docgid.ru

День Святой Троицы: смысл, история и традиции праздника. Троица. История праздника

В светлый день пятидесятый,

Как воскрес Господь распятый,

Дух Святой на землю сходит,

Благодать с небес низводит.

Людям Троица открылась:

Сын, Отец и Дух Святой.

Все творенье освятилось

Неземною красотой.

Традиционно на конец весны-начало лета выпадает 50-тый день от праздника Пасхи , наиболее важный и древний праздник в Православии, всегда приходящийся на воскресенье, — Троица.

День Святой Троицы (Троицын день или просто Троица) , называемый также Пятидесятница и Сошествие Святого Духа – один из самых значимых праздников христиан и один из двунадесятых праздников в православной традиции (т.е. двенадцати важнейших праздников после Пасхи).

Когда отмечается Троица в ближайшие 5 лет?

Дохристианские традиции празднования

Еще до зарождения христианства в это время ежегодно отмечали Зеленую и Русалью недели , пышно украшая жилище растениями и принося дары во имя плодородия и благоприятной погоды.

В древние времена люди поклонялись стихиям огня, воды, ветра. Календарное начало лета давало небольшую передышку аграриям, когда всё уже было посажено, а собирать урожай еще рано. Тогда проводились массовые гуляния, игры, гадания.

Считалось, что русалки во время Зеленой недели обладали особой силой, могли без труда утащить зазевавшегося в воду, выходили на сушу, помогали в гаданиях на суженного молодым девушкам.

Почему у праздника три названия

В православии Троицу празднуют в воскресенье по прошествии 50 дней после Пасхи и, таким образом, Троица совпадает с Пятидесятницей.

В христианских церквях, следующих западной традиции (католических и протестантских), эти два праздника разделены: на 50-й день после Пасхи празднуют Пятидесятницу, а День Святой Троицы отмечают в следующее воскресенье.

В понедельник после Троицы отмечается Духов День — праздник в честь Животворящего Святого Духа.

К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви.

Название дано празднику в честь Сошествия на апостолов Святого Духа, о котором им говорил Иисус Христос перед Вознесением на небо. Сошествие указало на тройственную природу Бога: «Бог Отец сотворил всё сущее, Бог Сын искупает человечество от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и проповедование веры».

Во время Сошествия Святого Духа апостолам открылась созидательная сущность третьей составляющей Пресвятой Троицы, и учение Христа Спасителя о Триедином Боге достигло абсолютной ясности и полноты. Это необычайное событие положило начало Христианской Церкви.

Давайте разберёмся в самой сути, что представляет из себя Троица по христианскому учению.

Суть Троицы

Согласно Никео-Цареградскому (или Никео-Константинопольскому) Символу веры, являющемуся основой христианского вероучения, догмат о Пресвятой Троице говорит нам следующее:

Бог Отец — творец всего сущего в мире (видимого и невидимого);

Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца;

Бог Святой Дух изначально и вечно исходит от Бога Отца.

По церковному учению, Бог един в трёх ипостасях (триедин) и является невидимым бестелесным духом — вечным, живым, вездесущим (всеобъемлющим) и всеблагим.

Его нельзя увидеть, поскольку Бог не материален, в нём нет ничего от видимого мира.

История Праздника Святой Троицы

Подобно празднику Пасхи, празднование Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) уходит корнями в далёкие ветхозаветные времена.

Название Пятидесятницы праздник имеет не только потому, что его отмечают на 50-й от Пасхи день, но также потому, что Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы, посвящённого дарованию еврейскому народу пророком Моисеем Закона Божьего при горе Синай, тогда же им было основано ветхозаветное священство. Он праздновался в 50-й день после иудейской Пасхи (Песаха) и приходился на конец жатвы и сбора плодов, которые люди приносили в качестве жертвы в храм.

И в этот же день почти 2000 лет назад все 12 апостолов (вместо Иуды 12-м апостолом был избран Матфий), мать Иисуса Мария и другие люди собрались в одном из домов в Иерусалиме на горе Сион. В горнице этого дома Христос два раза являлся ученикам после Своего Воскресения. И там же через 50 дней после Воскресения Спасителя и спустя 10 дней после Его Вознесения на небеса на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух.

