docgid.ru

Критерии оценки состояния здоровья. Оценка состояния здоровья

Факторы риска для здоровья человека, связанные с загрязнением окружающей среды

Во всем мире начинают понимать, что хорошее здоровье и благосостояние людей не могут быть достигнуты в условиях опасной и постоянно ухудшающейся окружающей среды, а свободный доступ людей к медицинской помощи не дает возможности нейтрализовать отрицательные последствия ухудшения среды обитания человека.

Неблагоприятная экологическая ситуация и низкие показатели здоровья в ряде регионов России, неэффективность природоохранных мероприятий, разрабатываемых без четких количественных критериев оценки потенциального и реального ущерба для здоровья, обусловливают необходимость сосредоточить внимание на количественной оценке опасности воздействия факторов окружающей среды.

В течение последних десятилетий для решения этой задачи активно используется методология оценки и управления рисками влияния факторов окружающей среды на здоровье населения в целях увеличения обоснованности принятия управленческих решений в области здравоохранения.

Основы методологии оценки и управления рисками влияния факторов среды на здоровье населения были разработаны в США в 70-х гг. и в настоящее время она стала научной основой политики Агентства по охране окружающей среды (ЕРА) и государственной природоохранной политики США в целом. Сегодня эта методология получила широкое распространение во всем мире. Она официально признана и развивается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями и учреждениями.

Методология оценки и управления рисками была успешно апробирована во многих регионах России. (Ангарске, Кирово-Чепецке, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Перми, Череповце и др.). Опыт ее применения для решения важных практических задач показал, что она может существенно усилить эффективность и надежность проводимых мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны.

Здоровье населения является одним из главных показателей и целей социально-экономического развития страны. Неслучайно, что во всех развитых странах оно рассматривается как критерий качества жизни и является одним из ведущих приоритетов в деятельности их правительств.

Важной задачей национальной политики в России должно стать достижение каждым гражданином такого уровня здоровья, который позволит жить продуктивно в социальном и экономическом планах при максимально возможной продолжительности жизни (В. И. Покровский, 1996 г.). В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе предложено значительное количество определений здоровья. Однако наиболее широкое признание получило определение Всемирной организации здравоохранения, которая рассматривает здоровье не только как отсутствие болезни, болезненных состояний или болезненных изменений, а как полное физическое; духовное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил человека.



Состояние здоровья - процесс динамический, тесно связанный с социальной и окружающей средой. Его можно рассматривать и изучать с различных позиций: философских, социально-экономических, социально-юридических и т. д. Однако для непосредственных практических применений важно, чтобы в определение здоровья были включены показатели, которые давали бы возможность измерять его количественно. Для оценки здоровья предложено использовать обобщенные показатели, интегрально отражающие состояние здоровья населения как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях (здоровье семьи, здоровье отдельных групп населения, общественное здоровье).

Индивидуальный уровень здоровья определяется как уровень жизненной активности человека, уровень его возможностей в реализации своих социальных и биологических функций. При этом каждая возможность учитывается с весовым коэффициентом, характеризующим субъективную ценность ее реализации для индивида. Значение h варьирует в диапазоне от 0 до 1, где нулевому значению соответствует тяжелая болезнь, полная неспособность функционировать и радоваться жизни, а 1 - максимальная физическая и умственная работоспособность и эмоциональный тонус.

К данному определению необходимо сделать одно важное уточнение. На самом деле, уровень возможностей реализации функций индивида в значительной степени определяется не только физиологическими возможностями его организма, но и характеристиками социальной и природной среды, в которой находится индивид, накладывающими ограничения на реализацию этих возможностей, а также уровнем его материально-финансового благополучия, предоставляющим дополнительные возможности.

Для оценки индивидуального здоровья предложены критерии, учитывающие уровень и степень гармоничности физического и психического развития: реактивность и резистентность к болезням; оценку возрастных изменений; наличие хронических заболеваний; показатели нетрудоспособности, обусловленной заболеваниями или травмами; потенциал жизнеспособности (количество человеко-лет предстоящей трудоспособности) для лиц трудоспособного возраста и др.

