docgid.ru

Южный Судан – Черная Африка, решившая отделиться от арабского мира. Посольство российской федерации в республике судан

Основные географические данные

Христианство пришло в Судан в 6 веке и было религией раннесредневекового царства Нубия. После захвата страны арабами началась исламизация, практически полностью завершившаяся в 15 веке. Христианство на юге и в Нубийских горах - результат деятельности миссионеров в 19 веке.

Судан в древности

Северный Судан - это библейская страна Куш. Там существовало древнее царство Мероэ, воевавшее с Египтом и даже захватывавшее его.

В конце 4-го тысячелетия до н.э. цари 1-й династии Египта завоевали Верхнюю Нубию к югу от Асуана, распространив египетское культурное влияние на африканские народы, жившие по берегам Нила. В последующие столетия, Нубия подвергалась регулярным военным экспедициям из Египта в поисках рабов или строительных материалов для царских гробниц, уничтожившим большую часть египетско-нубийской культуры. Взаимодействие, возникающие в связи с порабощением и колонизацией Нубии, привело к постоянному увеличивавшемуся африканскому влиянию на искусство, культуру и религии династического Египта.

Во время, известное египтологам как Первый переходный период (с. 2130-1938), новая волна иммигрантов-скотоводов пришла в Нубию из Ливии. Эти люди смогли поселиться на Ниле и ассимилировать живших там нубийцев без противодействия со стороны Египта. После падения 6-й династии (ок. 2150), Египет пережил более ста лет слабости и внутренних беспорядков, давая иммигрантов в Нубии время, чтобы практически беспрепятственно развивать свою собственную отличную цивилизацию с уникальными ремеслами, архитектурой и социальной структурой, потенциально более динамичную, чем цивилизации на севере.

С появлением 11-й династии (2081), Египет восстановил свою силу и начал натиск на юг, в Нубии, сначала посылая только спорадические экспедиции для взимания дани, но при 12-й династии (1938-1756) фактически захватил Нубию до города Семна на юге. Для противодействия сопротивлению нубийцев была построена цепь фортов на Ниле. При этом культурное влияние Египта на Нубию было минимальным.

Египтезация местной культуры произошла во Второй период междуцарствия (ок. 1630-1540 до н.э.), когда множество нубийцев были наёмниками в египетской армии, воевавшей против гиксосов . С другой стороны, присутствие этих наемников в Египте способствовало росту африканского влияния в египетской культуре. После восстановления независимости, при Тутмосе I (правил в 1493-1482 до н.э.), Египет захватил Нубию, которая была разделена на две провинции. Центром северной из них была Элефантина , центром южной - город Напата. Появились египетские колонии в административных центрах и слой египтизированных нубийцев.

Нубия была ценна как территория транзитной торговли между Египтом, побережьем Красного моря и Центральной Африкой. Она также располагала запасами золота и изумрудов и большими площадями плодородной земли.

Когда в Египте произошёл очередной кризис в конце Нового царства (11 век до н.э.), наместники Куша, при поддержке своих нубийских армий, стали царями, практически независимыми от египетского контроля. К 8-му веку до н.э. цари Куша происходили из наследственных правящих семейств египтизированных нубийских вождей, не обладавших ни политическими, ни родственными связями с Египтом. При одном из них, Каште, Куш захватил Верхний (т.е. южный) Египет, а при его сыне Пианхи (750-719 гг. до н.э.) весь Египет до берега Средиземного моря.

В 671 г. до н.э. ассирийцы вторглись в Египет и победили кушитов. В 654 г. до н.э. кушиты были отогнаны на юг до своей столицы Напаты. Страна была отделена от египта бесплодными холмами к югу от Элефантины. Куш продолжал контролировать среднее течение Нила ещё тысячу лет. Его уникальная египетско-нубийском культура с её сильными африканскими наслоениями была сохранена, в то время как Египет попал под персидское, греческое и римское влияние.

Экономика государства была основана на добыче золота и драгоценных камней и на транзитной торговле. Кушиты разработали свою собственную письменность, сначала на базе египетских иероглифов, затем их собственных, и, наконец, алфавитную . Они поклонялись египетским богам, но не отказались от своих собственных. Они хоронили своих царей в пирамидах, но не египетской модели. Вскоре после отступления из Египта, столица была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ, где царство было больше подвержено воздействию устоявшихся африканских культур с юга в то время, когда его связи с Египтом быстро исчезали.

