docgid.ru

Как цвет влияет на организм человека. Цветотерапия — как влияют различные цвета на здоровье

Влияние цвета на человека доказано уже давно. Цвет способен регулировать наше настроение, эмоциональный фон и даже аппетит. В современной медицине даже появилось такое понятие, как метод цветотерапии. Он заключается в воздействии окрашенным светом на человека с целью его излечения от различных заболеваний.

Глядя на то, каким цветам человек отдает предпочтение в одежде, в какой гамме оформляет интерьер в своем жилище, можно немало рассказать о его характере и личных качествах. И наоборот – если человек знает, как цвета влияют на его состояние, он может сам «вытащить» себя из депрессии и настроить на позитивный лад.

Как влияет на человека красный цвет

Красный цвет является одним из самых агрессивных и «горячих» цветов. Он возбуждающе действует на психику человека, его символика богата и противоречива. Вот что символизирует красный цвет: кровь, огонь, агрессию, вражду, – и одновременно богатство, жизненную энергию, власть, самореализацию. Также он является символом революционных действий и борьбы за независимость. Неслучайно цезари в Римской империи одевались в пурпурные одеяния, спартанские воины перед боем надевали красную форму, а в древнем Египте красный цвет символизировал дух зла.

В современном мире красный цвет предпочитают волевые, энергичные, деятельные, импульсивные, уверенные в себе люди. Как правило, они оптимистичны, умеют добиваться поставленных целей, но при этом немного упрямы. Среди отрицательных черт людей, предпочитающих красный, выделяют резкость, нетерпимость к критике, неприятие каких-либо советов, чрезмерный максимализм.

Женщины, отдающие предпочтение этому цвету, любят быть в центре внимания у противоположного пола, они уверены в своей красоте и не терпят конкуренции. Мужчины легко строят карьеру, из них получаются хорошие руководители.
Влияние красного цвета на человека в интерьере следующее: он возбуждает нервную систему, стимулирует аппетит, но одновременно может вызвать головную боль, переутомление. Не рекомендуется оформлять в красных, бордовых, пурпурных цветах спальню: будет тяжело расслабиться и спокойно заснуть. Также красный не очень подходит для детской комнаты.

С элементами красного можно оформить гостиную: помещение будет выглядеть очень эффектно. Также в ярких тонах можно отделать кухню, и тогда красная отделка или мебель будет и усиливать аппетит.

Как действуют на человека синий и голубой цвета

Синий цвет создает спокойный, уверенный настрой. Он ассоциируется с цветом моря и неба, олицетворяет собой покой и гармонию, стабилизирует психическое состояние.

Синему отдают предпочтение спокойные, уравновешенные люди, флегматики по типу темперамента. Они уверенные в себе, целеустремленные, но при этом не такие импульсивные, как любители красного. Для них свойственен перфекционизм, стремление всё доводить до идеала. Среди любителей синего много бизнесменов, людей с аналитическим складом ума. Они проницательны, умеют налаживать контакт с окружающими и приходить к компромиссу.
На настроение человека синий воздействует умиротворяюще, одновременно помогая сконцентрироваться на цели. В светло-синих тонах часто оформляют офисные помещения, переговорные залы. Тёмно-синий цвет хорошо подходит для оформления спальни, потому что влияние синего цвета на уставшего человека может быть усыпляющим.

Голубой цвет символизирует чистоту, прохладу, безмятежность, ясность. Люди, выбирающие его, отличаются хорошей интуицией, способностью принимать быстрые решения. Нередко они чрезмерно раздражительны и нуждаются в успокоении. Голубой помогает снизить уровень агрессии и тревожности, расслабляюще действует на центральную нервную систему.

В голубом цвете часто оформляют свои квартиры холостяки и одинокие люди, а также представители творческих профессий.

Как влияет на человека жёлтый цвет

Жёлтый цвет – легкий и яркий, ассоциируется с летом, солнцем, отдыхом на пляже. Нельзя однозначно ответить на вопрос, относится он к тёплым или холодным оттенкам. Насыщенно-жёлтый: горчичный, золотистый, грушевый, –относят к теплым тонам, а лимонно-жёлтый или жёлто-зеленый – к холодным.
Влияние жёлтого цвета на человека – позитивное. Психология считает, что этот цвет символизирует интеллектуальную деятельность человека. Он стимулирует те участки мозговой коры, которые отвечают за развитие памяти. Разнообразные исследования показали, что оттенки жёлтого повышают умственную продуктивность, помогают сконцентрироваться и запоминать большие объемы информации.