Пятьдесят дней апостолы не расходились по своим домам, каждый день собираясь в той самой Сионской горнице. Потому что Христос просил их не покидать город, ожидая крещения Святым Духом. И вот, наконец, свершилось: в доме на горе Сион Бог предстал им в своей третьей ипостаси, и этот день с тех пор посвящён Святой Троице.

Около девяти часов утра, когда люди обычно собирались в храм для молитвы и жертвоприношения, неожиданно над Сионской горницей возник шум, словно от порывов очень сильного ветра. Этот шум наполнил дом, и над головами апостолов появились огненные языки, их было множество, и они начали опускаться на каждого из них. Огонь этих необыкновенных языков светил, но не обжигал. Но еще более чудесными были духовные свойства, которые передавали они апостолам. Каждый, на кого спустилось это пламя, ощущал мощный прилив духовных сил, воодушевление и огромную радость. Он чувствовал себя умиротворенным и сильным, полным жизни и любви к Богу. Все эти внутренние перемены и новые неизведанные чувства апостолы выразили в громком прославлении Бога и в радостных восклицаниях.

Более того, внезапно апостолы заговорили на неведомых им доселе языках, и люди сначала приняли их за пьяных из-за громких восклицаний и непонятных слов. Но апостол Пётр вышел к ним и объяснил, что произошло.

Бог Отец создал мир и послал на землю Своего Сына Иисуса, чтобы Он указал людям путь к спасению, а Бог Святой Дух спустился на апостолов, а через них и на каждого из нас, чтобы находиться рядом с людьми. И ещё в этот день Бог дал апостолам способность говорить на многих языках. Ведь если земной путь Иисуса Христа закончился, то жизнь Его Церкви только начиналась. Апостолам нужно было идти в разные страны, чтобы рассказать людям об Истине, которую Бог поведал им всеми возможными способами.

Они получили от Святого Духа 9 особых даров: дар мудрости и знания, дар пророчества, умение различать духов, дары пастырства, веры, исцеления и творения чудес, дары знания и толкования языков.

Получив от Бога способности исцелять, пророчествовать, а главное – нести людям Истину на различных языках, апостолы разошлись по миру и неустанно проповедовали в самых далёких его уголках. Их всех казнили (лишь один из 12 апостолов умер своей смертью — Иоанн), но учение Христа существует уже почти два тысячелетия, чему они немало поспособствовали.

Сионская горница, где Святой Дух в виде чудесных огненных языков спустился на апостолов, стала самым первым христианским храмом, а со дня этого необычайного события ведёт своё начало на земле Новозаветная Церковь.

Такова история возникновения этого светлого церковного праздника Троицы , который пронизан солнцем, свежестью и жаждой жизни бурно расцветающей природы в начале лета, когда кажется, что Божья благодать разлита везде и во всём, в каждом солнечном блике, в капельках росы и в каждой зелёной травинке, и всё вокруг растёт, цветёт, распускается, живёт и дышит!

Совершается праздник в воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Состоит он из двух дней, первый из которых посвящен прославлению Пресвятой Троицы и памяти сошествия Святого Духа на апостолов и потому называется Троицыным днем (Святая Троица), а второй день - в честь Всесвятого Животворящего Духа и называется Духовым днем (днем Святого Духа). В Троицын день, после литургии, совершается вечерня, на которой читаются с коленопреклонением молитвы о том, чтобы Господь ниспослал нам благодать Святого Духа и помянул всех усопших отцов и братий наших.

Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен. Именно в этот день, Бог показал человеку тот путь, по которому он должен идти. Бог открыл людям свой замысел о человеке и открыл свои заповеди.
Пятидесятница – это праздник природы, праздник радостного будущего, и то, что случилось в этот день, говорит о мире Божьем и о раскрытие воли Божьей, о человеке. Победа добра над злом. Сошествие Святого Духа на троих учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Праздник называется Днем Святой Троицы, так как согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа в спасении человека. Еще в апостольское время установилось празднование Дня сошествия Святого Духа, но праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.

Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали воспоминать это событие всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). В Апостольских постановлениях заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святого Духа». И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенное торжество придавал ему обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных (отсюда пение на литургии праздника «Елицы во Христа крестистеся»). В IV веке святым Василием Великим были составлены молитвы коленопреклонные, читаемые доныне на праздничной вечерне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника многие песнопения, которые и ныне употребляет Церковь. В христианской истории событие, произошедшие в праздник Пятидесятницы, рассматривалось как рождение церкви, под которой понимают собрание избранных Богом людей, призванных хранить Его слово, исполнять Его волю и совершать Его дело в мире и в Царстве Небесном.
Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках культ Троицы становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского, наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием ее "побеждался страх ненавистной розни мира сего". В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году освятил обитель, основанную им для монахов-схимников, живших обычно в уединении. Начавшись с обители Сергия Радонежского, почитание Святой Троицы быстро распространилось по всей Руси. С середины 14 века праздник Пятидесятницы чаще стали именовать Троичным днем.

В церковном календаре праздник Троицы считается великим, он неразрывно связан с Вселенской субботой (Троицкая суббота), отмечаемой накануне, и с последующим понедельником - днем Святого Духа. По значимости и торжественности празднование Троицы уступало только .

Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10-17). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. От апостолов и христиане украшают храмы и дома свои зелеными древесными ветвями и цветами. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников. Деревья и цветы обновляющейся весны в этот день Божественной благодати указывают на таинственное обновление наших душ силою Святого Духа и служат призывом к духовному обновлению всей жизни нашей во Христе Господе и Спасителе. Церковь считает, что зеленая ветка - это символ возобновленной весны и, вместе с тем, символ обновления людей силой нисходящего Духа Святого. В честь этого праздника священники нередко облачаются в фелони зеленного цвета, а церковная утварь украшается светло-зелеными тканями и лентами. На Троицу, также как на Рождество, Сретенье, Пасху, в церкви изготавливают и освящают свечи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
03.03.2019 -
04.03.2019 -
05.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Более двух тысяч лет назад произошло событие, равное которому трудно найти во всей истории человечества. В этот день сподобились ученики Христовы сошествия на них Святого Духа и явили собой основание будущей Церкви Христовой. Ровно пятьдесят дней отделяли это событие от дня, когда, поправ смерть, восстал из гроба их Учитель. В память об этом установлен праздник. Имя ему ― Пятидесятница. Что это такое?

Дни, проведённые с учениками

Святое Евангелие повествует о том, что по воскресении Своём из мёртвых Иисус Христос в течение сорока дней оставался среди своих учеников. Он многократно являлся им, пребывая в новом, не вещественном теле — том, которое в будущем обретут все стяжавшие вечную жизнь. По истечении сорока дней Спаситель вознёсся на небо, совершив это на глазах своих учеников. Он сделал их свидетелями чуда для того, чтобы ещё сильнее возжечь веру в их сердцах.

Оставляя их до времени одних, Христос повелел своим ученикам неотлучно пребывать в Иерусалиме, молиться и ждать Его посланника, утешителя — Святого Духа. Апостолы, со всем жаром принимая в сердца свои слова Учителя, тем не менее не могли достаточно ясно уразуметь, Тем не менее все последующие дни их переполняло чувство приближающейся радости.

Чудо, свершившееся в Сионской горнице

В книге «Деяния апостолов» рассказывается о том, как ежедневно собирались они вместе в особом помещении — Сионской горнице. Именно под таким названием оно вошло в Новый завет. Неподалёку находился дом самого молодого и любимого Иисусом ученика — апостола Иоанна. В день Своих крестных мук, Спаситель поручил ему заботу о Своей Матери — Пресвятой Деве Марии. С тех пор Она постоянно пребывала в его доме.

Собравшись вместе с Пречистой Девой и апостолом Иоанном, ученики Христовы предавались молитвам и чтению Священного Писания. Так продолжалось в течение десяти дней, пока не свершилось то, что предрёк им перед Своим вознесением Иисус. В Новом Завете очень живо и волнующе описывается сцена Когда это случилось, не сложно подсчитать. Известно, что Господь вознёсся на сороковой день после Своего Воскресения. Прибавим сюда десять дней, которые провели апостолы в Сионской горнице, и получится пятьдесят — Пятидесятница!

