docgid.ru

Начало жизни щенка: что вы должны знать

Первый год жизни щенка – очень ответственный период, так как именно в это время формируется характер собаки, ее отношения с хозяином и все дальнейшее поведение. Именно от того, как хозяин поведет себя со щенком с самого начала их общения, зависит, будет ли собака слушаться хозяина и подчиняться командам.

А поэтому очень важно сразу, как только щенок появился в вашем доме, начать заниматься с ним, обучать командам, дрессировать.
Для того, чтобы воспитание и дрессировка щенка были успешными, нужно знать, в какие периоды жизни он готов усвоить те или иные команды, то или иное обучение.

Основные периоды жизни щенка

Выделяют несколько основных периодов жизни щенка, в которые с ним необходимо заниматься определенным образом. Это такие периоды:

2-3 месяца

Период после покупки, щенок живет в новом доме без прогулок – этот период длится до тех пор, пока щенку не будут сделаны прививки и закончится карантин. В этот период щенок привыкает к хозяину и новому дому, много спит, ест, играет и общается с хозяином. В это время он может портить вещи – грызть обувь, мебель, обои и т.д. Хозяину важно начать показывать щенку, что можно делать в новом доме, а что – нельзя.

3-5 месяцев

Начало выхода со щенком на прогулки – в этот период щенок очень зависим от своего хозяина. Именно в это время необходимо начать воспитательную дрессировку.

От 5-ти месяцев

Начало стремления щенка к автономности – щенок старается стать самостоятельным и его обучение имеет особенно важное значение. Данный период может начаться неожиданно для хозяина. Щенок начинает убегать далеко от хозяина, бегать за другими собаками, отвлекаться на посторонние факторы. В это время воспитание щенка может пойти двумя разными путями – либо хозяин решает просто пореже спускать собаку с поводка, либо усиленно занимается дрессировкой и обучением щенка. Первый вариант может рано или поздно привести ко множеству проблем с питомцем. Второй подход – дрессировка, является единственно адекватным и правильным в воспитании собаки.

Время, когда щенок еще находится у заводчика, мы не принимаем во внимание, так как от будущего хозяина собаки мало что зависит в этот период.

А от того, как вы будете заниматься со щенком с того момента, как он окажется у вас дома, как вы построите его дрессировку и воспитание, зависит дальнейшая судьба собаки – заложенные в это время привычки могут стать основой либо отличных качеств собаки, либо будущих проблем.

Необходимо учитывать особенности поведения щенка в каждом из периодов, и исходя из этих особенностей, строить работу по воспитанию щенка по месяцам.

Что такое дрессировка щенка?

Воспитательная дрессировка щенка – это использование различных упражнений для формирования мотиваций, нужных в дальнейшей работе, и опережающая подготовка к кризисам следующих возрастных периодов.

При неправильном прохождении возрастных кризисных точек, у собаки может развиться проблемное поведение, которое приведет ко множеству различных сложностей в быту.

Поэтому можно сказать, что основной задачей первого и второго периода жизни щенка является подготовка к кризису зависимости щенка от хозяина, с которого начинается третий период.

Воспитание щенка в 2-3 месяца

С чего начать воспитание щенка? Хозяева часто начинают сразу обучать щенка конкретным командам, однако это неверный подход. В первую очередь, необходимо развить у щенка такие качества, как:

  • Мотивация
  • Доверие к человеку
  • Концентрация
  • Переключение внимания

Основные позитивные мотивации в дрессировке собаки – пищевая и добычная. И именно их следует развивать у щенка. Нужно развивать разные виды движения собаки, поощряя ее кормом. Движения нужно постепенно переводить в нормативные – ставить, укладывать, усаживать собаку. При этом щенок учится понимать, что он должен делать в ответ на манипуляции хозяина. На этом этапе не стоит вводить голосовые команды.

Щенка следует приучить:

  • Следовать за рукой с кормом;
  • Следовать за рукой с кормом с одновременными прикосновениями второй рукой – так вы приучите щенка не реагировать на посторонние раздражители;
  • Сеагировать на рывок поводка повышением концентрации внимания.

Воспитание щенка в 3-5 месяцев

Когда вы начинаете выводить собаку гулять, обучение следует продолжить уже на улице. К этому времени щенок должен быть научен следовать за рукой с кормом.

Следующее упражнение – приучение щенка следовать за хозяином с кормом, в то время как другой человек отвлекает его. В качестве отвлекающего объекта могут служить также другие собаки. Щенка следует приучить концентрироваться на одних раздражителях и не обращать внимания на другие. Для питомца важно также уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой, на который указывает хозяин.
На это этапе постепенно вводят голосовые команды.

Схему выполнения команды в упрощенном виде можно представить так:

  • Команда;
  • Воздействие;
  • Поведение;
  • Награда.

В качестве награды должны выступать те факторы, в которых собака заинтересована.

При введении голосовых команд нужно быть особенно внимательным, чтобы не закрепить у собаки неправильное поведение в ответ на команду и воздействие. Учтите, что собака воспринимает награду как поощрение самого последнего своего действия.

Впоследствии воздействие (кормом, руками, поводком и т.д.) должно быть исключено и собака должна научиться действовать только в ответ на команду.

Воспитание щенка после 5 месяцев

Этот период особенно важен в воспитании щенка породы Джек Рассел терьер, так как эти собаки очень подвижны и нуждаются в тщательной социализации. Поэтому периоду непослушания щенка Джека Рассела следует уделить особое внимание, чтобы этот период не растянулся на всю последующую жизнь собаки.

В этом периоде важно обратить внимание на такие моменты:

  • Щенок становится более самостоятельным;
  • Щенок нуждается в большей активности;
  • Щенок стремится подбирать с земли все, что найдет, и пытается съесть;
  • У щенка повышается интерес к другим собакам;
  • В 7-8 месяцев у кобелей может развиваться агрессия к другим кобелям и интерес к сукам.