Люди, предпочитающие жёлтый, отличаются легким на подъём характером, большим зарядом жизненной энергии и хорошим чувством юмора. Они позитивные, умеют находить во всём свои плюсы, редко обижаются. У них развито логическое мышление, тяга к самообразованию.

Поскольку на эмоциональное состояние человека жёлтый цвет влияет положительно, оформить свой интерьер в этой цветовой гамме – отличная идея. Жёлтый бодрит и дарит энергию, поэтому он подойдёт для отделки тех помещений, куда поступает мало солнечного света. Также он пробуждает аппетит, и кухня, оформленная в жёлто-оранжевых тонах, будет выглядеть ярко и нарядно.

Как действует на человека зелёный цвет

Зелёный цвет – символ жизни, природы, гармонии. Подсознательно он воспринимается людьми как символ безопасности – неслучайно разрешающий сигнал светофора именно зелёный. Также его используют при лечении клаустрофобии – боязни замкнутого пространства.
Влияние цвета на здоровье человека следующее: как считают поклонники цветотерапии, зелёный оказывает противовоспалительное воздействие, укрепляет мышцы и костную ткань, снимает напряжение с глаз и оздоравливает бронхи.

Какие люди выбирают зелёный цвет в одежде? Общительные и дружелюбные, не склонные к конфликтам и склокам с окружающими. Зачастую они оказываются слишком мягкими и не могут отстоять свою точку зрения в каком-либо вопросе. Поклонники зелёного легко приспосабливаются к новым условиям, умеют идти на компромисс. Их слабые места – привычка долго переживать из-за своих неудач, неуверенность в себе, нервозность.

Зелёный цвет влияет на человека положительно: тонизирует, придает силы и энергию, стимулирует умственную деятельность. В светло-зелёных тонах можно оформить рабочий кабинет или учебную зону в комнате. Не рекомендуется отделывать зелёным спальню: вряд ли получится полноценно расслабиться.

О чем расскажут чёрный, белый и серый цвета

Чёрный традиционно считается символом горя и скорби, влияние цвета на психику человека – тяжёлое и угнетающее. Редко можно встретить человека, одетого в чёрное с головы до ног, если это не представитель какой-либо субкультуры.
Тот, кто при оформлении жилища использует много чёрного, сдержан в выражении своих эмоций и чувств. Такие люди часто бывают излишне суховаты, они стараются просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд. Влияние чёрных цветов в интерьере на человека скорее негативное: хотя тёмная мебель, полы и стены меньше пачкаются, они словно «давят» на хозяина жилья. Дома становится будто меньше воздуха. Поэтому не стоит злоупотреблять чёрным и другими тёмными оттенками при отделке квартиры.

Если у человека в интерьере преобладают белые цвета, он стремится к перфекционизму. Белый символизирует завершённость, окончательное принятие решения и полную свободу. Любители белого часто оформляют свои жилища в минималистском стиле. О чём расскажет любовь к белым нарядам? О высоком уровне аккуратности, стремлении во всём превосходить окружающих.
Серый цвет считается нейтральным. Люди, предпочитающие его, стремятся отгородиться от проблем и «слиться с толпой». Возможно, серый наряд будет выглядеть не слишком ярко, но он позволит своему обладателю чувствовать себя комфортно и уютно. Нередко его выбирают офисные работники.

Рассматривая влияние цвета одежды на человека, необходимо учитывать, как костюм будет восприниматься окружающими. Например, идея прийти на собеседование в разноцветном платье может оказаться не самой хорошей. Лучше отдать предпочтение спокойным, выдержанным тонам.

Помимо рассмотренных выше основных восьми цветов, в мире существует множество разнообразных оттенков. Это фиолетовый, коричневый, розовый, салатовый, бежевый, бирюзовый, стальной, изумрудный. Грамотно сочетая и комбинируя их, можно создать неповторимые образы.

