docgid.ru

Клоун полунин биография. Биография. Вячеслав Полунин. Фильмография

Побывать в сказке мечтает любой ребенок. Да и многие родители с удовольствием посещают детские шоу, особенно если они созданы настоящими волшебниками, к которым, безусловно, относится знаменитый клоун, мим и режиссер Вячеслав Полунин. Ведь много-много лет назад они сами были в восторге от трогательного Асисяя, которого, увидев однажды, невозможно забыть.

Сегодня у зрителя есть возможность вновь понаблюдать за грустным и смешным человечком в желтом комбинезоне в ходе представления, о котором обычно можно услышать только положительные отзывы. О представлении «Снежное шоу» Славы Полунина можно рассказывать долго, но прежде стоит сказать несколько слов о его создателе.

Кто такой Асисяй

Впервые клоун с таким именем появился перед зрителем в середине 80-х во время представлений театра «Лицедеи». В те времена имя артиста, скрывающегося за гримом трогательного человечка с грустными глазами, даже в нашей стране знали лишь немногие. Однако прошло всего несколько лет, и английские критики присудили престижную премию имени Лоуренса Оливье в номинации «За лучший спектакль года», а затем их примеру последовали члены жюри нескольких престижных фестивалей, таких как Эдинбургский и Дублинский. Кроме того, клоун является почетным гражданином Лондона и активно продвигает идею «размытия» грани между искусством и жизнью.

На данный момент Вячеслав Полинин руководит Большим Санкт-Петербургским государственным цирком. Кроме того, он ездит по всему миру со своими спектаклями, которые пользуются неизменной популярностью у зрителей из разных стран.

«Снежное шоу» Славы Полунина: описание

Спектакль существует уже более 15 лет, и за это время его увидели зрители в Италии, Великобритании, Корее, Мексике и в ряде других стран, на нескольких континентах.

Это полноценное шоу европейского уровня, но с русской душой, где великолепные эффекты органично вплетаются в историю об одиночестве маленького человека, противостоящего целому враждебно настроенному миру.

Если говорить о структуре спектакля, то он состоит из нескольких миниатюр. Каждая из них представляет собой полноценный завершенный номер. Среди миниатюр немало хитов, хорошо знакомых зрителям. В их числе «Голубая канарейка» и беседа Асисяя по телефону. Своеобразную связь между фрагментами театрального действа обеспечивает группа веселых клоунов в смешных костюмах, напоминающих бушлаты, которые активно вовлекают зрителей в свои забавы и даже ходят по спинкам кресел.

В финале спектакля идет бумажный снег, который очень похож на настоящий и вызывает восторг не только у детей, но и у многих взрослых.

Чудеса

Главное, на что указывают отзывы — «Снежное шоу» Славы Полунина полно волшебства. А как, если не чудом, можно назвать то, что выделывает Асисяй с неодушевленными предметами, например, с обычным пальто, которое вдруг оживает и начинает двигаться? Не менее волшебно смотрится номер с шариком, который не хочет подчиняться свистку клоуна и восстает против попытки навязать ему свою волю.

Экстрим-партер

Те, кто находятся в этой части зрительного зала, во время представления являются в некотором смысле такими же участниками театрального действа. Как показывают отзывы, «Снежное шоу» Славы Полунина смотреть из экстрим-партера необычайно увлекательно, особенно если вы не боитесь быть облитыми водой, оказаться запутанными в паутину или что у вас «украдут» сумку. А в довершение вас пригласят сыграть в лапту гигантскими мячами, и, поверьте, вы вряд ли откажетесь, даже если уже очень давно вышли из детского возраста!

Кому стоит сходить

Главное, что интересует тех, кто хочет посетить «Снежное шоу» Славы Полунина - отзывы.С детьми моложе 8 лет ходить на это представление они не рекомендуют, но, судя по всему, ребятам постарше представление, скорее всего, должно понравиться. В то же время многое зависит от характера и интересов ребенка, хотя создатели спектакля позаботились о том, чтобы юные зрители не скучали. Прежде всего, антракт перенесен ближе к началу, поэтому дети не успевают растратить свое внимание и продолжают, не отвлекаясь, следить за происходящим.

Кроме того, как показывают отзывы, «Снежное шоу» Славы Полунина интересно взрослым, которые не очерствели сердцем. Очевидно, свою роль играет и то, что папы современных мальчиков и девочек еще помнят, сколько удовольствия им в детстве доставляло появление на сцене или экране Асисяя, и просто радуются еще одной встрече с ним и возможности пережить эти эмоции заново.

