docgid.ru

Константин Ушинский: краткая биография. Константин ушинский краткая биография

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.


Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Петр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой.

После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальства на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Все это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток утроиться на преподавательскую работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий - достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института была воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Так за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854-1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания.

Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К. Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института - Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввел практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства Народного Просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Однако у К. Д. Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института - он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.

За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 60-х годов К. Д. Ушинский с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалении, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определенной философской системы, он вполне самостоятельно дал в своем труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов.

Последние годы жизни

В последние годы жизни К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Приехав в 1870 г. в Симферополь, К. Д. Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище.

"Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями,- вспоминал учитель Симферопольской казенной мужской гимназии И. П. Деркачев,- мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение ". Деркачев вспоминал, что К. Д. Ушинский охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Он был на экзамене в приготовительном классе в женском училище, «проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».

При казенной мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В зданий казенной мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский.

Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 г. издана в Симферополе.

Летом 1870 года К. Д. Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьей в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в городе Одессе, где К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 года (3 января 1871 года).

Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Семья

Жена Константина Дмитриевича Ушинского - Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском, происходила из древнего украинского казацкого рода. Летом 1851 года, когда К. Д. Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женился на подруге своего детства Надежде Семеновне Дорошенко. Дочь - Вера (в замужестве Пото) на свои средства открыла в Киеве мужское Городское Училище им. К. Д. Ушинского. Дочь - Надежда в селе Богданка, где одно время находился дом, принадлежащий К. Д. Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинения своего отца, открыла начальную школу.

Основные педагогические идеи Ушинского

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской Учительской Семинарии Алексей Осипович Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов К. Д. Ушинского.