В следующие несколько веков царство приходило в упадок, и в 350 г. н.э. царь Аксума из Эфиопии разрушил его окончательно, уничтожив столицу и все города вдоль Нила. Последующие 200 лет - тёмный период истории. Археологи пока не определили, какие народы жили в это время в Нубии. Но продолжала преобладать материальная культура, унаследованная от кушитов. Местные правители в союзе с кочевниками из пустыни несколько раз нападали на римские поселения в Верхнем Египте, пока римляне не отогнали их очень далеко на юг.

Судан в средние века

В 6 веке в Нубию прибыли христианские миссионеры. В это время страна была разделена на три государства, столица самого южного из которых была на месте современного Хартума. В период с 534 по 575 год эти царства были обращены в христианство благодаря работе миссионера Юлиана и его преемника Лонгина. Христианские церкви возникали вдоль Нила, и древние храмы были отремонтированы, чтобы приспособить их для христианских служб. Записи об этом дают материал об истории Судана в то время.

После захвата Египта в 639 году арабы попытались захватить нубийские царства силами небольших рейдовых отрядов. После нескольких лет пограничной войны на юг было направлено сильное войско, которое понесло тяжёлые потери, но заключило договор о мире с нубийскими царями, продержавшийся почти 600 лет. Арабы не имели никаких намерений захватывать территории к югу от Асуана.

В 9-12 веках правители Египта поощряли кочевые бедуинские племена уходить на юг, чтобы избавиться от них. Исламизированные местные кочевые племена также захватывали территории в этих местах. Мамелюкские правители Египта с середины 13 века были вынуждены посылать военные экспедиции на юг против разбойных бедуинских племён, контролировавших Нубию. Эти племена и египетские войска грабили остатки нубийского царства Макура, подрывая его жизнеспособность.

В 15 веке арабы стали неконтролируемо мигрировать на юг, смешиваясь с местным населением (в основном путём захвата местных женщин). Христианство при этом было вытеснено исламом, а остатки централизованного царства исчезли и были заменены племенными учреждениями. Последнее маленькое христианское царство Алва на крайнем юге сохраняло независимость от арабов. Оно было разрушено около 1500 года в результате нападения союза арабских племён.

На его месте возникло государство племени фандж , происхождение которого неясно, которое в 16-17 веках успешно противостояло арабам. В нём активно работали мусульманские миссионеры, в основном их суфийских сект, обратившие в ислам аристократию и простой народ.

Судан в новое время

В конце 17 и на протяжении 18 века царство фандж постепенно приходило в упадок, распадалось на части и деградировало культурно под влиянием исламизированных кочевых племён, захватывавших власть в его отдельных районах. В 1821 году губернатор Египта Мухаммад-Али завоевал Восточный Судан. Командовавший военной экспедицией сын Мухаммада-Али Исмаил был убит, но к 1826 году сопротивление было подавлено, и весь нынешний Судан оказался под властью Египта. Египетский губернатор Али Хуршид-ага провёл реформу налогообложения, установил цивилизованные порядки, договорился с духовными лидерами и в 1838 году оставил страну в большем порядке, чем она была до него.

В течение 19 века европейские державы давили на египетские власти, чтобы заставить их искоренить работорговлю и обеспечить безопасность европейских купцов в Судане. Эффективность этих мер была очень слабой. В 1869 году правитель Египта послал в Судан военную экспедицию под руководством англичанина Бейкера, которому удалось навести порядок на востоке Судана, но не на его западе. Там работорговцы консолидировались, объединились, и после отставки Бейкера их главарь Зубайр вынудил египетского хедива назначить его губернатором Судана.

Весь конец 19 века египетские власти продолжали бороться с работорговцами и полудикими независимыми царьками в Южном Судане, нанимая для этого английских и других западных специалистов. В конце 19 века в британской администрации работал Эдуард Шницер , вошедший в историю как Эмин-паша. Он был губернатором южной провинции Судана.

В религиозно-политической жизни Судана большую роль играют объединения дервишей - тарикаты . В 1881 году назначенный в Судан губернатором Мухаммад Рауф-паша объявил себя махди - божественным посланником. Вокруг него собралась армия мусульманских фанатиков, уничтожившая египетские войска и английскую администрацию и захватившая всю страну. В результате возникло теократическое государство под управлением исламских фанатиков-дервишей из секты Махдийя , начавшее войну со всеми соседями, атаковало Египет , Эфиопию и соседние британские владения. Лишь к 1894 году объединённым британско-египетским силам удалось очистить от них страну, после чего Судан управлялся их совместной администрацией до 1956 года.