Оценку состояния здоровья на популяционном уровне или для отдельных групп населения предложено проводить по индексам, в основу которых положены данные о заболеваемости и смертности, о группах здоровья, о времени сохранения здоровья в течение определенного возрастного периода. По этим критериям оценивается потенциал трудоспособности с учетом социальных и экономических потерь от заболеваемости, рассчитывается потенциал средней продолжительности предстоящей жизни.

Интегральный уровень здоровья населения для страны в целом можно определить через величину средней ожидаемой продолжительности активной жизни человека, рассчитываемую по специальной формуле.

Он служит главным, основным показателем здоровья нации, главным целевым критерием деятельности органов здравоохранения.

Данный показатель в настоящее время активно используется экономически развитыми государствами и международными организациями для межгосударственных сравнений и управления здравоохранением. В англоязычной литературе этот показатель обозначается как QALYs (Quality-Adjusted Life Years), что в буквальном переводе означает «годы жизни с учетом качества», или DHLY (Discounted Healthy Life Year), что переводится как «дисконтированный год здоровой жизни». Так, например, десятилетняя национальная Программа укрепления здоровья, профилактики заболеваний и национальных целей в этой области до 2000 г. (США) в качестве пяти главных целей программы ставит достижение «средней ожидаемой продолжительности жизни» - 78 лет и «средней ожидаемой продолжительности здоровой (активной) жизни» - 65 лет. Из сравнения этих цифр следует, что различного рода недомогания и болезни отнимают в настоящее время примерно 15% от общего «объема жизни».

Из значительного числа показателей здоровья в практической деятельности обычно считается достаточным выделение 10-20 наиболее информативных показателей, чтобы дать оценку и определить стратегию укрепления здоровья населения.

В большинстве стран мира потенциал здоровья населения принято характеризовать системой статистических показателей, включающих:

Демографические показатели: рождаемость, смертность (общая, перинатальная, младенческая, повозрастная, по отдельным причинам), естественный прирост населения, продолжительность жизни;

Заболеваемость: общая, по отдельным классам, группам, болезням, отдельных возрастных групп, с временной утратой трудоспособности, профессиональная, инфекционная, неинфекционная и др.;

Физическое развитие: всего населения или отдельных возрастных групп;

Группы здоровья;

Инвалидность.

Для оценки здоровья используются и другие показатели. Например, показатели, которые характеризуют условия, обусловливающие возникновение заболеваний. К последним относятся факторы риска: низкий вес при рождении, ожирение, короткие промежутки между родами, низкий уровень охвата иммунизацией, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Кроме того, используются показатели, в состав которых входят факторы, обусловливающие формирование здоровья населения и успешность развития человеческих возможностей. Это показатели, отражающие качество деятельности служб здравоохранения, их доступность и степень использования, уровень образования и его вклад в здоровье, условия труда, уровень дохода, обеспеченность водой, качество жилища, показатели санитарно-эпидемиологического благополучия и многие другие.

Исключительно важное место в обеспечении и сохранении здоровья занимает в настоящее время выявление факторов риска и условий, способствующих их возникновению.

Факторы риска - это факторы, которые повышают вероятность возникновения различных нарушений здоровья, в частности развития заболеваний.

К ним могут относиться факторы природной и социальной среды, факторы образа жизни людей и индивидуальные особенности организма. Некоторые факторы риска связаны с наследственностью. Идентифицирован ряд специфических генов, являющихся факторами риска таких заболеваний, как рак толстой кишки, остеопороз, боковой амиотрофический склероз, спондилоартрит и т. д. Другие факторы риска такие, как химические вещества и возбудители инфекций, находятся в окружающей среде. Ряд факторов является частью социального окружения. Установлено, что эмоциональные нагрузки, обусловленные потерей супруга, изменениями образа жизни или неустроенностью в быту, повышают частоту соматических и психических заболеваний. Некоторые из наиболее значимых факторов риска относятся к сфере поведения человека: курение, употребление наркотиков, избыточное потребление алкоголя, пренебрежение ремнями безопасности при езде на автомобиле и др.

