docgid.ru

Противоэпидемические мероприятия при инфекционных заболеваниях у детей. Профилактика инфекционных болезней в детских учреждениях. Высшего профессионального образования

В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники дошкольных организаций проводят:

Медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез;

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

Работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

Распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

Информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

Ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;

Один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза;

Ежедневно в ясельных группах ведется карта стула детей;

Систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

Организацию и проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

Работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему;

Медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

Контроль за пищеблоком и питанием детей;

Ведение медицинской документации.

Персонал дошкольных организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Каждый работник дошкольных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в дошкольные организации, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра ежедневно перед началом рабочей смены заносятся в "Журнал здоровья".

Не допускают или немедленно отстраняют от работы больных работников или при подозрении на инфекционные заболевания. Не допускают к работе по приготовлению блюд и их раздачи работников, имеющих на руках нагноения, порезы, ожоги.

Персонал дошкольных организаций должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти.

У помощника воспитателя дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.

Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.

Работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте.

Для работников дошкольных организаций следует предусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.

Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных -- по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе -- поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах.

Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции.

Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям.

Особого внимания требует вопрос о сроках допуска переболевших детей в детское учреждение. Сроки допуска детей в коллектив после перенесенного острого респираторного заболевания должны определяться главным образом индивидуальными особенностями реконвалесцента и характером перенесенной инфекций. Большинство детей могут быть допущены в детское учреждение после исчезновения у них симптомов острого катара (насморка, конъюнктивита, фарингита) вне зависимости от срока, прошедшего от начала заболевания. Такой подход оправдан тем, что наиболее заразный период совпадает с периодом разгара катаральных явлений. Чаще всего при острых респираторных вирусных инфекциях катаральные явления держатся 5-6 дней, так что допуск в учреждение детей при отсутствии осложнений возможен на 7 день от начала заболевания.

У некоторых детей после респираторной вирусной инфекций может длительно держаться субфебрилитет, умеренные катаральные явления. При отсутствии данных, указывающих на активность процесса, они могут быть допущены в дошкольные учреждения по заключению педиатра поликлиники.

Дети с перенесенной внутричерепной родовой травмой, дающие фебрильные судороги, и другие, у которых вирусные инфекций сопровождаются неврологической симптоматикой, возвращаются в коллектив после консультации с невропатологом.

Наибольшая длительность течения заболевания отмечается у детей с очагами хронического воспаления (назофарингитами, тонзиллитами). Эти дети требуют энергичной терапии и могут допускаться в группу после стихания симптомов обострения очаговой инфекций.

Режим учреждения во время эпидемической вспышки должен предусматривать изоляцию групп, недопущение в группы лиц, не связанных непосредственно с обслуживанием детей, а также воспитателей с признаками заболевания.

Во время эпидемической вспышки внимание персонала должно быть направлено на неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических правил, воздушного режима, обязательное проведение кварцевания групповых помещений.

Ответственность за выполнение перечисленных требований возлагается на руководителей учреждений, ежедневный контроль -- на медицинского работника этих учреждений, а периодический -- на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.


Билет 23

К факторам, наиболее часто приводящих к асфиксии относятся:

A . В пренатальном периоде: гестозы беременных, кровотечения и инфекционные заболевания во 2-м и 3-м триместре, многоводие или малое количество околоплодных вод, переношенная или многоплодная беременность, сахарный диабет матери, за­держка внутриутробного развития плода.

Б . В интранатальном периоде: кесарево сечение (плановое, экстренное), аномальное предлежание плода, преждевременные роды, безводный промежуток более 24 ч, быстрые (менее 6 ч) или затяжные (более 24 ч) роды, затяжной второй период родов (более 2 ч), аномальная частота пульса плода, общий наркоз у матери, наркотические анальгетики, введенные матери менее, чем за 4 ч до родов; меконий в амниотических водах, выпадание узла пуповины и обвитие её, отслойка плаценты, предлежание плаценты;

B . Лекарства, используемые беременной: наркотические вещества, резерпин, антидепрессанты, сульфат магния, адреноблокаторы.

1 этап реанимационных мероприятий. Основная задача этого этапа - быст­рое восстановление проходимости дыхательных путей.

Сразу при рождении головы отсосать катетером содержимое из полости рта. Если после рождения ребенок не дышит, надо провести нежную стимуляцию-щелкнуть по подошве, энергично обтереть спину и далее пережать пуповину двумя зажимами Кохера и перерезать её. Положить ребёнка на стол под источник тепла с опущенным головным концом (около 15°). Обтереть его теплой стерильной пеленкой и сразу же удалить её (для предупреждения охлаждения). Провести санацию верхних дыхательных путей (грушей, катетером), в положении ребенка на спине со слегка запрокинутой головой («поза для чихания»). Если в околоплодной жидкости и в дыхательных путях младенца выявлен меконий, незамедлительно провести интубацию с тщательной последующей санацией трахеобронхиального дерева. В конце этого этапа реанимации, длительность которого не должна превышать 20 с, следует оценить дыхание ребенка. При появлении у ребенка адекватного дыхания (после санации или стимуляции) следует сразу же определить частоту сердечных сокращений (ЧСС) и, если она выше 100 в мин и кожные покровы розовые, прекратить дальнейшие реанимационные мероприятия и организовать наблюдение (мониторинг) в последующие часы жизни. Если в этой ситуации кожные покровы цианотичные, надо начать давать кислород маской и попытаться определить причину цианоза. Наиболее часто общий цианоз обусловлен гемодинамическими нарушениями (артериальная гипотония, врожденный порок сердца), поражением легких (внутриутробная пневмония, массивная аспирация, пневмоторакс, синдром дыхательных расстройств, диафрагмальная грыжа, незрелость легких), ацидозом. При отсутствии самостоятельного дыхания или его неэффективности приступить ко II этапу реанимации, задачей которого является восстановление внешнего дыхания , ликвидация гипоксемии и гиперкапнии. Для этого нужно начать искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) через маску дыхательным мешком (Амбу, Пенлон, РДА-I и др.), тщательно следя за давлением вдоха (первые 2-3 входа с давлением 30-35 см вод. ст., последующие-20-25 см.) и экскурсиями грудной клетки. В начале ИВЛ используют 60% О 2 .