Еврейские географы Л. Г. Бенже (1856–1936) и Р. Франкетти (1890–1935) исследовали Судан в конце 19 - начале 20 веков.

В 1920-х годах возник суданский национализм, тесно связанный с египетским. В 1924 году были организованы антибританские беспорядки, которые пришлось подавлять силой. Во время Второй мировой войны и после неё Судан был одним из мест, куда британские власти посылали на отсидку пойманных бойцов ЛЕХИ . В 1940-е годы тарикаты создали связанные с ними политические партии, определяющие политику страны до наших дней.

В 1956 году Судан стал независимым и вступил в Лигу арабских государств . В 1958 году там произошёл военный переворот, был разогнан парламент и запрещены политические партии. Судан заключил соглашение с Египтом о разделе вод Нила. Суданский диктатор получил поддержку египетского диктатора Насера, в том числе военную. Правительство начало политику исламизации в Южном Судане, что вызвало восстание в 1962 году (см. ниже). Подавлять восстание южан помогали египетские войска. Этот кризис вызвал падение военной диктатуры и приход к власти гражданского правительства; впрочем, оно ничего не изменило ни в политике, ни в экономике.

В 1950-60-х годах Судан стремился поддерживать хорошие отношения с Западом, в связи с чем заявил о признании резолюции ООН №242 после Шестидневной войны . В 1969 году произошёл военный переворот, и диктатор Нимейри послал военный контингент в Египет во время Войны Судного дня (1973) . В 1970 году все банки в стране были национализированы, но в 1975 году правительство было вынуждено разрешить работу иностранных банков.

В 1970-е годы режим Нимейри попытался провести модернизацию страны по социалистическим моделям. Но все попытки провалились из-за некомпетентного руководства и коррупции. К концу десятилетия Судан попал в острый экономический кризис и в крупные долги. Диктатура Нимейри искала поддержки у организации "Братья-мусульмане", насыщая госаппарат её членами и проводя политику исламизации. В 1986 году режим Нимейри был свергнут в результате военного переворота.

Судан не возражал против мирных переговоров президента Садата с Израилем в 1977-78 гг. После заключения мирного договора Судан не разорвал дипломатические отношения с Египтом. Судан выступал против так называемого "вторичного бойкота", то есть попыток арабских стран бойкотировать всех, определённых как "пособники сионистов", то есть стран и фирм, которые торговали с Израилем.

В 1989 году произошёл очередной переворот, и власть была захвачена исламскими экстремистами. Они отменили конституцию, разогнали парламент и запретили политические партии и профсоюзы. В 1990 году Банк Судана объявило о своем намерении исламизировать всю банковскую систему страны. С 1993 года страной правит президент (диктатор) Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В 1998 году был официально объявлен курс на введение шариата как основы законов страны. В 1999 году вновь созданы партии - правящая исламистская партия и её сателлиты (партия "Умма", Народно-освободительное движение Судана - Север).

В 1990-х годах Судан превратился в базу исламистских террористических организаций как суннитского направления (Аль-Каеда и другие), так и шиитского, поддерживаемых правительством Ирана . Госдепартамент США официально внёс Судан в список государств, поддерживающих террор . Там базировались группы, пытавшиеся убить президента Египта Мубаррака и существовали промышленные предприятия по производству оружия массового поражения. Поддержка террористических групп, действовавших против правительств других стран Африки привела к ухудшению отношений Судана с этими странами - прежде всего с Египтом .

К концу 20 века Судан был одним из беднейших государств Африки. В начале 21 века до 40% суданцев неграмотны (в сельской местности - до половины).

В начале 21 века в юго-западной провинции Дарфур начался геноцид народа фур, поддержанный правительством. ЛАГ самоустранилась от поисков решения проблемы и защищала исламистского диктатора Судана от международного давления. В 2015 году суданский военный контингент вошёл в межарабские силы для борьбы с шиитскими повстанцами в Йемене .

В 2016 году суданский министр иностранных дел заявил, что Судан "изучит возможность нормализации отношений с Израилем".

Евреи в Судане

В Судане к середине 20 века жили около 1000 евреев. После провозглашения независимости в 1956 году около 500 из них уехали в Израиль , остальные - в другие страны.

Борьба за независимость Южного Судана

Разделение Судана на Северный и Южный.

Мусульманский Северный Судан и населённый немусульманами Южный Судан всегда были различными географическими зонами и большую часть времени были разделены административно. В 1947 году британские власти объединили их, фактически отдав христианское и языческое население Южного Судана под власть арабского правительства.

