docgid.ru

Когда и где жили петр феврония. Что можно просить у святой пары. Петр и Феврония умерли в один день

Святые благоверный князь Петр в иночестве Давид и святая благоверная княгиня Феврония в иночестве Ефросинья чудотворцы муромские – покровители брака и семьи.

Святые Петр и Феврония Муромские

Святые Петр и Феврония жили в муромской земле, ныне Владимирская область, в начале XIII века. Канонизированы в лике святых Русской Церковью в 1557 году, примерно в это же время создается их житие «Повесть о Петре и Февронии» - уникальный памятник древнерусской литературы, автором которого является монах Ермолай Еразм. Традиционно Петр и Феврония почитаются покровителями семьи и брака, что является уникальным, хотя и не единственным примером в православной агиографии. Яркие образы благочестивых семей мы видим в Священном Писании. Это прежде всего супружество Авраама и Сары, Исаака и Ревеки, Иакова и Рахили, родителей Иоанна Предтечи Захарии и Елизаветы, конечно же Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы. Не даром при совершении таинства брака в молитвах, произносимых священником над венчающимися, вспоминаются эти библейские святые. С раннего христианства покровителями брака и семьи почитаются святые мученики Гурий, Самон и Авив. Но их почитание произошло не от того, что они являлись примерными семьянинами, а от чуда от их мощей, связанного со спасением благочестивой женщины Евфимии, которая была обманом взята в жены и обращена в рабство коварным супругом.
А почему именно Петру и Февронии отводится такая роль в в заступничестве перед Богом семьи, любви и верности? Обратимся к их житию.
Благоверный князь Петр муромский вступил на престол в 1203 году, после смерти своего брата Павла. «Повесть» рассказывает нам удивительную историю, случившуюся с женой Павла, ставшей жертвой дьявольского наваждения, который приходил к ней под видом мужа и искушал её. По всей видимости, Петр узнал о беде, случившейся с невесткой, и решил ей помочь. Естественно, что борьба со столь сильным врагом требует особой помощи от Бога, которую Петр получает по своей молитве. Из повести мы видим, что князь Петр был молитвенником, причем любил молитву уединенную, как монах. Во время молитвы ему явилось видение в виде отрока, который дает Петру меч, способный помочь ему победить искусителя княгини. В духовной борьбе благоверный поборол лукавого, однако Бог, как по слову псалмопевца сказано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» Пс. 33:20. - посылает Петру другое искушение, дабы в борьбе с ним еще больше возвысить праведника. Внезапно князь сильно заболевает, предположительно проказой. Все тело его покрывается язвами, он испытывает страшные мучения, лекари ни чем помочь ему не в силах. И тогда является на Петре промысел Божий.
Один из княжеских слуг проезжал через деревню с примечательным названием Ласково и зашел в один дом, где застал «за тихим деланием – ткачеством» девушку, у ног которой прыгал заяц. Замечателен диалог, произошедший между девицей, которою звали Феврония, и слугой князя:
- Не хорошо когда у дома нет глаз и ушей – говорит девица.
- А где мужчина, хозяин дома?- спрашивает слуга.
- Отец мой и мать пошли в долг плакать, а брат мой под ноги свои на смерть смотрит. Обескураженный гость ни чего не понял из сказанного девицей, пришлось ей ему растолковывать:
- Был бы возле дома пес, то он бы услышал твое приближение и залаял, я бы поняла, что чужой возле дома. А был бы у меня брат младший дома, то он бы тебя увидел и мне сказал. Родители мои пошли на похороны, там они, конечно плачут. Когда же они умрут, родственники покойного придут и по ним плакать. Старший брат мой собирает мед в лесу, вот он залез высоко на дерево, глядит вниз под ноги себе и думает, что если упадет, то погибнет. Удивившись мудрости девицы, слуга поведал ей о болезни князя и тщетных попытках его лечения. К еще большему своему удивлению он услышал следующее:
- Если приедет князь сюда и будет милосердным и смиренным, то излечится.
