docgid.ru

Бомбардировка берлина советскими летчиками. Первый налёт на Берлин

В ночь на 8 августа 1941 года отряд бомбардировщиков из состава авиации Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) совершил первый налет на Берлин в ходе Великой Отечественной войны.

Воздушные удары по столице нацистской Германии стали ответом на бомбардировки Москвы и имели большой военно-политический и психологический эффект.

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года более 220 бомбардировщиков фашистской авиации предприняли первый налет на Москву . На подступах к столице они были встречены плотным заслоном ПВО с использованием аэростатов, заградительного огня и ночных истребителей, самолеты прорывались в одиночку. В результате первого налета погибли 130 человек. В городе возникли 1166 очагов пожаров, причем 36 раз случались возгорания на военных объектах. Большинство бомб разорвалось в Краснопресненском и Ленинградском районах города.

В последующие дни и месяцы налеты вражеской авиации продолжались с нарастающей интенсивностью. Воздушные бои становились все более упорными и продолжительными.

Идею направить в ответный рейд на Берлин бомбардировщики-торпедоносцы высказал в конце июля командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант Семен Жаворонков.

Предполагалось, что имевшиеся на Балтике самолеты ДБ-3Ф ("дальний бомбардировщик") смогут достичь Берлина и вернуться, вылетев из крайней западной точки, не занятой противником, - острова Эзель (Сааремаа, Эстония). 26 июля нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов доложил о предложении Сталину.

С марта 1942 года самолет стал официально именоваться Ил-4 .

Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с практическим потолком 9700 метров и дальностью полета 3300 километров при бомбовой нагрузке в одну тонну. Экипаж из четырех человек располагал для обороны тремя пулеметами. ДБ-3Ф не имел автопилота, радиовысотомера, гироскопических приборов и противообледенителей.

В первых числах августа 1941 года группа советских летчиков под руководством полковника Евгения Преображенского перебазировались на аэродром Кагул на острове Эзель, который к тому времени находился фактически в тылу вермахта.
В ночь на 5 августа пять самолетов совершили пробный полет в окрестности Берлина с целью уточнить маршрут и практически определить бомбовую нагрузку, при этом один самолет был потерян .

7 августа в 21.00 с аэродрома поднялась группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3Ф в трех группах. Путь проходил над Балтийским морем вне видимости берега, температура за бортом достигала минус 35-40 °C. Через три часа самолеты вышли к северной границе Германии. При полете над ее территорией советские бомбардировщики неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но их принимали за свои , и немецкая ПВО огня не открывала.

Бомбы на хорошо освещенный Берлин и его предместья были сброшены в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа. После того как советские самолеты сбросили бомбы, по ним был открыт сильный огонь. Все самолеты успешно вернулись на базу.

Удар по Берлину явился полной неожиданностью для руководства Германии, которое на следующий день приписало его англичанам, однако те публично сообщили, что 7-8 августа британская авиация над Берлином не летала.

Всего до 4 сентября включительно 1-й минно-торпедный авиаполк выполнил 10 налетов на Берлин.

33 бомбардировщика долетели непосредственно до города, сбросив в общей сложности 36 тонн бомб и 34 контейнера с листовками и газетами.

За время операции полк потерял, по разным данным, 17 или 18 самолетов и шесть, семь или восемь полных экипажей, причем два самолета и один экипаж погибли на аэродроме при попытке взлететь соответственно с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешней подвеске.

Известно также, что в ночь на 10 августа 1941 года налет на Берлин был совершен силами еще только формировавшейся 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии ВВС РККА на новейших самолетах ТБ-7 (четырехмоторный "тяжелый бомбардировщик" конструкции Владимира Петлякова) и Ер-2 (двухмоторный бомбардировщик конструкции Владимира Ермолаева).

