Как самостоятельно отрегулировать крепления горных лыж. Основные нюансы настройки горнолыжных креплений
ВНИМАНИЕ! При продаже (с установкой креплений) обязательно производить регулировку креплений под лыжника согласно рекомендаций компании Salomon.
Необходимо каждый раз предупреждать покупателя (особенно начинающего):
-Повышенные значения относительно рекомендованных ведет к повышению риска травмы
-При самопроизвольном срабатывании креплений после магазинной установки затянуть крепления (как правило для взрослых не более чем на 0.5 деления шкалы DIN)
-При занятиях (агрессивным) фрирайдом, участии в соревнованиях значения увеличиваются соответственно уровню физической подготовки.
Регулировка губок переднего крепления Driver
1.Ослабить винт регулировки таким образом, чтобы передняя часть ботинка касалась передней антифрикционной пластины.
2.Затянуть винт до контакта губок с передней частью ботинка (рис. A1 - правильно, рис. A2 - неправильно).
Регулировка переднего крепления Driver по высоте
Винтом в верхней части переднего крепления установить зазор 0…0.5мм между подошвой ботинка и антифрикционной пластиной крепления. Винт не перетягивать! (В противном случае крепление не будет правильно работать - реальные значения усилия срабатывания будут значительно меньше установленных на шкале DIN.)
Регулировка переднего крепления типа Quadrax (Z, Cosmic)
Переднее крепление типа Z и Cosmic регулировки не требуют.
Регулировка заднего крепления (креплений Driver, Z и Cosmic).
1.Для систем Driver сначала отрегулировать переднее крепление.
2.Вставить ботинок в крепление и застегнуть крепление.
3.Проверить, чтобы стрелка была в зоне шкалы допуска - см. рис. С2. или С3.
4.В противном случае произвести регулировку. Поддеть рычаг с помощью отвертки и передвинуть заднее крепление относительно салазок - см. рис С1 (проверить, чтобы рычаг фиксировался).
Установка усилия срабатывания креплений по шкале DIN
Установка усилия срабатывания на заднем и переднем креплении производится с помощью соответствующих винтов по следующей таблице.
Параметры лыжника | Ориентировочная величина отстёгивания в зависимости от длины подошвы (мм) |
|||||||
Вес, Кг | Рост, см | Код лыжника | <=250 | 251->270 | 271->290 | 291->310 | 311->330 | >330 |
10-13 | A | 3/4 | 3/4 | |||||
14-17 | B | 1 | 1 | 3/4 | ||||
18-21 | C | 1 1/2 | 1 1/4 | 1 | ||||
22-25 | D | 1 3/4 | 1 1/2 | 1 1/2 | 1 1/4 | |||
26-30 | E | 2 1/4 | 2 | 1 3/4 | 1 1/2 | 1 1/2 | ||
31-35 | F | 2 3/4 | 2 1/2 | 2 1/4 | 2 | 1 3/4 | 1 3/4 | |
36-41 | G | 3 1/2 | 3 | 2 3/4 | 2 1/2 | 2 1/4 | 2 | |
42-48 | <=148 | H | 3 1/2 | 3 | 3 | 2 3/4 | 2 1/2 | |
49-57 | 149-157 | I | 4 1/2 | 4 | 3 1/2 | 3 1/2 | 3 | |
58-66 | 158-166 | J | 5 1/2 | 5 | 4 1/2 | 4 | 3 1/2 | |
67-78 | 167-178 | K | 6 1/2 | 6 | 5 1/2 | 5 | 4 1/2 | |
79-94 | 179-194 | L | 7 1/2 | 7 | 6 1/2 | 6 | 5 1/2 | |
>=95 | >=195 | M | 8 1/2 | 8 | 7 | 6 1/2 | ||
N | 10 | 9 1/2 | 8 1/2 | 8 | ||||
O | 11 1/2 | 11 | 10 | 9 1/2 |
Процедура установки усилия срабатывания креплений
Величина усилия срабатывания регулируется винтами на переднем и заднем креплении и отслеживается по соответствующей шкале.
Рекомендуется устанавливать одинаковые значения усилия срабатывания на переднем и заднем креплении.
Выбор и установка величин усилия срабатывания
Для установки подходящего для каждого лыжника усилия срабатывания консультант должен использовать только значения, рекомендованные исключительно компанией Salomon согласно данной процедуре. Любые отклонения от данных рекомендаций могут привести к неприятностям.
В исключительных случаях разрешается установка заниженных по сравнению с данными рекомендациями значений величины усилия срабатывания по убедительному запросу горнолыжников, которые ранее без каких-либо проблем использовали крепления Salomon c соответсвующими значениями. Будте однако внимательными в таких случаях и убедитесь, что такие лыжники не пользовались слишком старыми моделями креплений, креплениями с изношенными элементами (антифрикционными пластинами, т.д.), креплениями с длительным сроком эксплуатации без надлежащего обслуживания (смазки) или неправильно отрегулированными креплениями (в частности с чрезмерным усилием прижима ботинка к переднему креплению).
Определение типа лыжника
Определение типа лыжника производится путем диалога с ним, в ходе которого должны быть учтены все факторы, которые могут повлиять на выбор величины усилия срабатывания креплений. Данные критерии и соответствующий тип лыжника определяются следующим образом:
> Горнолыжники типа 1-
- Лыжники, от которых поступает запрос установить меньшие значения усилия срабатывания по сравнению с рекомендуемыми для лыжников типа 1.
