docgid.ru

Молитва для снятия греха что врал. Молитва о прощении обид

Каждый, кто хоть однажды приносил извинения за сознательное или нечаянное причинение вреда или боли, и получал прощение, знает - чувство облегчения, которое приходит на смену мукам совести, не сравнить ни с чем.

Это одна из форм настоящего счастья, которое раскрашивает дни солнечным светом и убирает с горизонта самые тяжелые тучи.

Но прощение, которое мы просим у Господа за свои деяния, способно на большее. Благодаря молитве о прощении грехов можно не только снять со своей души тяжкое бремя, но и увидеть путь, по которому следует идти дальше так, чтобы жизнь приносила радость и была полна умиротворения.

Молитва Господу Богу о прощении грехов

Молитвы об отпущении грехов можно с полным правом назвать чудотворными и целительными.

В процессе обращения к Богу мы полностью абстрагируемся от жизненной суеты, и все, чего хотим - великодушия нашего Отца, и его прощения за наши поступки, мысли и намерения, которые вызваны слабостью духа и неумением противостоять жизненным соблазнам.

Перед тем как приступить к молитве, следует избавиться от всех отвлекающих мыслей и создать нужный настрой. Главное, нужно быть честным перед самим собой и искренне раскаиваться за умышленные и неумышленные деяния, которые обременяют душу грехами.

Такое обращение к Господу, совершаемое регулярно, несет в себе очищение - заканчивая ее, человек чувствует просветление сознания. Это и есть покаяние.

Молитва Господу Богу

«Господи Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне; и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешен и немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое и Тебе слава и благодарение во веки. Аминь».

Будьте искренни в своем обращении к Богу и не забывайте: не имеет значения, совершили вы что-то плохое в действительности или только хотели это сделать, но отказались от неправильного поступка.

Особенного различия между желанием согрешить и совершенным проступком нет - любое неправедное действие начинается с неправедного намерения.

Как молить о прощении грехов

Обращаясь к Богу, мы обращаемся к тому, кто пожертвовал собой ради отпущения наших грехов и был ради этого распят на кресте.

Силу его прощения и милосердия нельзя измерить, поэтому в любое время - самое счастливое и самое тяжелое - мы возносим ему свои молитвы, так как никто больше не способен очистить нас от скверны и сделать наш взгляд чистым и незамутненным соблазнами.

Следующая молитва относится к одним из самых сильных. Читайте ее каждый раз, когда чувствуете в этом потребность или когда вас начинают преследовать соблазны и сомнения.

Молитва Иисусу

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиве Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое Человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желании моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего славлю во веки. Аминь».

Человек, получивший прощение - один из счастливейших людей на земле. Его душа наполняется умиротворением и покоем, мысли приобретают чистоту и слаженность, а сам он находит согласие с собой.

Это помогает не сбиваться с жизненного пути даже тогда, когда человека окружают соблазны, а обретенное великодушие и милосердие к окружающим дает ему силу и мужество.

Молитва о прощении грехов - очень сильное, но не единственное средство снять с души бремя и пройти своего рода очищение. Главный посыл, которые несут в себе эти особенные слова, можно также реализовать с помощью повседневных дел. Они должны быть направлены на проявление милосердия к ближнему своему и избавление от гордыни, которая часто становится спутницей заботы о материальном.

О чем еще необходимо каяться:

Такими делами могут быть визиты в дома престарелых, где вы поможете уходом за людьми, уже завершающими свой земной путь. Или примите участие в сборе пожертвования для малоимущих и больных, которые нуждаются в вашей помощи так же, как в Божьей.

Но, главное - не относитесь к молитве о прощении грехов как к некой «прививке», которая на какое-то время сделает вас безгреховным и неуязвимым перед лицом соблазнов.

Обратиться к Господу за прощением - это значит дать ему обещание впредь следить за собственными мыслями и поступками, которые определяют чистоту вашей души.

Обращение к Господу с раскаянием – первый шаг, приближающий человека к примирению с ним. Поэтому искренняя молитва о прощении грехов необходима каждому для избавления от бремени недобрых деяний, укрепления веры и получения поддержки Спасителя в сложных жизненных ситуациях. Благодаря необычайной силе ее слов люди избавляются от тревоги, становятся добрее, спокойнее и увереннее.

Как правильно читать молитвы

Молиться нужно уединившись от мирской суеты, без спешки и с искренностью.

Перед чтением молитвенного текста следует на время оставить отвлекающие мысли, прислушаться к себе, вспомнить об ошибках, совершенных вольно или нечаянно. К Всевышнему, Божьей Матери или святым обращаются вслух или мысленно. Главное, при этом верить, что любое слово будет услышано.

Просить о милости у Господа можно за себя и за родных почивших или живых (особенно еще не пришедших к вере). К примеру, молитва о прощении грехов всего рода – это спасение от гнета вины за совершенные поступки родственников, оставившие отпечаток на последующих поколениях. Читается она отдельно за каждого члена семьи, начиная с женской (материнской) линии родовой ветви. Вначале за себя. Затем за родителей. После за бабушек, дедушек и предков четвертого колена (прабабушки и прадедушки).

Благодаря этой молитве Господу о прощении, люди обретают душевную гармонию и очищают судьбу от негатива.

Очень сильная молитва о прощении грехов

Слова, обращенные к Всевышнему, наделены глубоким смыслом и невероятной силой, но они не являются «волшебным заклинанием» мгновенно исполняющим желания.

Просьбу о божьей милости следует подкреплять добрыми поступками, помощью нуждающимся, поддержкой друзей и близких.

Обращаться к Богу с мольбой о прощении грехов, в православной вере принято у иконы дома или в Храме. Пост, исповедь и причастие ускорят избавление от тяжести, появившейся из-за греховных поступков. Существуют разные молитвенные тексты, помогающие в трудных ситуациях.