Что это такое и как происходило, мы подробно узнаем из книги «Деяния апостолов». В ней говорится, что в день иудейского праздника первой жатвы, в третьем часу дня, вдруг послышался в воздухе сильный шум, как это бывает во время урагана, и горницу озарили языки огня. Но, был это не обычный огонь, а именно тот, что сходит теперь перед праздником Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ярко сияя, он не обжигал, и не причинял боли. Это был не вещественный огонь. Воссияв над головами поражённых сознанием чуда апостолов, языки пламени опочили на каждом из них.

Рождение Христианской Церкви

Действие Благодати, сошедшей на них вместе со Святым Духом, сразу же дало себя знать. Апостолы ощутили невероятный прилив сил и энергии. Их переполнило чувство любви к Богу и людям, и готовность отдать всего себя апостольскому служению. Для исполнения этого каждый из них чудесным образом сподобился дара говорить на языках, доселе ему не ведомых, что давало возможность нести слово Божие разным народам и странам.

Соединённые опочившей на них Благодатью Божией апостолы явили собой новую единую церковь. Поэтому День Святой Пятидесятницы принято считать днём рождения Христианской Церкви. С этого дня нескончаемым потоком потекли души людские в её материнские объятия. И именно с этого дня начали апостолы своё служение, неся людям свет Божественной истины.

Значение праздника Святой Троицы - Пятидесятницы

Праздник Пятидесятницы является одним из важнейших в православии. Он по своему значению близок к таким торжественным дням, как Пасха и Рождество. Это не случайно, ведь понятие составляет основу христианской веры. В 381 году церковный Собор, проходивший в Константинополе, принял догму о трех Божественных ипостасях: Отце, Сыне и Святом Духе. С этих дней и был установлен праздник, который мы теперь называем Троица - Пятидесятница. Что это такое, было чётко и ясно сформулировано в документах Собора, и именно ими мы руководствуемся до настоящего времени.

Поскольку праздник этот является днём рождения нашей церкви, то празднуется он всегда с особым весельем. Вошло в традицию в этот день готовить угощения и приглашать к столу родных и друзей. Всем известен обычай украшать в день Пятидесятницы дома и внутренние помещения храмов цветами и берёзовыми ветками. Кстати, не обязательно берёзовыми. В некоторых местах используются пучки пахучих трав, таких как шалфей или любисток. Это древний обычай. Он основан на том, что Бог в Своём триединстве принёс жизнь, которую в данном случае и символизируют зелёные ветви деревьев и пучки травы.

Церковная служба в этот праздничный день

Служба Пятидесятницы всегда проходит в церквях торжественно, и в то же время радостно. В этот день весь клир предстаёт в облачениях зелёного цвета. Это необычайно органично сочетается с зеленью берёз, украшающих помещение. Прихожане стоят, держа в руках цветы и букеты из тех же берёзовых веток, и когда в конце службы для окропления их поднимают над головами, то храм превращается в живую весеннюю рощу.

Празднование Преполовение Пятидесятницы

С этим праздником связана и ещё одна интересная традиция. В Православной Церкви принято отмечать день, который называется Преполовение Пятидесятницы, то есть половину тех дней, что отделяют Светлое Воскресение от дня Святой Троицы. Название праздника восходит к евангельским временам. В Новом Завете мы читаем, как Господь в последний год Своей земной жизни, вошёл в церковь и учил там в день преполовения Ветхозаветного праздника Кущей. Евангелие свидетельствует, что все присутствующие поражались глубиной и мудростью его слов. В честь этого учения и установлен праздник Преполовения Пятидесятницы. Он готовит нас ко дню сошествия Святого Духа.

Древнееврейские корни праздника

Интересно отметить, что существует иудейский праздник — Ветхозаветная Пятидесятница. Что это такое? Дело в том, что у древних евреев существовал обычай на пятидесятый день после их исхода из Египта (Еврейской Пасхи) отмечать праздник начатков жатвы пшеницы. Упоминания о нём встречаются у многих древних авторов. Например, в своих трудах называет его именно Пятидесятницей. Под этим же названием он фигурирует и в трудах многих иных греческих и византийских авторов.