Психологическое воздействие цветов на человека доказано множественными исследованиями, поэтому не стоит этим пренебрегать. Знания о том, как цвета влияют на психику, стоит использовать, составляя свой гардероб или обдумывая предстоящий ремонт в квартире. Если человек считает, что у него недостаточно хорошо развит вкус, ему сложно подобрать стильные цветовые сочетания, то на помощь придут модные журналы, где можно подсмотреть актуальные тенденции.

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»

« Влияние цвета на здоровье человека.

Цветотерапия »

Выполнили:

Кокоева Диана 10 «Б»

Крылова Екатерина 10 «Б»

Руководитель:

Учитель биологии МОУ «СОЩ №12»

Старый Оскол

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Влияние цвета на здоровье человека.

Цветотерапия»

Нормативно – правовая

Постановление главы администрации Белгородской области «Об утверждении Положения о государственном комитете по охране окружающей среды Белгородской области»

Сфера проектирования

Образование

Заказчик проекта

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Разработчики проекта

Кокоева Диана 10 «Б», Крылова Екатерина 10 «Б»

Руководитель: ,

учитель биологии МОУ «СОЩ №12 с УИОП»»

Сроки реализации проекта

учебный год

Цель проекта

изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников, на характер человека, в интерьере на человека

Задачи проекта

Зеленый цвет лечит головную боль, благотворно влияет на органы, расположенные в грудной клетке.

Как видите, воздействие цветов на человека - это целая наука, которой можно вылечить человека и дать ему новую жизнь. И если вы постигнете эту науку, то, несомненно, излечитесь от многих недомоганий и разрешите многие свои проблемы и самое главное – без побочных эффектов!

Источником цвета является каждый орган, и по отсутствию или недостаточности того или иного цвета можно судить о том, какой орган болен и в каком он находится состоянии. А поскольку каждый орган излучает свой цвет, этим цветом и следует подпитывать больной орган. Семь основных цветов радуги связаны с тканями тела и души. Действия этих семи цветов могут помочь восстановлению здоровья человека. Если желатиновую бумагу, окрашенную в любой из семи цветов, обернуть вокруг посуды с водой (банка, бутыль, кувшин) и поставить ее на 4 часа на солнце, вода вберет в себя цветовые вибрации. Если эту воду пить, воздействие на организм будет благоприятным. Исследования ученых показали, что лучи солнца, проходя через стекла, окрашенные в различные цвета, приносят большую пользу при лечении кожных и других заболеваний.

Как определить, какой цвет нужен человеку в первую очередь?

Чувствительные люди очень реагируют на цвет – будь то помещение, где принимают клиента, или одежда целителя. А от цвета свечей будет зависеть, как быстро сможет клиент выздороветь, и комфортно ощущать себя на сеансе .

Поскольку цвет имеет терапевтическое значение, то нужно учитывать, что один и тот же цвет на разных людей будет действовать по-разному. Самый простой метод диагностики – это предложить человеку выбрать, например, из нескольких свечей. Он всегда выберет правильно. А во время сеансов желательно отслеживать состояние и уровень комфорта пациента.

Авиценна советовал носить красные одежды во время хандры и болезни. Красный цвет изгоняет тоску и отрицательные эмоции, стимулирует работу органов и мышц. Цвет крови является сигналом необходимости мобилизовать свои силы для действия. Чтобы поднять настроение иногда достаточно постелить на стол красную скатерть, салфетки, поставить красные чашку, блюдо, вазу с цветами. Заряжайте воду, накрывая сосуды с водой салфеткой, пленкой красного цвета.

Наши бабушки при рожистом воспалении закрывали больное место красной тряпочкой с мелом. Если ребенок заболевал корью, занавешивали окна красной тканью, при воспалении придатков, болезненных месячных советовали одевать красные трусики, при кашле надевали красные майки и кофточки. Красная шерстяная ниточка, обвязанная вокруг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и быстрого выздоровления. Случайно ли? - Нет! Он стимулирует кровообращение, убыстряет кровоток, стимулирует работу печени, если применять облучение им в соответствующей зоне.