Молитва покаяния и прощения

Признавая ошибки и раскаиваясь в них, люди испытывают чувство облегчения. Однако чистое покаяние, направленное к Господу, приносит еще большую, ни с чем не сравнимую радость. Оно дарит душевную гармонию и направляет на верный путь. Очень сильная молитва о прощении любых грехов:

Эти слова поистине исцеляют душу, просвещают сознание и приближают к Богу. Они помогут в случае:

  1. угнетенности от вины за греховные мысли и деяния;
  2. решения прийти к вере и не повторять прежних ошибок;
  3. необходимости в поддержке Всевышнего при трудных ситуациях.

В Священном Писании сказано: «Вера с размером горчичного зернышка способна и гору сдвинуть». Тот, кто раскаивается и горячо верит, действительно способен совершить чудо – измениться к лучшему и сделать окружающий мир добрее.

Забытые грехи

Молитва о прощении обид

Чувство обиды разрушительно. Оно подобно камню, мешающему продолжать путь. Простить обидчиков или примириться с кем-то поможет обращение к иконе Спасителя с такими словами:

Читать их нужно в уединении и ежедневно, пока гнет обиды не растворится, освободив место для светлых и радостных чувств. Научившись прощать, человек сможет отпустить ситуацию, а также избавиться от гнева и негативных мыслей связанный с ней.

Исцелиться от обиды также поможет икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Перед этим образом православные молятся за ненавидящих и обижающих их людей. Дева Мария откликается на прошение о помощи, смягчая злобу и ненависть самих обиженных и их недругов.

Просьба прощение у Бога

Очищение от родовых или собственных грехов не требует сложных ритуалов. Достаточно предстать перед милостивым Богом с мольбой о помощи. Эти строки обогащают душу и придают силы не поддаваться соблазнам:

Мольбу о прощении читают в любое время. Энергия ее слов поможет изменить мировоззрение, очиститься от греховных мыслей, обрести возможности для наставления других к вере. Включив этот текст в молитвенное правило необходимо помнить, что он обязательно принесет перемены к лучшему.

Ведь доброта Господа безгранична и открыта любому человеку.

Молить об искуплении забытых или недавно совершенных прегрешений необходимо каждому, так как в Библии сказано, что праведников на земле нет. Самая простая и сильная из всех молитв Иисусу Христу:

  • Искреннее раскаяться за совершение неправедных поступков;
  • Научиться прощать ближних.
  • Посещать службы в Храме.
  • Раздавать милостыню бедным.
  • Помогать старикам и обездоленным.

Еще одно важное правило чтобы быть прощенным – не повторять того, в чем уже раскаялись и контролировать мысли и действия, провоцирующие новые «падения» в духовном плане.

Молитва о прощении греха аборта

Один из самых тяжких грехов, приравниваемых к убийству – аборт. Епитимью для покаяния женщины в этом поступке определяет священник после исповеди. Кроме назначенного служителем Церкви послушания, несостоявшейся матери поможет православная молитва о спасении двух душ – ее и не увидевшего жизни младенца:

Чтение этих строк в течение 40 дней поможет осознать свою вину и пережить потерю ребенка.

Мольба за грехи усопших

В православии известно немало случаев, когда мольба родных умершего человека о божьей милости к нему спасала душу от вечных мук. Люди, ушедшие в иной мир не способны просить Всевышнего о помиловании. Только по мольбам родных они смогут обрести высшее благо – покой и радость в вечности. Текст молитвы за усопших близких родственников:

Отмаливая душу умершего, его близкие возвышаются духовно, обретают смирение и защищают свою судьбу от зла. Такие мольбы позволяют преодолевать искушения земного мира и не терять надежды на будущую вечную жизнь. Постоянная молитва за почивших родных и о прощении грехов своего рода поможет справиться со многими неприятностями:

  • унынием;
  • беспричинными страхами;
  • мрачными мыслями;
  • озлобленностью и обидой к близким;
  • тягой к спиртному;
  • одиночеством и неудачами в личной жизни;
  • бесплодием.

Чтобы мольбы были услышаны скорее, священнослужители рекомендуют посещать Богослужения, заказывать молебны об ушедших в Вечность родственниках и чаще благодарить Спасителя за его милости.

Моление Бога о помощи

Без поддержки Господа нам сложно приходится в решении трудных и простых житейских дел. Молитвенные тексты о помощи Всевышнего бывают универсальными или несут конкретную просьбу (о работе, успехах ребенка, здравии, замужестве, защите от врагов). Самое эффективное моление на всякую потребу представлено на церковнославянском и русском языках.

Обращаться к Высшим силам за поддержкой в трудную минуту необходимо. Не следует отказываться от этой возможности, ссылаясь на незначительность просьбы или ставить «условия» о немедленном исполнении желания. Нужно помнить, что к Всесильному Иисусу Христу приходят не за мгновенными благами, а за тем, чтобы он утешил, придал сил и направил к верным решениям.

Молитвы Матроне Московской

Помощь от святых угодников – это особое заступничество перед Господом за тех, кто согрешил. Наиболее почитаемой у русских православных остается блаженная Матрона Московская, помогающая людям при жизни и творящая истинные чудеса после смерти. Молитва святой Матроне – это защита и спасение от любых невзгод:

Обиды являются для человека неким грузом на душе, который не дает жить счастливо и двигаться дальше. Именно поэтому важно уметь отпускать ситуацию, в чем и поможет молитва о прощении обидевших нас. Если человек научится прощать всем сердцем, то и негативные переживания уйдут и очистят душу.

