docgid.ru

Разрушение храма. Кары божьи

В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Главным объектом гонений была Русская Православная церковь. В нашем обзоре фотографии 13 разрушенных храмов из разных уголков России.

В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.

1. Церковь Антипия Пергамского



Построена в конце XVIII - начале XIX веков при помощи купцов Рыбниковых вместо деревянной кладбищенской. В 1930 году церковь закрыли и начали использовалась под склад. Храм был возвращен верующим в 1999 году, но активные ремонтные работы пока не начались.

2. Церковь Архангела Михаила


3. Введенская церковь


Церковь была построена в 1910 году, а перестала действовать в 1930.

4. Храм Димитрия Солунского


Храм Димитрия Солунского в деревне Шимоново Деревня Шимоново находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Кирпичная ротондальная церковь в стиле классицизма, повторяющая московский храм Космы и Дамиана на Маросейке, была возведена здесь в 1801-1805 годах. О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана.

В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке.

5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


6. Церковь Рождества Божией Матери


Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны - каменная церковь в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества была построена здесь в конце XIX - начале XX вв. Невдалеке от нее, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. И по сей день она находится в разрушенном состоянии.

7. Никольская церковь


Никольская церковь в Лыткарино - древнейшая церковь в округе, возведенная в 1680-х годах. В настоящее время находится на территории усадьбы Петровское – также пустующей. За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Были утрачены внутренние интерьеры храма и разрушен шатер. В 1970-х годах началась его реставрация, которую доверили В.В. Кавельмахеру.

За прошедшие годы был восстановлен шатер, возобновлены наличники окон, а над входом возвели трехпролетную звонницу. Сама усадьба Петровское находится на высоком берегу Москва-реки. Сейчас от нее остались только цокольный и первый белокаменные этажи, над которыми надстроен в 1959 году второй кирпичный этаж, остатки парка и цепь прудов.

8. Заброшенный храм казанской иконы божией матери



Необычный величественный храм, строительство которого началось в 1780 году напротив усадебных ворот имения графа Чернышева. Каменный храм строился более 50 лет и был красивейшим образцом классицизма в архитектуре. Сегодняшнее состояние постройки - результат закрытия храма в 1962 году и использования его как подсобного помещения. Попасть сюда можно свободно, пока он окончательно не превратился в романтические руины

9. Церковь Рождества Христова



Бывшее село Илколдино находилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Каменный храм в селе возвели в середине 19 века. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма.

Закрыта церковь была в 1930х годах, в 1953 опустело и окружающее ее село: в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех его жителей вынудили переселиться в другие места. Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев - тополям, черёмухе и кустам сирени, а церковь медленно, но неумолимо, продолжает разрушаться.

10. Церковь Покрова Божией Матери



Белокаменная одноглавая церковь с богатым декоративным убранством, построенная в 1762 году в стиле барокко. В конце 19 века к ней были пристроены кирпичная трапезная, придел и колокольня. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян – многие годы спустя, в 2000 году за ним было закреплено звание священномученика. Церковь была возвращена верующим в 1993 году, однако активный ее ремонт так и не был начат.

11. Никольская церковь в Лыткарино


12. Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино.

13. Церковь Спаса Нерукотворного Образа


Церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Сергино (села уже нет). Храм был построен в 1897 году, роспись иконостаса выполнил художник Шишкин. В советское время храм закрыт и разграблен.

Автору сайта "Помочь" довелось в 1993-2004 годах принимать участие в экспедициях детского клуб путешественников "Зюйд-Вест" Центра образования №109 г. Москвы. Клуб проводит экспедиции в трех регионах реки Волги. Две экспедиции: под Белым Городком Кимрского района, на участке Углич - Калязин - ежегодно проходят по одним и тем же местам. Третья экспедиция каждый год проходит новые маршруты, спускаясь ежегодно все ниже и ниже по Волге. За период с 1992 года участники клуба прошли от Твери до границы Татарстана с Ульяновской областью.
Автор сайта "Помочь", занимаясь с детьми выявлением мест разрушенных храмов, с целью установки на местах храмов памятных православных крестов, в какой-то момент осознал, что очень многие местные жители сообщают о том, что люди, которые участвовали в разрушении храмов, очень скоро погибали тем или иным образом. Подумалось, что подборка таких сообщений за много лет в разных селах может иметь на детей положительное воспитательное воздействие. Поскольку такая подборка о карах БОЖЬИХ смертных грешников является убедительным свидетельством бытия БОЖЬЕГО для детей, воспитанных преимущественно в материалистическом духе. Действительно одно, два таких сообщения ребенок может и не заметить, отнести к случайности, попросту не задуматься о нем. Но если из года в год разные участники экспедиций фиксируют в разных селах одни и те же свидетельства от разных людей, то это уже приобретает математическую статистическую убедительность.
Представляется целесообразным для педагогов, стремящихся дать своим ученикам православное воспитание, включать во время поездок по России в тематику опросов местных жителей вопрос о карах БОЖЬИХ за разрушение храмов и систематически фиксировать полученные сведения. Это имеет большое воспитательное значение для детей. Поскольку по сравнению с другими грехами, на искупление которых милосердная ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА дает человеку время, грех разрушения храма является, по-видимому, смертным. То есть его уже не возможно искупить, и пребывание человека на Земле становится, наверное, бессмысленным. Вероятно, поэтому человек очень быстро погибает. Следовательно, сведения о карах Божьих за такие грехи являются особенно наглядными и вразумляющими. Важно отметить, что одни из сел, упомянутых здесь, были русскими, другие мордовскими, третьи малаго народа - каратаи. Это, по-видимому говорит говорит, что воля ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ по наказанию грешников проявляется для всех народов России. Следовательно, у всех народов России - общая судьба.