Хорошие экскурсии грудной клетки свидетельствуют о достаточной или даже избыточной вентиляции альвеол, а также об отсутствии у больного серьёзных проблем, связанных с нарушением проходимости дыхательных путей и поражением легочной ткани. Недостаточные экскурсии грудной клетки при ИВЛ могут быть обусловлены как нарушением проходимости верхних дыхательных путей (западение языка и нижней челюсти, обструкция носовых ходов и носоглотки, чрезмерное переразгибание шеи, пороки развития), так и поражением легочной паренхимы (жесткие легкие). Одновременно с ИВЛ оцените возможность медикаментозной депрессии и при её . вероятности стимулируйте дыхание внутривенным введением налорфина или этимизола.

Через 20-30 с после начала ИВЛ необходимо определить частоту сердечных сокращений за 6 секунд и умножить на 10. В ситуации, когда частота серцебиений нахо­дится в пределах 80-100, продолжают вентиляцию легких до тех пор, пока она не воз­растёт до 100 и более в мин. Наличие самостоятельного дыхания при этом не является поводом к прекращению ИВЛ. III этап реанимации - т е р а п и я гемодинамических расстройств.

Если частота сердечных сокращений не увеличивается или даже снижается ниже 80 в минуту, необходимо срочно начать закрытый массаж сердца (ЗМС) на фоне ИВЛ маской со 100% концентрацией кислорода. Если в течение 20-30 с массажа эффекта нет - интубировать больного и продолжать ИВЛ с ЗМС. Если и эти мероприятия в течение следующих 30 с не купировали тяжелую брадикардию, следует ввести эндотрахеально 0,1-0,3 мл/кг 0,01% раствора (!) адреналина (разводят равным коли­чеством изотонического раствора натрия хлорида) и продолжают ИВЛ с ЗМС. Вслед за этим, катетеризируют пупочную вену, измеряют артериальное давление, оценивают состояние микроциркуляции (симптом «белого» пятна), цвет кожных покровов. В зави­симости от ситуации проводят комплексную терапию брадикардии (адреналин, изадрин повторно), артериальной гипотонии (волемические препараты: 5% р-р альбумина, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, нативная плазма; допамин в дозе 5 мкг/кг/мин и выше), ацидоза (2% р-р гидрокарбоната натрия в дозе 4-5 мл/кг). Симптом «белого пятна», держащийся более 3 с, признак гиповолемии у только что родившегося ребенка.

Профилактика — это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных болезней среди населения. Она включает проведение не только медицинских, но и общегосударственных мероприятий: вакцинопрофилактику, оздоровление внешней среды и т. д.

Немаловажное значение в предупреждении или ограничении распространения инфекционных заболеваний имеют санитарное просвещение и повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Специальные профилактические мероприятия должны проводиться в отношении всех 3 звеньев : источника инфекции, механизмов передачи (путей передачи) и восприимчивости организма людей.

Мероприятия в отношении источника инфекции. Поскольку основным источником инфекции является больной, необходима его ранняя изоляция от коллектива. Это зависит как от своевременного обращения больного к врачу, так и от правильного диагноза, который не всегда просто установить. Ранней изоляции (срок зависит от вида инфекции) подлежат не только дети с явными признаками инфекционной болезни, но и все дети с подозрением на нее. Нужно правильно определять, необходима ли госпитализация или возможно лечить инфекционного больного в домашних условиях. Своевременно проводимое лечение обеспечивает быстрое выздоровление и эрадикацию возбудителя.

Госпитализации подлежат не все инфекционные больные, а только те, кто представляет опасность для окружающих (пациенты с , , и др.). При многих инфекционных болезнях (, , , и др.) изолируют и лечат больных на дому, а госпитализируют только по медицинским показаниям (тяжелая форма инфекции) или при невозможности изолировать ребенка дома и организовать за ним соответствующий уход.

Все случаи инфекционных болезней подлежат обязательной регистрации санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС), экстренное извещение с данными о каждом пациенте составляется и направляется туда незамедлительно. О заболевших и контактировавших с больными обязательно информируют детские учреждения, которые те посещают.

Источником инфекции, как известно, могут быть и здоровые бактерионосители. Их выявление и санация весьма трудны, но вполне реальны, особенно в детском коллективе. При появлении больного в детском коллективе бактериологическому обследованию и клиническому наблюдению подлежат все дети, контактировавшие с заболевшим, а также весь обслуживающий персонал. Выявленные здоровые носители, дети или обслуживающий персонал со стертыми, инаппарантными формами инфекций также подлежат изоляции, обследованию, а при необходимости и лечению.

Мероприятия, направленные на разрыв механизма (пути) передачи возбудителя, зависят от особенностей распространения конкретного инфекционного заболевания. Так, при кишечных инфекциях в связи с фекальнооральным механизмом их передачи здоровый человек может заразиться при употреблении продуктов питания или воды, инфицированных возбудителем, выделяемым с испражнениями больным или бактерионосителем. Эпидемические пищевые и особенно водные вспышки проявляются множеством заболеваний, возникших практически одновременно.

Противоэпидемические мероприятия при этом сводятся главным образом к предупреждению загрязнения пищевых продуктов на всех этапах заготовки, переработки, транспортировки, хранения. Важное значение в профилактике кишечных инфекций имеют контроль за состоянием школьных столовых, буфетов, пищеблоков детских учреждений, а также общесанитарные мероприятия и коммунальное благоустройство городов и сел (строительство водопроводов, канализации, очистных сооружений и другие виды деятельности, осуществляемые в общегосударственном масштабе).

Большую роль в возникновении и распространении кишечных инфекций среди детей играет контактный инфекции через загрязненные руки, игрушки, предметы ухода. При передаче инфекции воздушно-капельным путем (, , , , стрептококковая инфекция, , , ) основным профилактическим мероприятием становится быстрая изоляция заболевших. Очень важно не допускать скученности в детских учреждениях, следить за аэрацией помещений, применять ртутно-кварцевые лампы для дезинфекции воздуха.