По плану для налета выделялось 26 бомбардировщиков, но из-за спешки, неполадок и двух аварий на аэродроме под Ленинградом на Берлин ушли только семь (по некоторым данным, шесть) ТБ-7 и три Ер-2. Отбомбиться по цели смогли лишь шесть машин, вернулись в Пушкино всего один ТБ-7 и один Ер-2 . В основном самолеты группы были сбиты или повреждены огнем советских зенитных средств и авиации ПВО. Рейд готовился в секрете, координации с наземными силами и КБФ не было, к тому же пилоты истребителей впервые видели бомбардировщики новых типов. Командир 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, прославенный летчик Михаил Водопьянов, сам сбитый над вражеской территорией и долго выходивший к своим, был снят с должности, хотя получил благодарность и сохранил право летать. Три пилота были награждены орденами Красного Знамени (один посмертно), два штурмана - орденами Красной Звезды .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Удары по Берлину наносили летчики авиации Балтийского флота. Любопытно, что идея бомбежек столицы Германии родилась, как говорится, и снизу, и сверху. В двадцатых числах июля её впервые высказал адмиралу Н. Г. Кузнецову командующий авиацией ВМФ генерал-лейтенант С. Ф. Жаворонков. 26 июля Кузнецов с предложением о бомбардировках Берлина был у Сталина. Уже на следующий день было принято решение поручить нанесение ударов дальней авиации Балтфлота, так как только с её аэродрома на острове Сааремаа можно было достичь столицы Германии.

30 июля Жаворонков прилетел на Балтику в 1-й минно-торпедный авиаполк, которым командовал полковник Е. Н. Преображенский. Именно этому полку решили поручить нанесение ударов возмездия по Берлину. К удивлению Жаворонкова, после его слов об ответственном задании Ставки, командование полка сразу же представило карту предполагаемого маршрута, расчеты и список из 36 экипажей, предварительно отобранных для этой операции.

Оказалось, что идея нанесения ударов по Берлину родилась и у командования полка, уже подготовившего все необходимые расчеты. Такая инициатива летчиков значительно ускорила подготовку к операции. Уже 4 августа группа самолетов полка перелетела на остров Сааремаа и приступила к подготовке налетов на Берлин.

Стоит отметить, что остров к этому времени находился практически в тылу фашистских войск, к тому же его аэродром Кагул предназначался для базирования истребителей и имел 1300-метровую земляную взлетно-посадочную полосу, чего было явно маловато для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Но выбирать было не из чего, поэтому ставку делали на мастерство экипажей. А мастерство от летчиков и на самом деле требовалось немалое, им предстояло взлетать с короткой земляной полосы, имея на внешней подвеске почти по тонне бомб. Любая ошибка грозила гибелью самолета и экипажа.

Уже вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу. Вести группу поручили командиру полка. Нам теперь трудно представить, какое воодушевление испытывали те, кому поручили нанесение первого удара, встретившие боевой приказ криками ура, что явно противоречило уставу. Летчики поклялись любой ценой задачу выполнить. И свою клятву сдержали.

Маршрут был сложен и на пределе возможностей самолетов. Лететь предстояло над морем, затем с поворотом на юг над Германией до Штеттина, а от него уже на Берлин. Длина маршрута в одну сторону составляла около 900 километров. Ошибаться нельзя. Всего 15−20 лишних минут полета, и самолетам не хватит топлива для возвращения на свой аэродром. Самолеты ДБ-3Ф (в 1942 г. их переименовали в Ил-4) грузоподъемны (до тонны), но тихоходны, поэтому вылететь решили в 21 час, чтобы вернуться с восходом солнца в районе 4 часов утра.

День прошел в усиленной подготовке, и вечером 7 августа тринадцать загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками самолетов взяли курс на Берлин. Полет проходил более, чем успешно. Германская ПВО явно не ожидала такой наглости от советских летчиков, поэтому не обращала на них внимания, принимая за свои самолеты. Правда, до Берлина смогли долететь не все. К столице Рейха вышли пять самолетов, остальные вынуждены были отбомбиться по Штеттину, служившему морским портом Берлина, где их тоже не ожидали.

Берлин предстал перед нашими летчиками в море огней, были видны идущие по улицам машины и трамваи, составы на вокзалах, самолеты на аэродромах. Столица Рейха была уверена в своей безнаказанности, а зря. На центр города посыпались бомбы. Вспыхнули первые для Берлина пожары, взвыли сирены ПВО, город погрузился во тьму, в небо устремились лучи прожекторов, стали взрываться снаряды зениток. Но было уже поздно, бомбардировщики легли на обратный курс.

Успех был впечатляющий, самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и все вернулись на свой аэродром. Руководство Германии не могло поверить, что их столицу бомбили русские, даже листовки не убеждали. Немецкие радиостанции сообщили, что ночью была попытка прорыва к Берлину 150 английских самолетов, которую, естественно, успешно отбили. Только несколько самолетов смогли прорваться к столице, из них шесть было сбито, они-то и вызвали пожары.