Кары разрушителям храмов: первые свидетельства

Первое свидетельство этого рода я узнал еще в 1985 году во время работы в селе Заостровье Виноградовского района Архангельской области. Там многие жители вспоминали Митьку-комсомольца, который активно участвовал в осквернении храмов, и вскоре после этого погиб.
Все следующие сообщения относятся уже к экспедициям клуба "Зюйд-Вест" на Волге. В селе Воздвиженском Угличского района Ярославской области на реке Пукше рассказывали о двух людях, которые полезли снимать балки с уже закрытого храма и разбились. В селе Павловском свидетельствовали, что самые активные участники закрытия храма погибли в первые же дни войны. В селе Белом (это уже в Тверской области под Белым Городком) говорили о человеке - активисте осквернения храма, который вскоре умер прямо на дороге около села. Были и другие свидетельства, которые я по безалаберности документально не зафиксировал.
Необходимо иметь в виду, что чаще разрушали храмы приезжие люди, судьбу которых местные жители не могли знать, рассказывают старожилы только о своих земляках. Это говорит в пользу достоверности сообщаемых фактов.
Осознав важность темы, я с 2002 года уже специально ориентировал детей на особое внимание к этому вопросу. И опросы под Казанью дали сразу много свидетельств о наказаниях грешников. Некоторые из этих фактов имеют характер неопровержимых достоверных свидетельств, некоторые же являются доказательством живой народной православной веры, но не обладают стопроцентной исторической достоверностью. Приведу собранные факты в хронологическом порядке.

Кары разрушителям храмов: свидетельства собранные в 2002 году под Казанью.

В селе Ключищи мы беседовали со священником Сергием, настоятелем храма ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Священник нам рассказал, что при строительстве каменного храма в 18 веке на месте деревянного крестьяне бревна от разобранного храма продали богатому крестьянину. Вскоре в селе произошел пожар, сгорели все дома, кроме домов священников. Этот же священник рассказал, что в 1961 году, когда с храма снимали колокола, подломилась балка. Одного рабочего убило, а двоих поколечило. Надо отметить, что священник Сергий приезжий - из Подмосковья. Следовательно эти рассказы он мог узнать только у местных жителей.
В селе Теньки бабушка Маша - активист общины храма ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ рассказала, когда с храма снимали колокола, одного из рабочих парализовало.
В селе Мор Каратай завуч местной школы Тимофеева Елена Александровна, что местный храм долго не удавалось разрушить: тросы рвались и отказывала техника. Дети, игравшие на территории и на руинах церкви впоследствии стали калеками или слепыми. Интересно отметить, что эти истории, которые могут показаться кому-то не достаточно достоверными, рассказала наиболее образованная свидетельница. Это, думается, с одной стороны говорит о живой православной вере рассказчицы, а с другой стороны особо подчеркивает неопровержимую достоверность других приведенных в статье свидетельств, сообщенных простыми малообразованными людьми.

Кары разрушителям храмов: факты, собранные в 2003 году под Казанью.