При кровяных инфекциях возбудитель локализуется в кровеносной, лимфатической системе или во внутренних органах, и передача инфекции осуществляется с помощью кровососущих членистоногих или при переливании инфицированной крови, а также при медицинских манипуляциях, сопровождающихся нарушением целостности кожи (особенно часто — при проводимых с помощью игл). Противоэпидемические мероприятия в этих случаях направлены на уничтожение переносчиков различными инсектицидами, обязательное централизованное автоклавирование медицинского инструментария и тщательное обследование доноров крови.

При инфекциях наружных покровов многообразен и сложен. Поскольку в детских учреждениях при таких заболеваниях, как пиодермии, заражение в основном происходит через бытовые предметы, воздействие на механизм передачи инфекции сводится к строгому контролю за индивидуальным пользованием предметами обихода. Однако некоторые заболевания передаются при прямом контакте без участия факторов внешней среды (, содоку, раневые инфекции).

Таким образом, установление механизма передачи и пресечение путей распространения инфекции занимают большое место в комплексе противоэпидемических мероприятий. Объекты внешней среды, которые участвуют в передаче инфекции, уничтожают путем дезинфекции, дезинсекции и (уничтожение грызунов).

Профилактика инфекций в детских учреждениях. Все дети с рождения и до 15 лет находятся под наблюдением врачей детской поликлиники, которые осуществляют как профилактическую, так и лечебную работу. Контакт с инфекционными больными в поликлинике должен быть исключен. Лечебное учреждение могут посещать только здоровые дети и дети с неинфекционными заболеваниями. Все больные с лихорадкой и дети с инфекционными болезнями наблюдаются, а нередко и лечатся в домашних условиях. Чтобы инфекционный больной не попал в поликлинику, при входе в нее обязательно должен быть фильтр, где работает опытная медсестра. Она осматривает кожу, зев каждого входящего ребенка, а при необходимости измеряет температуру. При малейшем подозрении на инфекцию детей направляют в бокс-изолятор с отдельным выходом на улицу, где их осматривает врач и при инфекционном заболевании направляет в больницу или домой. После осмотра бокс дезинфицируют, проветривают, делают влажную уборку.

С целью профилактики заносов инфекции в поликлинику важно регулировать и поток посетителей, для чего составляют четкое расписание приемов специалистами, посещений для профилактических осмотров и прививок. , где принимаются грудные дети, должен быть максимально изолирован от других кабинетов.

Профилактика заносов инфекционных болезней в детские учреждения и ограничение их распространения требуют специальных мероприятий, будущее проведение которых следует учитывать еще при строительстве детского учреждения. В современных яслях, домах ребенка, детских садах должны быть отдельные изолированные помещения для каждой группы, обязательно с отдельным входом. В приемной, где проводится осмотр детей, нужен бокс с выходом на улицу. В боксе осматривают ребенка с подозрением на инфекционное заболевание, а оттуда его отправляют домой или в больницу. Каждой группе детского сада необходимы отдельные раздевалка, игровая комната, столовая, закрытая веранда, туалетная с горшечной, душевая (желательно с мойкой для ног), площадка для прогулок, изолятор для временного (до прихода матери) содержания там заболевшего ребенка.

В домах ребенка и детских санаториях надо иметь изолятор (из расчета 10% полезной площади для детей младшего возраста и 2% — для детей старшего возраста), а в нем (в зависимости от численности детей данного учреждения) — 2-3 индивидуальных (мельцеровских) бокса или более. В изолятор помещают детей с легкими инфекционными заболеваниями, не нуждающихся в стационарном лечении, детей с подозрением на инфекцию до установления диагноза или реконвалесцентов для дополнительного наблюдения.

При направлении ребенка в детское учреждение участковый врач проводит тщательный осмотр и назначает лабораторные исследования, а затем выдает соответствующую справку. Требуется также справка от эпидемиолога об отсутствии контакта с инфекционным больным в последние 3 нед.

При ежедневном приеме ребенка в детское учреждение медсестра тщательно осматривает его кожу и слизистые оболочки полости рта, зева и измеряет температуру тела, выясняет у матери, имеются ли заболевания в семье, квартире. Эта процедура, а также информация из СЭС и поликлиники о контакте ребенка с инфекционным больным играют большую роль в профилактике заносов инфекции в детское учреждение.

Дети, имевшие контакт с инфекционным больным, не принимаются в детское учреждение в течение максимального той или иной инфекционной болезни.

Большое значение в профилактике заносов инфекции в детское учреждение имеет санитарно-просветительная работа с родителями, а еще большее — с персоналом, непосредственно общающимся с детьми, и с персоналом пищеблока.

При приеме на работу в детское учреждение каждый сотрудник обязательно проходит медицинский осмотр и лабораторное обследование, после чего представляет соответствующую справку. В последующем медицинский осмотр и лабораторное обследование персонала должны проводиться регулярно.

При заносе инфекции в детское учреждение принимают меры по пресечению распространения заболевания. Выявленного больного изолируют. Своевременная изоляция особенно важна при воздушно-капельных инфекциях. Группа, в которой выявлен больной, подлежит карантину на срок . В этот период новых детей, не болевших данной инфекцией, не принимают; не переводят детей и персонал из группы в группу. В течение всего карантина всех контактных детей обязательно осматривают, а при необходимости подвергают бактериологическому обследованию (например, при менингококковой инфекции, кишечных инфекциях, дифтерии) с целью выявления и изоляции бактерионосителей. При некоторых инфекциях (например, корь, ) детям, не болевшим и ранее не привитым, срочно проводят активную иммунизацию. При противопоказаниях к активной иммунизации детям в возрасте до 4 лет для профилактики вводят специфические . При возникновении контактным детям проводят профилактику препаратами интерферона путем закапывания его в нос не менее 5 раз в сутки в течение всей вспышки (2-3 нед).

В предэпидемический и эпидемический период ОРЗ детям с 6-месячного возраста, посещающим общественные учреждения, можно провести полиоксидонием путем эндоназального введения раствора в возрастной дозировке.

Детям 12 лет и старше с целью профилактики в предэпидемический период ОРЗ лучше назначить таблетированную форму полиоксидония в дозе 12 мг.

При возникновении в коллективе инфекции, вызванной возбудителем, стойким во внешней среде, проводится дезинфекция всех предметов обстановки, игрушек. Строгое выполнение профилактических мероприятий наряду с повышением специфической невосприимчивости ребенка к инфекции, а также с усилением неспецифических факторов защиты, обеспечит надежный заслон для возникновения и распространения инфекционных болезней среди детей.

