизнь ребенка идет по грамотно заведенному порядку, тогда и незначительные изменения не застанут родителей неподготовленными. Если же распределение по часам не организовано как должно, необходимо все привести в норму и не отступать от нее.

Для облегчения задачи возьмите на вооружение эту таблицу, в которой приведен примерный распорядок. Из нее узнаем также, сколько раз в день кроха должен есть:

Время Манипуляции
6.00-6.30 Подъем, первое кормление.
6.30-9.30 Утренний сон. Время для туалета и завтрака (или дополнительного сна) мамы.
9.30 Кроха просыпается, наступает время второго завтрака. Однако перед этим можно выполнить небольшую утреннюю гимнастику. Накормив малыша, его надо умыть – глазки, носовые ходы, личико, складочки за ушками, на шее, подмышками.
10.30-11.00 Время сборов для мамы и второго завтрака.
11.00-13.00 Малыш поел, пободрствовал, теперь его может клонить в сон. Поэтому отправляемся на прогулку с коляской. Пусть кроха поспит, но к 13:00 пора возвращаться домой.
13.00 −14.30 Обед для малыша и мамы. Затем с малышом можно поиграть.
14.30-17.00 Послеобеденный сон (который опять же можно совместить с прогулкой, пригласив для этого бабушку; или же можно уложить малыша на балконе – конечно, все зависит от метеоусловий). Маме в это время можно заняться домом или собой.
17.00-18.30 Ребенок проснулся. После получасового общения с мамой – время для четвертого кормления – 17.30. После этого свободное время, которое можно посвятить развивающим играм.
18.30-21.00 Вторая (или третья) прогулка или же сон дома (на балконе).
21.00-23.30 Кормление, затем бодрствование до 23.30 В это время малыша можно искупать (не ранее, чем через 40 минут после приема пищи), подготовить ко сну.
23.30-06.00 Ребенок снова должен покушать на ночь. Возможно, он проспит до 6 утра, но чаще всего малыша нужно будет покормить еще раз ночью – около 3.00.

Отклонения в распорядке дня

Прекрасно, если ваш ребенок без труда примет описанный режим дня. Бывает, что уже у 2-месячного крохи проявляется индивидуальность, и он живет по собственным часам: желает гулять тогда, когда должен спать, и спит тогда, когда нужно гулять (рекомендуем прочитать: ). В этом нет ничего страшного – он может вставать в 7 утра или ложится около 22:00. Если вас это устраивает, примите его правила, но в этом случае сместятся и часы питания.

Для двухмесячного крохи небольшие отклонения не создадут проблем. Важно соблюдать основы режима: гулять, делать гимнастику, проводить водные процедуры. Кстати, многие изменения не связаны с тем, на грудном или искусственном вскармливании находится малыш – это вопрос психологического комфорта ребенка.

Плохо, если смещение по часам велико или неконтролируемо. Сколько кроха бодрствует, столько он отнимет у вас от ночного сна. Случается, что малыш путает время суток, меняя день на ночь. Тогда вам придется не спать всю ночь (см. также: ). Сбивается и последовательность в питании малыша, когда он не ест через 3,5-4 часа, а требует грудь каждый час – такое поведение ребенка изматывает и его самого, и родителей. Будьте настойчивы, установите контроль за соблюдением режима, и сколько бы ни просил ребенок кушать, постарайтесь выдержать интервал между кормлениями.

Чтобы приучить ребенка к распорядку дел, можно начать с себя. Поднимайтесь в 6:00 утра, будите малыша. Проведите гигиенические процедуры, умойте, накормите, займитесь с ним гимнастикой, пообщайтесь, а через 1,5 часа уложите спать (рекомендуем прочитать: ). Действуйте по установленному расписанию и через некоторое время ваш кроха научиться жить по правильному режиму. Пример расписания дня молодой мамы можно посмотреть на видео.

Ошибочно думать, что к этому возрасту можно не устанавливать определенное время сна ребенка. Педиатры настаивают на том, чтобы к двум месяцам детский сон был упорядочен. Их рекомендации выглядят так:

  1. Отслеживайте сигналы, которые подает сам малыш. К двум месяцам у него еще нет понятия дисциплины, он реагирует на потребности собственного организма.
  2. Постарайтесь скрупулезно соблюдать почасовое распределение пунктов режима. Гуляйте и кормите вовремя, и тогда у малыша будет крепкий и здоровый сон, пришедший к нему вовремя.
  3. Не укачивайте кроху насильно, не нужно оставлять его одного в детской, надеясь, что он заснет самостоятельно. Такое ваше поведение сформирует у ребенка негативное восприятие сна.

