docgid.ru

Как расположить к себе модель на съемке? Учимся фотографировать людей. Фотопортрет. Психология съемки

02:04 am - Психологический портрет на практике

"Когда я говорю, что хочу сфотографировать кого-то, это значит, что я хочу узнать его."
 Аnnie Leibovit

Все мы разные. Каждый по своему видит фотографию и подходит к ней. Но есть и то, что нас объединяет, это стремление отразить настоящую жизнь на "фотоплёнке", и тут уже не важно, свою или чужую. Психологический портрет, одно из самых интересных и загадочных направлений в современной фотографии. И это именно тот жанр, который предполагает 100% отражение жизни портретируемого через наши глаза. Во большинстве своём, мы в творчестве самавыражаемся, отображая исключительно свой внутренний мир и восприятие окружающего. Но снимая портрет первой нашей задачей стоит, выразить внутренний мир модели, а не свой. Возможно привнеся в него что то и от себя, но не больше. И тут нам не помогут просто технические, возможно даже виртуозные, знания искусства фотографии. Ведь каждый фотограф, имеющий отношения к людям, просто обязан быть на 50% психологом. Всему можно научиться, и даже разобраться, в лабиринтах человеческого сознания с точки зрения фотографии. С чего же стоит начать, если очень хочется, но никогда не пробовал?
Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») То есть само по себе определение портрета, это отображение личности черта в черту.
Психологический портрет — направление в фотоискусстве, разновидность портретного жанра. Подобный портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий. Истоки психологического портрета в фотографии лежат в изобразительном исскустве где важнейшим условием портретности является не только внешнее индивидуальное сходство изображения с портретируемым, но и глубокое, правдивое раскрытие духовного мира и характера конкретного человека. Для фотографа психологический портрет — достаточно сложная задача. Большинство людей, позируя, испытывают дескомфорт. Расположить к себе портретируемого, помочь ему расслабиться и раскрыть свои характерные черты - талант. Фотохудожнику приходится в совершенстве владеть не только профессиональными знаниями в области фотографии, но также и даром интересного собеседника. Именно благодаря творчеству таких фотографов и были сформированы принципы, на которых базируется современный психологический портрет. Читая биографию и статьи многих из них, можно проследить общую черту, все они говорят об умении заставить модель забыть о фотокамере. Как-то, говоря о своем старшем коллеге Ричарде Аведоне, Энни Лейбовиц заметила, что он был очень коммуникабелен, подолгу беседовал со своими моделями, выявляя их сущность, заставляя забыть о позировании и фотоаппарате. "В моих фотографиях вы можете увидеть, что я не боюсь влюбиться в тех, кого фотографирую." - говорила она. И это можно услышать ещё от многих и многих, и их работы в совершенстве отображают такой подход.
Попробуем разобрать на практике принципы данного жанра. Как работать с моделью, если вашей целью стоит снять именно психологический портрет. На что стоит обратить внимание, а что отодвинуть на второй план. Сразу разграничьте две составляющие процесса, техническую и психологическую, то есть творческую. Снимая, ну скажем, бутылку вина на рекламный плакат, наибольшее внимание мы уделяем именно технической стороне вопроса. Как поставить свет, какие насадки использовать, приёмы и оптику. И наименьшее внимание творческой части вопроса. В портрете всё иначе, а тем более снимая характер и внутренний мир, нужно сосредоточиться именно на этом. Поэтому начнём со сложного.
Наблюдайте. Старайтесь уловить настроение человека ещё до съёмки. Проследите за его движениями и позами, которые он принимает, это облегчит вам дальнейший процесс. Понимайте настроение человека заранее. Зная его вы не будете навязывать модели то, что в данный момент совсем не соответствует её состоянию. Ведь мы снимаем не просто лицо, мы снимаем "внутренний мир" и настроение, а соответственно чувства. Чувство - это внутреннее отношение человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного. То есть всё то, что мы общаясь с человеком во время съёмки пытаемся поймать. Мы пытаемся снять правду, а это не просто.
И у, человека, и у животных поза может выражать эмоции. Поза - это определенное положение частей тела человека, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. В любом изобразительном искусстве, поза передаёт не только гармонию человека, его телесную красоту, но также и его внутреннее состояние, стремления и мечты. Таков знаменитый "Мыслитель" Франсуа Родена. Скульптура стала одной из самых узнаваемых в массовом сознании, Символом силы человеческого разума,В фотографии эмоции тоже передаются через позу. Почти у каждого человека есть своя излюбленная поза, поэтому не всегда легко понять, является ли она выражением состояния человека в данный момент, или это всего лишь дань привычке. Однако предпочтение той или иной, может отражать подверженность человека соответствующему состоянию. Таким образом, с помощью позы которую примет человек, можно передать его эмоции и внутреннее содержание.
Общение и налаживание контакта, поиск темы для беседы и место проведения съёмки тоже имеют очень важное значение. У каждого человека есть личное пространство, которое стоит соблюдать, дабы не испортить тот минимальный контакт который вы уже установили перед съёмкой. Следите за этим очень внимательно. Считается, что пространство вокруг каждого человека делиться на 4 зоны: Интимную (от непосредственного контакта до 46 см), личную (от 46 см до 1,2 м), социальную (от 1,2 м до 3,6 м) и общественную (более 3,6 м). Основной зоной, подходящей для беседы с моделью, является личная зона. Проникновение в интимную зону может восприниматься как нарушение границ личного пространства. Если конечно у вас заранее не нарушена граница этой зоны.
Построение беседы во время съёмки, является не настолько сложным как кажется на первый взгляд. Нужно только знать некоторые приёмы используемые фотографами в данном процессе. Попросите человека не смотреть в камеру, пусть смотрит куда ему самому захочется. Снимая, посадите его именно в ту позу которая ему удобна на данный момент, и пусть он сам меняет её по мере того как будет открывать вам себя в общении. Объект должен жить в кадре, а не позировать.
Беседу начните с общих вопросов, заставьте человека думать над чем либо. Что ему нравиться? От чего он приходит уныние? Или что его удивляет. Направляйте беседу, попробуйте погрузить портретируемого в его личные воспоминания. Воспоминания всегда порождают настоящие эмоции, а какие зависит уже от их характера. Поэтому заранее подумайте, каким вы хотите видеть объект на фотографии. И это уже зависит от сугубо вашего восприятия данного человека.
Ну и наконец, свет. Он тоже играет важную роль в портрете, пусть и не первостепенную. Свет должен помогать, работать на вас, а не мешать. Он не должен нагружать и напрягать человека. Используйте один, максимум два источника света. Этот жанр лучше всего снимать при естественном освещении, в привычных для модели условиях. Если вы снимаете в студии, то используйте постоянные источники света. Старайтесь избегать вспышек, это раздражает и закрывает вашу модель. Делает процесс съёмки заметным.
Внутренний мир, мысли, чувства, эмоции, были всегда величайшей загадкой человечества. Эту загадку никогда не устаёшь разгадывать и это всегда интересно. Весь вопрос в том насколько вам важен объект, который вы снимаете.
"Фотограф начинает чувствовать себя большим и раздутым, таким большим, что не может пройти в одну из этих дверей, потому что он получает хорошие заголовки, отзывы со всего мира и так далее. Но по настоящему важны люди на фотографиях. Они делают фотографа."