«Снежное шоу» Славы Полунина: отзывы положительные

Многие покидают зрительный зал в абсолютном восторге от увиденного. Среди отзывов можно даже услышать немало жалоб на то, что шоу слишком короткое, и они не успели получить от него максимум удовольствия.

Радость от увиденного чаще всего выражают дети, которые имеют возможность поиграть огромными мячами, поваляться в бумажном снегу и оказаться в плену огромной блестящей паутины, натягиваемой на экстрим-партер.

Что касается взрослых, то многие признаются, что в определенный момент у них наворачиваются слезы на глаза и щемит сердце, когда они понимают глубинный смысл того, что хочет донести до них Слава Полунин.

Отрицательные отзывы

Как известно, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому после посещения представления бывают и недовольные. Как показывают отзывы, «Снежное шоу» Славы Полунина обычно ругают из-за неудобства, вызванного плохим обзором сцены. Что тут скажешь: так как спектакль показывают в десятках городов и в помещениях с различной планировкой, вполне закономерно, что не всегда возможно так расположить декорации и другой реквизит, чтобы не вызвать неудовольствие зрителя, купившего билеты на места, удаленные от центра в партере или на балконах. Кроме того, многие жалуются на слишком высокие цены на билеты и даже считают, что их обманули, так как шоу не оправдало их ожиданий. Но ведь каждый решает сам, стоит ему ходить на спектакль или нет, а все остальное — дело личных предпочтений человека, которые зависят от множества факторов и не могут учитываться создателями действа. В то же время отрицательный отзыв на «Снежное шоу» Славы Полунина (Россия) от знакомого или соседа — это еще не повод, чтобы не сводить на него своих детей.

Что думает о своем шоу сам Полунин?

Автор этого уникального действа считает одним из главных преимуществ своего шоу его непредсказуемость и то, что за все 16 лет, пока оно идет на сцене, не было ни одного представления, похожего на предыдущие. И это не удивительно. Ведь его уже пересмотрело несколько поколений зрителей, и на смену детям конца 2000-х, родившимся в эпоху «лихих 90-х» с их дефицитом, в том числе и настоящего искусства, пришли мальчики и девочки, избалованные зрелищами и не представляющие свою жизнь без гаджетов. Кроме того, клоун отмечает, что восприятие спектакля отличается в зависимости от того, в какой стране он идет, так как зритель смотрит на действо, происходящее на сцене, сквозь призму культурных традиций, присущих своему народу. Например, сравнительно недавно Полунин рассказал журналистам, что удивлен поведением испанцев, которые не делают различия между залом и сценой и активно пытаются занять последнюю, раз уж клоуны «ушли в народ». Кроме того, он не раз шутил над тем, что их коллектив часто вызывают в суд в Австралии, так как местное население обладает специфическим чувством юмора и воспринимает некоторые шутки как личное оскорбление.

Билеты

Как уже было сказано, посещение шоу Полунина — дорогое удовольствие. Даже самые дешевые билеты на него стоят в среднем (в рублях):

  • на балконы — от 3000;
  • в амфитеатр — от 3250;
  • ложа партера — 4000;
  • партер — 5000;
  • экстрим-партер —7000;
  • ВИП — 4000.

Очевидно, что не каждая семья может позволить себе заплатить от 6000 рублей, чтобы сводить ребенка на представление, пусть даже очень высокого уровня и с любимым артистом в главной роли. Однако если средства позволяют, не стоит лишать своего сына или доченьку, да и самого себя удовольствия соприкоснуться с волшебством. Когда еще вам представится возможность побывать в настоящей сказке, финал которой каждый может придумать самостоятельно?

Теперь вы знаете, что представляет собой «Снежное шоу» Вячеслава Полунина. Кроме того, вам известны положительные и отрицательные отзывы касательно того, что происходит на сцене, и можете решить, хотите ли вы посетить представление и стоит ли водить на него своих детей.

Актер, режиссер, клоун, народный артист России Вячеслав Иванович Полунин родился 12 июня 1950 года в городке Новосиль Орловской области в семье служащих.

Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета, из которого ушел с третьего курса. Окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств), эстрадное отделение ГИТИСа.