Здоровье населения формируется под воздействием внешних болезнетворных факторов и биологических особенностей популяции людей, которые в совокупности составляют медико-экологические факторы. К болезнетворным факторам относятся физические, химические, биологические и социальные факторы. При этом отмечено, что одни факторы препятствуют действию причины и тем самым снижают риск заболеваемости, а другие - способствуют этому действию и повышают риск развития тех или иных заболеваний. Так, неудовлетворительные санитарно-бытовые условия жизни населения способствуют распространению острых желудочно-кишечных заболеваний.

Важную роль в снижении влияния факторов риска на состояние здоровья играет их профилактика. Под профилактикой понимают комплекс разнообразных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или снижение риска заболеваемости. С учетом целей и задач профилактику принято делить на первичную, вторичную и третичную.

Характер и степень выраженности факторов риска в окружающей среде определяют остроту медико-экологической ситуации. Управление медико-экологической ситуацией - это осуществление целенаправленного вмешательства в систему «окружающая среда-здоровье населения» с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым понимается такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, когда отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность рассматривается как стабилизированная на уровне стандартов качества окружающей среды ситуация, без явных патологических экологически обусловленных изменений в состоянии здоровья населения, с приемлемым уровнем риска развития неблагоприятных изменений в состоянии среды обитания и здоровья населения.

Достижение санитарно-эпидемиологической безопасности медико-экологической ситуации является первоочередным шагом к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия создает благоприятные условия и способствует развитию человеческого общества, стимулирует социальную, духовную и физическую активность населения (Е. Н. Беляев, 1996).

В реальных условиях производства весьма важна оценка опасности веществ.

В отечественной литературе различают 4 класса опасности вещества: 1 - чрезвычайно опасные, 2 - высокоопасные, 3 - умеренно опасные и 4 - малоопасные.

В последние годы создана новая классификация опасности химических веществ по целому комплексу различных критериев. В основу данной классификации положен принцип единства системы «химическое вещество-среда-организм-популяция». Данный комплекс показателей открывает возможность дать интегральную оценку опасности любому ингредиенту по так называемому показателю опасности. Величина интегрального показателя тем выше, чем выше опасность химического вещества. Величина интегральногопоказателя колеблется от 100 до 5 000, что практически равняется величине фактора неопределенности, применяемого в US ЕРА и ВОЗ, который может составлять от 10 до 1 000, а в некоторых случаях - до 10 000.

Заметим, что термин «опасность» относится к «источнику» риска. Необходимо понимать, что риск создан опасностью, но эти понятия не являются эквивалентными. Например, радиационное излучение представляет опасность для человека, но рискоблучения возникает лишь тогда, когда человек подвергается его воздействию.

Риск для здоровья человека, связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

При наличии источника риска (например, токсического вещества в почве, воде, в воздухе, в пище и др.);

При источнике риска, находящегося в окружающей среде и характеризующегося вредной для человека концентрацией или интенсивностью; присутствие человека, контактирующего с источником риска и восприимчивого к его воздействию;

При наличии путей передачи вредного воздействия от источника риска к организму человека.

При оценке рисков часто используется понятие агент риска.

Агент риска - это физический фактор (шум, радиация, электромагнитные поля, вибрация, инфразвук), химическое вещество, биологический организм, потенциально вредные факторы окружающей среды. При соответствующих условиях агент риска становится причиной вреда для человеческого здоровья и окружающей среды.

Гигиеническая оценка системы окружающая среда – здоровье

Актуальной задачей профилактической медицины на современном этапе является системная оценка явлений и факторов в многокомпонентной и многофункциональной системе «среда обитания-здоровье населения».

Известно, что факторы окружающей среды чрезвычайно разнообразны по характеру неблагоприятного воздействия на организм. Характер и глубина его поражения определяются множеством сопутствующих условий, в том числе интенсивностью и длительностью контакта с патогенными агентами, путями и способами проникновения в организм вредных веществ, а также совместным действием их с физическими факторами. Это определяет сложность в определении величины вклада для здоровья каждого из отдельно взятых факторов.

В настоящее время для оценки влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье населения предложен ряд методических подходов. В частности, предлагается проводить оценку, включающую: количественно-пространственно-временную характеристику комплекса факторов окружающей среды; углубленное изучение здоровья с получением его интегральных оценок; построение различных вариантов математических моделей взаимосвязей показателей состояния среды с характеристиками здоровья; сопоставление результатов эпидемиологических и экспериментальных исследований.

