docgid.ru

Политическая власть

1.Понятие политической власти, ее сущность, содержание и формы.

2.Легитимность власти.

3.Разделение властей как теория и принцип.

I. Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Формы государственной власти (правления) и государственного устройства

1. Особенности политико-правовой формы власти, ее источники и ресурсы

Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

Форма правления показывает:

· как создаются высшие органы власти в государстве

· их структуру

· какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами

· как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны

· в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма государственного устройства - способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

Политический режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

На сегодняшний день выделяют 2 формы правления (Рис.1):

1. Монархия

Это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

2. Республика

Это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Главное различие этих форм заключается в способах формирования институтов высшей власти.

Монархия характеризуется как власть:

ü единоличная

ü наследственная

ü пожизненная

Республика основывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

Рис. 1. Формы правления

Виды монархии:

1) Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ).

2) Конституционная монархия делится на два вида:

а) Дуалистическая монархия (начало 20в.)

Она характеризуется определенными признаками:

Правление осуществляет монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть;

Монарха от парламента в сфере исполнительной власти;

Полномочия парламента, сильно урезанных монархом

Монарх имеет право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

б) Парламентская монархия

Эта форма существует обычно в высокоразвитых государствах таких, как Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Признаки парламентарной монархии:

Ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;

Отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;

Центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.

Республика бывает 3 видов:

1)Президентская республика

Это форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (Латинская Америка).

Особенностью является то, что все ветви власти независимы друг от друга и Президент- глава исполнительной власти.

2) Парламентская республика

Она предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

Правительство формируется партийным большинством в представительном органе власти (Турция, Италия и др.).

3) Смешанная республика

Этот вид сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики (Франция).

2. Формы государственного устройства по принципу политико-административного устройства

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

Как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами и др.

Различают 3 основные формы (Рис.2):

1. Унитарное государство

2. Федерация

3. Конфедерация

Рис.2 Различия между формами государственного устройства (схема Д. Найса)

1. Принцип унитаризма

Означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов.

Унитарное государство - единое, оно может делиться только на административно-территориальные части, не обладающие правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику.

На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

Парламент- однопалатный.

Унитарное государство отличается сильной президентской властью и жесткой централизованной структурой исполнительной власти.

Унитарными являются большинство современных государств - Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норвегия и др.

2. Принцип федерализма

Предполагает объединение государственных образований на основе договора, конституции в единое государство с делегированием определенных верховных полномочий центру и четким правовым наделением определенными полномочиями субъектов федерации.

Парламент - двухпалатный.

Федерация характеризуется децентрализацией управления, передачей ряда важных его функций субъектом федерации

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

3. Принцип конфедерации

Предполагает объединение нескольких равноправных государств и создание общих центральных органов власти: парламент, правительство, верховный суд.

Конфедерация - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран или республик для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны и республики, сохраняя суверенитет полностью и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация характеризуется неустойчивостью и, как правило, либо распадается, либо перерастает в федеративное или унитарное государство. Неустойчивость распад может быть связан, например, с достижением цели для которой конфедерация создавалась или с тем, что, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения.

В настоящее время конфедераций в мире нет. В то же время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского союза, Британского содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Европейский союз, Карибское сообщество.

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия + Черногория, 2003-2006гг.)

Сербия и Черногория, две из шести союзных республик бывшего федеративного государства Югославия, пришли к соглашению о сотрудничестве только в некоторых политических областях (например, оборонительный союз и международное представительство).

Каждое государство имело своё собственное законодательство и экономическую политику, а позже - валюту, таможню и другие государственные атрибуты.

В 2002 году, Сербия и Черногория пришли к новому соглашению относительно продолжения сотрудничества в рамках конфедеративного союза, которое, среди других изменений, обещало окончание использования имени "Югославия". 4 февраля 2003 года федеральный парламент провозгласил создание конфедеративного Государственного Союза Сербии и Черногории, кратко - Сербия и Черногория.

После референдума о независимости Черногории 21 мая 2006 года, в результате которого 55,5 % избирателей проголосовали за выход республики из союза, Черногория 3 июня 2006 года, а Сербия 5 июня провозгласили независимость. Союз Сербии и Черногории прекратил существование.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

II. Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе США, РФ. Статья 10 ныне действующей Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.

