docgid.ru

Эстетическая пластическая хирургия и ее главные цели и задачи. Что такое эстетическая хирургия? Виды эстетических операций


Создание гармоничного и привлекательного лица и тела - это одна из самых главных задач эстетических хирургов. Ежедневно сотни тысяч пациентов приходят за помощью к докторам эстетической медицины с просьбой изменить что-то в их внешности. Некоторые пациенты недовольны горбинкой на носу, другим не нравится размер груди или ширина бедер, кто-то хочет скорректировать колени или уши.

Причин обращения множество, и оперативное вмешательство - наиболее эффективный метод их решения. Но каждый хирург знает, что невозможно оперировать всех по одному и тому же шаблону, так как не существует единственно верных критериев идеального носа или груди. Для того, чтобы подарить пациенту красоту, но при этом подчеркнуть его индивидуальность, и существует правило золотого сечения..

Применение правила золотого сечения в эстетической хирургии

Удивительное правило золотого сечения было открыто тысячи лет назад египетскими жрецами, а позже его исследовали и подробно изучили такие известные личности, как Пифагор, Фибоначчи и даже Леонардо да Винчи. Его суть заключается в том, что если поделить отрезок на две неравные части, то, для достижения идеальных пропорций, его меньшая часть должна относиться к большей, как большая ко всему отрезку. Именно этим правилом Леонардо да Винчи руководствовался, рисуя свой самый известный шедевр - портрет Моны Лизы.

Применяя правило золотого сечения в эстетической хирургии лица и тела, доктор может добиться идеальных пропорций и максимально гармоничного и привлекательного результата.

А для того, чтобы адаптировать это правило под возможности современного мира, была придумана так называемая «маска красоты».

Правило золотого сечения:

  • создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения;
  • пропорции идеального лица по правилу золотого сечения;
  • правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга.

Создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения

На протяжении долгих лет американский челюстно-лицевой хирург Стивен Марквардт исправлял дефекты лиц, возникшие после травм или существующие с рождения, но далеко не всегда результат удовлетворял специалиста. Доктор решил, во что бы то ни стало, вывести формулу идеального лица, и взял за основу работы Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, посвященные правилу золотого сечения.

После длительных расчётов, измерений и анализов доктору удалось выяснить, что нос в анфас и профиль образует треугольник, стороны которого в красивом лице в 1,618 раз длиннее, чем его основание. И этот треугольник может быть преобразован в пятиугольник, который появляется на лице во время улыбки . Совместив эти геометрические фигуры на лице человека, с учетом числа золотого сечения - 1, 618, доктору удалось создать «маску красоты». Используя эту маску, можно «подогнать» черты лица под идеальные пропорции.

Пропорции идеального лица по правилу золотого сечения

В идеальном человеческом теле правило золотого сечения работает безотказно. Ученым удалось выяснить, что числу 1,618 равны отношения:

  • высоты лица к его ширине;
  • ширины рта к ширине носа;
  • высота лица к расстоянию от кончика подбородка до центральной точки соединения губ;
  • центральная точка соединения губ до основания носа к длине носа ;
  • ширина носа к расстоянию между ноздрями;
  • расстояние между зрачками к расстоянию между бровями;
  • длина кисти к длине предплечья;
  • расстояние от пупка до макушки к расстоянию от макушки до уровня плеч;
  • расстояние от пола до пупка к расстоянию от пупка до головы.

Кроме того, исследователи выяснили и такие интересные факты:

  • расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа;
  • через прямые линии от зрачков к уголкам губ лицо должно делиться на три равных вертикальных участка;
  • одинаковыми горизонтальными участками также являются лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа, и нижняя часть лица - от кончика носа до подбородка.

Правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга

Пластические хирурги давно выяснили, что черты лица, которые многим людям кажутся идеальными, например, ровный нос Николь Кидман или пухлые губы Анджелины Джоли, не могут смотреться одинаково привлекательно на любом лице. Именно поэтому пациенты далеко не всегда остаются довольны результатом операции , которую хирург мог провести просто идеально. Таким образом, если пациент обращаются к доктору с фотографией очередной знаменитости и просьбой «хочу как у нее», не нужно сразу же браться за нож. Гораздо лучше - предварительно примерить на своего пациента «маску красоты», и наверняка выяснить, какие же размеры, объёмы и соотношения будут для него идеальными.

Красивое лицо - это гармоничное лицо, в котором соблюдены идеальные пропорции.

Правило золотого сечения - это «золотой ключик» для пластического хирурга, который поможет, подобно Леонардо да Винчи, творить действительно идеальные лица.. Больше интересных статей читайте на сайте в разделе «Пластическая хирургия».

Оперативные вмешательства на лице и шее имеют для пациентов определённое эстетически-психологическое значение. Вот почему для всех хирургов, выполняющих манипуляции в данной области, одним из самых важных требований является строжайшее соблюдение правил, которые способствуют получению хороших косметических результатов. Один из основных моментов - это получение после операции на лице или шее как можно менее заметного рубца.

К наиболее простым хирургическим вмешательствам здесь относят эксцизии небольших по размеру патологически изменённых участков кожи с наложением аккуратного первичного кожного шва на место разреза. Даже такие небольшие операции следует производить очень тщательно и строго в соответствии с естественными линиями натяжения.

Благодаря современным технологиям в настоящее время специалисты успешно осуществляют подтяжку бровей и тканей области лба, что позволяет придать лицу более свежий, отдохнувший вид, выполняют отопластику (коррекцию формы ушной раковины), увеличивают скулы для улучшения контура нижней трети лица, уменьшают объём щёк (производят удаление избыточной жировой ткани при объёмных щеках) для эффекта локального похудения и придания более изящного контура лицу.

Также осуществляют подтяжку лица (фейслифт, ритидектомию, круговую подтяжку), блефаропластику (подтяжку одного либо двух век), изменяют разрез глаз (так называемая кантопластика), коррегируют предыдущие результаты пластической хирургии, сглаживают носогубные складки, устраняют провисание щёк, нивелируют возрастные изменения шеи. С помощью установки имплантов увеличивают подбородок, скулы, нижнюю челюсть, пересаживают жировую ткань с одной области тела пациента на лицо, губы для придания полноты (липофилинг), проводят инъекции специальных препаратов для увеличения губ и т.д.

Важное место в эстетической хирургии принадлежит эндоскопическим методикам. Сейчас широко используется техника минимальных разрезов, применяются специальные тонкие камеры и миниатюрные длинные инструменты, что позволяет уменьшить риск формирования грубой рубцовой ткани и ускоряет постоперационное восстановление.

Таким образом через несколько совсем небольших точек доступа, как правило, умело маскируемых в соответствующих зонах, осуществляют подтяжку лица (в том числе его средней части и бровей) и шеи. Разрезы-проколы производят (в зависимости от имеющейся клинической ситуации) в височной области, под ресницами, по срединной линии, по линии роста волос с уменьшением надбровной дуги, иссечением мышцы, хмурящей брови, и фиксацией брови.

Манипуляции проводят либо под общей, либо под местной анестезией. Длится такая операция от одного до пяти часов. После неё пациент испытывает невыраженный дискомфорт, его могут беспокоить чувство онемения, отёчность мягких тканей, гематомы (кровоподтёки) на коже. К возможным рискам данного хирургического вмешательства относят незначительное выпадение волос, временное нарушение чувствительности, появление рубцов и асимметрию. Во избежание подобных неприятных моментов и получения наилучшего результата вмешательства подход к каждому пациенту обязательно должен быть строго индивидуальным и учитывающим все особенности конкретного человека, как анатомические, так и физиологические, в том числе, конечно же, и состояние его общего здоровья.

Эстетическая хирургия это особая часть всей хирургии. Её деятельность в целом направлена на оперативные перемены, реабилитирования или для улучшения внешности человека.

При помощи её способов и направлений вы можете изменить форму любой части тела и лица человека.

В данной статье будет кратко рассмотрена такая область хирургии красоты, как эстетическая хирургия.

Мы расскажем, для чего ее применяют, противопоказания к пластике и в каком возрасте следует начинать пользоваться услугами эстетической хирургии.

Когда следует обращаться к эстетической хирургии?

Проводят такие операции в основном под общим и местным наркозом. Эстетическая хирургия отвечает за красоту тела и лица человека.

Также при помощи особых манипуляций данная область способна удалить мимические и возрастные морщины, а также , подтянуть кожный покров , устранить складки в области шеи, и еще многое другое.