Вместе с повышением активности и интереса к другим собакам, у щенка уменьшается внимание к хозяину, и он может становиться неуправляемым. Часто меняется и ориентировочная реакция – собака может интенсивно реагировать на внешние раздражители и не обращать внимания на хозяина.

В это время важно выделить те критические факторы, которые характерны именно для вашей собаки, и потратить время на работу с ними, а не заниматься общей дрессировкой.

У воспитательной дрессировки щенка в этом периоде есть две основные задачи:

  • Опережающая коррекция поведения;
  • Подготовка к нормативной дрессировке.

Первая задача состоит в том, чтобы развить у щенка послушание и правильную реакцию на хозяина до того, как у него начнется кризис самостоятельности.

У собаки следует развить ориентирование на человека и зависимость от него. Щенок должен быть приучен к тому, что хозяин полностью контролирует его поведение. Не следует надолго отпускать щенка, предоставлять ему самостоятельность. Развивайте у щенка внимание на хозяина – это основа послушания. Для этого следует помногу раз подзывать щенка на прогулке, двигаться быстрым шагом, иногда прятаться от щенка – это вызовет страх потеряться и сконцентрирует собаку на хозяине.

В это время важно не позволять щенку подбирать предметы на улице. Для игр на прогулке следует использовать только домашние игрушки. Можно отрабатывать команды в присутствии корма, лежащего на земле и приучать щенка не обращать на него внимания.

В собаке также следует развивать концентрацию на мотивационном объекте – игрушке или корме. В обучающих играх используйте апортировку и перетягивание игрушки.

Еще один важный этап – приучение к выполнению команд в присутствии других собак. Щенок не должен отвлекаться на них. В случае возникновения агрессии по отношению к другой собаке, от щенка следует добиться выполнения какой-либо тормозящей команды.

Таким образом, правильное воспитание щенка состоит в своевременной дрессировке и опережающей превентивной коррекции поведения. Начинайте обучать питомца, не дожидаясь начала проблем с ним – тогда у вас не возникнет никаких трудностей в период начала автономности. Гораздо легче дрессировать маленького щенка, чем уже взрослую собаку.

Будьте внимательны к своему питомцу – и он ответит вам послушанием и отличным поведением!

Воспитание щенка лучше всего начинать в юном возрасте. Некоторые самые простые навыки прививают щенку уже с 1,5-2 месяцев.

Приступая к воспитательной дрессировке щенка, нужно помнить следующее: обучение следует вести от простого к сложному, не требовать от щенка выполнения непосильных задач, не использовать сильные раздражители, чтобы не испугать щенка и не травмировать еще слабую нервную систему, следить за реакцией и вниманием щенка в процессе дрессировки, ограничивая влияние внешних раздражителей.

Чтобы выработать начальные навыки послушания, со шенками нужно заниматься по 15 минут в день . Некоторые шенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза в день. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие : незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится).

Приблизительно с 3-месячного возраста щенка во время регулярных прогулок знакомят с «факторами отвлечения» (новыми явлениями внешнего мира, пугающими или отвлекающими щенка). Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному, сюда же относится приучение к выстрелам.
С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно).

В этот период особенно нужно «стремиться наглядно показать контрастные понятия «можно» и «нельзя», т.е. поощрения и запреты, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

Основные команды

Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки — от дога до чихуахуа. Вы можете сами определить, какие команды следует знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд:

  • «Ко мне!» (так подзывают собаку к себе);
  • «Сидеть!» (собака должна сесть);
  • «Лежать!» (собака должна лечь);
  • «Рядом!» (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него);
  • «Гуляй!» (этой командой отпускают собаку побегать);
  • «Стоять!» (собака должна встать или остановиться, если она двигалась);
  • «Место!» (собака должна оставаться на указанном месте).

Начинанием с самого начала

Приучение щенка к имени

Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю.

Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции.

По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать . Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном. Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания .

Режим кормления

Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд.

Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Малыш быстро поймет, что постукивание мисочки по полу — приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать произнесением имени щенка. За считанные дни он научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой «Ко мне!», которой собака должна немедленно повиноваться.

В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду. Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая «Сидеть!» (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску.

Этот рефлекс закрепляется довольно быстро, поскольку щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво.

Приучение к туалету

Большинство собак чистоплотны от рождения. Как только шенки начинают самостоятельно передвигаться, они перестают пачкать в гнезде. Это свойство врожденной чистоплотности используется при приучении к туалету.

Поэтому малыша можно на ночь (или на время, когда вы не можете за ним следить) оставлять в коробке или ящике. Так он приучится терпеть и проситься.

Если есть возможность, выносите щенка на улицу примерно каждый час. Его физиология в возрасте 2 — 4 месяцев такова, что он еще не может «терпеть» до определенного времени прогулки.

Если нет — устройте ему определенное место для туалета. Относите его туда после каждого кормления, сна и т. д. Похвалите за «правильную» лужу.

Ругать щенка можно застигнув на месте преступления, только такое наказание будет действенным. Если вы этого не видели, лучше убрать ничего не говоря.

Приучение к поводку и ошейнику

Для маленькою шенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий.

Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшись, шенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему.

В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике. Не снимайте ошейник по первому «требованию» щенка , лучше отвлеките его игрой. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки — снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен.

Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для шенка не подходит тяжелая цепь, которая «согнет» его своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы крохе было удобно.

Первое время не тяните и не дергайте за поводок — пусть он свисает свободно, а собака следует за вами (или вы за ним) добровольно.

Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Он должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно.

Специальный ошейник — парфорс («строгий» ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но «строгий» ошейник может быть незаменим при отработке команды «Рядом!».

Команда «Ко мне!»

Идеальное время дня обучения подхода к владельцу — 7-16 недель. В этот период шенки нуждаются в присутствии «членов стаи» и могут быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее «стадии независимости» (своеобразный собачий «переходный возраст»), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года.

Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду «Ко мне!». Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство.

Если шенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет внимание щенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить. Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией.