Политическая власть выражает и защищает интересы тех или иных социальных слоев, а также так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом. Политическая власть "складывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределения ресурсов политики -- мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики".

Политическая власть имеет многообразие форм своей реализации, среди которых - господство, руководство, организация. Остановимся подробнее на каждой из них.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют. Политическое господство - это структура командной и политической системы, организация законодательства и иерархия управленческого персонала, связанных с ним привилегий. Оно возникает тогда, когда власть институциализируется, превращаясь в такие прочные политические отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее реализации и воплощения в обществе. Однако политическая власть, пользуясь ресурсами вооруженной силы, может возникнуть и до установления господства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этимологически нейтрально и независимо от таких понятий, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство -- это политический иерархический порядок (где всё и все на своих местах), при котором одни командуют, а другие вынуждены подчиняться, хотя первые могут находиться под демократическим регулированием вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего управляемого общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, как форма социального неравенства.

В современном правовом государстве наблюдается унификация связи политического господства с социальными привилегиями, хотя и не исчезла полностью. Альтернативой политическому господству является самоуправленческая организация общества, осуществление которой в обозримой перспективе нереально.

Господство как форма политической власти может по-разному интерпретироваться гражданами. Положительная оценка, принятие обществом политической власти, признание ее законности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

Политическое руководство как форма власти - способность субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство ставит текущие и перспективные цели, достигая или не достигая их, вырабатывает стратегические и тактические задачи. Таким образом, руководство - это определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосударственного и общегражданского значения, их важнейших принципов и путей достижения. В зависимости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уровень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус данного руководителя очень высок и характер принимаемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие посты должны заниматься людьми грамотными, умными и высокопрофессиональными. Элементы глупости, сквозящие в решениях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усиливает необходимость и потребность рекрутирования "наверх" наиболее талантливых людей.

Чем ниже уровень политического руководства, тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель "среднего" уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную. Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.

Организация политической власти воплощается в сознательном и целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Организация осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д. Политическая организация - вид общественной организации, созданной на основе совместной деятельности людей с целью реализации политико-властных отношений и интересов. Политическая организация характеризуется устойчивым членством, структурированностью, дисциплинированностью и ответственностью, а также использованием многообразных средств для достижения политической цели. Организация иерархична: она состоит из лидера, его заместителей - близких сторонников, активных и пассивных членов. Виды политических организаций дифференцируются по множеству оснований: по отношению к государству они делятся на государственные и политические организации (парламент, правительство, органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации и др.) и негосударственные (политические партии, общественно-политические организации и др.); по социальному составу - на классовые, национальные, на нации в целом; по отражению и выражению в них качества политичности - на политические организации (политические партии, например), общественно-политические, в которых мера политического содержания соседствует с неполитическим (профсоюзы) и неполитические организации (общества различного любительского свойства); по степени организованности их относят к устойчиво организованным, среднеорганизованным и недостаточно организованным. Политические организации также делятся на внутристрановедческие, внутригосударственные, международные. В зависимости от идеологии в основе их программ, уставов характеризуются как демократические, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативными и т.д.

Политическая власть реализуется в различных типах своей эффективности. Содержательная дифференциация политической власти может быть организована "по различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти -- классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... -- единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления -- монархическая, республиканская; по режиму правления -- демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу -- социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п...".

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием "политическая власть". В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным. С данными видом политической власти мы познакомимся в следующем параграфе нашей работы.

