docgid.ru

Как преодолеть боязнь сцены и публичных выступлений? Глоссофобия – страх сцены и публичных выступлений

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться .

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.

Казалось бы, имеются и более значительные страхи, оправдывающие свое существование, например – боязнь диких зверей, или страх заболеть раком. Но оказывается, все это бледнеет на фоне такого психологического заболевания, как пейрафобия. Страдающий этим фобическим страхом человек больше всего на свете опасается публично выступать с трибуны, сцены, и так далее. Многие ученые считают, что этот страх является наиболее глубоким из всех, которые когда-либо владели человечеством.

Доказано, что даже те люди, чья профессиональная деятельность связана с публичными выступлениями, и они постоянно находятся на публике, — также нервничают, находясь перед аудиторией. Причем, это касается каждого, как политика, или преподавателя, так и артиста. Страх спровоцирован тем, что на человека устремлено внимание абсолютно всех присутствующих, и эти люди слушают то, что он говорит. Но, как оказалось, страх вызывают лишь те действия, которые не выполняются достаточно часто, именно поэтому возникает значительный дискомфорт, и желание немедленно покинуть сцену, спрятаться за кулисами.

Чтобы привыкнуть к ощущению публичного выступления, специалисты рекомендуют как можно чаще находиться в больших компаниях, чаще общаться с людьми. Если страдающий пейрафобией будет больше времени проводить на виду, то скорее всего, он сможет побороть свою боязнь, если заболевание еще не зашло слишком далеко. Еще один способ корректировать это болезненное состояние – воспользоваться помощью человека, который имеет большой опыт в общении с публикой. Наглядный пример всегда очень действенен, и советы окажутся полезными.

Установлено, что причиной возникновения страха публичных выступлений могут являться социальные составляющие и генетическая предрасположенность. Ученые давно доказали, что склонность человека к целому ряду фобий обусловлена наследственными признаками с учетом индивидуальных психологических характеристик. Еще в древности общество воспринималось синонимом личной безопасности индивидуума, и даже жизни. В общине легче было охотиться, защищаться от нападения диких животных. Если член общины заболеет, его лечат, оказывают помощь, делятся едой. Вне общины жизнь одиночки значительно опаснее. Именно в связи с этими факторами большинство людей боятся быть непринятым или непонятым обществом, боятся оказаться в социальной изоляции.

Основными психологическими характеристиками, которые передаются наследственно, считаются невротизм и акцентуация, а также темперамент. На основании этих составляющих происходит формирование характера. Если психологические характеристики детей и родителей схожи, то они имеется и схожесть возникающих у них страхов, создается одинаковый тип восприятия. Подобный фон обеспечивает формирование вызывающих страх ситуаций.

Также, значительными причинами возникновения иррациональной боязни публичного вступления являются определенные социальные факторы. В эту категорию входит запугивание в детском возрасте, неправильные методы воспитания, моменты негативного восприятия ребенка в школе, отрицательное, непедагогичное отношение учителя. Нередко деятельность ребенка оценивается негативно со стороны учителей или родителей, и причиной такого их поведения является желание вызвать у ребенка стремление стать еще лучше, хотя в реальности его выступление было не таким уж плохим. Таким образом, их критика вовсе не идет во благо, а способствует развитию пейрафобии. Признаком развития любого социального страха может стать и семья, когда мать ведет себя неправильно, запугивая расшалившегося ребенка тем, что не будет его любить или отдаст на воспитание в детский дом.

Если пейрафобия развита в тяжелой форме, то у страдающего этим заболеванием проявляется ряд признаков, которые свойственный любому фобическому страху. Когда имеет место боязнь публичного вступления, то у человека пересыхает в горле, дыхание становится затруднительным. Некоторым людям кажется, что они вообще лишились способности разговаривать, и не могут вымолвить ни единого слова. Наблюдается явная дрожь в коленках, возникает головокружение, нарушается ритм сердца. Но, как правило, большинство больных все-таки справляются с ситуацией, и конечно, со сцены никто не убегает. Хотя, только они сами знают, каких неимоверных усилий воли им стоило безукоризненно сыграть свою роль, прочитать текст, и притом еще мило улыбаться публике, и кивать головой в соответствующие моменты.

