docgid.ru

Тесная взаимосвязь общества и природы. Какова взаимосвязь общества и природы? в чём выражается специфика общественных явлений

Понятие окружающей среды. Вопрос о взаимодействии природы и общества приобрел в последнее время особую актуальность, так как от способа его разрешения во многом зависит дальнейшая судьба самого общества. Природа (космическая сфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.) является окружающей средой для человека и общества. Ее законы (механические, физические, химические, биологические и др.) играют значительную роль в существовании и развитии общества. Общее представление о характере взаимодействия человека и природы позволяет получить понятие «окружающая среда». Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Человек всегда зависел и зависит от природы, от естественной среды обитания. По мере развития возрастает роль искусственной среды обитания, «второй природы» (предметы, созданные человеком, растения и животные, выведенные им с помощью искусственного отбора или генной инженерии, совокупность общественных отношений и определенных искусственно созданных человеком материальных условий, в которых они осуществляются)1. Воздействие природы на общество. Взаимосвязь с природой имеет для общества основополагающее значение. «Человек и человечество, - писал В. И. Вернадский, - теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть уединены»2. Отсюда следует, что постоянное поддержание взаимосвязи с природой является приоритетной задачей общества. Природа является важным источником средств существования (дары леса, реки, моря и т.д.) и средств труда (энергетические, сырьевые, минеральные и другие ресурсы). Климатические условия, флора и фауна, географический ландшафт играют немалую роль в адаптации человека к окружающей среде, все это существенно влияет на жизнь общества. Люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. Так, установлено, что поведение людей, живущих в суровом климате, отличается по многим признакам от поведения жителей теплых краев. Люди, живущие в горах, отличаются от людей, живущих вблизи рек и морей. Ученые изучают влияние климата и ландшафта на нравы людей, образ жизни и даже на государственный строй и господствующую религию. В работе «Цивилизация и великие исторические реки» известный российский исследователь Л.И. Мечников решал три проблемы: 1) как появилось человеческое общество и цивилизация вообще; 2) каковы пути развития земных цивилизаций; 3) какими были цивилизации эпохи подневольных союзов. Цивилизация, по Мечникову, зарождается в специфических географических условиях, синтезом которых он считал реку (в таких обществах формой правления является деспотия). Осваивая реку, изменяя географическую среду, цивилизация продвигается к морям, но морям средиземным. Одновременно с этим растет степень свободы в обществе. Освоение средиземных морей под силу только тем цивилизациям, основу которых составляют уже подчиненные союзы. И лишь цивилизации, где подчинение уступает место добровольным, свободным союзам, могут осваивать океаническую среду3. Воздействие общества на природу. Природа влияет на развитие общества и его совершенствование, но и общество в свою очередь оказывает многоплановое воздействие на природу. Характер этого воздействия на протяжении человеческой истории претерпевал существенные изменения. Первобытный человек полностью растворялся в природе, одухотворял ее. Античный человек воспринимал себя как часть природы. В христианской культуре Средневековья природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому об- 2. Взаимосвязь природы и общества ществу. В противоположность Античности основной задачей здесь является не слияние с природой, а возвышение над ней. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту всего естественного, природного, видит в этом воплощение гармонии и совершенства. В период становления промышленного капитализма природу начинают воспринимать как объект преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой можно черпать без меры и без счету. Однако интенсивное потребление природных ресурсов, «завоевание» природы существенно подорвало основы жизнедеятельности человечества: за последние 500 лет истреблено 2/з покрывающих землю лесов, на каждого жителя индустриальных стран ежегодно приходится около 30 т веществ, из которых используется лишь 1 - 1,5%, а остальное составляют отходы, в результате производственной деятельности в десятки раз увеличилось содержание углекислоты в атмосфере. Ухудшение экологической ситуации приводит к росту заболеваний, ухудшению генетического здоровья людей. Так, за последние 40 лет число детей, рождающихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10% числа рожденных. Значительная часть территорий становится непригодной для проживания людей. В результате осмысления печальных итогов покорения природы человечество начинает склоняться к необходимости серьезных изменений стратегии природопользования. Человечеству предстоит определить оптимальное соотношение своих интересов и всей остальной биосферы. Согласно концепции коэволюции (совместного развития) человечество должно изменять не только природу (биосферу), но и изменяться само. Коэволюцион- ный переход системы человек - биосфера в состояние динамически устойчивой целостности будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Ноосфера, согласно В.И. Вернадскому (1863-1945), - это качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа обусловлено, по Вернадскому, планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода; соразмерностью человеческой деятельности по преобразованию природы с геологическими процессами; развитием демократических форм человеческого общежития; интенсивным развитием науки и техники. Основные положения концепции ноосферы в учении Вернадского сводятся к следующим: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных, эволюционных процессов планеты. Для французского теолога, философа и палеонтолога П. Тейяр де Шардена (1881 - 1955), разработавшего учение о перерастании биосферы в ноосферу, ноосфера - «мыслящий пласт», который разворачивается под миром растений и животных - вне биосферы и над ней. Характер взаимодействия природы и общества. Таким образом, взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. «...Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь - оно много «недоберет» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберет» в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит»4. Ключевые слова и понятия Природа. Окружающая среда. «Вторая природа». Биосфера. Ноосфера. Контрольные вопросы и задания 1. Какую роль играет природа и «вторая природа» в жизни общества? 2. Чем ноосфера отличается от биосферы? 3. В чем состоит противоречивый характер взаимодействия природы и общества? 4. Сравните представления о природе в эпоху Средневековья и в период промышленного капитализма. 5. Докажите, что взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. 3.