Профилактика внутрибольничных нозокомиальных (от греч. nosokomeo — ухаживать за больным, nosocomium — госпиталь) инфекций — одна из важнейших задач детской больницы любого профиля, так как присоединение инфекции отягощает течение основного заболевания, становится причиной осложнений, затягивания реконвалесценции, а иногда и летального исхода.

Причиной внутрибольничных заболеваний могут быть как внебольничные заражения, когда больной поступает в больницу в инфекционного заболевания (заносы), так и внутрибольничные. Наиболее часто внутрибольничными инфекциями становятся инфекции с воздушно-капельным путем передачи (, , , корь и др.).

Для профилактики заносов инфекции при направлении детей в больницу врач поликлиники, а затем приемного отделения выясняет возможные контакты ребенка с инфекционными больными и проводит тщательный осмотр. При малейшем подозрении на инфекцию пациента помещают в бокс, при явной инфекции — в соответствующее специализированное отделение (скарлатинозное, кишечное, гепатитное и т. д.), при смешанной инфекцией — только в бокс.

Таким образом, приемное отделение детской больницы должно состоять из отдельных боксов. От четкой работы приемного отделения и квалификации врачей зависит эпидемиологическое благополучие больницы. При заносе в отделение инфекции срочно принимают меры, направленные на предупреждение ее распространения. В этом отношении ведущую роль играют ранняя диагностика и изоляция заболевшего. Важное значение для профилактики некоторых инфекций (корь, вирусный ) имеет своевременное введение иммуноглобулина как средства пассивной иммунизации. В отделении или палате, где был случай инфекционного заболевания, устанавливают карантин.

Новых детей, не болевших данным инфекционным заболеванием, в отделение (палату) не помещают.

Если в отделении (палате) мало контактировавших с инфекционным больным детей, не перенесших эту инфекцию, их следует перевести в бокс, и тогда карантин в отделении не устанавливают.

Борьба с распространением внутрибольничных респираторных вирусных инфекций весьма затруднительна, особенно в отделениях для детей раннего возраста ввиду их высокой восприимчивости. При приеме важно выявить такое заболевание и не допустить поступления больного в общее отделение.

М.Г. Данилевич значительно расширил понятие «внутрибольничная инфекция» и рекомендовал включать в эту группу перекрестную инфекцию, суперинфекцию и реинфекцию.

Перекрестная инфекция также является результатом внутрибольничного инфицирования, только при ней возникают не самостоятельные нозологические формы болезни, а различные осложнения (тонзиллит, отит, лимфоаденит, и др.). Установлено, что эти осложнения вызываются не той микрофлорой, что основное заболевание, а другой, полученной преимущественно экзогенным путем от других больных или от персонала.

В перекрестном инфицировании велика роль пневмококков, стафилококков, стрептококков, а в последние годы очень возросла активность условно-патогенных микроорганизмов (клебсиелла, протей, энтерококк, синегнойная палочка и другие, полирезистентные к широко применяемым антибиотикам). Перекрестная инфекция в стационаре очень опасна для новорожденных, особенно недоношенных, а также для детей после хирургических вмешательств и др.

Профилактика перекрестной инфекции весьма сложна и не всегда эффективна. В основном она сводится к строгому соблюдению санитарно-гигиенических правил, недопущению перегрузки отделения, раннему выявлению детей с гнойными осложнениями и их своевременному лечению антибиотиками.

Суперинфекция — это заражение возбудителем того же вида (рода), который вызвал основную болезнь, но другими его сероварами.

Для профилактики суперинфекции большое значение имеет одновременное заполнение палаты, а в ряде случаев и поголовная санация больных антибиотиком или химиопрепаратами. Особенно эффективна эта мера профилактики при скарлатине. При дизентерии больных следует госпитализировать в диагностическую палату, пока не установлен возбудитель, а затем размещать в палатах соответственно виду возбудителя.

Значительно меньший эффект от одновременного заполнения палат отмечается при острых респираторных инфекциях, особенно в отделениях для детей раннего возраста. путь распространения заболевания, трудность его клинической и лабораторной диагностики и поголовная восприимчивость детей раннего возраста способствуют быстрому возникновению перекрестной инфекции, суперинфекции и реинфекции.

Реинфекция — это заражение тем же видом и типом возбудителя, которым вызвано основное заболевание. Она может быть причиной рецидива или обострения болезни. При этом очень легко возникают осложнения, связанные с экзогенным инфицированием какой-либо патогенной или условно-патогенной бактериальной флорой (стафилококк, стрептококк, кишечная инфекция и др.), либо вызванные усилением патогенных свойств собственной условно-патогенной флоры, т. е. аутоинфицированием. Реинфекция чаще возникает у детей раннего возраста, у которых выработка специфического иммунитета запаздывает или он недостаточно напряженный. В возникновении реинфекции играет роль и раннее применение антибиотиков, под влиянием которых возбудитель быстро исчезает, а слабое кратковременное воздействие на организм не способствует выработке напряженного иммунитета.

Самой важной мерой профилактики внутрибольничного заражения являются правильный прием и размещение больных. Детей не только с инфекционными, но и с другими заболеваниями принимают в больницу в индивидуальном мельцеровском боксе с отдельным входом с улицы, чтобы ребенок не контактировал с другими больными. Прием инфекционных больных осуществляется также в мельцеровских боксах, оборудованных для каждого вида инфекции (бокс для приема больных кишечными инфекциями, для приема больных вирусным гепатитом, и др.).

Современная больница для детей раннего возраста должна состоять из полубоксов или маленьких палат на 1-2 больных, в каждой из них необходим свой санузел (унитаз, ванна, умывальник). Дети одной палаты не контактируют с детьми другой палаты. Все процедуры, кормление, туалет проводят в палате. Ребенка выносят из палаты только для тех процедур (рентгенологическое исследование, функциональные методы исследования и др.), которые в палате выполнить не всегда возможно. Отделениям для грудных детей и новорожденных следует быть полностью полубоксированными. Только в таких условиях при строгом соблюдении санитарно-гигиенического режима можно гарантировать отсутствие внутрибольничного инфицирования.