Основными формами политической власти является господство, политическое руководство и управление. Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.п.. Все это наносит ущерб истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, чревато социальными конфликтами.
Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:
- Монархия - единовластное (абсолютное или конституционному ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);
- Тирания - единоличное деспотическое правление вследствие насильственного захвата власти;
- Аристократия - власть лучших, то верховой, знатной, привилегированной группы;
- Олигархия - власть немногих богатых;
- Тимократия - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, обладающего высоким имущественным цензом, часто - военной силой;
- Теократия - власть церкви;
- Охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на сиюминутные настроения и капризы толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотической и действует тираническое;
- Демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан. Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, разгул надцентрализованости и заформализованости в государстве), технократы (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).
Политическая воплощается через механизм властных отношений. Польский политолог Ежи Вятр предложил такую??его структуру:
- Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;
- Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воле;
- Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
- Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, другие - им подчиняться (правовое обеспечение).
Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:
- Интегративная (в объединении социально-политических сил общества);
- Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);
- Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде общезначимых)
- Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).
Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:
1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет и правового измерения.
2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организованное волеизъявление, которое вытекает из единства права. В каждом по-
литической союзе государственная власть, несмотря на принцип ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.
3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высокому этическому и политическому цензу. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правление лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.
4. Политическая программа властвующих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.
5. Политическая программа власти должна охватывать мероприятия и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопическим, несбыточным программных начертаний.
6. Государственная власть принципиально связана распределительной справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.
Практика политической жизни удостоверяет, что игнорирование этих аксиом приводит к кризису государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология

Политическая коммуникация.. б функции действующие на выходе из.. составление правил деятельности системы применение этих..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука и учебная дисциплина
1. предмет политологии 2. структура политологии, ее функции и задачи, категории 3. политика как общественное явление 1.Политология – наука о государственных делах.

Сравнительный анализ в политологии
Сравнение - обычный способ мышления. Существует даже расхожее выражение: «Всё познаётся в сравнении». Даже по­знание человеком самого себя происходит через познание дру­гих людей. Ф

Применение этих правил
7. Вынесение суждений о характере применения правил. Рассмотрим более подробно сущность функций группы А. 1. Политическая социализация и рекрутирование

Политическая коммуникация
Реализация предыдущих функций осуществляется благодаря бесчис­ленным актам передачи информации между отдельными индивидами, груп­пами людей и организациями. Все виды деятельности, связанные с испол

Азвитие политической системы
Процесс формирования обновленной российской государственности начался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народных

Сущность и характеристика политических режимов
Понятие "режим" (от лат. regimen, от фр. regime - управление) означает совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Политический режим возникает не стихийно

Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчине

Характеристика авторитаризма как политического режима
Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) приме­няется в политической науке для обозначения режима, характеризующе­гося монополией на власть какой-то одной партии,

Демократический режим: понятие и основные черты
В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр­ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче­ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра­т

Теория элит Г.Моски
Идеи политического элитизма, согласно которым фун- кцию управления обществом должны выполнять избран- ные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глу- бокой древности. Наиболее

Основные концепции политической власти
На сегодня в научной литературе существует более 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и одновременно недостаточной изученности пр


Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государ

Политический процесс
Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп

Политическое развитие и кризисы политического развития
Современный исторический период характеризуется наиболее глубоким и всесторонним кризисом тоталитарных и авторитарных политических режимов в различных районах мира. Для того, чтобы оценить эти

Политические партии: понятие, основные черты
Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель. Буквальное значение понятия партия (от лат. part - часть) -

Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы
Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработко

Типы лидеров
Выделяют различныетипы лидерства. По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров; по масштабу- общенациональных, классовых, партийных. В современной пол

Формальное и неформальное политическое лидерство
Различают лидерство формальное, которое может быть охарактеризовано как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность, и

Типология политических лидеров
Для изучения природы и понимания существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные: §

Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государ­стве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Выделяют три основных формы

Формы и виды политической власти

Выражая и защищая интересы тех или иных социальных слоев, политическая власть вместе с тем так или иначе занимается организацией политической жизни общества в целом. Она ʼʼскладывается как система функций из моделирования собственной деятельности; анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций; определœения своей стратегии и частных тактических задач; надзора и пресечения... отклоняющегося от норм поведения; присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными...); распределœения ресурсов политики - мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами, наградами и вознаграждениями и т. д.; преобразования политического и общественного (социального, экономического, правового, культурного, морального) окружения власти в ее интересах и в интересах ее политикиʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 42).