Ободренный этими словами, слуга немедленно возвращается в Муром, и сообщает Петру о случившемся с ним. Князь же, полагаясь на волю Божью, отправляется в Ласково к Февронии, считая, что та знает врача, который бы мог его вылечить. Однако какого же было его удивление, когда он узнает, что лечить его будет девица, но за исцеление князь должен будет на ней жениться. Конечно же это был трудный выбор. В раннее средневековье о подобном браке даже нельзя было помыслить - Петра и Февронию разделяла, как казалось, непреодолимая пропасть между правителем и простолюдинкой. Но князь соглашается принять помощь простой деревенской девушки и с ним происходит чудо – болезнь отступает. Не сдержав обещания жениться на Февронии, Петр уезжает в Муром, откупившись от неё богатыми дарами, которые та не приняла. Но вскоре болезнь возобновляется и пришлось князю сдержать слово. Так девушка из крестьянской семьи стала княгиней женой могущественного правителя. Повесть сообщает нам, что супруги жили в любви и согласии, соблюдая во всем заповеди Божии, за что враг рода человеческого сатана ополчился на них. Не имея возможности повредить непосредственно княжеской чете, тот разжигает против молодых супругов ненависть среди муромских бояр. Знать города открыто показывает свое презрение к княгине. Бояре заявляют князю, что не будут ему подчиняться, пока он будет женат на простолюдинке, грозят поднять восстание, если он с ней не расторгнет позорный, по их мнению, брак. Обстановка в Муроме накалилась до того, что князь с княгиней, не желая разделять то, что соединено Богом, вынуждены уйти в изгнание.
Но Вседержитель не оставил Своих праведников, случилось по Его слову: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Рим. 12:19». После изгнания князя между боярами началась ожесточенная борьба за власть, смута охватила муромскую землю, пролилась кровь. Тогда народ Мурома, осознав свой грех перед Петром и Февронией, смиренно просит их вернутся на престол и водворить мир и порядок в княжестве. Вняв гласу народа, как гласу Божию, княжеская чета возвращается на законный престол и продолжает справедливо править своим уделом. Вот как об этом красноречиво сказано в Повести: «Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Достигнув глубокой старости, благоверные супруги приняли монашеский постриг, Петр с именем Давид, Феврония с именем Ефросинья, скорее всего по имени епископа Ефросина, занимавшего в то время Муромскую кафедру и совершившего постриг супругов. Бог открыл им, что умрут они в один день и час, и по тому завещали уже Давид и Ефросинья похоронить себя вместе в одном гробу. Случилось все по воле Господней, скончались они 25 июня (8 июля) 1228 года. Однако не исполнили их последнюю волю муромцы. Решено было отпевать князя в соборе, княгиню в женском монастыре по отдельности. Как и положено было по обычаю, гробы с телами их на ночь оставили в церкви, каждый в своем месте. Каково же было удивление горожан, когда утром они обнаружили тела благоверных, лежащих в одном гробу. Не став противится очевидному, они совершили погребение супругов в одной могиле. Так даже смерть, не смогла разлучить святых И не удивительно, что на северо-востоке Руси до середины шестнадцатого столетия князь и княгиня были место чтимыми святыми.
Но вот настал 1547 год. Молодой Великий князь Иван Васильевич принимает царский титул, символизируя тем самым окончательное объединение государства Российского. Вместе с этим для укрепления единства страны Церковным собором было проведено прославление ряда русских святых для всероссийского почитания. Среди них и благоверные святые Петр и Феврония Муромские.
Следует отметить, что эта канонизация была не совсем обычна для Русской Церкви. Во-первых, к лику святых причислялась женщина. До этого на Руси образ женской святости ассоциировался прежде всего с Богородицей, а так же Софией премудростью Божьей. Из святых жен особо почиталась св. мученица Параскева Пятница, а из русских святых лишь княгиня Ольга. Последняя прославлена именно как Великая княгиня, мудрая правительница и предтеча Крещения Руси. Благоверная же Феврония олицетворяла собой идеал верной и любящей жены, что смело можно назвать беспрецедентным явлением в христианской агиографии. Во-вторых, Петр и Феврония становились покровителями царской семьи, так как именно в 1547 году Иван Васильевич женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, единственной женщине, которою он искренне любил. В-третьих, канонизация должна была служить укреплению власти молодого царя. Не привлекательный образ муромских бояр, их противление князю Петру создавали идейную основу для утверждения в стране самодержавия, которое укреплялось в борьбе с удельной боярской знатью.