В 1968 году во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос клоун-мим-театр "Лицедеи". К началу 1971 года сформировалось ядро будущего театра. В 1974 году вышел первый спектакль, в 1975 году — спектакль "Лицедеи". С 1981 года театр работал на сцене Дворца молодежи в Ленинграде. За время его существования были созданы спектакли "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй ревю", "Катастрофа", музыкальная миниатюра "Блю-блю-блю канари", выпущено пятнадцать программ.

Среди программ, созданных Полуниным, "Карнавал", "Баден Баден", "Ночь на Лысой горе", "Дьяболо", "Снежное действо".

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на "Мим-парад", а в 1985 году организовал в Москве Мастерскую пантомимы и клоунады, приуроченную к XII Международному фестивалю молодёжи и студентов, на открытие которой по приглашению Полунина прибыли самые известные в мире клоуны, в числе которых Джанго Эдвардс из Голландии и Франц Йозеф Богнер из Германии.

В 1987 году Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде Всесоюзный фестиваль уличных театров, на который съехались свыше 200 актёров пластических и клоунских театров.

В 1988 году, отпраздновав свое 20-летие собственными похоронами, по случаю которых был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", театр "Лицедеи" прекратил свое существование.

В 1989 по инициативе Полунина был запущен уникальный проект "Караван мира" — театр на колёсах, шесть месяцев устраивавший цирковые представления в городах Европы.

В 1990 году был создан объединенный театр европейских стран "Стена".

В 1993 году он уехал из России в Канаду в Cirque du Soleil. С 1994 года жил в Англии, работал в лондонском театре "Хакни", сейчас живет под Парижем.

В 2001 году он организовал в России фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады — "Корабль дураков".

Вячеслав Полунин — человек мира. Он ведет жизнь бродячего клоуна, побывал в странах, которые имеют очень глубокую традицию культуры, связанную с клоунадой, с комедией, с ярмарочным, народным театром.

24 января 2013 года министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что Вячеслав Полунин станет художественным руководителем .

Вячеслав Полунин — народный артист России (2001), лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат театральных премий: эдинбургской "Золотой Ангел" (1997), испанской "Золотой нос", премии Лоуренса Оливье, национальной независимой премии "Триумф" (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии имени К.С. Станиславского и многих других самых высоких театральных наград.

За шоу "Живая радуга" королева Великобритании удостоила Полунина звания "Почетный житель Лондона".

Вячеслав Полунин женат, имеет троих сыновей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Создатель одной из самых успешных и популярных в мире клоунских антреприз и очень популярного на американском Бродвее спектакля "сНежная Симфония" неоднократно входил в рейтинг журнала "Форбс" как высокооплачиваемый представитель российского шоу-бизнеса. Вячеслав Полунин, наверное, самый обаятельный участник этого списка. Сейчас он проживает в окрестностях Парижа, в большом доме, в котором шумно, как в цирке-шапито.

Ранние годы

Родился Вячеслав Полунин 12 июня 1950 на Орловщине, в небольшом селе Новосиль. Родители - Иван Павлович и Мария Николаевна - были работниками торговли. В детстве Вячеслав много читал и постоянно что-то изобретал. Игры никогда не покупал, все делал своими руками по сюжетам прочитанных книжек. За свою творческую активность получил много школьных грамот и наград.

Когда ему было десять лет, увлекся тем, что сейчас считается видом искусства ленд-арт. Сооружал в близлежащем лесу восьмиэтажные шалаши, зимой - целые города из снега. А как-то раз сделал громадную трехметровую рогатку, на которую пошла резина от мотоциклетных камер и кожаная шапка. Из нее Слава стрелял большой морковкой или куском кирпича. Снаряд летел далеко, через все поле.

Вячеслав Полунин говорит, что ему повезло с педагогом Ниной Михайловной в Доме пионеров, которая давала детям полную свободу творчества и помогала развиваться. Он там проводил все свободные вечера. Дети организовывали КВН, вечера отдыха, каждые выходные местные жители приходили в Дом пионеров, потому что там их ждали интересные впечатления.

Хочу быть клоуном

В детские годы он очень любил комедии. Местный кинотеатр находился напротив школы. Огромный сарай, в котором показывали кино, имел сбоку окно. Вячеслав Полунин, поскольку не было денег, просил какого-нибудь человека, который имел билет, немного отодвинуть занавеску. Через эту щелку мальчик посмотрел множество фильмов, включая культовые советские фильмы: "Веселые ребята", "Иван Бровкин на целине" и "Приключения Питкина в больнице".