Значение в Краткой биографической энциклопедии

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Ушинский (Константин Дмитриевич, 1824 - 1870) - знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа Д.А. Толстого, и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание педагогических статей", Санкт-Петербург, 1875). См. Ю. Рехневский "Вестник Европы" (1872, 2); П. Чалый "Воспоминания об Ушинском" ("Народная Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и педагогическая деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия Павленкова); А. Слепцов "Где искать оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); Н.Г. Дебольский "Опыт разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874, 11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и 1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня смерти Ушинского, появилось в журналах много статей о нем. Я. К.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824-1870/71) основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в …
  • УШИНСКИЙ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824?1870) ? знаменитый русский педагог; род. в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном …
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    Константин Дмитриевич , русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 …
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824—70) — знаменитый русский педагог; род. в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном …
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824 - 1870/71), основоположник научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского идея народности воспитания - признание творческой силы …
  • УШИНСКИЙ в Высказываниях великих людей:
    Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К.Д. Ушинский - Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный …
  • КОНСТАНТИН в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Constantinus), называемый Великим. Римский император, царствовавший между 306— 337 гг. от Р.Х. Он победил всех своих соправителей, причем, как рассказывают, …
  • УШИНСКИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Константин Дмитриевич (1824-70), педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846-49 профессор Демидовского лицея …
  • КОНСТАНТИН в Большом энциклопедическом словаре:
    XI (1403-53) последний византийский император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Погиб при обороне Константинополя от …
  • КОНСТАНТИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    "Великий князь Константин", торговый пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), вооружённый и включенный в состав русского Черноморского флота перед …
  • УШИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Константин Дмитриевич, 1824 - 70) - знаменитый русский педагог; род. в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную …
  • КОНСТАНТИН МУЧЕНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из наиболее чтимых святых грузинской церкви. Происходил из княжеского рода и, вместе со своим братом Давидом, был наследственным правителем …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил военное …
  • КОНСТАНТИН в Современном энциклопедическом словаре:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словарике:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско- византийских …
  • УШИНСКИЙ
    УШ́ИНСКИЙ Конст. Дм. (1824-1870/71), основоположник науч. педагогики в России. В 1844 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та, в 1846-49 проф. ярославского …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН ПАВЛОВИЧ (1779-1831), вел. князь, 2-й сын имп. Павла I. Участник походов А.В. Суворова (1799-1800), Отеч. войны 1812. С 1814 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН НИКОЛАЕВИЧ (1827-92), вел. князь, 2-й сын имп. Николая I, адм. (1855). В 1853-81 руководил Мор. мин-вом, провёл ряд прогрес. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1186-1218), вел. князь владимирский (с 1216). В 1206-07 княжил в Новгороде. При поддержке кн. Мстислава Мстиславича Удалого и …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН II (р. 1940), король Греции в 1964-74, из династии Глюксбургов. С дек. 1967 в Италии. Лишён престола в результате …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I (1868-1923), король Греции в 1913-17, 1920-22, из династии Глюксбургов. Команд. греч. армией в греко-тур. войне 1897, Балканских войнах …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН XI (1403-53), последний визант. император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Пытался организовать сопротивление туркам. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН VII Багрянородный (905-959), визант. император с 913, из Македонской династии. Автор соч., содержащих важные сведения о рус.-визант. отношениях 10 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН V (719-775), визант. император с 741, из Исаврийской династии. Подавил в 743 восст. столичной знати. Одержал победы над арабами …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I Великий (Constantinus) (ок. 285-337), рим. император с 306. Последовательно проводил централизацию гос. аппарата, поддерживал христ. церковь, сохраняя также …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил …
  • КОНСТАНТИН в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, …
  • КОНСТАНТИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Константин, (Константинович, …
  • УШИНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константин Дмитриевич (1824-1870/71) , основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского …
  • КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-05-26 Time: 12:37:06 Навигация Википедия=Константин Дмитриевич Бальмонт Викитека=Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт-, эссеист, один из виднейших представителей …
  • УСПЕНСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Успенский Константин Васильевич (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 12 ноября, …
  • МУРЕТОВ МИТРОФАН ДМИТРИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муретов Митрофан Дмитриевич (1851 - 1917), профессор Московской Духовной Академии. Родился в семье …
  • КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Константин Великий (+ 337) , император Римский (306-337). Полное имя: Флавий Валерий Константин …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин V Копроним (718 - 775), византийский император (741 - 775), иконоборец. Сын …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • КОНСТАНТИН VII
    ПОРФИРОГЕНЕТ Византийский император Македонской династии, правивший в 908-959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 …
  • КОНСТАНТИН VI в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776-797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    КОПРОНИМ Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720-775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 …
  • КОНСТАНТИН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ВЕЛИКИЙ, Гай Флавий Валерий Римский император в 307-337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая …
  • КОНСТАНТИН VII ПОРФИРОГЕНЕТ в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 908—959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 г. …
  • КОНСТАНТИН VI в биографиях Монархов:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776—797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в биографиях Монархов:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720—775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 сент. …
  • КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ, ГАЙ ФЛАВИЙ ВАЛЕРИЙ в биографиях Монархов:
    Римский император в 307—337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая 337 г. Точное место …
  • ЯКУШКИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
    Якушкин (Иван Дмитриевич) - один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре 1793 г. Дома учителями его были отставные офицеры и …
  • ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Юрий Дмитриевич, князь звенигородско-галицкий - см. Георгий Дмитриевич (VIII, …

Творческая жизнь Ушинского.
Ушинский родился в городе Тула в феврале 1823 года. Его мама умерла рано, когда маленькому Косте было всего 12 лет. Папа участвовал в войне с французами 1812 года, и дослужился до офицера. Семья была дворянская, хоть и мелкопоместная.

Семья Ушинских переселяется в Новгород-Северск, где папа получает должность судьи. Вблизи города они покупают небольшое имение. Обучение Константина изначально проходило на дому. В возрасте 11 лет он начинает обучение в гимназии и поступает в 3 класс. Ее он оканчивает в 17 лет.
Далее поступает на юридический факультет в Москве. Там на него произвели большое впечатление Грановский и Редкин, читавшие ему лекции по истории и философии. Благодаря им, Константин Дмитриевич начал задумываться о том, чтобы продолжить развивать знания в педагогике. После того, как Ушинский оканчивает обучение, он остается для получения звания профессора.

Он был любознательным и увлекался не только юриспруденцией и педагогикой, но и театром. Его также волновал вопрос о доступности образования для простого народа. Он даже работал исполняющим обязанности профессора на кафедре государственного права.