Вопрос взаимодействия общества и природы невероятно многогранен. Природа подарила человеку возможность распоряжаться своими ресурсами по мере его потребностей и возможностей. В свою очередь, человек окружил себя обществом и создал определенную систему ценностей, исходя из которой и формируется на данный момент отношение к внешней и внутренней реальности, включая отношение к природе.

Очевидно, что в среднем, отношение к природе жителя Нью-Йорка, Лондона или Москвы будет существенно отличаться от отношения жителей коренных племен Северной Америки или сибирских поселений.

Основные этапы развития отношений между природой и человеком

В целом, выделяют три основных периода взаимодействия общества и природы. Это очень большие временные промежутки, длительность которых достигает 3,5 млн. лет.

Первый период - палеолит или древнекаменный век. В течение этого этапа жизнь человека полностью зависела от природных условий. В это время люди жили собирательством, охотой, рыбалкой и не оказывали сколько-нибудь ощутимого влияния на природу.

Второй период - неолит или новокаменный век (начался около 10 тыс. лет назад). В течение долгих веков палеолита человек совершенствовался физически и нарабатывал навыки социального взаимодействия. В результате, переход к неолиту был ознаменован принципиально новым способом ведения хозяйства - производящей экономике. Теперь человек не просто присваивал конечный результат природной деятельности (уже выросшие плоды, животных и рыбу), но и сам научился земледелию и скотоводству. Степень воздействия человека на природу существенно возросла: он стал вырубать леса, рыть подземные каналы, возводить дома и целые города.

Третий период - век промышленности и технических открытий. Переход к этому этапу связывают с НТР XVIII-XIX веков. Ручной труд сменился машинным, производство достигло глобальных масштабов, человек стал производить товаров гораздо больше, чем ему необходимо. И, соответственно, использовать природные ресурсы гораздо более интенсивно, чем это было бы приемлемо для их естественного восстановления. Промышленная революция привела к тому, что изменения природных условий, которые раньше носили временный локальный характер, стали более всеобъемлющими и нередко необратимыми.

Рост промышленности и открытие новых технологий работают сразу в двух направлениях: делают человека более развитым технически, позволяют осваивать и открывать еще больше возможностей - с одной стороны, и истощают природные ресурсы, ухудшают экологическую ситуацию и отрывают человека от природы - с другой. В итоге, отношения между обществом и природой во многих странах достигли критической точки. Сегодня на Земле есть немало людей настолько зависимых от благ цивилизации, что это делает их неспособными к жизни в непосредственном контакте с природой.

Вместе с тем, использование природных ресурсов - это лишь одна из форм взаимодействия человека с природой. Помимо этого существует еще природоохранная деятельность, включающая организацию национальных парков, заповедников, заказников и памятников природы и т.п.