- Рекомендуется для начинающих (первые дни катания) старше 25лет
> Горнолыжники типа 1
- Катается аккуратно, не рискуя
- Предпочитает небольшие скорости
- Катается на простых и умеренных по сложности склонам
- Средний уровень катания, но физическая форма/подготовка не на высоте.
- Лыжники хорошего уровня, стиль катания которых - гладкое и спокойное ведение лыж, и которые проявляют озабоченность по поводу безопасности.
- Предпочитает величины усилия срабатывания уровня ниже средних, сознательно допуская больший риск самопроизвольного (несвоевременного) срабатывания креплений ради большей безопасности при разнообразных падениях.
> Горнолыжники типа 2
- Горнолыжники среднего уровня в хорошей физической форме.
- Катается на различных скоростях.
- Катается на разных по сложности склонах, включая и сложные.
- Лыбой лыжник, который не относится ко всем другим типам данной классификации.
> Горнолыжники типа 3
- Катается агрессивно.
- Предпочитает большие скорости (в основном катается быстро).
- Предпочитает завышенные величины усилия срабатывания, сознательно допуская большие риски, которые могут возникать при разнообразных падениях ради меньшего риска самопроизвольного (несвоевременного) срабатывания креплений.
> Горнолыжники типа 3+
- Горнолыжники самого высокого (профессионального) уровня, катающиеся в экстримальном стиле и на самом сложном рельефе
- Горнолыжники, использующие более высокие значения величины усилия срабатывания по сравнению с лыжниками типа 3.
Будте внимательны! Тип лыжника не совпадает с уровнем катания. Например, горнолыжник экспертного уровня, катающийся по всевозможным склонам, но не слишком агрессивно, может использовать значения величин усилия срабатывания рекомендуемых для лыжников типа 2.
Использование таблицы для определения значения величины срабатывания
1. С помощью таблицы 1 (Chart 1) определите код лыжника (колонка Skier Code) по его росту (колонка Height cm) и весу (колонка Weight kilo). Код лыжника находится в строке таблицы с соответствующим ростом и весом лыжника. Если рост и вес лыжника находится в разных строчках, код лыжника будет определяться верхней строкой из двух.
2. Полученный код лыжника соответствует уровню лыжника типа 1.
Для получения кода лыжника типа 1-: перейдите на 1 строку таблицы выше.
Для получения кода лыжника типа 2: перейдите на 1 строку таблицы ниже.
Для получения кода лыжника типа 3: перейдите на 2 строки таблицы ниже.
Для получения кода лыжника типа 3+: перейдите на 3 строки таблицы ниже.
3. Для лыжников 50 лет и старше, а также для детей 9 лет и младше перейдите на 1 строку таблицы выше.
4. Для определения ориентировочного значения величины усилия срабатывания используйте таблицу 2 (Chart 2). Рекомендованное значение будет находиться на пересечении строки, содержащей определенный выше код лыжника и столбца, соответсвующего длине подошвы горнолыжного ботинка лыжника в милиметрах.
5. С помощью шлицевой отвертки, вращая соответствующие винты, установите полученное значение на шкале DIN переднего и заднего крепления каждой лыжи.
6. Внимание: если на пересечении колонки размера подошвы и строки с кодом лыжника значение отсутствует (клетка пустая), сдвинтесь вправо по строке и используйте первое встретившееся значение величины усилия срабатывания.
7. Если очевидно, что крепления после установки усилия срабатывания и правильной регулировке работают неадекватно (срабатывают самопроизвольно), консультант по запросу лыжника может:
немного увеличить значение усилия срабатывания на заднем креплении.
в случае, если проблема не устранена, увеличить значение на переднем креплении. Действовать необходимо последовательно шагом не более половины деления по шкале DIN, каждый раз проверяя, устранена проблема или нет.
Величины усилия срабатывания, определенные по данным таблицам, являются предварительными и соответствуют стандарту ISO 11088.
- Почему крепления так важны?
- Как крепления обеспечивают безопасность ног?
Главную роль в безопасности играет носок крепления.
- Как крепления обеспечивают связь с лыжей?
В современной технике важнее всего передача усилия закантовки лыжи (наклона вбок), здесь главную роль играет пятка крепления.
- Какие нагрузки на ногу самые опасные?
Самые опасные нагрузки на ногу возникают при сложных падениях (вперед или назад) с вращением, особенно если колено выпрямлено или согнуто на острый угол.
- Какие еще нагрузки опасны?
Падение вперед со скручиванием выпрямленных ног – одно из самых травматичных.
- Зачем головки раскрываются вверх?
При падении назад боковое раскрывание головки затрудняется. Для компенсации при небольшом боковом смещении ботинка головка креплений для неопытных лыжников должна становиться «мягче» в вертикальном направлении, даже если она не раскрывается прямо вверх.
- Какие нагрузки на ноги допустимы?
Опасное усилие определяется формой костей, прочностью связок, мощностью мышц ног и их тренированностью. Для начинающего со средним физическим развитием нагрузка определяется приблизительно, по весу.
Очень важно положение суставов. Обуйтесь, встегнитесь в лыжу и попробуйте стоя на месте медленно открыть носок своих креплений вращением корпуса, согнув ногу в колене на 90 градусов. Повторите то же, выпрямив ногу. Почувствовали разницу?
- Крепления должны расстегиваться только при падении?
Можно грохнуться на льду на скорости 80 км/ч через голову и прокатиться на спине, любуясь собственными лыжами на ногах. А можно выпрыгнуть из этих же креплений почти на месте, неловко подцепляясь к скоростному подъемнику.
- Почему нельзя настраивать крепления слишком слабо?
- Что такое эластичность креплений?