Особенно ему нравились комедии, которые он просто "впитывал". Потом мальчик пересказывал их, изображал героев фильма в лицах, разъяснял сюжет и показывал, что и как делали персонажи. Но больше всего Вячеслава Полунина поразил Чарли Чаплин, фильм которого "Малыш" считает лучшей картиной всех времен и народов. Однако решающее значение при выборе профессии и даже образа жизни сыграл Марсель Марсо. Увидев великого мима по телевизору, он уже через несколько дней изображал во дворе пантомиму. Потом попал на школьную сцену, далее играл во всевозможных постановках местного масштаба и так добрался до Питера.

Обретение профессии

После окончания школы Вячеслав Полунин поехал в Ленинград, чтобы поступать в театральное училище. На собеседовании ему сказали, что он не выговаривает 33 буквы. Тогда он подумал, если не может выговаривать, то и незачем, будет заниматься тем, что ему нравится - пантомимой. Правда, сначала он начал учится в техническом институте. Однако инженером так и не стал, решил начать все снова и поступил в институт культуры, в котором позже даже преподавал некоторое время.

Первый успех пришел к Вячеславу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где он выступал дуэтом с Сашей Скворцовым. Вторую премию конкурса им вручал Аркадий Райкин. У комиков был десяток удачных миниатюр, которые хорошо принимали зрители. Дуэт стал известным, но, как говорил сам Вячеслав Полунин, хотя зрители и были в восторге - море аплодисментов, через два дня их забывали, потому что персонажи не были интересными, не создавали свой мир и характеры.

Взрыв популярности

В 1968 году Полунин создает ставший знаменитым на всю страну. Настоящий успех пришел к нему в образе клоуна Асисяй. Вячеслав Полунин говорит, что произошел "взрыв", когда он в первый раз вышел в желтом коротком костюме с носом и сыграл номер с телефоном. После того как показали этот номер по телевизору, Слава уже больше нигде не платил в такси и ресторанах, такая фантастическая любовь настигла этот образ.

Потом были другие номера: "Грустная Канарейка" ("Блю-Блю-Блю Канари"), "Низя". Вячеслав Полунин и группа "Лицедеи" стали всенародными любимцами. Однако в какой-то момент им стало тесно в рамках одного коллектива, и Полунин предложил поработать некоторое время отдельно.

Cirque du Soleil

В 1982 году Вячеслав Полунин организует в Ленинграде мим-парад, на который съехались около 800 артистов пантомимы. В 1987 году он провел Всесоюзный фестиваль уличных театров, а в 1989 году - караван уличных комедиантов, с которого начался европейский традиционный фестиваль уличных театров "Караван мира". Бродячие артисты проехали пол Европы с концертами. Вместе с Роланом Быковым Полунин стал инициатором организации "Академия дураков".

Когда начались тяжелые годы перестройки, Полунин начал думать, где переждать эти непростые времена. Он всегда мечтал поработать в цирке, и поэтому позвонил в лучший из них - Cirque du Soleil. Конечно, его давно там знали и очень обрадовались, что Асисяй хочет поработать у них. Так он прилетел в Монреаль, но уже через год затосковал. Знаменитый коллектив работал как машина: все по сценарию, никакой импровизации.

"Желтая мельница"

Когда его отпустили из цирка, он решил поработать в Лондоне. Позвонил директору театра "Хакни Эмпайр" (в нем начиналась карьера Чарли Чаплина) и попросил приютить на годик со своим спектаклем. Ему дали сцену на 40 спектаклей в год. Представления "Живая радуга" шли с огромным успехом. За это шоу Вячеславу Полунину английская королева присвоила звание "Почетный житель Лондона".

Потом был Нью-Йорк, где Полунин дал тысячу спектаклей на Юнион-сквер. Девять месяцев он пытался подписать контракт с продюсерами, но его не устроили жесткие условия. И тогда вместе с австралийскими коллегами он просто арендовал "Театр Юнион-сквер", в подвале которого сделали русский клуб. Фото Вячеслава Полунина с этих представлений украшали многие городские газеты.

Когда пришло выбирать место жительства, то артист остановился на Париже - в это время продюсер предложил ему контракт на три года в этом городе. Актер сказал, что согласится: "Но тогда вы покупаете и обустраиваете "Мельницу", а я к вам в рабство ухожу на три года". Вообще из метких и смешных высказываний Вячеслава Полунина можно составить целый юмористический сборник.