Волжская экспедиция 2003 года по маршруту Камское Устье - село Урюм дала особенно обширный и глубокий материал по рассматриваемой теме.
Вот основные из собранных фактов:
Факт №1. Все местные жители, участвовавшие в разорении храма села Бессоново, погибли на войне (инф.: Пичугина Екатерина Семеновна 1923 г.р. с. Бессоново).
Факт №2. С храма селе Бессоново хотели снять колокол. Никто не соглашался это сделать. Вызвался один учитель "маленький, черненький". Колокол снял и вскоре заболел. Его положили в больницу, вырезали желудок, он умер (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р. с. Бессоново).
Факт №3. В селе Тертели хотели сломать храм (это недавно было). Никто не соглашался. Один человек (Пронин муж) согласился, полез и разбился. После этого все боятся прикасаться к церкви в с. Бессоново, даже для того чтобы сломать старую с целью строительства новой церкви (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р. с. Бессоново).
Факт №4. В селе Кадышево давно пытаются сломать храм (наполовину разрушили). Как начинают вновь разрушать, кто руку, кто ногу сломает. Так его и оставили (инф.: Еропкины Федор Михайлович1933 г.р. и Тамара Федоровна 1934 г.р. с. Бессоново).
Обратите внимание, что в приводимых фактах конкретные детали "маленький, черненький", "Пронин муж" и другие повышают достоверность получаемых сведений. Поэтому такие детали надо обязательно фиксировать.
Факт №5. Когда ломали поповский дом, человеку, который его купил, на голову упала балка при сборке дома на новом месте. Через 2 дня он скончался. Пред разборкой дома его предупреждали, что если он хочет жить в нем, то пусть дом останется на том же месте, а переносить его нельзя. Держали балку перед тем как уронить сын хозяина и еще мужчина (не вспомнила Анна Сергеевна, кто именно). Опять конкретные детали. Произошло это лет пять назад (инф.: Яшина Анна Сергеевна 1913 г.р., Еропкины Федор Михайлович1933 г.р. и Тамара Федоровна 1934 г.р. с. Бессоново).
Факт №6. Здание церкви в с. Бессоново, после того как там закрыли школу стали растаскивать местные жители (инф. Еропкины) и дачники (инф. Яшина). "Вот им ничего не делается…" - сказала Яшина Анна Сергеевна с некоторым удивлением. "Но ничего хорошего это никому не принесло. Муж Тамары Федоровны тоже оттуда что-то стащил, и после этого попал в аварию" (инф. Еропкины).

Быть достойным установить крест (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Анна Сергеевна вспоминала, что в молодости ей "люди рассказывали" следующее.
В каком-то селе стали строить храм. Когда храм был закончен, надо было установить крест. Полез сын священника. Залез наверх и вместо одной дырки увидел две. Закружилась голова. Священник крикнул ему: "Прощайся с народом и с вольным светом". Сын священника упал и разбился.
Эта история не имеет конкретных деталей. Ее рассказывали Анне Сергеевне в ее молодости о прошедших годах, так как в 1920-х - 1930-х годах храмы уже не строили. Эта история полулегендарная и представляет интерес как образец устного народного сказания самого начала 20 века (до революций 1917 года). Ее, возможно, надо истолковать так: "сын священника был не достоин установить крест на храме". Эта история напоминает всем, что участие в установке креста, работа на строительстве православного храма - это очень ответственное дело.

"Стирать нельзя в праздник". (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана).

В селе Бессоново жила учительница Евдокия. Она стирала по праздникам. Сосед, дедушка сказал ей: "Евдокия, не стирай в праздники, в огне будешь гореть". Она не послушала. Через некоторое время загорелась ее изба. В избе были дети. Евдокия пыталась спасти детей. Дети сгорели, а она наполовину. Перед смертью она сказала: "Прав ты был, дедушка, "в огне будешь гореть". Дети и она похоронены на местном кладбище. Бабушки ухаживают за могилой. Помнят, где конкретно стоял ее дом. Эта история, имеет много конкретных деталей.

Плачущая икона. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Это уникальнейшая история со многими конкретными достоверными деталями.
В молодости Анна Сергеевна (напомню 1913 года рождения) ходила поводырем слепой старушки. Однажды они пошли в село за Ульяновском. Название села она назвала невнятно (Чердок?). Но указывает, что сейчас в этом селе остался один дом, что в 10 км. от него живет ее сестра (то есть Анна Сергеевна имела в виду совершенно конкретное место).
Когда Анна Сергеевна (тогда еще Аня), будучи поводырем слепой богомолки пришла в это село, там было много народу и священники. Стояла икона. Все пытались ее поднять, чтобы обнести вокруг храма, и никто не мог. Священники плакали, что нет достойных поднять икону "Боговерующих" как сказала Анна Сергеевна. Тогда два мальчика, один по возрасту примерно 15 лет, а другой моложе легко подняли икону и 2 раза обнесли ее вокруг церкви. Было очень много народу и, чтобы увидеть получше Анна обошла толпу сбоку. При этом Анна увидела, что икона плакала. Анна Сергеевна несколько раз показала на своем лице, как икона плакала. Этот рассказ имеет очень много конкретных достоверных деталей (указание на место села, обошла толпу сбоку).