Отношение к природе в случае с каждым конкретным человеком - это, в первую очередь, вопрос ценностей и мировоззрения. Подтверждением этому служит большое количество «зеленый» организаций, инициатив и сообществ, выступающих в защиту природы.

Техническая революция открыла нам новые горизонты, позволила стать более независимыми от природных условий, позволила увеличить продолжительность жизни и сделать ее более комфортной. Но следует помнить, что каким бы далеко человек ни шагнул по пути технического прогресса, он остается всецело зависимым от необходимости дышать, пить воду и получать питательные вещества. То есть, именно природа предоставляет нам то, без чего мы не сможем прожить и нескольких минут.

Взаимодействие человека и окружающей среды еще в прошлом веке носило односторонний характер: люди очень мало заботились о том, чтобы каким-то образом восполнять природные ресурсы. Мать-природа была кормилицей, которая щедро одаривала их, казалось, не требуя ничего взамен. А со стороны человеческого общества, в крайнем случае, она могла ожидать лишь созерцательного, поэтического отношения. Но в двадцать первом веке социуму все больше приходится задумываться о последствиях своих действий и о том, какова взаимосвязь

Что такое природа

Для того чтобы определить основные черты упомянутой взаимосвязи, необходимо четкое понимание сущность природы. В философии существует два самых общих определения данного понятия. Первое гласит, что природа является ничем иным как совокупностью стихийных и беспорядочных сил, которые существуют вне зависимости от человеческого общества.

Согласно второму подходу, она также представляет собой объективную самостоятельную реальность, но подчиняется определенным законам и необходимости.

Система взглядов на природу в ранние этапы развития общества

Нужно отметить, что различные концепции касательно сущности природы эволюционировали вместе с самим человеком. Когда он был беззащитен перед ее силами, он наделял ее практически безграничным всемогуществом. Окружающая среда была не просто хаосом, состоящим из безличных стихий: она представляла собой мать-кормилицу, породившую все живое.

Взаимосвязь и общества мыслилась в рамках единства и гармонии. Эта концепция отражена и в трудах древних ученых. Так, философ Древней Греции Демокрит рассматривал человека как совокупность атомов, что отражает систему взглядов того времени.

Тогда люди еще не обладали средствами, которые могли бы подчинить природу их целям. Поэтому они смотрели на нее как на нечто высшее, восхищались ею, в какой-то мере даже старались подражать этим силам, обладающим безграничной властью.

Отношение к природе в Средневековье

Движущей силой, которая определяла не только политическое и экономическое развитие общества в Средние века, была религия. Верования в сверхъестественные силы божественного провидения определяли и отношение к природе. Главной целью человека теперь стала борьба с собственной греховной сутью - а, как известно, во многом она отождествлялась со слепыми и противоборствующими разуму стихийными силами природы.

Изучение материального мира в Средневековье не поощрялось. Поэтому в те времена о том, какова взаимосвязь общества и природы, задумывались только самые отчаянные и самоотверженные мыслители.

Ситуация в Эпоху Возрождения

В период подъема интереса к культуре и искусству природа начинает рассматриваться как источник вдохновения: люди призывают друг друга вернуться к ней для творческих поисков. Совершенно новые черты носит отношение к окружающей среде в 17 и 18 веков. В это время человек начинает использовать силу своего разума для исследования природных сил. Теперь они нужны ему для повышения мощности производства.

Эти взгляды отражаются в философии тогдашнего времени: люди начинают по-новому задумываться, какова взаимосвязь общества и природы. Теперь главной задачей становится подчинение стихийных сил воле разума. Так, великий ученый говорил, что целью развития прогресса является власть человека над этими силами.

Время вспомнить, в чем выражается взаимосвязь общества и природы

Такое отношение господствовало вплоть до середины прошлого столетия. Природа воспринималась только как источник ресурсов. Но начиная с этого времени, люди осознают, что их жизнь напрямую зависит от состояния окружающей среды. Такое воззрение может быть передано простой фразой: «Земля - наш общий дом».

Иначе сказать и нельзя. Стоя на пороге экологической катастрофы, человек вынужден признать: пока ему некуда деваться в холодной и чуждой вселенной. Поэтому он должен с уважением относиться к своему дому, памятуя о важности, которую имеет взаимосвязь природы и общества.