Ушинский имел опыт и в редакторской работе, когда работал в «Ярославских губернских ведомостях». Константин имел либеральные взгляды, его эрудиции можно позавидовать, а то, как он легко общался с учениками, насторожили руководство лицея.

В итоге Ушинскому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Вскоре он переезжает в Санкт-Петербург, где ему помогают устроиться в Гатчинский Сиротский институт. Он быстро продвигается по службе и за год достигает должности инспектора классов. В институте он находит работы Гугеля по педагогики. Они оказывают на него большое влияние в будущем.

Пишет статьи для таких журналов, как «Журнал для воспитания», «Современник», «Библиотека для чтения». В 1859 году переходит работать в Смольный институт Благородных девиц. Там он достигает определенных успехов, добивается объединения «благородных» и «неблагородных» девиц, открывает класс для подготовки воспитательниц, у детей появились каникулы и праздники, а для педагогов он организовал совещания и конференции. В 1862 году его увольняют, и он уезжает за границу. Там он получает хороший опыт в работе с детьми, преподавая как в школах, так и в детских садах.

Первые книги «Детский мир» и «Родное слово» он пишет, пребывая за границей. 1868 году, когда он уже 8 лет проживает в России, в печати появляется начало его главной работы «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

В зрелости активно занимался общественной деятельностью. У него была жена - Надежда Семеновна. Она подарила ему трех сыновей и двух дочерей.
Умер Константин от болезни в декабре 1870 году.

Константин Дмитриевич родился в 1823 году. В Московском университете будущий педагог изучал юриспруденцию. И в 1844 году благодаря своему усердию, он получает профессорское звание. Кроме интереса к профильному предмету, Константина Дмитриевича глубоко волновала общественная жизнь, в особенности проблема образования простых людей.

В 1846 году его назначают на должность профессора камеральных наук в лицей в Ярославле. Вскорости, там, у Константина Дмитриевича с начальством назрел конфликт. Причиной была его жизненная позиция. Но, что бы как то решить эту проблему Ушинский был вынужден уволиться. Что бы зарабатывать на жизнь, он переводил статьи, но уже в Ярославле он так и не смог устроиться преподавателем.

В 1854 году он устаивается на роботу в Гатчинский Сиротский институт. Однажды там он обнаружил в архиве бумаги предыдущего работника. В них были записаны идеи воспитания и образования. В скорости под впечатлением этих книг Ушинский написал свой труд «О пользе педагогической литературы». Эта книга произвела фурор. Далее его работы регулярно печатались в таких периодических изданиях как "Журнал для воспитания" и "Современник", "Библиотека для чтения".

В 1859 году Ушинский продолжил свою педагогическую практику в Институте благородных девиц. Благодаря ему была убрана граница классовой неровности. Также он проводил курсы для тех кто должен приступить к должности воспитателей, практикует педагогические совещания и для воспитанниц дает возможности проводить каникулы со своими родными. Он так случилось, но дальше свой педагогический опыт он перенимал в Европе. После Ушинский издает еще не одну свою книгу. Его передовые методы в сфере образования оказывали огромное влияния на многие годы.

В 1870 году педагог и общественный деятель умер.

Для детей

Биография Константина Ушинского детям о главном

Константин Дмитриевич известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Ведь это великий человек всю свою жизнь помогал своими трудами правильно воспитать детей. Однако он для именно для них написал много интересных рассказов и сказок.

Писатель родился в Туле 19 февраля 1823 года в дворянской семье. Свои детские годы Костя провел в Черниговской губернии, потому что его отца отправили туда на службу. Когда мальчику исполнилось 12 лет, у него скончалась его мама, которую он сильно любил.

Вначале Ушинский учится в гимназии, а позже поступает в Московский университет. Константин после окончания получает диплом и становится квалифицированным юристом. Карьера Константина стремительно летит вверх. Вот он уже исполняет обязанности профессора в Ярославском лицее юридического направления. Однако, Ушинского скоро убрали с этой должности, та как в лицее начались беспорядки по политическим соображениям среди студенческой молодежи.

Поле своего увольнения он вынужден был работать простым служащим в Министерстве внутренних дел. Константину Дмитриевичу такая работа не нравилась, и поэтому он одновременно начал заниматься творческой деятельностью. Он печатает свои труды в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».