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинœение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определœения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целœенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые бывают административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти должна быть построена ʼʼпо различным признакам: по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.; по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.; по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.; по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....ʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием ʼʼполитическая властьʼʼ. В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целœей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. При этом, это не выражает ее сущность. ʼʼГосударственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всœего населœения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определœенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целœей и задач этой организацииʼʼ (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всœецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населœения, в определœенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих ‣‣‣ систем власти определяется характером существующего разделœения государственной власти между ее субъектами разного уровня. В случае если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделœены определœенными властными функциями, то действует федеральная система власти. В случае если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчинœенным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целœесообразность разделœения властей обусловливается, во-первых, крайне важно стью четкого определœения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, крайне важно стью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, крайне важно стью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинœение; в-пятых, крайне важно стью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всœех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделœения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителœей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, к примеру, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделœения властей, согласно конституций, лежит в базе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в базе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделœения властей не должна быть реализована па практике в связи с тем. что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь всœе говорят о крайне важно сти разделœения властей. При этом, проблема разделœения еще не решена на практике в связи с тем что разделœение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделœения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определœении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всœеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия должна быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, к примеру, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком ʼʼплюсʼʼ. Так к примеру, Б. И. Краснов пишет: ʼʼВласть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всœегда и во всœем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функцииʼʼ (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что ʼʼвласть должнаʼʼ обеспечивать ʼʼправа гражданʼʼ, ʼʼих конституционные свободыʼʼ, ʼʼвыполнять созидательные функцииʼʼ и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. По этой причине, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть ʼʼпроявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

1) принуждение;

2) приманивание;

3) ʼʼблокирование последствийʼʼ (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть);

4) ʼʼсоздание требованийʼʼ (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг);

5) ʼʼрастяжение сети властиʼʼ (включение дополнительных источников зависимости от агентов);

6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинœения в будущем);

7) подсказки;

8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)ʼʼ (Основы политологии: Курс лекций. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 244).

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы..

Легитимность политической власти. Типы легитимности

При характеристике политической власти в последние годы широко используется понятие ʼʼлегитимностьʼʼ. В переводе с латинского это понятие означает законность. В таком значении его довольно часто используют при характеристике политической власти не только в обыденной речи, но и в научной литературе (см. к примеру: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 1994. - № 3-6. - С. 83-84). В действительности понятия ʼʼлегитимностьʼʼ и ʼʼзаконностьʼʼ, безусловно, не являются тождественными. ʼʼЛегитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, потому легитимность не следует смешивать с легализацией..., т. е. с законностьюʼʼ (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 151).

Политически господствующий социальный слой для утверждения своего господства использует разные средства: идеологическое, воздействие, распространение выгодной и скрытие невыгодной информации, политическое воспитание, физическое насилие и т. д. Вместе с тем он всœеми силами стремится добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою. Это ему довольно часто удается осуществить.

Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, принято называть легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта - это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делœегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.

При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, являющимися объектами этой власти, ибо его решения и распоряжения большинством людей воспринимаются как вполне правомерные, они одобряются ими.

Наоборот, при отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность. В этом случае субъект политической власти концентрирует усилия па насильственном подчинœении себе остальной части общества, свои приказания и распоряжения он реализует силой принуждения.

Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по разному. Все многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, (см.: Вебер М. Типы легитимного порядка: условия и право// Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. -. С. 638-643), можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме.

Легитимность политической власти обеспечивают, прежде всœего, многовековые традиции управления и подчинœения. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания и распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Нарушение традиционных норм неодобрительно оценивается обществом, оно закономерно сопровождается определœенными санкциями со стороны общества. Политическая власть легитимация которой обеспечивается традициями, принято называть традиционной властью.

Легитимность политической власти достигается также с. помощью Принятия определœенных законов и других нормативных актов, устанавливающих нормы управления и подчинœения, определяющих права и обязанности управляющих и управляемых. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается установленными юридическими нормами, принятыми законами и другими нормативными актами, принято называть легальной, законной.

Легитимность политической власти может достигаться также за счёт приписывания лидерам исключительных, нередко сверхъестественных качеств. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, преклоняются перед этим лидером, связывают с ним свое благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Лидер, в свою очередь, постоянно пытается показать массам, что он обладает особыми качествами, выполняет ʼʼисторическую миссиюʼʼ. Политическая власть, легитимность которой достигается за счёт обожествления лидера, Наделœения его особыми качествами, принято называть харизматической.