На здоровье населения, наряду с загрязнением окружающей среды, значительное влияние оказывает образ жизни, состояние медицинской помощи, биологические факторы. Это обусловливает важность проблемы оценки вклада комплекса факторов в формирование здоровья населения.

Имеющиеся в литературе данные по этому вопросу показывают, что факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья населения, могут быть подразделены на следующие основные группы: факторы, характеризующие генотип популяции, факторы образа жизни и факторы состояния окружающей среды. При этом подчеркивается, что образ жизни влияет на состояние здоровья в 51,2 % случаев, генетические факторы - в 20,4 %, окружающая среда - в 19,9 %, здравоохранение - в 8,5 % случаев.

Приведенные сведения согласуются с данными ВОЗ, где отмечается, что состояние здоровья населения определяется на 50 % образом жизни. На среду обитания (атмосферный воздух, воду, почву, пищевые продукты) отводится примерно 20 %, с наследственностью связывается 20 % и 10 % - с качеством медико-санитарной помощи.

При установлении закономерностей влияния факторов среды на здоровье населения особое внимание должно быть уделено здоровью детских контингентов как наиболее чувствительных ко многим внешним воздействиям. Отсутствие у них вредных привычек и прямого контакта с вредными факторами производственной среды делает детей хорошей моделью для изучения системы «окружающая среда-здоровье населения».

Факторы окружающей среды в комплексе с биологическими и поведенческими характеристиками человека (возрастом, полом, социально-экономическим положением, образом жизни и т. д.) оказывают свое влияние на характер и степень тяжести ответной реакции организма на вредное воздействие окружающей среды. Субъективные факторы могут как ослаблять влияние окружающей среды, так и усиливать ее неблагоприятное воздействие.

Решение задачи по выбору оптимального методического подхода к оценке системы «среда-здоровье» имеет исключительно важное значение в реализации системы социально-гигиенического мониторинга. Одним из важнейших направлений в реализации социально-гигиенического мониторинга всех уровней, повышении его эффективности и надежности, особенно при разработке и принятии управленческих решений, может служить система по оценке и управлению рисками влияния среды на здоровье.

Процесс оценки риска складывается из четырех основных этапов: выявления факторов неблагоприятного воздействия, оценки воздействия, оценки зависимости «доза-ответ», характеристики риска.

Результатом расчетов является доля (%) контингента населения из всей изучаемой выборки, которая с достоверной вероятностью будет вовлечена в патологический процесс за выбранный промежуток времени.

Значительные проблемы возникают при попытке оценить риск опасности загрязнения окружающей среды по уровню заболеваемости на территории этого загрязнения, так как не все население реагирует одинаково - имеются более и менее чувствительные группы населения. Так, отмечено, что, чем менее выражено проявляется эффект, тем больше «размер» группы риска, то есть численность группы населения, которая имеет функциональные изменения, выходящие за пределы физиологической нормы, всегда больше, чем численность группы, заболевшей от неблагоприятного воздействия. Это обстоятельство обусловливает необходимость получения детальной объективной информации о показателях состояния окружающей среды и здоровья населения, включающих характеристики донозологических изменений. Получение такой информации возможно на основе внедрения системы мониторинга загрязнения окружающей среды и здоровья населения.

Опыт создания и эксплуатации в России первых систем слежения за здоровьем населения и средой обитания (системы «АГИС-здоровье», «Пестициды», «Профзаболевания», «Ангара» и др.) показал, что они дали возможность решить целый ряд полезных задач. В частности, была создана система слежения за уровнем заболеваемости населения по нозологиям и состоянием окружающей среды для отдельных городов. Кроме того, на основании полученных данных вносились коррективы в деятельность промышленных предприятий в целях охраны атмосферного воздуха и водного бассейна и др. Однако в этих системах не учитывалось влияние социальных факторов, в них использовалась неполная информация об уровнях загрязнения окружающей среды. Они не позволили получить адекватные модели причинно-следственных зависимостей в системе «среда-здоровье».

В настоящее время взамен указанных систем активно развивается государственная система социально-гигиенического мониторинга.