Gordon Parks

Творческих вам успехов, вдумчивые вы мои.

Психологический портрет— это особое направление в искусстве фотографии, открывающее самые потаенные черты личности человека. Фотохудожники используют его как портретный жанр, который способен отразить всю полноту внутреннего мира, показать переживания, чувства, заглянуть в мельчайшие уголки души. Этим жанром пользовались великие художники, оставшиеся вне времени и вне моды - Ренуар, Рембрандт.

Психологический портрет - особый вид искусства

Подобные фото сегодня стоят очень дорого, поскольку это особый мир искусства, который раньше был доступен только величайшим мастерам, избранным. Когда мы смотрим на старинные портреты, понимаем, что через них мастер мог выразить надежды человека, силу его личности, характер и даже положение в обществе Современные мастера, владеющие этим видом фотоискусства, становятся знаменитыми и очень востребованными, поскольку передают больше, чем можно запечатлеть на обычном фото - движения души.

Мастер, использующий , сродни психологу, открывающий зрителям и самому человеку его тип темперамента, глубоко спрятанные комплексы, тайны внутреннего мира. Этот сложный вид искусства предполагает не только сильное внешнее сходство с реальным персонажем, но и то, насколько одухотворенным, выразительным, живым, искренним получится фотоснимок. Этого достигнуть тем более непросто, что многие люди теряются перед объективом и становятся зажатыми.