Поиски разумного баланса

В настоящее время общество всерьез задумывается о своих отношениях с природой. Оно должно определить для себя ту грань, которая отделяет разумное использование ценных ресурсов и полное разрушение окружающей среды. С одной стороны, человеку необходимы которые предоставляет планета Земля. С другой, от их сохранности зависит его жизнь.

Природа является объектом деятельности человека. Она представляет собой тот материал, который нужен социуму для преобразования в своих целях. Взаимосвязь природы и общества обусловлена как вопросами выживания человека, так и проблемами потребности общества.

Если человек исчерпает все природные ресурсы, то будет подобен старухе из сказки Пушкина, которая оказалась у разбитого корыта. Общество должно понять: разрушая природу, оно обрекает свое существование на погибель. Истощив природные ресурсы, оно лишает себя материальной базы для производства. Взаимосвязь между природой и обществом должна носить не только потребительский характер. Человек обязан заботиться об окружающей среде. Это отношение не исключает возможности эстетического и научного подхода.

Естественное и социальное внутри природы человека

Проблема взаимозависимости человека от природных сил привела ученых к исследованию следующего вопроса - если общество столь зависимо от внешних природных условий, то каким является соотношение природного и социального внутри самого человека? Этой проблемой занимались ученые самых различных областей - начиная от антропологов и заканчивая психологами. В рамках изучения данной проблемы одна часть исследователей стремилась рассматривать человека как биологический вид. Другая углубилась в изучение человеческой души.

Особый интерес в исследовании вопроса - какая взаимосвязь общества и природы - представляют собой взгляды основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Он считал, что развитие общества обусловлено взаимодействием природных биологических сил внутри человека, а также социальных факторов, которые стремятся ограничить действие этих сил.

Взгляды Фрейда встретили немало критики. Например, ученый Эрих Фромм считал, что биологическое внутри человека не является первичной силой, толкающей его на те или иные действия. Однако в его выводах, как и в умозаключениях других неофрейдистов, присутствовал биологический подход.

Английский ученый Г. Спенсер разработал так называемую органическую теорию. В соответствии с ней, во многом объяснялась взаимосвязь между природой и обществом. Согласно взглядам Спенсера, социум имеет те же черты, что и биологический организм.

Таким образом, в начале нового тысячелетия человек стал перед выбором: продолжать разрушение окружающей среды или же избрать другие пути, которые не игнорируют вопрос о том, какова взаимосвязь общества и природы. Жизнь на планете Земля во многом будет зависеть от этого выбора.