Праздник этот был установлен в честь того, что в этот день освобождения из египетского рабства еврейский народ получил на каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями. Они стали именоваться Сионским законом, и явились отправной точкой для создания религиозной и правовой основы будущего государства. Из всех ныне отмечаемых православных праздников только два имеют Ветхозаветные корни, это Пасха и Святая Пятидесятница.

Празднование в первые века христианства

До наших дней дошло много свидетельств о том, как отмечался этот день в первые века христианства. Особый интерес представляют записи одной паломницы из Западной Европы, написанные в IV веке. В них она рассказывает о том, как в пятницу, предшествующую празднику, совершалось всенощное бдение в храме Воскресения в Иерусалиме, как читал епископ Евангелие, а когда занялся рассвет, все перешли в другую — главную церковь, в которой проповедь длилась до третьего часа дня.

Но и это ещё не было концом службы, так как после короткого отдыха все во главе с епископом отправились на Сион, где читались выдержки из «Деяний апостолов», повествующие о сошествии Святого Духа на апостолов. Закончился же тот день службой на Елионской горе, на месте, откуда вознёсся Спаситель. Столь продолжительная служба, участниками которой были не только христиане, проживавшие в Палестине, но и паломники из дальних стран, говорит о высоком статусе этого праздника и о понимании присутствовавшими всей значимости происходившего события.

Святая Троица – один из самых главных христианских праздников. Он знаменует собой не только чудо явления Святого духа, но и появление христианской церкви, как таковой. В России Троица – особенно почитаема; она приходится на пятидесятый день после Пасхи, как раз на то время, когда природа входит в свой летний цикл и всё радуется обновлению и новой жизни.

Церковь. Начало

В один из жарких дней, уже после Вознесения Христа, апостолы собрались в одной из горниц Иерусалима. Тот день стал знаковым не только для них, но и для всей последующей христианской культуры и традиции. В этот день апостолы прошли инициацию Святым Духом «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси – Святого Духа, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Пятидесятница в Ветхом Завете

Почему второе название праздника – пятидесятница? Всё дело в том, что именно на 50 день после Пасхи апостолы собрались в том самом доме на горе Сион, где проходила тайная вечеря. Собрались они там неслучайно. Была Пятидесятница, только ещё не христианская, а ветхозаветная. Этот день был 50 днём выхода евреев из Египта, когда Моисей получил скрижали с заповедями. Большинство апостолов были в Иерусалиме, что называется, не местными, но по завету Христа не могли уезжать из города. То, что обряд инициации апостолов Христа произошёл именно в этот день – глубоко символично. Именно так сформировалось триединство Отец-Сын-Дух, ставшее для любого христианина той самой Святой Троицей.

Нерабочий понедельник

До революции Духов день, следующий за Троицей, приходившейся на воскресение, был нерабочим днём. Патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно, на земле работать лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. Вместо этого шли в храм, так как там могли испытать явление благодати Святого духа. Таким образом, это был нерабочий понедельник, в наше время представляющийся оксюмороном и это не могло не вызывать дополнительного уважения рабочего населения к христианскому празднику.

Цветы и цвета

Троица - невероятно красивый праздник. В этот день церкви по-особому украшаются. Прихожане приходят в храм с цветами. Интересно, что букеты цветов также несут в себе символику Троицы: белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как символ Отца небесного. Зелёный цвет, который является доминантным на Троицу, символизирует собой жизнь и процветание.

Троица и семик

В России праздник Святой Троицы слился со славянским народным праздником семик, вобрав в себя много языческих обрядов, связанных, главным образом, с почитанием духов трав, деревьев и цветов. Поэтому на Троицу принято было украшать дома зеленью, водить хороводы вокруг березки.
В четверг перед Троицей пекли пироги, лепешки, курники, яичницы, лапшинники, варили похлебку из домашней птицы. Потом с этими кушаньями ходили в лес, расстилали скатерти под деревьями, ели и пили пиво. Выбирая ветвистую березу, молодежь разделялась на пары и завивала венки, не отламывая веток от дерева.В Троицын день опять шли в лес - развивать венки. Каждая пара, находя свой венок, судила о своем будущем счастье, которое зависело от того, увял венок или нет, поблек или еще зелен. Наложение традиций язычества и христианства делает Троицу особенным праздником.