Купание и гимнастика

Каждый пункт дневного расписания – это крепкий камешек, заложенный в гармоничное развитие вашего маленького сокровища. Помимо питания, очень важны для него купание и гимнастика. Купают ребенка ежедневно, чаще перед ночным сном. Кроха с удовольствием воспринимает водные процедуры, он ест после них с аппетитом и спокойно засыпает.

Если вы заметили, что ваш ребенок наоборот становится активным после вечернего кормления, переведите купание на первую половину дня.

Гимнастике лучше отвести время до обеда. Выберите, как для вас удобней заниматься – после ночного пробуждения или после второго утреннего сна. Не начинайте упражнения непосредственно после кормления, подождите полчаса, чтобы пища усвоилась.

В список полезных упражнений для малыша второго месяца жизни входят: разведение ручек в стороны, сгибание и разгибание ножек, мягкий массаж груди и спины, приятные поглаживания. Гимнастика благотворно воздействует на тело крохи, улучшает кровообращение, способствует правильному физическому развитию.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Распорядок дня крохи в два месяца все еще продолжает иметь в своей основе последовательность сна, кормления и краткого по времени бодрствования.

Режим дня грудничка на втором месяце по сравнению с первым несколько смещается. Условно увеличивается время ночного сна, малыш теперь дольше «досыпает» по утрам, и так мамы тоже имеют прекрасную возможность отдохнуть. Младенцы на ГВ успешно рассасывают грудь, и лактационные объемы увеличиваются. Дети на ИВ также начинают употреблять больше смеси по сравнению в первым месяцем. Из-за этого длительность сна ребенка увеличивается, и у большинства крох из распорядка дня уходит по одному приему пищи и эпизоду сна.

6:00 кормление, умывание, смена подгузника
7:30 - 9:30 отдых
9:30 - 10:30 кормление
10:30 - 13:00 сон на свежем воздухе
13:00 - 14:00 кормление
14:30 - 16:30 сон
16:30 - 17:30 кормление
17:30 - 19:30 сон
19:30 - 20:30 купание, кормление
20:30 - 6:00 сон с перерывами на кормления

Питание

Режим питания детей на втором месяце жизни различается в зависимости от способа вскармливания. Некормящим матерям проще контролировать объемы съеденного малышами смеси и, как правило, у таких детей нет проблем ни с прибавкой веса, ни с недоеданием.

Грудное вскармливание

Грудное молоко — это не только идеальное питание для крохи, оно еще и «поставляет» в кишечник малыша необходимые для переваривания пищи лакто- и бифидобактерии, а иммунной системе дает имеющиеся в крови матери антитела к перенесенным заболеваниям. Поэтому важно стараться сохранить лактацию и продолжать кормить младенца молоком как можно дольше.

На втором месяце жизни желательно продолжать кормить кроху по требованию, у большинства детей такой с виду свободный режим сам собой перерастает в строгий график. Если молока грудничку хватает, то он будет просить кушать через каждые 3 часа.

В сутки малыши на ГВ должны выпивать около 900 мл материнского молока, то есть порядка 130 мл за раз при семикратном кормлении. Но, конечно, при грудном вскармливании невозможно визуально оценить объем высосанного крохой питания. Если у вас дома есть весы, — можете взвешивать дитя до и после еды, выясняя, сколько молока он съел. Но есть и другие способы оценки того, достаточно ли грудничку питания.

  1. Контрольные взвешивания у педиатра позволят вам вместе с врачом оценить прибавку веса грудничка.
  2. Длительность перерыва между кормлениями — один из главных факторов, по которому вы можете судить, сыт ли ваш малыш. Если он спит порядка 2,5 — 3 часов, значит все в порядке; если же он засыпает ненадолго, а затем с криками пробуждается, жадно припадая к груди, — вам сразу будет ясно, что дитя не наедается.
  3. Длительность кормления также позволит вам оценить, хватает ли питания крохе на ГВ. В среднем нормальное полноценное кормление проходит около 20 минут. За это время малыш выпивает и сладкое жиденькое «переднее» молоко и добирается до питательного густого «заднего». Если кроха через пять минут после начала бросает грудь и засыпает, значит он высосал только первую порцию, которая не несет пользы для организма малыша и быстро переваривается. Чтобы младенец насыщался, в таком случае следует временно сцеживать «переднее» молоко перед кормлением, так грудничку будет доставаться только питательная жидкость, которая и насытит его, и обогатит его растущий организм.
  4. О достаточности употребляемого младенцем материнского молока можно судить по частоте и объемам мочеиспусканий. Если питательной жидкости достаточно, то малыш будет мочить пеленки 12-15 раз в сутки.