Известные операции по изменению внешности

Нос

Такой недостаток является расщеплением верхней губы с обеих сторон. Такой дефект советуют убирать в первые месяце после рождения ребенка.

Если же дефект очень заметный и серьезный, то хирургическое вмешательство проводят с пересадкой кожного покрова. Помимо этого, операции проводят в целях объема губ и изменения их формы.

Уши

Хирургическое вмешательство в данной области дает возможность сделать меньше большие уши, а также восстановить отсутствующую мочку. Для уменьшения ушей иссекают верхушки. Швы после проведенных манипуляций скрыты внутри уха.

Лицо

Хирургическое вмешательство на лице в первую очередь делают для того чтобы убрать складки и .


Уже с возрастом кожный покров теряет свою упругость и покрывается морщинами. Кожный покров подбородка и щек отвисает.

Под глазами образуются мешки, верхние веки начинают нависать над глазами. В некоторых моментах такие недостатки образуются раньше времени, и просто не соответствуют возрастной категории.

В момент когда разные косметические средства не помогают, приходится обращаться к данной области хирургии, при помощи которой можно убрать и глубокие морщины. Хирургическое вмешательство способно вернуть упругость кожному покрову, а также устранить признак старения.

Косметологические операции на области лица в основном проводится в комплексе с общим уходом за кожным покровом и при надобности его лечением.

Косметические операции разрешено проводить в любом возрасте, однако по большей степень в этому нуждаются люди с врожденными и приобретенными недостатками.

Противопоказания

Также присутствуют и противопоказания:

  • Фурункулеза;
  • Гнойничковые высыпания на кожном покрове;
  • Экземе.

АО «Медицинский университет Астана»

Форма № РП-индекс кафедры

Дата издания:

Кафедра терапевтической и хирургической стоматологии

Дата ревизии:

Ревизия #:

Стр из

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по образовательной

деятельности

_________________ Ф.И.О.

«____»___________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективной дисциплине «Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи».

Специальность: 051301 – «Общая медицина»

Л екции: 14 часов

Семинарские занятия: 20 часов

Практические занятия: 38 часов

СРС: 36 часов

Зачет – ^ СЕМЕСТР?????

Всего часов: 108 ч.

К урс: 5

Семестр-10

Астана 2011

Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК 2006 г. по специальности: 051301 – «Общая медицина» по элективной дисциплине «Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи».

Рабочая программа обсуждена на заседании комитета по образовательным программам специальности 051301 – «Общая медицина» АО «Медицинский университет Астана»

Председатель Комитета_________________ _____________________

(подпись) Ф.И.О.

Одобрено учебно-методическим советом АО «Медицинский университет Астана»

Протокол № ________ от «____»__________________ 20__ г.

Председатель УМС _________________ _________________________

(подпись) Ф.И.О.

2.Программа.

2.1. Введение.

Челюстно лицевая хирургия является одной из нужных дисциплин в области обшемедицинского образования, имеющая значительную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов – хирургов, специализированных в области хиургии лица.

Данный предмет формирует клиническое мышление, определяет закономерности развития органов и тканей челюстно-лицевой области, возможности образования врожденных и приобретенных патологических отклонении в этой области и условия достижения гармоничного равновесия при этом, учит анализировать и делать выводы о влиянии внешних и внутренних факторов, на ход их развития и при необходимости определить показания оперативному вмещательству, эффективно осуществить его.

Основной задачей элективного курса «Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи» является ознакомление с основными разделами пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи, которые служат теоретической основой для более полного и глубокого изучения анатомии, физиологии, челюстно лицевой хирургии и ряда других специальных дисциплин.

Курс «Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи» позволяет делать научные выводы об эффективности методов исследования в диагностике патологических отклонений развития и прогнозировании результатов лечения как врожденных, так и приобретенных дефектов и деформации лица и шеи.

Курс включает следующие основные разделы: предмет и задачи эстетической пластической хирургии лица; особенности развития сосудистой системы этой ообласти; особенности формирования кожных лоскутов на лице и их питание; реконструктивные операции, показания к ним; омалаживающие операции, показания и подготовка к ним; специфические операции а) хейлопластика, ураностафилопластика, ринопластика, отопластика, блефаропластика.

^ 2.2. Цель дисциплины:

Сформировать базовые знания «Основы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии лица и шеи» и обучить применению полученных знаний, умений и навыков выпускника медицинского ВУЗ-а при подготовке к специальности «челюстно лицевой хирург».

Углубление теоретических знаний по актуальным вопросам топографической анатомии, оперативной хирургии и подготовка будущих врачей общей практики, хирургов, стоматологов к применению современных методов и техник хирургии для решения клинических задач при диагностике и дифференцированном подходе в процессе планирования и осуществления коррекции эстетических проблем, возрастных изменений и деформаций в области лица и шеи.

^ 2.3. Задачи обучения:


  1. Сформировать у студентов представление о закономерностях развития лица человека в процессе эволюции.

  2. Дать знания об основных понятиях и законах гармоничного развития человека.

  3. Сформировать представления о свойстве выражения лица.

  4. Сформировать представления об основных понятиях и методах анализа лица.

  5. Дать представление об архитектуре и симметрии лица, о значении их при планировании пластических операции на лице.

  6. Дать представление о механизмах старения лица и методах задержки старения лица.

  7. Сформировать представления о проведении омалаживающих операции на лице и шее.

  8. Познать общие принципы развития сосудов на лице и их значение для пластической операции.

  9. Познать общие принципы развития и работы мимической мускулатуры, значение их в косметической хирургии.

  10. Ознакомить общими закономерностями микрососудистой анатомии тканей и типами кровоснабжения лоскутных тканей.

  11. Ознакомить классификацией лоскутов и методами их использования.

  12. Ознакомить с основными методами пластических, реконструктивных и эстетических операции на лице:
а) хейлопластика;

Б) ураностафилопластика;

Б) ринопластика;

В) отопластика;

Г) блефаропластика.

^ 2.4.Конечные результаты обучения:

Студент должен:

Знать:


  • закономерности развития лица человека в процессе эволюции;

  • о свойстве выражения лица;

  • основные понятия и методы анализа лица;

  • архитектуру и симметрию лица;

  • механизм старения лица;

  • общие принципы развития сосудов на лице;

  • общие принципы развития и работы мимической мускулатуры;

  • общие закономерности микрососудистой анатомии тканей;

  • классификация лоскутов;

  • основные методы пластических, реконструктивных и эстетических операции на лице;
Уметь:

  • оформлять результаты наблюдений и на основании их делать выводы;

  • пользоваться справочниками пластической и косметической хирургии;

  • выполнять различные виды косметических швов на фантоме;

  • препарировать на трупе мимическую мускулатуру;

  • определять геометрические пропорции лица;

  • определение целей пациента;

  • проводить эстетический и анатомический анализы;

  • составить начальный план операции;

  • проводить фотоанализ и оценку альтернатива;

  • окончательную доработку плана вмешательства.

Владеть навыками:


  • определение целей пациента;

  • определения пропорции лица;

  • работы с хирургическими инструментами;

  • перевязки послеоперационных больных;

  • заполнения медицинской документации.
2.5. Пререквизиты: анатомия, ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

2.6.Постреквизиты: ^ ИНТЕРНАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХИРУРГИЯ».

2.7. Тематический план:(лекций, практических, семинарских, лабораторных, самостоятельных занятий под руководством преподавателя)

Тематический план лекции





Форма проведения

Продолжительность

Эволюция и эстетические пропорции лица человека

Обзорная

1

Общие закономерности микрососудистой анатомии тканей и типы кровоснабжения лоскутов.

Общие закономерности кровоснабжения тканей.


Тематические

2

Деление лоскутов по типу кровоснабжения.

Деление лоскутов по функции и принципы ее оценки.

Свободные сложные лоскуты и варианты их включения в кровоток.


Целевые

2

Кровообращение в лоскутах с осевым типом кровоснабжения.

Кровообращение в лоскутах с сегментарным типом кровоснабжения.


Целевые

3

Подтяжка кожи лица (история)..

Договор между врачом и пациентом.


Обзорные

2

Омолаживающая хирургия верхней части лица.

Обзорная

1

Подтяжка кожи лица.

Техника подтяжки пмфс.

Субментальная пластика.


Тематические

2

ИТОГО:

^ Тематический план практических занятии



Наименование разделов/ дисциплин

Форма проведения

Продолжительность

Предмет и особенности эстетической хирургии.