Церковь, психологи, экстрасенсы и другие люди, работающие с энергиями, утверждают, что никогда нельзя мстить за обиды, поскольку, таким образом, человек уподобляется тем, кто причиняет зло. К тому же месть никогда не сделает человека счастливым. Важно признать свою вину, поскольку серьезная ошибка – самооправдание.

«Молитва прощения» – сильная молитва для освобождения от обид

Прочтение этой молитвы похоже на медитацию, что позволяет очистить свои , душу и сердце от всех негативных мыслей, связанных с обидами. Рекомендуется расположиться в удобной позе на стуле или на полу, главное, чтобы тело не было напряжено. После этого нужно закрыть глаза и сконцентрироваться на дыхании. Когда почувствуется полное расслабление перед прочтением молитвы о прощении обид, необходимо подумать над тем, что значит «прощение». Важно понять, что изменится, если наконец-то освободится от этого груза. Направьте свой внутренний взор на сердце и прочитайте сильную молитву на прощение человека:

«Я прощаю и люблю себя.

Я прощаю всех, кто обидел меня и отпускаю с миром.

Я полностью прощаю все.

Я прошу прощения у всех тех,

Кого я обидел вольно или невольно.

Простите меня, простите меня, простите меня…

Я принимаю себя таким, какой я есть.

Ведь я часть этого мира.

Я свободен.

Я люблю весь мир, я люблю себя, я ощущаю себя светом.

Я прошу прощения у Бога за все содеянное до сегодняшнего дня.

Господи! Прими меня, простившего и прощенного с открытым сердцем

И чистыми помыслами,

Прими меня как частицу себя.

Руководи отныне и навсегда мыслями и делами моими. Аминь».

В это время необходимо учитывать, какие образы возникают в голове и какие будоражат душу. Все это важно для прощения. Если трудно выучить текст, то молитву можно произносить своими словами, говоря все от чистого сердца. Помните о том, что важно не только простить других, но и себя. Произносить слова стоит как можно чаще, поскольку это позволит отстраниться от существующего негатива и возможных обид.

Стоит также сказать, что в православии есть икона, перед которой люди просят о прощении – чудотворная икона Божьей Матери Умягчение злых сердец.

Молитва о прощении грехов - это каждодневное обращение к Господу Богу, которое помогает человеку очистить свою душу.

Обиды греховные, которые мы изрыгаем на рядом идущего, со временем возвращаются обратно в виде недугов.

Чтобы заслужить Божью благодать и исцелиться духовно, необходимо как можно чаще читать молитвы о прощении.

Такие молитвы могут быть обращены не только к Господу Богу, но и к другим святым образам.

Перед тем, как приступить к чтению предложенных молитв, Вам следует посетить православный Храм и попросить прощения мысленно перед Богом.

Православная молитва Господу Богу о прощении грехов:

1. ,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Каюсь пред тобою искренне и молю об отпущении грехов. Словом колким и делом скользким незаслуженно принижал я людей. Не специально и со зла грешил необузданно и не молил прощения у добрых людей. Смилуйся, Боже, и прости мне все грехи ведомые, вольные и невольные, а также не упомянутые по забвению. Да будет так. Аминь."

2. ,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. В мольбе обращаюсь к тебе и прошу помочь в искуплении. Все грехи, сотворенные по забвению, отпусти. Направь меня на тропу православия, мимо греховного тщеславия. Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь."

Православная молитва Господу Богу о прощении обид:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Припадаю к твоим ногам и молю о великодушном прощении. Обижал и не извинялся, унижал и не каялся. Обидными словами причинял боль близким людям и незнакомым странникам. Пощади мою душу грешную и прости меня за злые деяния. Да будет так. Аминь."

Если Вы женщина, то Молитву Господу о прощении следует читать от лица слабого пола.
Чтобы заслужить прощения от грехов и обид, необходимо как можно чаще произносить эти молитвы в спокойном уединении.

Молитва покаяния Иисусу Христу об отпущении грехов:

Живя на белом свете, мы неустанно грешим, забывая порой о том, что кого- то обидели.
Чтобы Господь отпустил лихие грехи, Вы должны периодически произносить молитву о покаянии.
Только не стоит забывать, что любая молитва- это не пустые слова, а обещание Богу в виде поступков.

Перед тем, как приступить к чтению молитвы покаяния Иисусу Христу, позаботьтесь о том, чтобы Вам ничего не мешало. Запритесь в уютной комнате и зажгите церковные свечи. Рядом поставьте православные иконы. Это образ Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Блаженной Старицы Матроны Московской.

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Искренне каюсь пред тобой и прошу великодушного прощения. Отпусти мне все грехи по забвению, ругань, брань, обиды ближнему и очисти душу мою от греховных помыслов. Защит меня от деяний не праведных и не терзай слишком тяжелыми испытаниями. Да буде воля твоя и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь."

Дождитесь пока все свечи полностью не угаснут. Усердно крестясь, ступайте с миром и постарайтесь как можно меньше грешить.

Предлагаю Вашему вниманию еще одну молитву покаяния, которая просит Иисуса Христа об скорейшем отпущении грехов:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Смилуйся надо мной и отпусти мне все грехи, совершенные по злому умыслу и не по воле моей. Я каюсь за причиненные обиды, колкое слово и гадкое дело. Я раскаиваюсь за душевную смуту и сетование на трудную жизнь. Отпусти мне все грехи и прогони из души бесовские помыслы. Да будет так. Аминь."

5 молитв, позволяющих вымолить прощение за грехи предков, абортированных детей, блуд, похоть и измену.

Зажгите 1 свечу. Поставьте иконы, имеющиеся дома в наличии. Несколько раз прочтите молитву “Отче Наш”.


Затем приступайте к замаливанию.

Как замолить аборт:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Отпусти мне грех аборта- детоубийства прескверного. В наготе духовной, сошла с пути праведного, прельщенная слабостью и вожделением. Да будет воля твоя. Аминь."