Об особом почитании Петра и Февронии Иваном Грозным свидетельствуют весьма красноречивые факты. Перед победоносным походом на Казань в 1552 году Иван Васильевич две недели проводит в Муроме, где молится перед мощами Петра и Февронии. После взятия Казани один из пределов нового собора в городе освящается по обету в честь благоверных князя и княгини. На протяжении всего царствования Грозный постоянно отправляет в Муром щедрые дары. Особо почитала муромских святых царица Ирина Годунова, жена Федора Иоанновича, которая собственноручно вышила покров на их святые мощи. О любви русского народа к Петру и Февронии свидетельствует и то, что ежегодно на протяжении столетий десятки тысяч людей совершали паломничество в Муром к их нетленным мощам.
В страшные десятилетия безбожной власти, атеисты пытались дискредитировать память святых. Их мощи были кощунственно помещены в музей религии и атеизма, а собор, где они хранились снесен.
Но по милости Господней врата ада не одолели Церковь. В нашей стране началось возрождение духовно-нравственных ценностей, в том числе и семейных. Мощи святых вернулись к верующим, а государство пытается опираться на авторитет Церкви. 2008 год был объявлен Годом Семьи. По инициативе супруги Президента Дмитрия Медведева Людмилы Медведевой был установлен государственный праздник «День семьи, любви и верности» приуроченный к дню памяти святых Петра и Февронии 8 июля по новому стилю. Став государственным праздником, этот день должен олицетворять единство Церкви и общества в распространении идеалов семейственности любви, верности.

В заключении можно высказать несколько соображений по поводу праздника «Дня семьи любви и верности». Не совсем удачна его привязка к конкретному календарному дню. Память Петра и Февронии 8 июля всегда приходится на пост апостолов Петра и Павла, а значит, в этот день не совершаются церковные браки, не приветствуется проведение массовых мероприятий. Зачастую это будний день, не все могут принять участие в богослужении, а в малочисленных приходах не везде оно и совершается. Было бы неплохо сделать его переходящим в первое воскресение после празднования первоверховным апостолам, то есть после окончания поста. Литургически это сделать не сложно, нужно лишь благословление церковных властей. Так на Всенощном бдении присовокупить поминание благоверных Петра и Февронии в молитвах на литии и полиелее, к отпустам. На литургии пропеть им тропарь и кондак, проповеди посвящать ценностям христианского брака, по окончании литургии во всех приходах совершать молебны: «Святые благоверные Петре и Февроние, молите Бога о нас».

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Доклад о Петре и Февронии Муромских кратко расскажет о жизни святой супружеской пары. Сообщение о Петре и Февронии можно использовать во время подготовки к занятию.

Сообщение о Петре и Февронии Муромских

Впервые повесть о влюбленных Петре и Февронии была описана в XVI веке монахом Ермолаем Прегрешным. История гласит, что однажды Муромский князь Петр заболел проказой. Придворный врачи не могли одолеть недуг. Князь уже было отчаялся выздороветь, как ему приснился сон о девушке по имени Феврония, которая может его исцелить.