Детей с однотипными инфекционными заболеваниями (, , , вирусный гепатит) можно госпитализировать в общие небольшие палаты (не более 2-4 человек) при условии их одновременного помещения туда и изоляции от больных из других палат. Детей (особенно раннего возраста) с корью, коклюшем, следует госпитализировать только в боксы или полубоксы, поскольку ОРЗ и имеют разную этиологию, а при кори и коклюше велика опасность перекрестной инфекции, неизбежно приводящей к возникновению пневмонии, отита или другого осложнения. Этих больных необходимо тщательно оберегать и от внутрибольничного заражения другой инфекцией.

Детей раннего возраста (особенно 1-го года жизни) с кишечными инфекциями также не следует госпитализировать в общие отделения, так как при приеме больного без предварительного бактериологического обследования трудно установить этиологию кишечной инфекции.

Независимо от вида помещения (боксы, полубоксы, общие палаты) для профилактики внутрибольничного заражения необходимо тщательно соблюдать санитарно-профилактический и противоэпидемический режим в любой детской больнице и особенно в инфекционных отделениях (гигиеническое содержание больных, влажная уборка, проветривание помещений, ультрафиолетовое облучение палат, индивидуальные предметы ухода за больными, кипячение посуды, текущая дезинфекция предметов ухода, санитарная культура обслуживания больных, систематическое медицинское обследование персонала и др.). Все это предупреждает возникновение внутрибольничных заражений.

направлены на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных заболеваний. Включают: медицинское обезвреживание источников инфекции (больных, бактерионосителей), пресечение путей передачи инфекции; повышение иммунитета, невосприимчивости окружающих людей к инфекции. С целью наиболее раннего и полного выявления больных и бактерионосителей проводятся: бактериологическое обследование всех лиц, поступающих на работу в образовательные учреждения, а также детей, не находившихся под медицинским наблюдением, перед их поступлением в детские образовательные учреждения; ежедневный утренний медицинский осмотр детей в детских учреждениях; наблюдение за лицами, общавшимися с инфекционным больным в течение срока инкубационного периода (от момента заражения до заболевания). При появлении первых признаков заболевания (см.Детские инфекции) воспитатель должен показать ребенка врачу, сообщить родителям, в поликлинику и при необходимости госпитализировать. В ряде случаев больные подлежат обязательной госпитализации (дифтерия, полиомиелит, тифы, вирусный гепатит и др., тяжелое и осложненное течение болезни). При нормальных условиях в семье лечение некоторых инфекционных заболеваний проводится на дому. Больного изолируют на период, когда он представляет опасность для окружающих. Например, при кори срок изоляции составляет 5 дней, а при наличии осложнений - 10 дней от начала высыпания, при ветряной оспе - 5 дней с момента последнего высыпания; при паротите - 9 дней от начала болезни, при коклюше - 25 дней; при скарлатине - 10 дней. Для ряда заболеваний существует дополнительный срок изоляции переболевших детей. В образовательных учреждениях для детей и взрослых, контактировавших с больным, в зависимости от типа заболевания установлены различные сроки карантинно-ограничительных мероприятий: отстранение от посещения образовательных учреждений лиц, общавшихся с больным, введение карантина в группе детей, в которой выявлено инфекционное заболевание; ведется активное наблюдение за здоровыми детьми (осмотр носоглотки, термометрия 2 раза в день) после изоляции последнего больного. При некоторых заболеваниях (например, дизентерии) работники детских учреждений и учреждений общественного питания проходят бактериологическое обследование без отстранения от работы и посещения детского коллектива; в случае повторных заболеваний в детском учреждении проводятся бактериологические обследования: в течение 7 дней перевод детей в другие детские учреждения, а также из группы в группу, прием новых детей - только с разрешения эпидемиолога. Меры воздействия на пути передачи инфекции включают соблюдение санитарно-гигиенического режима в образовательных учреждениях, а также дезинфекцию (физические и химические методы), которая обеспечивает уничтожение во внешней среде возбудителей инфекционных болезней (бактерии, вирусы и др.) и их переносчиков. В большинстве случаев заключительную дезинфекцию проводит персонал санэпидстанции. В период после вакцинации необходимо обеспечить ребенку щадящий гигиенический режим: не допускать переутомления, переохлаждения, перекармливания, чрезмерных физических и умственных нагрузок, обеспечить полноценное питание и сон. См. также Детские инфекции

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ в детских учреждениях

направлены на локализацию и ликвидацию очагов инфекц. заболеваний. Включают: мед. обезвреживание источников инфекции (ими выступают больные, бактерионосители), пресечение путей передачи инфекции; повышение специфич. невосприимчивости окружающих людей к инфекции.

Меры в отношении источника инфекции предусматривают наиб. раннее и полное выявление больных и бактерионоси-телей, их изоляцию и лечение. В этих целях проводятся: бактериологич. обследование всех лиц, поступающих на работу в дет. учреждения и учреждения обществ. питания, а также детей, не находившихся под мед. наблюдением, перед их поступлением (или после длительного отсутствия) в дет. учреждения; ежедневный утренний мед. осмотр детей в дет. учреждениях; наблюдение на дому или в дет. учреждении (карантинной группе) за лицами, общавшимися с инфекц. больным в течение срока возможного инкубац. периода (т.е. от момента заражения до заболевания). Это наблюдение включает осмотр кожи и слизистых оболочек, термометрию, выяснение характера стула (при необходимости проводится бактериологич. и др. обследования). При появлении у ребенка первых признаков заболевания (см. Детские инфекции) воспитатель дет. учреждения должен показать его врачу или медсестре. Заболевшего направляют домой и сообщают в поликлинику или госпитализируют. До прихода родителей или сан. машины его изолируют в боксе или изоляторе. После госпитализации больного в помещении проводят дезинфекцию. Обязательной госпитализации подлежат дети, заболевшие дифтерией, полиомиелитом, тифами, вирусным гепатитом и нек-рыми др. заболеваниями. Если в семье имеется возможность соблюдать строгий противоэпидемич. режим (изоляция больного в отд. комнате, проведение дезинфекции и др.) и при отсутствии клинич. показаний для госпитализации, в отд. случаях лечение больных скарлатиной и дезинтерией проводится на дому. Больных коклюшем, корью, ветряной оспой, свинкой (паротитом), краснухой изолируют и лечат на дому (за исключением тяжелого и осложненного течения болезни).