Большинство головок креплений отпускают носок ботинок при небольшом усилии, когда максимум уже пройден.
Рис. 1. Эластичная работа головки Tyrolia.
- Почему так важна эластичность креплений?
- Удар носка лыжи о лёд на большой скорости вызывает мощные пиковые нагрузки, которые ноге не опасны. Такие импульсы крепления должны эластично поглощать и сохранять связь с лыжей.
- Запутавшись в лыжах на сыром снегу можно скрутить кости при меньшей нагрузке. Это «медленная» нагрузка. Если опасное усилие сохраняется какое-то время, крепление должно освободить ботинок.
- Крепления с максимальной эластичностью головки самые лучшие?
Старые крепления с низкой эластичностью приходится сильнее затягивать, иначе они будут часто срабатывать раньше времени.
Рис. 2. Головка детского Marker-Twinkam.
- Какие усилия реально действуют в креплениях?
- Какие усилия срабатывания у разных типов горнолыжных креплений?
- Для самых маленьких 0.5-2.5 DIN.
- Детские универсальные - 0.75-4.5 DIN.
- Юниорские 2-6 (иногда 7) DIN.
- Простые модели для начинающих и совершенствующихся – 2.5-9 DIN.
- Универсальные модели - 3-10 DIN, 3.5-11 DIN.
- Для опытных и экспертов – 4-12 DIN.
- Спортивные крепления можно затянуть до 14, 15 или даже 16 DIN
- Профессиональные несерийные крепления (спортцех) еще мощнее. Типичные шкалы - 8-18 DIN, 12-24 DIN и даже больше.
- Правда ли, что все крепления одного типа разных марок одинаковые?
- Чем отличаются крепления для дам?
- Чем отличаются детские крепления?
Очень важно, чтобы крепления соответствовали подошве. Подошва детских ботинок до размера 22-23 см уже и ниже, чем у взрослых. Некоторые детские крепления (Tyrolia, Look, Rossignol) универсальны по подошве, другие (Marker) – должны строго соответствовать типу колодки (либо детские, либо взрослые).
Все детские крепления имеют большой диапазон настройки по длине подошвы ботинка (32-40 мм).
- Зачем нужны тормоза?
- Зачем нужны подкладки-лифтеры под крепления?
Иногда лифтер располагается по всей длине креплений и выглядит как сложная платформа. Но пока крепления крепятся прямо к лыже на сквозных шурупах, эта деталь остается просто подкладкой. Дополнительный подъем может достигать 15 мм.
- Зачем нужны специальные платформы?
- Для подъема ботинка для карвинга (как и простая подкладка-лифтер).
- Для уменьшения искажения профиля лыжи под креплениями при сильном прогибе.
- Для гашения вибраций.
- Для обеспечения независимости работы креплений от прогиба лыжи.
Рис. 3. Платформа Atomic с планкой, распирающей носок-пятку креплений.
- Зачем нужны вживленные в лыжу рельсы под крепления?
Рельсы могут делать все то же, что и специальные сложные платформы.
Все больше моделей лыж предлагаются с такими системами. Крепления легко ставятся-снимаются и настраиваются на любой размер подошвы. Упрощается выбор (только соответствующие модели лыж-креплений).
- На сколько должен быть поднят ботинок над снегом?
- Для начинающих дополнительного подъема не нужно, крепления ставятся прямо на лыжу. Средняя высота - 35 мм. Также ставятся крепления на лыжи для мягкого снега.
- На универсальные карвы и вездеходы рекомендуется установить небольшую платформу. Большинство комплектов (в том числе и интегрированных) поднимают ботинок на 35-45 мм.
- По международным правилам для классических дисциплин (слалом, слалом-гигант) высота подъема подошвы ограничена: 45 мм – для женщин и 55 мм для мужчин. Такие же параметры рекомендуются для экспертных карвов.
- Для радикального карвинга можно поднять ботинок еще выше. Серийные модели – до 65 мм, однако для специальных соревнований по карвингу допускается высота до 100 мм.
- Зачем в головках Salomon Driver нужна регулировка ширины губок?
- Зачем в головках Look/Rossignol нужна самонастройка ширины губок?
- КАК ВЫБИРАТЬ КРЕПЛЕНИЯ
- Что самое главное при выборе креплений?
Для широких лыж нужны специальные широкие тормоза, а для очень высокой платформы – удлинненые.
Крепления, рекомендуемые производителями для определенной модели лыж почти всегда – правильный выбор.
На специальные рельсы, предустановленные на лыжи можно поставить только строго определенные модели креплений.
- Как выбрать крепления ребенку (не спортсмену)?
Крепления должны соответствовать подошве (детский или взрослый стандарт).
- Какой диапазон по длине подошвы ботинка можно вставить в крепления?
Демонстрационные модели и крепления на рельсах позволяют установить практически любой ботинок за счет перемещения головки.
- Я ни разу не стоял на лыжах. Гонять не собираюсь. Мне надо брать самые простые крепления?
- Я только начинаю. Надеюсь быстро прогрессировать. Стоит ли сразу брать серъезные крепления?
- У меня старые цельнометаллические крепления. Все новые модели имеют пластмассовые детали. Это значит, что они не такие прочные?
- Специальные антифрикционы не используются в самых дешевых креплениях и в моделях для спортсменов. Нужны ли они средним лыжникам?
- Платформа на лыжах имеет отверстия под свою марку креплений. Можно ли установить крепления другой марки?
- Что нужно знать мастеру для установки креплений?
- КРЕПЛЕНИЯ. ПРАКТИКА
- Как встегиваться в крепления?
