docgid.ru

Кратко о системно деятельностном подходе. Педагогический лекторий "системно - деятельностный подход в обучении и пути его реализации"

Введение

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Понятие системно-деятельностного подхода и его цели

Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов:

· деятельности;

· системности;

· минимакса;

· психологического комфорта;

· вариативности;

· творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип системности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

3. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает:

  • 1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • 2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • 3. ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
  • 4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • 5. учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
  • 6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • 7. разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Деятельностный подход к обучению предусматривает:

  • - наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
  • - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • - формирование у школьников умения контролировать свои действия;
  • - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитие ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. К ключевым компетентностям относятся: информационные, коммуникативные, познавательные, социальные, личностные. Формированию этих компетентностей способствует системно - деятельностный подход.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно - деятельностный подход?

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

  • 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
  • 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте -- будь это система Д.Б. Эльконина -- В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем, не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной деятельности.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • 1. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • 2. планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • 3. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • 4. оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя - создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться - того, что тормозит развитие.

Г.А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…».

И еще одна цитата в тему:

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - сказал когда - то Ж.Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы:

  • - проектный,
  • - ролевые, деловые игры,
  • - проблемный метод,
  • - исследовательский метод,
  • - метод решения практических задач,
  • - коллективной творческой деятельности,
  • - поисковый метод,
  • - дискуссионный метод,
  • - коммуникативный.

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения). К сожалению в нашей школе очень и очень мало, да и не всегда грамотно используется данная технология в обучении учащихся на уроках и в организации воспитательной работы с ними.

Теперь рассмотрим технологию СДП. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  • 1. Мотивацию к учебной деятельности;
  • 2. Актуализацию знаний;
  • 3. Проблемное объяснение нового знания;
  • 4. Первичное закрепление во внешней речи;
  • 5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  • 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  • 7. Рефлексия.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

  • * урок открытия нового знания;
  • * урок рефлексии;
  • * урок построения системы знаний;
  • * урок развивающего контроля.

Как основа ФГОС стал особенно актуальным в условиях инноваций, происходящих в настоящее время в нашей стране, в том числе и в сфере дошкольного образования. Он стал важным средством социально-экономического, культурного формирования интеллектуального потенциала РФ.

Значимость преобразований в системе дополнительного обучения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Современное общество выдвигает серьезные требования к процессу дополнительного образования. России необходимы нравственные, образованные, предприимчивые молодые люди, которые способны прогнозировать результаты своих поступков, готовые ощущать гордость и ответственность за свою семью, страну.

Так как приоритетом образовательной системы и общества считается подготовка молодежи, вступающей в новую жизнь, то результат обучения характеризуется их успешной адаптацией в социуме.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения постиндустриального общества. Учитель не может «вылепить», «сделать» ребенка при пассивном варианте обучения и воспитания. Только при вовлечении школьников в совместную деятельность можно получить желаемый результат, выполнить социальный заказ в полном объеме.

Новые образовательные траектории

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС предполагает оценку качества образования по определенным критериям:

  • результаты обучения имеют личностный и социально-значимый характер;
  • качественные знания позволяют ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории для личностного развития;
  • дифференциация обучения допускается при сохранении единства теоретического материала;
  • проявляется повышенная мотивация школьников к учебе;
  • создаются условия для личностного и общекультурного совершенствования;
  • формирование компетентностей осуществляется в разных предметных областях.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС имеет практическое значение, он является актуальным и востребованным в современном обществе.

История формирования

Идея объединить деятельностный и системный подходы была предложена отечественными учеными и педагогами. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС появился в 1985 году. Среди его разработчиков выделим Э. В. Ильенкова, Э. Г. Юдина, психолога А. Г. Асмолова. Разработчики новой образовательной системы внимательно изучили опыт зарубежных коллег, а также методики развивающего и опережающего обучения, созданные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС стал результатом синтеза разных инновационных технологий, созданных в 20-м веке зарубежными и отечественными психологами и учеными. Он включил в себя лучший педагогический опыт нескольких десятилетий. Сегодня системно-деятельностный подход - это основа отечественного образования на всех ступенях, включая дошкольную систему.

Регламентируется воспитательный процесс в ДОУ государственными стандартами, разработанными к дошкольной образовательной программе.

Сущность подхода

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования имеет следующую суть:

  • развитие и воспитание личностных качеств, которые в полной мере отвечают запросам информационной среды, современной экономики, на базе толерантности, уважения к представителям других национальностей;
  • системно-деятельностный подход основа ФГОС ДОУ рассматривает как переход в образовательной среде к стратегии социального конструирования и проектирования на базе содержания и методик образования, обеспечение индивидуальности, познавательной активности и личного развития обучающихся;
  • ориентирование на результаты обучения (личность обучающегося формируется на базе усвоения им универсальных учебных действий в процессе познания окружающего мира);
  • решающая роль отводится способам организации деятельности, а также вариантам достижения социального, личностного, познавательного совершенствования воспитанников.