Хождение в народ

Троица – праздник, который справляли всем миром. До революции Троица была днём «хождения царя в народ». Шел государь в наряде царском: на нем было «царское платно» (порфира), царский «становой кафтан», корона, бармы, наперсный хрест и перевязь; в руке - царский жезл; на ногах - башмаки, низанные жемчугом и каменьями. Венценосного богомольца поддерживали под руки двое стольников. Их окружала блестящая свита из бояр, разодетых в золотые ферязи. Процессия входила в Успенский собор. Впереди шествия стольники несли на ковре пук цветов («веник») и «лист» (древесный, без стебельков). Царский выход возвещался гулким звоном с Ивана Великого; звон прекращался, когда государь вступал на свое царское место. Начиналась праздничная служба. Женская часть двора на троицкой неделе приобщалась к народным традициям. Царевны с боярышнями увеселялись во дворце играми-хороводами. Для игр были отведены особые обширные сени. Здесь находились и приставленные к царевнам «дурки-шутихи», бахари, домрачеи и загусельники со скоморохами, все - кто должен был доставлять «потеху» и «затеи веселыя». Царевен увеселяли сенные девушки, «игрицы», которыми - вероятно - «игрались» те же самые песни, что раздавались в это время под березками над водою по всей Руси.

Не о быте

По народной традиции на Святую Троицу нельзя заниматься никаким физическим трудом, за исключением некоторой работы по обслуживанию домашнего хозяйства. Можно кормить и поить домашних животных, скот и птицу. Однако чистить, расчесывать и убирать, то есть делать "грязную" работу нельзя.
Также нельзя шить, стирать, резать, стричься, убирать дом, копать землю, сажать растения. Ни в коем случае нельзя косить траву, рубить деревья. Троица - праздник особенный. В дни троицкой недели наша связь с горним миром необычайно тонка, об этом говорит и православие и дохристианская славянская традиция. Это время, когда нам даётся шанс. Для христиан - шанс благодати Святого духа.

Свершилось истинное чудо - учение Христа о триединой божественной сущности обрело полноту и ясность, когда на пятидесятый день после Пасхи Святой Дух снизошел на апостолов и освятил мир. Этот день становления христианской церкви стали отмечать как праздник Святой Троицы, Троицын День, Пятидесятница - по наименованию еврейского праздника в память о Синайском законодательстве.

Когда празднуют День Святой Троицы - дата

Праздник Святой Троицы всегда празднуют в одно и то же время, которое приходится на пятидесятый день после Воскресения Христова - Пасхи, то есть через семь недель. В 2018 году праздник отмечают 20 мая, в воскресенье.

История возникновения праздника Троицы

В тот великий день в Иерусалиме собрались вместе апостолы, Пресвятая Дева и Христовы ученики в честь Пятидесятницы. Внезапно, в третьем часу дня, послышался шум, похожий на шум сильного ветра, и пал в горницу небесный огонь. Языки пламени объяли присутствующих - ярко светили, но не обжигали. И свершилось чудо - Дух Святой снизошел на землю!

Все, кого коснулся небесный огонь, обрели воистину волшебные способности, заговорив на чужих языках, неведомых им прежде. С того дня благодаря открывшимся удивительным возможностям апостолы смогли нести по земле великое учение Христа на всех языках всем народам. Они обратились в каждому в Иерусалиме на его родном языке. Слушая проповедь, люди уверялись в великом чуде Святого Духа, потому что слышали родную речь.

Уверовав, люди стали спрашивать, что им делать дальше. Петр отвечал, что нужно покаяться и окреститься. В тот день крещение приняли три тысячи человек. Так и зародилась Христова церковь. Теперь в этот великий праздник люди молятся о ниспослании благословения Святого Духа - мудрости, разума, утешения, страха Божия.


