docgid.ru

Блаженный василий московский, христа ради юродивый. Василий блаженный

15 августа православные отмечают день памяти святого блаженного Василия, Московского чудотворца. Вспомним 5 фактов о нём

1. Елохово

Василий Блаженный и Иоанн Большой колпак. XVII век

Согласно старинной московской легенде, мать родила Василия прямо на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери, куда она пришла молиться о "благополучном разрешении". Произошло это в лето 1469 года от Рождества Христова в пригородном подмосковном селе Елохово. Сегодня на этом месте Богоявленский кафедральный собор (Елоховский собор).

2. Василий Нагой

Преподобный Василий Блаженный, московский чудотворец. Московская икона. Конец VI - начало VII века

Когда Василий подрос, его отдали учиться ремеслу у мастера-сапожника. Как-то к ним мастерскую зашел московский купец и заказал сапоги, "чтобы за год сносить было нельзя". Тогда отрок Василий очень удивил своего мастера... "Сошьем тебе та­кие, что и не износишь их", - сказал он. Когда заказчик ушел, мальчик объяснил сапожнику, что тот даже не успеет обуть новые сапоги...Через несколько дней купец умер.

В шестнадцать лет Василий бросил и мастерскую, и хлебное ремесло сапожника, отправившись Москву. С этого времени и до самой смерти он совершал подвиг юродства: жил большей частью на улицах, не имея постоянного пристанища; ходил почти обнаженным, желая быть всегда нагим, "как бы уже предстоящим нели­цемерному судилищу Сына Божия". Его так москвичи первоначально и прозвали - Василий Нагой.

3. Лисья шуба

Преподобный Василий Блаженный, московский чудотворец. Русская икона XIX века

Однажды внимание лихих людей, привлекла роскошная лисья шуба Василия, которую ему подарил один сердобольный боярин. Воры захотели обманом выманить ее, расчет был таков: один из них притворится мертвым, а его напарники попросят у Василия шубу на погребение. Так и поступили. Василий покрыл притворщика своею шубою, но видя обман, сказал: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Когда юродивый ушел, воры обнаружили, что их товарищ мертв.

4. Адописная икона

Внутреннее убранство Собора Василия Блаженного в Москве

Василий Блаженный сделал страшное: камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с незапамятных времен считался чудотворным. Конечно же на него сразу набросилась толпа паломников, которые стекались сюда со всех уголков Русина святой поклон и исцеление. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы кто-то в толпе не расслышал слова юродивого: "Краску-то поскоблите!" Василий оказался прав, под верхним слоем, под ликом Богоматери, была - "дьявольская харя"! Под образом Девы Марии скрывалась самая настоящая адописная икона...

5. Иван Грозный


Икона Блаженного Василия Московского. XVII век

Современники даже отмечали, что Василий был чуть ли не единственным человеком, которого боялся сам Иван Грозный. Царь чтил его "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Когда в старости Василий впал в тяжкую болезнь, и царь посещал его с царицей Анастасией.

Блаженный Василий скончался в 1552-ом году. Гроб его на кладбище несли бояре и Иван Грозный. Совершал погребение митрополит Макарий на кладбище деревянной Троицкой церкви "что во Рву", где вскоре царь указал строить Покровский собор, более известный сегодня как Собор Василия Блаженного.

Диана Чанкселиани

Родился 1 сентября 1468 года в подмосковном тогда селе Елохово в крестьянской семье. У его родителей, Иакова и Анны, только к концу жизни благодаря неустанным молитвам родился ребенок.
Бог наградил Василия с рождения даром прозорливости, и он уже с семилетнего возраста начал делать предсказания. Со временем в селе его стали бояться, а сверстники били, говоря при этом, что он каркает и приносит беду.