Если собака не реагирует на команду «Ко мне!» и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду.

Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды «Ко мне!» существуют в общем курсе дрессировки.

«Фу!»

Это «запретительная» команда, которая требует обязательного исполнения. «Фу!» не должно поощряться так как другие команды; скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений.

Команда «Фу!» должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.

Когда шенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, например, на его коврик (но не на диван! Это уже будет поощрение).

Если шенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (например, погремушкой) и также произнесите команду. Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.

При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик «Фу!» должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.

Команда «Нельзя!» отличается от «Фу!» только названием: произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выбере те для запрещения — ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и «Фу!», и «Нельзя!», и «Хватит!», и другие запрещающие слова.

«Тихо!»

Эта команда, похожая на команду «Фу!», необходима для отучения от громкого, беспричинного лая. Принцип обучения здесь такой: лающую собаку отвлекают каким-либо образом, подают команду «Тихо!» и поошряют, когда собака прекратила лаять.

Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая и при этом попять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот.

Для того, чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поошрите.

Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собаку, даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но «сторожить» можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая «Тихо, тихо», приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.

«Место!»

Место шенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки — ее «неприступная крепость». Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места . Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать.

В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: «Место!» и поглаживая. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.

Когда «отправление на место» отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду.

Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала.

Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время «сидения» на месте.

Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину.

«Покажи зубы!»

По команде «Покажи зубы!» (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой шенка, а левую — сверху морды. Повторив команду еше раз, он большими пальцами обеих рук раздвигает губы шенка и осматривает зубы. Если щенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство.

Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.

«Сидеть!»

В возрасте 1,5-2 месяцев приучают щенка садиться, для чего четко, спокойным голосом произносят команду «Сидеть!» и одновременно приподнимают руку с лакомством над головой щенка, занося ее немного назад. Щенок поднимет голову, чтобы посмотреть на лакомство, и сядет. Как только щенок сядет, повторяют команду вслед за ней ласковым тоном произносят «Хорошо!» и дают щенку лакомство.

После многократных повторений этого приема щенок усвоит навык, и в дальнейшем вместо лакомства можно будет произносить только восклицание «Хорошо!» и поглаживать щенка.

Дополнительные команды

Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение которым полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие необходимые команды. Вот несколько примеров.

Команда «Машина!» звучит, когда вы с собакой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указаний. В принципе, это тоже, что и команда «Стоять!» . Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться.

Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действия собаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой-то предмет и т. д. В крайнем случае используется ошейник с электрошоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар.

Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие.

Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам «Рядом!» , «Вперед!» и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам «Обойди!» и «Ногу! »

«Обойди!» значит обойти препятствие, например, дерево, чтобы не запутаться поводком. По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте «Обойди!». Когда собака обошла препятствие и «распуталась» из поводка, похвалите ее. Через некоторое время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды.

Команда «Ногу!» подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: «Ногу, ногу!». Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила запутавшуюся лапу.

Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду.

Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: шенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием последует за вами или за другой собакой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже.

Другие необходимые команды, такие, как «Домой!» , «Спать!» , «Кушать!» , «Дай мячик!» и так далее, выучиваются также методом поощрения.

Следующий этап обучения — общий курс дрессировки — необходим в первую очередь для служебных собак.

В этот период продолжается приучение к чистоплотности, кличке, выполнению команд «Место», «Ко мне», «Гуляй», «Фу», играм с хозяином и сверстниками и к раздражителям внешней среды (прогулки). Щенка приучают к ошейнику и поводку, наморднику. Приступают к отработке команд «Рядом», «Сидеть», «Лежать», «Стоять», «Покажи зубы», «Апорт». Ваш питомец учится движению по лестнице, преодолению невысоких препятствий, движению в населенных пунктах, перевозке в транспортных средствах и выдержке.

В отличие от 1–3-месячных животных, выработка необходимых навыков у щенков 3–6 месяцев достигается в процессе той или иной деятельности не только при помощи корма (лакомства), но и механических воздействий (нажим ладонью, легкие натяжения и рывки поводок м и др.). Корм (лакомство), как правило, используется для поощрения за выполнение команды.

К соблюдению чистоплотности щенками данного возраста предъявляются повышенные требования. Обычно к 3-месячному возрасту щенок привыкает своевременно проситься на выгул, но случаи «невыдержки» проявляются еще довольно часто. Увлекшись игрой или каким-либо другим занятием, он еще не может своевременно среагировать на сигналы, получаемые из организма о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому необходимо регулярно и своевременно выгуливать щенка. Учтите, что собаки, в том числе и щенки, не могут освободиться от мочи в один прием и делают это при каждом выгуле несколько раз.

Лучше всего выводить щенка, не дожидаясь, когда он сам попросится. Если же щенок начнет беспокоится, тут же не мешкая выводите его.

Обращайте особое внимание на качество корма. Недоброкачественные продукты, несвежий корм могут вызвать нарушения пищеварения и в этом случае избежать нечистоплотности со стороны щенка вам не удастся.

К своей кличке щенок хорошо привыкает к 3-месячному возрасту, и в дальнейшем этот навык требует лишь закрепления и совершенствования. С этой целью периодически поощряйте щенка, когда он реагирует на свою кличку и обращает на вас внимание. Но поощрение лакомством производите все реже и заменяйте восклицанием «Хорошо» и поглаживанием. Когда же навык своевременного реагирования щенка на кличку достаточно выработан, необходимость и в таких поощрениях постепенно отпадает: они вполне заменяются удовольствием, испытываемым щенком от выполнения последующих упражнений (занятий). Например, после того как щенок среагирует на кличку и обратит внимание на хозяина, тот берет его на поводок и выводит на прогулку, что является для щенка большим поощрением.

Условия закрепления и совершенствования навыка на произносимую кличку постепенно усложняйте. Обращайтесь к щенку, когда он чем-либо отвлечен, например игрушкой, принюхиванием к какому-то предмету, видом и шумом проезжающей автомашины, если щенок скрылся за кустами или другим укрытием. Затем упражнения проводят в комплексе. Например, произнеся кличку, подайте команду «Ко мне», а затем «Гуляй» и др.