С 2013 года Полунин несколько лет проработал руководителем петербургского цирка. Сейчас артист занимается новыми проектами, много гастролирует по всему миру.

Личная информация

Вячеслав Полунин женат на актрисе Елене Ушаковой, которая работает вместе с ним. У супружеской пары трое детей:

  • Ушаков Дмитрий - работает техническим директором Театра Полунина;
  • Иван Полунин - тоже работает артистом, в этом же театре;
  • Павел Полунин - музыкант.

Сейчас дом Полуниных находится вблизи Парижа, как говорит глава семьи, место он выбирал так, чтобы расстояние было не больше, чем в 30 минутах от аэропорта и скоростного поезда, иначе друзья не смогут заезжать. Правда, живут они там не более трех месяцев в году, столько же проводят в России. Ежегодно делают двухмесячный тур по Сибири, обязательно посещают Москву, Питер и Сочи.

Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось учиться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Лучшие дня

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла непреодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой весьма сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

В.Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее - гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, - торжественный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось чудо, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой маленький телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина много новых задумок и планов. Это и работа совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда организовать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автомобиль - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная жизнь, импровизации бесконечные..."

В последнее время Вячеслав Полунин зачастил из Лондона в Москву. Дело в том, что давняя мечта Вячеслава Ивановича о создании в России собственного культурного центра под эгидой "Академии дураков" близка к осуществлению. Московское правительство приняло решение выделить для этого средства. Видимо, не за горами время, когда молодые дарования смогут обучаться премудростям клоунады по специальной системе Полунина. Конечно, здесь будут регулярно выступать любимый всеми Асисяй и другие известные клоуны.

Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие - и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он - человек, создающий праздник.

молодец-красной армии боец!

Лето 1987 года. На гастролях в Анапе за несколько часов до выступления «Лицедеи» вышли на пляж прямо в клоунских нарядах и гриме.


Ошалевшие от счастья поклонники бросились к кумирам за автографами, но те, не обращая ни на кого внимания, молча промаршировали к морю. В руках палки, поддерживающие над головами голубое шелковое полотно — собственное «небо» размером 40 кв. м. Они входили в воду стройным рядом, прямо как пушкинские 33 богатыря, только вместо дядьки Черномора - Вячеслав Полунин. На пляже переполох. Но клоуны, не останавливаясь, продолжают уходить в море: вот вода им уже по грудь, по подбородок… Еще несколько секунд - и на воде остается только голубой шелк. Проходит минута, другая, пять - «Лицедеев» нет!

Как потом рассказывал Полунин, для подготовки трюка на дно моря были уложены акваланги. Погрузившись в воду, артисты надели маски и остались на дне. А загорающие, оправившись от первого шока, начали действовать: одни побежали искать спасателей, другие принялись нырять сами. Прошло, наверное, минут десять, прежде чем клоуны начали обратное движение: сначала приподнялось «небо» на палках, потом появились головы… «Лицедеи» выходили на сушу. Раздались аплодисменты.

Родился из хлама

За окном метель. Декабрь 1980 года в Ленинграде выдался холодным и снежным. Вячеслав сидит дома и сосредоточенно всматривается в зеркало. На его лице то злая усмешка, то вселенская печаль, то страшная маска. Путешествуя по зазеркалью, Полунин ищет новый образ. Накануне он позвонил на Центральное телевидение и заявил, что у него есть потрясающая миниатюра, которую обязательно нужно включить в «Новогодний огонек». Редакторы тут же пригласили его на съемки.


Полунин приврал: нового номера у него не было - он просто очень хотел участвовать в «Огоньке». До сих пор, выступая на ТВ, например в передаче «Вокруг смеха», он показывал лишь пантомимы, которые вызывали улыбку, но быстро забывались. И он искал образ, который зрителям забыть не удастся.

Он вспомнил, как в 10 лет был изум­лен, увидев немой фильм «Малыш» с . Сидел как завороженный перед телевизором и только с третьего раза услышал мамино строгое: «Пора спать». Щелчок - и вместе со светом с экрана исчез человечек в больших ботинках. Его хотелось схватить и оставить с собой, но на мальчика уже смотрела чернота, отражающая его самого, застывшего перед телевизором, и половину стоящей рядом мамы. Мальчишка ушел в свою комнату, лег на кровать, но долго не мог уснуть.