Оранжевый цвет ассоциируется с цветом духовной радости, отвечает за работу легких, стимулирует их деятельность, полезен при туберкулезе и эмфиземе, имеет влияние на все патологии, связанные с работой щитовидной железы, благоприятен при лечении переломов, остеопороза. Этот цвет настраивает на небывалую щедрость, укрепляет волю, улучшает обмен веществ, усиливает кровообращение, обостряет аппетит и дает чувство радости, восстанавливает равновесие, дает силы в горе, помогает сохранить смелость и способность открыто выражать свои чувства в общении. Полезными оранжевыми продуктами являются морковь, апельсин, абрикос . Вредными оранжевыми продуктами являются мясо некоторых рыб.

Розовый цвет . В педиатрической клинике Франции ввели розовое белье для детей, в результате резко возросло количество выздоравливающих. Этот цвет не позволяет иссякнуть женственности и нежности, защищает романтическую натуру от грубости внешнего мира, позволяет избавиться от навязчивых мыслей.

Желтый цвет - это цвет здоровья, дает жизненную энергию, помогает от меланхолии, способствует передаче нервных импульсов и может быть использован при любой патологии нервной системы: параличе, болезни Паркинсона. Желтый цвет стимулирует работу кровеносной и лимфатической систем, усиливает активность поджелудочной железы, кишечника, повышает иммунитет. Он защищает тепло и доброжелательность дома, спасает от депрессий, способствует интеллектуальной деятельности, объединяет семью общим эмоциональным настроем.

Лимонный цвет влияет на хронические патологии. Способствует очистке дыхательных путей. Влияет на формирование костей и зубов, стимулирует функцию мозга, зобной железы, которая важна для поддержания иммунитета, роста. Он влияет на скорость сокращения мышц, распределение энергии.

Синий цвет облегчает боли при мускульных спазмах, т. е. обладает антиспастическим эффектом. Он также стимулирует работу желудка, выделение защитной слизи. Помогает в случае запора, освобождает от газов. Способствует сохранению незыблемого порядка в доме, очищает пространство дома и придает ему силу, твердость и бесстрашие, помогает при боли, как физической, так и душевной, сглаживает неприятные воспоминания, помогает понять истинную суть событий и явлений жизни. Стимулирует работу нервной системы и активизирует выработку фагоцитов. Лечит гнойники, гранулемы. Будучи болеутоляющим, он может использоваться при анестезии, но длительное воздействие может нарушать метаболизм кальция и фосфора, что ведет к декальцинизации костей, судорогам. В этом случае его следует заменить оранжевым цветом.

Голубой цвет помогает при зуде, раздражениях, увеличивает потоотделение, понижает температуру, стимулирует мозговую железу (эпифиз), которая выделяет гормон мелатонин. Выработка последнего увеличивается ночью (поэтому хочется спать), а уменьшается с первыми лучами солнца. Если впали в депрессию, чувствуете подавленность, вставайте с рассветом, и плохое настроение пройдет. Этот цвет успокаивает, умиротворяет, смягчает грубое поведение, развивает сострадание, способствует интеллектуальным занятиям.

Зеленый цвет нормализует гомеостаз, стимулирует гипофиз, который играет главную роль в работе эндокринной системы. Дает уверенность в себе и улучшает работу сердца. Помогает рассеивать отрицательные эмоции, дает умиротворенность, помогает при шоке и обладает снотворным действием, благоприятно влияет при мигрени, глаукоме, гипертонии, истерии и бессоннице. Его можно использовать для лечения дистрофии и миастении (сильная мышечная утомляемость). Имеет бактерицидный, дезинфицирующий, антисептический эффект. Этот цвет поддерживает эмоциональную открытость и радость жизни, успокаивает нервную систему, позволяет защитить внутреннюю свободу от посторонних посягательств.

Наше настроение и состояние организма во многом зависит от воздействия окружающего мира. Как утверждают ученые, психологическое здоровье человека и даже деятельность его внутренних органов может меняться в зависимости от воздействия на него различных цветов. Даже на подсознательном уровне мы выбираем окраску одежды либо интерьера, ориентируясь не только на свои постоянные предпочтения, но и принимая в учет психологическое состояние. И в обратном порядке – правильно выбранный цвет платья либо стен в комнате может положительно сказываться на настроении и здоровье. Попробуем более подробно рассмотреть влияние синего, зеленого и фиолетового цвета на человека.