Как замолить грехи предков:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. В поминовении церковном отпусти грехи предков покойных, что при жизни не каялись, редко молились и маялись. Да будет воля твоя. Аминь."

Как замолить грех блуда:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Очисти меня от блудного стремления, и безмерного семенного осквернения. Молю тебя о возмездии строгом, чтоб потомство не страдало, мои скорби не впитало. Да будет так. Аминь."

Как замаливают похоть:

,Господи, не погуби мою душу, но остуди похотливое желание плоти. Молю тебя о справедливом наказании и послаблении за чистосердечное признание. Да будет воля твоя. Аминь."

Как замолить измену:

,Господи Иисусе Христе, в младом вожделении и плотском влечении, каюсь я в супружеском отступлении. Праведно гневаясь, за измену накажи, путь мне духовный во Храм укажи. Да будет воля твоя. Аминь."

Теперь Вы сможете замолить свои и чужие грехи.

Молитва чтобы все было хорошо:

Перед тем, как начать читать эту молитву Господу Богу, необходимо посетить православный Храм и поставить по 3 свечи к иконе Иисуса Христа, Пресвятой Богородице и Блаженной Старицы Матроны Московской.
Усердно крестясь и взирая на яркое пламя, произнесите про себя простые молитвенные строчки:

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Пускай все будет хорошо как в душе, так и в бренном теле. Да будет так. Аминь."

Неспешно покидаете Храм, купив дополнительно еще три свечи и православные иконы, перечисленные выше, но только в том случае, если их нет в наличии.

Приходите домой и уединяетесь в комнате. Зажигаете свечи.
Пристально смотрите на яркое пламя и представляете себе то, что все будет хорошо. У каждого молящегося свое понимание достатка, но не стоит просить у Господа Бога греховного блага.

,Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Пускай все лихое отринет и будет все хорошо от крепкой веры в душе. Напусти на меня хорошие светлые помыслы и избавь от греховных деяний. В доме отчем и казенном, на скользкой дороге, ночью и днем, с родными людьми пусть все будет хорошо. В благих начинаниях пускай все хорошо завершится. Да будет так. Аминь."

Православная молитва о том, чтобы все было хорошо , может быть обращена не только к Господу Богу, но и к его святым помощникам сохранить веру в душе.

Вымаливая у Бога прощения за грехи, соблюдайте посты, читайте Молитвослов и Библию, причащайтесь святых даров, исповедуйтесь у Батюшки. Общайтесь с духовным наставником.

Пусть Господь Бог услышит Ваши стенания!

Желаю вам светлых и радостных дней!

Храни Вас Бог!

– Отец Александр, что же такое обида? Только внутренняя боль или удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Я сначала не отвечу на эти вопросы, а сам вас спрошу: можно ли себе представить обиженного Спасителя, или обиженную Божью Матерь?.. Конечно, нет! Обида – это свидетельство духовной слабости. В одном месте Евангелия сказано, что иудеи хотели возложить на Христа руки (то есть схватить Его), но Он прошёл посреди них, сквозь толпу агрессивную, кровожадную… Не написано в Евангелии, как Он это сделал, возможно, Он так гневно на них посмотрел, как говорится, молнию метнул глазами, что они испугались и расступились. Я себе так это представляю.

– Нет ли противоречия? Глазами сверкнул – и вдруг смиренный?.

Нет, конечно. Слово Божие говорит: “Гневаясь не согрешайте”. Господь не может грешить – Он Единый Безгрешный. Это мы маловерные и гордые, если гневаемся, то с раздражением и даже со злобой. Потому и обижаемся, что думаем, что и на нас злятся. Гордый уже внутренне готов обижаться, потому что гордость – это искажение человеческой природы. Она лишает нас достоинства и тех благодатных сил, которые Господь щедро дарует каждому. Гордый же человек сам от них отказывается. Смиренного человека обидеть невозможно.

– И всё-таки, что такое обида?

– Во-первых, это, конечно, острая боль. Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что он проиграет. И не только потому, что не умеет играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.

Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. Смиренный человек скажет себе твёрдо и спокойно: «Это я получил по своим грехам. Господи помилуй!» А горделивый начнёт возмущаться: «Ну, как же так можно?! Как же можно ко мне так относиться?»

Когда Спасителя привели к первосвященникам, и слуга ударил Его в ланиту, с каким достоинством Он ему ответил. Разве Он обиделся или расстроился? Нет, Он явил поистине царственное величие и абсолютное самообладание. Ну, опять-таки, можно ли себе представить, что Христос на Пилата или на первосвященников обиделся?.. Смешно. Хотя Его мучили, издевались, клеветали… Не мог Он обижаться совершенно, никак не мог.

– Но Он же Бог и человек, батюшка.

– Так, Господь и нас зовёт к совершенству: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем». Он говорит: «Хочешь, чтобы тебя обида не касалась, хочешь быть выше любых обид, значит будь кроток и смирен сердцем, как Я».

– А если обида не по заслугам?

– А Его по заслугам обижали?

– Но это нечестно, если какая-то неправда, клевета, то ты просто кипишь, потому что не согласен с этим.

– Мне кажется, что может быть ещё больнее, если тебе правду скажут: «А-а-а, вот, ты какая!» «А я ведь, действительно, такая… Вот гады!»

– В точку попали!

– Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Прямо при всех!.. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо каяться и просить прощения.