Приучение щенка к месту продолжается в течение всего указанного возрастного периода. Однако после команды «Место» щенок на свое место не относится на руках, а отводится. Делается это так. Когда вам необходимо отправить щенка на место, подзовите его к себе, произнесите команду «Место» и затем увлеките его рядом с собой к месту. Повторите команду «Место» и положите щенка на коврик (половичок), после чего поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Затем отойдите и после того, как щенок полежит, подзовите его к себе и немного поиграйте. Если щенок после команды «Место» на свое место рядом с вами не идет, повторите команду более строгим тоном и увлеките за собой щенка. В случаях, когда и это не помогает, используйте поводок со шлейкой или ошейником. Отведите щенка по команде «Место» к его месту на поводке, снимите шлейку (ошейник) с поводком, положите щенка на коврик (половичок), повторив при этом команду «Место», и поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. В дальнейшем сопровождайте щенка на его место без поводка.

Постепенно после подачи команды «Место» сокращайте число сопровождений щенка, а затем отправляйте его на место без своего сопровождения. В течение дня упражнение повторите 4–5 раз.

Закреплять и совершенствовать навык выполнения команды «Ко мне» в 3–6-месячный возрастной период, в отличие от предыдущего, допускается с помощью умеренного применения принуждения (механическое воздействие). Например, если щенок по команде «Ко мне» не подходит или не подбегает к хозяину, то его, подав команду «Ко мне», осторожно подтягивают длинным поводком, а после подхода поощряют восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Постепенно вводятся усложнения. Щенок подзывается командой «Ко мне» все чаще, когда он чем-либо отвлекся или удалился в укрытие (за куст, строение и др.). Увеличивается расстояние удаления щенка от хозяина. При этом каждый раз предварительно произносится кличка щенка, чтобы привлечь его внимание, а когда он среагирует на кличку - команда «Ко мне». Применяются комплексные упражнения, например произносится кличка собаки, затем команда «Ко мне», а после того, как щенок подойдет, его поощряют и командой «Место» отправляют на место.

В рассматриваемом возрастном периоде закрепляется и совершенствует навык выполнения команды «Гуляй».

Потребность щенка в свободе заложена с рождения. Поэтому выполнение команды «Гуляй» по существу является для щенка подозрением и не требует со стороны хозяина особых усилий.

Однако следует добиваться своевременного и более четкого ее выполнения, чем прежде. После небольших перерывов упражнение повторяется 3–4 раза.

Постепенно увеличиваются маршрут движения собаки в свободном состоянии, его продолжительность. Вводятся комплексные упражнения, например, после произнесения клички щенка и его соответствующего реагирования он командой «Ко мне» подзывается к хозяину и поощряется, а затем по команде «Гуляй» направляется в свободное состояние. При этом хозяин не сопровождает щенка, а остается на своем месте.

Приучение щенка к прекращению нежелательных действий по команду «Фу» производится на протяжении всего возрастного периода. При этом требовании к щенку возрастают по мере увеличения его возраста.

Для выработки навыка каждый раз, как только щенок попытается или начнет производить то или иное нежелательное действие, например таскать и грызть обувь, тянуть зубами штору, гоняться за кошкой, поднимать с земли пищевые отбросы и др., произносится в угрожающей интонации запрещающая команда «Фу» (условный раздражитель), которая немедленно подкрепляется механическим воздействием (безусловным раздражителем) - рывком поводка, ударом прутиком по спине.

Нередко щенок не подбирает пищевые отбросы, идя рядом с вами на коротком поводке, но делает это, когда от вас удалится. В таком случае во время прогулки со щенком на длинном поводке внимательно наблюдайте за ним и, как только он попытается схватить пищевой отброс, немедленно произнесите запрещающую команду «Фу» и произведите рывок поводком.

Как команда «Фу», так и механическое воздействие должны быть умеренными, не пугающими щенка. Упражнение в течение дня повторяется не более 3–4 раз.

Не один раз за день щенок предоставит вам возможность принять меры по пресечению нежелательных действий. Но в большинстве случаев вы их не заметите или не будете готовы к своевременному на него воздействию. Поэтому, особенно на первых порах, рекомендуем своевременно подготовится к отработке упражнения, искусственно создав необходимую обстановку. Например, вы заметили, что щенок начал хватать зубами гардину или запрыгивать и ложиться на диван, кресло и др. В таком случае перед выводом щенка на выгул приоткройте окно так, чтобы ветром шевелилась гардина, и запаситесь прутиком незаметно для щенка. Вернувшись домой, внимательно понаблюдайте за щенком и, как только он схватит гардину или запрыгнет на диван (кресло), подайте команду «Фу» и нанесите прутиком по спине несильный удар.

Когда у щенка на команду «Фу» будет выработан первоначальный навык и он станет ее выполнять, можно ограничиться одной командой, а безусловный подкрепляющий раздражитель (удар прутиком и др.) применять лишь периодически, с тем, чтобы выработанный навык закреплялся и не угасал.

Игры щенка с хозяином и сверстниками нужно практиковать по возможности ежедневно, постепенно увеличивая их время и интенсивность, активно используя различные игрушки. Не забывайте о выборе игровых площадок без режущих и колющих предметов.

Прогулки со щенками 3–6-месячного возраста проводятся по возможности ежедневно, но не менее 4–5 раз в неделю, с постепенным увеличением времени и протяженности. Совершают их на поводке с ошейником. В спокойных местах поводок отстегивается и щенку предоставляется возможность погулять и побегать свободно.

Прогулки служат для ознакомления щенков с окружающей обстановкой, с различными предметами, животными, людьми и транспортными средствами. Однако проходить со щенком в непосредственной близости от транспортных средств, издающих сильный шум (крупнотоннажные автомашины, поезда и др.), не рекомендуется. Если же щенок испугался, его нужно успокоить поглаживанием, а при сильном беспокойстве отвлечь лакомством и через некоторое время снова приблизиться к объекту, испугавшему его, чтобы дать возможность убедиться в отсутствии угрозы.

