docgid.ru

Что значит русская православная автономная церковь. Приходы Российской Православной Автономной Церкви. Отрывок, характеризующий Российская православная автономная церковь

Публикацией данной статьи мы продолжаем изложение истории псевдоцерковных раскольнических образований, возникавших в Православной Церкви на протяжении ХХ столетия. Среди многочисленных схизматических группировок, получивших свое бытие в 1990-е годы, пожалуй, наиболее скандальную известность приобрела так называемая Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ).
Предпосылкой к возникновению раскольнической Российской Православной Автономной Церкви можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение явилось официальным провозглашением нового курса внешней политики Русской Зарубежной Церкви, направленного на учреждение параллельных церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР. Активизация деятельности РПЦЗ по «возвращению на родину» была во многом обусловлена ослаблением давления на религиозные организации в уже агонизировавшем советском государстве. Решение же о создании новых церковных структур, параллельных канонической Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП), объясняется, в первую очередь, психологическим фактором. Культивировавшееся в Русском Зарубежье на протяжении нескольких десятилетий резкое неприятие церковной политики, осуществлявшейся Московской Патриархией в условиях тоталитарного государства, имело свою инерцию и в гораздо более позднее время. Отчасти такие настроения сохранились и в настоящее время, свидетельством чему служит отказ определенной части бывших священнослужителей и мирян Русской Зарубежной Церкви признать законность подписанного в мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ.
Весной 1990 г., сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г. Суздаля. Побуждающей причиной его поступка явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук). Принятие архимандрита Валентина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви получило широкий общественный резонанс и послужило примером для нескольких десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен Экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ в России.
В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия Российской Православной Свободной Церкви.
Последовательное увеличение активности РПЦЗ в процессе расширения Российской Православной Свободной Церкви привело к тому, что в 1992 г. с целью организации в Москве Синодального Подворья Русской Зарубежной Церкви в Россию был направлен епископ Каннский Варнава (Прокофьев). Однако деятельность епископа Варнавы оказалась весьма скандальной, что напрямую связано с его активной поддержкой профашистского Национально-патриотического фронта «Память», готовностью признать каноничность раскольнической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и со стремлением всецелого подчинения РПСЦ собственной власти. Вышеперечисленные злоупотребления, а также честолюбивые претензии на лидерство, побудили епископа Валентина (Русанцова) вступить в открытый конфликт с главой Синодального Подворья. В ответ на острую критику епископ Варнава убедил Архиерейский Синод РПЦЗ вывести епископа Валентина за штат без права управления епархией. Последний не пожелал признать закулисной победы епископа Варнавы и на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 г., заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при сохранении с ней евхаристического общения. Новым шагом к дистанцированию Российской Православной Свободной Церкви от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. и провозгласившего образование Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви (ВВЦУ РПСЦ) . ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Председателем ВВЦУ РПСЦ был избран архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко), происходивший из среды Российской Катакомбной Церкви, а в 1982 г. вошедший в юрисдикцию РПЦЗ и тайно рукоположенный во епископа приезжавшим в СССР в качестве туриста епископом Каннским Варнавой (Прокофьевым) . Заместителем Председателя ВВЦУ РПСЦ стал епископ Валентин (Русанцов), возведенный в сан архиепископа. Пожалуй, самым скандальным деянием ВВЦУ было рукоположение новых архиереев, в число которых вошли епископ Одесский Агафангел (Пашковский), епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), викарий Суздальской епархии, и епископ Сухумский Серафим (Зинченко), викарий Суздальской епархии. В ответ на данные деяния Архиерейский Синод РПЦЗ запретил в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а хиротонии новых иерархов не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.
После отзыва епископа Варнавы (Прокофьева) из России, произошедшего в конце 1994 г., наметилось некоторое потепление отношений между РПСЦ и РПЦЗ. На Архиерейском соборе РПЦЗ, проходившем декабре 1994 г. в Лесненском монастыре (Франция), состоялось подписание Акта о примирении между Архиерейским Синодом РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ. Согласно условиям примирения ВВЦУ РПСЦ было упразднено, а многие ранее принятые им решения теряли свою силу. В частности, Валентин (Русанцов) утратил титул «архиепископа» и снова именовался епископом. В отношении иерархов, самочинно рукоположенных в ВВЦУ РПСЦ, было принято решение о признании их архиерейского достоинства при непременном условии принесения ими архиерейской присяги Синоду Русской Зарубежной Церкви. Весьма важным решением Лесненского собора была реорганизация духовного управления в России, на территории которой учреждались епархии Московская, Санкт-Петербургская и Северорусская, Суздальская, Сибирская, Одесская и Южнорусская, Черноморская и Кубанская. Для согласованности в управлении российскими епархиями, взамен упраздненного ВВЦУ РПСЦ, было создано Архиерейское Совещание, в своей деятельности полностью подчиненное Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
Несмотря на видимое разрешение имевшихся противоречий и казавшуюся свершившимся фактом налаженность в системе административного управления российскими приходами, уже в январе 1995 г. Архиерейское Совещание потряс неожиданный скандал. На этот раз причиной нестроений явилось противостояние между епископом Суздальским Валентином (Русанцовым) и епископом Ишимским Евтихием (Курочкиным). Последний выдвинул в адрес Суздальского епископа ряд обвинений, касавшихся его образа жизни и стиля церковного управления. Более того, епископ Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри Архиерейского Совещания, стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова). Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. Кроме того, к российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие, в результате чего для признания их архиерейского достоинства оказалось недостаточным принесение присяги Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви. Для удостоверения в благонадежности данных иерархов им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский), который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул «епископ Симферопольский и Крымский». Однако, несмотря на это, опасения епископа Евтихия оказались отнюдь не беспочвенными. В мае 2007 г., когда состоялось подписание Акта о каноническом общении между РПЦ МП и РПЦЗ, епископ Агафангел (Пашковский) категорически отказался принять участие в процессе объединения разрозненных частей Русской Православной Церкви и создал собственное Временное Высшее Церковное Управление Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), тем самым продолжив свою раскольническую и антицерковную деятельность. Архиепископ Лазарь (Журбенко) спустя короткое время также был принят в юрисдикцию РПЦЗ через покаяние. Однако уже в 2001 г. он отделился от Русской Зарубежной Церкви и провозгласил новую раскольническую юрисдикцию, именуемую «Русской Истинно-Православной Церковью».
Реагируя на происходящие события, епископ Суздальский Валентин (Русанцов) предпринял попытку созыва Российского Архиерейского Совещания, целью которого было осуждение решений Архиерейского Синода РПЦЗ. Однако из числа российских иерархов Русской Зарубежной Церкви его поддержали только епископ Борисовский Феодор (Гинеевский) и епископ Сухумский Серафим (Зинченко). Решением Архиерейского Совещания была возобновлена работа ВВЦУ, которое вскоре было переименовано в Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви (РПСЦ). Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства. Весьма любопытной представляется позиция самого Первоиерарха РПАЦ относительно практически единовременных соборных решений обеих ветвей Русской Православной Церкви, высказанная им в интервью газете «Свобода слова»: «Корреспондент: Ваше Высокопреосвященство, каково ваше отношение к решению состоявшегося в феврале этого года Архиерейского собора Русской Православной Церкви Московского Патриархата о лишении вас священного сана? Архиепископ Валентин: Это решение я воспринял как принятое сектантами, в общении с которыми я некогда находился» . Безусловно, комментарии к столь абсурдному высказыванию были бы излишни…
В 1998 г. Российская Православная Свободная Церковь была зарегистрирована с новым названием Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ). Данная раскольническая юрисдикция обосновывает легитимность своего существования ссылкой на известный Указ Святейшего патриарха Московского и Всероссийского Тихона (Белавина) № 362 от 7/20 ноября 1920 г. Согласно данному Указу, изданному в условиях еще неоконченной Гражданской войны и беспрецедентного в российской истории геноцида по отношению к Православной Церкви, в случае отсутствия возможности для правящего архиерея осуществлять связь с органами высшей церковной власти он может, совместно с архиереями соседних епархий, организовать Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). Такие же действия предполагались и в случае полной ликвидации органов высшей церковной власти. При абсолютной невозможности связаться даже с архиереями соседних епархий архиерей мог принимать на себя всю полноту церковной власти в пределах своей епархии. Заслуживает внимания то обстоятельство, что практически все расколы, возникавшие в Русской Православной Церкви на протяжении ХХ века, неизменно апеллировали к Указу святителя Тихона № 362. Практически в каждом случае возникновения церковного разделения ставилось под сомнение каноническое достоинство органов высшей церковной власти Русской Православной Церкви и на этом основании провозглашалась новая раскольническая структура, легитимность которой якобы имеет свои основания в Указе № 362. Полная абсурдность такого рода апологий является самоочевидной. Святитель Тихон в упоминавшемся выше Постановлении оговаривает обстоятельства внешнего характера, сложившимися во вполне конкретной исторической обстановке, когда связь между епархиями и церковным центром могла быть разорвана линией фронта или большевистскими репрессиями против духовенства. Указ № 362 абсолютно не оговаривает (да это и вовсе невозможно!) допустимость оскандалившимся и находящимся под церковным прещением клирикам и иерархам создавать некие независимые от церковного центра сообщества. Святитель Тихон (Белавин) вошел в историю Русской Православной Церкви как поборник церковного единства, а не как апологет схизм и разделений.
Необходимость формирования независимой псевдоцерковной структуры, претендующей на правопреемство от дореволюционной Православной Российской Церкви, побудили руководство РПАЦ к проведению целого ряда архиерейских хиротоний. В 2001 г. Синод Русской Православной Автономной Церкви принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой схизматической организации до митрополичьего округа. Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им юоисдикции, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом. В феврале 2002 г. в Суздальском городском суде началось слушание по делу митрополита Валентина (Русанцова), который обвинялся в преступлениях сексуального характера с вовлечением в них несовершеннолетних. В частности, ему инкриминировались ст. 132 ч.2; ст. 133 и ст. 151 ч.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривавшие ответственность за «насильственные деяния сексуального характера, неоднократно совершенные в отношении несовершеннолетних», «понуждение к действиям сексуального характера» и вовлечение «несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков». Весьма важно отметить, что материалы следствия формировались не только за счет показаний самих несовершеннолетних, но и благодаря информации, в избытке предоставленной бывшим секретарем Синода РПАЦ протоиереем Андреем Осетровым. Сенсационность происходившего была обусловлена не только тем, что на скамье подсудимых оказался священнослужитель с весьма представительным титулом. Судебному заседанию по делу митрополита Валентина придавало дополнительный общественный резонанс еще и то обстоятельство, что Первоиерарх РПАЦ представлял собой достаточно заметную и влиятельную фигуру в Суздале, являясь почетным гражданином города и депутатом Суздальского совета народных депутатов. Широкую огласку дело Валентина (Русанцова) приобрело во многом благодаря пристальному вниманию прессы. В многочисленных газетных публикациях и телевизионных репортажах на каналах «ТВ Центр» и НТВ сообщались шокирующие материалы журналистских расследований. Например, обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская в своей статье «В ПОСТЕЛИ С МИТРОПОЛИТОМ» предала огласке многочисленные факты личной жизни человека, именующего себя Первоиерархом Российской Православной Автономной Церкви и митрополитом Суздальским. Согласно утверждениям журналистки, Валентин (Русанцов) на протяжении всей своей жизни практиковал гомосексуальные отношения, регулярно втягивая в них несовершеннолетних.