Взаимосвязь природы и общества - диалектическое единство человека и окружающей среды. Человек как составная часть биомассы Земли на протяжении всей эволюции находился и находится в непосредственной зависимости от окружающей природы. С развитием высшей нервной деятельности человек сам становится мощным фактором среды (антропогенный фактор), поэтому влияние его на природу двоякое- положительное и отрицательное.
Охрана природы - совокупность международных, государственных и региональных мероприятий, направленных на поддержание природы Земли в состоянии, соответствующем эволюционному уровню современной биосферы и ее живого вещества, в том числе человека.
Защита природной среды от загрязнения - система мероприятий, направленных на устранение отрицательного влияния человека, которое выражается в выбросах промышленными предприятиями ядовитых газов, спуске загрязненной воды, засорении почвы и вод пестицидами, горючими материалами, радиоактивными веществами, в создании интенсивных шумов и т. д.
Заповедники (эталоны) - участки территории суши или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования. На этих участках естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Заповедники создаются в местах, типичных или уникальных для данной территории. В СССР более 150 заповедников.
Заказники - участки территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельных видов растений, животных, полезных ископаемых). Чаще всего встречаются заказники для сохранения или воспроизводства промысловых животных.
Национальные парки - территории, исключенные из примышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также используемые для отдыха человека.
Памятники природы - уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, водопады, гейзеры, пещеры, живописные скалы, старинные парки, уникальные деревья и т. д.).
Ресурсы природные - источники, запасы природных богатств,
используемые человечеством в прошлом, настоящем и будущем. Включают полезные ископаемые, источники энергии, почву, водные пути и водоемы, минералы, леса, дикорастущие растения, животный мир суши и акватории, генофонд культурных растений и домашних животных, живописные ландшафты, оздоровительные зоны
и т. д.
Ландшафт - общий вид местности, пейзаж; совокупность взаимосвязанных экологических и биоценотических компонентов, расположенных на участке суши или акватории с более или менее различимыми границами (ландшафт городской, сельский, горный, степной, лесной, озерный и т. д.).
Полезащитная полоса - посадка леса и кустарника в виде загущенных или продуваемых полос, предназначенных для защиты поля от ветровой эрозии, сухих ветров, улучшения водного режима, задержания снега, создания среды обитания для насекомых-опылителей, птиц и т. д.
Осушение земель - мелиоративное мероприятие, направленное на улучшение земель путем отвода поверхностных или грунтовых вод с помощью дренажных (канавы, трубы) устройств.
Орошение земель - мелиоративное мероприятие, направленное на улучшение земель путем изменения водного режима почв с помощью оросительной системы.
Мелиорация почвы - улучшение свойств почвы с целью повышения ее плодородия. Виды мелиорации: гидротехническая - орошение, осушение, промывка засоленных почв; химическая - известкование, гипсование, окисление (увеличение кислотности почв); физическая - пескование, глинование, агролесомелиорация и др.
Рекультивация земель - искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенное вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов, плотин и т. д.
Водохранилище - водоем с практически стоячей водой, обычно значительного размера, искусственно созданный в русле реки при постройке плотины, в понижении земной поверхности или при выемке грунта. Служит для запаса пресной воды, для орошения, разведения рыбы, улучшения микроклимата.
Сохранение видового разнообразия - система международных, государственных или региональных мероприятий, направленных на охрану популяционно-видового состава и поддержания численности видов растений и животных на уровне, обеспечивающем их существование.
Красная книга - название списков редких и исчезающих видов растений и животных, находящихся в опасности. В 1983 г. в нашей стране туда были внесены: 94 вида и подвида млекопитающих, 80 видов птиц, 9 видов земноводных, 37 видов пресмыкающихся, 9 видов рыб. 250 видов беспозвоночных, 681 вид высших растений, 29 видов лишайников, 26 видов грибов. Международным союзом охраны природы (МСОП) издано 5 томов Красной книги, куда включены 1182 вида животных и 20 тыс. видов растений.
Черный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты. тушки, рисунки, гербарии, находящиеся в музеях. По данным МСОП, с 1600 по 1974 г. на Земле исчезли 63 вида млекопитающих, 64 вида птиц, только в Европе- 3 тыс. видов растений. Многие из исчезнувших в природе растений сохранились в ботанических садах.

Понятие «природа» связано не только с такой наукой, как география. Прежде всего, это общефилософское понятие, которое появилось ещё в античной научной литературе.

Определение понятия «природа»

Существует несколько определений понятия «природа »:

  • в широком смысле : природа - это весь окружающий человека мир, во всём многообразии его форм и проявлений;
  • в узком смысле : природа - это весь материальный мир, за исключением общества, то есть, это естественная среда обитания человека.

Рис 1. Природа без человека

В науке есть и понятие «второй природы». Это та материальна среда, которая была создана (сформирована, преобразована) человеком, стремившимся улучшить условия своей жизни.

Таким образом, природа есть ареал обитания человека и общества. Общество, хоть и отделилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней.

В настоящее время проблемы взаимодействия общества и природы изучаются, в том числе, и на уроках обществознания в 10 классе (эта тема также представлена в ЕГЭ по предмету). В основном речь идёт противоречивом характере взаимодействий в системе «человек-общество-природа».

Отношение человека к природе

На протяжении тысячелетий отношения общества к природе постоянно менялось, трансформировалось под воздействием религии, философии, науки. Эти изменения можно кратко представить в виде следующей таблицы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Исторические этапы

Отношение к природе

Античность

Основным принципам существования была гармония. Природа воспринималось людьми как совершенный космос, противоположный хаосу. Человек не воспринимал себя как нечто отдельное от природы.