Искусственная смесь

Для искусственников изначально требуется следование строгому режиму питания по часам. Связано это с тем, что смесь очень питательна, и ее рекомендованных по возрасту объемов вполне достаточно для насыщения крохи. Ее переваривание и усвоение занимает довольно много времени, поэтому, как правило, у малышей на ИВ не возникает проблем с соблюдением распорядка дня. На втором месяце жизни промежутки между кормлениями у искусственников составляют 4 часа.

Детям на втором месяце жизни следует давать смесь 5-6 раз в сутки, ее объем, в зависимости от аппетита малыша, колеблется от 120 до 140 мл. Превышение рекомендованного количества кормлений и объема должно происходить только по рекомендации педиатра.

Что делать в случае отклонения от распорядка?

Поскольку процесс лактации уже должен быть налажен, то при небольших сбоях лучше будет стараться придерживаться строгого графика. Постоянный режим очень полезен для организма, поэтому не нужно жалеть малыша.

  1. Если малыш проснулся немного раньше времени и начал плакать, старайтесь отвлечь его игрушками, поносите по квартире на руках, позанимайтесь с ним гимнастикой.
  2. если дитя крепко спит, хотя время кормления уже наступило, выждите минут 10, а затем ласково разбудите его, умойте его глазки, чтобы с них ушли остатки сна, и покормите.

Сон

Сон очень важен для малышей. Если младенец высыпается, — у него достаточно сил для освоения новых двигательных навыков. Качественный сон способствует активному развитию, хорошему аппетиту и настроению грудничка.

На втором месяце жизни кроха должен спать не меньше 16 часов, просыпаясь на кормления и бодрствуя около часа. Поскольку сон — это физиологическая необходимость, сытый и здоровый малыш должен засыпать самостоятельно, без участия соски, укачивания и поглаживаний.

На втором месяце ребенок на ГВ должен спать от 2,5 до 3 часов, искусственник будет отдыхать дольше от 3 до 3,5 часов.

Нарушения сна на втором месяце жизни у малыша возникают из-за:

  • недостаточно активного бодрствования;
  • чересчур сухого, влажного, жаркого или холодного воздуха дома;
  • шумной обстановки в квартире;
  • яркого света;
  • кишечных колик;
  • дискомфорта, вызванного мокрыми пеленками, голодом, газиками.

Иногда беспокойство сна у малышей двух месяцев может быть объяснено родовыми травмами или чрезмерной возбудимостью, когда ребенок реагирует на малейший шум.

Прежде чем волноваться, что ребенок плохо спит из-за вероятных патологий развития нервной системы, попробуйте исключить иные раздражители:

  1. После еды держите кроху вертикально, пока воздух, проглоченный во время сосания, не выйдет из его желудка.
  2. Период бодрствования должен проходить максимально активно, до еды занимайтесь с малышом гимнастикой, делайте ему массаж, а после — поиграйте с ним или поносите по квартире.
  3. Проветривайте комнату перед сном и старайтесь чаще гулять с крохой на свежем воздухе.
  4. Регулярно осматривайте кроватку малыша и перестилайте ее, чтобы клеенка и простынь не образовывали складок, которые могут доставить ребенку дискомфорт.
  5. Днем занавешивайте окно, а вечером включайте неяркий ночник.
  6. Попросите близких вести себя тише, пока грудничок отдыхает.
  7. Днем можете спать рядом с крохой, так и малыш будет спать крепче, и вы сами отдохнете.

Прогулки

На втором месяце жизни крохи длительность прогулок по времени должна увеличиться.