Сразу после провозглашения независимости Судана в 1956 году началось стихийное восстание южносуданских племен, продолжавшееся до 1972 года.

В 1967 году, после Шестидневной войны , лидеры Южного Судана встретились в Париже с Леви Эшколем и установили связи с Израилем. Израиль помогал Южному Судану наладить хозяйство. Мосад помогал христианским военным формированиям в Южном Судане - естественному союзнику Израиля.

После переворота 1969 года власти Судана усилили попытки исламизации Южного Судана, достигшие пика при исламистском диктаторе Омаре аль-Башире. В 1972 году было подписано соглашение в Аддис-Абебе, признававшее автономию Южного Судана и придававшее законный статус армии и полиции повстанцев.

В 1983 году диктаторский режим Судана нарушил условия соглашения в Аддис-Абебе, ввёл своё управление на юге и продолжил политику насильственной исламизации. После создания Народной армии освобождения Судана (SPLA) в 1983 году последовал второй, ещё более кровопролитный виток борьбы.

Режим Омара аль-Башира применял геноцид против населения Южного Судана. Каратели сжигали деревни и поля, местное население продавали в рабство или поголовно уничтожали. Около 2.5 миллионов человек были убиты, а более 5 миллионов согнаны с обжитых мест. От полного истребления местные племена спасали непроходимые болота.

В 2005 году было достигнуто прекращение огня. Южный Судан фактически получил автономию, на 2011 год был запланирован референдум по вопросу о независимости. На нём большинство населения проголосовало за отделение от Судана.

9 июля 2011 года Республика Южный Судан официально провозгласил свою независимость от Судана. Во время массовых народных гуляний в столице нового государства Джубе многие держали в руках израильские флаги.

Судан может читаться землей древней цивилизации. Точнее, он всегда был землей, которую эксплуатировали всякие другие цивилизации. Еще древние египтяне совершали походы южнее нильских порогов в страну Нубию (от слова «Нуб», то есть золото). Египтян привлекали здесь золоторудные прииски, а также черные рабы, которых они называли «нехси» (отсюда и слово «негр»). Уже в 9 веке до н.э. здесь существовало государство Напата (первое в истории государство чернокожих), которое позднее носило название Мероэ. В дальнейшем здесь получило распространение христианство, так что страна, которую обычно называли Нильской Эфиопией (чтобы не путать с другой), была одним из центров восточного христианства. Впрочем, цивилизованные христианские государства негров располагались на севере современного Судана, в то время как на юге господствовал еще (впрочем, во многом сохранившийся и до нашего времени) родоплеменной строй.

Начиная с 9 века в этот край стали проникать арабы. Они распространяли свой язык, религию, и сами стали селиться здесь. Постепенно они покорили местных негров. К 16 веку христианство на севере Судана полностью исчезло. Здесь стал господствовать ислам и арабский язык, сложились несколько небольших арабских султанатов. В результате смешения арабов с местными неграми в северной части современного Судана стал складываться особый народ, считающий себя частью общеарабской общности, но резко отличающийся от большинства арабов расово-антропологическими чертами. Не случайно этот край получил название «Судан», (по-арабски «билад аль-судан», что переводится как «страна черных»). Суданские арабы в расово-антропологическом плане считаются мулатами, хотя среди них встречаются и «чистые» негры. Собственно белых в арабском Судане примерно 5-7 %. В основном это потомки египтян.

На юге по-прежнему жили самые разнообразные племена, часть из которых пребывала в состоянии каменного века. Большинство жителей суданского юга относятся к нилотской группе народов.

В 1820-22 гг. Судан был завоеван правителем Египта. Египетские чиновники, среди которых преобладали даже не арабы, а турки, черкесы, албанцы и европейские авантюристы самого разного происхождения, создали административное деление на провинции, которое сохраняется в Судане до сегодняшнего дня. В 1869-74 гг. находящиеся на службе у правителя Египта воинские подразделения под командованием англичанина Бейкера завоевали регион Верхнего Нила и область Дарфур. В результате этого границы Судана стали примерно соответствовать современным. Под властью египтян Судан превратился в поставщика чернокожих рабов, слоновой кости и страусиных перьев. Впрочем, распространение в Судане различных западных товаров, идей, и особенно стремление европейцев отменить рабство вызвало взрыв негодования у суданских арабов.