- Проверить готовность креплений: пятки должны быть раскрыты.
- Очистить подошву ботинка. На носке и каблуке не должно быть снега, льда или грязи. Обычно достаточно постучать по подошве ручкой палки.
- Аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления.
- Поставить каблук на педаль раскрытой пятки. Если пятка слишком далеко от каблука или, наоборот, оказалась под каблуком – крепления не настроены по подошве. Необходимо проверить и (если необходимо) подогнать крепления. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами!
- Если все нормально - резко нажать пятку вниз. Некоторые модели (особенно на максимальной затяжке) довольно упрямы, приходится «топать» всем весом.
- Как выстегиваться из креплений?
Крепления застегиваются и расстегиваются резким щелчком. Если расстегиваете их ладонью, берегите пальцы! Надо быть особенно внимательным, если застегиваете крепления руками без ботинка.
- Какие инструменты нужны для регулировки креплений?
Рис. 4. Для настройки усилия срабатывания носка Salomon Driver нужна мощная плоская отвертка.
- Как настроить крепления по усилию срабатывания?
Если ее нет, начинающие могут воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам – 30%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах , с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления, только на тех узлах, которые Вас явно не держат. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если Вы не в форме, стоит ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму.
При затяжке 10 DIN и более усилие срабатывания обычных креплений не строго нормируется, даже если шкала продолжается за 12 DIN. Эксперты и спортсмены хорошо знают, какое усилие им необходимо. Они настраивают крепления по приближению к болевому порогу, обычно выше, чем по весу.
Рис. 5. Настройка усилия срабатывания пятки Look.
Рис. 6. Настройка усилия срабатывания носка Look.
- Что делать с креплениями после падения?
Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи осталась закрыта – сработал носок.
Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи раскрыта – она и сработала.
Если лыжи отстегиваются без падений или перегрузок – проверьте настройку (в том числе по длине). Не торопитесь затягивать их сильнее! Если крепление настроено явно слабо – увеличивайте затяжку плавно, по 1/4-1/2 DIN.
- Как настроить крепления по длине подошвы?
Винтом можно регулировать прижим пятки прямо при встегнутом ботинке, ступенчатый фиксатор можно переставлять только без ботинка.
Ориентировочно: каблук ботинка должен становиться на педаль раскрытого задника, касаясь той части крепления, которая упирается в подошву сзади в застёгнутом состоянии. Самый надежный способ контроля: при встегивании ботинка пятка должна упруго отъехать назад на 2-6 мм.
Некоторые модели не любят, когда пятку защелкивают без ботинка, особенно при максимальной регулировке.
- Как хранить лыжи с креплениями во время сезона?
- Как хранить крепления (на лыжах) в межсезонье?
- Вымыть или протереть чистой водой (не струей) и просушить.
- Если очень любите свои крепления:
дайте пружинам «отдохнуть» - скрутите все регулировки усилия срабатывания до минимума;
вспрысните их защитным силиконовым спреем;
защитите их от пыли. - Хранить в темном прохладном месте. Можно в гараже, только в сухом.
- Как перевозить крепления?
- Как установить крепления?
Обычная цена – от $10 в самом простом случае. В некоторых магазинах крепления ставят бесплатно, в качестве бонуса при покупке лыж и креплений. Нередко это обязательное условие магазинной гарантии на комплект.
Установить крепления качественно самому не то, чтобы очень сложно, но достаточно хлопотно. Лыжник с опытом установки без специального оборудования обычно тратит на это 1.5 часа! Самое главное (и трудоемкое) – правильно разметить лыжу. Профессионал имеет специальный кондуктор , это решает проблему точной разметки.
Егор Светогоров |
Установку и настройку креплений на горных лыжах часто выполняют специалисты, которые знают, как сделать это правильно. Но, при желании, можно провести подготовку самостоятельно. Для этого необходимо подойти к процессу с полной ответственностью, не нарушая правил безопасности.
Для самостоятельной установки креплений необходима предварительная подготовка. Нужно:
1. Учитывать параметры лыжника, под которого надо подготовить инвентарь;
2. Запастись необходимым инструментом:
- сами лыжи, крепления для них, а также обувь для катания;
- рулетка;
- отвертка;
- шуруповерт;
- карандаш либо маркер;
- сверло;
- шурупы.
Этапы и виды установки
Крепления являются рычагом, посредством которого нога передает команду лыже. Вторая их функция - это обеспечение безопасности для ног. В ситуациях, когда велика вероятность получить травму, крепления освобождают ногу от лыжи.
- По своему устройству крепежи представляют собой переднюю головку и заднюю пятку. Каждая из этих частей позволяет отрегулировать усилия срабатывания;
- Под усилием срабатывания следует понимать показатель максимальной нагрузки. Как только она достигнута, крепеж срабатывает и открывается, освободив ногу. Выставить данный показатель помогает шкала на креплениях;
- Чем выше деление шкалы, тем большая нагрузка требуется для срабатывания;
- Наличие тормозов на креплениях не позволяет лыжам укатиться далеко, если они отстегнулись;
- Часто производители продают лыжи с рельсами на них. Это позволяет перемещать оба элемента крепежа и регулировать их.
Можно выделить два вида установки крепежей:
- С использованием сверлений;
- С использованием уже встроенных специальных рельсов или платформ.
Поговорим про каждый способ подробнее.
С использованием сверлений
Установка креплений с использованием сверлений - это когда крепления монтируют на шурупы. Плюсы данного вида заключаются в:
- Возможности выбрать любой инвентарь по своему вкусу;
- Установке без зазоров и люфта. Управление лыжами, благодаря этому, максимально точное.