Феврония была же простой крестьянской девушкой и жила вдеревне Ласково (Рязань) с отцом-пчеловодом. С детства изучала свойства всех растений и могла исцелять людей. Даже дикие звери около нее становились робкие и послушные. Феврония обладала удивительной красотой и добротой, чем влюбила в себя Петра. Он пообещал жениться на ней после выздоровления. Однако, после того как Феврония исцелила Петра, тот испугался неравенства между ними и нарушил свое обещание. Проказа с новой силой обрушилась на князя. Тогда гонцы вновь явились ко двору девушки. Феврония не отказала в помощи Петру и вновь его исцелила. На этот раз он жениться на своей спасительнице.

После вступления князя Петра на престол, бояре, хоть и всячески поддерживали молодого правителя, но смирились с тем, что его женой стала девушка из нижнего сословия. Боярские жены завидовали ее красоте и уму, пытаясь оклеветать и опозорить Февронию перед мужем.

Однажды бояре представили князя перед выбором: или любимая жена или власть. Петр решил отказаться от престола и вместе с Февронией они навсегда покидают Муром. Жизнь в изгнании была сложной. Княгиня всячески поддерживала мужа, не давая ему пасть в отчаяние. Но очень скоро муромские бояре осознали, что сами они не могут поддерживать в городе порядок, и послали гонцов к княжеской паре, чтобы те вернулись домой. Посоветовавшись с Февронией, Петр принимает решение вернуться домой. Вместе они прожили счастливую жизнь до самой старости. Когда их волос торкнулась седина, супружеская чета, приняла монашество и поселилась в разных монастырях под именами Евфросиния и Давид. Они вели постоянную переписку друг и другом. Князь и княгиня просили у Бога, чтобы он даровал им смерть в один день, и даже подготовили для себя двухместный гроб с тонкой перегородкой. Их не стало 8 июля (25 июня) 1228 года.

Когда пришло время их хоронить, люди решили, раз усопшие приняли монашество, то их следует упокоить в разных монастырях: Февронию в женском монастыре за пределами города, а Петра в Муроме. Для них изготовили два гроба и оставили для отпевания в разных храмах. Однако на утро произошло чудо: тела влюбленных оказались в гробе, который они подготовили сами. Так продолжалось еще две ночи. Наконец, их больше не пытались разлучить и похоронили вместе возле храма святой Богородицы.

Если не считать преданий Муромской земли, то о жизни преподобных Петра и Февронии рассказывает поэтическая повесть Ермолая Прегрешного. Она была написана по просьбе митрополита Московского Макария и приурочена к Собору Русской Православной Церкви, где супругов причислили к сонму святых.

По преданиям, умирающий змий-искуситель обрызгал кровью младшего брата муромского князя – Петра. От чего у него все тело покрылось незаживающими ранами, которые не мог вылечить ни один лекарь. Исцелила молодого князя дочь собирателя меда по имени Феврония, приготовив ему целебную мазь. По условиям девушки, Петр должен был на ней жениться после выздоровления, но он решил откупиться богатыми дарами. Но Феврония не приняла их. Через некоторое время болезнь к князю вернулась. Он вынужден был снова обратиться к девушке за помощью и на этот раз сдержал данное ей слово.

Вскоре Павел умер, и княжеская власть перешла к Петру. Бояре были недовольны низким происхождением княгини. Предложили ей забрать все, что она захочет, и покинуть город. Феврония забрала только мужа. После того как они покинула город, началось кровопролитие. Жители города упросили супругов вернуться обратно.

Княжеская чета правила Муромом справедливо: супруги украшали храмы, примиряли враждующих, помогали нуждающимся, были верны и преданны друг другу: Петр не оставил Февронию ради людских наветов и нареканий, и она в свою очередь не покидала его в трудные минуты. Прожили они до глубокой старости. В конце жизни приняли постриг и наказали похоронить их вместе. Умерли Петр и Феврония в один день и час. Но последний завет супругов не был выполнен: их положили в отдельные гробы и разнесли по разным храмам. Однако вскоре почившие были найдены вместе. Люди несколько раз пытались разъединить тела Петра и Февронии, но они все равно оказывались рядом.