Ушинский очень любил детишек и переживал за них. Ведь им было тяжело учиться, так как книги, по которым они занимались, были скучные и не заинтересовывали ребенка. И у Константина Дмитриевича созрела мысль- издать такой учебник, где ребята с удовольствием бы получали знания.

В 1854 году Ушинский начинает преподавательскую деятельность в сиротском институте города Гатчина. Когда же Константина Дмитриевича в 1859 году назначают руководителем института благородных девиц, то он самым главным ввел изучение русского языка и литературы. На занятиях же по химии и физике теперь можно все знания проверять на практике в виде опытов. Были введены для учениц каникулы и посещения родителей.

И в это же время педагог создает для детей поучительные книги - «Родное слово» и «Детский мир». Это были познавательные и увлекательные учебники. Дети, изучали материал с удовольствием, им все было понятно. Особенно много было рассказов для ребят, начинающих читать. Он показал им, каким бывает интересным окружающий мир.

Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос, каким может быть счастливый человек.

В 1862 году Ушинского отправляют за границу, и он воспринимает это как гонения на него. Но и там он изучает образовательную систему и, приехав назад, в Россию, он свои наблюдения публикует в виде научных тезисов в приложении к учебнику «Родное слово». Ученики могли теперь получать знания по разделам, которые знакомили их с географией, историей. Ребенок читал произведения не только русских классиков XIX века, но и заграничных писателей.

Особенно интересными стали для детского чтения цикл рассказов «Времена года», где писатель раскрывает картину сменяющейся природы наряду с воспоминаниями о своих детских годах

В 1870 году Ушинский все больше со своими выступлениями бывает на Украине. И там же он простужается и заболевает. Вскоре погибает его сын Павел, и он со всем семейством переезжает на постоянное место жительство в Киев. Он собирается принять лечение в Крыму, но в пути ему становится хуже и он умирает.

Константин Дмитриевич оставил неизгладимый след, как в педагогике, так и литературе. Его именем названы во многих городах улицы и учреждения. А лучших педагогов с 2004 года стали награждать медалью Ушинского.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Ушинский Константин Дмитриевич родился в Туле в 1824 году в семье дворянина. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, и нежные воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. Впоследствии он отводил женщине и матери высокую и почётную роль в воспитании детей.Учился в гимназии.С юности он отличался зрелостью ума и воли, верой в самого себя и способностью преодолевать препятствия.В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. Там он выделялся своими способностями, считался идеально хорошим товарищем среди студентов. В течение всего обучения он давал частные уроки.В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Его уважали ученики – Ушинский был вежлив с ними, ясно и просто объяснял трудные материалы. Но через 6 лет он прекратил работу в лицее, так как ему приходилось мелочные придирки со стороны начальства.С 1852 года Ушинский занимается литературной деятельностью, изучает иностранные языки.В 1855 году его назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского института, а вскоре затем – инспектором этого института. Однажды он нашёл два больших шкафа, которые двадцать лет никто не открывал. В них было полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание.В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института. В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью – родители и родственники учениц, чиновники и педагоги приходили в институт, чтобы послушать уроки, о которых говорил весь город.Имя К. Д. Ушинского стало знаменитым по всей России как талантливого педагога. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола.В этот период вышла в свет его книга «Детский мир».Она сразу стала использоваться в различных учебных заведениях, и в первый же год была издана трижды.Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Однако тогда же на него стали писать доносы с нелепыми обвинениями. Ушинский в течение нескольких суток писал ответ на эти доносы, и эти оскорбления очень повлияли на его здоровье – он сел за отписку бодрым и здоровым, а встал из-за нее поседевшим и начал харкать кровью...Вскоре Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность. В тот период он не занимал никакого официального положения.Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи предпринял поездку в Крым, чтобы восстановить пошатнувшееся здоровье. Там он увидел практическое применение в школе своего учебника «Родное слово».В последние годы жизни Ушинского произошли тяжёлые события – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь, окончательно подточившая его здоровье… В 1870 году он умер.Влияние Константина Дмитриевича Ушинского выходит далеко за пределы школы и педагогики.В ту эпоху в России в школе нередко преобладали жестокость и зубрёжка, а время учения было для многих детей тяжёлым временем. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле его именем названа улица.Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор

Загрузка...