Митрополит Валентин (Русанцов) в сослужении иерархов РПАЦ.

Именно из числа лиц, некогда совращенных Валентином (Русанцовым), сформировалась наиболее влиятельная и приближенная к главе РПАЦ группировка священнослужителей, в которую входят архиепископ Борисовский и Отрадненский Феодор (Гинеевский), епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин), архимандрит Евфимий (Каракозов) и некоторые другие лица. Кроме того, Лариса Кислинская описывает множество случаев совращения подростков людьми, стоящими у власти в Российской Православной Автономной Церкви. В результате судебного слушания, состоявшегося в 2002 г., митрополит Валентин был приговорен к четырем годам условного заключения и уже в день вынесения приговора подпал под амнистию, в результате чего срок условного осуждения был сокращен до двух лет. Обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская утверждает, что на потерпевших и свидетелей неоднократно оказывалось физическое и психологическое давление, побуждавшее их к отказу от собственных показаний. Весьма примечательно, что в марте 2004 г. решением Суздальского районного суда состоялась отмена судебного решения 2002 г., а с митрополита Валентина была снята судимость.
В настоящее время в юрисдикции РПАЦ пребывает около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии.
Подготовка будущих священнослужителей РПАЦ проходит на Богословско-пастырских курсах, созданных в 2001 г. при Суздальском Епархиальном управлении.
Официальным органом Российской Православной Автономной Церкви является журнал «Суздальские Епархиальные Ведомости».


По состоянию на 2008 г. епископат Русской Православной Автономной Церкви состоял из следующих иерархов:
1. Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский, Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви;
2. Феодор (Гинеевский), архиепископ Борисовский и Отрадненский;
3. Серафим (Зинченко), архиепископ Сухумский и Абхазский;
4. Виктор (Контузоров), архиепископ Даугавпилсский и Латвийский;
5. Антоний, архиепископ Яранский и Вятский;
6. Иларион, архиепископ Смелянский;
7. Тимофей (Шаров), епископ Оренбургский и Курганский;
8. Амвросий (Епифанов), епископ Хабаровский;
9. Иринарх (Нончин), епископ Тульский и Брянский;
10. Андрей (Маклаков), епископ Павловский;
11. Иаков, епископ Суходольский.

Первоиерарх Российской Православной Автономной Церкви митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (в миру Русанцов Анатолий Петрович) родился в 1939 г. В ранней юности познакомился с известным камчатским миссионером митрополитом Нестором (Анисимовым). В монашество был пострижен в 1958 г. в Виленском Свято-Духовом мужском монастыре. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1960 г. Заочно окончил исторический факультет Дагестанского университета (1970 г.), Московскую Духовную Семинарию (1973 г.) и Московскую Духовную Академию (1979 г.). В 1973 г. направлен на служение в Суздаль. В апреле 1990 г. вышел из юрисдикции РПЦ МП и присоединился к РПЦЗ. 4 октября 1990 г. назначен Экзархом РПЦЗ в СССР. Во епископа Суздальского и Владимирского рукоположен 10 февраля 1991 г. По причине затяжного конфликта в 1995 г. окончательно разорвал отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1996 г. наделен титулом архиепископа, в 2001 г. титулом митрополита и Первоиерарха РПАЦ. В 1996 г. лишен священного сана Архиерейским Собором РПЦЗ, а в 1997 г. решением Архиерейского Собора РПЦ МП отлучен от Церкви. В 2001 г. Синодом РПАЦ возведен в сан митрополита.

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Российская православная автономная церковь (РПАЦ, до 1998 г. – Российская православная свободная церковь) – альтернативная церковная организация, представленная прежде всего в РФ, но имеющая несколько приходов в США (РПАЦ в Америке), и по крайней мере по одному – в ряде других стран: Болгарии, Сербии, Бразилии, Италии и т.д.

Российская православная автономная церковь была зарегистрирована Министерством Юстиции РФ в октябре 1998. Ранее она действовала под названием Российская православная свободная церковь. В начале 2000-х гг. РПАЦ пережила ряд публичных скандалов, связанных с личностью ее главы митр. Валентина (Русанцова). В 2002 г. его приговорили к 4 годам лишения свободы условно (преступления сексуального характера с вовлечением несовершеннолетних), а через два года приговор был признан недействительным. Однако данный судебный процесс считается началом существенного ослабления РПАЦ. От основной ветви РПАЦ отделился еп. Григорий (Лурье), созвавший Архиерейское совещание в г. Санкт-Петербурге; на данный момент среди его сторонников насчитывается 3 епископа, 6-7 приходов и несколько сот прихожан.

Параллельно с институциональным кризисом происходили конфликты с местной властью. Поскольку большинство общин РПАЦ сосредоточена во Владимирской области, по преимуществу в Суздальском районе, то в кругах РПЦ МП данную конфессию именуют «Суздальский раскол». Администрация области в судебном порядке на протяжении 2009-2010 гг. конфисковала порядка 13 храмов конфессии. Позже практически все из них были переданы в пользование РПЦ МП. Последний исторический храм РПАЦ был изъят весной 2016 г. Также в 2015 г. церковь лишили культовой реликвии – мощей преп. Евфимия и Евфросинии Суздальских, которые местные власти передали Ризоположенскому монастырю РПЦ в Суздале.

На данный момент официальным главой конфессии является митрополит Феодор (Гинеевский). Официальный титул: «Митрополит Суздальский и Владимирский». Он является вторым Первоиерархом данной церкви. Избран главой церкви 23 января 2012 г. Неофициальным, однако, фактическим лидером части РПАЦ, а именно ее «Архиерейского совещания» является епископ Григорий (Лурье). Официальный титул – «Епископ Петроградский и Гдовский».