Хотя житие праведников написано на основе легенд, но есть летописи (например, Воскресенская и другие) подтверждающие факт правления Муромом в 1203 году князем, которого вылечила девушка из простого сословия, в последствии ставшая его женой. Феврония (Евфросиния) помогала Петру (Давиду) практическими советами, а также занималась благотворительностью. Княжили они 25 лет, у них было двое сыновей и внук. По летописным сведениям старший сын Юрий и внук Олег погибли во время сражения с волжско-камскими булгарами, а младший сын Святослав умер за несколько дней до кончины родителей.

Почитание Петра и Февронии началось задолго до их канонизации. Еще в 15 веке проходили службы этим святым. В 1446 году муромские супруги стали покровителями русских царей.

Впервые как идеальная супружеская пара Петр и Феврония упоминаются в послании митрополита Макария к царю Ивану IV. Иван Грозный почитал святых еще и как помощников в ратном деле.

На протяжении веков многие высочайшие особы приезжали поклониться мощам муромских чудотворцев: царица Ирина Годунова, Петр I, Екатерина II, Николай I, Александр II и многие другие. И по сей день тысячи людей приезжают в Муром, поклониться святым мощам супругов. А священнослужители ведут специальную книгу, в которую записывают чудеса, происходящие с верующими после молитвы Петру и Февронии.

История России богата примерами удивительной жизни многих христианских подвижников. Одними из самых почитаемых являются Петр и Феврония Муромские, история любви которых известна во всем православном мире. К их чудотворным мощам ежедневно стекаются тысячи людей с просьбами о помощи в устроении семейной жизни.

Мало кто не знает, кто такие Петр и Феврония. Это русские православные святые, которые правили городом Муромом в XIII веке. Удивительная история жизни князя и его жены стала образцом христианской семьи, брака и взаимопонимания.

В настоящее время мощи Петра и Февронии почивают в Троицком монастыре города. В советский период истории, когда христиане подвергались гонениям, эта святыня чудом избежала поругания. Желая прекратить постоянное паломничество к чудотворным мощам князя и его жены, власти перенесли их в краеведческий музей, где те находились до развала СССР.

Святые угодники Петр и Феврония прославились не какими-либо самоотверженными действиями, а умением стяжать Благодать Божию через добродетели – смирение, милосердие и самоотречение.

История вечной любви правителя города Мурома и его жены, которая не прекратилась даже после смерти, стала образцом для христиан. Супруги обрели святость не через подвиги или чадородие, а через верность друг другу на протяжении всей жизни.

История Петра и Февронии

Повесть начинается с рассказа о брате святого Петра – князе Павле. Он тогда правил Муромом, а к его жене повадился летать блудный змей-оборотень. Чудовище принимало лик супруга, и в этом образе проникало к женщине.

Ей удалось узнать, что змей погибнет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». Младший брат обрел волшебное оружие и сразил змея. Но его кровь попала на кожу победителя, из-за чего Петр покрылся язвами и струпьями.

Его исцелила мудрая дева Феврония из деревни Ласково, взяв с князя обещание взять ее в жены. Но он не хотел брать в жены простолюдинку и решил откупиться от девушки дорогими подарками. В результате он снова заболел, вернулся к Февронии, раскаялся в своем поступке и обвенчался с ней.

Чета правила Муромом, но местная знать была недовольна происхождением жены князя. Они не желали ей подчиняться и изгнали из города. Муж отправился вместе с ней. Без них в городе начались беспорядки – дворяне грызлись за право управлять Муромом.

Поняв свою ошибку, местные жители попросили супругов Петра и Февронию вновь вернуться в город. Повествование заканчивается рассказом об их кончине. Они приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Они просили Господа дать им умереть в один день и час, а похоронить тела завещали в едином гробе, который приготовили еще при жизни.

Князь и его жена скончались единовременно, но жители не положили их вместе. На следующее утро их тела чудесным образом оказались в едином гробу, но горожане вновь их разлучили. Та же история повторилась и во второй раз. Тогда Петра и Февронию похоронили вместе, как они и завещали. С тех пор их почитают нераздельно, а их мощи до сих пор почивают в единой раке в Троицком монастыре города Мурома.