Советское Информбюро 8 августа известило, что наша авиация успешно бомбила Берлин, что с ликованием было встречено в стране, подобные сообщения тогда были нужны как воздух. В этот же день вышел приказ наркома обороны № 0265, который отредактировал Сталин: «В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. …»

Последовали новые налеты, они стали намного труднее, ведь теперь наши самолеты в Германии ждали. Последний вылет был совершен 4 сентября. Всего летчики Балтфлота совершили 86 вылетов, 33 самолета бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб, 37 самолетов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам, 16 самолетов по различным причинам были вынуждены прервать полет и вернуться на аэродром. Во время осуществления налетов полк потерял 18 самолетов и 7 экипажей, причем, два самолета и один экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках. Больше подобных экспериментов не проводили и взлетали со 100 и 250-килограммовыми бомбами. На немецкие города были сброшены и 34 агитбомбы с листовками.

Естественно, что подвиг летчиков был по достоинству отмечен. Уже 13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырем летчикам полковнику Е. Н. Преображенскому, капитанам В. А. Гречишникову, М. Н. Плоткину, А. Я. Ефремову и штурману флагманского экипажа капитану П. И. Хохлову званий Героя Советского Союза. Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. В сентябре героями стали еще 5 человек, многие получили ордена и медали. В то время ни один полк не получал за месяц столько наград, причем заслуженных.

После окончания налетов на Берлин полк продолжал успешно воевать, в 1942 году стал гвардейским, в 1944 награжден орденом Красного Знамени, в 1945 получил почетное наименование «Клайпедский». Полк по праву считался «геройским» — 32 Героя Советского Союза, из них 22 получили это почетное звание в своем полку, а 10 (2 дважды), когда воевали уже в других частях, в основном переведенные на повышение.

9 мая, когда будет отмечаться великий праздник нашего народа, День Победы, ветераны, их дети, а теперь и внуки придут на Новодевичье кладбище в Москве, чтобы положить цветы к могиле генерал-полковника авиации Е. Н. Преображенского, который в далеком 1941 повел советские бомбардировщики на Берлин, заставив фашистов почувствовать, что возмездие неотвратимо.

После того, как 21 июля 1941 года немецкая авиация совершила Первый налёт на Москву, 26 июля нарком Военно-морского флота адмирал Кузнецов на совещании у Сталина предложил провести ответные бомбардировки Берлина силами Военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул на острове Эзель .

Остров к этому времени находился практически в тылу фашистских войск, к тому же аэродром Кагул предназначался для базирования истребителей и имел 1300-метровую земляную взлетно-посадочную полосу, чего было явно маловато для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3. Но выбирать было не из чего, поэтому ставку делали на мастерство экипажей.

Ответственным за операцию был назначен начальник авиации Военно-Морского флота генерал-лейтенант Жаворонков.

27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского был отдан личный приказ Сталина произвести бомбовый удар по Берлину.

Операция готовилась в режиме повышенной секретности, в курс дела были поставлены лишь командующий Балтийским флотом вице-адмирал Трибуц и командующий ВВС Балтийского флота генерал-майор авиации Самохин. Для нанесения удара по Берлину были отобраны 15 экипажей полка. Командиром особой ударной группы назначили командира полка полковника Преображенского, флаг-штурманом – капитана Хохлова.

2 августа из Кронштадта в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоящий из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальных пластин для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Пройдя через заминированный Финский залив и зайдя в уже осаждённый немцами Таллин, утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель и выгрузил оборудование.

В ночь на 3 августа с аэродрома Кагул был осуществлён пробный полёт – несколько экипажей, имея запас горючего до Берлина и полный боекомплект, слетали на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде.

С 4 по 7 августа производилась подготовка к полёту, бытовое устройство лётного и тех. состава, удлинение взлётно-посадочной полосы. В ночь на 6 августа пять экипажей отправились в разведывательный полёт на Берлин. Было установлено, что зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6000 м.

В 21.00 7 августа с аэродрома Кагул поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3. Самолёты были загружены бомбами ФАБ-100 и листовками. Полёт проходил над морем на высоте 7000 м по маршруту: остров Эзель (нынешний Сааремаа) – Свинемюнде – Штеттин – Берлин. Температура за бортом достигала составляла 35-40 градусов ниже нуля, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.