Работа на муляжах

3,2

Кровоснабжение мышц общая характеристика.

Кровоснабжение покровных тканей сосудистые сплетения покровных тканей.


Работа с пациентом(совместно с преподователем)

3,2

Деление лоскутов по их связи с донорским ложем.

Деление несвободных лоскутов по их связи с донорским ложем и отношению к дефекту.

Деление кожных лоскутов по возможностям их реиннервации.

Деление методов пластики по срокам формирования лоскутов.


Схема операций

3

Превращение сегментарного типа кровоснабжения лоскутов в осевой. отсроченное (поэтапное) формирование лоскутов.

Периферическая неосевая реваскуляризация лоскутов и методы ее ускорения.


Работа на муляжах

7,2

Отбор пациентов и их типы в эстетической хирургии.

Когда, как и почему целесообразно отказать в операции информация для пациента.

Подготовка к операции и операция.

Документальное оформление согласия пациента на операцию.




9,2

Ринопластика хирургическая анатомия наружного носа.

Хейлопластика анатомические особенности губ.


Работа на муляжах тренировка линии разрезов

4

Предоперационная подготовка.

Послеоперационный период осложнения.

Ятрогенные повреждения нервов оценка результатов.


Схема операций

4

ИТОГО:

^ Тематический план семинарских занятии



Наименование разделов/ дисциплин

Форма проведения

Продолжительность

Возрастные изменения тканей лица.

Роль внешности в жизни человека.


Опрос

3

Классификация типов кровоснабжения сложных кожных лоскутов с позиций пластической хирургии.

Тестирование

2,2

Деление лоскутов по составу тканей

Простые лоскуты

Сложные лоскуты

Моно-, поли- и мегалоскуты. понятие о сосудистом бассейне.

Деление несвободных лоскутов по форме их ножки.

Деление трансплантатов по наличию источников питания.

Деление трансплантатов по биологическому типу тканей.


Решение ситуационных задач

3

Кровообращение в сложных лоскутах и закономерности его изменений.

Нарушения кровообращения в лоскутах как осложнение пластических операций. профилактика и лечение.


Опрос

4,2

Послеоперационные осложнения и неудовлетворенный пациент.

Информация для пациента об особенностях послеоперационного периода и осложнениях.

Документальное закрепление личной ответственности пациента за результаты лечения.


Опрос

3,2

Блефаропластика особенности хирургической анатомии век.

Отопластика деформации ушных раковин.


Тестирование

2,2

Техника операции (основа).

Вмешательства на поверхностной мышечно-фасциальной системе.

Хирургическая анатомия поверхностно мышечно-фасциальной системы (пмфс).


Опрос

1,2

ИТОГО:

^ Тематический план самостоятельной работы



Наименование разделов/ дисциплин

Форма проведения

Продолжительность

Некоторые особенности анатомии тканей лица.

Реферат

3,6

Классификация лоскутов, методы их использования и функция.

Ведение больных

3,6

Классификация мышц по типу их кровоснабжения.

Реферат

3,6

Пациент и его ближайшее окружение

Ведение истории болезни

7,2

Анатомические особенности ушной раковины.

Реферат

7,2

История развития эстетической хирургии.


Реферат

3,6

Омолаживающие операции на лице.

Ведение больных

3,6

ИТОГО:

^ 2.8 Методы обучения и преподавания:

Лекции обзорные, тематические.

Практические занятия: Решение ситуационных задач, демонстрация фотоальбома больных, выполнение манипуляции и перевязок с врачами отделения ЧЛХ, семинары, наложение хирургических швов работа на фантомах и в отделении ЧЛХ.

Семинары : Выполнениепрепаровочных работ на фантомах, трупах, анализ фотолабораторных, компьютерных данных анализа лица и выводы.

^ Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:

Углубленное изучение отдельных вопросов тем пройденных практических занятии, самостоятельное изучение выделенных тем в виде выполнения манипуляции и перевязок, подготовка презентации и рефератов, работа в малых группах, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и группповых заданий, тестирование, проведение рубежного контроля. Демонстрационные работы на фантомах, трупах, анализ фотолабораторных, компьютерных данных и выводы работы, решение задач, упражнении, работа в малых группах, составление проектов, защита рефератов, семинар, отчеты по теме.

^ 2.9.Методы оценки знаний и навыков обучающихся:

Текущий контроль: тестирование, письменный, устный опрос, решение задач, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.

Рубежный контроль: Письменный, устный опрос или тестирование.

Итоговый контроль: зачет, включающий устный опрос по билетам.

Основная:

Учебники:

1.Учебник хирургической стоматологии

«Медицина»

Москва


Под редакцией Робустовой Т. Г.

2000,

2.Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, 2 тома

«Медицина»

Москва


Под редакцией Безрукова В. М., Робустовой Т. Г.

2000,

3.Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия, издание №3

«Медицина»

Москва


Александров Н. М.

1998

4.Руководство по хирургической стоматологии

«Медицина»

Москва


Евдокимов А. М.

1974

Атласы

5.Атлас топографической анатомии человека, т.№1

«Медицина»

Москва


Золотко Ю. Л.

1964

6.Атлас пластической хирургии, т.№1,2,3

«Медицина»

Прага


Буриан Ф.

1967

7.Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи

Издательство

Казанского университета


Фраучи В. Г.

1967

8.Гистология и эмбриология полости рта и зубов

«Медгиз»

Москва


Фалин Л. И.

1969

9.Лечение травм лица

«Медицина»

Москва


Аржанцев П. З.

Иващенко Г. М.

Лурье Т. М.


1975

10.Пластическое замещение дефектов лица и шеи филатовским стеблем

«Медгиз»

Москва


Хитров Ф. М.

1 9 64

11.Планирование местно-пластических операций на лице

«Медгиз»

Москва


Лимберг А. А.

1963

12.Пластическая, реконструктивная и эстетическая хирургия. 744 с.

СПб.: Гиппократ

Белоусов А. Е.

1998.

13.Топографическая анатомия и оперативная хирургия головы и шеи

«Медицина»

Москва


Фраучи Ю. Л.

1967

14. Эстетическая хирургия врожденных расщелин лица

«Медицина»

Москва


Козин Н. А.

1996

15 Анатомия человека 672c.

«Медицина»

Москва


Привес М. Г.

1985

16..Большой атлас по анатомии человека

http://www.cwer.ru/node/1292/

Йоганес В. Роен, Чихиро Йокочи, Элки Лютьен-Дреколл

2010

17.Пластическая и реконструктивная хирургия лица

Пер. с англ.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

Под ред. А. Д. Пейпла

2007.-951 е.: 2 с. ил.: ил.

Дополнительная:


  1. Быков В. Л Гистологии и эмбриология органов полости рта у человека.1996. 142 c.

  2. Белоусов Л.Е. Классификация типов кровоснабжения мышц оппозиций пластической хирургии // Вестн. хир.- 1990.-Т. 145, № 7.- С. 84-86.

  3. Bonnel F. New concept on the arterial vascularization of skin and muscle // Plast. Reconstr. Surg.- 1985.- Vol. 75, № 4.- P. 552-559.

  4. Фршиберг ИА. Косметические операции на лице.- М.: Медицина, 1984.- 208 с.

  5. Эйтнер Э. Косметические операции.- М,- Л.: Биомедгиз, 1936.- 146 с.

  6. Aston S.J., Pober J.M. Aesthetic surgery of the face, neck, and brow area // Textbook of plastic, maxillofacial and reconstructive surgery / Ed. by G.S.Georgiade, N.G.Gcorgiade, R.Riefkohl, WJ.Barwick.- Baltimore: Williams & Wilkins, 1992.- P. 609-639.

  7. BakerT.J., GordonH.L Complications of rhytidectomy// Plast. Rcconstr. Surg - 1967 .- Vol. 40 - P. 31.

  8. Barton F.E.Jr. The SMAS and the nasolabial fold // Plast. Reconstr. Surg.- 1992.- Vol. 89.- P. 1054-1059.

  9. Bosse J.-P., LangloisP., PapillonJ. The SMAS and facial expression // Deep face-lifting techniques / Ed. by J.M.Psillakis.- New York: Thieme Medical Publishers, Inc., 1994,- P. 24-36.

  10. Baker Т.М, Courtiss Е.Н. Temporalis fascia graft in open secondary rhinoplasty // Plast. reconstr. Surg.- 1994.-Vol. 93, № 4.- P. 802-810.