Полезное видео: история вечной любви Петра и Февронии

День памяти чудотворцев

8 июля (25 июня по старому стилю) – государственный праздник: День семьи, любви и верности. Этого числа в один день и час отошли ко Господу святые праведники – Петр и Феврония Муромские.

Этот день считался особенным и у языческих восточнославянских народов. После его наступления начиналась заготовка сена. Вообще многие значимые православные даты перекликаются с этим календарем.

Праздник стал государственным в 2008 году по инициативе жителей Мурома и при поддержке Светланы Медведевой – жены Президента РФ. Символом стала простая, но прекрасная полевая ромашка, картинки с изображением которой можно видеть повсюду в этот день.

Это интересно! Ежегодно в день Петра и Февронии в храмах города проходят торжественные богослужения, а к мощам благоверных князей в Троицкий монастырь стекаются тысячи паломников со всех уголков страны и ближнего Зарубежья. Вечером на набережной проходит концерт.

Исследователи, углубляясь в исторические подробности, находят некоторые несоответствия. В летописях сообщается, что князь с женой отошли ко Господу на Пасхальной неделе. Она никак не могла приходиться на 8 июля.

Вполне возможно, что это дата перенесения мощей Петра и Февронии в новый собор Рождества Богородицы. Точное время его постройки не известно, но в XVI в. он уже был возведен. В нем святыня и находилась до прихода советской власти.

Существует еще один день Петра и Февронии – 19 сентября. В этот день в 1992 году их мощи были перенесены в Свято-Троицкий монастырь. Брак лучше заключать в эту дату, поскольку 8 июля приходится на Петров пост.

В настоящее время повесть переведена на современный язык. Оригинал был написан на древнерусском. Подробную историю о святых князе и его жене можно читать в Интернете практически на любом православном портале.

Тем, кто предпочитает бумажный вариант, следует попробовать найти книгу в специализированном магазине или зайти в церковную лавку ближайшего храма или монастыря. В православных обителях обычно представлен широкий выбор литературы, где в подробностях или кратко можно узнать о житиях всех праведников.

Википедия о святых праведниках

Википедия сообщает, что достоверных источников, указывающих на историю реальных прототипов героев, не обнаружено. У исследователей сложилось несколько мнений по этому поводу:

  1. Петр – это князь Давыд, а Феврония – его супруга Ефросиния. Он управлял городом в начале XIII века (1205–1228 гг.). Потом он принял монашеский постриг и получил имя Петр. О его жене никаких достоверных данных найдено не было. Учитывая, что в повести Ермолая указываются аналогичные имена, можно предположить, что это версия больше всего похожа на правду.
  2. Другие ученые склоняются к мнению, что святые князья – всего лишь народные персонажи. Они не имели отношения ни к каким личностям в реальной истории, а были созданы в воображении людей на протяжении веков.

Вся информация о жизни праведников опирается на сведения, полученные из сказания Ермолая.

История жизни святых князей

Жизнь святых Петра и Февронии для каждого человека – это пример непростых отношений между мужчиной и женщиной, которые сумели преодолеть трудности земной жизни и сохранить любовь даже после смерти. Проблемы, с которыми они сталкивались в дремучей древности, не теряют актуальности и сегодня. Вокруг их жития разгорается множество споров.

Скорее всего, инок Еразм не имел точных сведений о событиях, предшествовавших женитьбе князей. Поэтому начало рассказа больше похоже на сказку – оно построено на фольклорных образах и аллегориях.

Дальнейшая жизнь супругов вполне соответствует реальности. В ней нет ничего сверхъестественного. Вслед за браком следует вполне логичное недовольство бояр. Петр не стал пытаться подавить бунт силой, а просто последовал христианским законам смирения и милосердия. Он уповает на волю Божию, и вскоре ситуация благополучно разрешается.