Указанные типы легитимности политической власти в реальной действительности в чистом виде встречаются крайне редко. Чаще всœего они дополняют друг друга в тех или иных сочетаниях. Это, однако, не исключает специфических черт каждого из них- Важнейшей особенностью политической власти, легитимность которой обеспечивается традициями, является консерватизм. Такая власть в значительно меньшей степени ПО сравнению с властью легальной и харизматической подвержена изменениям. Из всœех указанных типов легитимности самым неустойчивым является последний. ʼʼВ случае если традиции и закон придают политическим системам определœенную стабильность, то власть харизматического лидера может превратиться во всœеподчиняющую силу, направленную на осуществление глубоких институциональных изменений. При определœенных условиях харизматический лидер способен свергнуть традиции и действующие законы, чтобы установить ʼʼновый порядокʼʼ... Лидер руководствуется при этом не существующими установлениями, действующими юридическими нормами или укоренившимся традициями, а собственным вдохновениемʼʼ (Санистебан Л. С. Основы политической науки. - М., 1992. - С. 42-43). В случае если это происходит, то общество, как правило, утрачивает стабильность, вступает в полосу радикальных изменений, нередко сопровождающихся разрухой. обнищанием значительной части населœения и т. д.

Возможность легитимации политической власти обеспечиваем ее неравное распределœение в обществе с момента появления этой власти, выражающееся в том, что меньшинство отдает приказания и распоряжения, управляет и повелœевает, а подавляющее большинство населœения выполняет распоряжения и подчиняется.

Формы и виды политической власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формы и виды политической власти" 2017, 2018.

Понятие власти и виды власти

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти.

1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.

2. Власть принуждающая. Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.

3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.

5. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

6. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить Б увидеть последствия своего поведения в новом свете.

Испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс в своей работе анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фобократию). При характеристике экономической власти (плутократии) он отмечает, что она представляет собой богатство, превращенное в орудие господства в обществе. Экономическая власть - это власть, основанная на богатстве. Ее главное средство – деньги. В настоящее время, отмечает автор, экономическая власть достигла исключительной силы консолидации. Экономическая власть как таковая и сама по себе не прибегает к насилию, однако она способна беззастенчиво попирать все божественные и человеческие нормы. Она как бы остается за занавесом, однако в значительной степени диктует поведение действующих лиц на общественной сцене.

Политическая наука преимущественно исследует политическую власть.

«Власть» и «политическая власть» не являются синонимами. Политическая власть является разновидностью власти. Она охватывает все виды властных отношений в сфере политики. Она выражает способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики. Политическая власть представляет собой специализированный, организационно-правовой, институционализированный тип власти. Как пишет французский политолог Ж. М. Денкен, эта власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет политический выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям. Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Специфика политической власти выражается в следующем:

  • она формируется путем делегирования части прав и полномочий как «наверх», так и «вниз»;
  • всегда мобилизует на достижение каких-то целей;
  • решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено различными интересами;
  • основана на маневре, диапазон которого определяется согласием или борьбой;
  • требует концентрации прав и воль людей в государственных органах, политических партиях и т. д., т. е. в субъектах политической власти, через которые она и реализуется.

В современной политической науке можно обнаружить и другой перечень особенностей политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Довольно остро в науке стоит вопрос о соотношении политической и государственной власти.

Мы не согласны с К. С. Гаджиевым, что «государство является главным и единственным носителем политической власти». Во-первых, потому что субъектами (акторами) политической власти могут являться: государство; политические партии и организации; правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления); групповое и индивидуальное лидерство; личная власть; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдума и даже толпа (охлос). Множество субъектов власти позволяет говорить, по крайней мере, о двух разновидностях политической власти: государственной и общественной.

Во-вторых, в условиях первобытно-общинного строя политическая власть (князя, старейшины) уже существовала, но не было государственной власти, реализация которой предполагает специальный, обособленный от общества аппарат.

Польский политолог Е. Вятр выделяет характерные черты государственной власти: «Эта власть осуществляется с помощью обособленного аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет, и имеет возможность обратиться к средствам организованного законодательного институированного насилия. Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти – является политической властью в ее наиболее развитом виде».