Но хороший фотографиспользует все возможные приемы, чтобы раскрепостить человека, расположить его к себе, сделать съемки комфортными. Нужно обладать большим талантом, чтобы раскрыть в портретном фотоснимке самые характерные черты. Для этого нужно обладать и навыками интересного собеседника, и психологическими способностями, и желанием открыть истину.

Именно такие самородки сформировали и передали своим ученикам базовые принципы, которые присущи психологическому портрету. На нем могут быть запечатлены и открыты не только сиюминутные эмоции, но и способность к поступкам в той или иной ситуации. В психологии это достигается путем длительных бесед, изучения личности, тестов.

Принципы психологического портрета

Именно благодаря творчеству таких фотографов и были сформированы принципы, на которых базируется современный . В современном мире этот термин также используется в психологии и означает полную характеристику человека в виде описания особенностей, черт характера человека и возможных его поступков в определенных ситуациях. Поэтому фотохудожника можно назвать также хирургом человеческой души.

Необычный жанр портретного снимка - тот же тест, который открывает способности, интеллект, самосознание, нацеленность на результат или, наоборот, усталость и инертность. Это особенно видно, когда фотохудожники делают портреты известных актеров, звезд кино, театра, политиков, музыкантов. Внешность этих людей известна всему миру.

Но только настоящий мастер сможет передать те черты личности, которые неизвестны широкому кругу людей. Это и есть проявление гения, особой одаренности человека, который работает в жанре психологического фотопортрета. Именно он может должным образом раскрыть самые тайные струнки душ сильных мира сего, самых известных людей поколения.

Психологический фотоснимок как способ познать себя

Настоящий художник очень часто является пророком. Только истинный талант может дать возможность человеку узнать себя с совершенно другой стороны. Как психолог после прохождения и анализа тестов дает своему пациенту рекомендации, так умело сделанная фотография может дать возможность взглянуть на себя абсолютно по-другому.

После того, как человек видит себя на портрете, он смотрит на черты своей личности, как будто портрет сделан через увеличительное стекло и может понять то, чего раньше не замечал. В этом и есть сила искусства.

  • - Многие думают, что фотографии на обложках российских журналов - яркие примеры современного портрета. Посмотрев историю мировой фотографии, мы поймем, что это нафталин двадцатилетней давности. А что же сейчас востребовано в мире? Каков современный фотопортрет? Разберемся в этом вместе
  • - Известно, что для многих фотографов, общение с клиентами или моделью на съемке видится непреступной крепостью. Мастер-класс поможет Вам решить эту проблему навсегда, и покажет, как легко найти ключ к любому человеку на съемке
  • - Мы знаем, что у многих не только начинающих фотографов, все фотографии похожи друг на друга или все люди на фотографиях похожи друг на друга. На мастер-классе Вы узнаете, как находить индивидуальность в каждом человеке и индивидуальность в себе как фотографе, научитесь новым выразительным средствам, которые помогут Вам эту индивидуальность передать на фотографии
  • - Многие начинающие фотографы пугаются снимать в студии, потому что много оборудования и не понятно. На мастер-классе Вы поймете, что для хорошего портрета не нужно все это устрашающее многообразие и отработаете на практике основные схемы для женских, мужских, детских и семейных портретов
  • - У нас есть "Пятьдесят способов улучшить портреты" и мы хотим поделиться с Вами этими наработками, чтобы Вы сделали качественных скачок в своей фотографической практике
  • - Мы хотим, чтобы Вы увидели, что снимать людей - это легко и интересно. Вы сможете в этом убедиться на мастер-классе

2. Главные вопросы мастер-класса

  • - Как снимать современный портрет?
  • - Как отличаться от других фотографов?
  • - Как улучшить свои фотографии с людьми?
  • - Как находить контакт с моделью?
  • - Как разрушить психологический барьер?
  • - Как передать суть человека?
  • - Как делать хорошие портреты без фотошопа?
  • - Как быстро научиться снимать в студии?

3. Для кого этот мастер-класс?

Этот мастер-класс для профессиональных фотографов, снимающих людей — для свадебных, семейных, детских, жанровых, глянцевых и коммерческих фотографов, а также для начинающих фотографов и любителей, желающих снимать естественные, живые, настоящие портреты.