Приучение щенка к ошейнику и поводку производится с 3-месячного возраста по методике приучения к шлейке с поводком. К этому времени шея у щенка уже достаточно сформировалась и окрепла и воздействие ошейника при правильном использовании поводком не вызывает боли, позволяя в то же время управлять щенком. Но не нужно забывать, что ошейник, в отличие от шлейки, прилегает к более нежным и чувствительным участкам тела. При сильном натяжении или рывке поводком ошейник затрудняет дыхание. Потому резкие натяжения и рывки поводком недопустимы. Выводя щенка на выгул и кратковременные прогулки в местах, где находятся резкие раздражители (движущийся транспорт и др.), целесообразно использовать не ошейник, а шлейку. Это тем более оправдано, если не ставится задача тонкого управления поводком, а лишь удержания щенка возле хозяина. И наоборот, когда щенок выводится на прогулку с задачей выработки тех или иных навыков, следует использовать не шлейку, а ошейник.

Приучать щенка к наморднику нужно с 4-месячного возраста. Наиболее удобным для собак намордником является так называемый глухой намордник, передняя часть которого состоит из сплошного куска кожи или кожзаменителя с отверстиями для воздуха. Он позволяет собаке при необходимости держать рот открытым, что облегчает дыхание. В теплый период года очень удобен сетчатый металлический намордник. Он понадобится при следовании со взрослым щенком не поводке в густом людском потоке и особенно при его перевозке в трамвае или автобусе. Поэтому приучение к наморднику производится уже в щенячьем возрасте.

Подберите намордник соответственно морде щенка, а при необходимости подгоните так, чтобы он особенно не стеснял щенка, но и не болтался. Во время прогулки со щенком на поводке остановитесь, покажите ему намордник так, чтобы он имел возможность его обнюхать, и осторожным, но быстрым движением правой руки наденьте и застегните намордник, вслед за чем продолжите прогулку, а если щенок предпримет попытку освободиться от намордника, то немного пробегите со щенком, успокаивая его поглаживанием. В целях отвлечения щенка от намордника можно также подавать команды «Сидеть», «Лежать» и др. Через 2–3 минуты снимите намордник и после небольших перерывов упражнение повторите 3–4 раза. В дальнейшем увеличивайте время пребывания щенка в наморднике.

Если щенок трудно приучается к наморднику, можно использовать лакомство. Положите лакомство в намордник и, как только щенок, пытаясь его достать, сунет морду в намордник, наденьте его полностью и быстро снимите. Повторите упражнение 3–4 раза. В дальнейшем надетый намордник застегивайте и постепенно увеличивайте время пребывания щенка в наморднике.

Приучение щенка к движению с хозяином по команде «Рядом» начинается после приучения к ошейнику и поводку.

В спокойном месте поставьте щенка на коротком поводке у своей левой ноги. При этом левой рукой держите поводок в 30–35 см от ошейника так, чтобы он мог легко передвигаться в согнутой кисти, а правой рукой держите остальную часть поводка в его середине, предварительно надев петлю поводка выше кисти. Подайте команду «Рядом», вслед за этим натяните поводок вперед и, начав движение, увлеките щенка к движению рядом с собой. Каждый раз при попытке щенка отойти от вас вперед, влево или отстать подавайте команду «Рядом» и удерживайте щенка от этого натяжением поводка, но не рывком. Затем ослабляйте натяжение поводка, предоставляя щенку свободно двигаться рядом с вами у вашей левой ноги.

Если щенок во время движения проявит беспокойство, то на ходу успокойте его поглаживанием левой рукой. В первые дни щенок может проявлять во время движения сильное беспокойство, метаться из стороны в сторону. В таких случаях останавливайтесь, успокаивая щенка поглаживанием и по команде «Рядом» возобновляйте движение. Не позволяйте щенку удаляться от вас во время движения далее чем на 1,5 м. В течение дня упражнение повторите 3–4 раза.

Постепенно увеличивайте протяженность маршрута движения щенка рядом с вами на поводке. Не допускайте рывков поводком; так можно поступать лишь со щенками, достигшими 6-месячного возраста. Не требуйте от щенка безупречного выполнения данного навыка. Важно добиться, чтобы щенок по команде «Рядом» спокойно двигался слева рядом с вами на небольшом расстоянии.

Приучать щенка садиться по команде «Сидеть» начинают с 3-месячного возраста, когда выработаны первоначальные навыки на команды «Ко мне» и «Рядом».

Подзовите щенка к себе так, чтобы он встал возле вашей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку, подайте команду «Сидеть» и вслед за этим, поднимите лакомство над его головой вверх и немного назад. Чтобы удобнее было наблюдать за лакомством и приблизиться к нему, щенок поднимет голову и сядет. Если щенок попытается подпрыгнуть, чтобы завладеть лакомством, удержите его левой рукой за ошейник. При этом стремитесь лишь предотвратить подпрыгивание щенка, но не ограничивайте свободное поднимание им головы за лакомством и посадку. Как только щенок сядет, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза.

Через 4–5 дней после того, как будут выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть», переходите к отработке этой команды во дворе и в других местах, где нет сильных отвлекающих раздражителей (посторонних людей, животных, транспортных средств).

Приучение щенка ложиться по команде «Лежать» производится сразу после того, как выработаны первоначальные навыки на команду «Сидеть».

Посадите щенка возле своей левой ноги, сделайте пол-оборота влево, назовите кличку щенка, подайте команду «Лежать» и вслед за этим, поднеся к морде щенка в правой руке лакомство и нагнувшись, плавно опустите лакомство вниз и немного вперед. Устремясь за лакомством, щенок нагнется и ляжет. Как только он это сделает, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством, одновременно нажимая левой рукой на холку, чем предотвратите поднимание щенка. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. Через 4–5 дней первоначальные навыки на команду «Лежать» будут выработаны и можно продолжать занятия во дворе и в других местах без резких отвлекающих раздражителей.