Численность

Подсчет числа верующих и приходов церкви затруднителен в связи с несколькими обстоятельствами: во-первых, тем, что некоторая их часть действует подпольно, и во-вторых, с тем, что со второй половины 2000-х она постепенно лишалась значительной части храмов (см. далее). На данный момент церковь насчитывает около 35 официально зарегистрированных приходов, около 30 действуют как религиозные группы, и еще порядка 20-30 существуют в условиях «катакомб», т.е. нелегально; в ней 10 архиереев, 40 священников, 20 монахинь и приблизительно 5 тысяч мирян. Цифры приводятся исходя из внутреннего источника и являются приблизительными.

Вероучение

Общая доктринальная вероучительная часть догматики совпадает с православным вероучением. Также для РПАЦ характерен крайний антисоветизм, и в связи с этим – радикальная критика РПЦ за сергианство (соглашения с советской властью), экуменизм, обновленчество, тоталитарное церковное устройство. Руководство церкви выступает за отказ от политики, бюрократии и отступлений от традиционного богословия православной церкви. В целом взгляды ее сторонников можно охарактеризовать как консервативные с учетом некоторой свойственной для всех около-катакомбных юрисдикций свободы в плане организации церковной жизни и действующей везде, кроме Суздаля и Владимирской обл. ориентации на автономию и самоуправление общин-приходов.

Священническая корпорация характеризуется наличием большей степени свободы в сравнении с РПЦ МП, в чем зачастую и находилась причина перехода клириков в РПАЦ.

Общественная деятельность

Среди представителей РПАЦ можно выделить две персоналии, которые известны в медиа-пространстве в качестве представителей культурной интеллигенции. Лидер альтернативного «Архиерейского совещания» РПАЦ епископ Григорий (Лурье) является известным патрологом и исследователем истории христианства. Он признанный в Европе и России специалист в области православного богословия. Является главным редактором авторитетного французского патрологического журнала «Scrinium. Revue de patrologie, d’hagiographie critique et d’histoire ecclésiastique».

Наиболее известным широкой аудитории клириком церкви является прот. Михаил Ардов – публицист, мемуарист, настоятель московского храма свв. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, перешедший в РПАЦ из РПАЦ в 1993 г. Управляющий делами АС РПАЦ Александр Солдатов является обозревателем религиозной жизни в РФ и руководит весьма влиятельным порталом «Credo.ru». На данном интернет-ресурсе религиозно-политический анализ событий преподносится с альтернативной точки зрения (зачастую основной контент портала представлен критическими материалами по отношению к РПЦ МП).

Административный центр – Цареконстантиновский кафедральный собор в г. Суздаль, Владимирская обл.

Официальный печатный орган — «Суздальские епархиальные ведомости».

Единственным действующим сейчас интернет-ресурсом церкви является сайт «Russian Orthodox Autonomous Church » на английском яз.

Кроме вышеупомянутого храма, находящегося в самой Москве, в Московской обл. РПАЦ принадлежат два прихода – св. цесаревича-мученика Алексия в с. Мытищи и св. Ксении Петербургской в с. Новая Купавна, а также Свято-Троицкий монастырь в с. Острово (рядом с г. Орехово-Зуево).

А. Зыгмонт и Е. Воинов

См.с.настоящего издания.

6 мая 2012 г. Первоиерарх "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ) "архиепископ Владимирский и Суздальский" Феодор (Гинеевский) был наделен титулом "митрополита" и правом ношения двух архиерейских панагий.

На заседании Архиерейского Собора "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ), состоявшемся 23 января 2012 г. в Суздале, "архиепископ Отрадненский и Северо-Кавказский" Феодор (Гинеевский) был избран Первоиерархом названного неканоничного религиозного сообщества с наделением титула "архиепископ Владимирский и Суздальский". Возведение "архиепископа" Феодора в сан "митрополита" произойдет на Светлой седмице нынешнего года.

16 января 2012 г. на 73-м году жизни скончался Первоиерарх "Российской Православной Автономной Церкви" (РПАЦ) "митрополит Суздальский и Владимирский" Валентин (Русанцов). Причной его смерти названы прогрессирующая сердечная недостаточность, постинфарктный кардиосклероз и сахарный диабет тяжелого течения.

10 февраля 2011 г. о исполнение постановления Архиерейского Собора РПАЦ состоялась "архиерейская" хиротония "архимандрита" Марка (Рассохи), в которой приняли участие восемь "архиереев" во главе с Первоиерархом РПАЦ "митрополитом Суздальским и Владимирским" Валентином (Русанцовым). Примечательно, что новорукоположенный "иерарх" был наделен титулом "епископа Армавирского", викария Северо-Кавказской епархии.

4 февраля 2011 г. в Суздале состоялся Архиерейский Собор неканонической религиозной организации "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ), на котором было принято решение о рукоположении двух новых "архиереев". Клирик Иверского синодального храма РПАЦ "архимандрит" Трофим (Тарасов) был избран "епископом Симбирским", викарием Суздальской епархии...

Клирик Суздальской епархии "Российской Православной Автономной Церкви" "иеромонах" Серафим (Сибинин), задержан за хранение наркотиков.

Некоторые фрагменты своего послания "архиепископ" Феодор скопировал из Пасхального послания архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия за 2001 год, опубликованного на официальном сайте Саранско-Мордовской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата Пасхальной; проповеди протоиерея Вячеслава Резникова, опубликованной на официальном сайте Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Однако наиболее примечательно, что Первоиерарх РПАЦ включил в свое Пасхальное послание заимстсования из инославных авторов: Проповедь "Пасха победы", автором которой является баптистский проповедник Виктор Семенович Рягузов, "Проповедь в праздник Пасхи", произнесенная проповедником Евангелическо-Лютеранской Церкви братом Рамилем, заметка темнокожего неохаризмата Сандея Аделаджи, а также фрагменты проповеди католического монаха из ордена редемптористов о. Станислава Подгурского CSsR.

Необходимость формирования независимой псевдоцерковной структуры, претендующей на правопреемство от дореволюционной Православной Российской Церкви, побудили руководство РПАЦ к проведению целого ряда архиерейских хиротоний. В 2001 г. Синод "Русской Православной Автономной Церкви" принял решение о возведении архиепископа Валентина (Русанцова) в сан митрополита с правом ношения двух панагий, чем, по мнению раскольников, повышался статус самой схизматической организации до митрополичьего округа. Однако носитель белого клобука не только не увеличил авторитет созданной им религиозной организации, но уже через год привлек внимание общественности к РПАЦ грандиозным скандалом...

Среди многочисленных современных псевдоцерковных группировок "Российская Православная Автономная Церковь" является одной из самых скандальных и одиозных. Пристальное внимание российской общественности она привлекала шумным уклонением в раскол в начале 1990-х гг., сексуальным скандалом начала 2000-х гг. и не менее громким скандалом конца 2000-х гг., связанным с попыткой удержать в своем ведении храмы, отторгнутые в схизму. Предпосылкой к возникновению раскольнической "Российской Православной Автономной Церкви" можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором РПЦЗ так называемого «Положения о свободных приходах»...

По состоянию на сентябрь 2009 г. "епископат" "Российской Православной Автономной Церкви" составляли следующие "иерархи":

*Валентин (Русанцов), "митрополит Суздальский и Владимирский"

*Феодор (Гинеевский), "архиепископ Борисовский и Отрадненский"

*Серафим (Зинченко), "архиепископ Сухумский и Абхазский"...

Любой раскол в Церкви – следствие болезни общества. Когда в обществе господствует дух бунтарства, который особо ярко наблюдался в годы революции, его тут же подхватывают все те, кому хочется побыть у власти, проявить себя с лучшей стороны, отвергнув все хорошее старое, а порой оклеветав своего противника. Попадаются в руки бесовские и люди безвольные, которым нет дела до раскола, но, оказавшись в трудной ситуации, они поддерживают его. Кто-то невинно считает правыми раскольников, потому что реально видит положение дел, полных греха. Однако, когда в семье кто-то болеет, его не выкидывают на улицу, говоря: «Иди, найди себе другой дом, а нас не заражай!», - но достают лекарство и заботятся о болящем. Не найдут себе оправданья те «безвинные», которые считают, что церковь может стать безблагодатной, если ее служители будут вести себя неподобающим образом. На этот вопрос уже давно ответили святые угодники Божии. Церковь православная хранит веру в неизменном виде благодаря тому, что изменить Священное Писание не вправе никто, отлучить весь верующий народ от веры не может никто, уничтожить совесть человека не удастся никому. Даже, если у Престола Божия окажется нечестивый служитель (но не еретик, иначе будет отлучен), то Таинство за него совершит Ангел невидимым образом, хотя и через руки этого человека, поскольку Господь наш Иисус Христос принимает покаяние кающегося, пока тот способен к нему. Если же нечестие возрастет до безумия, и покаяния в смертном грехе (убийство, пьянство, прелюбодейство) он уже совершить не сможет, то будет отлучен. Как солнечный луч проходит через стекло, не переставая быть лучом, так и веру невозможно изменить, через какое бы стекло оно не проходило. Хотя, конечно, чем благочестивей пастырь, чем чище его стекло, тем лучше виден свет людям. Однако от того, что потемнеет стекло, луч не превратится в тьму, но отскочив от головешки, пройдет сквозь другое стекло.