– А вторая часть вопроса? Обида – включает удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Да, конечно мы продолжаем хранить обиду в памяти. Нас обидели и вместо того, чтобы напрячь свои духовные силы, и этот очень болезненный удар отразить, мы не только его принимаем, но начинаем, как бы, расковыривать и инфицировать и без того болезненную рану. Мы начинаем прокручивать мысленную цепочку: «Как он посмел… Да, я так вот хотел, а он вот как… А если бы я сказал так, если бы я объяснил, и если бы ещё,.. то он бы все понял». Но на этом месте мысль обрывается, и ты начинаешь все с начала. Сколько ты не напрягаешься, сколько не стараешься быть хладнокровным, спокойным, сколько не пытаешься обстоятельно, и разумно преодолеть обиду, оказывается, что твои мысли просто гуляют по замкнутому кругу. Ты укореняешься в мысли, что тебя незаслуженно обидели, и начинаешь себя жалеть: «Ах, вот, я какой несчастный… А тут ещё такие люди… Ждал от него одного, а он, оказывается, вон какой! Но ничего, уж я ему объясню, что со мной так нельзя: как же ты мог – скажу».

Человек попадает в бесконечный мысленный круговорот. Он напрягается, изобретает, что бы такое ему сказать, как ответить. Чем дольше человек в нём пребывает, тем труднее обидчика простить. Он только удаляется от этой возможности, потому что сам себя укореняет в обиде, более того, вырабатывает в себе стереотип, говоря языком биологическим, условный рефлекс, который не даёт с этим человеком общаться. Только увидишь его… и пошло: «Раз он, такой-сякой, негодяй так с тобой поступил, значит с ним невозможно разговаривать. Ты к нему так хорошо, а он к тебе так плохо…» И люди перестают друг с другом общаться, потому что просто не могут обиду преодолеть: «Я бы может быть и рад с ним поговорить, вроде даже и настроился, и пришёл, и хочу, а ничего не получается».

Про это в русской литературе есть прекрасный рассказ Н. В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Поссорились из-за сущего пустяка (Гоголь – гений), ну, просто не из-за чего. А ерунда перешла в смертельную ненависть. Они у сутяг истратили все свои деньги, обнищали, и всё равно судятся и враждуют друг с другом, хотя это абсолютно бесперспективно. Были хорошие спокойные, добродушные соседские отношения, и всё потеряно. Почему? Потому что не прощёная обида. И каждый уверен, что другой – враг. Эта вражда их обоих изглодала, и будет глодать до смерти.

– Батюшка, а как быть когда с человеком возникла какая-то ситуация, которую ты не понял. Потом выяснил с ним, всё простил, забыл. Всё забыл. Нормальные отношения. В следующий раз человек делает что-то худшее. Ты опять прощаешь. Но он ещё хуже с тобой поступает. И тогда начинаешь сомневаться. А может, не надо было прощать, что бы он понимал, что так нельзя себя вести? Может быть, нужно как-то по-другому? И тогда, когда ты в третий, четвёртый раз прощаешь, просто уже примирился с линией его поведения, примирился с тем, что он такой, и надо просто прощать, вдруг отношения достигают такой высокой точки, когда вспоминается первое, второе, пятое…

– Это означает, что ни первое, ни второе, ни пятое ты не простила.

– Но я же думала, что простила…

– А не надо принимать желаемое за действительное. Это не только твоя ошибка, для каждого из нас это весьма характерно.

– Ты считаешь, что простил. Не выясняешь отношения, даже никаких претензий…

– Но внутри всё кипит… Только это означает, что мы обиду куда-то в подсознание затолкали, и там она пребывает. Потому что, когда человек грешит (а обида – это грех, не важно справедливо или несправедливо нас обидели, это зло, которое вторгается в нашу жизнь), он старается это сам от себя подальше спрятать… Есть некая духовная реальность, она ворвалась в жизнь, и просто так не исчезнет, она здесь. Если мы эту духовную реальность пытаемся затолкать в подполье своего сознания, это не значит, что она исчезла, это значит, что она пребывает в твоём сознании, но в тех его уголках, куда ты стараешься не заглядывать. И там обида скрыто таится и ждет своего часа.

Это можно сравнить с болезнью: человек является носителем опасной болезни, но она дремлет. Вирусы присутствуют в организме, и если происходит какая-то перегрузка, организм ослабевает, болезнь может вспыхнуть и обрушиться со всей силой на человека, который даже и не подозревал, что он болен.

Если мы своими силёнками пытаемся справиться с обидой, ничего реально не достигаем. Это просто противоречит словам Господа, который говорил: «Без Меня не можете творити ничего». – По своей гордости я сам желаю простить. – Ну, желай. Можешь до посинения желать. Можешь, допустим, пойти в лес и желать, чтобы комар тебя не кусал. Пожалуйста. Сколько хочешь можно напрягаться. Но комар-то этого не знает и все равно тебя укусит. А лукавый это не комар, это активная, злобная, агрессивная, исключительно подвижная и инициативная сила, которая ищет и выбирает момент, когда человек перед ней наиболее беззащитен. И тогда нападает и держит человека мёртвой хваткой – напоминает острые моменты, толкает мысль анализировать ситуацию и переживать ее вновь и вновь: «Как же можно вот так поступать несправедливо? Как? Ну, как ты мог? Ты, такой-сякой, ближний мой и знаемый мой, столько лет мы рядом, а ты мне такое сказал!» А он, может быть, даже и не заметил, что сморозил глупость и не понял, что так глубоко и больно задел. Просто не знает, что обидел тебя. Потому что лукавый тут подсуетился, а человек просто стал орудием дьявольской силы.

– Ну, хорошо, есть лукавый, лукавая сила, а где Господь? Чего Он хочет?