В 1881 году местные мусульмане подняли восстание под руководством некоего плотника Ахмеда, объявившего себя Махди (мусульманским мессией). Англичане, захватившие к этому времени Египет, первоначально потерпели неудачу в борьбе с махдистами. Те создали свое теократическое государство, жившее по законам шариата. Черные рабы и слоновая кость караванами отправлялись к Красному морю, и государство махдистов процветало. После трехлетней военной кампании 1896-98 гг. англичане разгромили махдистов и подчинили себе северный Судан. После этого они еще долго завоевывали языческие племена негров юга.

В 1899-1956 гг. Судан имел странный статус англо-египетского кондоминиума. Иначе говоря, всеми делами вершили англичане, начальниками среднего ранга были египтяне, на местном уровне начальниками были суданцы с севера. Что касается южан, то они были только податной массой. Как видим, Судан был классической иллюстрацией к известному правилу «Разделяй и властвуй»! Впрочем, европейские миссионеры сумели обратить часть племен юга в христианство, так что и здесь появился небольшая прослойка европейски образованной интеллигенции.

При англичанах в Судане были проложены железные дороги, начато судоходство по Нилу, получило развитие хлопководство, по развитию которого страна занимала в 30-е гг. одно из первых мест в мире. Но в целом англичан эта колония интересовала мало, поскольку она была убыточна, и этим объясняется нежелание как масштабных проектов в Британском Судане, так и желания сохранить саму колонию.

В 1952 году в Египте к власти пришел поклонник Роммеля и сторонник социализма полковник Гамаль Насер, который объявил об отказе от совместного с Британской империей управления Суданом. Англичане, которым Судан после потери Индии и Суэцкого канала и даром был не нужен, в 1953 году дали ему самоуправление, предполагавшееся завершиться полным провозглашением независимости, намеченной на 1 января 1956 года.

В преддверии провозглашения независимости северяне объявили арабский язык государственным на юге, стали распространять ислам, наконец, поувольняли почти всех военных и немногочисленных чиновников из южных народностей. Понятно, что южанам это не понравилось, и 18 августа 1955 года на юге началось восстание. Так еще до провозглашения независимости разразилась гражданская война. Против центрального правительства сражались различные племенные формирования, из которых только треть была вооружена огнестрельным оружием. Остальные на первых порах использовали копья, луки и стрелы. Примерно с 1963 года на юге выделилась повстанческая организация с романтическим названием «Анья-нья», что в переводе означает «яд кобры». Анья-нья получала помощь оружием и инструкторами от Израиля, лидеры которого с удовольствием смотрели на ослабление арабской страны. Ряд соседних стран, конфликтовавших с официальным Хартумом, предоставил свои территории для тренировочных лагерей партизан. Постепенно «яд кобры» распространился на большую часть юга.

Тем временем, в Судане политическая история переживала неумолимое повторение циклов - сначала слабая, неэффективная парламентская демократия, потом жестокая диктатура, потом опять демократия, потом вновь диктатура. После эфемерных правительственных кабинетов 1956-58 гг., власть захватил генерал Аббуд, правивший железной рукой и пытавшийся силой оружия раздавить партизан на юге. После его свержения в 1964 году опять было 5 лет ничего не сделавшей демократии, после чего власть в мае 1969 года перешла к генералу Нимейри. Начинал Нимейри как сторонник арабского социализма, и даже его партия называлась ССС (Суданский социалистический союз). Впрочем, Нимейри быстро расправился с местными коммунистами и поменял ориентацию, став исламистом. Он расстрелял большинство своих эсесесовцев и привлек к власти организацию «братья-мусульмане».

Но первоначально для юга, казалось, прекрасное начало дней Нимейри означало надежду на мир и автономию. В 1972 году в Аддис-Абебе был подписан мирный договор, по которому война прекращалась, 3 южные провинции получали широкую автономию. Но недолго музыка играла. Нимейри все дальше заходил в политике исламизации. В 1983 году он ввел законы шариата во всей стране. По распоряжению президента закрыли все питейные заведения, вино вылили в Нил, ввели исламские наказания. Для эффективности приведения приговоров в исполнение придумали даже специальную маленькую гильотинку для отсечения рук воров, а также специальные разборные виселицы.

Понятно, что на христианско-языческом юге шариат встретили в штыки, причем в буквальном смысле слова. С 1983 года там началась новая гражданская война. В том же году на юге страны была образована христианская повстанческая организация «Армия освобождения суданского народа» (SPLA). Существовал еще ряд других группировок, в частности, «Анья-нья-2», но они постепенно были разгромлены SPLA.