Минусы этого вида установки:
- Наличие инструмента для монтажа;
- Опыт и навыки в данном виде работ;
- Невозможность использовать лыжи, если разница в длине ботинка превышает 2 см.
Важно: При переустановке крепежей с использованием сверлений, количество отверстий от шурупов в лыже увеличивается. Это плохо отражается на прочности инвентаря. Переустановка данным способом не желательна.
Сам процесс установки состоит из нескольких этапов:
- Первым шагом является определение центра тяжести лыжи. Можно для этого установить ее на небольшую возвышенность и найти точку, в которой она балансирует. Пометить это место маркером;
- Все механизмы при продаже сопровождаются инструкцией. Если ее нет, то следует учесть, что для классических лыж верхняя точка стопы должна находиться на найденной ранее отметке. Если лыжи коньковые, то на 8–15 мм ближе к носу;
- Расположение пальца (верхней точки) находится в месте, где крепится шарнир;
- Затем крепеж смещается так, чтобы он находился на продольной оси симметрии лыжи;
- Теперь можно присверлить переднюю часть крепежа на центральный шуруп. Если есть направляющие, то центровать необходимо вместе с ними.
Если нет, то после этого в установленный элемент вставляется ботинок и также устанавливается по центру. Это поможет определить правильное положение пятки. Теперь ботинок можно убрать и сделать необходимые отверстия для остальных крепежей;
- Когда используется жесткое крепление, то пятка ботинка должна накрывать подпятник на 10–15 мм. Для системных креплений (с направляющими) необходима такая установка, при которой ботинок полностью находится на направляющей.
Использование уже встроенных специальных рельсов или платформ
Установка креплений с помощью встроенных рельсов или платформ значительно упрощает весь процесс и обладает следующими преимуществами:
- Максимально простой монтаж и регулировка креплений горных лыж, не прибегая к помощи специалистов и не используя инструмент;
- Возможность самостоятельной регулировки креплений горных лыж под ботинок другого размера или производителя;
- Возможность сместить центр ботинка.
К минусам можно отнести:
- Выбор крепления ограничен (поскольку это уже интегрировано);
- Все подобные крепления дают со временем небольшой зазор, что отражается на точности управления лыжами;
- Увеличение веса спортивного снаряда в целом. Это помеха в выполнении некоторых элементов, особенно для опытных лыжников.
Правила настройки крепления
После монтажа крепежей они нуждаются в регулировке. Делается это для комфорта и безопасности. Грамотно выполненная регулировка креплений горных лыж позволяет:
- Учесть параметры лыжника: вес, размер ноги;
- Уверенно держаться и маневрировать во время катания;
- Учитывать нагрузку, которая ложится на ноги, и обеспечить их безопасность.
Если лыжи куплены с установленными на них креплениями, то регулировку часто производит сам продавец. Некоторые производители не допускают самостоятельной регулировки. Это является обязательным условием для действия гарантии на их продукцию.
Под регулировкой следует понимать правильное расположение передней головки и задней пятки для лыжника. При этом важно учитывать:
- Опыт и навыки ездока, а также его физическое состояние;
- Манера езды (спокойная либо агрессивная);
- Состояние и сложность лыжной трассы.
Параметры лыжника и соответствующее усилие срабатывания по шкале на креплениях:
Вес/кг | Рост/ см | Размер подошвы ботинка/ мм | |||||
255 и менее | 250-270 | 271-290 | 291-310 | 311-330 | 331 и более | ||
10-13 | 0,75 | 0,75 | |||||
14-17 | 1 | 1 | 0,75 | ||||
18-21 | 1,5 | 1,25 | 1 | ||||
22-25 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | 1,25 | |||
26-30 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,5 | 1,5 | ||
31-35 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | 1,75 | 1,75 | |
36-41 | 3,5 | 3 | 2,75 | 2,5 | 2,25 | 2 | |
42-48 | 148 и менее | 3,5 | 3 | 3 | 2,75 | 2,5 | |
49-57 | 149-157 | 4,5 | 4 | 3,5 | 3,5 | 3 | |
58-66 | 158-166 | 5,5 | 5 | 4,5 | 4 | 3,5 | |
67-78 | 167-178 | 6,5 | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | |
79-94 | 179-194 | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | 5,5 | |
95 и более | 195 и более | 8,5 | 8 | 7 | 6,5 | ||
10 | 9,5 | 8,5 | 8 | ||||
11,5 | 11 | 10 | 9,5 |
В данной таблице необходимо найти свои показатели. Когда они в разных строках, необходимо выбрать ту, что расположена выше.
Затем определяется нужная колонка по соответствующей длине подошвы. Ячейка на стыке определит подходящий показатель усилия срабатывания. Такой способ подойдет для новичков либо для лыжников с осторожным стилем езды.
- Если лыжник уверенно себя чувствует и обладает определенными навыками, то следует использовать показатель из строки ниже.
- В случае, когда практикуется агрессивная езда по сложным трассам, правильным будет показатель на 2 строки ниже.
При работе с креплениями следует учитывать некоторые моменты:
- Не стоит делать настройку креплений слишком сильно. Это увеличивает вероятность получения травмы;
- Слишком слабая настройка также не позволит насладиться ездой. Лыжи будут соскакивать при любом, даже безобидном, падении. Это неудобно даже для новичка, тем более для профессионала;
- Следует учитывать, что длина подошвы ботинка может отличаться в зависимости от производителя. Это означает, что лыжники с одинаковым размером ноги не обязательно могут использовать одни и те же лыжи с отрегулированным креплением.