Бросает ли Бог Свой избранный народ? Нет. Даже головешка нагревается от солнечного тепла. Как солнцу нельзя погаснуть, так Божией любви нельзя перестать. Бог ждет покаяния каждого и может помочь в любую минуту, если услышит покаянное «прости».

Раскольники, как правило, не принимают возможность исправления человека, ища причину создать новую Церковь, истинно православную. Такой является одна из катакомбных Церквей - Российская Православная Автономная Церковь. «После октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны в России» - заявляет она, - « единая Греко-Российская Церковь оказалась разделена административно - сначала линией фронта, а затем границами СССР - на две части: Церковь, в отечестве сущую (позже, по мере усиления гонений на Православие, она перешла на нелегальное положение и стала Катакомбной) и Церковь зарубежную (Русскую Православную Церковь Заграницей – РПЦЗ)… Обе части Российской Церкви отказывались от любых форм сотрудничества с безбожной советской властью, ставившей своей целью полное уничтожение религии в стране». И зачем вспоминать о Православной Церкви, когда раньше, оказывается, была только Греко-Российская? Зачем собирать крупицы мудрости, чтобы не оставить свой народ совсем без веры? Русскую Православную Церковь объявили безбожной, как и власть, которой она подчинялась, но вправе ли они судить тех, благодаря которым Церковь осталась жива даже в советские годы. Да, верующих преследовали, за ними следили, не давали продвижения на службе, выгоняли с работы, но народ делал свой выбор сам. В то время как священники читали проповедь, опираясь на постановления Правительства, те же священники вели невидимую, духовную борьбу, стоя за веру, работая над душой, которая не должна была подчиняться греху, но поступать как сказал Сам Христос: «Божие – Богу, а кесарево – Кесарю».

Между тем, раскольники уже успели объявить таковыми представителей Русской Православной Церкви, указав на то, что ею правит Сталин: «Сталин с политическими целями объединил остатки обновленческой и сергианской раскольнических групп в новую официальную церковь СССР, которой было присвоено название "Русская православная церковь" (РПЦ)». Более логичной развязки представить нельзя – все хорошо вписывается в контекст деятельности людей, желающих разрушить единство Церкви, но не понимающих смысла своего существования. «Для руководства этой структурой был создан особый Совет по делам РПЦ, в который вошли кадровые офицеры НКВД. Формально РПЦ возглавил глава сергианского раскола (чье имя и носит этот раскол) - митрополит Сергий (Страгородский), ставший через пять дней после своей "исторической встречи" со Сталиным "патриархом Московским и всея Руси".

Были ли на самом деле в Совете по делам РПЦ кадровые офицеры? Да, были. Именно благодаря им Советское Правительство делало все, чтобы свести на «нет» деятельность многих храмов. Только священниками они не были, за исключением тех, кто предал свою веру (а не изменил догматы православной веры), нарушил свой обет, но продолжал совершать Таинства за доблестные заслуги перед Правительством. Но не все же были такие! Среди учеников Христа тоже был Иуда, но разве Господь выгнал его, разве отторг от Себя, разве лишил Своей любви за все года общения с ним? Нет, Бог всегда делает все для спасения человека, не лишая его возможности спастись. Христос с самого начала знал, как поступит с Ним Иуда, но не отверг его желания стать Своим учеником. После отпадения Иуды вера в Христа не уменьшилась, потому что она была и есть Истинная Православная Вера.

«Непрекращающееся гонение на Катакомбную Церковь в СССР привело к тому, что к началу 90-х годов XX века Катакомбная Церковь Российская уже не имела собственной иерархии». Так если Бог не благоволил к этой Церкви, не оставил иерархов, которые могут поставлять священников, разве это уже не говорит о том, что нарушена связь с Богом? Ведь сказано, что до скончания века будет стоять Церковь, и преемство будет осуществляться через иерархов также до конца веков. Но зачем это знать Российской Православной Церкви? Они искали себе защиту в РПЦЗ, пока не стал ее возглавлять архиеп. Лазарь: «Неумелая политика РПЦЗ в России привела к рукоположению в 1982 году зарубежными иерархами архиепископа Лазаря (Журбенко), пользовавшегося недоверием большинства катакомбников». Только после «перестройки» катакомбные церкви почувствовали свободу. В марте 1994 года Архиепископ Лазарь и Епископ Валентин перешли на автономное самоуправление и рукоположили трех новых епископов, создав Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. Первым крупным приходом, перешедшим в юрисдикцию Синода РПЦЗ и непосредственно подчиненным Митрополиту Виталию, стал приход Цареконстантиновского храма в Суздале. «Своих» архимандритов рукополагали за рубежом.

Однако вскоре произошло разделение между Российской и Зарубежной Церковью, поскольку способы самоуправления российских приходов все более приобретали черты раскола. В 1995 г. Синод РПЦЗ запретил в служение всех 5 епископов, что укрепило раскол. Российская Церковь обвинила во всем Зарубежный Синод, который взял «курс на сближение с МП», чему как бы противилась их церковь. Таким образом, признав себя невинно гонимой за стремление к правде, Российская Церковь провозгласила единственно верной власть, принадлежащую лишь Всероссийскому Поместному Собору, что значит «не вмешивайтесь в наши дела». Решения Синода РПЦЗ и МП о лишении сана еп. Валентина были признаны неканоническими. Подобные "запрещения" и "извержения из сана" – Российская Церковь называла, как обычно, "беспрецедентным беззаконием".

Совершенно потеряв защиту со стороны РПЦЗ в октябре 1998 года РПСЦ ("Российская Православная Свободная Церковь") была перерегистрирована под названием "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ). Так что теперь вопрос о том, кто раскольник, стал все более очевиден. РПАЦ стала раскалываться сама в себе, дробясь на мелкие группы. Так, в 2001 году откололась группа по главе с протоиереем Андреем Осетровым, который стал одним из идеологов преследования митрополита Валентина. В 2004 году епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода и создает РПАЦ в Америке. С 2005 по 2008 гг. формируется новая юрисдикция - Архиерейское совещание РПАЦ.

Независимость и неподчиненность, упрямое доказательство своей правоты, гордыня и безумное стремление к власти – вот черты раскола. Приведем в пример, действие представителей РПАЦ в Санкт-Петербурге. В церковь РПАЦ Св. Елисаветы на Светлановском проспекте были принесены мощи свт. Николая Чудотворца и вмч.Пантелеимона, затем св. Иоанна Предтечи, хотя оказалось, что это - подделка. Частица мощей может быть передана приходу только с благословения патриарха, чего, конечно, не было. Людей призывали поклониться мощам явно сектанским способом: поставить напоказ то, что может привлечь внимание людей, дать обширную рекламу, вывесить щиты с призывом "поклониться мощам". Мало того, настоятель храма Григорий Лурье, рукоположенный в РПАЦ в 2005 г. был запрещен в служении за пропаганду антицерковных учений, но это не мешало ему служить. О.Григорий вел активную деятельность и с молодежью. Подростков, склонных к самоубийству, он собирал со всей страны, создал Центр по предотвращению суицидов, но из 24 ребят, привлеченных к общению на специально созданном портале, в живых осталось только шесть, а человек, помогавший создать его – погиб от отравления психотропными веществами.

Еще один раскольник - хабаровский иеромонах Никанор (Лепешев). Известный миссионер, отправленный за проповедь против патриарха Кирилла в таежное село на БАМе. Еще одна хорошая легенда – показать свою невинность одним выражением – сослали за смелость проповеди, т.е. за правду, т.е. за Христа. Но, если посмотреть в суть проблемы, то видно откуда изрыгается хула – «главными болезнями современного официального православия, в моём понимании, являются сергианство и экуменизм. Как следствие – РПЦ стала чем-то вроде светской организации». Признав в РПЦ светскую организацию, иеромонах отказался от Христа, как бы себя не оправдывал. Тем паче, Русская Православная Церковь не поддерживает экуменизм. Если же, о.Никанор и видел кого-то из православных в совместном служении с представителями других конфессий, то это касается не мнения Церкви, а личного участия того или иного лица.