  1. Летние прогулки должны длиться не менее 1,5 часов за раз. Выходить на свежий воздух лучше 2-3 раза в день и гулять в тени, в тихом месте до 11 и после 16 часов.
  2. Зимой количество и длительность прогулок будут варьироваться по погодным условиям. Лучше не рисковать и не выходить с крохой на улицу, если за окном меньше -10 градусов. Если же вам необходимо куда-то доехать, не бойтесь. Некоторые специалисты считают, что холодный воздух способствует закаливанию, укрепляет защитные функции организма, и рекомендуют выходить с младенцем на улицу в любую погоду хотя бы на 10 минут.

Если малыш во время прогулки не спит — вынимайте его из коляски, показывайте окружающую обстановку. Но старайтесь не брать его на руки, когда он плачет, иначе впоследствии ваши гуляния превратятся в кошмар, и вы будете вынуждены носить дитя и толкать коляску. Когда ребенок пробуждается ото сна и начинает капризничать — попробуйте успокоить его, если ничего не помогает — отправляйтесь домой.

Гигиена

На втором месяце жизни продолжительность купания увеличивается до 15 минут. Сейчас вы можете уже набирать воду в обычную ванную и приобрести для процедур специальный круг на шею. Этот аксессуар не только освободит матери руки, но и будет способствовать снятию тонуса и укреплению абсолютно всех мышц грудничка.

Приобретя условную свободу действий, младенец начнет получать от купаний огромное удовольствие. После подобных активных упражнений в воде, малыш будет быстрей засыпать и крепче спать. Кроме того, аквааэробика прекрасно повышает аппетит грудничков.

  1. Мыть ребенка с шампунями и пенками нужно раз в неделю.
  2. Если у крохи есть какие-то раздражения или опрелости кожи, можете добавлять в воду настои успокаивающих трав и дубовой коры.
  3. При чрезмерной возбудимости или после насыщенного дня неврологи рекомендуют купать младенца в воде с добавлением хвойных экстрактов, которые успокоят малыша и сделают его сон крепче.

В уход за двухмесячным ребенком может добавиться удаление себорейных корочек с головы малыша. Раз в неделю перед купанием с шампунем вам нужно будет размягчать образования на коже с помощью салициловой мази или растительного масла, а затем, аккуратно потирая их губкой, убирать с головки малыша.

Гимнастика и массаж

На втором месяце жизни вы должны продолжать укреплять шейные мышцы грудничка, выкладывая его на животик перед кормлением. Такие упражнения также способствуют отхождению газиков у малыша. Снизить болевые ощущения от колик помогут поглаживания животика.

Сейчас вы должны продолжать делать с малышом гимнастику, которая призвана снизить мышечный тонус:

  1. Положите кроху на спину и попеременно поднимайте и опускайте его ручки.
  2. Далее поднимайте ручки одновременно.
  3. Разведите ручки младенца по сторонам, а затем скрестите их у него на груди.
  4. Удерживая пяточки грудничка, делайте упражнение «велосипед».
  5. Согните ножки крохи в коленочках и подтяните их к животику малыша.
  6. Подложив под стопы лежащего младенца ладонь, слегка надавите на нижние конечности, провоцируя грудничка отталкиваться от опоры.

Продолжайте на втором месяце жизни делать крохе поглаживающий нежный массаж.

Общение и игры

Поскольку на втором месяце у малыша начинают лучше работать органы слуха и зрения, вам следует с помощью игр тренировать их.

  • Передвигайте на расстоянии 30-40 см от глазок малыша яркие предметы, провоцируя его следить за их перемещением;
  • на дуге повесьте крупные игрушки простых цветов, разглядывая которые ребенок будет учиться фокусироваться на объектах;
  • играя с малышом, используйте погремушки, издающие разные и приятные звуки;
  • разговаривайте с крохой, подходя к кроватке или коляске с разных сторон и следите, поворачивает ли он головку в сторону звука;
  • вкладывайте игрушки из разных материалов в руку малыша, это будет развивать его тактильные ощущения и хватательные навыки;
  • положив кроху на животик, можете поместить в поле зрения дитя яркую игрушку, чтобы, удерживая головку, он мог фокусироваться на ней;
  • малышу уже могут понравиться простые пальчиковые игры, поиграйте с крохой в «сороку-белобоку».

Длительность таких занятий не должна превышать 15-20 минут, иначе малыш перевозбудиться, будет плохо засыпать и чутко спать.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет.

Загрузка...