Как синий цвет влияет на человека?

Данный цвет считается символом мудрости и тишины. Кроме того специалисты определили, что он является замечательным цветовым болеутолителем. Влияние синего цвета на человека помогает устранить неприятные болезненные ощущения и даже способствует выздоровлению при самых разных недугах, среди которых мигрени, астма, воспалительные поражения, ушибы и даже серьезные болезни внутренних органов, к примеру, почек либо щитовидной железы.

Считается, что люди, особенно любящие синий цвет имеют некоторую склонность к возникновению разного рода зависимостей. Поэтому, если вы являетесь любителем данной окраски, будьте осторожны и не приобретите вредных привычек.

Насыщенная и густая чистая синяя гамма стимулирует творческое вдохновение и помогает справиться с эмоциональными потрясениями.

Ученые выяснили, что синий цвет характеризуется особенным набором электромагнитных волн, благодаря чему он способен оказывать воздействие на живые организмы. Его влияние активизирует регенеративные процессы в клетках и помогает снижению артериального давления у гипертоников. Синий цвет обладает антисептическими способностями, он отлично подавляет воспалительные процессы, снижает повышенную отечность и неплохо успокаивает нервную систему, способствуя быстрому засыпанию. Если вы страдаете от чрезмерного веса, то этот цвет станет для вас настоящей находкой, ведь он неплохо понижает аппетит.

В некоторых случаях, синий цвет может становиться причиной развития настороженности и поспособствовать ожиданию неприятных эмоций.

Как зеленый цвет влияет на человека?

Что касается зеленого цвета, то он является символом спокойствия и удачи, а также открытости к новому. В окружении такой окраски мы как бы становимся едиными с природой. Она оказывает положительное и оздоравливающее воздействие на нервную систему, неплохо успокаивает глаза и дает нам чувство свежести и ясности. Кроме того наличие зеленого цвета в интерьере и одежде помогает достичь покоя и умиротворения. Данный вариант окраски неплохо сочетается с прочими цветами, что позволяет использовать его при оформлении самых разных уголков квартиры. Считается, что прохладные и пастельные тона зеленого цвета неплохо снижают чувство голода, поэтому их рекомендуется применять в оформлении кухни.

Ученые определили, что чистый зеленый окрас оказывает особенно полезное воздействие на сердце и прочие органы, располагающиеся в грудной клетке. Влияние зеленого цвета на человека способно избавлять индивида от стрессов и разных отрицательных эмоций, а также неплохо устраняет чрезмерное возбуждение и восстанавливает эмоциональную стабильность. Насыщенные и яркие тона зеленого оказывают замечательное тонизирующее воздействие.

Зрительный контакт с зеленым цветом помогает справиться с начинающейся мигренью и головными болями, спровоцированными переутомлением. Также специалисты утверждают, что такая окраска положительно сказывается на функционировании печени и оптимизирует показатели артериального давления.

Окружение зеленого цвета помогает настроиться на принятие решений. Так психологи советуют в том случае, если вы колеблетесь между несколькими вариантами решения задач, просто прикрыть глаза и представить себя в зелени – парке, поле, либо просто чистом зеленом помещении.

Как фиолетовый цвет влияет на человека?

Фиолетовая окраска способна настроить человека на торжественность и даже церемониальность. Влияние фиолетового цвета на человека при чрезмерном переутомлении психологического либо физического плана может стать причиной раздражительности, дополнительной усталости либо испуга. Фиолетовый может стимулировать функционирование сердечнососудистой системы и органов дыхания.

Считается, что любители данной окраски реже других сталкиваются с простудными недугами. Кроме того такая приверженность способствует еще и сексуальной активности.

Специалисты не советуют применять фиолетовый цвет для оформления спален либо мест в доме, предназначенных для психологического отдыха. Его стоит использовать в небольшом количестве для дизайна гостиных, залов, коридоров, сантехнических помещений и зоны для приготовления пищи. Слишком большое количество фиолетового может стать причиной развития депрессивных состояний.