Никак не заботясь о единстве Церкви, иеромонах Никанор заявил: «Мне совесть не позволяет более в качестве Патриарха поминать человека, которого я считаю еретиком», - после чего и был запрещен в священнослужении. Так кто от кого отказался? Если человек говорит, что не видит истины в православии, а в патриархе видит лишь еретика, есть ли в нем вера? Нет, уши не слышат: «если не раскаюсь, то буду лишен сана, а потом и предан анафеме. Но реально для меня это будет иметь значения не больше, чем анафемы папы Римского или архиепископа Кентерберийского». Прав я и больше никто. Еще у катакомбного священника появилось новое сравнение православной веры с верой католиков, которые отождествляют Римскую церковь и вселенское христианство, соответственно «православие» у нас – синоним с «Московской Патриархией», но хотя бы одного синонимичного понятия не приводится.

Чем же отличается служба в РПАЦ и РПЦ? По мнению Лепешева лишь в том, что «вместо патриарха Кирилла во время службы поминается "православное епископство гонимой Церкви Российской", возносится молитва не о "богохранимой державе Российской", а о "страждущей стране Российской"... А так внешне служба ничем не отличается». Однако это не верно. Различия кроются в корне. О таких церквях говорил пророк Исаия: «Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день» (Ис. 65, 5), «ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: вовеки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 19-20). Тот, кто говорил: «считаю для себя совершенно невозможным причащаться из одной чаши с патриархом Кириллом и подобными ему иерархами официального православия», на самом деле не причащается в РПАЦ Тела и Крови Христовой, ибо не прелагаются в таких церквях Дары.

Еще в 1929 года Синод принял решение об отношении православных к священнодействиям, совершенным раскольничьим клиром. Все Таинства, совершенные в обновленчестве, григорианстве и иосифлянстве (кроме Крещения) признаны недействительными. Обращающиеся из раскола “если последние крещены в расколе, принимать через Таинство Миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы: “Отец, Сын и Святый Дух”. Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением “Святый Боже””. Это постановление №1864 действует и до ныне.

Что же делать тем, кто вошел в эту церковь, именующую себя Российской? Покаяться и вернуться: «Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня. Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей» (Ис.38, 14-15). Вот такое не мятежное состояние духа, а сокрушенное может спасти человека.

P.S. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и Игумена Иоасафа (Шибаева)» 1) архимандрит Валентин (Русанцов) был извержен из сана. Русская Православная Церковь Заграницей, приняв Русанцова за «гонимого», приняла было его в свое лоно, но скоро разобравшись в его сущности, признала, что «хиротония во епископа архимандрита Валентина (Русанцова) в Суздале была ошибкой».

В настоящее время Русанцов не является митрополитом, епископом или архимандритом не одной из законно действующих Православных Церквей, а созданная им так называемая «Российская Православная Автономная Церковь» не признана Русской Православной Церковью и не состоит с ней в каноническом общении.
Поддержка и молитвенное общение с лже-митрополитом и его клиром (в Оренбургской области это иеромонах Виссарион (Варюхин)) не должны осуществляться православными верующими и могут быть поводом к отлучению от церкви для мирян и извержению из священного сана для священнослужителей РПЦ (11 правило Святых Апостол гласит: «Если кто, принадлежа клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет извержен и сам»).

Приходы Российской Православной Автономной Церкви

Цареконстантиновского собор (Суздаль)

В апреле 1990 года Цареконстантиновский приход вышел из состава РПЦ и был принят под омофор РПЦЗ. В июне 1995, при окончательном отделении РПАЦ от РПЦЗ Цареконстантиновский храм стал кафедральным собором церкви. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ. 19 августа 2009 года прошла последняя литургия в соборе, а 20 августа храм был передан федеральным властям.
Настоятель митрополит Валентин (Русанцев) (апрель 1990 -?) [до 10 февраля 1991 архимандрит, до 1994 епископ, до 15 марта 2001 архиепископ]
Архиепископ Феодор (Гинеевский) (?-
Служат: иподиакон Андрей Смирнов (2001
протодиакон Сергий Слонов (2001
Феофан (Арескин) (осень 2001 -

Приход святых Новомучеников и Исповедников Российских (Суздаль)

Храм построен в 2000. Настоятель епископ Иринарх (Нончин)

Приход святых безсребренников Космы и Дамиана (Суздаль)

Храм с приделом во имя святых жен-мироносиц был построен в 1725, в 1990 году был передан РПЦз, в июне 1995 вошел в РПАЦ. Община насчитывает около ста постоянных прихожан, а также иногда появляющихся и иногородних. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.
Настоятели:
игумен Николай (Потапкин) (1-ый, 199* -199* скончался)
иеромонах Трофим (Тарасов) (с 14 ноября 2001 игумен) (199*-

Приход св. Антипы (Суздаль)

Храм св.Антипы передан РПАЦ в 1992 году, в 1994-94 годах в ней были проведены большие реставрационные работы. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ, 3 сентября 2009 года церковь была опечатана Федеральной службой судебных приставов.

Успенский храм (Суздаль)

Настоятель иеромонах Александр (Иньков), служит иподиакон Алексий Чесноков, (с 20 апреля 2003 диакон, до 2004). 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Кресто-Никольская церковь (Суздаль)

5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ, 3 сентября 2009 года церковь была опечатана Федеральной службой судебных приставов.

Церковь св. Лазаря (Суздаль)

Был передан общине в 1994 году. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ, 3 сентября 2009 года церковь была опечатана Федеральной службой судебных приставов.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (Суздаль)

Был передан общине в 1994 году. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Храм свв. Бориса и Глеба (Суздаль)

Храм передан РПАЦ в 2000 году, настоятель протоиерей Алексий Чесноков (2004-

Церковь Явления Божьей Матери (Суздаль)

Храм, настоятель протоиерей Валентин Нончин. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости" (Суздаль)

5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ.

Храм-часовня в честь Святого Благоверного и равноапостольного князя Владимира (на Знаменском кладбище, Суздаль)

Приход святителя Василия Великого (с. Борисовское)

Храм (закрытый после революции) был передан верующим в 1991 году (изначально приходу РПСЦ), на их средства отремонтирован. Около 80 прихожан. Настоятель - протоиерей Аркадий Маковецкий (благочинный Суздальского района), с 1993 года. На 2009 год - Архиепископ Феодор Борисовский и Отрадненский.

Храм св. Георгия Победоносца (с. Крапивье)

Храм, настоятель иерей Валерий Головкин, на 2009 - протоиерей Аркадий Маковецкий

храм преподобного Симеона Столпника (с. Омутское)

игумен Феофан (Арескин) (настоятель) (уп.2005)

Храм Рождества Иоанна Предтечи (с. Павловское)

иеромонах Симон (Корецкий), с 7 июля 2003 игумен; на 2009 настоятель протоиерей Андроник Кондратюк.

Храм Александра Невского (с. Весь)

Настоятель протоиерей Андроник Кондратюк, на 2009 - архимандрит Евфимий (Каракозов)

Храм Чуда Архистратига Михаила в Хонех (с. Ивановское)

Настоятель архимандрит Евфимий (Каракозов)

Храм Св. Георгия Победоносца (с. Крапивье)

игумен Феофан (Арескин) (настоятель) (уп.2009)

Община (с. Санино Петушинского р-на Владимирской обл.)

был храм, захвачен

Приход св. Стефана (с. Кидекш, Владимирская обл.)

Вышел из РПЦЗ в момент образования РПАЦ (июнь 1995) -.
Настоятель протоиерей Андрей Осетров (июнь 1995 - 2 мая 2001).
2 мая 2001 года о.Осетров покинул РПАЦ вместе с приходом и храмом, начал борьбу со своим бывшим первоиерархом (митр.Валентином) (преимущественно в прессе). В течении года остовался независимым священником, а 2 мая 2002 присоединился к РПЦ и был заново рукоположен в священный сан.

Приход во имя Владимирской иконы Божией Матери (Ярославль)

Имеется свой храм. Настоятель протоиерей Николай Кобычев.

Приход во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" (село Трестна, Тверская обл.)

Настоятель иеромонах Сергий (Миронов). В 2004 году присоединился из Алтайской епархии РПЦ. Богослужения проходили в бывшем общественном здании, общине также был передан приходской дом дореволюционной постройки. Весной 2009 года вновь присоединился в РПЦ, перешел в Борисоглебский монасырь (г. Торжок, Тверская епрахия).

Приход св. Иоанна Шанхайского (село Рашкино, Тверская обл.)

Настоятель протоиерей Владимир Аболенцев. Имеется молитвенный дом, община зарегистрирована 13 февраля 1995.