Традиционно выделяют следующие отличительные черты государственной власти:

  • легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
  • верховенство, обязательность решений для всего общества и, соответственно, для других видов власти;
  • публичность, т. е. всеобщность и безличность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
  • моноцентричность, т. е. наличие одного центра принятия решений;
  • обладание всеми ресурсами власти одновременно и наличие возможности использовать их в различной степени, в зависимости от сложившейся ситуации во властных отношениях.

Особой формой власти является общественная власть. Она формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

М. Дюверже выделяет три этапа эволюции форм власти:

1 этап: Власть анонимна, т. е. распределена среди членов рода и племени; проявляется в совокупности верований и обычаев, жестко регламентирующих индивидуальное поведение; не имеет политического характера.

2 этап: Власть индивидуализирована, т. е. власть сконцентрирована в руках вождей, групп (власть вождей, старейшин, императоров).

3 этап: Власть институциализирована, т. е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих интересов; управление; обеспечение социального мира и порядка и т. п.

Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертом этапе, который протекает в наше время, - власть «надгосударственная», представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население десятка европейских стран.

Власть как социальное явление выполняет ряд функций. Основные функции политической власти в социальной системе возникают, формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений.

Одна из важнейших функций политической власти заключается в сохранении социальной целостности через выстраивание приоритетов, соответствующих ценностям данной культуры, и жесткое следование им; через реализацию потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции.

Другая функция заключается в осуществлении регулирования социальных отношений, поддержании стабильности функционирования социального организма.

Первые две функции тесно взаимосвязаны, что позволило французскому политологу Ф. Бро утверждать, что любая политическая власть имеет своей задачей «обеспечить порядок … сохранить статус-кво общества, реформировать его или революционизировать».

Французский политолог А. Турен отмечал, что накопление и концентрация национальных ресурсов также является функцией власти. Он отмечал, что: «Политическая власть есть средство от «спонтанности» потребления к «искусственности» накопления».

Одним из параметров оценки власти является её эффективность. Об эффективности власти судят по тому, в какой мере она осуществляет свои функции. Можно сформулировать следующее определение эффективности власти: это способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

В современной политологической литературе выделяют следующие критерии эффективности власти:

  • достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
  • наличие общенационального согласия по вопросу о целях и путях развития данного общества;
  • сплоченность и стабильность властвующей элиты;
  • рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
  • организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
  • наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжения властных структур;
  • действенность системы самоконтроля власти, одним их показателей которой является ее авторитет;
  • адекватное отражение интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, вместе с увязыванием их с интересами общества как целого.

Прочность политической власти, ее авторитет зависит от того, насколько успешно она справляется с задачей регулирования социальных отношений в обществе. Политическая власть встроена в систему управления. Социальное управление – это целенаправленное воздействие политической системы на развитие общества. Оно состоит их двух частей: самоуправление, когда регуляция системы осуществляется без постороннего вмешательства, и властное управление, когда регуляция системы осуществляется за счет принуждения, подчинения. Различия между управлением и властью нам видится в том, что управление, используя властный механизм, ориентируется на процесс, а власть - на результат.

Наиболее часто употребляемой является разделение форм осуществления власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В зависимости от широты распространения властных отношений можно выделить:

  • мегауровень – международные организации, наделенные властными полномочиями (ООН, НАТО и др.);
  • макроуровень – центральные органы государства;
  • мезоуровень – нижестоящие органы государственной власти;
  • микроуровень – власть в первичных органах самоуправления и т. д.

Другим основанием для типологизации политической власти является положение М. Вебера о трех типах господства: традиционном, легитимном, харизматическом.

Традиционная власть основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека нацелена на воспроизводство общности, на обеспечение стабильного порядка, устраняющего хаос и нестабильность. Власть персонализирована и предполагает личную преданность подданных и слуг правителю.

Харизматическая власть базируется на вере в «сверхъестественные», «внеповеденческие» способности лидера. Его авторитет основан на вере в способность данного человека брать на себя ответственность и решать все вопросы чудодейственным способом.