В шестнадцать лет Василий оставил родителей и перебрался в Москву. Он избрал для себя один из самых сложных путей служения Богу - юродство.
К этому времени юноша был невысокого роста, коренастый, у него были серые глаза и каштановые, немного волнистые волосы.
По характеру был мягкий и добрый. Безропотно терпел многочисленные насмешки и побои. Никогда ни на кого не обижался и принимал все с улыбкой, приговаривая при этом: «Если люта зима, то сладок рай».
Василий почти всегда ходил по улицам в обнаженном виде, даже в самые лютые морозы и холода. Он безропотно терпел голод и жажду.
Блаженный не имел дома, ночуя в башне в стене Китай-города. Питался только тем, что подавали добрые люди. И всегда соблюдал все посты.
Москвичи всегда прислушивались к тому, что говорил юродивый.
В 1521 году Василий, предвидя набег татар на Москву, начал неистово молиться, чтобы отвести беду от города. Молитвы Василия Блаженного и вмешательство Богоматери отвели опасность от стен города. В память об этом чудесном избавлении 21 мая православная церковь отмечает праздник в честь иконы Владимирской Божьей Матери - покровительницы Москвы и России.
Даже царь и тот прислушивался к советам юродивого. Однажды Василий Блаженный был приглашен во дворец к царю, и ему как уважаемому гостю подали чашу с питием. Неожиданно для всех юродивый взял и выплеснул питие в окно. Затем выплеснул в окно вторую поданную чашу, потом - третью.
После этого Василий Блаженный сказал рассерженному царю: «Не гневайся, царь, ибо возлиянием этого пития я погасил пожар, которым в этот час объят Новгород».
Сказав это, святой скрылся из дворца так стремительно, что никто не смог его догнать. Иван Грозный велел послать гонца в Новгород, чтобы узнать, что же там произошло. Все подтвердилось - именно в этот день и час, когда Василий выливал питие в окно, в Новгороде бушевал страшный пожар. По рассказам очевидцев, пожар был потушен неизвестно откуда взявшимся нагим мужчиной с ведром воды, который залил бушующее пламя.
Когда в Москву прибыли новгородские купцы, то они узнали в Василии Блаженном того самого нагого мужчину.

Вот еще один случай, свидетельствующий о прозорливости Василия Блаженного. Однажды Иван Грозный, стоя в храме, мысленно думал о строительстве своего дворца на Воробьевых горах. После окончания службы Василий упрекнул царя в том, что тот, находясь в храме, мысленно бродил по стройке на Воробьевых горах.
В летописях говорится, что Иван Грозный даже побаивался юродивого, умеющего читать человеческие мысли.
Василий Блаженный, бродя по московским улицам, делал странные вещи - у одних домов он целовал углы здания, углы других домов он обкидывал камнями.
Объяснялось это так - если в доме «творят добро и молятся», то на углы этого светлого дома следует кидать камни, чтобы отогнать собравшихся там бесов. Если, напротив, в доме творятся неприличные вещи - пьют вино, поют бесстыдные песни, то углы этого дома надо целовать, потому что там сейчас сидят изгнанные из жилища ангелы.
Однажды Василию один вельможа подарил теплую шубу, потому что на улице стояли неслыханные морозы. На эту шубу позарились лихие разбойники. Грабить юродивого они не решились, потому что это считалось страшным грехом, и решили обмануть его хитростью.
Один из них лег на землю и прикинулся мертвым, а его дружки стали уговаривать проходившего мимо Василия пожертвовать что-нибудь на погребение. Святой Василий вздохнул, видя такое лукавство, и спросил: «А ваш товарищ действительно умер? Когда это с ним случилось?» «Да вот только что помер», - подтвердили его дружки.

Тогда Блаженный снял с себя шубу и, накрыв лежащего, сказал: «Пусть будет так, как они сказали. За лукавство твое».
Василий ушел, и когда довольные обманщики начали тормошить своего лежащего товарища, они с ужасом обнаружили, что тот действительно умер.

Умер Василий Блаженный в восьмидесятилетнем возрасте 2 августа 1552 года. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

Тело Василия было похоронено на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал вскоре строить Покровский собор, в память покорения Казани, известный больше под названием Собор Василия Блаженного.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа.

В 1588 году по повелению Феодора Иоанновича был устроен придел во имя Василия Блаженного на месте, где он был погребён; для его мощей была изготовлена серебряная рака.

Саркофаг с мощами Василия Блаженного

У гроба святого Василия стали происходить исцеления множества больных от разных недугов. Покровский собор получил от этого второе имя - собор Василия Блаженного. Это название как знак уважения к великому святому дожило до наших дней.

Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большой торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.

Чудеса

Василию Блаженному приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти.

К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые он не сносил бы до самой смерти. Василий рассмеялся и заплакал. После ухода купца мальчик объяснил мастеру свое поведение тем, что купец заказывает сапоги, которые не сможет надеть, так как скоро умрет, что и сбылось.

Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубой, но видя обман, сказал при этом: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Когда лихие люди сняли с него шубу, то увидели, что дружок их уже мёртв.

Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь.

В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 года Василий пришёл в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне — Воздвиженка) и перед церковью долго молился со слезами. На следующий день начался известный московский пожар, именно с Воздвиженского монастыря.