Больного изолируют на период, когда он представляет опасность для окружающих. Срок изоляции зависит от заболевания и характера его течения. Так, при кори он заканчивается через 5 дней, а при наличии осложнений через 10 дней от начала высыпания; при ветряной оспе - через 5 дней с момента последнего высыпания; при паротите - через 9 дней от начала болезни; при коклюше - через 25 дней; при скарлатине - через 10 дней. Для ряда заболеваний существует доп. срок изоляции, касающийся посещения переболевшими дет. учреждений. Так, дети дошкольного возраста, учащиеся 1-2-х классов, а также дети из закрытых дет. учреждений (дом ребенка, детдом, школа-интернат, санаторий), переболевшие скарлатиной, допускаются в дет. коллектив только после доп. 12-дневной изоляции. Взрослые, переболевшие скарлатиной, на 12 дней (с момента клинич. выздоровления) отстраняются от работы, связанной с обслуживанием детей приготовлением пищи. Переболевшие дифтерией и менингококковой инфекцией дети и работники дет. учреждений после выписки из больницы допускаются в дошкольные и закрытые дет. учреждения только после доп. бакте-риологич. обследования. Переболевшие дизентерией дети в течение 2 мес не допускаются к дежурству на пищеблоке. При тифах, дизентерии, гепатите за переболевшими в течение определенного срока устанавливается диспансерное наблюдение (при дизентерии - особенно тщательный контроль за характером стула).

В дет. коллективах при коклюше изолируют только первого заболевшего (остальных - по клинич. показаниям). При возникновении повторных случаев заболеваний коклюшем, свинкой, краснухой, ветряной оспой больные допускаются в данный коллектив после улучшения самочувствия независимо от срока, прошедшего после заболевания. Детям, контактировавшим с заболевшим дет. инфекцией, на определенное время (или до получения результатов лабораторного обследования) не разрешается посещение дет. учреждений; если ребенок находится в одной квартире с больным, то этот срок увеличивается; при нек-рых заболеваниях (дифтерия, менингококко-вая инфекция, брюшной тиф) отстраняются от работы до получения результатов обследования и сотрудники дет."учреждений, находившиеся в контакте с больным. В группе, где выявлен больной, вводится карантин, т.е. запрещается прием новых детей и перевод детей из этой группы в другие. При возникновении повторных заболеваний в группе срок карантина соответственно удлиняется.

Сроки карантинно-ограничительных мероприятий (отстранение от посещения дет. учреждений лиц, общавшихся с больным, и введение карантина в группе дет. учреждения, в к-рой выявлено заболевание).

При дифтерии: дети и взрослые, контактировавшие с больным, допускаются к посещению дет. учреждений и учреждений обществ. питания после изоляции больного и получения отрицат. результата бактериологич. обследования. При коклюше: дети до 7 лет изолируются на 14 дней с момента изоляции больного, а в случае, если больной не госпитализирован, то на 25 дней; при повторных случаях коклюша в дет. учреждении рекомендуется создание 3 изолированных групп (больные; дети, контактировавшие с больными; все остальные). При кори: не болевшие корью непривитые дети не старше 2-го класса школы - на 17 дней со дня контакта, а получившие противокоревой гамма-глобулин - на 21 день. При менингококковой инфекции: дети и персонал дет. учреждений - до получения отрицат. результата бактериологич. обследования; срок карантина в группе дет. учреждения - 10 дней (при возникновении вспышки этой инфекции группа может быть распущена на срок от 10 до 30 дней с мед. наблюдением на дому); в дошкольных и закрытых дет. коллективах устанавливается активное наблюдение (осмотр носоглотки, термометрия 2 раза в день) в течение 10 дней после изоляции последнего больного. При ветряной оспе: отстраняются от посещения дет. учреждения неболевшие дети до 7 лет; при свинке - неболевшие дети до 10 лет на 21 день. При скарлатине: неболевшие дети дошкольных учреждений и 1-2-х классов школы не допускаются в эти учреждения в течение 7 дней с момента изоляции больного, а в случае общения с больным в течение всего периода болезни - на 17 дней от начала контакта; за детьми, перенесшими ранее скарлатину, а также за школьниками ст. классов и взрослыми, работающими в дошкольных дет. учреждениях и 1-2-х классах школы, молочных кухнях и дет. мед. учреждениях, устанавливается мед. наблюдение на 7 дней после изоляции больного (17 дней, если больной не изолирован), без отстранения от посещения учреждений и работы.

При вирусном гепатите: дети допускаются в дет. учреждения, школы и летние оздоровит. учреждения с разрешения эпидемиолога при условии своевременного введения им гамма-глобулина и установления регулярного мед. наблюдения в течение 35 дней; в дошкольном учреждении запрещается перевод детей в др. учреждения и из карантинной группы в др. группы в течение 35 дней; новые дети принимаются с соотв. разрешения после введения гамма-глобулина; в течение 2 мес со дня изоляции последнего больного ребенка в группе (классе) не проводятся плановые прививки, диагностич. реакции и стома-тологич. обследования. При дизентерии: контактировавшие с больным дети дошкольных учреждений находятся под наблюдением в течение 7 дней, а работники дет. учреждений и учреждений обществ. питания, кроме того, проходят бактериологич. обследование без отстранения от работы и посещения дет. коллектива; в случае повторных заболеваний в дет. учреждении проводятся бактериологич. обследования; в течение 7 дней перевод детей в др. дет. учреждения, а также из группы в группу, прием новых детей - только с разрешения эпидемиолога.

Меры воздействия на пути передачи инфекции включают соблюдение сан.-гигиенич. режима в дошкольных дет. учреждениях и школах, а также дезинфекцию, к-рая обеспечивает уничтожение во внеш. среде возбудителей инфекц. болезней (бактерии, вирусы и др.) и их переносчиков. Т. н. заключит. дезинфекцию проводят после госпитализации или излечения больного; текущую - в помещении, где находится больной. Для дезинфекции применяют как физич. (напр., ультрафиолетовое облучение, кипячение), так и хим. (обработка дезин-фекц. растворами помещения, мебели, предметов обихода и др.; одежда и постельные принадлежности обрабатываются в спец. дезинфекц. камерах) методы. Выбор метода дезинфекции, концентрации дезинфекц. средства и продолжительность обеззараживания зависят от стойкости возбудителя той или иной инфекции.