Приход Св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских (Москва)

Приход был создан летом 1993 года, когда из РПЦ в РПЦЗ перешел протоирей Михаил Викторович Ардов. На Головинском клабдище Москвы было куплено здание (ранее зал ритуальных услуг) и переделано в церковь. Приход вышел из РПЦЗ в момент образования РПАЦ (июнь 1995).
протоиерей Михаил Ардов (лето 1993 -
протоиерей Михаил Макеев (- 4 февраля 2004) (в ИПЦ Кипра)
протодиакон Алексий Соколов (из РПЦ МП) (1996- (диакон, уп. 2004)
иеромонах Аркадий Илюшин (200* - ?) (иподиакон; инок с 21 марта 2003, иеродиакон с 22 марта 2003, иеромонах с 23 марта 2003)
священник Роман Павлов (19 января 2002 - 4 февраля 2004) (диакон с 18 января 2002) (В ИПЦ Кипра)
было еще несколько приписных священников
Сайт прихода (рус.)

Приход св. Царевича-Мученика Алексия (Мытищи)

существует с 1993, окормлялся катакомбным священником.
священник Олега Бороденков (диакон с 9 марта 2003, священник с 22 марта 2003 -

Свято-Троицкий монастырь (с. Острово, около Орехово-Зуево, Московская обл.)

Настоятель - архимандрит Антоний
иеромонах Давид, несколько иеродияконов. Серафима, старшая в женской обтители (схимонахиня, с 20 января 2002 игумения).

Приход св. Ксении Петербургской (Новая Купавна, Московская обл.)

Священник Андрей Валевский (март 2002 -
Община присоединилась в марте 2002 из РПЦ. 14 июля 2002 года приход был зарегистрирован. Сразу на частном участке о.Валевского началось строительство храма. Не смотря на попытки властей помешать строительству судебными методами, через шесть лет храм был закончен и 7 июня 2008 года архиепископ Феодор совершил чин великого освящения.

Приход с.п. Великой Княгини Елисаветы (Санкт-Петербург)

Приход присоединился 14 сентября 1999 (вышел из РПЦЗ).
Настоятель иеромонах Григорий (Лурье) (19 сентября 1999 - (Василий Лурье, диакон с 19, священник с 21 сентября 1999, иеромонах Григорий с 13 апреля 2000, с 27 февраля 2005 игумен)
Служил о. Феофан (21 сентября 1999 - осень 2001) (переведн в Суздаль) (Феодосий (Арескин) (иеродиакон с 21 сентября 1999, монах Феофан с 13 апреля 2000), служит иеромонах Даниил (Элькинд) (/присоединился из МП/ 9 февраля 2005 -
Марфа (Сенина), инокиня с 2 июня 2004.
в 1999-2001 служба проходила в домовом храме (иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение"), с 2001 в новопостроенном храме
20 июля 2005 митр. Валентин запретил в служении о. Григория (за пропаганду имяславия), однако о.Григорий не признал этого запрещения и продолжает служить настоятелем прихода (фактически митр.Валентину не подчиняясь, но считая себя действительным клириком РПАЦ).
Сайт прихода (рус.)

Приход во имя иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение" (Санкт-Петербург)

В 1999 году к РПАЦ присоединяется "Центр Православного просвещения", имеющий оборудованный домашний храм во имя иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение". В 1999-2001 в нем служил о.Григорий Лурье, после его перехода в 2001 году в собственный храм, община пригласила служить гатчинского иерея о. Алексея Лебедева, который служит в храме и по ныне. Община (вместе с Гатчинской) насчитывает 40 взрослых человек.

Община св. новопреподобномученицы Марии Гатчинской (Гатчина)

После распада в январе 2001 года общины РПЦЗ св.Александра Невского, осколки прежней общины (посетив Суздаль и, увидев там "зарубежный" дух, присоединившиеся к РПАЦ) зимой 2001 года образовали новую общину - св. Марии Гатчинской. После рукоположения иерея к общине присоединилась группа катакомбников (чад о. Михаила Рождественского), ранее поддерживавших отношения с епископом РПАЦ Серафимом (Зинченко). Помещение для проведения богослужений в Гатчине ищется, а пока они проходят в помещении прихода иконы Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение". Община (обоих приходов) насчитывает 40 взрослых человек. о. Алексий Лебедев, диакон (7-15 апреля 2001), иерей (15 апреля 2001-
монах Филарет (до 21 ноября 2001 - иеродиакон Никон).

Приход Михаила Архангела (Волгоград)

До 2001 существовала малая группа верующих (перешедших из РПЦЗ). 12 июля 2001 в общение был принят из РПЦ о.Виктор Ульянов с группой верующих (которые были изгнаны из своего храма). Активное ядро общины составляет примерно 40 человек. Настоятель о Виктор Ульянов (2001-)
домовой храм

Приход Святых Новомучеников (Волгоград)

Приход зарегистрирован в декабре 2003 года. Настоятель о Вадим Букатин
домовой храм

Приход св. Ольги (Железноводск)

Община перешла под омофор Русской Православной Свободной Церкви (епископа Валентина) в декабре 1992 года. В июне 1995, при окончательном отделении РПАЦ от РПЦЗ, остался под омофором вл.Валентина (РПАЦ).
Настоятель протоиерей Роман Новаковский, служит протоиерей Георгий Новаковский (благочинный Ставропольского округа), протоиерей Анастасий Скальский (диакон в 14 сентября 1994 - 19 августа 1995, иерей в 19 августа 1995 - 2009, переведен в Отрадное).
Община имела самостоятельно построенный храм, который после долгих судебных тяжб был у общины отобран, и в апреле 2006 года богослужения в нем прекратились (на первом молении вне храма, в частном доме, участвовало 76 человек). Ныне молится в переоборудованном чердаке частного дома.

Приход храма св. равноапостольного князя Владимира (с. Курсавка Андроповского района, Ставропольский край)

В июне 1999 о. Андрей Федюнин с частью прихожан Свято-Михайловского храма переходит из РПЦ в РПАЦ. С 2001 года настоятеля пытались выселить из занимаемой квартиры.

Община новосвященномученика Арсения Серпуховского (Серпухов)

4 февраля 2004 община омофор митрополита Епифания, главы ИПЦ Кипра
иеромонах Николай (Пашков) (РПЦМП) (уп.2000 -?)
иерей Роман Павлов, окормлял общину (- 4 февраля 2004)
домовой храм.
входить в состав община из расположенного в 30 км г. Тарусы (Калужской обл.).

Приход св.Пантелеймона (Воткинск, Удмуртия)

Настоятель протоиерей Валерий Ельцов. о. Валерий Ельцов перешел из РПЦ в 1995 со своим храмом св.Пантелеймона. 12 марта 1996 храм захвачен с помощью ОМОНа. О. Валерий окормляет две общины в Воткинске (одна из них располагает храмовым зданием), и в селе Новое в Удмуртии.

Община им. Святой Троицы (с. Ивановка, Оренбургская губ.)

Имеется маленький деревянный храм. Настоятель епископ Тимофей

Община им. Святой Троицы (с. Мочегай, Оренбургская губ.)

Настоятель епископ Тимофей

Приход иконы Казанской Божьей матери (с. Красная горка, Оренбургская губ.)

Настоятель иерей Максим Кораблев. Молитвенная комната находится в сельском клубе, и передана администрацией в аренду священнику РПАЦ на 10 лет.

Община (с.Октябрьское, Оренбургская губ.)

Настоятель Иеромонах Виссарион (Варюхин), присоединился из РПЦ МП в 200* году.

Община св. Иоанна Крестителя (Киров)

Община (г. Курган)

протоиерей Анатолий Манаков. После пожара в здании (2006 год), где служила община о.Анатолий на некоторое время назначен свящ. в Златоуст, продолжает окормлять курганскую общину.

Община Воскресения Христова (с. Кирово, Мишкинского р-на Курганской обл.)

настоятель иерей Серафим Светличный. имеется молитвенный дом.

Община св. Иоанна Крестителя (Армавир, Краснодарский край)

Община в честь Державной иконы Божией Матери (Белореченск, Краснодарский край)

Небольшой кирпичный храм на окраине города. В 2008 община была во имя св.Троицы. Настоятель о. Алексий Горин (- 9 марта 2008), служит иерей Алексий Дронкин, иерей Михаил Долгополов

храм св. равноапостольного Великого князя Владимира (г. Кусавка, Ставропольский край)

о. Андрей Федюнин

Приход Казанской иконы Божией Матери (станица Отрадная, Краснодарский край)

Настоятели: Митрофорный протоиерей Николай Хирный (- 14 ноября 2009), архиепископ Феодор (Гинеевский) (2009 -; помощник настоятеля протоиерей Анастасий Скальский (2009 -
Приход образован в середине 90-ых, присоединившимся из РПЦ протоиереем Николаем. Храм переделан из бывшего жилого дома и освящен 4 ноября 2002 года. Среди прихожан, которых около 200 человек, много представителей казачества, из которого происходят как первый настоятель настоятель, так и архиепископ Феодор.