  11. 2. Daniel R.K. The radix// Rhinoplasty / Ed by RKDaniel.- Boston, Toronto, London: Little, Brown a.Co., 1993.- P. 151-168.

  12. Daniel R.K. Rhiniolasty and rib grafts: evolving a flexible operative technique / / Plast. reconstr. Surg.- 1994.- Vol. 94, № 5.- P. 597-609.

  13. Daniel RK. The osteocartilaginous vault / / Rhinoplasty / Ed. by R.K.DanieI.- Boston, Toronto, London: Little, Brown a.Co, 1993.- P. 169-213.

  14. Guelinckx P.J., Sinsel N.K. The «Evc» procedure: the transfer of vascularized seventh rib, fascia, cartilage, and serratus muscle to reconstruct difficult defects // Plast. reconstr. Surg.- 1996 - Vol. 97, № 3.- P. 527-535.

  15. Johnson СМ., Smith O. Open structure rhinoplasty // Rhinoplasty / Ed. by R.K.Daniel.- Boston, Toronto, London: Little, Brown a.Co., 1993 - P. 501-523.

  16. Murray J. Management of acute nasal trauma // Rhinoplasty / Ed. by R.K.Daniel.- Boston, Toronto, London: Little, Brown a.Co., 1993.- P. 643-656.

  17. Tebbetts J.B. Open rhinoplasty: more then an incisional approach. // Rhinoplasty / Ed. by R.K.Daniel-Boston, Toronto, London: Little, Brown a.Co., 1993.- P. 525-553.

  18. Martin JG. Racial ethnocentricism and judgement of beauty. J Soc Psychol 1964;63:59-63.

  19. Langlois JH, Roggman LA, Casey RJ, et al. Infant preferencesfor attractive faces. Dev Psychol 1987;23:363-369.

  20. Langlois JH, Roggman LA. Attractive faces are onlyaverage. Psychol Sci 1990;1:115-121.

  21. Perrett DI, May KA, Yoshikawa S. Facial shapes andjudgement of female attractiveness. Nature 1994;368:239-242.

  22. Koch RJ, Troell R, Goode RL. Contemporary managementof the aging brow and forehead. Laryngoscope 1997;107:710-715.

  23. Ellenbogen R. Transcoronal eyebrow l i f t with concomitantupper blepharoplasty. Plast Reconstr Surg 1983;71:490-499.

  24. Cook ТА, Brownrigg PJ, Wang TD, et al. The versatilemidforehead browlift. Arch Otolaryngol Head Neck Surg 1989;115:163-168.

  25. Powell N, Humphries B. Proportions of the Aesthetic Face. New York: Thieme-Stratton, 1984.

  26. Brennan HG, Koch RJ. Management of the aging neck.Fac Plast Surg 1996;12(3):241-255

2.11. Приложения:

Форма №1 «Протокол согласования преподавания с пре- постреквизитами и смежными дисциплинами».


Дисциплины согласования

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Номера протоколов и даты заседаний кафедр, участвующих в согласовании

1

2

3

Пререквизиты:

Топографическая анатомия с оперативной хирургией

Постреквизиты:

Кафедра терапевтической и хирургической стоматологии

1. Препарирование на трупе мимическую мускулатуру.

2. Топография сосудов и нервов лица.

1.Основные методы пластических, реконструктивных и эстетических операции на лице


№____протокола

Дата_________2011г.

Заведующий кафедрой,профессор Аубакиров А.Б.

№____протокола

Дата_________2011г.

Заведующий кафедрой, PhD Жумадилова А.Ж.

На протяжении всей истории человечества люди задумывались над тем, как определить и измерить красоту, а следовательно, как сделать возможным ее воссоздание. Был сформулирован постулат о том, что первостепенными требованиями цивилизации являются интеллектуальная энергия, свобода мысли и чувство прекрасного.

Понятие «эстетика « происходит от греческого слова aisthesis, что означает чувство любви к тому, что прекрасно. Индивидуальные взгляды на эстетику уникальны и соотносятся с особенностями личности и общественными тенденциями. То есть нет двух людей, которые выразили бы свою концепцию красоты одинаково. Хотя в силу временных, культурных, этнических и возрастных различий трудно установить универсальные каноны красоты, определены пропорции и гармоничные сочетания частей лица, которые характеризуют неподвластную времени красоту.

Определение идеальной красоты - иллюзорная, недостижимая цель любой цивилизации. У нас нет возможности интерпретировать понимание идеальной красоты, которое было у прошлых цивилизаций.
Нам остается смотреть на наиболее известные произведения художников минувших дней и предполагать, что именно так в те эпохи представляли себе красоту. То же относится и к литературным источники прошлого. Древние греки пытались определить красоту как совершенство тела и ума в упорядоченном мире.

Эта цивилизация сосредоточилась на искусстве, литературе и политике, превознося ценность красоты в обществе. Носители прекрасного вознаграждались, и нередко люди получали имена, отражавшие особенности их красоты. Делались попытки определить красоту математическими уравнениями и геометрическими формулами. Афинский философ Платон отметил, что «качества размеров и пропорция неизменно составляют красоту и искусство «. Он писал, что у каждого человека есть три желания: быть здоровым, быть богатым честным путем, и быть красивым. Хотя Платон начал определять красоту в терминах математики, он сознавал, что вне физических пропорций красота является результатом хорошего вкуса и равновесия.

История красоты в искусстве:

Древние греки сыграли важную роль в разработке определения идеальной красоты.
Поликлит в V веке до н. э. сформулировал канон пропорций, которые, как он считал, давали телу безупречный вид. Он экспериментировал с пропорциями, заимствованными в природе, и на их основе создавал фигуры, выглядевшие эстетически более привлекательными для зрителей. Еще большее влияние на понимание идеальной красоты оказал греческий скульптор Пракситель. Его работа в IV веке до н. э. дала описание идеальной красоты, которого придерживались следующие 100 лет.

Пракситель создал фигуру богини любви Афродиты, которая была первым изображением полностью обнаженной богини. Она выглядела изящнее фигур более ранних скульпторов, женщины которых были больше похожи на мужчин с женскими грудями. Афродита Праксителя продемонстрировала выразительность человеческого тела, и скульптура, модель для которой была широко известна в те времена, копировалась и почиталась на протяжении многих лет. В I веке до н. э. римский архитектор Марк Витрувий Поллио писал, что пропорции человека необходимо использовать при строительстве храмов.

Он указывал, что человеческое тело является моделью с совершенными пропорциями, и архитекторы выиграют, если здания будут проектироваться на основе природных принципов.
Архитектором дано описание пропорций тела человек, которые, как он считал, формируют наиболее идеальную фигуру. Марк Витрувий Полно сделал попытку вписать человеческую фигуру с разведенными руками и ногами в окружность и квадрат (что позднее обозначалось, как человек Витрувия). Хотя его работа в свое время не была оценена по достоинству, он оказал большое влияние на некоторых художников итальянского Возрождения. Период с конца XIV века до середины XVI века в Западной Европе был назван эпохой Возрождения. Возрос интерес к античной Греции и к идеалам классической красоты.

Женщины стали получать официальное образование и приобрели несколько большую независимость. Женский интеллект стал рассматриваться как совместимый с красотой. Это возросшее почтение к женщинам нашло свое отражение в изобразительных техниках. Мазаччо (1401-1428) разработал изобразительную технику перспективы, позволившую создавать более реалистичные и человечные фигуры. Художники того времени пришли к убеждению, что копирование красоты более не является целью искусства; они хотели совершенствовать красоту.
Женские лица нередко создавались из комбинации черт разных моделей.

Леонардо да Винчи (1452-1519) придумал новый вариант человека Витрувия и разработал идею безграничности геометрических трансформаций, представленных в его модели квадратуры круга. Предложенное им изображение, узнаваемое большинством людей, имело более эстетичный вид, чем оригинал, созданный Витрувием. В этой фигуре, как и во многих других работах да Винчи, были широко использованы золотые пропорции (они рассмотрены ниже).

Другим мастером, вдохновленным работами Витрувия о совершенных пропорциях, был Альбрехт Дюрер (1471-1528). Немецкий художник и график проверил рассчитанные Витрувием пропорции, которые должны были создать совершенное тело. Применив их, он нарисовал фигуру женщины. К сожалению, она получилась с круглым животом, обвисшей грудью, большими бедрами и гигантскими стопами. Не впадая в отчаяние, Дюрер продолжил поиски и в результате написал четыре книги о человеческих пропорциях. Итальянский монах Аньоло Фиренцуола (1493-1543) также интересовался определением идеальной красоты и создал каталог желательных женских черт. Основательно анализируя особенности женского тела, Фиренцуола описал размеры, форму и пропорции идеальной женщины, как он себе ее представлял.