Окаменевший мальчик. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

Произошло это в 20 км. от места, где живет сестра Анны Сергеевны. Это было до войны. Была вечеринка молодежи в избе. Молодежь танцевала. Один парень во время танцев хотел украсть икону и окаменел. Сел на пол, и стал неподвижен. Врачи приходили и не могли определить, в чем дело. Одного "Боговерующего" человека не пустили. Этот человек сказал, что оживет на Пасху. Дом огородили забором, поставили караул милиции, чтобы никто не ходил в избу. Сначала ходило к этому дому народу много, потом меньше. То есть это событие произошло задолго до Пасхи. В Пасху окаменевший парень исчез, хотя был караул милиции. Этот дом показывала ей сестра. Далее Анна Сергеевна вспоминала, что в последствии сделали с этим домом. Обилие конкретных деталей тоже свидетельствует о достоверности рассказа.

Случай в Ульяновске. (рассказала Яшина Анна Сергеевна, 1913 г.р. мордовское с. Бессоново Татарстана)

В молодости Анна Сергеевна приехала в Ульяновск на какой-то праздник. Увидела много народу. Подошла, спросила: "В чем дело?". Ей показали на дырки в земле и сказали: "Слушай". Она послушала, там раздавались "охи", похожие на человеческие. Ей сказали, что здесь собираются строить храм и "зарыли в землю девочку". Анна Сергеевна до сих пор сомневается, ложь это или правда, и спрашивала опрашивавших ее детей, участников клуба "Зюйд-Вест", могло ли такое быть? Этот пример не относится напрямую к теме статьи. Но он приводится в статье, поскольку, с одной стороны является интересным примером "антирелигиозной пропаганды" 1920-1930-х годов. Кроме того, этот рассказ, а особенно бесхитростный вопрос Анны Сергеевны "могло ли такое быть?" является очередным доказательством исторической достоверности и других ее рассказов. Девяностолетняя Анна Сергеевна, прожившая всю жизнь в родном селе, имеющая начальное образование сначала ничего не рассказывала, а только сидела и слушала рассказы своей дочери и более молодых соседок. Слушая эти рассказы Анна Сергеевна вдруг настроилась "на волну своей памяти" рассказывала все, что вспоминалось, не проводя какого-либо отбора или интерпритации. Это говорит об исторической достоверности сообщенных ей сведений.

Села Сюкеево и Мор-Каратай: кара Божия селу.

Село Сюкеево называют "черным селом". Говорят, кто в него из приезжих людей въезжает, тот не выезжает: пропадает в неизвестности. Поэтому ехали "зюйд-вестовцы" в это село с некоторым опасением. И действительно, когда были в Сюкеево, директор местной школы (Елена Ивановна Колесова) подтвердила, что в селе живут злые люди, убивают друг друга, и даже село было (в 18 веке) обнесено черными столбами (2 столба на въездных дорогах). Бабушка Елены Ивановны говорила о своих земляках: "Сами себя погубят люди". Бабушка даже увозила крестить Елену Ивановну в другой район (Буинский). Люди исчезают в селе Сюкеево и в наше время. Лет 5 назад девушка приехала в село работать в аптеку. Куда-то уехала и не вернулась (исчезла в данном случае вне села). Мужчина пропал в селе в 2003 году. Далее Елена Ивановна сама сказала безо всяких наводящих вопросов: "Может быть и правда, это все происходит, потому что жители села убили святого человека?". То есть святого Михаила, похороненного в расположенном неподалеку селе Мор-Каратай (о разрушении храма в этом селе рассказано выше). Надо отметить, что Елена Ивановна, судя по ее разговору, не верит в Бога. И тем более характерным является в таком случае ее фраза "Может быть и правда, это все происходит, потому что жители села убили святого человека?". То есть об этом в селе идут разговоры местных жителей. Что же это был за человек Михаил, почитаемый жителями села Мор-Каратай и многих окрестных сел святым? О нем рассказала уже упоминавшаяся Тимофеева Елена Александровна - заведующая учебной частью средней школы села. Вот эта история: На берегу Волги неподалеку от села Мор-Каратай поселился человек по имени Михаил. Он построил часовню на корнях деревьев, под часовней протекал ручей. Человек посвятил свою жизнь Богу. Он говорил, где буду похоронен, там не будет засух, больших пожаров, голода. К нему ходило много народу. Мужики из села Сюкеево убили Михаила, так как приревновали к нему своих жен, поскольку не понимали, зачем их жены ходят к нему. Убийцы хотели перевезти тело Михаила к себе в село. Но, когда погрузили тело в лодку, лодка не сдвинулась. Мужики были вынуждены занести тело убитого обратно в часовню и уехать. Жители села Мор-Каратай похоронили Михаила в своем селе возле храма. Храм был разрушен в 1930-х годах, а могила Михаила сохранилась. Жители села Мор-Каратай и окрестных сел почитают Михаила за святого, ухаживают за его могилой и часовнями, которых сейчас три. Интересно, что даже в "колхозные времена" власти выделяли автобусы, чтобы свозить жителей окрестных деревень молиться Михаилу о хорошей погоде. Эта история является радостным подтверждением неоскудевающей народной православной культуры. В тоже время можно предположить, что за убийство Божьего человека Михаила на жителей села Сюкеево и на многие поколения их потомков была наложена кара Божья. Село Сюкеево стало "черным" селом, заселенным злыми людьми.