Нимейри был свергнут в 1985 году, и опять последовали 4 года демократии, которая ничего не добилась. Война продолжалась. В 1989 году после военного переворота власть перешла к новому президенту по имени Омар Хасан Ахмет аль-Башир. Новый диктатор решил переплюнуть Нимейри в исламизме, публично объявив, что будет жить по заветам аятоллы Хомейни. Юг генерал стремился усмирить и исламизировать привычными ему методами. Для юга обычными явлениями стали массовые расстрелы, сожжение деревень, бомбардировки и тому подобные вещи. Впрочем, если американцы такими методами устанавливают демократию, то почему распространение ислама не может вдохновляться передовыми западными образцами?

Вообще Судан во многом стал напоминать талибский Афганистан. Рабство в Судане существует совершенно открыто. Многие негры юга становятся рабами, преимущественно в качестве домашней прислуги у богатых мусульман. В Хартуме и еще некоторых городах существуют невольничьи рынки. Черный раб на севере Судана стоит не более 15 долларов, в то время как его родственники должны заплатить за его освобождение 50-100 долларов. Столь большая прибыль обусловлена тем, что многих рабов выкупают христианские благотворительные организации, что иногда подталкивает работорговцев захватывать одних и тех же людей по нескольку раз. Маленьких мальчиков часто кастрируют, поскольку для гаремов правоверных требуются евнухи. Впрочем, в самом Судане используется только часть черных евнухов, большинство из них экспортируется в страны Персидского Залива.

Поскольку в районах, населенных «неверными», имеется нефть, то суданские власти даже придумали специфический способ пополнения казны путем «нефтяных рейдов». Прежде чем отправиться на добычу нефти, исламские солдаты проводят зачистку с применением танков, артиллерии и самолетов. При этом главными целями считаются вовсе не лагеря повстанцев, а церкви, школы и больницы. Такая «артподготовка» длится до нескольких недель, после чего следует карательная экспедиция в нефтеносные районы, заготовка нефти, массовые пытки и убийства, разрушение уцелевших строений, и наконец, возвращение с добычей на север.

Кроме того, суданские военные и банды исламистов придумали замечательный способ, как отличить черного правоверного от южного кафира. При зачистке южной деревни со всех жителей снимают штаны, и если находят того, кто не обрезан, немедленно пристреливают. Впрочем, партизаны юга стали применять эти же методы, зачищая юг от мусульман.

Итак, Судан - это несостоявшееся государство. Промышленности, кроме хищнической добычи нефти, нет никакой. На юге, впрочем, вообще преобладает натуральное хозяйство. Средняя продолжительность жизни в стране - 51 год (даже в России выше, так что есть на кого равняться). Заметим, что в этой стране 40% населения имеют доход менее чем в 1 (один) американский доллар в день. По ВВП на душу населения страна занимает 181-е место в мире. Ниже уровня бедности (африканского уровня!) - 40 % населения. Уровень безработицы - 18,7 %. Реально не имеет работу 1/3 населения. Грамотность, по официальным данным - 71 % мужчин, 50 % женщин. Но эти цифры можно поставить под сомнение, поскольку суданские арабы говорят на своих диалектах, весьма отличающихся от литературного арабского. Это примерно то же самое, если государственным языком во Франции сделать латынь. Так что многие выпускники выносят из суданских школ знание наизусть целых сур из Корана, но не в состоянии прочитать инструкцию по пользованию пылесосом, (которых, впрочем, мало кто в Судане имеет).

В конце концов, многолетняя война надоела даже джихадистам, и 9 января 2005 года, было подписано перемирие, положившее конец второй войне на юге, стоившей 2 миллиона жизней, и превратившее такое же количество людей в беженцев. Во исполнение этого перемирия ровно через 6 лет и состоялся референдум об отделении.

Впрочем, мир в Судане не наступил, поскольку с 2003 года началась война в провинции Дарфур. Показательно, что абсолютное большинство дарфурцев, разделенных на сотни племен, исповедуют ислам. Но вопреки всем рассуждениям об исламской солидарности, дарфурцы с энтузиазмом режут друг друга. Однако в Дарфуре много нефти и ее удобней транспортировать, так что не удивительно, что на Западе вдруг вспомнили, что в Судане не в порядке с правами человека. В марте 2009-го Международный уголовный суд признал аль-Башира виновным в геноциде в Дарфуре и выдал ордер на его арест. Разумеется, аль-Башир использовал этот ордер в солдатском сортире по прямому назначению, но важен факт «черной метки» главе режима.