Формы и методы

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС позволяет учитывать возрастные, физиологические, психологические характеристики детей. Особое значение в новой образовательной системе отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности.

Новые технологии обеспечивают плавный переход от дошкольного воспитания к ступени школьного обучения.

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС отличается разнообразными организационными формами, позволяет учитывать индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью.

Развитие индивидуальности

В результате совместной плодотворной деятельности дети получают возможность к реализации своего творческого потенциала.

Системно-деятельностный подход - основа эффективной реализации ФГОС второго поколения. Этот метод отличается от традиционных образовательных технологий многообразием форм, возможностью активного включения в поисковую и исследовательскую деятельность.

Чем еще отличаются инновационные образовательные технологии? Системно-деятельностный подход - основа ФГОС ООО, без него трудно выполнить те требования, которые предъявляет общество к уровню современного образования.

Основой для успешности каждого ребенка, формирования его умений, многочисленных компетенций, должна стать систематическая смена способов и видов деятельности, что в полной мере обеспечивают инновационные образовательные технологии.

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС нуждается в обновленной методической базе. Она предполагает подбор совокупности инновационных подходов и приемов, позволяющих педагогу активизировать собственную деятельность школьников.

Специфика подхода

Системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС дошкольного образования. В конце прошлого века в отечественном образовании внимание уделялось только усвоению знаний. Никто не придавал значения вопросу, связанному с поиском эффективных способов усвоения теории, с развитием индивидуальности, становлением гражданственности и патриотичности у подрастающего поколения.

Обучение основывалось на вербальном способе и формах передачи готовой информации, обезличенности и монотонности, пассивном обучении ребят. Те сведения, которые они вынуждены были заучивать, являлись бесполезными, они не требовались школьникам в повседневной жизни, не способствовали социальной адаптации и успешности в профессии.

Актуальность метода

Создал системно-деятельностный подход Петерсон. Как основа ФГОС им предложена организация и контроль учебной и воспитательной деятельности ребят дошкольного возраста в контексте жизнедеятельности. Обязательным условием является учет жизненных планов, интересов, ценностных ориентиров, использование инновационных приемов и методик.

Новая дошкольная парадигма образования имеет деятельностный вариант. Ее основной целью является развитие личности дошкольника на базе овладения универсальными способами формирования навыков и умений, которые составляют инструментальную основу УУД.

Системно-деятельностный подход - основа ФГОС НОО. Его отличительной особенностью является отведение отдельного внимания процессу развития личности дошкольника, обретения им нравственного, духовного, социального опыта.

Именно такой подход в последнее время стал ведущим научным методом познания и преобразования объектов. Это направление методологии теоретических исследований и социальной практики, базирующееся на рассмотрении различных предметов и объектов в качестве целостных систем, дает возможность выявлять вариативность учебных предметных отраслей.

Федеральные государственные требования нового поколения предполагают выделение во всех учебных дисциплинах определенного количества часов на региональный компонент. Например, в рамках экологического воспитания малыши знакомятся с деревьями, растениями, животными своего края, приобретают опыт толерантного отношения к живой природе.

Сущность приема - в рассмотрении самостоятельных компонентов во взаимосвязи, движении, постоянном развитии и совершенствовании.

Такой деятельностный подход - основа ФГОС ООО, которые в настоящее время внедрены в российское дошкольное образование.

Дифференцированный подход к воспитанию позволяет выявлять системные интегративные свойства, а также качественные характеристики, необходимые для гармоничного развития подрастающего поколения России.

Исторический, функциональный, предметный аспекты комплексного подхода нуждаются в совокупности таких принципов анализа, как конкретность, историзм, учет развития и всесторонних связей.

Культурно-исторический аспект базируется на теоретических положениях педагогической концепции Гальперина, Леонтьева, Выготского. Они уделяли особое внимание основным психологическим закономерностям процессов воспитания и обучения, структуре образовательной деятельности дошкольников с обязательным учетом основных особенностей индивидуального возрастного развития детей.

Основной тип мышления, который связан с новой образовательной концепцией, предполагает эмпирическое мышление. Ребенок получает возможность подбирать собственное содержание образования, выбирать в большом объеме те направления, которые интересны детям.

Преобразования в ДОУ

Системно-деятельностный подход сопровождает модернизацию общей образовательной парадигмы, находящей свое отражение в переходе:

  • От установки цели современного дошкольного образования как усвоения навыков, умений, знаний к постановке цели как способу формирования компетенции учиться, овладевать новыми универсальными навыками.
  • От ограниченности учебного материала рамками предмета предполагается ориентация на понимание учения в качестве способа адаптации в современном обществе.
  • От хаотичной учебной деятельности ребенка происходит переход к разработке индивидуального образовательного пути развития.
  • От индивидуального вида усвоения материала к осознанию важной роли сотрудничества в процессе достижения основных образовательных целей.