О разрушении храма в селе Урюм

В мордовском селе Урюм Татарстана на месте нынешней школы был храм. Куркова Евдокия Евдокимовна (1928 года рождения) рассказала, что никто из тех, кто разрушал храм не умер своей смертью. Один из них сошел с ума. Он пошел в сторону Волги. Потом его нашли замерзшим в поле. Руки раскинуты, ноги вместе - он лежал в форме креста. Другой ярый активист разрушения храма сгорел в амбаре. Другие жители того же села Урюм Козлов Михаил Васильевич (1930 г.р.) и Козлова Клавдия Ивановна рассказали, когда мужик снимал крест с церкви, поднялась "буря вольная, что свет не видать". Невозможно было дойти до школы.

Райцентр Колывань находится почти в 50 километрах от Новосибирска : кругом снега, деревянные дома прячутся за вековыми соснами. А в центре возвышается одна из главных гордостей села – собор во имя Святой Троицы: именно его заново отстраивают благодаря неравнодушным прихожанам. За год с Божьей помощью, удалось сделать многое: полностью возведены 17-метровые стены, осталось только завершить работы внутри храма, чтобы он открыл двери спустя 85 лет...

«ХРАМ РАЗГРАБИЛИ И ПРЕВРАТИЛИ В ЗЕРНОХРАНИЛИЩЕ»

Правда, история самого собора началась куда раньше: его освятили 150 лет назад, в 1867 году. Там постоянно шли службы, на которые приходили почти 1,5 тысячи сельчан.

Но после революции в 1932 году храм был разграблен. Говорили, что к этому якобы были причастны местные жители, но старожилы уверяют, что все было не так, - начинает свой рассказ отец Дмитрий , настоятель собора. - Как бы то ни было, храм закрыли, все ценности вывезли в Новосибирск, и найти их сейчас невозможно…

Само здание сначала переоборудовали под зерновой склад, а после там размещались и училище, и кинотеатр, и спортивные секции. Последним в списке «квартирантов» оказался центр социальной защиты населения.

Многое храм претерпел: когда в 2009 году здание передали епархии, то он был изуродован. Почти ничего не осталось: в стенах и полу зияли дыры, - продолжает отец Дмитрий.

«ИКОНУ ЗАМАЗАЛИ КРАСКОЙ, ЧТОБЫ СПАСТИ»

Но даже в разрушенном храме удалось отыскать частичку прежнего собора – а теперь и главную святыню храма - Казанскую икону Божьей Матери.

Мы ее нашли в мусоре, когда разбирали завалы на втором этаже, - признается отец Дмитрий. – Там находился кабинет бывшего директора центра соцзащиты, и именно в этом помещении хранилась икона. Она была закрашена полностью серебряной краской: видимо, чтобы ее сохранить во время разграбления. К счастью, ее удалось восстановить!

Уже сейчас верующие со всех уголков не только России , но и мира едут, чтобы поклониться святыне:

У нас были большие делегации из Германии , США : кто-то от родных узнал об иконе, кто-то – через Интернет, - рассказывает отец Дмитрий.

«СТАРЫЕ ЧЕРТЕЖИ НАШЛИ В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ»

Позже сельчане решили восстанавливать и сам храм: для этого жители Колывани образовали общину Святой Троицы. Но вот вопрос: по какому проекту? Кто скажет, как храм выглядел раньше? Ответ на этот вопрос нашел историк и писатель Павел Гаврилов .

В течение трех лет я делал печатный проект «Колывань православная», работал в архивах, изучал документы по Александро-Невскому храму, который находится на территории женского монастыря, и собору во имя Святой Троицы, - рассказывает Павел Юрьевич. – И вот в одной сельской библиотеке Колыванского района совершенно случайно обнаружил забытую в послереволюционные годы папку архитекторов, в которой были чертежи собора, пояснительные записки.

Эти чертежи были переданы в епархию и по ним и предстояло отстроить храм заново своими силами. Сельчане хотели восстанавливать собор своими силами, но нужная сумма была астрономической – 41,5 миллион рублей. На помощь пришли областные власти, епархия и просто неравнодушные люди, и благодаря им нужную сумму на реставрацию храма удалось собрать. И 2018 году там снова пройдут службы.