Приучение щенка к стойке по команде «Стоять» производится в тот же период, что и отработка команд «Сидеть» и «Лежать», если на них уже выработаны первоначальные навыки.

Посадите щенка возле своей левой ноги и сделайте к нему пол-оборота. Назовите кличку щенка, подайте команду «Стоять» и вслед за этим легким нажимом левой рукой под живот снизу вверх принудите щенка встать. Как только он встанет, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. Если щенок вставая попытается сдвинуться со своего места, удерживайте его от этого правой рукой за ошейник.

Через 4–5 дней после того, как на команду «Стоять» будут выработаны первоначальные навыки, приступите к отработке ее во дворе и в других местах без сильных отвлекающих раздражителей.

После того как щенок будет выполнять команды «Сидеть», «Лежать» и «Стоять» без использования лакомства и воздействия рукой, можно приступить к комплексным упражнениям.

Подзовите щенка в себе и, как только от станет возле вашей левой ноги, посадите его командой «Сидеть». Затем положите его командой «Лежать» и поставьте командой «Стоять». Если такая последовательность подачи команд при комплексных упражнениях будет соблюдаться постоянно, то у щенка выработается нежелательная привычка и он после команды «Сидеть» в дальнейшем будет ложиться и затем вставать без вашей команды. Для предотвращения такой привычки периодически меняйте очередность подачи команд. Например, подошедшего щенка вначале по команде «Лежать» положите, затем по команде «Сидеть» посадите и т. д., меняя каждый раз очередность команд.

По мере закрепления навыков лакомство и механическое воздействие применяйте лишь изредка, для того чтобы эти навыки не угасли, а поддерживались и закреплялись. Если щенок не выполняет какую-либо команду, нужно ее повторить более строгим тоном. Если и она не будет выполнена, то после очередной команды (условного раздражителя) подкрепляйте ее лакомство и механическими воздействиями (безусловными раздражителями), руководствуясь соответствующей методика первоначальной дрессировки.

Очень часто невыполнение команды бывает связано не с угасание или ослаблением того или иного навыка, а с тем, что животное в момент подачи команды чем-либо отвлечено. Поэтому рекомендуем сначала произнесением клички привлечь внимание щенка, а затем повторением команды более строгим тоном побудить его к выполнению команды.

Приучать щенка к осмотру зубов по команде «Покажи зубы» нужно с 3-месячного возраста с таким расчетом, чтобы достаточно подготовить его к комиссионному осмотру на выводке молодняка. Во время выводки и на других осмотрах щенок должен беспрепятственно позволять осматривать зубы. Приучение к этому производится следующим образом.

Посадите щенка у своей левой ноги, положите правую ладонь на морду щенка снизу, а левую сверху, подайте команду «Покажи зубы» и раздвиньте губы щенка большими пальцами. При этом не позволяйте щенку раскрывать рот: при разомкнутых челюстях нельзя определить прикус (особенности смыкания зубов). Через небольшой промежуток времени освободите щенка и поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Через 4–5 минут упражнение повторите.

По мере выработки первоначальных навыков сокращайте дачу лакомства, ограничиваясь для поощрения щенка за выполнение команды восклицанием «Хорошо» и поглаживанием.

При выполнении упражнений старайтесь не причинять щенку даже малейшей боли. Неоднократное несоблюдение этого правила вырабатывает у щенка стойкую отрицательную реакцию на команду «Покажи зубы», и он каждый раз будет активно сопротивляться осмотру зубов. Это правило следует строго соблюдать, приучая щенка к промерам, общему осмотру и др.

Приучение щенка к апортировке по команде «Апорт» (захватыванию в пасть и подноске апортировочных предметов) начинается с 3-месячного возраста. Это можно делать и раньше, так как большинство щенков охотно устремляется за бросаемыми игрушками и деревянными палочками. Но выработка навыков подноски к хозяину апортировочных предметов и отдачи их ему для щенков, не достигших 3–4-месячного возраста, затруднительна. В качестве апортировочных предметов вначале используйте игрушки.

Подзовите к себе щенка так, чтобы он стал возле вашей левой ноги, помахайте перед его глазами игрушкой и, подав команду «Апорт» и бросив игрушку на 3–4 шага, быстро продвиньтесь к ней, увлекая за собой щенка. Как только щенок схватит игрушку, подайте команду «Ко мне» и немного отбегите назад. Услышав знакомую команду и увидев, что вы отбегаете, щенок в большинстве случаев устремится и подбежит к вам. В таком случае возьмите правой рукой игрушку, подайте команду «Дай», покажите в левой руке лакомство и, как только щенок отдаст игрушку, поощрите его восклицанием «Хорошо» и лакомством. Через 4–5 минут упражнение повторите.

В случае если щенок после команды «Апорт» и броска игрушки за ней не побежит, привяжите к ней тонкую веревку и потяните ее по земле, как бы оживляя игрушку. Как правило, щенок подбежит к игрушке и схватит ее. Когда он устремится за игрушкой, подайте команду «Апорт» и выполняйте упражнение, как сказано выше. Если, схватив игрушку, щенок по команде «Ко мне» к вам не устремиться, то повторите команду более строгим тоном и движением в сторону на 2–3 шага привлеките его к себе.

По мере выработки первоначальных навыков на команду «Апорт» упражнения усложняйте. Апортировочный предмет бросайте дальше, вместо игрушек используйте деревянные палочки. Сокращайте пробежку вместе со щенком в сторону брошенного предмета, а затем оставайтесь на месте. Спустя 1–2 месяца после многократно повторяемых упражнений щенок по команде «Апорт» должен устремляться за бросаемыми предметами, подносить их к вам и по команде «Дай» отдавать. Каждый раз поощряйте щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Когда навыки достаточно закрепятся, поощрение щенка за выполнение команды «Апорт» лакомством производится все реже и заменяется восклицанием «Хорошо» и поглаживанием. Апортировочные предметы бросаются в траву и за невысокие кустарники так, чтобы щенок их не видел и был вынужден искать по запаху.