Наиболее прославившимся в поисках определения идеала красоты художником Возрождения был флорентийский мастер Сандро Боттичелли (1444-1510). В своих произведениях он совместил предпочтения своего времени с классическими идеями античности. Изображенные им женщины имели классические тела, но при этом обладали высокими лбами и им был свойственен колорит, характерный для эпохи Возрождения. Женщины Ботичелли выглядели пышными, но не неуклюжими. В его наиболее известной работе «Рождение Венеры« (примерно 1480 г.) изображение богини кажется парящим, несмотря на то, что ее стопы касаются расположенной ниже морской раковины. Лицо Венеры удлинено и, скорее, угловато, чем овально, как было привычно в те времена. Хотя взгляды на красоту меняются от поколения к поколению, это изображение женщины демонстрирует многие черты, до сих пор считающиеся идеальными.

На смену идеалу красоты эпохи Возрождения пришли изображения изящных, с длинными пальцами и шеей, женских фигур периода маньеризма. Художники того времени старались выразить неземную красоту, сильно удлиняя и нарушая естественные пропорции. Этот период, продолжавшийся 75 лет, сменился периодом барокко, в котором противоречия католической церкви и протестантизма привели к рождению ряда блестящих художественных произведений.

Одним из выдающихся художников того времени был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). На его известных во всем мире картинах изображены крепкие, округлые, розовые, обнаженные женщины, которые выглядят веселыми и игривыми. Некоторое время обнаженные Рубенса считались идеалом женской красоты, возможно, в силу воспринимаемой зрителями энергии, а не из-за самих фигур. С середины XVIII до начала XIX века определение красоты колебалось между классическими греческими изображениями и романтическими представлениями конкретного периода. В XIX веке символом красоты стали считать кукольных женщин. Женщины с бледными округлыми лицами не просто признавались красивыми - они были символом непорочности.

Идеал женщины более не ассоциировался с определенными физическими чертами - на первый план в определении красоты вышла мода. В XX веке изменение концепции красоты происходило каждое десятилетие. Развитие кинематографа, а затем и телевидения способствовало повсеместному распространению образов моделей и актрис, представлявших красоту своего поколения. Идеальная красота на стыке веков была воплощена в образе «девушки Гибсона«, а позднее, в двадцатых годах, в образе «ветреницы«. На смену «красотке « сороковых пришел «новый взгляд «пятидесятых. «Ребенок- цветок« шестидесятых - естественная, с длинными ниспадающими волосами, без макияжа, в простой одежде, пользующаяся общей симпатией девушка.

Семидесятые привнесли изобилие причесок, макияжа и одежды; в конце XX века акцент сместился в сторону здорового и подтянутого вида. Несомненно, в XXI веке взгляд на красоту продолжает меняться, даже еще быстрее. В восприятии красоты важен эмоциональный опыт. Чувство прекрасного, вероятно, является одним из наиболее ценных человеческих качеств, и в своем самом общем виде интуитивно или инстинктивно. Восприятию и пониманию красоты в различных проявлениях, анализу пропорций и гармонии можно научиться. Даже если вкусы, стили и стандарты красоты изменяются с возрастом, существуют определенные пропорции лица и соотношения, которые составляют основу диагностики и планирования в хирургии лица.

Факторы анализа лица:

При формировании основы для анализа компонентов лица следует принимать во внимание несколько общих соображений. Эти факторы помогают выразить нашу концепцию красоты и, в силу этого, должны быть отмечены в первую очередь. Выполнение обобщенного анализа целого до рассмотрения отдельных частей создаст общее впечатление, на котором можно проводить более детальный анализ.

Возраст:

Учет возраста пациента наиболее важен в анализе его лица. Результат процесса старения часто является основным фактором, побуждающим пациента к хирургическому вмешательству. Хотя старение структур лица представляет собой нормальный физиологический процесс, из-за ускорения этого процесса может наблюдаться несоответствие между хронологическим возрастом и воспринимаемым возрастом. Многие пациенты хотят скинуть свой воспринимаемый возраст, чтобы лицо выглядело соответствующим их реальному физическому и умственному состоянию. Младенцы и дети имеют большое количество подкожного жира на лице.

В сочетании с высокоэластичной кожей и не полностью развитым лицевым скелетом это придает им круглолицый, ангельский вид. Рост лицевого скелета в пубертатном периоде приводит к формированию характерных изгибов и углов взрослого лица. Динамика старения лица была описана Gonzales-Ulloa и Flores. Она начинает проявляться примерно в возрасте 30 лет. Вялость кожи впервые замечается, когда верхние веки начинают нависать над своими границами. Становятся заметны нижние складки век и носогубные складки. В возрасте около 40 лет появляются морщины и складки на лбу.

Вялость кожи век приводит к ее заметным провисаниям, а у латеральных углов глаз начинают формироваться небольшие морщины («гусиные лапки«). Также становится заметным провисание нижнечелюстной линии. К пятидесятилетнему возрасту становятся хорошо заметны морщины на лбу и переносице, которые могут соединяться, образовывать протяженные линии. Провисание верхних век может дойти до уровня смыкания. Наружные углы глазных щелей начинают смещаться вниз, и начинает опускаться кончик носа. Вокруг рта и на шее появляются тонкие морщины. Провисание кожи щек является признаком начала утраты подкожного жира на лице.

К шестидесятилетнему возрасту кожные морщины углубляются и начинают сливаться. Отмечается кажущееся уменьшение размера глаз, являющееся следствием прогрессирующего нависания кожи, окружающей веки. Начинает уменьшаться толщина кожи и нарастает утрата подкожно-жирового слоя, что создает заметные впадения в височных, глазничных и щечных областях.

В возрасте 70 лет кончик носа еще опускается, а избыток кожи нижних век может образовывать мешотчатые деформации. Продолжающаяся потеря подкожного жира делает скуловые комплексы более выступающими, а глазницы - более пустыми. К восьмидесятилетнему возрасту мелкие морщины лица сливаются, создавая типичный вид старческого лица. Истончение кожи, отсутствие подкожного жира и уменьшение размера свода черепа вместе делают лицевой скелет более заметным, чем когда-либо ранее.

Пол:

Половые различия во внешнем виде лица являются результатом гормональных и культурных влияний. Вообще для мужчин характерны более сильные и угловатые черты. Линии женских лиц более округлые и плавные. У мужчин более отчетлив и больше выступает угол нижней челюсти. Подбородок также выступает больше. А срезанный подбородок у мужчины создает образ слабого и недееспособного человека. Лобные и скуловые кости у мужчин также более выражены, брови - толще, прямее и расположены у верхнего края глазницы. Женские брови обычно тоньше, выгнутее и расположены над верхним краем глазницы. Кожа лица у мужчин обычно толще и более текстурирована.

Многочисленные различия заметны в отношении определения идеального носа мужчины и женщины. Носы у мужчин обычно больше, шире, с прямой или немного выгнутой спинкой. Женские носы меньше, со слегка вогнутой спинкой, носогубный угол преимущественно тупой, тогда как у большинства мужчин величина носогубного угла не превышает 90°. Общий контур носа четко связан с половыми отличиями. Некоторые пациенты для достижения внутренней гармонии могут высказывать пожелания по приданию своему лицу более мужественных или более женственных черт.

Тип строения тела:

Как части лица нельзя анализировать по отдельности, так и нельзя оценивать лицо в целом, не принимая во внимание строение всего тела. Различные типы лица соответствуют различным конституциональным типам. Высокорослые, стройные люди обычно имеют длинные, вытянутые лица. Людям, имеющим низкий рост и плотное телосложение, чаще свойственны лица округлой формы. Очевидно, что такой тип тела и лица лучше сочетается с более широким, коротким носом. У низкорослого, коренастого человека длинный тонкий нос будет выглядеть неуместным. Отдельные эстетические единицы лица должны быть пропорциональны всему лицу, а целое лицо - всему телу.