4. Вы научитесь

5. Программа мастер-класса

Первая часть. Теория современного психологического портрета

  • - Современный психологический портрет. История, тенденции, цели и задачи
  • - Средства выразительности в современном психологическом портрете
  • - Как найти контакт с незнакомым человеком. Психология работы с моделью на съемке. Десять советов как расположить к себе людей
  • - Просмотр фотографий. Обсуждение
  • - Ответы на вопросы

Также в этот день мы поговорим с Вами на темы, которые помогут по-новому взглянуть на Ваш «путь фотографа»

  • - Фотограф как художник. Высказывание художника через искусство.
  • - Открытье новое как цель любого вида искусства
  • - Творческий путь современного фотографа как художника. Внутренняя свобода. Как соединить работу на заказчика и собственный внутренний рост
  • - Многоуровневое восприятие зрителем произведения искусства
  • - Цвет и ч/б в фотографии. Два разных подхода к фотографии

Вторая часть. Практика фотосъемки и портфолио-ревью

6. Фишка мастер-класса

Вы сможете не только поснимать и посмотреть, как работает на съемке Алексей, но и самим побыть моделью и получить фотографии от Алексея Никишина! А еще в конце второго дня Вас ждет портфолито-ревью, на котором Вы сможете показать свои работы, обсудить их с Алексеем и задать все интересующие вопросы.

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека на снимке, учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта. В этом вам помогут несколько приемов. Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность. Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся. Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese».

Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным. Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды. Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится.

Старайтесь всегда произвести соответствующее впечатление: вы «уверены в себе и контролируете ситуацию», даже если в действительности вы нервничаете так же, как и ваша модель. Если люди почувствуют, что вы не знаете, что делать, они никогда не смогут доверять вам. Самые интересные выражения появляются и исчезают в долю секунды, а потому всегда следите и будьте готовы «схватить» их. В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе. Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые полчаса вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.

Если вы работаете в помещении, в обстановке фотостудии, следите за освещением, чтобы оно не осложняло определение экспозиции. Одна вспышка, оснащенная софтбоксом, идеально подходит для мужских портретов, и, если вы расположите ее на 45-90 градусов от модели, это поможет вам создать освещение, способное подчеркнуть скульптурные черты лица и текстуру кожи. Если же вы будете фотографировать женщину или девушку, используйте мягкий свет, скорее подсветку, лишенную резких теней Две вспышки и два софтбокса, расположенные по обе стороны от камеры, создадут идеальные условия, В качестве альтернативы вы можете усадить модель возле окна, используя проникающий в помещение свет.

При работе на открытом воздухе мягкий свет ясного, чуть облачного дня идеально подходит для портретной съемки, поскольку контрастность будет низкой, резкие тени и яркие блики не будут представлять для вас проблем. Если вы вынуждены работать при ярком солнечном свете, располагайте свою модель в тени, там, где освещение обладает мягкостью и лишено теней, либо следите, чтобы солнце находилось позади человека, и используйте отражатель, чтобы подсветить лицо. Чаще всего самые успешные портреты бывают самыми простыми, поэтому, чем меньше техники окажется у вас под руками, тем больше вы сконцентрируетесь на самом человеке. Запомните это, и вы не ошибетесь.

Будьте готовы сделать немалое количество кадров, чтобы получить один-единственный удачный портрет.

День 1
Теория современного психологического портрета

Современный психологический портрет. История, тенденции, цели и задачи съемки.
Средства выразительности в современном психологическом портрете.
Как найти контакт с незнакомым человеком. Психология работы с моделью на съемке. Практические советы.
Обсуждение фотографий.
Ваш собственный «Путь фотографа».
Фотограф как художник. Искусство - это высказывание художника.
Открытие нового как цель искусства.
Творческий путь современного фотографа как художника. Внутренняя свобода. Как соединять работу на заказчика и собственное развитие.
Многоуровневое восприятие зрителем произведений искусства.
Два разных подхода. Цвет и монохром в фотографии.

День 2
Практика фотосъемки и портфолио-ревю
50 способов улучшить ваши фотографии с людьми.
Свет в фотографии. Светотеневой рисунок. Свойства и характеристики света. Обзор светового оборудования для съемки в студии и в домашних условиях.
Классификация источников света для съемки портретов. Использование одного источника для съемки.
Классические световые схемы. Съемка постановочных портретов.
Динамические световые схемы. Студийная съемка спонтанных эмоциональных портретов.
Цифровая черно-белая фотография. Цветные фильтры и цветовая температура источников света.
Нюансы освещения в мужском и женском портрете.
Практика фотосъемки мужского, женского, детского портрета с различными световыми схемами.
Практика съемки группового портрета. "Подводные камни".
Портфолио-ревю. Индивидуальное или групповое обсуждение работ участников мастер-класса.

Загрузка...