Находясь в Москве, святой увидел пожар в Новгороде, который он потушил тремя бокалами вина.

Камнем разбил на Варваринских воротах образ Божьей Матери, который с давних пор считался чудотворным. На него набросилась толпа паломников, стекавшихся со всей Руси с целью исцеления, и начали его бить «смертным боем». Юродивый сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Богоматери скрывается «дьявольская харя».

Василия Блаженного, Московского чудотворца просят об исцелении болезней, особенно глазных, об избавлении от пожара .

Молитва святому Василию

О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающие днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Василий Блаженный (1469-1552) – святой православной церкви и знаменитый московский юродивый. Его ещё называют Василий Нагой. Родился этот человек в селе Елохово близь Москвы. Мать родила ребёнка прямо на паперти местной церкви, когда пришла молиться о благополучных родах. Когда мальчику исполнилось 10 лет, то его отдали в ученики к сапожнику в Китай-город. Именно там, в сапожной мастерской, впервые и проявился провидческий дар Василия.

Василий Блаженный причислен к лику святых

Явился однажды к сапожнику посадский человек и заказал сшить ему сапоги. Когда заказчик ушёл, то Василий сказал хозяину, что этот заказ выполнять не нужно. Сапожник очень удивился и поинтересовался у мальца, почему это он не должен шить сапоги только что ушедшему человеку. На что мальчик ответил: «Сапоги он просил сшить через 5 дней, а сам умрёт уже завтра».

И действительно, слова подростка подтвердились, а по Москве прошёл слух о появлении ясновидца. Вскоре Василий ушёл из сапожной мастерской и стал юродивым. И в лютый холод, и в жару, и в дождь ходил в одной рубашке и босиком. Носил на себе железные цепи, спал, где придётся. Иногда спускался в московские подземелья и молился в кромешной темноте по многу часов. В конце молитвы появлялся таинственный свет и возникали видения из будущего.

Часто Василий Блаженный ночевал в Китайгородской башне у Варварских ворот. Уже при его жизни и долгие годы после смерти блаженного это место называлось Васильевским лужком.

В 1525 году возле Оки внезапно появился крымский хан Махмуд-Гирей с большим войском. Его отряды стали опустошать Коломенские места. Достигли подмосковного села Острова и сожгли монастырь Николы на Угреши. За несколько дней до этого Василий Нагой пришёл ночью к западным вратам Успенского собора и долго молился. Затем он стал ходить по Москве, предупреждая людей о большой беде.

Знаменитый московский юродивый совсем не боялся Ивана Грозного

Знаменитый московский юродивый был одним из тех немногих, кто совсем не боялся Ивана Грозного. Он прилюдно упрекал жестокого царя в неправедных действиях. Однажды государь пригласил юродивого к своему столу. Три раза подносили блаженному вино, а тот трижды выплёскивал его на пол.

Такое поведение рассердило Ивана Грозного. Если кто-то не принимал от царя угощение, то оскорблял его. Но юродивый объяснил нахмурившему брови государю: «Излиянием этого пития погасил я большой огонь в Великом Новгороде». И действительно, через 2 дня в Москве стало известно, что в Новгороде возник пожар, но люди с ним быстро справились.

Незадолго до смерти Василия Блаженного пришёл к нему Иван Грозный со своими сыновьями Иоанном и Фёдором. Царь попросил помолиться за них. Тогда ещё ничто не предвещало ссору государя с престолонаследником Иоанном. Но юродивый не стал это пророчествовать. Он только сказал, что царём Русской земли станет не Иоанн, а младший сын Фёдор.

Василий Нагой помогает женщине

Скончался знаменитый юродивый 2 августа 1552 года на 83-м году жизни. В похоронах принимали участие сам царь Иван Грозный и ближайшие к нему бояре. Погребение совершил митрополит Макарий. В 1588 году на Поместном соборе Василий Нагой был причислен к лику святых. Примерно в то же время к 9-ти церквам Покровского собора добавили ещё одну церковь – Василия Блаженного. Всенародное почитание московского юродивого было так велико, что храм получил ещё одно название – собор Василия Блаженного.

Когда царь Фёдор вступил на престол, то сутками замаливал в этом храме грехи отца. Так повелевал поступать являвшийся в сновидениях к молодому государю Василий Блаженный. Замаливать грехи надо было именно в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, так как именно в этом месте по приказу Ивана Грозного казнили тысячи людей.