Предлагаем вам также посмотреть видео о том как ставить крепления на горные лыжи в домашних условиях без применения специального инструмента и приспособлений:
Тоже интересно
Что ж, продолжим. Если вы читаете эти строки, значит не так давно утюжите снежные склоны и по какой-то причине задались вопросом как регулировать горнолыжные крепления. Необходимость их настройки возникает достаточно редко и, как правило, в том случае, если вы только что обзавелись парочкой горных лыж, резко потеряли или наоборот прибавили в весе в межсезонье, или же кто-то попросил ваши лыжи напрокат. Как я ни крутил свои крепления, а в плане регулировок там все до безобразия просто: два винта и фиксирующая скоба. Эх, достал лыжи из чехла и прямо слюнки потекли, сейчас бы куда-нибудь вверх, да сразу вниз по белоснежной «вафельке».
Ну, мечты в сторону, давайте разберемся по порядку что к чему. Регулировка горнолыжных креплений, по крайней мере таких, как у меня, состоит из двух моментов: регулировка по длине (размеру) подошвы ботинка, а также по весу и росту горнолыжника. Для колдовства нам понадобится всего лишь одна крестовая отвертка. Для начала отрегулируем крепление по длине .
Как выглядят горнолыжные крепления
Головка и пятка горнолыжного крепления должны плотно держать ботинок, поэтому его носок плотно прижимаем к губкам головки крепления, после чего отжимаем вверх металлическую скобу задней части крепления, которую подводим по салазкам к пятке ботинка и фиксируем таким образом, чтобы при нажатии на ботинок произошел щелчок и лапки крепления поднялись вверх.
Теперь настроим крепления по вашим физическим параметрам. Берем в руки отвертку и начинаем крутить регулировочные винты (их всего два), которые без труда находим на головке и пятке крепления. Но не просто так крутим, а в соответствии со стандартом DIN ISO 11088-1988, разработанным какими-то умными дядями и тетями. В передней и задней частях крепления имеется шкала усилий, измеряемых в DIN. Выставляем те цифири, которые предлагает нам вот эта таблица:
Стандарт DIN ISO 11088-1988
Как ею пользоваться? Для начала разобьем опыт катания лыжника на уровни, их три: 1) начальный — лыжник, медленно катающийся по пологим склонам; 2) средний – катается и медленно и быстро, хоть на синих, хоть на красных и черных трассах; 3) спортивный – преимущественно скоростное катание по красным и черным трассам. Далее все просто. Выбираем в таблице величину своего веса и роста, двигаемся по строчке вправо до столбика с размером длины подошвы ботинка. На перекрестии строки и столбца и будет нужная нам цифирь, которую и выставляем на креплениях при помощи отвертки. Но тут есть один нюанс. Этот пример для лыжника начального уровня. Если вы отнесли себя к среднему уровню катания, спускаемся на одну строчку вниз и выбираем обозначенную там цифру; если стиль катания спортивный (скоростной), то спускаемся соответственно еще на одну строчку вниз. Вот как-то так, дорогие друзья.
Регулировка горнолыжных креплений
Но и тут не без исключений. Бывает когда рост и вес горнолыжника находятся на разных строках этой чудо-таблицы. Тогда поступаем так. Просто приведу пример. Лыжник любит очень быстро кататься на сложных трассах. Соответственно выбираем третий (спортивный) уровень катания. Вес лыжника равен 55 килограмм, а рост 160 сантиметров. Длина подошвы 280 мм. В данном случае надо выбрать верхнюю из двух строк, то есть со значениями веса 49-57 кг и двигаться по этой строке вправо до значения длины подошвы. На пересечении видим цифру 4. Ну, а раз лыжник продвинутый и быстрый, спускаемся вниз на 2 строчки и находим там циферку 6. Вот её-то и выставляем на креплениях! Вот и все.
Любое дело можно делать тремя способами: ПРАВИЛЬНО, НЕПРАВИЛЬНО и ТАК, как это делают в Армии… (Народная мудрость )
Философ Шарль Луи Монтескьё, в начале XVII века как-то заметил: «Природа мудро позаботилась о том, чтобы сделать человеческую глупость преходящей, – книги же увековечивают её».
Не знаю, что он сказал бы об Интернет. Я, к сожалению, не Шарь Луи и не Эразм Роттердамский. «Похвальное слово Глупости» писать не намерен…
Могу констатировать: Интернет, как минимум, тиражирует Глупость в таком объёме, что в прежние времена и не снилось.
Но Глупости бывают разные. Есть безвредные, как говаривал Жванецкий, – «Ни вреда, ни пользы». Например, какой длины должны быть лыжи? Точнее, до куда они должны доставать – до подбородка, до переносицы или до пупа… Пусть на эту тему ломают копья на форумах «продвинутые» блогеры.
Опасные для здоровья Глупости
Но есть, на самом деле, Вредные, точнее сказать, опасные для здоровья Глупости. Одна из них связана с установкой усилия срабатывания креплений.
Кто-то, когда-то залепил в Интернете (видимо от большого ума и самомнения), что цифры на шкале 4, 5, 6, …, 10, … – это вес лыжника без «0».
Глупости, в отличии от знаний и навыков, распространяются мгновенно. И вот, в любом прокате и почти в любом магазине у Вас спросят: «А Вам на какой вес ставить?”
На 60 кг – пожалуйста «6». На 80 кг – будьте добры «8»… и т.д.
Это вредное и ОЧЕНЬ опасное заблуждения возникло вследствие того, что производители перестали давать какие-либо рекомендации по эксплуатации своих изделий.