– Чтобы человек из гордого стал смиренным. Господь попускает нам эти испытания, для того, чтобы мы боролись со своей гордыней. Хочешь победить эту внутреннюю духовную заразу – криком кричи, просто криком кричи. Не на обидчика кричать надо, не на окружающих срывать свою боль, а Господу кричать: «Господи помоги! Господи, не справляюсь. Господи, вот сейчас этот грех меня потопит. Господи, дай сил мне его преодолеть!» Возложи на Господа твою печаль. Даже не возложи, а возверзи. Наверх забрось, высоко-высоко, Господу свою печаль отправь. Не в подсознание запихай, не на окружающих навесь: «Ах вы, нехорошие такие, меня не жалеете», а «Господи, пожалей, дай сил преодолеть мою слабость, дай силы перенести». Вот чего Господь от нас ждёт. Если будешь так просить, если будешь молить Господа, чтобы Он тебя укрепил и дал силы перенести боль, Господь поможет. Боль от обиды – это объективная реальность и подчас непереносимая. Как её терпеть? Да, зачем терпеть-то? Как раз таки нельзя терпеть. Нужно приложить всю свою веру, все свои духовные силы, но надеяться не на себя, а на Господа, без Божьей помощи ты её не преодолеешь, не перетерпишь.

– Батюшка, а слёзы – это плохо?

– Слёзы бывают разные. Бывают слёзы от гордости, от обиды, от неудач, от зависти… А есть слёзы раскаяния, благодарности, умиления.

– А если, на исповеди мы говорим о том, что согрешили грехом обиды, а она не проходит?..

– Это свидетельство нашего маловерия, неумения каяться и бороться с грехом. Ещё раз говорю: обида сама не пройдёт. Если ты хочешь от неё избавиться, поступай с ней, как с любым другим грехом – проси у Бога исцеления. Вот, курильщик, допустим, или алкоголик, сам справиться со своим грехом не может, всё, точка. Совершенно спокойная констатация факта: я не могу. Это не значит, что я плохой, неполноценный, ненормальный. Это значит, что я всего лишь обыкновенный человек, поэтому не могу сам справиться с грехом. Если бы мог, Господу не надо было бы приходить на землю. Зачем тогда Богу надо было принимать уничижение, становиться человеком, жить и переживать страшные преследования и гонения, терпеть крестные муки, если люди могли без Его помощи обойтись? Зачем Христос был? Чтобы спасти человека.

Тебе плохо, но разве ты просишь о спасении, о помощи Господа? Ну, как ты Его молишь? Есть результат? – Нет, но, он же меня так обидел! Ах, я не могу. – Да не в том дело, как тебя обидели, а в том, как ты молишься! Если ты молишься по-настоящему – значит, результат будет. Что, Господь бессилен, что ли тебя от лукавого защитить? Да, ты просто не молишься, ты же не просишь! Ты не хочешь, чтобы Господь тебе помог. Если захочешь, то сможешь. На то Господь и даёт нам Свою божественную, всепобеждающую, самую великую в мире силу. Какой там лукавый?

Десять больше единицы, сто больше десяти, миллион больше ста, а миллиард… Но есть бесконечность. И по сравнению с бесконечностью, миллиард – всё равно нуль. И пусть лукавый могущественный, но Все могущий только один Господь. Если Бог с нами, то никто против нас… Вернее – мы с Ним, Господь-то всегда с нами. Если мы с Богом действительно, под Его божественным благодатным покровом, тогда ничего с нами сделать невозможно. Нас можно уничтожить физически, но не нравственно, нельзя принудить нас делать то, чего мы не хотим. Не хочу обижаться – значит, и не обижусь. Меня обидят – значит, я буду молиться так, чтобы эту обиду силой Божией преодолеть.

– Мне кажется, часто человек, сам того не осознавая, не хочет простить обиду, потому что осознание своей правоты и неправды обидчика как-то утешительно.

– Да: никто меня не жалеет, так хоть я сам себя пожалею. Это категорически мешает. И опять-таки в этом есть или горделивая попытка своими силёнками справиться, или принять желаемое за действительное. Обида – больно. Даже, крапивой обожгись – и то больно. Конечно, и комариный укус, и даже ожог можно перетерпеть. Но есть какие-то глубокие раны, они просто так не проходят. Ну, допустим, на руке, нарыв какой-то… Тут медицинская помощь нужна. Ты можешь изо всех сил глядеть на свою рану и говорить: «Хочу быть здоровым». Бесполезно. Сейчас, особенно среди православных, очень распространено самолечение. Звонят врачу, и тот по телефону человека лечит. День лечит, два, неделю, месяц пока человек не понимает, что лучше бы ему всё-таки пойти в больницу… Там его, наконец, начинают лечить, он поправляется. А по телефону лечить нельзя, будь ты трижды православный врач или трижды православный пациент. Если болезнь серьёзная, нужно принимать адекватные твоему состоянию усилия. А каково наше духовное состояние? Молиться мы не умеем, смиряться не умеем, терпеть не умеем, практически ничего не умеем. Разве что бездумно долдонить по молитвослову молитвы – это мы умеем.

– А как понять, простил ты человека по-настоящему или пытаешься обмануть самого себя? Что является критерием прощения обиды?

– Можно проверить себя чисто умозрительно. Представь, что ты к обидчику приходишь, предлагаешь помириться, и он бросается тебе на шею, вы целуетесь-обнимаетесь, плачете-рыдаете и всё отлично. Потом представь: ты приходишь и говоришь: «Давай помиримся? Прости меня, пожалуйста», а в ответ слышишь: «Знаешь, ты иди отсюда…», – «Во-о-о-от. Ага! Я тут так смирился, я к тебе пришёл прощения просить, мир предлагать, а ты!..»