При текущей дезинфекции проводится влажная уборка помещения горячей водой с мылом (моющим средством) или хлорамином. Посуду больного кипятят в 2%-ном растворе соды, а белье - в 2%-ном растворе стирального порошка или соды или замачивают его в растворе хлорамина. Предметы обихода и ухода за больным, ручки дверей моют горячей водой с мылом (моющим средством) или обрабатывают раствором хлорамина или хлорной извести. Постельные принадлежности чистят пылесосом. Выделения больного при желудочно-кишечной инфекции засыпают хлорной известью, а судно промывают раствором хлорамина. В большинстве случаев заключительную дезинфекцию в дет. учреждениях проводит персонал санэпидстанции. Персонал дет. учреждения осуществляет заключит. дезинфекцию или т. н. генеральную уборку с мылом либо моющими растворами при таких заболеваниях, как скарлатина, энтеробиоз, в единичных случаях

Гастроэнтероколит (в дачных условиях

И при др. инфекциях). Персонал школы проводит дезинфекцию и при единичных случаях вирусного гепатита. При кори, ветряной оспе, коклюше, свинке, краснухе вместо дезинфекции делается влажная уборка. Дезинфекция в дет. учреждениях проводится только в отсутствие детей. До их прихода все дезинфекц. растворы должны быть вылиты, а емкости из-под них вымыты. Дезинфекц. растворы должны храниться в местах, недоступных для детей.

К числу наиб. применяемых дезинфекц. средств относятся хлорамин, хлорная известь, гипохлорид кальция, формалин. Кроме того, для дезинфекции могут использоваться нек-рые антисептич. средства: перекись водорода, борная к-та, марганцовокислый калий. Дезинфекц. средства входят также в состав нек-рых видов мыла (напр., «Гигиена»), а также препаратов для стирки и чистки. Хлорамин быстро теряет свою активность от света и влаги, поэтому его обычно хранят в хорошо закупоренной бутыли из темного стекла. Для дезинфекции его применяют в виде 0,2-1%-ного раствора (при вирусном гепатите в виде 3%-ного раствора); время обработки 30-60 мин. При туберкулезе и грибковых заболеваниях дезинфекцию проводят 5%ным раствором хлорамина в течение 3-4 ч (в виде раствора он может храниться не более 15 дней). Хлорная известь может использоваться в сухом виде для обеззараживания выделений (моча, кал больных при кишечных инфекциях, мокрота туберкулезных больных); в виде 10-20%-ной хлорно-известковой взвеси - для грубой дезинфекции (дворовых уборных, помойных ям, мусорных ящиков, побелки стен). Для дезинфекции помещения, предметов обихода, посуды, уборочного инвентаря обычно используют 0,5-1%ные осветленные растворы хлорной извести, время обработки 30-60 мин (при грибковых заболеваниях - 5%ный раствор в течение 2 ч). Хлорная известь также нестойка, для ее хранения следует соблюдать те же рекомендации, что и для хлорамина. Растворы хлорной извести готовятся перед употреблением. Основной 10%ный осветленный раствор в закрытой темной посуде может храниться неск. дней. Из-за высокой хим. активности хлорная известь для обеззараживания тканей и изделий из металла не применяется.

Гипохлорид кальция (ДТСГК) используется обычно в виде 0,1-1%-ного раствора. Срок обработки 30-60 мин. Формалин (40%ный раствор формальдегида) используют, в частности, при грибковых заболеваниях для обеззараживания обуви. Внутр. поверхность обуви протирают ватным тампоном, смоченным в 25%-ном растворе формалина, до полного увлажнения, а затем закладывают в полиэтиленовый мешок на 3 ч. После дезинфекции вещи проветривают до исчезновения запаха.

Одно из важнейших мероприятий по предупреждению возникновения инфекц. заболеваний - повышение невосприимчивости (иммунитета) организма. С этой целью проводятся профилактич. прививки. Перед прививками все дети осматриваются врачом. При решении вопроса о возможности прививки учитываются предшествующие заболевания и реакции на ранее проведенные прививки. Особое внимание обращается на детей, страдающих хронич. заболеваниями и аллер-гич. реакциями. Прививки не проводят в дет. коллективе в период карантина, а также детям, имевшим контакт с инфекц. больным до истечения срока наблюдения.

В период после вакцинации необходимо обеспечить ребенку охранительный гигиенич. режим: не допускать переутомления, переохлаждения, перегревания, перекармливания, чрезмерных физич. и умственных нагрузок, обеспечить полноценное питание и сон. В школе рекомендуется проводить прививки накануне выходного дня. В. Л. Василевский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Профилактика инфекционных болезней основывается на учете их эпидемиологических закономерностей. Распространение инфекций среди детей возможно при наличии трех звеньев эпидемической цепи (источника, механизма передачи, восприимчивого макроорганизма). Следовательно, профилактические мероприятия необходимо проводить по этим трем направлениям. Они состоят из организационных мер (изоляция, карантин), специальных санитарных мероприятий (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) и профилактики (специфической и неспецифической).
Профилактика инфекционных болезней включает систему мероприятий, на