Конечно, среди общего числа пейрафобов имеется немало неудачников, для которых пятиминутное пребывание на сцене приносит огромное разочарование, как им самим, так слушателям. Человек запинается, допускает множество оговорок. Таким образом, впечатление о его работе и о нем значительно ухудшается. Поэтому, главное, что требуется предпринять перед выступлением человеку, страдающему пейрафобией – это как следует подготовиться. Такой довольно простой метод, рекомендуемый психологами, достаточно эффективен. Дело в том, что когда человек уверен в своих силах, его степень беспокойства значительно снижается. Можно записать свое выступление на диктофон, прослушать, сделать нужные поправки и изменения. Чтобы чувствовать себя на сцене уверенно, следует позаботиться и о внешнем виде. Костюм, аксессуары, и прочее, следует выбирать с учетом особенностей аудитории.

Страх перед публичными выступлениями и причины его возникновения. В статье пойдет речь о том, как избавиться от озвученного душевного дискомфорта, который способен навредить карьерному росту любого человека.

Содержание статьи:

Страх публичных выступлений - это чувство, которое может показаться некоторым скептикам необоснованным явлением. Однако практика показывает, что именно оно мешает многим людям раскрыться перед предполагаемой аудиторией во всей красе своих ораторских талантов. Следует разобраться в причинах озвученного страха и методах борьбы с подобной напастью.

Причины развития страха публичных выступлений


Очень часто необходимо донести свои мысли большому количеству людей, потому что это важно для карьеры и развития каждой самодостаточной личности. Однако некоторые индивидуумы испытывают страх перед публичными выступлениями, природу образования которого не могут объяснить даже самим себе.

Психологи обозначают следующие причины описываемого явления у запаниковавшего перед ораторством человека:

  • Детские страхи . Боязнь выступления перед аудиторией - это вероятное проявление своеобразного конфуза, который произошел очень давно. Причиной описываемого может быть неудачно прочитанное стихотворение на утреннике, исполнение которого вызвало смех сверстников или взрослых.
  • Издержки воспитания . Каждый родитель закладывает в своего ребенка что-то личное, корректируя модель поведения любимого чада на свой лад. Иногда папа или мама внушают малышу или подростку, что выставлять себя напоказ ни в коем случае нельзя. В дальнейшем это перерастает в навязчивую идею, которая становится одной из причин страха публичного выступления.
  • Боязнь критики слушателей . Самолюбие - это чувство, которое должно присутствовать у каждого человека. Однако иногда данная черта переходит в болезненное душевное состояние. Итог - страх перед публичными выступлениями из-за боязни быть раскритикованным.
  • Проблемы с дикцией . Далеко не каждый человек может похвастаться идеальным произношением и виртуозной манерой преподнесения информации слушателям. Некоторые относятся к этому факту абсолютно спокойно, но есть люди, которых пугают публичные выступления именно по озвученной причине.
  • Излишняя застенчивость . Как говорится, не всем спутники запускать, поэтому закомплексованных или излишне эмоционально ранимых людей в современном обществе существует достаточное количество. Сама мысль о том, что им нужно выступать перед большой аудиторией с речью, приводит подобных личностей в ужас.
  • Комплексы по поводу собственной внешности . Очень часто подобное явление - обычное преувеличение со стороны неуверенного в себе человека. Таким людям кажется, что все будут смеяться, как только увидят их на трибуне или сцене даже с тщательно подготовленным докладом.
  • Невротические заболевания . Человеку, который страдает подобным недугом, сложно контролировать свои эмоции перед важным событием. Следовательно, удивляться панике в самый неподходящий момент у таких нервных личностей не приходится.