Итак, референдум по отделению Юга Судана начался. Даже если аль-Башир объявит о победе сторонников единого Судана, это не имеет значения. Это только отодвинет юридическое признание уже давно отделившегося юга.

Значение референдума не в том, что распадется страна, которая никогда и не была единой. Более того, даже то, что вслед за югом отделится Дарфур, и, возможно, еще некоторые суданские провинции, также имеет второстепенное значение. Важен прецедент распада страны в 21 веке. Теперь ветер сепаратизма будет дуть в паруса самостийников на всех континентах.

Для России в суданском крахе есть тот позитив, что в отдельно взятой стране терпит полное фиаско исламская модель общественного устройства. Как бы омерзительна не была западная система, мусульманское средневековье вряд ли может стать ей достойной альтернативой. Среди американских негров распространено мнение, что христианство - религия белых, а вот ислам может быть исконной религией черных. Но действительность Судана опровергла эти суждения. Расовая дискриминация арабских мулатов в Судане была ничуть не лучше апартеида в Южно-Африканской республике. «Исламская экономика» и соответствующее «исламское общество» по образцу Хомейни оказалось в Судане (и не только там) кровавым мракобесием.

Итак, на юге Судана после более чем полувековой борьбы рождается христианское государство. Официальные результаты референдума будут объявлены не ранее середины февраля, однако уже сейчас мало кто сомневается в том, что Южный Судан получит независимость: для принятия такого решения необходимо просто большинство голосов. Официально новое государство может появиться 9 июля 2011 года.

Поздравим же мужественных христиан южносуданского государства с победой!

Республика Судан, государство на северо-востоке Африки. Территория страны является частью обширной природной области Судан, которая простирается от пустыни Сахара до влажных тропических лесов Центральной и Западной Африки.

По своей площади (2,5 млн. кв. км) Судан является крупнейшим государством на Африканском континенте. Численность населения - 41,98 млн. (оценка на июль 2010).

Территории, ставшие частью современного Судана, впервые были объединены в 19 в., а нынешние государственные границы были установлены в 1898. 1 января 1956 была провозглашена независимость Судана. Столица страны - Хартум.

Этнорасовый состав - негры (нилоты, нубийцы) 52 %, арабы 39 %, беджа (кушиты) 6 %, прочие 3 %.

Языки - арабский и английский официальные, нилотские языки, нубийский, беджа.

Религия.

Основная религия - Ислам. Мусульмане - сунниты 70 %, христиане - 5 %, аборигенные культы - 25 %.

Так как подавляющее большинство населения Судана является мусульманами, Ислам является государственной религией, начав здесь распространяться в 8 в. н.э.

Фактически всё население севера страны – мусульмане-сунниты. Исламом пронизаны все сферы общественного бытия, наиболее влиятельные политические партии созданы на базе исламских религиозных организаций. Религиозная же ситуация на юге характеризуется большим разнообразием: каждое племя исповедует свою религию (чаще всего анимистическую), значительная часть южно-суданского населения исповедует Христианство, которое активно насаждалось с середины XIX в. европейскими миссионерами-католиками, протестантами. Этот фактор играет большую роль в углублении проблемы юга. Его игнорирование приносит многочисленные социальные последствия, сказываясь на обычаях и индивидуальном поведении.

На севере страны существует большое количество мечетей и школ для изучения религиозных наук и Шариата (мусульманского права). Все это создает слой людей, умеющих читать и писать и владеющих знаниями в области различных наук. Это ведёт к повышению культуры, появлению писателей, поэтов и политиков.

На юге преобладает христианское население и распространено Христианство. Из Европы направлялись миссии, первой заботой которых было служение колонизаторам и разжигание национальных столкновений между севером и югом.

Опасность религиозного фактора заключается в использовании некоторых слоёв для достижения политических и экономических целей, при котором между народами усиливается межконфиссиональная и межрелигиозная рознь.

В религиозной, политической и культурной жизни страны большую роль играют тарикаты. Крупнейшие из тарикатов – Ансарийя (к нему принадлежат более 50% арабо-суданцев, живущих в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила), Хатмийя (другие названия – Хатымийя, Мирганийя), преобладающий на севере и востоке Судана и Кадирийя. В северном Судане есть много последователей Шазалийского и Тиджанийского тарикатов.

Почти все пришедшие в Судан переселенцы-арабы были мусульманами и распространение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15-17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских проповедников и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были суфиями, и придерживались тарика, и в Судане Ислам характеризовался преданностью мусульман своим духовным наставникам и приверженностью к аскетическому образу жизни.