Познавательно! Сильная молитва на успешную торговлю

Последняя сцена из земной жизни князей производит наибольшее впечатление. Никогда не расставаясь, они и в мир иной отошли точно так же – одновременно.

Канонизация Петра и Февронии состоялась в 1547 году, но почитать их начали задолго до этого времени. В Муроме из уст в уста передавалась удивительная история жизни князя и его жены. Именно на основе этих рассказов в середине XVI века было написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Составителем произведения был церковный писатель инок Еразм (Ермолай Прегрешный).

Существует множество изображений, рассказывающих о жизни Петра и Февронии. Особое распространение получили житийные иконы. В центре полотна расположен образ святого, а по краям – основные моменты его жизни.

Одно из таких изображений, которое раньше висело над гробницей праведников, ныне находится в краеведческом музее города. Оно рассказывает об их жизни в хронологическом порядке в точном соответствии с повестью инока Еразма:

Около Спасо-Преображенского монастыря г. Мурома, в котором, как считается, окончил свой земной путь князь Петр, устроен барельеф в память об этих святых. За ним, на ограде, также изображены сцены из жизни святых.

Такими чудотворцев изобразил петербургский художник и иконописец Александр Простев:

Повесть о Петре и Февронии адаптирована для детей. Но только представлена она в виде сказки. Это интересная книга, в которой сплетены две сюжетные линии:

  1. О мудрой деве из простой семьи.
  2. О страшном чудовище, которое было побеждено отважным героем.

Такой вариант произведения включен в школьную программу начальных классов. Поэтому о том, кто такие Петр и Феврония, люди узнают с детства. История сопровождается яркими иллюстрациями, которые позволяют малышам лучше понять суть. Возможно, они извлекут уроки из этой сказки, которые повлияют на их дальнейшую жизнь.

Другой взгляд на жизнь праведников

Некоторые люди, далекие от православия, придерживаются иной точки зрения об истинных обстоятельствах жизни этих святых угодников Божиих.

Критике подвергаются все эпизоды этой красивой легенды:

  1. Змей, приходивший к жене Павла, либо был очень недалекого ума, либо сам подстроил сцену своего убийства. Меч нашелся в рядом стоящем храме, а главный герой рассказа был единственным, кто мог его сразить. Но, скорее всего, вся эта история – не более чем плод воспаленного воображения автора.
  2. Феврония – хитрая и эгоистичная девка, которая захотела стать знатной особой. Никто кроме нее не мог исцелить заболевшего князя. Она воспользовалась его беспомощностью и путем шантажа вынудила взять ее в жены.
  3. Князь – слабовольный лицемер. Взяв в жены нелюбимую женщину, он всю жизнь представлял ее как дорогую супругу.

Как же такие личности умудрились попасть в списки православных святых? В 1547 году, когда они были канонизированы, Иван Грозный вел активную работу по превращению Москвы в Третий Рим. Но в стране тогда было маловато исконно русских православных подвижников, поэтому самодержец отдал указ о «розыске» подходящих кандидатур. РПЦ, стараясь выслужиться перед государем, канонизировала даже сказочных персонажей.

Важно! Праведников молят о помощи в семейных делах, просят удачного замужества и любви.

Полезное видео: история праздника Дня Петра и Февронии

Вывод

Житие святых праведников не стоит воспринимать дословно. Правда это или только красивая легенда, каждый решает по-своему. Эта история пронизана символизмом. Она отражает истинное предназначение супругов – борьба с собственным эгоизмом и гармония в браке. Святые угодники показали пример любви не только к Богу, но и друг к другу. Поэтому рассказ об их жизни не теряет актуальности уже много веков.