Собор во имя Святой Троицы

Высота (до крестов) – 17 метров

Ширина и длина – по 30 метров

Площадь – 900 квадратных метров

МОНАХИНИ РАСПИСАЛИ ХРАМ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА

Есть в Колывани и еще одно удивительное место - Покровский Александро-Невский женский монастырь. У него тоже непростая история: храм во имя святого Александра Невского, который сейчас находится на его территории, впервые был закрыт после революции в 1934 году. Но спустя 12 лет его вновь открыли по многочисленным просьбам верующих. Окончательно его закрыли в 1962 г. Через шесть лет в бездействующем храме разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили липовый пол.

Более двадцати лет разоренный храм находился в заброшенном состоянии, и был возвращен только в 1990 году и сразу же началось его восстановление Тогда же были возвращены в храм три алтарные иконы. И в этот же год там было решено основать женский монастырь. Тогда рядом с храмом там был только пустырь и одноэтажный дом.

Храм мы расписывали своими силами: художественное образование было только у одной сестры, поэтому долго мы не решались начать работы. Думали, что не осилим. Но нам как-то на глаза попался диск с видами сербских монастырей, и на их стенах мы увидели орнаменты. И решили попробовать их сделать: у нас получалось – рассказывает монахиня Мария , насельница монастыря.Андрей КОПАЛОВ

Разрушение православных храмов в 30-е годы прошлого века в нашей стране означало не просто разрушение культовых сооружений, но, в первую очередь, подразумевало разрушение веры людей.
Особое место в этом процессе занимает 1932 год. Он знаменателен тем, что тогда экономика Советского Союза переживала черезвычайное напряжение, обусловленное форсированной индустриализацией и массовой коллективизацией крестьянских хозяйств. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов не мог не отразиться на состоянии внешнеторгового баланса СССР.