Этническая принадлежность:

Эстетическая ценность связана с этническим, культурным и социальным фоном. Структура лица и строение тела зависят от генетического фона. Тип кожи, рубцевание и естественная способность скрывать разрезы на лице могут существенно различаться в этнических группах. Четкое понимание желаний пациента абсолютно необходимо для достижения результата, который удовлетворит пациента и хирурга. Весьма необдуманно предполагать, что все пациенты хотят получить лицо европейского типа. Многие пациенты, желающие подвергнуться омолаживающему или реконструктивному вмешательству, все же согласны сохранить определенные этнические и культурные черты, которые важны для их представления о самих себе.

Личность:

Оценка личностных особенностей является частью общего впечатления, получаемого при анализе лица. Эти характеристики обычно нельзя определить по статическим фотографиям. При бодрствовании лицо находится в движениях и динамичных изменениях, выражающих спектр человеческих эмоций. Относительные движения разных частей лица создают бесконечное множество выражений, через которые передается богатство невербальной информации. Определенные пропорции или гармония частей лица придают ему особенности, которые воспринимаются как отражение особенностей личности. Хирургия не должна создавать ложное представление на этот счет. Экстраверт с бурлящей натурой хорошо соответствует направленным вверх чертам лица, тогда как более угрюмый, серьезный человек, скорее всего, будет недоволен таким неподходящим видом.

Волосы:

Стиль волос может изменять пространство вокруг лица. Прически могут скрывать менее привлекательные части лица и подчеркивать его более привлекательные особенности. Хотя лоб - наиболее трудная для хирургической коррекции часть лица, его легко камуфлировать волосами. Выступающие уши, околоушные и заушные рубцы также можно скрыть путем разумного планирования прически.

Пропорции лица:

Для того чтобы лицо было гармоничным, его различные части должны находиться в определенной относительной пропорции, с помощью которой достигается общий баланс. Ни одна часть лица не существует и не функционирует в отрыве от других. Любое изменение в одной части лица будет оказывать истинный или кажущийся эффект на другие части и в целом на лицо. Большинство основных пропорций лица - это то, что изучают начинающие студенты художественных училищ. Античные греки считали, что идеальный рост человека должен быть в восемь раз больше высоты головы.

Длина шеи составляет примерно половину длины головы. Это расстояние измеряется от надгрудинной вырезки до подбородка и от подбородка до макушки головы. Относительные пропорции кисти руки и лица играют для портретистов важную роль при определении пропорций лица. Длина кисти составляет три четверти длины головы или длину лица, измеряемую от подбородка до границы роста волос на лбу. Ширина кисти соответствует половине ширины лица. Расположенная поперечно кисть руки закроет одну четвертую длины головы или одну третью длины лица. Леонардо да Винчи описал соотношение лба, носа и подбородка при виде сбоку как соотношение частей, лежащих вдоль дуги с радиусом, проведенным из наружного слухового прохода.

Золотая пропорция:

Математический феномен, который был установлен не позднее пятого века до новой эры греками и, вероятно, гораздо раньше египтянами, получил название золотого отношения или пропорции. Это отношение описывается линией, состоящей из двух неравных частей так, что соотношение более короткой к более длинной части такое же, как соотношение последней ко всей линии. Числовое значение этого соотношения равно 1,61803 и обозначается греческой буквой фи (ф).

С этой пропорцией связано множество математических феноменов. Отношение 1,0:1,618 равно отношению 0,618:1,0. Она имеет уникальное свойство быть единственным числом, которое, уменьшаемое на 1, становится как отражение особенностей личности. Хирургия не должна создавать ложное представление на этот счет. Экстраверт с бурлящей натурой хорошо соответствует направленным вверх чертам лица, тогда как более угрюмый, серьезный человек, скорее всего, будет недоволен таким неподходящим видом. себе. Если к 1,618 добавить 0,618, сумма равняется 2,236, что является квадратным корнем 5. Египетский прямоугольник имел 8 частей в длину и 5 частей в ширину. Отношение 8:5 составляет 1,6.

Храмы и статуи Древней Греции полны примеров золотой пропорции. Эллинические греки обнаружили множество соотношений между частями человеческого тела, которые соответствуют золотой пропорции. Золотая пропорция постоянно фигурирует в картинах Леонардо да Винчи и даже называется квадратом Леонардо, несмотря на свое античное происхождение. Это отношение, имеющее внутреннюю гармонию и красоту, можно найти во всей природе, и оно особенно притягательно для человеческого глаза. Частые примеры золотой пропорции можно также увидеть в человеческом лице, включая отношение длины и ширины головы и отношение верхней (трихион к назиону) и средней (назион к кончику носа) части лица.

Симметрия:

Симметрия лица оценивается путем разделения его на две части по срединно-сагиттальной плоскости и сравнения половин. Хотя небольшие асимметрии отмечаются почти всегда, срединные точки лба, носа, губ и подбородка должны лежать на этой оси. Затем ширина лица разделяется на пять частей и оценивается на предмет баланса между этими частями. Ширина глаза должна быть равна одной пятой ширины лица или расстоянию между внутренними углами глаз. Линии, опущенные из наружных углов глаз, должны соответствовать ширине шеи.

Самая латеральная пятая часть лица в фас находится между наружным углом глаза и наиболее край ней точкой ушной раковины. обратным себе. Если к 1,618 добавить 0,618, сумма равняется 2,236, что является квадратным корнем 5. Египетский прямоугольник имел 8 частей в длину и 5 частей в ширину. Отношение 8:5 составляет 1,6. Храмы и статуи Древней Греции полны примеров золотой пропорции. Эллинические греки обнаружили множество соотношений между частями человеческого тела, которые соответствуют золотой пропорции.

Золотая пропорция постоянно фигурирует в картинах Леонардо да Винчи и даже называется квадратом Леонардо, несмотря на свое античное происхождение. Это отношение, имеющее внутреннюю гармонию и красоту, можно найти во всей природе, и оно особенно притягательно для человеческого глаза. Частые примеры золотой пропорции можно также увидеть в человеческом лице, включая отношение длины и ширины головы и отношение верхней (трихион к назиону) и средней (назион к кончику носа) части лица.

Ориентиры:

Франкфуртская горизонталь является стандартным ориентиром для позиционирования пациентов при выполнении фотографий или цефалометрических рентгенограмм. Для придания стандартного положения линия, проведенная от верхнего края наружного слухового прохода к нижнему краю глазницы, должна быть параллельна плоскости пола. Конечно, эти точки легче определить на боковых рентгенограммах черепа или фотографиях.

При определении этого положения для фотографирования волосы пациента должны быть максимально забраны назад для выявления козелка уха. Верхний край козелка соответствует верхнему краю наружного слухового прохода. Точка перехода кожи нижнего века в кожу щеки обычно различима и соответствует уровню нижнего края глазницы. Для измерений лица с целью получения информации, значимой при общении с коллегами, а также при составлении точных записей должны использоваться стандартные ориентиры. Они были определены для хирургии лица Powell и Humphreys.

Эстетическая оценка

Начальная оценка лица производится с целью определения его длины. Она измеряется по средней линии от границы роста волос на лбу (трихион, Тг) до нижней точки подбородка (ментон, Me). У лиц с отступающей границей роста волос трихион (Тг) может быть определен как верхняя точка сокращения лобной мышцы. Затем лицо может быть разделено на трети в наиболее выступающей точке лба (надпереносье, глабелла, G) и точке, где носовая перегородка соединяется с кожей верхней губы (суб-__ назале, Sn).

Верхняя, средняя и нижняя части лица при этом методе измерения должны быть равны. Второй метод оценки высоты лица принимает в расчет только среднюю и нижнюю его части. Первое измерение делается от самой глубокой точки у корня носа (назион, N) до ментона (Me). Высота средней части лица (N-Sn) должна быть 43% от общей, а высота нижней части лица (Sn-Me) должна быть 57% от общей высоты. Второй метод имеет следующие преимущества перед первым: 1) назион (N) является более воспроизводимым ориентиром, чем глабелла (G), и 2) дисбаланс верхней трети лица (лба) трудно поддается хирургической коррекции.

Затем лицо разделяется на следующие пять важнейших эстетических единиц для последующего анализа: лоб, глаза, нос, губы и подбородок. Кроме этого, отдельно должны рассматриваться уши и шея, так как они относятся к лицу, как к целому.