Сведения о Петре и Февронии известны нам из «Повести о Петре и Февронии Муромских» - одной из вершин древнерусской литературы XVI века. Ее составителем в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария (ок. 1482 - 1563 гг.) был инок Ермолай-Еразм (1500-е - середина XVI века). Согласно «Повести», за несколько лет до княжения Петр убил огненного змея, но от крови змея заболел проказой, от которой никто не мог его вылечить. Князю во сне было явлено, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласково Рязанской земли. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, и князь дал обещание жениться на ней. Феврония исцелила Петра, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась; Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней. Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме после этого началась смута, многие стали незаконно претендовать на освободившийся престол, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давыд и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Почитание святых Петра и Февронии

Днем церковного почитания святых Петра и Февронии является 8 июля (25 июня ст. ст.). Указание летописей на то, что преставление князя Давыда и княгини Евфросинии и их погребение выпали на Светлую Седмицу 1228 года, вызывает спор несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Согласно церковной богослужебной традиции, существует два случая поминовения святых - в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В «Повести» речь однозначно идет о дате кончины:

…предаста вкупе святыя своя душа в руце божии месяца июня в 25 день.

Было высказано предположение, что с датой 25 июня, днем святой преподобномученицы Февронии Сирской, связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в недавно обновленный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где мощи находились до советского времени. Собор был снесен в конце 1930-х годов. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей, где были выставлены для всеобщего обозрения. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

--------
Библиотека Русской веры

Тропарь и кондак святым Петру и Февронии

Тропарь, глас 8

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею своею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся; с ними же молитеся Господеви, сохранити без вреда Отечество ваше, да вас непрестанного почитаем.

Кондак, глас 8

Мира сего княжение и славу, яко временно помышляя, и сего ради благочестно в мире Петре пожил еси, купно и с супружницею своею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше; темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся, сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Святые Петр и Феврония. Иконы

На иконах святые Петр и Феврония изображаются в полный рост, в монашеском облачении. В руках Петра и Февронии изображают крест или свиток.

Храмы в честь святых Петра и Февронии

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Муроме (1555-1557 гг.). Престолов в верхнем этаже храма три: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя св. Апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Алексия, человека Божьего и Марии Магдалыни; в нижнем этаже во имя Муромских чудотворцев - благоверного князя Петра и княгини Февронии. Главный собор Мурома стоял в центре кремля на Воеводской горе. По мнению историка церкви профессора Е. Голубинского, первый храм на этом месте был построен еще в домонгольский период. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной.

В честь святых Петра и Февронии освящен придел собора Пресвятой Троицы Троицкого женского монастыря в г. Муроме Владимирской области. Монастырь был основан во второй четверти XVII века муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI-XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1642-1643 годах старанием Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.

В честь святых Петра и Февронии строится старообрядческий храм (РПсЦ) в г. Муроме Владимирской области.

День семьи, любви и верности

В Русской Православной Церкви установлен специальный день почитания святых - день Петра и Февронии. В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали 15-20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвященным нравственным и духовным семейным ценностям. Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Синод РПЦ 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, которое состоялось в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.

Скульптуры святых Петра и Февронии

В XXI веке во многих российских городах появились памятники Петру и Февронии. Скульптурные композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» в российских городах стали устанавливать с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (РПЦ). Скульптуры святым Петру и Февронии установлены в таких городах, как Муром, Архангельск, Сочи, Ульяновск, Ярославль, Абакан, Нижний Тагил, Ейск, Благовещенск, Омск, Самара, Владивосток, Иркутск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Ижевск, Тамбов, Тула, Клин, Волгоград, Киров, Великий Новгород, Красноярск, Подольск, Обнинск, Сергиев Посад, Волчанск, Воронеж, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Хабаровск, Астрахань и многих других.

Народные традиции в день святых Петра и Февронии

Издавна к муромскому князю Петру и его жене Февронии обращались супруги с молитвами о семейном счастье. Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов вглубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе.

Святые Петр и Феврония. Искусство

Петербургский художник А.Е. Простев создал серию работ, посвященных житию Петра и Февронии Муромских.

Летом 2017 года в прокат вышел «Сказ о Петре и Февронии». Фильм снят по мотивам Повести о благоверных Муромских святых Петре и Февронии.

Загрузка...