Данный цвет может применяться в качестве лекарства, если есть необходимость устранения внутренних воспалений. Также его советуют использовать при угревых высыпаниях различной силы тяжести, сердцебиении, тахикардии и разных черепно-мозговых нарушениях, в том числе и травмах черепной коробки.

Грамотное использование цветов и их сочетаний в интерьере помогает изменить свое психологическое состояние и даже избавиться от многих болезней.

Ещё во времена древнейших цивилизаций люди использовали цвет для лечения. Так, в Древнем Египте были специальные помещения в храмах, где солнечные лучи преломлялись и давали разные цвета спектра. Человек буквально купался в цвете. Назывался этот способ лечения — Ра-терапия. В наши дни ей на смену пришла хромотерапия. Она изучает влияние цвета на здоровье человека.

Так, красный цвет стимулирует нервные центры, левое полушарие, заряжает энергией печень и мышцы. Однако при длительном воздействии может вызвать усталость и учащенное сердцебиение. Он применяется при лечении малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, заболеваний эндокринной системы, ревматизма, апатии, патологии сетчатки глаза и косоглазия.

Противопоказан красный цвет при лихорадке, нервном возбуждении, гипертонии, воспалительных процессах, невритах. Плохо он воздействует и на ярко-рыжих людей.

Желтый и лимонный цвета активизируют двигательные центры, генерируют энергию для мышц, стимулируют и очищают печень, кишечник, кожу, обладают желчегонным и слабительным действием. Это цвета радостного настроения и сексуальности. Используются при лечении сахарного диабета, нарушении пищеварения, дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника. В офтальмологии — при косоглазии, слабовидении, заболеваниях сетчатки и сосудов глаза.

Нельзя использовать желтые цвета при повышенной температуре тела, невралгиях, перевозбуждении, воспалениях и зрительных галлюцинациях. Фото: pixabay.com

Зелёный цвет устраняет спазмы сосудов и понижает кровяное давление, расширяет капилляры, способствует хорошему настроению. Поэтому применяется при сердечно-сосудистых заболеваниях, невралгиях, астме, остеохондрозе, импотенции, бессоннице. Также для лечения глаукомы, близорукости, болезней сетчатки и зрительного нерва.

Синий цвет, наоборот, способствует спазму сосудов и повышает давление. Обладает противомикробным действием. Используют его при дезинфекции помещений, для лечения болезней уха, горла и носа, желудочно-кишечного тракта. Относительно глаз — это заболевания роговицы, начальная катаракта, близорукость.

При длительном воздействии синий цвет может вызвать усталость и депрессию.

Фиолетовый цвет стимулирует паращитовидную железу, функцию селезенки, повышает мышечный тонус. В остальном этот цвет действует так же, как синий.

В офтальмологии применяется аппарат, который воздействует на глаза определенным сочетанием цветовых гамм. После цветового воздействия некоторые глазные заболевания полностью излечиваются, другие значительно отступают. Одновременно, как правило, улучшается общее состояние, проходят головные боли, повышается аппетит, нормализуется сон.

Цвет и настроение

Покупая одежду, обустраивая жилище в определенной цветовой гамме, почему мы предпочитаем одни цвета и «не любим» другие? Просто так нравится, под настроение.

Психологи утверждают, что не так все просто. Настроение и характер далеко не всегда совпадают. Точно так же, как погода и климат. В местности с ровным климатом иногда случаются и дожди, и град, и снег. Так и в выборе цвета — можно всю жизнь предпочитать одну гамму, но в какой-то момент неудержимо захочется окружить себя совершенно противоположным цветом.
Фото: Depositphotos

Вы постоянно носите одежду серо-синих цветов и внезапно купили красную блузку. Через некоторое время смотрите на неё и жалеете о потраченных деньгах. Не спешите избавляться от неё, ведь желание взбодриться вернется, и вы наденете эту блузку.

Психологи объясняют это явление так. Постоянное пристрастие человека к определенному цвету характеризует его характер, а неожиданные «всплески» — его настроение в данный момент. Выходит, можно использовать цвет, чтобы «перебить» настроение.

Ту или иную вещь мы покупаем, руководствуясь собственным вкусом и пристрастиями. Но, если в последнее время испытывали физические и эмоциональные перегрузки, инстинктивно выберем темные цвета. Если, наоборот, организм «на подъеме», хочется свершений, выберем яркие цвета.