В сновидениях юродивый предостерегал Фёдора Иоанновича, постоянно говоря: «Если убиенные не простят, то храм уйдёт в землю». В наши дни неизвестно, замолил ли сын грехи своего отца. Но специалисты отмечают, что постепенно идёт деформация собора Василия Блаженного. Причина заключается в многочисленных подземельях, пустотах, погребах, колодцах под самим собором и вокруг него. Ведь под центром Москвы находится огромный подземный город в несколько ярусов.

Чрезвычайно негативно воздействуют на уникальный памятник архитектуры подземные работы, городской транспорт, высокий уровень загазованности и другие отрицательные факторы современной столицы. А память о чудотворце жива по сей день. Празднуют её истинно верующие люди в день кончины Василия Блаженного 2 августа. Так решил патриарх Иов ещё в 1588 году.

Алексей Стариков

Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове». Кто были родители Блаженного, житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей.

Об отрочестве Блаженного сохранились скудные сведения, имеющиеся только в одном списке жития XIX в. В нем говорится: «Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче» .

Во время учения Блаженного Василия его мастеру пришлось быть свидетелем одного чудесного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Некий купец, рассказывает житие, привез на стругах (баржах) в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать сапоги крепко, чтобы он мог носить их целый год. Блаженный Василий посмотрел на купца, усмехнулся и сказал: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их», - и при этих словах прослезился. На недоуменный вопрос своего мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Мастер не поверил словам Блаженного, но когда через несколько дней понес сапоги купцу на его струги, то увидел множество народа, пришедшего на погребение купца, и тогда вспомнил пророческие слова своего ученика и «зело удивися и ужасеся». С того времени он начал почитать Блаженного Василия.

И. М. Снегирев записал в XIX в. устное предание о Блаженном Василии, согласно которому, мастер, к которому был отдан в учение Блаженный, проживал в самой Москве, в Китай-городе, близ Кремля. Этих сведений нет в других источниках. Большинство житий обходят молчанием весь период жизни Блаженного до подвижничества, ограничиваясь кратким замечанием, что святой, оставив отеческий дом, пришел в Москву и здесь начал свой подвиг юродства. Большинство летописных и агиографических источников указывают, что Блаженному тогда было шестнадцать лет.

Подвиг юродства Христа ради, который избрал для себя Блаженный Василий, - необычайный и один из труднейших видов подвижничества. Всей своей жизнью он отрицал общепринятый уклад. Живя среди самой суеты, он был далек от суеты этого мира. Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства, который совершал 72 года. Он не имел крова, подвергал себя всяким лишениям, отягощал тело веригами. Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни.

Непримиримость к греху и жалость к людям стали проявляться с первых дней подвижнической жизни Блаженного Василия. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то странное, загадочное и непонятное. Странны были и его поступки: зайдет в калашный ряд - то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд - там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога.

Странные и непонятные поступки Блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным. Уважение к Блаженному Василию стало возрастать: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды человеческой, преемника Блаженного Максима, скончавшегося около пятидесяти лет назад, имя которого в Москве широко почиталось. Блаженный Василий не имел определенного пристанища, лишь изредка пользовался приютами у боярской вдовы Стефаниды Юрловой на Кулижках. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни - в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра.

Проникнутый истинной любовью к людям, он внушал ее и другим и исправлял тех, которые рассчитывали оправдать себя пред Богом одними внешними делами христианского благочестия. Предание донесло до нас рассказ о купце, который непочтительно относился к своей матери. Купец задумал построить на Покровке (в Москве) каменную церковь. Постройка началась, но, когда дело дошло до сводов, церковь рухнула. Стали строить снова, то же повторилось во второй и в третий раз. Когда купец спросил Блаженного Василия, что ему делать и почему его преследует неудача, тот ответил: «Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он тебе даст совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал убогого Иоанна, который сидел в бедной хате, плел лапти и качал пустую люльку. Купец спрашивает: «Кого же ты качаешь?» - «Родимую матушку, плачу неоплатный долг ей за рождение и воспитание». Купца поразили его слова, он вспомнил свою мать, которую выгнал из дому, и стало ему ясно, почему он не может никак достроить церковь. Когда купец вернулся в Москву, то возвратил свою мать домой, испросил у нее прощения и достроил церковь.

Проповедуя милосердие к ближнему, Блаженный поучал, что это милосердие не должно ограничиваться одним безучастным исполнением долга подачи милостыни встречному нищему, но побуждал помогать тем нуждающимся, которые по разным причинам стыдятся просить милостыни, а в помощи нуждаются более других.

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005 г.