Для проведения индустриализации и перевооружения на ее основе Красной Армии Советскому государству требовалась валюта - для покупки за рубежом необходимого оборудования и машин. Экспортные возможности СССР в тот период были невелики и опирались на вывоз зерна, леса, минеральных ресурсов. В начале 1930-х годов рубль обесценился в 5-10 раз, в то время, как номинальная заработная плата выросла лишь в 3 раза. Рынок не преминул отреагировать на девальвацию рубля ростом цен. Ухудшилось положение с продовольствием: 1932-33 годы были голодными. Падала производственная дисциплина. В Марийской автономной области как раз в 1932 году участились случаи прогулов рабочих и срыва производственных планов.
Сознание людей тех лет многие события и явления воспринимало сквозь призму идеологических кампаний; лексика того времени была военной: страна Советов мыслилась как осажденный лагерь среди вражеского окружения, и все, что так или иначе не отвечало интересам социалистического строя и его идеологии, рассматривалось как помощь врагам страны, вставшей на путь невиданного в мире социального эксперимента. «Кто не с нами, тот против нас» - такова была логика мышления человека, уверовавшего в возможность построения коммунистического общества. Эта новая религия была несовместима с любой другой религией. Но бороться с Православной Церковью ко всему прочему означало бороться со старой деревней, с прежним укладом жизни, с крестьянстом. Поэтому не случайно, что наряду с коллективизацией в мае 1932 года в СССР была объявлена безбожная пятилетка (1932-1937), поставившая задачей к 1 мая 1937 года покончить с религией вообще и закрыть все храмы с тем, чтобы даже не упоминалось имя Бога. Бог теперь был один - большевистская партия во главе со Сталиным.
Вот такой фон имеют события, которые имели место в Йошкар-Оле в последнюю декаду апреля 1932 года. В тот год пролетарский праздник 1 мая совпал с православной Пасхой. 17 апреля 1932 года в Йошкар-Оле прошло собрание различных представителей от профсоюзов, на котором обсуждался план проведения первомайского праздника и антипасхальных дней. Было отмечено, что «подготовка развернута слабо, а некоторые месткомы ее даже и не начинали»1. На собрании было принято постановление, в котором, в частности, говорилось: «Выделить бригады на мобилизацию средств. В подшефных колхозах по готовности к севу во всех месткомах провести летучие митинги и собрания с разъяснением антирелигиозной пропаганды, требовать прекращения колокольного звона и вообще передачи их (колоколов) в фонд индустриализации, на оборону СССР. Оживить работу ячеек Союза воинствующих безбожников, организуя кружки изучения антирелигиозной пропаганды»2.
На следующий день, 18 апреля, в «Марийской правде» была опубликована статья о том, что колокольный звон в дни «кулацко-поповской пасхи» следует запретить, а колокола снять и сдать в фонд обороны страны.
Чтобы придать законность акции, все было подано так, как будто инициатива запрещения колокольного звона исходила снизу - от рабочих типографии. Далее все пошло по нарастающей, по законам политической кампании. 19 апреля 1932 года прошли собрания: рабочих и служащих кирпичного завода, электростанции3, служащих госбанка4, студентов и преподавателей Марпединститута5, посетителей кинотеатра «Восток - кино»6. 20 апреля 1932 г. были организованы «летучие митинги» в мастерских города - в сапожной, поливочной, кондитерской, где работали инвалиды7. 21 апреля 1932 года состоялось профсоюзное собрание в Мароблисполкоме8.
Резолюции принимались самые радикальные, вроде той, которую «единодушно» приняли зрители перед началом киносеанса в Йошкар-Олинском кинотеатре «Восток-кино»: «Заслушав информацию тов. Гаева о запрещении колокольного звона, зрители кинотеатра «Восток-кино» (600 человек) присоединяются к предложению газеты «Марийская правда» о запрещении колокольного звона, как в пасхальные дни, так и на все время, и ходатайствуют перед городским Советом о вынесении на этот счет соответствующего решения. В ответ на попытку капиталистов напасть на Советский Союз будем крепить оборону, сдадим на оборону церковные колокола, будем изучать военную технику и крепить ряды Осоавиахима и Союза воинствующих безбожников»9.
Заметим, что в данной резолюции все ловко смещено и объединено: и военная угроза (которой в 1932 году еще не было, а было лишь резкое ухудшение англо-советских отношений), и оборонная работа, и соцсоревнование, и построение социализма, которое никак не было возможно, по мысли авторов резолюции, без отмены церковного праздника - Пасхи. Если ты за Пасху - значит, ты против социализма, против обороны страны и т.п. - такова была логика.
Понятно, что при такой постановке вопроса, да еще при наличии требований «снизу» - от коллективов трудящихся, Йошкар-Олинскому городскому Совету не оставалось ничего иного, как «идя навстречу единодушно выраженному желанию рабочих масс, трудящихся, профсоюзных организаций и всей советской общественности о прекращении колокольного звона в церквах г. Йошкар-Ола и учитывая, что колокольный звон отвлекает от работы и понижает производительность труда служащих государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, особенно находящихся вокруг церквей, ходатайствовать перед комиссией по рассмотрению религиозных вопросов при Марийском облисполкоме воспретить колокольный звон в Вознесенской и Троицкой церквах на все время»10. 28 апреля 1932 года указанная комиссия удовлетворила это ходатайство, но снятие колоколов не разрешила, оставив вопрос открытым11.
Власти не без основания опасались людского возмущения: все-таки в 20-е годы Пасха была в числе официальных выходных дней и ее празднование не возбранялось и не преследовалось. Во-вторых, не исключалось, что в случае жалобы верующих во ВЦИК, московская комиссия могла потребовать отменить решение местных властей, как иногда и случалось. Лишь когда спустя три недели после названных событий в Москве была объявлена «безбожная пятилетка», целью которой было изменить сознание людей и выкорчевать другие религии и, в первую очередь, Православие, разрушению церквей был дан «зеленый свет».
К 1 января 1936 года в Маробласти было закрыто 69 храмов, из которых 48 были отданы под клубы, библиотеки, кинотеатры и школы, 12 использовались как складские помещения, а 9 находились в запустении12. По рассказу старожила города Б.В. Бабушкина, в Вознесенской церкви г. Йошкар-Олы в 1933 году прекратились богослужения после трагического случая, когда во время службы молнией убило священника, державшего крест. В церкви была устроена изостудия, а затем, в 1936 году, она использовалась как склад. В дальнейшем церковь была переоборудована в завод пивобезалкагольных напитков, который просуществовал более полувека.
В Воскресенском соборе до 1944 года - когда была разрешена церковная служба - находился кинотеатр «Октябрь». Колокольня собора использовалась пионерским клубом, а на втором ее этаже располагалась библиотека.
Разрушенная Троицкая церковь в г. Йошкар-Оле была отдана под сельхозмастерскую.
Процесс, начатый в Красном городе в 1932 году кампанией против колокольного звона, всего за несколько лет привел к прекращению деятельности церквей и их разрушению. В настоящее время восстановленной может считаться только Вознесенская, да и то - не в полной мере. Тихвинская кладбищенская церковь также не имеет того внешнего облика, какой существовал до разрушения храма. То, что это стало возможным, берет свое начало в богоборческой кампании, которая порушила веру во многих людях, а уж потом - и храмы.

Примечания

1. ГАРМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1266. Л. 22.
2. Там же.
3. Там же. Л. 9.
4. Там же.
5. Там же. Л. 5.
6. Там же. Л. 9.
7. Там же. Л. 17-19.
8. Там же. Л. 6.
9. Там же. Л. 21.
10. Там же. Л. 1.
11. Там же.
12. ГАРМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1608. Л. 74.