правленных на охрану здоровья детей, населения в целом.
Важное значение в профилактике инфекций имеют общие санитарно-гигиенические меры, проводимые систематически, независимо от эпидемической ситуации. Они включают благоустройство населенных пунктов, снабжение населения доброкачественной питьевой водой, организацию питания и торговли, санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы в детских дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках и больницах.
Общее руководство профилактической и противоэпидемической работой осуществляют районные и городские центры санитарно-эпидемиологического надзора.
Организационные профилактигеские и противоэпидемигеские мероприятия начинают с изоляции инфекционного больного (источника) и регистрации заболевания. Источник инфекции изолируют в стационаре или на дому, где проводят лечение больных и носителей. В течение 24 ч направляют в ЦСЭН «Экстренное извещение об инфекционном заболевании» (ф. 058/у). О заболевших и контактировавших с больным сообщают в детские учреждения, которые они посещают. Все сведения о данной категории лиц регистрируют в соответствующих журналах детских учреждений, поликлиник.
В очаге инфекции проводят эпидемиологическое обследование и противоэпидемические мероприятия, клинический осмотр и лабораторное обследование лиц, попавших в контакт. На лиц, бывших в контакте с больным, накладывают карантин. При одних инфекциях (корь, ветряная оспа, эпидемический паротит и др.) карантин имеет строго установленный срок, в других случаях его накладывают на период лабораторного обследования, которое позволяет решить вопрос о наличии или отсутствии у ребенка соответствующего возбудителя. При инфекционных болезнях, после перенесения которых остается стойкий иммунитет, карантин накладывают только на детей, не болевших данным заболеванием (корь, эпидемический паротит, ветряная оспа и др.). Обязательно учитывают наличие в анамнезе профилактических прививок. Следовательно, для правильного определения контингента лиц карантинной группы необходимо учитывать данные эпидемиологического обследования, особенности инфекции, сведения о вакцинации и возраст детей.
При возникновении инфекционного заболевания в детском коллективе карантин накладывают на все учреждение или группу (класс), где выявлена инфекция, в зависимости от нозологической формы, санитарно-эпидемического режима и планировки здания.
Карантин в детском учреждении предусматривает разобщение контактных детей с другими. На срок карантина прекращается прием в группу новых детей, перевод детей из карантинной группы в другие коллективы и учреждения. Во время карантина проводят постоянное медицинское наблюдение и лабораторное обследование детей и персонала.
С целью воздействия на пути распространения инфекций, вызываемых возбудителями, длительно сохраняющимися во внешней среде, проводят дезинфекцию-, при нестойких возбудителях, быстро погибающих вне организма (вирусы кори, краснухи, ветряной оспы), достаточно проветривания помещения.
Текущую дезинфекцию применяют в очагах до госпитализации больного, а при лечении на дому - до выздоровления. Текущую дезинфекцию проводят также в инфекционных больницах, соматических стационарах и детских учреждениях.
Заклюгительную дезинфекцию (в детских учреждениях и на дому) проводят после госпитализации или выздоровления больного. Обеззараживанию подлежат слеДУющие объекты: помещение, где находился больной: места общего пользования в квартире; предметы ухода, посуд3" постельные принадлежности,
‘ белье.
црофилактигескую дезинфекцию проводят систематически, планомерно в местах скопления людей, особенно при быстро сменяющихся группах (вокзалы, поезда, гостиницы, бани). Профилактической дезинфекции подвергают воду (хлорирование, кипячение), молоко (пастеризация).
Для борьбы с рядом инфекций применяют дезинсекцию - уничтожение насеко- мых-переносчиков возбудителей (вши, мухи, клещи, комары) и дератизацию - уничтожение грызунов.
Мероприятия в отношении третьего, звена эпидемической цепи (макроорганизм) включают: формирование специфической невосприимчивости (иммму- нитета) и повышение неспецифической резистенции детей.
Специфическая профилактика ряда инфекций достигается путем активной иммунизации. Важными факторами повышения неспецифической резистенции являются соответствующее возрасту питание, витаминизация пищи, закаливание (использование воздушных и водных процедур, физических упражнений).
Профилактика перекрестной инфекции. С целью профилактики внутри- болънигных инфекций в прошлые годы предлагалось увеличение площади палат, устройство вытяжной вентиляции, индивидуальной изоляции больных в течение 2-3 нед. после госпитализации (срок возможного инкубационного периода недиагностированной инфекции). Для больных «летучими» инфекциями Ф. Мельцер и Д. А. Соколов сконструировали специальный бокс (мельцеров- ский), К. А. Раухфус предложил ряд организационных мероприятий, включая изменения в планировке больниц. М. Г. Данилевич разработал систему профилактических мероприятий, основанную на следующих положениях:

  • правильная ранняя диагностика;
  • учет анамнестических и эпидемиологических данных;
  • использование мер пассивной профилактики;
  • внутреннее маневрирование.
Профилактика заносов инфекции начинается еще при направлении ребенка в больницу: должны быть учтены возможные контакты с больными. В приемном отделение подробно собирают анамнез и внимательно осматривают ребенка, уделяя особое внимание выявлению симптомов, свойственных инфекциям. При малейшем подозрении на инфекционную болезнь ребенка изолируют в бокс или отдельную палату.
Пассивная иммунизация контактных (введение иммуноглобулина, сыворотки) в прошлом играла большую роль в профилактике кори. В настоящее время она используется при заносах вирусного гепатита А, кори и др.
Маневрирование включает изоляцию контактировавших детей, не болевших данной инфекцией, в отдельные помещения до окончания срока карантина или на время проведения лабораторных исследований.
Профилактика собственно перекрестной инфекции заключается в индивидуальной изоляции детей, особенно грудного возраста, больных тяжелыми формами, с осложнениями.
Профилактика суперинфекции включает проведение ряда организационных мероприятий, в первую очередь в инфекционных больницах: создание диагностических отделений, диагностических палат.
В профилактике реинфекции главным является дифференцированное распределение больных с учетом формы, тяжести, периода и срока болезни.

Для профилактики перекрестной инфекции большое значение имеет правильная планировка помещений. Приемное отделение больниц должно состоять из боксов Мельцера-Соколова (имеющих отдельный внешний вход и предбоксник, сообщающийся с коридором) с целью обеспечения индивидуального размещения больных.
Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Детская поликлиника представляет лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь детям до 18 лет включительно. Работа поликлиники складывается из двух основных разделов: профилактического обслуживания здоровых детей и лечения больных, включая оказание специализированной помощи. Детская поликлиника обеспечивает медицинское наблюдение за детьми, посещающими дошкольные учреждения и школы.
В детских поликлиниках необходимо иметь просторные гардеробы, помещения для регистрации. Движение детей через разные отделы поликлиники должно быть поточным в одном направлении (вход -gt; гардероб -gt; регистратура -gt; кабинет врача -gt; выход в гардероб через обособленный выход).
При планировании работы поликлиники предусматривают выделение специальных дней для профилактических осмотров детей раннего возраста и проведения вакцинации.
В поликлинике имеется «бокс- фильтр», где медицинская сестра осматривает всех детей с целью выявления признаков инфекционного заболевания. При наличии симптомов инфекционной болезни детей обследует врач-педиатр в специальном боксе-изоляторе.

Загрузка...