Ученые выделяют главные цвета, которые определяют психологический настрой человека: удовлетворение, самоутверждение, активность, привязанность, ожидание чего-то хорошего. Рассмотрим значение основных цветов, с тем чтобы оценить характер свой и своих близких.

Красный символизирует силу воли, активность, агрессивность, независимость, подвижность. Человек в красном жизнелюбив, сексуален, энергичен. В самом цвете заложена чувственность. Он наполняет жизнь страстью, желаниями. Если вас «задавил быт» или предстоит рутинная работа, воспользуйтесь этим цветом. Если вы взволнованы, нервно истощены, красный цвет только усугубит положение.

Оранжевый олицетворяет оптимизм, радушие, импульсивность и настойчивость. Люди, предпочитающие оранжевый, хорошие друзья, готовые всегда помочь.

Розовый — цвет нежности и женственности.
Фото: Depositphotos

Жёлтый — цвет солнечного света и радостных надежд. Его выбирают веселые, жизнерадостные, целеустремленные, активные и даже экспансивные. Человек в желтом доброжелателен, уверен в себе, умеет зарабатывать деньги. Этот цвет помогает контролировать фигуру.

Зеленый свидетельствует о гибкости ума, рассудительности, понимании ситуации. Символизирует финансовое благополучие и процветание. Ярко-зеленый молодит. Неприязнь к зеленому указывает на недовольство своим эмоциональным состоянием.

Голубой — цвет мира, цвет истины. Человек, предпочитающий голубой, умеет мягко и не обидно сказать нелицеприятную правду и всегда будет правильно понят. Любовь к голубому говорит о высокоразвитом интеллекте. Характер этого цвета сдержанный, холодноватый. При склонности к полноте им не стоит увлекаться.

Синий предпочитают пассивные, чувствительные люди, любящие порядок и чистоту. Спокойствие для них превыше всего, они меланхоличны. Поэтому не стоит увлекаться этим цветом.
Фото: Depositphotos

Фиолетовый пробуждает возвышенные мечты и таинственность. Это творческие натуры, стремящиеся всех очаровать. Если этого не происходит, они становятся капризными и вспыльчивыми.

Коричневый цвет консерватизма. Олицетворяет стабильность, сдержанность во всем, надежность и скромность. Человек, любящий этот цвет, прекрасный работник и партнер, на которого всегда можно положиться.

Белый — цвет чистоты, целомудрия, спокойствия и душевного равновесия. При явном увлечении белый цвет может вызвать чувство замкнутости и отрешенности.

Серый — деловой цвет. Его обладатель тверд характером, вынослив и непреклонен. Предпочитает контролировать чувства, стремится к стабильности. При излишней увлеченности может вызвать уныние и депрессию.

Чёрный — цвет «роковых женщин». Женщина в черном эгоистична и безжалостна. Но в мире моды утвердилось мнение, что черный — цвет элегантности, стиля, хорошего вкуса.

Итак, в очередной раз убеждаемся, что всё в жизни имеет определенный смысл и не бывает случайным. Казалось бы, предпочтение определенной цветовой гаммы или демонстративного многоцветья находится сугубо на подсознательном уровне. Но, при должном внимании, цвет не только украшает человека, но и вносит дополнительные краски в понимание его характера и мировосприятия.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности. Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека". Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры. Физические ассоциации: а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...); б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...); в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...); г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...); д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...). Эмоциональные ассоциации: а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...); б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...); в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...). Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность. Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены: а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума); б) интенсивность ощущения; в) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта. К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта. Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают. 1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция. 2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. 3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково). 4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета. 5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.) 6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.) Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации. Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь. Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук. Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными. Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет. Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки. Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием. Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета. Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые. Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света. Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом. С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ". С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский". В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования. Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма". Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым. При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения . Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам". Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах. Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому. С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания. Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский). Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д. Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе. Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты: Сумрак над морем. Лишь крики диких уток вдали Смутно белеют. Мацуо Басе Льют майские дожди. И ветер в листьях сливы Свежо зазеленел. Саймаро Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус": "Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны". Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..." Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот". Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Загрузка...