Легальная власть опирается на законы, правила и нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей.

Ж. Т. Тощенко предлагает свой подход к классификации форм политической власти. Специфика его подхода заключается в том, что осуществляется анализ реальных специфических характеристик, достаточно четко выражающих особенности данной формы власти; достаточно четко выявляется субъект власти; характеризуются основные мировоззренческие установки, цели и намерения представителей той или иной формы власти, что позволяет через призму идеологии выявить политическую ориентацию, возможности сохранения соответствующих властных структур, их жизнеспособность и устойчивость ко всяким потрясениям и тенденциям дезорганизации; выявляется политическая конструкция государственных и иных органов; описываются особенности взаимоотношений правителей и управляемых; позволяет определить состояние, тенденции и проблемы политического сознания и поведения, понять их сущностные и специфические формы выражения.

Он выделяет «вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию. Рассмотрим более подробно каждую из названных форм .

Демократия – одна из основных форм общественно-политического управления, организации государства и политических движений (более подробно см. Глава 9).

Олигархия. Ее основные характеристики: осуществление небольшой группой (социальным слоем) политического и экономического господства в обществе, проявление корпоративности в самой высокой степени, прямое или косвенное воспрепятствование выборам властных органов и замена их назначениями, формирование монопольных прав и полномочий, принадлежащих только этой социальной группе, спонсирование, приватизация, скупка государственного аппарата. Олигархические тенденции характерны практически для всех современных государств.

Охлократия (власть толпы). По своей сути данная форма власти означает:

1) Власть социально-политических групп, использующих популистские настроения и ориентации населения в крайне примитивных формах, что создает условия для произвола и бесправия во всех сферах общественной жизни.

2) Охлократия создает ситуацию беспорядков, мятежей, погромов, пробуждающих низменные устремления, бессмысленные разрушения, безрассудные убийства и произвол, попрание всех гарантий жизни человека. Охлократия часто вступает в свои права в переходный период, в критические для общества периоды.

Милитократия. Одной из современных форм милитократии является хунта. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной и обществом.

Идеократия. Форма власти, при которой решающую роль имеют теории и концепции, оправдывающие заранее выдвинутые идеи и выводы. Идеократическим государством был Советский Союз.

Аристократия. Трактовка аристократии менялась по мере развития человечества. Под ней понимали: 1) форму правления, означавшую власть привилегированных групп общества; 2) часть социальной структуры общества, которая включала в себя людей, занимающих авторитетное положение в обществе, обладающих властью, богатством, влиянием; 3) людей, характеризующихся устойчивыми высоконравственными установками и целями, воспитанных в строго заданном алгоритме норм морали и предписанных правил. В настоящее время аристократия как форма власти стала отождествляться с консерватизмом.

Монархия – одна из древнейших форм управления, когда абсолютная власть сосредотачивается в руках одного лица, власть которого передается по наследству. Монархия на различных этапах меняла свои формы. В целом все монархии оказывались достаточно неустойчивыми образованиями, которые распадались под ударами как внутренних, так и внешних сил.

Этнократия – форма политической власти, при которой осуществляется управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами с позиций примата интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других наций, народностей, национальностей. Ее суть проявляется в игнорировании прав национальных (этнических) групп народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда реализуется одностороннее представительство интересов господствующей нации, а не интересы человека, социальных групп независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности.

Ж. Т. Тощенко выделяет следующие сущностные черты этнократии:

  • этнократия выпячивает этнический интерес, преувеличивает его, ставит на первое место среди других возможных ценностей;
  • противостояние интересов нации и интересов личности этнократией поддерживается не стихийно, а сознательно, с преувеличением существующих противоречий, с героизацией этнического противостояния, его возвышением и даже попытками обожествления;
  • этнократия всегда использует образ мессии, вождя, фюрера, который наделяется сверхчеловеческими качествами, концентрирует в себе понимание сути и тайных помыслов своего народа;
  • одна из главных целей этнократии – показать окружающим государствам величие данного народа, показать его роль и значение;
  • экономическая, социальная, культурная сфера ставятся в подчинение главной цели – властвование над другими народами;
  • этнократические режимы заинтересованы в конфликтах, в ненависти, в поддержании социальной напряженности;
  • этнократия проповедует непримиримость.