Когда вырос, пересмотрел все филь­­­мы с участием великого артиста не по одному разу. И теперь Полунину хотелось придумать что-нибудь в том же духе: смешное и грустное.

Взгляд Вячеслава привлекло яркое пятно. В зеркале он увидел висящий за спиной на вешалке желтый комбинезон - свободный, прямой, без особых прикрас. Талию должен был подчеркивать широкий черный пояс. Вспомнил: жена принесла от знакомых дизайнеров, повесила и, любуясь, пошутила:

Подруги увидят - от зависти лопнут!

Полунин поднялся и примерил его на себя… Фантазия заработала дальше: нужен белый грим. Овалы над глазами создадут эффект удивленно поднятых бровей. Чего-то еще не хватает. На туалетном столике стоит импортный дезодорант с красной крышкой. Приложил ее к носу и улыбнулся, глядя в зеркало: вот он, долгожданный новый герой.

На следующий день «желтый человечек» Славы Полунина вышел на сцену театра «Лицедеи». И из зала какой-то ребенок крикнул: «Асисяй!» Словечко понравилось. Пригодится, решил клоун. Он уже начал обдумывать будущую интермедию.

Я люблю, чтобы по дому валялись разные вещи, этакий хлам, - признавался Вячеслав. - еще Эйзенштейн говорил, что в каждой вещи хранится смысл. Как раз в те дни попался мне на глаза старый телефон, валявшийся в углу. И я вдруг подумал, что это средство связи на самом деле разъединяет людей. А потом в голову пришла идея о человеке, который звонит сам себе, делая вид, что оживленно разговаривает. Это могли быть и его воспоминания о прошлом, и несбывшиеся мечты…

Миниатюру «Телефонный разговор» Полунин и повез в Москву на «Огонек».

С тех пор мы с Асисяем неразлучны, - признается Полунин. - Он - это тот я, которым хотел бы стать.

В ЗАГС с рюкзаками

Вы можете расписать нас прямо сейчас? - спросил парень с огромным рюкзаком на плечах, заглянув в кабинет администратора ЗАГСа.


Женщина изумленно посмотрела на него, на стеснительно улыбающуюся девушку рядом и на остальных туристов, стоявших чуть дальше, у окна. - Мы давно уже вместе, но теперь хотим оформить отношения официально, - сказал Слава Полунин. - Правда, времени маловато, полчаса примерно. У нас концерт сегодня вечером.

Вы артисты?

Да, мы клоуны, - ответил он.

Администратор улыбнулась:

Так это вы просто так шутите?

Но девушка серьезно ответила:

Нет. Если мы не сделаем это сейчас, у нас так и не найдется времени…

Из ЗАГСа Слава и Лена вышли мужем и женой.

…Лену Ушакову коллеги сразу прозвали Фудзи - за то, что похожа на японку. Клоунесса-балерина - хрупкая, изящная. В нее невозможно было не влюбиться. Вот и Полунин не смог.

Он тогда уже был женат. С Галиной они прожили несколько лет, не разлучаясь ни на день, ведь она тоже работала в «Лицедеях». Но когда брак затрещал, Галина из коллектива ушла. А Лена осталась, став для Полунина со временем, как он сам говорит, «и левой, и правой рукой».

Лена лет двадцать подшучивала, говорила, что не простит мне нашу «свадь­­бу за полчаса», - смеется Вячеслав. - А я все обещал, что однажды мы отпразднуем ее как следует. И вот в канун

Нового, 2005 года «Лицедеи» отправились на Гавайские острова. Давали по два концерта в день. Но ночи-то были нашими! Там-то я и устроил свадебное торжество. Всем театром, человек 15, собрались на бесконечном пляже и веселились до утра. Лена нарядилась в белое платье, как положено невесте. А я купил костюм. Первый в жизни.

За «Блю канари» платит до сих пор

Папа, как ты придумал этот номер? Как?! - восхищенный Полунин ходит по пятам за одним из своих артистов Робертом Городецким, снова и снова спрашивая: - Нет, ну как тебе это в голову пришло?!

Папой Городецкого прозвали в коллективе как раз за возраст. Ему исполнилось уже 43, он старше Полунина на 10 лет и многие вещи видит по-другому. Перебирая дома пластинки, Роберт наткнулся на старый диск. Надпись гласила: «Мария Косева и Никола Томов, «Blue Canary» (в переводе с англ. - «грустная канарейка»).