В Житии рассказывается такой случай. Как-то царь, желая испытать Блаженного, польстится ли он на золото, умолил его одеться в ризы и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что Блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал Блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», - отвечал Блаженный Василий. - «Почему отдал не нищим, а купцу?» - вопросил снова царь. Тогда Блаженный пояснил, почему подаяние купцу он счел за подаяние самому Христу: «Царь, - сказал святой, - купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец остался безо всего, единая остася на нем светлая купеческая одежда… и се три дня гладом тает, ни что же имея вкусити, а выпросите стыдится светлых ради своих риз, их же на себе носит, а нищие гладом не живут и просить не стыдятся и они всегда нуждную пищу себе стяжевают».

Сурово осуждал Блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а потому что верили и надеялись легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. В такой милости Блаженный видел дьявольское искушение. Отношение к подобной милостыне хорошо показано в рассказе Жития о преследовании Блаженным беса, принявшего облик нищего, сидящего у Пречистенских ворот. Бес в образе нищего просил милостыню и всем, кто подавал, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный увидел эту лукавую выдумку и осудил дающих корыстолюбцев, а беса изгнал. Бес пытался скрыться от святого в царских палатах, но и оттуда изгнал его блаженный Василий. Ради спасения ближних от греховной жизни Блаженный посещал и корчмы, где не гнушался общаться с самыми опустившимися людьми. Он умел видеть в самом испорченном сердце зерно добра, подкрепить лаской, ободрить его. Однажды, придя в корчемницу, Блаженный увидел трясущегося пьяницу, умолявшего корчемника дать вина на одну медную |монету. Корчемник подал ему стакан вина и с раздражением сказал: «Возьми, пьяница, черт с тобой». Пьяница же осенил себя и сосуд с вином крестным знамением. Тогда Блаженный захлопал руками и начал смеяться. К нему обратились с вопросами, что значит его смех, и Блаженный объяснил, что, когда корчемник сказал пьянице «черт с тобой» и подал ему стакан, тогда бес вошел в стакан, а «когда пьяница осенил себя крестным знамением, бес выскочил из стакана, опаляемый крестным знамением, как огнем. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников.

Готовый всегда прийти на помощь нуждающимся и бедствующим, снисходительный к человеческим слабостям, Блаженный Василий был суров к тем, кто из корысти притворялся бедным и несчастным. Блаженный даже покарал смертью одного такого обманщика. Житие рассказывает, что Блаженный как-то зашел к одному боярину. На дворе стоял лютый мороз, и сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такой лютый мороз защитил Блаженный свое тело от холода. «Хочется тебе этого?» - спросил Блаженный. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей», - отвечал боярин. Блаженный с улыбкой сказал: «Пусть так, и я люблю тебя». Боярин с радостью надел на юродивого шубу. Дорогую шубу на Блаженном Василии приметили воры. Один из них лег на дороге, притворившись мертвым, другие стали просить Василия подать что-нибудь на погребение. Глубоко возмущенный кощунственным обманом Блаженный вздохнул со скорбью, снял шубу, покрыл ею мнимого мертвеца и сказал: «Буди же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога и Страшнаго Его суда, захотел обманом принять милостыню». Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 г., как рассказывают нам летописи и Житие Василия Блаженного, пришел он в монастырь Воздвижения Честнаго Креста, что на острове, и стал здесь умильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чем плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах все выгоре». Блаженный своим духовным взором созерцал события, совершавшиеся и вдали от Москвы, и там приходил на помощь. Как-то царю Иоанну Грозному вздумалось пригласить Блаженного Василия на свои именины. Когда подносили заздравную чашу, юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв его действия за пренебрежение к царю. «Не кипятись, Иванушка, - сказал юродивый, - надо было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Иоанн Грозный не был из числа людей доверчивых, был послан нарочный в Новгород. Оказалось, что Блаженный был прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Василий Блаженный не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Правда, Житие описывает только один такой случай, когда Блаженный упрекнул царя за то, что, находясь за Богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы Блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», - спросил царь. «А я видел тебя, - отвечал Блаженный, - только ты был не в храме, а на Воробьевых горах».

Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, Блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами - старшим Иваном и меньшим Феодором пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты - наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество Блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение Блаженного. Тело Блаженного Василия было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 г. был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Почитание Блаженного Василия началось сразу после его кончины. Уже до прославления, совершившегося 2 августа 1588 г., когда Блаженный просиял множеством чудес, происшедших у его гроба, была составлена служба святому Василию Блаженному, принадлежавшая перу старца Мисаила Соловецкого. На почитание Блаженного в народе обратил внимание англичанин Флетчер, который в своей книге «О государстве русском…» писал в 1588 году: «Был еще… умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением».