Легенды и пророчества

Существуют и другие, менее популярные, версии возникновения праздника Троицы. По одной из легенд, в этот день Господь сотворил землю и зелень. По другой, - Христос гулял с Петром и Павлом, они присели втроем отдохнуть под сенью зеленого дерева, и день был назван Троицей и благословлен Иисусом. По третьей, - Христа в Иерусалиме встретили с зелеными ветвями бедняки, в честь его радости и появился праздник.

Есть еще одна легенда, согласно которой Троица - это три святых дня: воскресенье - Бог-отец, понедельник - Бог-сын, вторник - Бог-Святой Дух. Все легенды имеют право на существование, но достоверной считается версия происхождения праздника от чуда сошествия Духа Святого в Пятидесятницу.

На пятидесятый день после Ветхозаветной Пасхи Моисей получил Заповеди на горе Синай. С тех пор евреи и праздновали этот день. Но были и пророчества новой Пятидесятницы. Пророк Иоиль возвещал о том, что настанет день, когда на людей спустится Святой Дух и будут знамения.

В Деяниях святых апостолов сказано о разделяющихся языках пламени Святого Духа, снизошедших на апостолов, которые и стали исполнением пророчества Иоиля. Сам Иисус также говорил о силе свыше, которая снизойдет на его учеников и апостолов и просил не отлучаться из Иерусалима до этого дня.

Празднование Троицы - наследие предков

Для славянских народов этот день особенный, с ним связано множество примет и обрядов. Языческая традиция празднования Зеленых Святок, или Русальной недели, идет еще от дня чествования Лады - вечно юной богини весны славянского дохристианского пантеона.

Возрождение земли после зимы отмечалось массовыми народными гуляниями, плетением венков, гаданиями, хороводами. В празднике Троицы органично слились языческие и христианские верования, поэтому он прочно укоренился в сознании нашего народа как один из важнейших праздников в году.

С незапамятных времен на Русальной неделе дома украшались буйной зеленью, девушки плели пышные венки и гадали на замужество и свою долю, в Троицу бросая их в воду и наблюдая, как река их принимает. При этом купаться было строго запрещено, потому что русалки могли защекотать до смерти.

В сам день праздника Троицы православные храмы в знак духовного возрождения и обновления украсят ветвями сирени, березы, клена. Жилища тоже принято украшать зелеными ветвями, а венки и букеты зелени освящать в церкви.

На День Святой Троицы готовят обереги из ветвей, которые должны защищать дома от всего худого и приносить хорошее. В них входят зеленые ветви дуба - мужского начала и здоровья, березы - женского начала и защиты от зла, рябины - оберега, орешника - связи с умершими предками.

Когда проходит неделя после Троицы, зеленые украшения сжигают, а освященные в церкви венки и обереги засушивают и хранят за иконами для защиты дома, в хлевах - чтобы уберечь от зла скотину, в житницах - от мышей, на грядках - от землероек, на чердаках домов - как обереги от пожаров и грозы.

В День Святой Троицы все собираются в церкви на утреннюю проповедь, после которой начинается масштабное празднование с народными гуляньями, песнями, хороводами и играми. В этот день не считаются зазорными кокетство девушек и заигрывания парней. Молодые люди присматривают себе будущую пару, иногда даже сватаются.

Троицкий венок может быть тайно подарен в знак любви. До сих пор девушки пускают венки по воде, гадая на долю и суженого. Церковь осуждает гадания, но древние обряды все еще живы в народе.

На праздничную трапезу собирается вся семья, обязательно печется каравай, освящается в церкви. Остатки этого каравая засушивают. Потом сухари от него можно добавить в свадебный каравай, чтобы уберечь молодых от зависти, зла и дурного глаза.

День Святой Троицы - выходной, работать в этот большой христианский праздник считается грехом. На Православную Троицу 2016 будет три выходных дня - 30, 31 мая, 1 июня.

Что приготовить на Троицу

Праздник Троицы - хороший повод выбраться на пикник с семьей или друзьями. Такой отдых не обходится без шашлыка . Используйте для него легкое мясо - например, курицы или индейки, чтобы не навредить желудку на праздники.