Можно выделить следующие типы этнократии.

1. Расизм, который в своей первооснове опирается на идею деления народов на высшие и низшие. Расистская власть добивается чистоты расы, сопротивляется попыткам достижения равенства между народами, устанавливает на законодательном уровне ограничения и запреты для «низших» народов.

2. Фашизм, который открыто провозгласил этнические критерии в определении политики и организации общественной жизни.

3. Шовинизм, который характеризуется чрезмерный до недоразумения патриотизм с ориентацией на военную силу, ультранационализм с элементами авторитаризма.

4. Национализм, который выступает как политика, социальная практика, идеология и психология процесса подчинения одних наций другим, как проповедь национальной исключительности и превосходства.

5. Сепаратизм (политический), который понимается как:

  • движение и акции за территориальное отделение той или иной части государства в целях создания самостоятельного государства;
  • широкую, практически неконтролируемую автономию части государства на основе национально-языковых или религиозных признаков.

6. Фундаментализм. Данный тип этнократии выступает как крайне консервативное течение, в котором тесно переплетаются националистические и конфессиональные притязания, выражением которых становятся общественно-политические и религиозные движения и организации, демонстрирующие свою приверженность правоконсервативным идейно-политическим взглядам. (В настоящее время внимание ученых и политиков сосредотачивается на исламском (мусульманском) фундаментализме).

7. На современном этапе исторического развития наблюдается тенденция вовлечения во властные отношения представителей различных религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддерживания власти. Это позволило Ж. Т. Тощенко выделить такую форму власти как теократию.

Основными признаками теократической формы политического управления являются: религиозно-правовая регламентация всех сторон общественной и государственной жизни, осуществление судопроизводства по нормам религиозного права, политическое лидерство религиозных деятелей, провозглашение религиозных праздников государственными, притеснение или запрещение других религий, преследование людей по религиозным мотивам, активное вмешательство религии в сферу образования и культуры. В теократических обществах устанавливается тоталитарный контроль за поведением, образом жизни личности, ибо статус личности определяется принадлежностью лица к религии и ее институтам.

В ХХ - XXI вв. наблюдается все возрастающее влияние науки и техники на политические отношения. Следствием этого является надежда многих обывателей на то, что с помощью новых научных дисциплин, новой техники, новых людей (технократов) будут разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Технократические социальные и политические концепции, претендующие на принципиально новую конструкцию общества, базирующуюся на максимально механизированной технологии и эффективной организации промышленности, появились в конце XIX в. Одним из источников их формирования были реальные достижения Великобритании, США, Германии в экономике, в создании нового облика общества. Другим источником создания теории технократии стало движение прогрессистов (У. Липпман, Г. Кроули и др.), которые выступали за установление нового общественного порядка в виде централизованного общенационального управления под руководством экспертов, знающими технологию «социальной инженерии». Третьим источником является технико-организационная теория «научного менеджмента», представителем которого был Ф. Тейлор. Он доказывал, что главной фигурой общества является профессионал, который руководствуется научным способом решения любой проблемы в области промышленности, что на его взгляд, можно и нужно перенести в управление страной и государством.

Именно на основе идей прогрессивизма, социальной инженерии и научного менеджмента основатель технократизма, как политического течения, Т. Б. Веблен, делает следующие выводы:

  • анархия и неустойчивость современного общества являются результатом управления государством политиками;
  • стабилизация общества и придача ему положительной динамики возможно только путем передачи руководства всей экономической жизнью и управления государством техникам;
  • необходимо противопоставить власть технократии власти «денежного мешка».

Ж. Т. Тощенко делает вывод, что технократия означает:

  • 1) управление (в широком смысле слова) всеми общественными процессами профессионалами-специалистами на основе тех закономерностей и принципов, которыми руководствуются в мире техники, технологии, науки;
  • 2) специфическую форму политической власти, при которой используются методы управления техникой и технологией и которые переносятся во властные отношения, на государственную власть;
  • 3) обладание политической властью техническими специалистами и руководство ими жизнью любого индустриального общества.
Загрузка...