Приход св. Архангела Михаила (п. Саргазы/Южный Прииск, Челябинская обл.)

Служит еп. Севастинан (Жатков) (24 ноября 2001 - 23 декабря 2001 и 2007 -)
Настоятель о.Прокл (Васильев) (9 декабря 2001 - 1 мая 2007) (до пострига 3 декабря 2003 г. о.Алексей Васильев, игумен с 13 октября 2004)
о. Феодор (Гадельшин) (9 декабря 2001 -) (диакон до 4 декабря 2003)
о.Виталий (Белоносов) (12 февраля 2004 - (дикон до 7 июля 2005)
диакон Евгений Ануфриев (7 июля 2005 -
Фактически приход г.Челябинск (поседок находится в 20 км. о города, и только в нем действует община). Фактически он начал формироваться вокруг о.Алексия Васильева и диакона Феодора, которые начали с 18 июня 2000 года служить на дому (иг.Севастиан в тот момент находился в заключении), и осенью 2000 года перестали поминать патриарха и правящего архиерея, фактически покинув МП (ен служа литургии и причащаясь запасными дарами). 14 марта 2001 года к ним присоединился освобожденный из заключения иг.Севастиан. С 28 октября 2001 г. службы начались в домашнем храме св.Михаила в п.Саргазы. 24 ноября 2001 года в клир РПАЦ был принят иг.Севастиан (вскоре назначенный настоетелем в г.Златоуст), а 9 декабря 2001 о.Алексей и диакон Феодор. Прихожане приезжали на службу на специально нанятом автобусе, финансовое положение прихода было весьма стеснительным. В 2002-2006 община трижды безуспешно пыталась зарегистрироваться. В начале 2007 года община прерывает отношения с м.Валентином. Большим ударом для общины стала гибель в автоаварии игумена Прокла в 2007 году, после его гибели в храме вновь начинает служит вл.Севастиан. Приход насчитывает пару сотен верующих.

Община св. вмч. Георгия (Златоуст, Челябинская обл.)

Севастинан (Жатков) (настоятель) (из РПЦМП) (3 декабря 2001 - 29 января 2007 -) (игумен; архимандрит с 26 октября 2002, епископ с 17 июля 2003)
Митрофан (Кошевой), инок, с 6 июля 2003 иеродиакон, с 18 июля 2003 иеромонах, позже пострижен в мантию с им.Кирилл (позже ушел в мир и бросил монашество).
о. Олег Амелин (2006 - 29 января 2007 - августа 2009)
о. Сергий Сидоревич (диакон в 2001-2007 годах; в 2002 на некоторое время уходил к грекам-старостильникам) (21 июля 2007 - .
3 декабря 2001 года большая часть прихожан храма св,Георгия (который был оформлен на его ктитора Ю.Никитина и в свое время духовно окормлялся иг.Севастианом) переходит из Московской патриархии в РПАЦ, рпи этом общине удается сохранить храм. Также перешел и диакон Сергий. 23 декабря 2001 служится первая литургия. В 2006 году начинается конфликт еп.Севастиана с центром в Суздале. Вскоре в Златоуст переводится служит о.Анатолий Манаков, у которого также начинается конфликт с еп.Севастианом. В итоге еп.Севастин запрещает в служении о.Анатолия, а сам еп.Севастиан (принявший в сущем сане из МП о.Олега) запрещен Архиерейским Синодом РПАЦ. ОБщина раскалывается на две части - верная Суздалю во главе с о.Анатолием (4 семьи; для них вскоре иереем рукополагается о.Сергий, т.к. о.Анатолий хоть и бывает в Златоусте периодически, но не живет там постоянно) и верную еп. Севастиану (с храмом Ю.Н.Никитина и о.Олегом, несколько десятков верных, на Боговяление а за святой водой приходят несколько сотен человек). Весной 2009 года собственник храма Ю.Никитин и о.Олег вышли из подчинения еп.Севастиану и безуспешно пытались воссоединится с Архиерейским Синодом в Суздале. Потерпев неудачу, в августе 2009 владелец храма Никитин вместе с семьей и храмом присоединяется к Синоду вл.Диомида (принимает их иеромонах Спиридон), о.Олег остается без паствы и священоначалия.

Община (Екатеринбург)

Небольшая группа верующих, не образующая прихода, которую окормляет еп. Севастинан (Жатков)

Община (Пермь)

Небольшая группа верующих, не образующая прихода, которую окормляет еп. Севастинан (Жатков)

Приход (с. Богородицкое, Пермская обл.)

Настоятель о. Василий Шишкин, в 2003 году перешел из РПЦ (до этого 9 лет служил в этом же селе), оборудовал домовой храм в своем доме.

Община св. апп. Петра и Павла (с. Ельцовка Алтайского края)

Община Иверской иконы Божией Матери (г. Хабаровск)

Настоятель протоиерей Николай Спижевой (в январе 2007 присоединился к РПСЦ). Служат протоиерей Димитрий Горбунов и иерей Евгений Савин. Имеется храм.

Приход св. Николая (пос. Красная речка Хабаровского р-на)

Приход Албазинской иконы Божией Матери (с. Бычиха Хабаровского р-на Хабаровского края)

Приход Покрова Пресвятой Богородицы (пос. Тельмана Еврейской автономной обл.)

Община в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (Якутск)

Приход Воскресения Господня (Улан-Удэ)

В 2000 году из РПЦ со скандалом (обвинил благочинного в безнравственном поведении и был уволен за штат) переходит о. Геннадий, один из самых уважаемых священников Улан-Удэ, его чада в основном русская интеллигенция. Настоятель - протоиерей Геннадий Комаров (2000 -

Приход св. Геннадия Новгородского (г. Николаевск-на-Амуре)

Храм святых апостолов Петра и Павла. Синодального подворья РПАЦ (с. Советка Неклиновского района Ростовской области)

Настоятель игумен Артемий (Смитченко)
Имеется храм, роспись сводов которого завершена в 2009 году, рядом строится церковный дом.

Приход Рождества Пресвятой Богородицы (с. Лазовичи, Суражского района Брянской области)

Настоятель о.Виктор Земляков (2004 -
Приход располагает храмом, обустроенном в помещении бывшего магазина. Насчитыавет около 30 человек.. Служит о.Виталий Павлюченко (3 декабря 2006 - (диакон 2-3 декабря 2006). Официально приход зарегистрирован только в феврале 2009.

Приход Введения во храм Божией Матери (с. Далисичи, Суражского района Брянской области)

Настоятель о.Михаил Дударев (2004 -
Под храм общиной было переустроено деревянное здание бывшего сельсовета. Община насчитывает около 50 человек.

Приход храма св.Илии (г. Трубчевск, Брянской области)

Община, восстановившая храм св.Илии, в конце 1991 года вместе с настоятелем вышла из состава Московской патриархии. В 1995 году община осталась под омофором митрополита Валентина. С самого начала власти пытались отобрать храм у общины (попытки эти практически завершились удачей в 2007 году, храм даже временно был опечатан и его собирались выставить на торги), Настоятель о.Владимир Ковтун
Служит о.Александр Товкало (до 4 декабря 2006 - диакон), диакон Виктор Чвиков (4 декабря 2006-.

Приход в честь Калужской иконы Божией Матери (г. Локоть, Брянской области)

Каменный храм, выстроенный диаконом Виктором Чвиковым

Приход (с. Десятуха, Брянской области)

Настоятель о. Владимир Гуляев
Местные власти передали полуразрушенный и закрытый храм. 7 апреля 2008 года храм был передан Брянской епархии РПЦ МП.