Отметим, что ориентированный и компетентностный подходы к обучению не противоречат тем задачам, которые ставят ФГОС второго поколения перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Сочетание разнообразных педагогических приемов с проектной и исследовательской деятельностью дает желаемый результат, помогает педагогам формировать у воспитанников все качества, указанные в современной образовательной парадигме.

Системно-деятельностный подход является в настоящее время самым подходящим вариантом для учета психологических и умственных особенностей дошкольников. Он в полной мере соответствует тем приоритетам, которые выбраны для модернизации российской образовательной системы.

Педагогическая инициатива «Наша новая школа», внедренная в современном российском образовании, предъявляет особые требования к профессиональному уровню педагогов РФ. Они должны не просто иметь теоретические знания обо всех особенностях детской психологии, владеть преподаваемым предметом, но и выполнять функции тьютора. Задача современного учителя состоит в помощи ребятам развивать самостоятельность, творческие способности, искать сферу профессиональной деятельности. Ключевой особенностью российского образования должна стать именно воспитательная, а не образовательная деятельность.

Базой, основой педагогической деятельности воспитателя, которая обуславливает и процесс, и конечный результат работы, признана система действий педагога. Она характеризуется особенностями личности учителя, его приоритетами, персональными качествами. Инновации, наблюдаемые в российской системе дошкольного образования, основываются на введении в процесс обучения компетентностного, деятельностного подхода.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня наблюдается переход от классического обучения к творческой работе над заданиями воспитанников ДОУ, связанными с теми проблемами, которые будут решать малыши вне стен детского сада.

Признание активной деятельности ребенка в образовательном и воспитательном процессе приводит к совершенствованию представлений о содержании взаимной работы ребенка со сверстниками, воспитателем, родителями.

Теперь даже в детском саду не используется вариант классической трансляции знаний детям от педагога. На смену такому образовательному процессу пришло полноценное сотрудничество. Единоличное руководство воспитателя в подобном сотрудничестве замещено полноценным участием в подборе методов и содержания обучения самими дошкольниками.

Л. С. Выготский сравнивал в подобной ситуации учителя с вагоновожатым, управляющим образовательным и воспитательным процессом.

При реализации системно-деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий:

  • тщательная разработка проблемных ситуаций, развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу;
  • подбор необходимых средств для самореализации, оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей;
  • организация максимально плодотворного учебного сотрудничества.

В настоящее время деятельность воспитателя ДОУ предполагает полное осознание целесообразности, своевременности, важности перехода на федеральные стандарты нового поколения. В качестве решающего фактора выступает готовность педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, переходить к системно-деятельностному подходу от знаниевой парадигмы.

Воспитатель должен в полном объеме овладеть современной техникой и информационными технологиями, разработать учебно-методический комплект, который будет удовлетворять ФГОС, вооружиться поддержкой материально-технической базы.

Заключение

Только при умении педагога продумывать и разрабатывать собственные образовательные программы, применять на практике здоровьесберегающие технологии он сможет быть новатором. Если воспитатель не принял, не осмыслил основную идею такого подхода, его нельзя считать на сто процентов компетентным, соответствующим профессиональным стандартам, созданным для педагогических работников.

Переход страны от индустриального к постиндустриальному обществу, которое базируется на высоком интеллектуальном потенциале и знаниях, выдвигает перед отечественными дошкольными образовательными учреждениями новые цели. Развитие подрастающего поколения должно осуществляться не посредством выполнения отдельных задач, а в комплексе. Помимо познавательного интереса особое внимание уделяется формированию общекультурных, личностных качеств дошкольников.

Своевременность проведения оптимизации образования воспринимается обществом как актуальная проблема. Причина заключается в серьезном противоречии между теми требованиями, которые выдвигают новые стандарты, и программами и методами, по старинке применяемыми многими воспитателями ДОУ.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения, разработанные для дошкольной образовательной системы, предполагают выделение в качестве основной компетенции развитие у подрастающего поколения умения учиться.

Любовь Позднякова
Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

Л. В. Позднякова

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА .

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня. Они уже давно живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим : «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке ? Учитель объявляет тему, сообщает чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения , так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах образования, ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному .

В основе наиболее распространенного традиционного обучения, предшественника развивающего, лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так :

обучение естественное развитие = зона актуального развития

Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те познавательные возможности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. При указанном соотношении места обучения и развития, учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение детей «от простого к сложному» и «от близкого к далекому» . Согласно этому принципу, на каждой ступени образования школьникам дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Остается неясным – кто и когда точно и однозначно смог определить меру этой посильности.