Важно! Психологи считают, что все озвученные причины необходимо в срочном порядке искоренять. Такие страхи мешают людям сделать успешную карьеру и добиться весомых результатов в жизни.

Признаки паникера перед публичным выступлением


Определить подобный контингент докладчиков весьма просто по довольно очевидным внешним признакам. Их состояние можно охарактеризовать следующим образом:
  1. Излишнее веселье . Данное поведение уместно при подготовке к выступлению клоунов или мастеров шуточного жанра. Перед серьезным докладом необходимо максимально собраться, а нервный смех только показывает страх паникера перед предстоящим выходом к публике.
  2. Лихорадочное поведение . При этом состоянии у оратора постоянно теряется сам материал доклада и буквально все валится из рук. Волноваться перед публичным выступлением может каждый человек, но не стоит небольшие переживания превращать в настоящую истерику.
  3. Нервные жесты . Подобное поведение похоже на вышеописанное лихорадочное возбуждение. Однако оно является пиком паники перед публичным выступлением, когда человек начинает отчаянно жестикулировать.
  4. Покраснение лица или его бледность . Вгонять себя в краску к лицу застенчивой девице на выданье, а не профессионалу, который всерьез заинтересован в продвижении своей карьеры. Именно этот признак свидетельствует о том, что человек перед публичным выступлением паникует, у него на нервной почве поднимается артериальное давление. Излишняя бледность кожи также может говорить о том, что будущий оратор боится предстоящего выступления.
Все перечисленные признаки страха выхода к большой аудитории могут настигнуть как слабохарактерного человека, так и уверенного в себе карьериста. Следует просто различать, когда возникшее состояние является естественной реакцией перед ответственным мероприятием, а где начинается настоящая паника у выступающего.

Преодоление страха публичных выступлений - это не прихоть, а мудрое решение для самодостаточных личностей, которые хотят достигнуть в жизни многого. Здесь важно не только осознать проблему, а и начать с ней активно бороться.

Методы борьбы со страхом публичного выступления

С данным душевным дискомфортом реально бороться при помощи множества способов. Можно помочь себе самостоятельно, а при недостижимости подобного стоит обратиться к специалистам.

Избавление от страха публичного выступления своими силами


Человек является творцом своей судьбы, поэтому винить кого-то в преследующих неудачах не стоит. В данном случае можно попробовать следующие средства борьбы со страхом публичных выступлений:
  • Аутотренинг . Несложно сделать подобное, потому что мало кто из людей не любит себя. Это считается нормальным явлением, если не перерастает в закоренелый эгоизм. Следовательно, необходимо убедить себя в том, что даже ораторы с опытом допускают ошибки. Ведь не секрет, что в прямом эфире можно услышать большое количество так называемых ляпов от гуру публичных выступлений. Нет в мире совершенных людей, и это следует усвоить для себя, чтобы избавиться от страха презентаций перед аудиторией.
  • Медитация . Некоторые скептики при этом скажут, что владеет подобной методикой далеко не каждый человек. Однако ничего сложного в предложенном способе борьбы со страхом перед публичным выступлением нет. Изначально следует максимально расслабиться и глубоко вдохнуть в себя воздух. Затем необходимо выдохнуть, растянув каждое движение на пять секунд. Проделывать описанное перед общением с аудиторией рекомендуется в течение 5-6 минут. Так можно добиться от производимых манипуляций наибольшего эффекта.
  • Четкое знание темы выступления . Времени на панику в этом случае просто нет, поэтому лучше его посвятить ознакомлению с материалом доклада. Человека, который знает, о чем говорит, сложно обескуражить неожиданным вопросом или косым взглядом. Тему необходимо подбирать также ту, что по душе, чтобы слушатели увидели увлеченность оратора предлагаемым материалом.
  • Создание имиджа . Ухоженный человек никогда не задумается над вопросом, как преодолеть страх публичного выступления. У него его просто нет по причине уверенности в своих силах. Перед ораторством необходимо привести свою внешность в порядок, чтобы выступающий радовал не только ухо слушателей, но и был приятен для визуального восприятия.
  • Самодисциплина . Вредные привычки стоит оставить далеко за дверями конференц-зала, где предстоит запланированное выступление. Об алкоголе или транквилизаторах даже не может идти и речи, когда дело касается важного доклада. В этом случае подобное расслабление закончится провалом и возможными серьезными проблемами в карьере оратора. От тяжелой пищи перед выступлением также следует отказаться, потому что ее переваривание может вызвать сонливость.
  • Избегание стрессовых ситуаций . Накануне доклада необходимо отдохнуть от повседневных хлопот и как следует выспаться. Круги под глазами и невнятная речь оратора успешным выступление не сделают однозначно. Если появилась проблема бессонницы, то не стоит принимать снотворное, а лучше выпить небольшими глотками стакан теплого молока с медом.
  • Активизация положительных эмоций . Человек, который в ладах с самим собой, легко преодолеет страх выступления на публике. Позитив, испытываемый им, не останется незамеченным широкой аудитории и позволит наладить максимальный контакт с публикой.
  • Консультация у психолога . Стыдиться в данном случае абсолютно нечего, потому что страх перед публичными выступлениями может быть следствием полученной в детстве душевной травмы. Специалист поможет наладить контакт с самим собой и даст рекомендации по устранению мешающего фактора в карьерном росте человека.