Лоб:

Лоб составляет всю верхнюю треть лица. Он образует стабильный объект, который не просто изменить. Эстетически привлекательный лоб образует в профиль небольшую выпуклость, наиболее выступающая вперед точка которой находится тотчас над назионом (N) на уровне надглазничного гребня. Другие возможные формы лба включают выступающую, плоскую и покатую. Носолобный угол (NFr) образуется на переходе от носа ко лбу, где спинка носа соединяется с глабеллой (G).

Угол определяется путем проведения одной касательной через глабеллу (G) и назион (N), а другой - вдоль спинки носа. В идеале, этот угол должен составлять 115-135° Надбровья отделяют верхнюю часть лица от средней и окаймляют глаза. Медиальный край надбровья лежит на перпендикуляре, идущем через самую латеральную часть крыла носа примерно на 1 см выше внутреннего угла глаза. Бровь должна начинаться медиально со слегка булавовидной конфигурации и постепенно изгибаться к своему латеральному краю.

У женщин брови должны находиться сразу же выше уровня надглазничного края. Верхняя точка желательного у женщин изгиба находится на уровне латерального лимба. Бровь должна заканчиваться латерально на косой линии, которая начинается у крыла носа и идет по касательной вдоль латеральной стороны нижнего века. Медиальный и латеральный концы брови должны лежать в одной горизонтальной плоскости. У мужчин бровь может не образовывать дуги и лежать немного ниже, на уровне надглазничного края.

Глаза:

Глаза являются, возможно, наиболее выразительной частью лица и считаются зеркалом души. Нигде более в человеческом теле так не заметна асимметрия, как в глазах. Эффекты старения становятся заметны у глаз раньше, чем в других частях лица. По мере увеличения расслабления кожи век, глаза могут принять усталое, безрадостное выражение, которое может весьма не соответствовать реальному физическому и психическому состоянию пациента. При правильных пропорциях ширина глаза от угла до угла равняется одной пятой ширины лица. Такое же расстояние должно быть между медиальными углами обоих глаз. Расстояние между средними точками зрачков должно соответствовать расстоянию от назиона (N) до края красной каймы верхней губы (labrale superius, LS).

При нейтральном положении головы верхний край глазницы находится несколько кпереди от ее нижнего края. Латеральный угол глаза расположен кзади от уровня прикрепления переднего угла. Латеральные углы могут лежать в одной горизонтальной плоскости с медиальными углами или несколько выше. Наивысшая точка дуги, образованной свободным краем верхнего века, находится на уровне вертикального пересечения медиального лимба. Боковая часть свободного края верхнего века должна быть параллельна касательной проведенной вдоль бокового края красной каймы верхней губы.

Самая нижняя точка кривой края нижнего века находится на вертикали, проведенной через латеральный лимб. Если латеральная треть нижнего века не образует линию, постепенно поднимающуюся к латеральному углу, может иметь место едва различимый дефект, называемый боковым обнажением склеры. Это может быть и результатом избыточного иссечения кожи нижнего века при блефаропластике. Расстояние от линии роста ресниц до складки верхнего века на верхнем веке колеблется от 7 до 15 мм и зависит от веса тела, толщины кожи и этнического типа. Верхнее веко в норме закрывает небольшую часть радужки, но не доходит до зрачка. Нижнее веко находится в 1-2 мм от радужки при нейтральном взгляде.

Нос:

Нос является центральным фокусом внешнего вида лица в силу его положения в центре средней трети лица. Чрезвычайная значимость его формы и функции отражена в ранних иудейских и христианских писаниях: «Бог создал человека... и вдохнул в его ноздри дуновение жизни». Небольшие изменения строения носа иногда могут вызвать впечатляющие изменения в гармонии лица и восприятии окружающих эстетических областей. Идеальный нос должен выглядеть естественно, находиться в гармонии с окружающими чертами и не привлекать к себе внимания. Нос - центральная эстетическая область лица.

Он может быть подразделен на эстетические и топографические субъединицы. Они включают спинку, стороны, кончик, крылья и мягкие треугольники. Края этих субъединиц позволяют скрывать рубцы, оставшиеся от реконструкции дефектов поверхности носа. Рубцы, оставшиеся после разрезов вдоль краев этих естественных анатомических субъединиц, труднее заметить. Выполненное до реконструкции иссечение избытка кожи носа для подгонки дефекта к границам эстетических субъединиц обязательно приведет к менее заметному рубцу. Процесс измерения носа весьма сложен из-за многообразия описанных в литературе методов и отсутствия стандартов. Здесь обобщаются различные методы, обзор которых был дан Powell и Humphreys.

Угловые измерения:

Носолобный угол (NFr) был описан выше, но для определения пропорций эстетичного носа необходимо измерение второго угла. Носолицевой угол (NFa) - это наклон спинки носа по отношению к плоскости лица. На боковом профиле линия проводится от глабеллы (G) к наиболее передней точке подбородка (по- гонион, Pg). Носолицевой угол (NFa) образуется, когда эта линия пересекается линией спинки носа. Дорзальная линия должна пересекать назион (N) и кончик (Т), и должна быть проведена через любую горбинку носа, какая существует.

Третий угол, который измеряется при оценке носа, это носогубный угол (NL). Линии проводятся между верхним слизисто-кожным краем губы (LS) и субназале (Sn), а также между субназале (Sn) и наиболее передней частью перегородки преддверия носа, колумеллой (Cm). Этот угол определяет соотношение между носом и верхней губой. На его величину влияют отклонения в лицевом скелете и прикусе. Значение угла должно составлять 90-95° у мужчин и 95-105° у женщин. Лицам небольшого роста подходит более тупой угол, тогда как высоким людям требуется носогубный угол на нижнем пределе диапазона для их пола.

Выступание:

Необходимо отличать выступание и поворот носа. Эти две величины близко связаны по восприятию. Цефалическое смещение нижних хрящей носа в сочетании с понижением спинки носа может дать видимость увеличенного выступания кончика носа, даже когда истинное выступание не изменено. Поворот кончика обычно происходит по дуге с радиусом, проведенным из отверстия наружного слухового прохода. Simons предпочитает измерять выступание кончика носа по отношению к длине верхней губы. Верхняя губа измеряется от границы красной каймы (LS) до соединения с носовой перегородкой (субназале, Sn). Длина кончика носа (Т) измеряется от субназале (Sn) до самой выступающей части носа. Отношение этих значений должно быть 1:1.

Точное определение этих расстояний трудно из-за сложной топографии упомянутых структур, даже на фотографиях в профиль. Метод предполагает, что длина верхней губы нормальна. Принимая во внимание вариабельность длины верхней губы и трудности хирургического изменения этого показателя, метод не может учесть всех обстоятельств, связанных с измерением выступания кончика носа. Goode проводит вертикальную линию от назиона (N) до борозды крыла носа и выстраивает перпендикуляр к кончику носа (Т) для оценки его выступания. Отношение длины перпендикуляра к длине носа, измеренной от назиона до кончика (N-T), должно быть 0,55-0,60. Это соответствует носолицевому углу (NFa) 36-40°

Длина:

Длина носа уже обсуждалась в связи с пропорциями лица (то есть от глабеллы до субназале - одна треть высоты, и от назиона до субназале - 43% расстояния от назиона до ментона). Однако эти методы не учитывают положения кончика носа (Т). Любая субъективная оценка длины носа показывает важность расстояния между назионом (N) и кончиком носа (Т). Это измерение более точно соответствует субъективному восприятию длины носа, чем измерения, сделанные до субназале (Sn).

Ширина:

Ширина носа у его основания пропорциональна ширине глаза. Расстояние между внутренними углами глаз соразмерно (ширина одного глаза), вертикальные линии, проведенные через внутренние углы, должны идти вдоль латеральных краев крыльев носа. Другой метод определения пропорциональной ширины носа состоит в измерении длины носа от назиона (N) до кончика (Т) и вычислении желаемой ширины носа как 70% от этого числа.

Базальный вид:

Кончик составляет примерно одну треть общей ширины основания носа при осмотре снизу. Ноздри заполняют приблизительно две трети этого расстояния. При взгляде снизу ноздри имеют овоидную форму и слепо сходятся к кончику. Передний конец ноздрей узкий, а задний конец - широкий и закругленый. В фас, при нейтральном положении головы ноздри едва видны. Близкий осмотр обнаруживает грани кончика носа, которые являются отражением подлежащих мягкотканных треугольников края носа. В профиль край носовой перегородки выступает на 2-3 мм ниже уровня крыльев носа.