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба Блаженного, которые записывались с большой обстоятельностью и точностью. Так, рассказывается об исцелении 2 августа 1588 г. Ксении, жены протопопа града Вереи, сына боярского Василия Сергиева Коптяева, а также прозревшей некоей Анны, после 12-летних страданий от слепоты. После описания исцелений приводится иногда месячный итог: «Месяца сентября исцелил святый Василие всяческими различными недуги муж и жен 183 человеки». Большинство списков Жития приводят запись двадцати одного чуда, происшедших у раки святого. Некоторые, в том числе августовские Минеи Милютина, приводят описания 24 чудес. И сегодня Православная Церковь чтит Блаженного Василия, непобедимого страдальца, покорившего плоть духу, очистившегося от грехов и тлена мира сего, провидца, принимавшего на свои плечи грехи и беды немощных людей и обличавшего людей гордых и властных. По отшествии в мир иной святой продолжает приносить людям счастье и радость исцеления, оказывает скорую помощь и заступничество.

Мария Пронина

На анонсе: Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2006 г.

Московский чудотворец, Христа ради юродивый. Обладал даром предвидения. Известен также как Василий «Нагой». Жил во времена царствования Ивана IV Грозного. Канонизирован Русской православной церковью в 1588 году. День памяти 2(15) августа.

Со времен крещения Руси православная вера и традиции всегда были живы и глубоко почитались. За веру шли в бой, терпели лишения, умирали. Особенно почитался подвиг юродства. Люди, вступавшие на этот нелегкий путь, сознательно изображали из себя безумных, отказывались от всех мирских благ, со смирением терпели бесконечные насмешки, презрение, всяческие наказания. И в иносказательной форме пытались достучаться до сердец и душ людей, проповедуя добро, милосердие и изобличая неправду и несправедливость. Усмирить гордыню, умерить телесные потребности, духовно возвыситься над остальными могли немногие. Такой духовный подвиг за всю историю православия на Руси совершили более 130 человек, 36 из них причислены к лику святых.

Одним из самых известных и почитаемых Христа ради юродивых был Василий Блаженный, называемый еще Василием «Нагим». Судьба его удивительна с самого рождения. В декабре 1469 года его мать Анна пришла на паперть подмосковного Богоявленского собора в Елохово (сейчас территория Москвы) молиться о том, чтобы ее ребенок благополучно родился и был здоровым. Богородица услышала молитвы простой женщины, и тут же, прямо на паперти Анна родила мальчика, которого назвали Василием. Он пришел в этот мир с чистой душой и открытым сердцем.

Его родители - простые крестьяне, были очень набожны, чтили Христа, жили по его заповедям и с раннего детства прививали Василию уважение и благоговение к Всевышнему. Когда мальчик подрос, родители, желая сыну хорошей доли, отдали его в обучение к сапожнику. Время шло, Василий постигал азы ремесла, сапожник был доволен трудолюбивым и послушным парнем. Так бы и трудился Василий всю жизнь, если бы не один случай, во время которого у старательного и благочестивого 16-летнего подмастерья открылся дар прозрения.

В мастерскую обратился купец, пожелавший сшить сапоги, которые носились бы много лет. Огорченный Василий обещал выполнить заказ, но после ухода купца горько расплакался, чем очень удивил сапожника. На недоуменный вопрос хозяина парень объяснил, что купцу не суждено покрасоваться в обновке, так как он скоро умрет. Сапожник удивился, но не придал значения странным словам парня. Через несколько дней тот купец действительно умер, а Василий решил оставить сапожное ремесло и посвятить свою жизнь самому великому подвигу во имя Христа - юродству. С этого момента и до самой смерти он ходил нагим и босым, не имея никаких сбережений, никакой защиты от насмешников и обидчиков, кроме незримого оберега - веры и всеобъемлющей любви к Господу. Из одежды на нем были только вериги - железные кольца и цепи для телесного смирения и укрепления духа.

После случая у сапожника Василий оставил родителей и направился в . Первое время народ дивился странному нагому парню и насмехался над ним, но вскоре москвичи признали в нем Божьего человека, Христа ради юродивого, изобличителя несправедливости и неправды.