Приучать щенка ходить по лестнице следует начать с помощью шлейки и короткого поводка, а когда будут выработаны первоначальные навыки, можно использовать ошейник с поводком.

Подведите щенка на коротком поводке слева от себя к лестнице с невысокими ступеньками, подайте команду «Вперед» и увлеките его за собой. На первых занятиях идите со щенком медленно, осторожно. Сначала движения по лестнице, особенно вниз, щенок будет бояться. Помогите ему с помощью шлейки с поводком и заинтересуйте его. Поддерживайте щенка слегка натянутым левой рукой поводком и держа перед щенком в правой руке лакомство, по мере продвижения отодвигая его так, чтобы щенок его видел, но не мог достать. Это заставит щенка двигаться по лестнице. Как только щенок преодолеет несколько ступенек, остановитесь, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством и затем возобновите движение. После подъема или спуска с лестницы поощрите щенка восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Затем сделайте небольшой перерыв и повторите упражнение.

На первых порах ведите щенка по лестнице рядом с собой слева или за собой, а затем позволяйте ему двигаться впереди вас. По мере выработки первоначальных навыков переходите на преодоление щенком лестниц большей протяженности и с более высокими ступеньками. Вместо шлейки используйте ошейник. Когда щенок начнет уверенно двигаться по лестнице на поводке, можно пускать его на лестницу командой «Вперед» без поводка.

Приучая щенка к преодолению других препятствий, сначала отрабатывайте эти упражнения с опорой щенка на препятствия, а затем безопорными прыжком. Начинайте с невысоких препятствий.

Во время прогулки подведите щенка на поводке к бревну диаметром 12–15 см, лежащему на земле, подайте команду «Вперед» и, перешагивая через бревно, увлеките щенка за собой, позволяя ему опереться на бревно лапами. Как только щенок перепрыгнет через бревно, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживание и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. В дальнейшем поощрение лакомством сокращайте. Постепенно увеличивайте высоту препятствий, но не злоупотребляйте этим.

Можно приучить щенка преодолевать препятствия опорным прыжком с помощью игрушек. Поставьте щенка без поводка возле своей левой ноги перед препятствием, покажите щенка в правой руке игрушку, подайте команду «Вперед» и бросьте игрушку через препятствие. Вслед за перепрыгнувшим щенком перейдите через препятствие и поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза.

Приучение щенка к безопорному прыжку через препятствие производится следующим образом. Положите тонкую деревянную рейку на два деревянных чурбака на высоте 12–15 см от земли и во время прогулки по команде «Барьер», перепрыгивая через рейку, увлеките за собой щенка, так чтобы он, перепрыгивания препятствие, не опирался на него лапами. Щенка, преодолевшего препятствие, поощрите восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. В дальнейшем лакомство давайте все реже. Сначала приучайте щенка преодолевать препятствия на поводке, а затем без поводка.

Постепенно увеличивайте высоту препятствий, не забывая о возрасте вашего питомца. Преодолевая непосильные по высоте препятствия, щенок может нанести себе травму и долго будет бояться подходить к ним. Рекомендуемая высота препятствия для щенка 4-месячного возраста - 25 см; 5-месячного - 30 см.

Одновременно приступайте к прыжкам через канавы и другие горизонтальные препятствия. Ширина их должна быть на 10 см больше высоты вертикальных препятствий. Методика приучения к прыжкам через вертикальные препятствия, с той лишь разницей, что подается команда «Вперед», а не «Барьер».

Приучение щенка ходить по команде «Вперед» по бревнам и облегченным (низкорасположенным) бумам начинается с 3,5–4-месячного возраста.

Поставьте щенка слева от себя в конце толстого квадратного расположенного на земле бревна, подайте команду «Вперед» и, поддерживая щенка правой рукой за верхнюю часть шлейки, а левой - под живот, проведите щенка по бревну, повторив команду «Вперед» 2–3 раза. После того как щенок пройдет по бревну и спрыгнет с него, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. После небольших перерывов упражнение повторите 2–3 раза. Когда щенок станет уверенно ходить по квадратному бревну с вашей помощью, начинайте приучать его делать это по команде «Вперед» самостоятельно. Затем переходите к приучению щенка ходить по круглым бревнам. Не допускайте, чтобы щенок спрыгивал с бревна преждевременно, не преодолев его до конца. Когда щенок привыкнет ходить по бревну в шлейке, приучайте его ходить в ошейнике сначала без поводка, а затем с поводком.

Научив щенка уверенно, безбоязненно ходить по лежащим на земле бревнам, приучайте его ходить по облегченным (низкорасположенным) бумам.

Подведите щенка слева от себя на коротком поводке с ошейником к буму. Возьмите поводок вблизи от ошейника в правую руку, подайте команду «Вперед» и, периодически натягивая поводок вперед от щенка и поддерживая щенка под живот левой рукой, побудите его зайти на бум и преодолеть его, повторив команду «Вперед» 2–3 раза. Когда щенок, пройдя по буму, сойдет с него, поощрите его восклицанием «Хорошо», поглаживанием и лакомством. Через 4–5 минут упражнение повторите.

Если щенка завести на бум таким образом не удастся, можно прибегнуть к помощи лакомства. Подведите щенка без поводка к буму, возьмите в правую руку лакомство, поднесите его к морде щенка и, подав команду «Вперед», отводите лакомство от него так, чтобы, стремясь схватить его, щенок был вынужден зайти на бум и двигаться по нему. Чтобы щенок с бума не упал, поддерживайте его левой рукой под живот и во время движения повторите команду «Вперед» 2–3 раза. Когда щенок пройдет бум и спустится с него, отдайте ему лакомство и поощрите восклицанием «Хорошо» и поглаживанием. Через 4–5 минут упражнение повторите.