Вид сбоку:

В профиль отношение кончик/крыло должно быть почти равным. Преобладание дольки кончика носа эстетически более привлекательно, чем избыток крыла. Профиль кончика носа (Т) имеет двойной излом, образованный определяющей кончик дольки точкой спереди и соединением дольки с перегородкой снизу. Сразу же выше кон- чика должно быть небольшое понижение линии профиля носа, известное как излом над кончиком. Более выраженный излом над кончиком приемлем у женщин, но не у мужчин, у которых желательна более прямая спинка носа.

Губы:

Губы являются изменчивой и выразительной эстетической единицей лица. Полнота губ и четкая очерченность дуги характерны для молодости. Тонкая красная кайма, утрата подчеркнутости губ и их уплощение связаны со старением. Положение губ, обозначаемое как запавшее или выпяченное, сильно зависит от их поддержки зубами. В фас ротовые комиссуры находятся на одной вертикальной линии с медиальным лимбом. Губы находятся в границах нижней трети длины лица.

Верхняя губа измеряется от субназале (Sn) до самой нижней точки на красной кайме верхней губы (stms). Нижняя губа измеряется от самой верхней точки на красной кайме верхней губы (stm;) до ментона (Мп). Длина нижней губы при использовании для измерения этих точек должна быть примерно в два раза больше длины верхней губы. Горизонтальное положение губ можно установить путем проведения линии между субназале (Sn) и мягкотканным погонионом (Pg). Расстояние по перпендикуляру от этой линии к наиболее передней точке каждой губы определяет ее горизонтальное положение. Верхняя губа должна находиться на 3,5 мм, а нижняя губа - на 2,2 мм кпереди от этой линии. Второй метод оценки горизонтального положения губ - это проведение линии между кончиком носа (Т) и погонионом (Pg), называемой носоподбородочной линией. Губы должны находиться кзади от этой линии. Нижняя губа в идеале оканчивается на 2 мм, а верхняя - на 4 мм кзади от этой линии. Это понятие было описано Ricketts как Е-линия и включено в эстетический треугольник Powell и Humphreys.

Подбородок:

Подбородок представляет собой эстетическую единицу, которая придает лицу силу. Передний край находится на одной вертикальной линии с бровями. Для того чтобы подбородок имел привлекательную форму, он должен быть хорошо выражен как в фас, так и в профиль, без шишек. Должна присутствовать четкая, но плавная подбородочно-губная борозда, отделяющая кожу нижней губы от подбородка. Подбородок включается в измерения нижней части лица (от Sn до Me), поскольку является компонентом длины нижней губы (от stmi до Me). Нижняя губа и подбородок составляют две трети нижней части лица.

При измерении по линии, проведенной между краем красной каймы нижней губы (LI) и погонионом (Pg), самая глубокая точка подбородочно-губной борозды (Si) должна лежать примерно на 4 мм кзади от этой линии одной вертикальной линии с бровями. Для того чтобы подбородок имел привлекательную форму, он должен быть хорошо выражен как в фас, так и в профиль, без шишек. Должна присутствовать четкая, но плавная подбородочно-губная борозда, отделяющая кожу нижней губы от подбородка. Подбородок включается в измерения нижней части лица (от Sn до Me), поскольку является компонентом длины нижней губы (от stmi до Me). Нижняя губа и подбородок составляют две трети нижней части лица. При измерении по линии, проведенной между краем красной каймы нижней губы (LI) и погонионом (Pg), самая глубокая точка подбородочно-губной борозды (Si)

Уши:

Дополнительной деталью лица, требующей рассмотрения, является ухо. Этот похожий на клапан хрящевой придаток имеет множественные завитки и прикрепляется к скальпу в области, расположенной примерно на длину одного уха кзади от латерального края брови. Верхняя граница уха находится на уровне брови, а ее нижняя граница - на уровне крыла носа. Ширина уха составляет 55-60% его длины. Линия заднего края уха примерно параллельна линии спинки носа. Длинная ось уха повернута кзади на угол около 15° от вертикальной плоскости. Ухо образует угол около 20° с сосцевидным отростком сзади. Верхняя часть завитка ушной раковины должна отстоять примерно на 15-20 мм от чешуи височной кости.

Шея:

Хотя шея часто не считается одной из важных эстетических единиц лица, ее форма, особенно в верхней части, может оказать большое влияние на вид подбородка и нижней части лица. Низко расположенная подъязычная кость, избыток подподбородочного жира или слабость подкожной мышцы могут сделать угол перехода подбородка в шею тупым и создать впечатление о деформации подбородка. Powell и Humphreys определили подбородоч- но-шейный угол (МС), который соотносит линию шеи с таковой всего лица. Угол образуется путем проведения линии от глабеллы (G) до погониона (Pg), и пересекающей ее линии от ментона (Me) до самой внутренней точки между подподбородочной областью и шеей (шейная точка. С). Этот угол в идеале должен быть 80-95.

Эстетический анализ лица:

Gonzales-Ulloa построил свой метод профилепластики лица на соотношении лицевых структур с лицевой плоскостью, которую он назвал нулевой меридиан. На идеальном профиле лица лицевая плоскость лежит под углом 85 92 к франкфуртской горизонтали, при проведении через назион (N). На лбу глабелла (G) лежит кпереди от этой плоскости, а затем отклоняется немного кзади. Борозда крыла носа находится кзади от плоскости. В нижней части лица наиболее выступающая точка подбородка должна лежать в плоскости. Используя эту идею, плоскость, выстроенная примерно перпендикулярно к франкфуртской горизонтали через назион (N), будет показывать относительную степень протрузии или ретрузии верхней, средней и нижней частей лица.

Этот метод не берет в расчет при анализе лица угол шеи или выступание носа. Эстетический треугольник был описан Powell и Humphreys в 1984 г. Этот метод анализа лица учитывает все основные эстетические образования лица и иллюстрирует их взаимную зависимость. Углы, которые рассматривались независимо, теперь, для оценки гармоничности лица, можно анализировать вместе. Сначала необходимо определить один дополнительный угол, который еще не рассматривался. Носоподбородочный угол образуется при соединении линии спинки носа и носоподбородочной линии. Анализ начинается у лба, который относительно неизменен и меньше подвергается хирургическим вмешательствам. Лицевая плоскость строится между глабеллой (G) и погонионом (Pg).

Определенная таким образом плоскость лица должна пересекать франкфуртскую горизонтальную плоскость иод углом 80-95 . В качестве ориентира на лбу используется глабелла (G), а не назион (N) (как делал Gonzales-Ulloa), так как положение назиона (N) может быль относительно легко изменено углублением носолобного угла (NFr). Затем рисуется носолобный угол (NFr), как было описано выше. Этот угол должен быть 115-135°. Теперь по этим линиям можно также измерить носолицевой угол (NFa). Этот угол должен быть в пределах 30-40°. Затем между погонионом (Pg) и кончиком носа (Т) проводится носоподбородочная линия. Она создает наиболее важный угол эстетического треугольника, носоиодбородочный угол.

Идеальный диапазон этого угла составляет 120-132°. Верхняя линия этого угла, линия спинки носа, прежде всего, зависит от выступавши носа. Нижняя линия, носоподбородочная линия, изменяется положением подбородка. Носоподбородочная линия также позволяет оценить горизонтальное положение губ. Верхняя губа должна заканчиваться па 4 мм, а нижняя губа - на 2 мм кзади от этой линии. Наконец измеряется подбородочно-шейный угол (МС). Этот угол позволяет оценить линию шеи и ее отношение к нижней части лица, что устанавливается построением линии между шейной точкой (С) и самой нижней точкой__ подбородка (Me), пересекающей плоскость лица.

Угол у пересечения должен быть 80 95°. Таким образом, на эстетический треугольник оказывают влияние носолобный угол (NFr) или глубина назиона (N), степень выступания носа и положение подбородка. Его соответственность может быть подтверждена диапазоном нормальных значений первичного, или носоподбородочного угла и отношением верхней и нижней линий последнего к плоскости лица (то есть носолицевой угол ) и к горизонтальному положению губ (то есть 4 мм к верхней губе и 2 мм к нижней губе).

Резюме:

При эстетической оценке лица следует принимать но внимание и другие факторы, такие как возраст, этническая принадлежность, конституция тела и индивидуальность. Хотя не существует точного алгоритма определения красоты лица, дооперационные измерения лица позволяют установить, какие черты лица требуют изменения для создания гармонии лица в целом. Послеоперационное определение тех же показателей позволяет оценить адекватность и уместность изменений.
Загрузка...