Непонятные и странные на первый взгляд поступки Василия Блаженного сердили людей, но потом всегда оказывалось, что в этих поступках был скрытый поучительный смысл. Однажды, намеренно рассыпав на базаре калачи у одного торговца, он с покорностью принял ругань и побои. Но после калачник признался, что в тесто добавлял известь и мел. В другой раз его совет помог купцу достроить церковь, своды которой обрушивались уже три раза. Купец спросил совета у блаженного, как ему достроить храм. Василий отправил его в Киев к бедняку Ивану. Найдя в бедном жилище человека, качающего пустую колыбель, купец спросил, зачем он это делает. Тот рассказал, что так он отдает дань матери, родившей его. Купец понял, для чего Василий посылал его в Киев. Оказалось, что он в свое время выгнал из дома родную мать, и без раскаяния в своем поступке хотел прославить Бога построенной церковью. Но Всевышний не принимал подарок от низкого душой человека. Василий Блаженный помог купцу раскаяться, помириться с матерью и вымолить у нее прощение. После этого Божий храм был благополучно достроен.

Многие чудеса являл москвичам Василий Блаженный. Проходя мимо домов набожных людей, он бросал камни в их углы, а возле домов, где бесчинствовали, углы целовал. На вопросы о таком странном поведении юродивый отвечал, что в домах, где живут праведники, нет места бесам, и они стоят на улице возле углов, а он их отгоняет. А в домах, где поселились пороки, пляшут бесы и не дают зайти туда ангелам, скорбящим о душах людей вне дома. И таким образом Василий приглашает ангелов войти.

В другой раз Василий Блаженный проходил по базару, где сидели женщины, продававшие свое рукоделие. Нагота юродивого не смутила их - они просто рассмеялись. И тут же ослепли. Одна из женщин, еще не ослепшая полностью, поняла, что случилось, бросилась вслед за юродивым и слезно просила вернуть ей и подругам зрение. Василий Блаженный согласился при условии, что они раскаются в своей глупости. Женщины повинились перед ним, раскаялись и снова стали зрячими.

Постоянно воздерживаясь от удовольствий земных, безропотно перенося тяготы юродства, живя на улицах среди толпы людей, терпя суровые лишения, Василий Блаженный сохранил душу чистой и светлой. Дар прозрения проявлялся в нем все сильнее.

Всевышний помог Блаженному Василию предсказать нашествие на Москву хана Мехмед І Гирея в 1521 году. В тот раз, по обыкновению молясь ночью у ворот церкви Божьей Матери, он увидел знамение - огонь, вырывающийся из окон храма, и стал ревностно молиться. Огонь стал понемногу затухать и вскоре исчез полностью. Через некоторое время после этого видения крымские татары напали на Николо-Угрешский монастырь и ближние к нему деревни, разграбили и сожгли их, но до Москвы так и не добрались.

8 июля 1543 года Василию Блаженному снова было видение в церкви, предсказавшее страшный пожар, во время которого выгорели полностью Крестовоздвиженский монастырь, Царский и Митрополичий дворы и несколько улиц: Большой Посад, Неглинная и весь Великий Торг.

Как-то зимой один боярин, сочувствуя юродивому, уговорил его взять в дар шубу. Василий Блаженный долго не соглашался, но, чтобы не обидеть доброго человека, принял этот подарок. Проходя в подаренной шубе по улице, Василий встретил шайку воров, которые, не рискнув силой отобрать богатую одежду у почитаемого юродивого, разыграли перед ним целый спектакль. Один из них притворился мертвым, а остальные стали просить шубу, чтобы накрыть ею умершего товарища. Юродивый сам укрыл шубой вора, спросив при этом, действительно ли тот умер. Воры подтвердили кончину друга, а Василий пожелал, чтобы лицемерие было наказано, и ушел. Кинувшись к «умершему», воры остолбенели - тот был мертв по-настоящему.

Вся жизнь Василия Блаженного была направлена на помощь людям, милосердие и сочувствие. Он помогал всем, но особенно тем, кто стыдился просить помощи. Однажды он отдал все царские подарки иностранному купцу, потерявшему деньги и голодавшему уже несколько дней. Сам купец не мог просить помощи, ведь на нем были богатые одежды. Часто Василий Блаженный посещал Китай-город. Там располагалась исправительная тюрьма для пьяниц. К ним и ходил юродивый, чтобы ободряющим словом и увещеванием помочь им вернуться к нормальной жизни.