Это, в свою очередь, произошло тоже «Вследствие» – вследствие трогательной заботы «Общества прав потребителей США» о своих Клиентах.
После нескольких успешных процессов на тему: «Я купил самые безопасные крепления у самого лучшего бренда, настроил их по Инструкции, а потом по собственному идиотизму сломал ногу. Так вот, пришлите мне теперь парочку миллионов $ или больше в качестве компенсации морального и материального ущерба…»
В результате, технические рекомендации исчезли. Теперь, распаковывая коробку, Вы можете прочитать о том, что Вы, несомненно, сделали самый лучший выбор в своей жизни, «грандмерси» и прочее, а также совет обратиться к «уполномоченным представителям» фирмы для проведения правильной настройки.
Круг замкнулся. Поскольку лыжами торгуют и выдают на прокат все, кому не лень, кроме «Уполномоченных представителей», то Вас, несомненно, ждёт вопрос: «На какой вес Вам поставить крепление?»
Для миниатюрных девушек и даже людей среднего роста и комплекции, которым выставляют от «4» до «6,5» – «7» – ещё ничего. Но если могучий дядя весом 100-120 кг и размером ноги 45-47 получит хотя бы «10», то путь у него один – к доктору травматологу.
Вес лыжника – параметр, который очень косвенно влияет на Индекс безопасного срабатывания креплений .
Регулировка креплений горных лыж. Установка Индекса срабатывания.
Этот параметр кодируется цифрами от 0,5 до 16 (в любительских моделях) и выше – в спортивных. Цифры носят условных характер. Чем цифра больше, тем большее усилие потребуется для «срабатывания» крепления. И ТОЛЬКО!!! Никаких килограмм веса .
О безопасном усилии срабатывания
Теперь, особое внимание. Что же такое безопасное усилие срабатывания ?
Достаточно близкий аналог – это «Безопасная скорость движения автомобиля». Понятие, которое часто ставит в тупик тех, что ходит на курсы вождения.
Традиционный вопрос: «Безопасная скорость» – это 40 км/ч, 60 или 90? Увы, но это изначально неправильный вопрос… Потому что “Безопасная скорость” – это не какая-то абсолютная цифра на все случаи жизни, это безопасная (и безаварийная) лично для Вас скорость в данным момент времени.
Это может быть 5 км/ч там, где валит толпа людей или 140 км/ч, когда вы «уходите» от камнепада на горной дороге и т.д.
То же самое можно говорить и о безопасном усилии срабатывания креплений. По сути оно должно открыться раньше, чем наступит травма, в тех условиях, в которых вы находитесь здесь и сейчас.
Поэтому Индекс – это не константа и не догма, а очень даже переменная величина. И зависит он от многих факторов:
- физическая форма лыжника
- его стиля катания
- состояние снеги или льда
- крутизны склона
- и т.д.
Приведу пример. Весна, март месяц… Вчера склон после обеда развезло и на вязком снегу, лыжи глубоко проваливаются. Значительная часть работы падения тратится на деформацию снежного пласта и только часть этой работы достаётся креплениям. При падении импульс удара будет «растянут» во времени… В таких вот условиях Индекс должен быть уменьшен .
Наоборот, наутро замёрзло всё, что вчера «накопали» лыжники на склоне. На крутом льдистом склоне лыжи получают массу случайных, но жёстких ударов. «Случайное» открывание креплений чревато падением на жёсткий, шершавый склон, что совсем «некомфорт», поэтому лучше Индекс изменить вверх .
Как крайний пример приведу следующее.
Начало декабря. Гора Чегет. На склоне Школа инструкторов горнолыжной подготовки Управления Альпинизма СССР. Вчера катались под дождём. В конце дня наверху снег, ниже всё ещё дождь. Поверх чегетских бугров – крошево, месиво, земля и камни. Ночью – минус 16°С. На утро – «зимняя сказка». От вчерашнего месива сегодня остались заледенелые выдолбы, надолбы и … школа инструкторов. В этот день по нижнему Чегету больше не спускался никто — только Школа.
Для тех, кто знает о чём речь, ниже «нижнего домика» склон был цвета светло-бутылочного стекла. Спускались под опорами однокреселки так как в других местах снег смыло. Я спускался на сказочных слаломных лыжах длинной 2 метра с креплениями Marker-MR , на которых после цифр была бука «S», что означало STOP. То есть крепление гарантированно НЕ ОТКРОЕТСЯ ни при каких ударах и нагрузках.
Так вот, в тот раз я достал отвёртку и установил Индекс на S .
В тех условиях, если бы крепления сработали и лыжи бы отстегнулись, то вниз и уши бы не доехали.
Это я к тому, что в Мире всё относительно… И «советы» тоже 🙂
А теперь обещанная таблица:
Регулировка креплений горных лыж. Таблица от Salomon.
Эта таблица разработана фирмой Salomon для фирменных пунктов проката и визуально доработана авторами сайта .
Все приведенные в таблице значения носят ориентировочный характер с запасом в сторону безопасности при катании на мягких, гладких склонах, на умеренных скоростях.
Таблица от Salomon выбрана как наиболее вменяемая и понятная.
К примеру, фирма Marker предлагала за исходный параметр брать диаметр Tibia – поперечный размер головки берцовой кости. Очень интересный параметр – легко снимается с рентгенограммы в масштабе 1:1 при условии правильного ракурса снимка… Но возможны и другие критерии!
Помнится как-то в начале 80-х прошлого века… Альплагерь «Алибек», начало Новогодней смены.