В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие. Соотношение их можно представить следующим образом :

развитие обучение = зона ближайшего развития.

Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное» , оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. По Л. С. Выготскому, процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Она включает те действия, которые ребенок, способен выполнить только в совместной деятельности с учителем. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном обучении.

Итак, рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе .

Традиционное обучение :

1) базируется на принципе доступности;

2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

Инновационное обучение. Системно - деятельностный подход :

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности;

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Современный урок - это урок , характеризующийся следующими признаками.

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению .

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению .

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует .

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи , или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой : «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г. А. Цукерман) . Одним из приёмов создания проблемных ситуаций : введение в учебники заголовков-вопросов. Так называемые «хитрые вопросы» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.

Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебниках системы Л . В. Занкова.

Вот наиболее распространённые :

Вопросы, суждения, нахождение ошибок;

Задания, для выполнения которых недостаёт знаний;

Заголовки-вопросы;

Наблюдения за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения;

Творческие задания;

Специальные условные знаки и значки, и другие.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г . А. Цукерман : «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его : возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) .

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.

Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д . Б. Эльконина - В. В. Давыдова, система Л . В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы : «Школа 2100» , «Перспектива» , «Начальная школа ХХI века» , «Гармония» , «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причём, не только, в индивидуальной, но и в совместной коллективной деятельности.

Какие же происходят изменения в структуре уроков ? Как построить и провести урок , чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока , чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках , но и в жизни.

Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему.

Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили , как надо действовать в новых условиях.

Структура урока «открытия нового знания» , построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы :

1. Этап самоопределения к деятельности.

Цель : Включение в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель : Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

3. Постановка учебной задачи .

Цель : Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока .

4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) .

Цель : Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель : Усвоение нового способа действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель : Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Включение в систему знаний и повторение .

Цель : Включение «открытия» в систему знаний , повторение и закрепление ранее изученного.

8. Рефлексия деятельности.

Цель : Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения , границ применения новых знаний.

Перечисленные выше этапы работы над понятием лучше проводить на одном уроке , не разрывая их по времени.

Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации :

Побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации , основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей;

-постановка учебной задачи , основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.

Существуют следующие методы решения учебной проблемы :

Побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение) ;

Подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока ).

Необходимо использовать виды продуктивных заданий :

Формулирование вопросов по теме урока ;

-создание опорного сигнала : схема, таблица, опорные слова;

Создание художественного образа : метафора, загадка, стихотворение, сказка.

Использование технологии деятельностного метода позволяет мне проводить интересные уроки , проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.

Технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников.

Список литературы.

1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении : Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006

3. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 204с. – (Стандарты второго поколения) .

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152с.

6. Выготский Л. С. Собр. Соч. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т. 4.

Позднякова Любовь Вячеславовна


Ананина А.В., учитель информатики и ИКТ
МАОУ «Школа №44»

Использование принципов системно – деятельностного подхода в обучении информатике

Можно накормить голодного рыбой,
а можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.

1. Введение.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.
2. Структура системно-деятельностного подхода.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
-какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: - учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные, были получены также американскими и российскими исследователями.
3. Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.
Какие методы обучения способствуют повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода?
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Включение активных методов обучения (АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи урока.
АМ начала урока «Шаг навстречу».
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут.
АМ выяснения ожиданий и опасений «Дерево возможных вариантов», на этапе вхождения в тему.
Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Участники: все обучающиеся.
Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.
Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.
АМ презентации учебного материала.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такой метод, как «Инфо–угадайка» позволит сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Участники: все обучающиеся.
Время: зависит от объема нового материала и структуры урока.
Проведение: учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют – многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
АМ подведение итогов урока.
Цель: получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 минут.
Участники: все обучающиеся.
Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.
Перечисленные активные методы обучения составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
4. Технология модерации, используемая при системно-деятельностном подходе.
В основе системно-деятельностного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом. Помимо самих активных методов, в образовании используется технология модерации, обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.
Принципы модерации:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
5. Заключение.
Увеличение количества изучаемых дисциплин, усложнение учебных программ, увеличение объема информации, необходимой для усвоения обучающимися, зачастую приводят к отторжению этих знаний, нежеланию трудиться для их получения, к отрицательному отношению к школе в целом. Все чаще акцент делается на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения, что ведет к уменьшению выработки практических умений и навыков, подрывая основы будущей профессиональной подготовки. Отсутствие единой идеологии в обществе, некой «общенациональной идеи» не позволяют школе воспитать гражданственность в полном объеме.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие качеств личности, соответствующих требованиям современности, коими являются гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность, индивидуализация. Достижение результата возможно через включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»!

Литература:
1. С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение»2005;
2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
Интернет-ресурсы:
www.moi-universitet.ru

Загрузка...