Царь почитал юродивого, но и побаивался его. Он видел в нем Божьего человека, который постоянно напоминал ему о необходимости жить по справедливости и творить добрые дела. Несколько случаев убедили Ивана Грозного, что перед ним действительно благочестивый, отрешенный от мирских забот юродивый. Пригласив однажды Василия Блаженного к себе во дворец на пир, царь был очень разгневан, когда тот три раза подряд выплеснул за окно вино. Объяснению юродивого, что так он потушил пожар в , царь не поверил, пока оттуда не прибыл гонец с вестью о пожаре и чудесном вмешательстве какого-то нагого человека, залившего огонь из водоноса. После новгородцы, приехавшие в Москву, узнали в Василии Блаженном того самого человека.

Когда царь задумал строить на Воробьевых горах дворец, все его мысли крутились вокруг этого строительства. Даже придя в церковь в праздничный день, он думал о незавершенной стройке. Василий Блаженный был на праздничной службе, но царь, погруженный в свои мысли, его не заметил. После службы Иван Грозный стал выговаривать юродивому за то, что его якобы не было в церкви. Василий пристыдил самодержца, сказав, что царь телом был в церкви, а душой витал вокруг своего недостроенного дворца. С тех пор Иван Грозный еще больше стал уважать и побаиваться юродивого. А когда Василий Блаженный серьезно заболел, царь Иван с царицей навещал его.

Несмотря на полную лишений жизнь, Василий Блаженный прожил почти 90 лет, а когда он слег и уже не смог встать, его навестил сам царь с семейством, и Христа ради юродивый предсказал сыну царя , что тот будет править на Руси.

Умер Василий Блаженный 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет. Царь Иван Грозный с боярами несли его гроб, а отпевание и погребение проводил митрополит Московский и всея Руси Макарий. Во время погребения Василия Блаженного многие больные выздоровели. Юродивого похоронили на кладбище Троицкой церкви во Рву, где незадолго до этого, в 1554 году царь в память о покорении велел возвести . В соборе и был построен придел в честь Василия Блаженного. Почитание Василия Блаженного было настолько сильным, что с тех пор Троицкий храм и стали называть одним общим названием - собором Василия Блаженного.

Со смертью Василия Блаженного чудеса не закончились. Они происходили и возле его гроба. Поэтому в 1588 году, во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана Грозного, московский патриарх на Поместном церковном Соборе канонизировал святого и установил день памяти чудотворца в день его кончины - 2 августа.

Другие чудеса Василия Блаженного

Однажды юродивый разбил камнем образ Богоматери на воротах храма, который много лет считался чудодейственным. Толпа паломников накинулась на него с кулаками и сильно избила. Безропотно выдержав побои, Василий Блаженный посоветовал соскрести слой краски на образе и когда это сделали, то увидели, что под ликом Божьей Матери скрывалось изображение дьявола.

Персидский корабль с множеством людей шел по Каспийскому морю. Были среди них и православные христиане. Начался сильный шторм, корабль стало сильно раскачивать, на палубу полилась вода, стало так темно, что кормчий не видел, куда направить корабль. Гибель казалась неминуемой. Но христиане рассказали персам, что у них в Москве есть чудотворец, который ходит по воде, как по земле и усмиряет самые большие волны. В это время перед кораблем возник нагой бородатый старец и провел корабль верным курсом прямо сквозь шторм. Волны стихли, пропал и старец, но все были спасены. Через некоторое время персидские купцы, бывшие на том корабле, приехали в Москву по торговым делам и узнали в юродивом Василии Блаженном нагого старца, спасшего их от неминуемой гибели. Еще не раз молитва к Василию Блаженному спасала корабли от верной гибели в разбушевавшемся море.

2 августа 1588 года в присутствии царя Федора Ивановича, митрополита Московского и всея Руси Иова и многочисленных московских жителей над местом погребения святого возник его образ. После этого события над захоронением была поставлена украшенная драгоценными камнями рака для мощей, помолившись возле которой многие больные полностью исцелялись.

День памяти святого 2 (15) августа. До революции 1917 года празднование памяти святого Василия Блаженного было торжественным. Обычно присутствовал император с семьей, службу проводил патриарх, собиралось высшее духовенство и москвичи, относившиеся к чудотворцу с великим почтением.

Жертвенность Богу и людям считается в христианстве высшей мудростью. И Христа ради юродивые, возвышаясь над грешным миром своей духовной чистотой, не презирали этот мир, а несли безропотное служение во благо всех живущих. Василий Блаженный - подвижник веры, удивительной силы духа человек, всей своей жизнью показавший, что блага земные не вечны, а вера в добро и справедливость помогают человеку в самые трудные времена.


Загрузка...