Следите за тем, чтобы щенок с бума не спрыгнул и не упал. В противном случае, испытав боль, он надолго испугается препятствия.

Когда щенок станет по команде «Вперед» уверенно, без проявления боязни заходить на бум и преодолевать его, необходимость в побуждении его к этому натяжением поводка и поддержанием под живот отпадет. Однако внимательное наблюдение за щенком не прекращайте и при первом затруднении приходите на помощь. Не забывайте поощрять щенка сразу же, как только он спустится с бума. Постепенно поощрение лакомством сокращайте, ограничиваясь восклицанием «Хорошо» и поглаживанием.

Приучать щенка к движению в населенных пунктах сначала нужно на шлейке, а затем на ошейнике с использованием короткого поводка. Первые занятия проводятся в спокойных, малолюдных местах, а затем переходят в более многолюдные и загруженные транспортными средствами. Основная задача упражнений - приучить щенка спокойно относиться к встречаемым на пути движения раздражителям, в том числе и сильным, не отвлекаться от них, не выбегать на проезжую часть дорог, а все время двигаться или стоять у левой ноги хозяина.

Перед началом движения поставьте щенка у своей левой ноги, левой рукой возьмите поводок в 30–35 см от шлейки или ошейника, а правой - в середине остальной части поводка, предварительно надев петлю поводка выше кисти. Можно так же, надев петлю поводка выше кисти правой руки, остальную часть поводка держать в правой руке, собрав в гармошку так, чтобы, поводок, находящийся между правой и левой руками, немного провисал и не мешал движению правой руки во время ходьбы. Движение со щенком в населенном пункте начинается по команде «Рядом» и выполняется по методике и правилам, изложенным в разделе «Приучение щенка к движению рядом с хозяином».

В городских условиях щенок приучается ходить вдоль улицы только по тротуарам. Как только он попытается сойти с тротуара на проезжую часть дороги, подавайте команду «Рядом» и натяжением поводка возвращайте его к своей левой ноге, не прекращая движения. Переход со щенком улиц и площадей производится только в установленных местах. Перед началом перехода подавайте команду «Рядом». Постепенно щенок привыкнет к правилам перехода улиц и площадей и станет внимательно наблюдать за движением автомашин и других автотранспортных средств и перестанет выбегать на проезжую часть улицы, когда по ней движется автотранспорт. Все попытки щенка наброситься на других животных, людей и транспортные средства пресекайте запрещающей командой «Фу», а если это не подействует, то и легким рывком поводка.

Приучение щенка к перевозке в транспортных средствах начинают с перевозки их в корзинах, хозяйственных сумках и др. Это не потребует от вас больших хлопот. Важно только, чтобы щенок был обеспечен достаточным притоком воздуха и не мог вывалиться и упасть. Если ваш питомец проявляет беспокойство, отвлеките его лакомством и успокойте поглаживанием.

Приучать щенка к перевозке рядом с хозяином без использования корзин, хозяйственных сумок и др. можно лишь после того, как он приучен к шлейке, ошейнику, поводку, наморднику, выполнению команд «Ко мне», «Рядом», «Сидеть», «Лежать», преодолению лестниц должен быть приучен спокойно относиться к посторонним людям и транспортным средствам.

Щенок заводится в автобус, троллейбус, трамвай (там, где это разрешено местными органами власти) на коротком поводке и в наморднике по команде «Вперед». В случае необходимости; которая чаще всего возникает в начале приучения к перевозкам, щенка подсаживают. При спаренных автобусах, трамваях и троллейбусах производится на переднюю площадку второго вагона. При посадке в первый вагон имеется опасность попадания щенка под второй вагон. В автобусе, троллейбусе и трамвае щенок перевозится сидя или лежа возле левой ноги хозяина или перед ним. При этом рекомендуется удерживать его за шлейку, ошейник или поводок. Перевозя взрослого щенка в автомашине, не забудьте взять для него подстилку. Маленькие щенки в автомашинах чаще всего перевозятся в корзинах, хозяйственных сумках и др.

Вырабатывать у щенка выдержку начинают с 4-месяного возраста. Выдержка способствует послушанию, дисциплинированности щенка, более успешному усвоению им основ правильного воспитания и начальной дрессировки.

Выдержка требует затормаживания у щенка инстинктов, и дается она ему нелегко. Поэтому нельзя форсировать выработку выдержки, предъявлять к щенку непосильные требования.

Наиболее доступна и эффективна выработка выдержки в период кормления щенка. Подведите щенка к кормушке с кормом и удерживайте его поводком в течение 4–5 секунд, после чего по команде «Кушай» пускайте к кормушке. Постепенно увеличивайте выдержку, доводя ее к 6-месячному возрасту щенка до 8–10 секунд. Когда будут выработаны и закреплены первоначальные навыки выдержки, щенка можно будет подзывать к кормушке без поводка.

Вырабатывать выдержку можно и во время приучения щенка к выполнению команд «Гуляй», «Апорт», «Вперед», «Сидеть», «Стоять», когда на эти команды выработаны уже достаточно выраженные и устойчивые навыки. Например, посадите щенка на поводке возле своей левой ноги, помахайте перед его глазами игрушкой в правой руке и, бросив игрушку на 5–6 шагов, удерживайте щенка поводком. Через 4–5 секунд подайте команду «Апорт» и пошлите щенка за игрушкой, поступая затем как при апортировке. Через 5–6 минут упражнение повторите. Постепенно время выдержки увеличивайте, доводя его к 6-месячному возрасту щенка до 8–10 секунд.

Выдержка у щенка должна также вырабатываться по отношению к специалистам, производящим осмотр на выводках молодняка и других комиссионных осмотрах (осмотр зубов и др.). Щенок должен быть приучен вести себя во время осмотра спокойно. Для этого нужно заранее, до выводки, провести 2–3 тренировочных занятия, имитирующих комиссионный осмотр щенка. В качестве помощников-«экспертов» пригласите знакомых опытных собаководов.


| |
Загрузка...