Советы ораторов по избавлению от страха публичного выступления


В данном случае советы опытных ораторов становятся бесценным опытом для новичков. Профессионалы в словесном искусстве рекомендуют следующие способы, как избавиться от страха публичных выступлений:
  1. Репетиция перед докладом . Без этого не обойтись, чтобы во время выступления не получить массу неприятных сюрпризов. Следует тщательно пройти все этапы предстоящей презентации перед широкой публикой. Можно также проговорить речь перед родными накануне. Это позволит правильно расставить акценты, потренировать дикцию, продумать детали выступления, оценить скорость подачи информации.
  2. Коррекция дыхания . Данный аспект очень важен при докладе, поэтому следует обратить на него особое внимание. Скрипящий или осипший от волнения голос выступающего не впечатлит аудиторию, которая пришла получить ценную для них информацию. Необходимо накануне презентации постоянно делать глубокие вдохи, чтобы легкие в полной мере были насыщены кислородом.
  3. Концентрация внимания на дружелюбную публику . Любой оратор может по реакции слушателей определить благосклонно расположенных к нему посетителей. Именно на такой контингент необходимо обращать наибольшее внимание, фокусируя на нем взгляд во время доклада.
  4. Представление будущего результата . Специалисты рекомендуют думать только о позитивных моментах предстоящего выступления. Слушатели не пришли с четкой целью забросать оратора помидорами, как кажется некоторым паникерам-докладчикам. Люди посещают подобные мероприятия с целью получения для себя необходимой информации, а не со злым умыслом.
  5. Улыбка и позитив по отношению к слушателям . Мрачное и торжественное лицо в данном случае вряд ли расположит к себе публику, а скорее вызовет недоумение и даже негатив у нее. Главное при этом - не переборщить с эмоциями, потому что улыбка не к месту будет выглядеть крайне нелепо.
  6. Максимальный контакт со слушателями . Никто не предлагает расхаживать по залу во время доклада, но иногда подойти к краю сцены не возбраняется. В этом случае можно напрямую ответить на вопросы желающих, не отгораживаясь от них той же трибуной. Данный психологический прием позволит наладить контакт с аудиторией, показывая открытость и искренность выступающего.
  7. Оригинальность преподнесения материала . Однако при этом стоит четко уяснить для себя, что все хорошо в меру. Хорошая шутка к месту или необычная цитата только скрасят выступление, но юмор при предоставлении статистических данных вряд ли будет понят и принят аудиторией.
  8. Метод бумеранга . Во время выступления может случиться такой казус, когда докладчик не знает ответа на поставленный вопрос. Паниковать при этом не стоит, потому что выглядеть подобное поведение будет как некомпетентность оратора. Выходом из неприятной ситуации станет переадресация вопроса аудитории или присутствующим на конференции коллегам. Делается это для того, чтобы началась дискуссия и доклад превратился в занимательный диспут.
  9. Доверительность при контакте с публикой . Фраза в виде того, что человек очень волнуется перед предстоящим выступлением, покажет всю серьезность отношения оратора к предстоящему докладу. Большинство людей по своей натуре снисходительны, поэтому с пониманием отнесутся к небольшой панике у выступающего и внутренне приободрят его.
Как избавиться от страха публичных выступлений - смотрите на видео:


Для любого оратора необходимо четко разобраться в том, как побороть страх публичного выступления. Изначально предполагать провал - это означает стопроцентно получить ожидаемый негативный результат. Необходимо настроить себя на стопроцентный успех, приобретая постепенно опыт постоянными тренировками в ораторском искусстве.

Глоссофобия: как быстро и с комфортом преодолеть страх публичных выступлений

Каждый человек – существо социальное, и представить личность вне взаимодействия с иными членами общества нельзя. Контакты с себе подобными невозможно ограничить перепиской в соцсетях, пересылкой электронных писем и отправкой смс. Общение подразумевает личные встречи и беседы, сопереживание и понимание.

С ранних детских лет каждый из нас постигал азы ораторского искусства и выступал перед публикой, пусть на импровизированной сцене. Взрослея, наш круг общения меняется и расширяется: нам приходится убеждать учителей в знании их предмета, не падать лицом в грязь перед сокурсниками в институте, отстаивать свое мнение перед начальством. Те из нас, кто избрал публичную должность, прямиком попадают в число тех, кто должен не падать в обморок, находясь в центре толпы, и уметь понятно излагать свои взгляды даже незаинтересованной в выступлении публике.

Что делать, когда выход на сцену сродни восхождению на костер инквизиции? Когда вместо пламенных речей ты не можешь промолвить даже тихого звука. Когда твою волю парализует панический страх, а ноги подкашиваются. Терпеть страх и страдать, отказываясь от удовольствий и ставя крест на перспективах? Мучительно сражаться с этим недугом, насильно заставляя себя говорить? Оказывается, существуют вполне комфортные способы избавления от глоссофобии – такое научное название навязчивого страха публичных выступлений.

Для успешного избавления от иррациональной боязни публики, нам следует изучить природу тревожно-фобического расстройства. Приведем некоторые факты.

Страх предстать перед аудиторией испытывают не только дети и подростки, но и взрослые респектабельные персоны. Социологические исследования показывают, что свыше 90% населения Земля хоть однократно ощущали дискомфорт или внутреннее напряжение перед предстоящим спичем. При этом около 50% жителей планеты прикладывали волевые усилия, чтобы избавиться от боязни сольного выступления. Стоит указать, что глоссофобия сумела одолеть даже выдающихся исторических личностей, начиная от знаменитого оратора Демосфена и заканчивая рейтинговым политическим деятелем Маргарет Тэтчер.

Глоссофобия занимает уверенную позицию в пятерке самых распространенных тревожно-фобических расстройств.Иррациональная навязчивая тревога значительно ухудшает качество жизни субъекта, одаривая мучительными физиологическими ощущениями, лишая духовной гармонии и изменяя характер человека. Глоссофобия, протекающая в тяжелой форме, может инициировать старт депрессивных расстройств, провоцировать стойкие компульсивные действия (защитные ритуалы), способствовать развитию логоневроза (заикания) и вызывать стойкую бессонницу.