Был такой владыка Мелитон, его при жизни называли святым. Он жил в Ленинграде. Я имел счастье немножечко с ним быть знакомым. Он ходил в стареньком пальтишке, один, без всякой свиты. Однажды владыка Мелитон приехал к замечательному старцу архимандриту Серафиму Тяпочкину, постучался в калиточку, а келейница в простом старичке архиерея не увидела и сказала: «Отец архимандрит отдыхает, подожди». И он смиренно ждал. Как-то я у владыки спросил: «Вы такой любящий человек, как Вы смогли быть таким?» «Какой я любящий? – удивился он, а потом задумался, – За всю жизнь, я только раз человека обидел».

Так вот, когда владыка был молодым человеком (ещё до революции), он учился в епархиальном училище, на миссионерских курсах, устроенных по типу интерната. Учился Миша (тогда его так звали, Мелитон – это монашеское имя) всегда хорошо. Однажды он сидел в классной комнате, делал домашнее задание вместе с другими ребятами, и вдруг туда вбежал Колька, разгильдяй и безобразник, и разбросал нюхательный табак. Все начали чихать, кашлять… Шум, гам. Колька смылся, а тут появляется инспектор: «Что за шум?» И вот владыка рассказывал, что сам не знает, как у него вырвалось: «Это Колька табак разбросал», – заложил товарища. Тогда это было совершенно недопустимо. Нигде, ни в армии, ни в гимназии, ни в епархиальном училище, нигде. Заложить товарища – последнее дело. Ну, Кольку тут же в карцер за безобразия на два часа. А Миша вокруг этого карцера круги нарезает, переживает – как же товарища заложил. Хотя этот безобразник его спровоцировал, сам не занимается и другим мешает, Миша переживает, молится, ходит… Наконец, через два часа Кольку выпускают, он к нему бросается: «Коля, прости меня! Не знаю, как у меня вырвалось!» Он ему: «А ну, пошёл отсюда…». Михаил опять: «Коля, прости меня!» Лет 14-15 мальчишке было. Его ударили по одной щеке – он вторую подставил. Ну, что поделаешь, Колька злющий-презлющий, Миша поворачивается, но не успел он сделать несколько шагов, Коля его догоняет: «Миша, и ты меня прости!»

Если можешь подставить вторую щеку, тогда второй раз у нормального человека рука не поднимется, когда ты действительно смиренно, с любовью попросил прощения. Уж надо совсем быть злодеем, чтобы и второй раз ударить.

Такая вера у мальчика Миши была, такая молитва, что сам простил безобразие, которое Колька учинил, и принял всю вину на себя, хотя его спровоцировали.

Это просто люди из другого теста. Они не мирились с тем, с чем мириться нельзя – со злобой, обидой, грехом. А мы: «Ах, меня обидели, и я обиделся». Ты не имеешь права быть обиженным, в своей душе носить обиду – это грех, болезнь духовная. Как хочешь – только ты её преодолей. Если ты с Господом, это возможно. Если больно тебя задели, значит нужно иметь терпение, терпеть и бороться столько, сколько нужно, чтобы ты грех действительно победил. Здесь «хочу» совершенно недостаточно. Критерий один: сможешь ли ты вторично стерпеть грубость или не сможешь?

Но, конечно, речь идёт о более-менее обыкновенных, бытовых грехах. Бывают грехи тяжкие, на грани смертных (скажем, измены – это совсем другой разговор). Но собственно из этих повседневных отношений, из этих непреодолённых грехов копится греховный ком, который может раздавить. Терпеть его нельзя. Не хочешь, чтобы эта зловонная гниющая мусорная куча тебя погребла под собой, значит, борись с каждым грехом до победы. Старайся раскаяться так, чтобы и следов его не осталось в душе. А раз не осталось, значит, он ушёл в небытие.

– Как это? Ведь были слова, были поступки, они же были – это факт?!

– Господь говорит, что изглаживает грехи, но что такое грех? Всё что в мире существует – сотворено Богом. Сотворил Господь грех? Нет. Значит, грех не существует, как другие Богом сотворённые идеи, духовные и материальные сущности. Всё что сотворил Господь – благо. А грех – это зло, и Господь греха не сотворил, значит, в этом смысле греха нет, это некий мираж. Мираж бывает? Бывает. Видишь мираж? Видишь. Но на самом деле того, что ты видишь, нет? Нет. И греха в таком смысле нет. С одной стороны есть, а с другой стороны – нет. Если ты каешься, то эта псевдо-духовная сущность изгоняется Господом вон из этого мира. Как её не было, так и будет. И если ты действительно забыл и простил, ты можешь с человеком общаться, как будто ничего и не было. Но для этого ты должен приложить огромные духовные усилия. Это вовсе не так-то легко. Каждый знает, как трудно прощать. Мы не прощаем, потому что не прикладываем тех духовных усилий, которые необходимы, чтобы победить зло, чтобы грех полностью изгнать из этого мира. Мы ограничиваемся тем, что успокаиваемся со временем.

– Батюшка, а бывает, что не знаешь, вдруг человек обиделся? Не разговаривает почему-то…

– Ну, подойди и скажи, но только с любовью и мягко: «Я тебя чем-нибудь обидел?»

– Но…

– Но вот тогда и молись так, чтобы твоя молитва преодолела то зло, которое невольно и неведомо для тебя тобой соделано. Лукавый же не в открытую действует. Он пользуется нашими слабостями. Надо сказать: «Какая же я грубая, неделикатная, если что-то такое сделала и даже не заметила, как человеку боль причинила. Господи, прости меня окаянную. Я виновата. Обидела человека так, что он со мной даже разговаривать не хочет. Что же я такое сделала? Господи, даруй ми зрети моя прегрешения».

– А если у человека изъян. Если он пьёт. Если он хам?.. Как с ним говорить?