Старую песню, написанную в начале 1950-х музыкантом Винсентом Фьорино, болгарcкий дуэт пел на плохом италь­янском, вставляя в припев английские слова.

О чем они поют, Городецкий узнал позже, когда знатоки попытались сделать перевод:

Грустная канарейка ждет напрасно,

Что вернется в гнездо тот, кто ушел далеко…

А в тот момент его зацепила музыка. Когда же зазвучал припев - «Блю, блю, блю канари», перед глазами сама собой возникла картинка: два клоуна поют, подыгрывая себе на маленьких гармошках. Третий стоит между ними с сачком - почему бы и нет? - и изум­ленно смотрит по сторонам… Присев за стол, Роберт быстро зарисовывает возникшую в воображении картинку, набрасывает эскизы костюмов. «Городецкий, а ты гений!» - сказал ему на следующий день Полунин. Номер был включен в программу, потом его показали по ТВ. Шел 1983 год.

Слава до сих пор платит мне очень хорошие авторские, - рассказывал как-то Городецкий.

Всю одежду немедленно сжечь!


25 апреля 1986 года «Лицедеи» отправились в Киев. Всю ночь они обсуждали сюжет короткометражного фильма «При пожаре звонить 01», снять который решили между концертами.

А 26-го утром помятые, невыспавшиеся ступили на перрон. Артисты проехали по городу, устроились в гостинице, а потом отправились в театр и до самого вечера репетировали. Никто понятия не имел, что в каких-то ста километрах на Чернобыльской АЭС случилась авария.

На следующее утро, облачившись в пожарную амуницию, они вышли на улицу снимать первую сцену фильма. На улице людей было удивительно мало. А какая-то женщина, не обратив внимания на грим, серьезно спросила:

А что, сынки, у нас тоже что-то взорвалось?

Услышав об аварии на какой-то станции, артисты особо не заволновались - всякое бывает. О том, что ситуация действительно серьезная, поняли, лишь когда вернулись в гостиницу и организатор гастролей начал умолять не отменять концерт. «Да, многие жители уже уехали, - говорил он, - но ведь другие-то остались. А билеты на представления раскуплены давным-давно!» Полных масштабов трагедии тогда еще не мог представить себе никто. «Лицедеи» остались в Киеве.

У нас в первый же вечер был аншлаг, - рассказывает «ТН» артист «Лицедеев» Леонид Лейкин. - На сцене театра, где мы выступали, были устроены «карманы» для декораций, от них на улицу вели запертые двери. Публика, которая не смогла достать билеты, взломала эти выходы и оказалась на сцене. Полунин решил никого не выгонять - рассадил по краю. Так мы и выступали каждый вечер. Проверяли одежду и обувь на радиацию - приборы пищали и трещали. Нам рекомендовали пить красное вино. Так и спасались. Вернувшись в Ленинград, пришли в больницу провериться. И нам сказали: всю одежду, в которой вы были там, надо немедленно сжечь.


Вместо юбилея - похороны

1987-й. Санкт-Петербург. Каждый вечер он приходит на спектакли «Лицедеев». А после, поджидая Полунина у служебного входа, крадется за ним, как какой-нибудь шпион. Выпускник ветеринарного института, лысый, несуразный, однажды он все-таки решится. Придет в студию «Лицедеев» и покажет отрывки из их же спектаклей: он их все знал наизусть. Полунин не только возьмет его в театр, но даже пустит к себе жить.

Чудная его супруга Леночка выделила в прихожей их тесной квартирки местечко, - вспоминал Анвар Либабов. - Я спал на сундуке.

1 апреля 1987 года Либабова торжественно приняли в штат клоунской труппы. А ровно через год, 1 апреля 1988-го, вместе с другими артистами Анвар принял участие в похоронах.

…Играл духовой оркестр Ленинградского военного округа. На сцене вертикально стояли три гроба. Из каждого выходили артисты, играли свои роли - лучшие номера «Лицедеев»! - и «ложились» обратно.

Так нетрадиционно отметил клоун-мим-театр собственное 20-летие. Незадолго до юбилея Полунин процитировал коллегам слова Станиславского о том, что каждый театр умирает через 20 лет существования. И объявил подготовку к похоронам.

После представления мы пронесли гробы по улице, в них были разные газетные публикации о нас, афиши, объявления, всякая макулатура, - продолжает рассказывать Либабов «ТН». - Все это подожгли и пустили по Неве. Зрелищно получилось!