Подходящее блюдо - рыба, особенно такая как семга, лосось, горбуша. Не забудьте про обилие овощей к рыбе - как запеченных на гриле, так и свежих.

Хороший сыр на праздничном столе должен быть непременно. Выбирайте вкусный сыр разного цвета, чтобы ваш праздничный стол на Троицу был красивым и аппетитным.

Отлично подойдут к столу разные бутерброды - домашние гамбургеры , бутерброды с расплавленным сыром.рулетики из лаваша с семгой . Можно взять с собой на природу паштет - например. форшмак с яблоком . чтобы оперативно приготовить бутерброды.

Не забудьте про молодую картошку - подавайте ее с обилием зелени и овощей.

Из десертных блюд дучше всго подать свежие ягоды, а также разннообразные напитки из них.

В память об ушедших предках

Перед Троицей, в родительскую субботу, идут на кладбище помянуть умерших, привести в порядок могилки. Не прийти воздать дань памяти ушедшим родным считается очень дурной приметой, ведь тогда умершие сами могут прийти к живущим и забрать кого-то из семьи к себе.

Могилки принято обметать березовым веником для защиты от злых духов. Это должно принести радость усопшим на том свете. В благодарность они помогают своим потомкам установить мир и согласие, достичь благосостояния, привлекают любовь, радость и счастье. На ограду вешают одежду усопших в знак памяти и уважения. Считается, что это отгоняет смерть от живых.

Приметы на Троицу

Хорошей приметой считается дождь на Троицу. Это небеса плачут по умершим родственникам. В этот день следует трепетно относиться ко всему, связанному с усопшими.

Дурной приметой считается, если человек прял или шил - так можно обидеть или разгневать умерших. Также нельзя белить, работать в огороде, на поле, купаться в реке. Семьи, где похоронили незамужних девушек, должны особенно тщательно следить, чтобы не нарушить запреты.

Считается, что в День Святой Троицы хорошо собирать лекарственные травы и засушивать. По поверью, они набирают особую силу, способную исцелить от самых страшных недугов и защитить дома от всего лихого.

Береза обладает особым могуществом, поэтому считается, что, оставив освященную березовую веточку на поле, человек угождает природе. Это должно принести богатый урожай. Хорошо сушить мяту - оберег для детей, любисток - девушкам, полынь - оберег для дома, чабрец - женщинам, мечтающим о материнстве.

Обряды в праздник

Самым распространенным обрядом является, конечно, пускание венков по воде, но есть и другие, не менее интересные. Знахари после утренней службы собирают зелень, оставшуюся на полу в церкви. Отвар из нее - мощное целебное снадобье для тяжелобольных людей.

Те, кто мечтают разбогатеть, срывают веточку золототысячника, кладут за пазуху к самой груди и выстаивают так всю службу в церкви. Потом нужно попариться с этой веточкой в бане, чтобы озолотиться и привлечь в дом благосостояние.

Огородники в День Святой Троицы избавляются от сорняков на своем участке. Для этого нужно с корнем вырвать любое сорное растение, лучше цветущее, и воткнуть его верхушкой в землю, а корнями наружу.

Чтобы вылечить «перетянутую болезнь», нужно отстоять обедню и вечерню в церкви с живыми цветами. Потом цветы следует высушить, заварить из них чай по истечении двенадцати дней после Троицы, заговорить и выпить.

Для создания мощной защиты идут в церковь с тремя букетами - полыни, зверобоя и тысячелистника. Там причащаются, исповедуются, ставят за свое здравие 7 свечей, читают Молитву к Пресвятой Троице, покупают и надевают кольцо «Спаси и сохрани». Дома половину букета полыни кладут над входной дверью, вторую - под кровать, принимают ванну с отваром тысячелистника и пьют чай из зверобоя.

Праздник Троицы - один из древнейших. В разные времена он назывался по-разному и всегда считался святым. Помяните усопших, сходите в церковь, весело отпразднуйте 31 мая 2015 года День Святой Троицы, и пусть Господь благословит ваш дом.

Загрузка...