– На такие вопросы трудно отвечать, потому что нужно смотреть на конкретную ситуацию. Но в качестве примера могу привести рассказ из книги “Отец Арсений” “Медсестра”. Там, отвечая на вопрос, как же она такой хорошей выросла, сестричка объясняет, что такой её воспитала мачеха. У неё умерла мать, и эта осиротевшая девочка, мучила свою мачеху по первому разряду, просто издевалась, как только может 14-летний ребёнок. Но мачеха была очень глубокой, по-настоящему глубокой христианкой. Она молилась, трудно передать как. И своим смирением, пламенной молитвой и верой эта мачеха сумела переломить сердечко озлобившейся девочки.

Её родной папа раз в год крепко запивал, приводил товарищей, пьяная компания вваливалась в дом, и её родная мама, когда была жива, страшно пугалась, забивалась в угол, выслушивала упрёки и чуть ли не побои терпела. Девчонка со страхом ждала очередного папиного запоя (ещё до примирения с мачехой). И вот вваливается пьяный папочка с дружками и требует, чтобы жена на стол накрыла. А тихая и безответная мачеха вдруг хватает одного дружка, за порог вышвыривает, другого – туда же и дверь закрыла. Папенька: «Как, на моих дружков!» Чуть было её не ударил. Но она схватила, что попалось ей под руку и так его отметелила… И всё, вопрос был решён.

– Это смирение?!

– В том-то и дело, что смирение – добродетель сверхъестественная. Господь сказал: «Я смирен». Кто-то из святых отцов сказал, что смирение – это одеяние Божества. Оно сверхъестественно. Смиренный человек, тот, который побеждает зло в самом его корне. И если ему для этого нужно применить физическую силу, значит, он её применит. Это вовсе не тюфячок-половичок, об который ножки можно вытирать: «Ах, я терплю, я такой смиренный». А внутри всё бурлит-кипит… Какое же это смирение? Это пассивность перед злом.

– Если близкий человек ведёт себя, мягко говоря, нехорошо по отношению к тебе, особенным раскаянием не страдает, не будет ли всепрощаемость ему же во вред?

– Будет. Будет конечно. Но, я только что привёл пример мачехи и девочки. У мачехи хватило духовной чистоты, чтобы понять как ей себя вести с этой девочкой. Потому что наверняка у неё руки чесались и неоднократно, или хотелось папе рассказать… Но она поняла, что ребёнок себя так ведёт от какой-то дикой боли. Девочка лишилась матери! Поэтому встретила в штыки кроткую, смиренную, тихую, любящую мачеху. Мачеха среагировала не с обидой, не со злобой в ответ на эту страшную агрессию, которая на неё изливалась, а удивительно по-христиански, с одухотворённым смирением. Своей любовью, молитвой, терпением и смирением она смогла преодолеть тяжелейшее для этой девочки искушение.

– А как понять, когда надо смиряться и промолчать, а когда…

– Для этого-то как раз смиряться надо. Только смиренный человек различает добро и зло. Как Господь благословит, так он и будет себя вести. Иному, может быть, полезно спустить семь шкур. Недавно один генерал (ему уже к 80-ти) рассказал мне: «14-ти лет я стал вести себя совершенно безобразно. Причём семья у нас была непростая, в гостях бывал знаменитый кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов, они с папой по-французски разговаривали, и я по-французски понимал. Когда же темы были для меня запретными, они переходили на немецкий. И вот однажды в ответ на какое-то мое очередное хамство папочка взял и выпорол меня как следует. Это не было унижением моего достоинства. Просто у меня был переходный возраст, гормональный взрыв. И отец этот взрыв погасил мощным противоположным действием. Я своему папе благодарен». Отец без злобы его порол. Но я вовсе не призываю всех пороть своих детей, потому что для этого надо быть такими папочками и мамочками, которые это могут делать со смирением, внутренне сохраняя присутствие духа. Смиренный человек не теряет духовный мир ни при каких обстоятельствах. Надо отодрать? Ну, значит, выдерем для пользы дела, только с любовью.

– Можно ли идти к причастию, если никак не можешь побороть боль?

– Бывают грехи, которые за один раз не преодолеешь и, конечно, в такой ситуации особая помощь Божия необходима. Поэтому нужно причащаться, нужно молиться, каяться, бороться со своим грехом. И понимать, что, либо ты победишь в себе свой грех, напрягая все свои силы, либо грех без всяких усилий победит тебя.

– Что значит, победит тебя?

– Значит, ты потеряешь этого человека, совсем с ним общаться не сможешь. Раз у тебя на душе грех, ты будешь и поступать греховно, будет мстительность, злопамятность, обидчивость. Будешь копить обиды, искать и видеть там, где их нет, всё истолковывать в дурном смысле. Это приведёт к деградации духовной. Но причащаться нужно только при условии, что ты от души молишься и от души каешься. Пусть ты этим грехом обуреваем, но ты с ним борешься. Бывают грехи, которые быстро не преодолеваются, с ними нужно бороться постоянно, только следить, чтобы не расслабиться, не устать и не потерять надежды, что с Божьей помощью ты их победишь. Тогда конечно просто необходимо причащаться.

Господь нам посылает такие испытания, чтобы мы учились с грехами бороться. О каких-то давних грехах мы забыли, даже про них и не думаем, но мы же грешные всё равно, вот, Господь нам и посылает нынешний видимый грех, чтобы мы его ощущали и преодолели. Но поскольку человек – существо целостное, если он побеждает этот грех, то побеждает и другие. Человек грешный, а Господь милостивый. Ты просишь прощения за один грех – Господь может тебе и другие простить. Но нельзя относиться к причастию, как к какому-то лекарственному средству: принял таблетку – у тебя голова прошла. Между прочим, если голова в данный момент перестала болеть, это не значит, что болезнь прошла. А здесь речь идёт о том, чтобы исцелиться полностью, чтобы эта нравственная боль не возвращалась.

Загрузка...