Главный учитель - внучка Миа


- Миа, иди сюда! - таинственным шепотом зовет Полунин пятилетнюю внучку. - Смотри! Он дергает за веревочку, комната погружается в полумрак, а к потолку, в звездное небо, поднимается луна. Потом трогает другую веревочку - и восходит солнце. Миа хлопает в ладошки: ее дед волшебник!

Общаясь с детьми, многое можно для себя открыть, убежден Полунин. Так, например, сценку «Нельзя» («Низ-зя!») он когда-то подсмотрел у сына, когда тот разговаривал со своими игрушками. И первый спектакль «Лицедеев» - «Фантазеры» - поставил после того, как целый год наблюдал за ребятишками, игравшими на детской площадке. Когда его дети Дима, Паша и Ваня были маленькими, он с женой сначала на время представления привязывал их за кулисами. Но ни одному из его сыновей это не нравилось. И тогда Полунин решил: а пусть ползают по сцене! И дети стали частью спектакля. Зрители приходили в восторг, когда маленькие человечки гонялись за воздушными шарами, влезали на руки взрослых клоунов или… засыпали.

Для единственной обожаемой внучки Полунин устроил в своей четырехэтажной мастерской под Парижем волшебную комнату. Сюда ведут две двери: одна большая, для взрослых, вторая - маленькая, она врезана в большую, но открывается собственным ключиком. Клоун привозит в эту комнату игрушки со всех концов планеты. Здесь можно играть часами!

В мастерскую он несколько лет назад превратил старую мельницу. Есть здесь и комната «Ностальгия». На стенах висят старые фотографии. И все - каждая чашка, каждая дверная ручка - в кружевах, которые связала Елена. А туалет в мастерской - комната путешествий. На стенах нарисованы чемоданы, висят карты, на которых стрелочками отмечены страны, где побывала семья Полуниных. Когда открываешь дверь туалета, звучит паровозный гудок.


До 50 лет Полунин успел объездить весь мир. Потом сказал жене, что пора остепениться и выбрать город, в котором они хотят жить. Но у них ничего не вышло. В Санкт-Петербурге у них квартира, в Москве - театральный центр, в Лондоне - официальный офис, в Нью-Йорке - квартира. А во Франции - мастерская и… Миа.

Я ни разу не видел, чтобы она плакала, все время хохочет. Она думает, что все люди так и живут на свете, - рассказывает Вячеслав. - В этом Миа - мой учитель.

Дед и внучка часто гуляют только вдвоем. Вот и теперь они идут по Люксембургскому саду в Париже, и он рассказывает:

А ты знаешь, что я сплю только на волшебной подушке? У нее есть ручка, как у чемодана, и, засыпая, я всегда крепко за нее держусь. Вдруг мне приснится, что я лечу? И тогда я точно не упаду и не ударюсь!

Миа хохочет:

Дед, а мне ты такую подушку подаришь?

Он отвечает:

Конечно, у меня же таких четыре­!..

Фото: Геннадий Усоев, ИТАР ТАСС, РИА «Новости»

Вячеслав Полунин

Знак зодиака: Близнецы

Семья: жена - Елена, актриса; дети - Дмитрий (29 лет), технический директор театра Полунина, Павел (28 лет), музыкант, Иван (23 года), артист театра Полунина; внучка - Миа (5 лет)

Образование: окончил Ленинградский институт культуры им. Крупской, эстрадное отделение ГИТИСа

Карьера: в 1968 году организовал мим-театр «Лицедеи». В 1991 году стал артистом канадского Cirque du Soleil. В 1993 году собрал новую труппу. Организатор «Мим-парада» (1982), Всесоюзного фестиваля уличных театров (1987), Первого всесоюзного фестиваля «Конгресс дураков» (1988), европейского фестиваля уличных театров «Караван мира» (1989). Поставил 30 шоу-спектаклей: «Фантазеры» (1969), «Чурдаки» (1982), «Дьябло» (1999), «сНЕЖНОЕ шоу» (2000), «Воздушные замки» (2007) и др. Снялся в фильмах: «Только в мюзик-холле» (1980), «Небывальщина» (1983), «Как стать звездой» (1986), «Привет, дуралеи!» (1996) и др.

Народный артист России. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила его звания «Почетный житель Лондона»

Загрузка...