Глоссофобия: когда пора бить в набат

Глоссофобия в большинстве случаев проявляет себя тяжелейшими приступами панических атак. В момент, когда головной мозг человека получает информацию о предстоящем публичном выступлении, активизируется подсознательная программа, знаменующая развитие каскада биохимических реакций. Основной виновник физического дискомфорта – избыточное производство адреналина, который, попадая в кровь, запускает реакции стресса. В итоге у субъекта учащается сердечный ритм, повышаются показатели артериального давления, угнетается функция дыхания.

Если серотонинергической системе (связки нейротрансмиттеров, обеспечивающих ощущение «удовольствий») не удается нейтрализовать стрессовые реакции, человек продолжает пребывать в состоянии паники. Запомнив такие переживания на подсознательном уровне, мозг в дальнейшем всеми доступными средствами будет ограждать человека от наступления подобных ситуаций, заставляя индивида избегать выступления на публике.

Важно отличать естественное волнение человека перед пробой себя в новой роли от навязчивого страха, парализующего сознание. Легкое, непродолжительное по времени беспокойство перед незнакомой ситуацией – нормальный защитный механизм, обеспечивающий мобилизацию ресурсов организма. Такое волнение и возбуждение концентрируют внимание человека, обеспечивают сосредоточение на выполняемых действиях. В итоге, доклад человека становится более интересным для аудитории из-за особой эмоциональной атмосферы. В тоже время тирада, лишенная всяких эмоций, воспринимается публикой скучной, сухой, неувлекательной.

Основное отличие глоссофобии от состояния нормального волнения следующее: фобия проявляет себя независимо от численности слушателей, места доклада, частоты выступлений и важности события. Поэтому неуправляемый навязчивый страх перед предстоящим рутинным выступлением в сообществе – веский аргумент, чтобы принять экстренные меры для реорганизации своей деструктивной программы мышления и поведения.

Проявленияглоссофобии

При предвкушении или ожидании предстоящего выступления перед аудиторией у человека нарастает психоэмоциональное напряжение, активизируется работа вегетативной нервной системы, ускоряется деятельность эндокринных желез. В результате:

  • наблюдаются спазмы скелетной мускулатуры;
  • фиксируются высокие значения артериального давления;
  • из-за спазма кровеносных русел возникает головная боль;
  • усиливается потоотделение;
  • учащается сердцебиение;
  • определяется двигательное беспокойство;
  • возникают ощущения озноба, внутренней дрожи, приливов жара;
  • появляется дискомфорт и чувство сжатия в грудном отделе;
  • затрудняется дыхание;
  • одолевают позывы к мочеиспусканию.

В тяжелых случаях персона с глоссофобией ощущает, как «подкашиваются ноги», кружится голова. Могут иметь место обморочные состояния.

Из изменений в психоэмоциональной сфере наиболее частым признаком глоссофобии является изменение характера больного. Субъект становится раздражительным, вспыльчивым, гневливым, чрезмерно придирчивым. Его отличает высокая конфликтность и неуживчивость в коллективе.

Часто меняются пищевые привычки, ухудшается качество сна. Персона с глоссофобией с трудом засыпает в привычное время, часто просыпается ночью от кошмарных сновидений, утром чувствует себя разбитой.

Глоссофобия: почему возникает страх выступлений

Большинство людей с глоссофобией не могут самостоятельно определить, когда именно у них стартовало развитие панического страха, а тем более не способны установить, какие обстоятельства послужили формированию расстройства.

Как показывает клиническая практика, предпосылками к тревожно-фобическим расстройствам выступают врожденные особенности нервной системы и наследованный высокий уровень тревожности личности. К приобретенным негативным факторам относят особую личную конституцию, при которой доминирующими чертами и свойствами выступают мнительность, впечатлительность, нерешительность индивида, отсутствие у него уверенности в собственных силах. Отрицательными обстоятельствами являются проблемы детского возраста: взросление в асоциальном окружении, неправильная стратегия воспитания ребенка, порицание его малейших промахов.