Священники
В Брянской области в конце 2004 из РПЦ МП перешли священники Михаил Дударев, Виктор Земляков,в феврале 2005 присоединился иеромонах Олег (Елисеев) (из Свято-Успенского Свенского мужского монастыря), втроем они окормляют 6 общин.
Иоанн Мамалыга, (РПЦМП), с 28 октября 2003 диакон, с 30 октября 2003 священник
Иеромонах Даниил (Элькинд), (РПЦМП), 9 февраля 2005 (ранее в Нижнем Новгороде)

Украина

Храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" (г. Смелы)

епископ Иларион (настоятель)

Собор во имя св. блаженной Ксении Петербургской (г. Суходол)

Кроме Собора в Суходоле имеются еще три часовни, на территории храма выстроена часовня Живоносного Источника с водосвятной чашей, баптистерий и корпус для монашествующих.
Настоятель епископ Геронтий (-1 февраля 2008), Иаков (Антонидиади/Антонов), (архимандрит до 10 февраля 2008)
иеромонах Вонифатий (1995 - (с 26 июня 2005 игумен) иерей Александр Селихов (26 июня 2005-

Свято-Владимирский храм (Даугавпилс)

Виктор, Архиепископ Даугавпилсский и Латвийский

США и Болгария

Храм св. Николая (Элмвуд, штат Нью-Джерси, США) (24 декабря 2001 -

протоиерей Владимир Шишков (24 декабря 2001 - 2005)
Епископ Павловский, Андрей (Маклаков) (Протоиерей Михаил Маклаков с 2 декабря 2003 - 15 февраля 2004; 15 февраля 2004 пострижен в монашество; до 21 июня 2006 игумен)

Храм святого апостола Андрея Первозванного (Фридериксбург, штат Вирджиния, США)

священник Фотий Розеборо (2004 -. Служба проходит на английском языке.

Приход св.Петра Алеута (Абита Спрингс, штат Луизиана, США).

Приход св.Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Бруклин, штат Нью-Йорк, США)

священник Сергий Сержанов (принят из РПЦЗ(Агафангела) в марте 2008 -

Приход Покрова Богородицы (Мэдисон, штат Теннеси, США)

священник Джон Махан. Служба на английском.

Приход Христа Спасителя (Форт Уэйн, штат Индиана, США)

священник Исаак Хенке. Служба на английском.

Приход Св. Софии (Хобарт, штат Индиана, США)

Монастырь св. Варвары (Нью-Джерси)

архимандрит Ефрем (Бертолетте)

община (Елин Пелин, Болгария)

Приход Св. Архангела Михаила (Баньореджио Витербо, Италия)

Храм находится во дворе дома настоятеля в гаражном помещении. Настоятель - протоиерей Амвросий Чётта (рукоположен священником в 2004 в "Миланском синоде"), община насчитывает 10-15 человек. Приход был официально принят в общение 9 января 2009 года.

Бывшие приходы и общины РПАЦ::

Приход святителя Василия Рязанского (Рязань)

приход присоединился в начале 2001 из РПЦЗ. В 2002 году верешел в Московский патриархат.
священник Сергий Евчик (РПЦЗ) (10 апреля 2001 - 2002)
Храм в честь Богоявления.


иеродиакон Дамиан (Акимов), 15 ноября 2001 монах, 18 ноября 2001 - иеромонах, община в Крыму (затем независим, ПРЦ, АПЦ и т.п.).

Миссия в Аргентине (Приход в честь Владимирской иконы Божией Матери) (2004 - 2011)

священник Силуан Диньяк (22 февраля 2005 - 22 июня 2011). Священник с приходом в 2011 году перешел в юрисдикцию РИПЦ .

Свято-Успенский скит и приход (Буэна-Виста, штат Колорадо, США) (начало 2001 - 22 июля 2004)

епископ Григорий (Абу-Ассаль) (начало 2001 - 22 июля 2004) (до 2 декабря 2001 архимандрит)
архимандрит Георгий - 22 июля 2004)
архидиакон Петр - 22 июля 2004)

Свято-Васильевского (св. Василия Кинешемского) храм (Колорадо-Спрингс, штат Колорадо)

протоиерей Дионисий МакГауэн (2004 - август 2005) диакон Николай Станошек (диакон с 27 июня 2004 -2 мая 2007). В сентябре 2005 настоятель был запрещен в служении за отказ поминать митрополита Валентина, продолжала сщуествовать и помянала за богослужением архиепископа РПАЦ Антония Яранского и Вятского

приход Христа Спасителя (Кардвелл, штат Монтана)

Приход перешел из синода Каллиника 6 сентября 2002
Священник Савва Росс (грек.старост-Каллиник) (6 сентября 2002 - август 2005)

церковь св. Василия Кинешемского (Стаунтон. штат Вирджиния, США) (2001 - ?)

в какой-то момент все клирики служат в других храмах, община переехала в Колорадо-Спрингс?
священник Дионисий МакГауэн (рукоположен) (август 2001 - август 2005)
диакон Павел Каламирас, с 24 февраля 2002 - протодиакон
Фотий Розеборо (диакон с 2 марта 2003 - , священник с 27 июня 2004 - 2004)
Николай Станошек. диакон. (- 2 мая 2007)
храм свт. Николая

приход св. Афанасия Великого (Сан-Ангело)

Приход был принят в состав РПАЦ (члены общины приняты разными чинами - кто через миропомазание, кто через крещение). Настоятель о. Илия Грир. На 2009 в РПАЦ уже не входил.

Община преподобного Серафима Саровского (Коста-Меса, потом Руннинг-Спрингс штат Калифорния, США)

до 15 сентября 2002 - Миссия преподобного Максима Исповедника
о. Михаилом Фреско (15 октября 2001 - (просто в калифорнии?)
о. Иоанн (Джон) Р. Клайпул (8 мая 2002 - (диакон с 8 мая 2002, священник с 15 сентября 2002) (умер?). На 2009 в РПАЦ уже не входил.

Храм Воскресения Христова (Вустер, Масачуссетс)

Приход перешел из РПЦЗ(В)
протопресвитер Виктора Мелехов (8 июня 2004 - 26 июля 2005)
священник Михаил Марциновский (8 июня 2004 - 26 июля 2005). Община продолжала сщуествовать и помянала за богослужением архиепископа РПАЦ Антония Яранского и Вятского

Храм св. праведного Иоанна Русского (Ипсвич, Масачуссетс)

Приход перешел из РПЦЗ(В)
протоиерей Спиридон Шнайдер (8 июня 2004 - 26 июля 2005)
иерей Христофор Джонсон (8 июня 2004 - 26 июля 2005)

Православная миссия РПАЦ на Гаити

храм Всех Святых (София, Болгария)

Приход перешел из синода Киприана (еп. Фотий) 9 марта 2003, 8 человек, через крещение. 22 июля 2004 большая часть прихода ушла с Абу-Ассалем
Священник Людмил Петров (диакон с 19 апреля 2003, священник с 20 апреля 2003 - 22 июля 2004)
Иоанн Латковский (священник с 19 декабря 2003 - 22 июля 2004)
Радослав Иванов (ИПЦГ Киприана) (священник с 21 декабря 2003 - - октябрь 2005) (в каллиникский синод)
Мариан Ангелов (диакон с 26 июня 2004 - 22 июля 2004)

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Силистра, Болгария)

Приход перешел из синода Каллиника 22 декабря 2003
Священник Роман Константинов (22 декабря 2003 - 22 июля 2004)

Храм Св. Первомученика Стефана (Разград, Болгария)

Приход перешел из синода Каллиника 22 декабря 2003, в октябре 2005 перешли в каллиникский синод
Священник Стефан Василев (22 декабря 2003 - октябрь 2005)

Приход св.Архистратига Михаила (гилфорд, Великобритания)

Миссионерский приход под Лондоном создан в 1973 году и широко известен благодаря тому, что неформально его возглавляет чтец и церковный историк Владимир Мосс. В 1975 году приход присоединяется из Московской патриархии к РПЦЗ (1975-1978 и 1995-1998), после чего не раз менял юрисдикцию (наверное самый "летающий" приход в истории православия; вследствие этого он то и дело не имел священника и богослужение проводилось мирским чином). С 1998 по конец 2002 года приход входил в состав РПАЦ, где для него был рукоположен нынешний настоятель. Принадлежал к "хризостомовскому" Синоду (1985-1989, 1990-1994 и с мая 2003-), "матфеевскому" Синоду (1978-1985), "секачествой" ветви ИПЦ (1989-1990), в 1994-1998 и первые пять месяцев 2003 - самостоятелен. Богослужения проводятся в кладбищенской церкви. Настоятель: иеромонах Августин (Лим) (китаец по национальности) (в 21 ноября 2000 - 7 марта 2001 - священник Павел Лим) (7 марта 2001-

Монастыри:

Ризоположенский женский монастырь (Суздаль)

Схиигумения Евфимия
Монахиня Прискилла
Монахиня Параскева
Монахиня Еввула
Монахиня Анастасия
Монахиня Матрона
Монахиня Феофания
Инокиня Капитолина
Инокиня Евдокия
Инокиня Глафира
Инокиня Людмила
Послушница Мария
Послушница Елена
Послушница Галина
монахиня София (Морозова) (-2001)
монахиня Мария (-2001)
монахиня Евфросиния (-2001)

Загрузка...