Средневековье

С одной стороны, под влиянием христианской религии, природа воспринималась как нечто вторичное, более низкое, чем человек, наделённый божественной искрой - душой. Основным принципом существование было подчинение природы, возможность безнаказанно черпать природные ресурсы, аргументируя этот тем, что Бог создал мир для человека.

С другой стороны, природа воспринималась как идеальное творение Бога. Считалось, что только через познание природы возможно познать часть замыслов Творца.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Возвращение к античным принципам сосуществования с природой. Отход от природы и природного считался чем-то противоестественным, негативным. Природа для человека - источник радости, наслаждений и удовольствий.

Новое время

Под воздействием научного прогресса установился новый принцип сосуществования человека и природы - полное подчинение природы и природных сил человеку. Природа стала объектом экспериментирования, считалась, что любая природная сила, костная и инертная должна быть покорена человеком и использована на благо общества.

Современность

Начало формирования нового мировоззрения, основой которого стал принцип мирного, партнёрского сосуществования человека и природы. Природа начала восприниматься как уникальный, целостный организм, готовый для конструктивного диалога, служащий основой для жизни и деятельности человека.

Социологи выделяют три периода в истории человеческой цивилизации, характеризующие взаимоотношения человека и природы:

  • палеолит (человек не мог выжить вне природы, зависел от природных условий, ощутимого влияния на природу не оказывал);
  • неолит (в этот период человек начал активнее воздействовать на природу, преобразовывая жизненное пространство под себя: постройка городов, каналов, вырубка леса и т. д.);
  • промышленная эра (человек стал использовать максимально большое количество ресурсов, постепенно истощая природные богатства; именно в этот период появляется термин «экологический кризис» – цела совокупность глобальных проблем, которые, в своём развитии, могут привести к смерти всего живого на планете).

Рис 2. Ландшафт, изменённый человеком

К XXI веку сложилась чёткая система ценностей и моделей взаимодействия, определявшая основной принцип отношений человека и природы - партнёрство. Сейчас люди пытаются устранить ошибки прошлого.

Примеры такой работы:

  • люди борются с незаконной вырубкой лесов ;
  • люди охраняют редкие виды животных ;
  • люди стараются бережно расходовать воду ;
  • люди снижают темпы загрязнения воздуха .

Формы взаимодействия природы и общества

Выделение человека из мира природы знаменовало рожде-ние качественно нового материального единства, так как чело-веку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Практически сразу человек вступил в противоречие с природой, постоянно преобразовывая её «под себя». Где-то улучшения носили позитивный характер, где-то негативный, но на протяжении тысячелетий, по мере совершенствования орудий труда, воздействие человека на природу усилилось.

Природа также «реагировала» на человеческую деятельность. Например, в результате деятельности человека произошло ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению различных болезней, снижению продолжительности жизни, снижению рождаемости, уменьшению количества чистой пресной воды и даже чистого воздуха.

Постепенно, учёные пришли к выводу о том, что между обществом и природой существует неразрывная, сильна связь, существуют некие взаимоотношении, которые могут быть представлены в двух формах:

  • гармоничные (когда человек и природа сосуществуют мирно, не причиняя вреда друг другу);
  • конфликтные (когда человек, агрессивно воздействуя на природу, получает «ответ» в виде ухудшения качества своей жизни).

Естественно, когда речь идёт о взаимодействиях общества и природы, то

  • со стороны общества действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели ;
  • со стороны природы действуют слепые, стихийные, бессознательные силы , некоторым из которых человечеству до сих пор нечего противопоставить (цунами, землетрясения, извержения вулканов).

Экологическое взаимодействие человек общество природа

Когда речь идёт о взаимодействии человека и природы, общества и природы, основной упор делается на экологическое взаимодействие. Человек пытается решить уже возникшие экологические проблемы и не допустить появления новых.

Рис 3. Экологические проблемы: загрязнение окружающей среды

Что мы узнали?

Природа - сложная система, имеющая свои определенные характеристики, свою структуру и существующая отдельно от общества. На протяжении тысячелетий отношения человека к природе менялось, но взаимодействие не прекращалось никогда. Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволя-ют им сосуществовать как двуединое явление земной действи-тельности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества за-ключается основа единства мира.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 208.

Загрузка...