Через три часа полёта группа вышла к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала. Над Штеттином немцы, посчитав, что это с задания возвращаются заблудившиеся самолёты люфтваффе, с помощью прожекторов предложили экипажам советских самолётов сесть на ближайший аэродром.

В 1.30 8 августа пять самолётов сбросили бомбы на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место – Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу! ». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Налёт нашей авиации на Берлин стал первым налётом на столицу Рейха с начала Второй мировой войны. Англичане начали бомбить Берлин лишь 26 августа.

На следующий день в немецких газетах появилось сообщение: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито 6 английских самолетов ». Англичане удивились еще больше немцев: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала ». Немцам пришлось признать поражение от якобы уничтоженной Герингом советской авиации. И это был настоящий удар по обещанному «блицкригу».

Берлин продолжали бомбить до 5 сентября, но после оккупации фашистами Эстонии полеты с острова Эзель стали невозможны. За август-сентябрь 1941 года экипажи особой оперативной авиагруппы произвели 86 самолето-вылетов. 33 раза самолеты долетели до Берлина, на который было сброшено фугасных и зажигательных бомб общей массой 36 тонн. Для сравнения: авиация Англии за весь 1941 год сбросила 35 бомб в районе Берлина. Из-за воздействия сил и средств ПВО противника, а также из-за катастроф во время взлетов, гибели при вынужденной посадке наши потери составили в общей сложности 17, а по некоторым источникам - 18 самолетов. Погибло восемь полных экипажей.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Через месяц после начала боевых действий 22 июля 1941 года немецкая авиация впервые осуществила массированный авианалёт на Москву , который, впрочем, был успешно отражён. 24 июля немцы повторили бомбардировку, на этот раз им удалось сбросить 300 тонн фугасных и зажигательных бомб . На фоне больших потерь военно-воздушных сил Красной Армии Министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс объявил, что советская авиация разгромлена, главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха! ».

    Планирование и подготовка

    Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?

    В дальнейшем боевые вылеты были менее успешными.

    Вылет 10 августа

    Следующий полёт был запланирован на 10 августа . Было принято решение привлечь к участию в вылетах ВВС РККА под командованием Жигарева П. Ф. Полёт планировалось осуществить силами 81-й бомбардировочной авиационной дивизии с аэродрома города Пушкина на более современных самолётах ТБ-7 (412-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк , переименованный в 432-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк) и Ер-2 (420-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, переименованный в 433-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк).

    Последующие полёты

    После оставления Таллина и Моонзундского архипелага полёты на Берлин пришлось прекратить.

    Награды

    В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.

    Силы сторон Потери

    Бомбардиро́вки Берли́на в 1941 году́ - серия авианалётов на столицу нацистской Германии (Третьего рейха) Берлин , совершённых с 7 августа по 5 сентября 1941 года советской авиацией во время Великой Отечественной войны .

    Предыстория [ | ]

    Планирование и подготовка [ | ]

    Дорогой мой Эрнст! Война с Россией уже стоит нам многих сотен тысяч убитых. Мрачные мысли не оставляют меня. Последнее время ночью к нам прилетают бомбардировщики. Всем говорят, что бомбили англичане, но нам точно известно, что в эту ночь нас бомбили русские. Они мстят за Москву. Берлин от разрывов бомб сотрясается… И вообще скажу тебе: с тех пор как появились над нашими головами русские, ты не можешь представить, как нам стало скверно. Родные Вилли Фюрстенберга служили на артиллерийском заводе. Завода больше не существует! Родные Вилли погибли под развалинами. Ах, Эрнст, когда русские бомбы падали на заводы Симменса, мне казалось, всё проваливается сквозь землю. Зачем вы связались с русскими?

    В дальнейшем боевые вылеты были менее успешными.

    Вылет 10 августа [ | ]

    Следующий полёт был запланирован на 10 августа . Было принято решение привлечь к участию в вылетах ВВС РККА под командованием Жигарева П. Ф. Полёт планировалось осуществить силами 81-й бомбардировочной авиационной дивизии с аэродрома города Пушкина на более современных самолётах ТБ-7 (412-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк , переименованный в 432-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк) и Ер-2 (420-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк , переименованный в).

Загрузка...