После революции в 1920-30-х гг. все церковное имущество было реквизировано в пользу государства, а сами церкви отдавались под клубы, мастерские, склады и т.п.
При этом зачастую церковные элементы максимально убирались из внешнего и внутреннего вида здания. Многое восстановили в 1990-х, но многие очень красивые церкви так до сих пор стоят обезглавленными, а порой и церквями-то и не являются и для простого пешехода выглядят как простые административные здания.

Сегодня мы расскажем и покажем несколько изображений того, как могли выглядеть некоторые улицы Москвы, если бы красивейшие детали церквей не были снесены —>


Это здание на Б.Серпуховской, 31 корп. 4, принадлежащее Лесопромышленному банку, до революции было Храмом во имя Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при благотворительных учреждениях им. братьев Ляпиных.

В 1923 г. храм закрыли и передали парфюмерной фабрике «Новая Заря». Надстройка и крыльцо были снесены, в результате храм стал выглядеть как обыкновенный одноэтажный дом

Об этом событии в 1923 г. даже написал сатирический журнал «Красный перец»


Сверху мелким шрифтом: По ходатайству рабочих мыльного завода «Новая Заря» церковь по Б.Серпуховке отведена под клуб .

В результате переделки, конечно, изменился и внутренний вид храма. Новая религия порождала новых героев.


(на фото изображен не данный конкретный храм, но выглядело все примерно также)

Клуб просуществовал до 1990 г., а через год здание передали коммерческому банку.

По адресу Милютинский переулок, 18а, с советских времен располагается НИИ Гипроуглемаш и активно сдает офисы небольшим фирмам.

А располагается советское НИИ в бывшем католическом костеле апостолов Петра и Павла (построен в 1849 г.)

Ныне в общем здание выглядит следующим образом:

А так оно выглядело до революции:


Вид на костел из переулка

На Покровке, 13, и в постсоветское время возродилась церковь Троицы Живоначальной на Грязех (изначально здесь было топкое место вблизи Поганых прудов, ныне Чистые, см. )
Церковь так и стоит без красивого купола, некогда бывшего одной из доминант района.

На этой же улице, напротив дома 4 сейчас просто небольшой сквер, а до 1936 года здесь возвышалась одна из самых прекрасных церквей Москвы — Церковь Успения на Покровке.


(на фото вдали видна также Церковь Троицы на Грязех)

Построенный еще при Петре к 1699 году храм по легенде настолько понравился даже самому Наполеону, что тот выставил караул, охранявший церковь от мародеров. По другой версии он еще и приказал разобрать церковь по кирпичику и перевезти в Париж.
Но даже эта история не спасла этот шедевр от варваров 1930-х.

Обратите внимание на маленький «домик-крошка в три окошка» рядом с церковью. Он сохранился, ныне в нем располагается кофейня Starbucks, куда непременно стоит зайти, подняться на второй этаж и, о чудо, увидеть живую стену, оставшуюся от церковных построек

Кроме того, в кофейне висит картина с дореволюционным видом улицы. Молодцы!

В советское время, в особенности до 1960-х во многих реквизированных церквях располагались не только склады, кинотеатры, мастерские, но даже жилые помещения. В частности коммуналки были и в англиканской церкви Св.Андрея (см. ), позже ее переоборудовали под студию фирмы «Мелодия». Все советские диафильмы нашего детства производились в бывшей кирхе Свв. Петра и Павла в Старосадском переулке.

Интересный отрывок про использование церквей и монастырских помещений есть в фильме «Светлый путь» (1940 г.)

Главная героиня живет в общежитии ткацкой фабрики, которое размещается в монастыре. Живут среди икон и фресок.

И, напоследок, примечательная история из первых уст про Церковь Тихона, епископа Амафунтского, у Арбатских ворот, которая стояла ровно на месте вестибюля Арбатской-голубой (тот который в виде звезды).

Из воспоминанийЯ. Е. Гитмана, Начальника строительства ст. м. «Арбатская площадь» (проектное название «Арбатской»-голубой):

Чрезвычайно интересна организация бетонных работ на этом участке. Бетонный завод мы устроили в помещении бывшей церкви Тихона. Но мы не сказали, что самые стены церкви использовали как материал для производства бетона. Мы постепенно срезали верхушку церкви и направляли в стоявшую внизу камнедробилку. Таким образом верхняя часть церкви была своеобразной каменоломней, а нижняя - тепляком для бетонного завода.

«Каменоломни» нам хватило только до половины апреля. К этому времени церковь была разобрана окончательно. Пришла весна с ее теплом, крыша над бетонным заводом нам уже не нужна была, а кроме того площадь, занятую церковью, следовало освободить для сооружения перекрытия станции. Мы распрощались с церковью, она перестала существовать, частично превращенная в бетон. Камнедробилка и бетономешалка передвинулись к тем участкам, где шло сооружение перекрытия.

Из этой церкви и была сделана станция метро — новый символ страны советов 1930-х.

Загрузка...