Для тех, кто не знает, до альплагеря ещё нужно было дойти пешком около 5 км с вещами от Домбая, поселиться в многоместных «камерах», получить, у кого нет, лыжи и ботинки, как правило не своих размеров и т.д.
Так вот, утомлённые инструктора сидят «на стакане» и снимают стресс первого дня. Появляется староста «новичкового» отделения со списком.
Инструктор, расставшись со стаканом, смотрит в список и спрашивает:
– Что ты мне принёс?
– Список отделения.
– Да тут только фамилии и имена…
– А что ещё надо?
– Как что? Завтра бугеля* будем выдавать…
* Под словом «бугель» подразумевается хитро изогнутый «крючок», к которому репшнуром была привязана палочка. Этот крючок в скользящем режиме закладывался на «бесконечный» трос, движущийся от нижнего блока к верхнему и обратно. Палочка зажималась между ног, а затем умелым движением нагружалась верёвочка. Если всё получалось как надо, лыжник стартовал вверх по склону. Если нет - то бугель отскакивал от троса чаще всего в лоб. И всё повторялось с начала.
– Так вот (продолжает инструктор), чтобы правильно подобрать бугель нужны длина ног и ширина задницы…
Ещё минут через 40 исполнительный староста представил уточнённый список учебного отделения. Бугеля подобрали правильно и безопасно.
Регулировка креплений горных лыж – самое важное!
Но мы живём, по счастью, в более просвещённое время. Поэтому возвращаюсь к таблице Salomon.
Обратите внимание. Очень существенный параметр – это длина подошвы ботинка , которая измеряется по его наружной части . Дело в том, что прочность кости зависит, например, от возраста, но не зависит от веса . А чем длиннее подошва – тем больше рычаг и, соответсвенно, травмирующее усилие.
Поэтому миниатюрная, хорошо катающаяся девушка с крошечной ножкой может «безопасно» кататься на том, же Индексе = 6, как и дядя с весом в 120 кг и ботинком 45-47.
Обратите внимание, что три категории лыжников – это не уровень технической подготовки. Это, прежде всего, манера катания, темперамент личности. То есть величина постоянная для данного лыжника. Конечно же, все новички – это Тип 1 . Но уже через 3-4 дня катания можно уверенно сказать «Who is who».
Теперь прошу особого внимания и серьезности.
Это то, от чего безопасность катания зависит ещё более всего вышесказанного. Все эти Индексы будут работать и защищать Вас от возможность травмы только в одном единственном случае:
Если расстояние между передней и задней головками крепления точно соответствуют длине подошвы Вашего ботинка.
К великому сожалению, большое, очень большое количество травм связанно с несоблюдением именно этого параметра.
В прокатах и магазинах сплошь и рядом и у НАС и у НИХ Вам поставят крепления на «плюс-минус лапоть» по длине… Дело в том, что крепление защёлкивается в достаточно широком диапазоне, создавая иллюзию того, что всё в порядке.
Но в одном случае ботинок может оказаться заклиненным, в другом, что ещё хуже, они будет недозажат. В обоих случаях травма может наступить раньше, чем откроется крепление.
На всех современных креплениях есть индикация соответствия размера подошвы ботинка и расстояния между головками крепления. Но, к сожалению, их большое разнообразие. Поэтому подробно описать как найти эту индикацию для всех видов креплений не представляется возможным.
Приведу пример на достаточно распространённых креплениях фирмы Salomon (см. на картинке).
Регулировка креплений горных лыж. Как проверить правильную настройку расстояния между головками.
При правильном расстоянии между головками крепления, когда вы полностью защёлкните ботинок, «птичка» должна будет попасть в диапазон между двумя метками (см. рисунок). Если этого не произошло, срочно меняйте расстояние между головками или несите обратно в пункт проката, где попросите Вам в этом помочь.
Некоторые крепления (например, Salomon STH 14) не имеют “птички”. Проверка правильности настройки длины в таких горнолыжных креплениях производиться по регулировочному болту, расположенному на задней головке (см. рисунок)
Проверка правильности настройки длины креплений горных лыж по регулировочному болту (на примере Salomon STH 14)
При правильной настройке длины крепления, после “встёгивания” ботинка, верхняя плоскость головки болта должна быть на одном уровне с краем платформы.
Подчеркну ещё раз – это важнейший момент в смысле безопасности.
Для понимания! Если длина креплений будет настроена не правильно, то пружины, которые обеспечивают “отстрел” лыж, будут взведены не полностью , либо, наоборот, перетянуты . Эффект от этого такой же, как если бы Вы не правильно установили усилие срабатывания на головках креплений!!!
Будьте бдительны. Не доверяйте «профессионалам» в центрах проката и умейте перепроверить всё сами. Ведь ноги (и не только) – ВАШИ.
P.S. Те, кто уже ездил с нами в горнолыжные туры в и знают, что вопросу регулировки креплений горных лыж мы уделяем самое пристальное внимание в самый первый день на склоне.
И это не случайно. Ведь без практического опыты все эти таблицы и размышления, увы, быстро уходят на второй план.
Так что распечатайте эту статью или только табличку, чтобы воспользоваться ими в первый день катания. Ведь мы не так много времени проводим в горах, чтобы разменивать его на совершенно ненужные травмы и неприятности.
P.P.S. То, что написано в этой статье – это азы безопасности для лыжников всех уровней катания. Но на крутых склонах и в глубоком снегу даже своевременный отстрел лыжи может превратиться в большую проблему. О том как читайте в нашей новой статье.
Если у Вас остались вопросы по настройке горнолыжных креплений пишите их в комментариях… Мы стараемся регулярно отвечать на них.