Изначально они являлись объединением искренних и покорных Всевышнему мусульман, приобщенных к тайным знаниям.

Несмотря на многочисленность племен на севере страны, их объединяет арабский язык, являющийся общим для них, даже племена, которые не имеют никакой связи с арабскими родами, говорят на арабском языке, который является для них вторым языком. Его знание обусловлено их контактами с арабскими племенами, составляющими большинство на севере Судана.

Некоторые мусульманские племена на севере страны не знают арабского языка, это, прежде всего, кушитоязычные беджа на побережье Красного моря, донгола и другие нубийские народы, живущие в долине Нила и из Дарфура.

Древние и Средние века.

В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее - Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой Ислам. Арабское влияние распространилось в основном на севере Судана.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году.

XIX век.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью.

Махди Cуданский (1844?–1885).

Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, прозванный как «Махди» в 1881 году попытался объединить племена западного и центрального Судана. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 и кровопролитиями. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 году восстание было подавлено англо-египетскими войсками.

Установив господство над Суданом в форме англо-египетского кондоминиума (1899 г.), английский империализм проводил целенаправленный курс на изоляцию южных провинций. В то же время англичане поощряли и разжигали межплеменные противоречия. Южане находились на положении граждан второго сорта. В стране была создана атмосфера взаимного недоверия и враждебности. Благоприятную почву среди южно-суданского населения находили подогреваемые англичанами сепаратистские настроения.

XX век

После окончания Первой мировой войны британские колонизаторы взяли курс на превращение Судана в страну-производитель хлопка. В Судане начала формироваться национальная буржуазия.

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих Христианство. Таким образом, закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

Период независимости.

Египет после Июльской революции 1952 года признал право суданского народа на самоопределение. 1 января 1956 Судан был провозглашён независимым государством.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось создавать федеративное государство, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 год.

Страна в XX веке пережила несколько военных и государственных переворотов (в 1958, 1964, 1965, 1969, 1971, 1985), однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с этнической разобщённостью и экономической отсталостью.

В 1983 Джафар аль-Нимейри заменил все существовавшие юридические законы мусульманскими законами Шариата, основанными на Коране. Но в 1986 законы Шариата были отменены, и была временно восстановлена судебная система, основанная на гражданском кодексе англо-индийского образца. В 1991 произошло возвращение к исламскому законодательству.

С начала 1990-х годов в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни. Всегда во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса.

В результате длительного колониального господства народы Судана получили в наследство множество проблем.

Получив независимость, Судан унаследовал и проблему юга страны, которая состоит в неравенстве уровней развития южных и северных регионов страны, в дискриминационной политике центральных властей по отношению к южным провинциям.

Судан культурный.

Омдурман, город-спутник Хартума, огромный африканский город с населением порядка миллиона человек. Это один из самых старых городов страны и своеобразные "ворота в сельский Судан". Мечеть Хамеда Ала Ниела (Намду Ниил), постоянно окружённый мусульманами, добавляет очарования облику Омдурмана.

В Омдурмане же находится здание, которое чаще всего фотографируется в стране – могила Махди – одного из самых уважаемых правителей Судана.

Недалеко расположена ещё одна достопримечательность Судана - Белт Аль-Халифа. Здесь экспонируются вещи, так или иначе имевшие отношение к вышеупомянутому Махди: флаги, вещи, оружие. В этом же здании можно увидеть интересную выставку фотографий, запечатлевших Судан во время восстания Махди.

Здесь же располагается лучший рынок страны. Тут можно купить уникальные драгоценности из серебра и другие украшения, а также заказать себе эксклюзивный сувенир из чёрного дерева, который будет исполнен на ваших глазах.

В Судане широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тиснёной кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком. Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.

Национальная литература.

Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на её становление оказала также литература Египта. Первые памятники фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э. и до второй пол. 19 в., литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, алимов и поэтов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхью ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.

Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.

Литература:

Густерин П. В. Города Арабского Востока. - М.: Восток-Запад, 2007. - 352 с. - (Энциклопедический справочник). - 2000 экз. - ISBN 978-5-478-00729-4

Густерин П. В. Санайская группа сотрудничества: результаты и перспективы // Дипломатическая служба. 2009, № 2.

Смирнов С.Р. История Судана. М., 1968 Демократическая Республика Судан. Справочник. М., 1973

Ихаб Абдалла (Судан). Роль национального вопроса в процессе политического развития Судана.

  • 2058 просмотров

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Загрузка...