Особому риску развития глоссофобии подвержены те, кто в детские годы стал жертвой физического, психологического или сексуального насилия. Почвой для навязчивого страха перед выступлениями является синдром отличника – склонность персоны выполнять задания идеально. Еще одна черта, предрасполагающая к глоссофобии – зависимый стиль поведения личности, когда субъект в своей активности опирается на мнение и оценку других людей.

Глоссофобия: варианты преодоления навязчивого страха

Помимо медикаментозной терапии, подразумевающей прием сильных фармакологических препаратов, которые помимо блага наносят колоссальный вред организму, существуют два адекватных способа решения проблемы глоссофобии.

Первый вариант – использовать психотерапевтические техники, ориентированные на устранение рационального компонента страха. Путем психологического просвещения и обучения индивид начинает понимать происхождение своих негативных ощущений. Начиная от непродолжительных докладов в кругу близких людей, постепенно увеличивая длительность своих выступлений и расширяя число слушателей, у человека уменьшается интенсивность неприятных физиологических симптомов. Он становится способным держать под контролем собственные эмоции и управлять поведением. То есть по своей сути психотерапевтические техники являются методом постепенного «приучения» больного к столкновению со своим объектом тревоги, в результате чего страх уменьшает свои размеры.

Однако такой вариант не гарантирует полное избавление индивида от навязчивого страха, поскольку техники психотерапии воздействуют на сознание личности и не могут оказать влияние на бессознательную сферу. А именно подсознание – хранитель жизненных программ личности, управляющий мышлением и поведением. Поэтому для полного освобождения от глоссофобии необходимо воздействовать непосредственно на подсознание.

На сегодняшний день открыть доступ к таким глубинным отделам психики способны только техники гипноза . Эффективность гипноза основана на двух феноменах:

  • на пребывании клиента в трансе – благоприятном и целебном состоянии, при котором стабилизируется деятельность всех систем организма и стимулируется процесс самовосстановления органов;
  • на проведении внушения – вербальных конструкциях, нацеленных на выявление природы глоссофобии и мотивацию личности для изменений деструктивных компонентов мышления.

В результате сеансов гипноза сфера подсознания освобождается от навязанных механизмов «защиты», психоэмоциональное поле личности очищается от иррациональных страхов, и человек попросту перестает испытывать алогичную тревогу. Особое достоинство гипноза – достижение стойких результатов, то есть после устранения страха перед выступлениями человеку не грозит обрести нового врага или стать жертвой депрессий.

Еще одно преимущество техник – комфортность манипуляций: персона не подвергается никакому внешнему насилию, и у него нет необходимости принуждать себя действовать против своих ощущений. Сеансы гипноза – безопасны и приятны, атравматичны и эффективны, доказательствами чего служит признание метода в научных кругах, как самого действенного варианта для избавления от тревожно-фобических расстройств. Не меньшая выгода гипноза в том, что вместо расходования ресурсов на логичное подавление страха усилиями воли, человек может направить жизненную энергию в позитивное русло – на самосовершенствование, раскрытие собственного потенциала, развитие новых способностей.

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.

Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.

В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

Причины появления

Основные причины формирования глоссофобии:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Социальные факторы.

Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

  • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
  • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
  • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
  • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
  • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
  • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;

Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

Лечение: как бороться?

Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в , определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

  • осознание проблемы;
  • анализ причин появления;
  • выработка идей решения;
  • проверка идей на практике.

Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

Этап 1. Избавляемся от неизвестных

Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

Этап 2. Укрощаем «чудовище»

Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены - визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

Этап 3. Не допускаем провала выступления

Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

  • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
  • создание уникального текста,
  • конспектирование главных тезисов,
  • составление плана выступления,
  • подбор веских аргументов,
  • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
  • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

Этап 4. Признаем возможность на ошибку

Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

Этап 5. Фиксируемся на позитиве

Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

Дополнительные материалы о боязни сцены

Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи
Загрузка...