Социально-гигиенический мониторинг рассматривается как сложная, многофункциональная система длительного наблюдения за изменениями показателей состояния здоровья населения и окружающей среды с целью выявления критических отклонений, требующих определенного вмешательства и осуществления социально-гигиенических и медико-профилактических мероприятий, эффективность которых оценивается по принципу обратной связи.

Целью создания данной системы является:

Выявление приоритетных социальных, экологических, санитарных, медико-социальных проблем охраны здоровья населения;

Разработка обоснованных региональных программ, направленных на снижение заболеваемости или отрицательных последствий загрязнения окружающей среды;

Обеспечение информационной поддержкой органов управления здравоохранением, санитарно-эпидемиологичекого надзора; экологической и социальной защитой по мерам первичной профилактики.

Помимо традиционно используемых критериев здоровья (рождаемости, смертности, общей и инфекционной заболеваемости, инвалидности, физического развития и др.) в системе мониторинга предполагается изучение и оценка распространенности предпатологических состояний среди населения на основе анализа иммунного, психического статуса, функционального состояния систем биохимической защиты, состояния сердечно-сосудистой и респираторной систем.

Важной задачей гигиенической оценки системы «среда-здоровье» является определение комплексной антропогенной нагрузки. Комплексная антропогенная техногенная нагрузка городской среды складывается из пофакторных показателей - количественных характеристик основных факторов среды, определяющих реальную нагрузку на организм человека. Это показатели химического и биологического загрязнения воздушной среды, воды и почвы, а также уровня шума, электромагнитного, ионизирующего излучения и др. Определяемая величина комплексной нагрузки на организм складывается из учитываемых факторов. Она количественно характеризуется одним показателем, отнесенным к гигиеническому нормативу, - в этом случае за допустимый уровень принимается величина, равная или меньше единицы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1.Оценка и самооценка физического здоровья

тестирование здоровье физический

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» - это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» - это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предложенная Г. Л. Апанасенко, - один из подходов, позволяющих осуществить это. Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреждению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. В качестве первого направления работы эта система предусматривает диагностический этап - скрининг уровня здоровья людей. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерв организма - glavsovet.ru), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (если исчерпаны резервные возможности) развиваются сначала эндогенные факторы риска, а затем и хронические соматические заболевания. Этот порог охарактеризован количественно по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья.

Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Очевидно, количественная оценка функциональных резервов организма весьма затруднительна. Предложены два пути исследования резервных возможностей организма: один связан с определением диапазона функций органа, системы органов и целостного организма при воздействии на организм тестирующих нагрузок, а второй - с исследованиями способности организма человека совершать работу в условиях нарушения гомеостазиса (определение допустимых степеней гетеростазиса).

Учитывая, что при любом функциональном тестировании организма мобилизуется лишь часть физиологических резервов, прямое определение потенциально имеющихся физиологических резервов невозможно - glavsovet.ru. Однако поскольку изменения функций физиологических систем взаимосвязаны механизмами нейрогуморальной регуляции, для оценки функциональных резервов адаптации организма используются косвенные методы в виде дозированных и предельных физических нагрузок с регистрацией различных показателей функционального состояния организма (частота сердечных сокращений, потребление кислорода, секреция гормонов, биопотенциалы головного мозга и т.д.). Такой подход позволяет количественно оценить реальный вклад тех или иных физиологических резервов в формирование физического состояния организма, а поскольку подсистема физиологических резервов является центральной в системе резервов адаптации и от ее функции зависит работа других подсистем, это позволяет приблизиться к оценке возможности мобилизации системы функциональных резервов адаптации организма в целом.

К методам оценки функциональных резервов организма, составляющих основу физического здоровья, относят различные функциональные пробы. По мнению исследователей, для выявления диапазона функциональных резервов организма человека должны применяться интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки.

Оценка уровня гибкости

Ниже приведены несколько тестов для оценки уровня гибкости, которые хоть и не покажут филигранную точность, но помогут представить общую картину вашего спортивного здоровья.

Плечевые суставы 1:

Сядьте на стул спиной к партнеру, положив, сцепленные в замок руки, на затылок. Разведите локти в стороны, сильно сведя лопатки. Теперь пусть партнер, упираясь вам в спину корпусом или коленом, плавно и аккуратно потянет ваши локти назад. Когда почувствуете среднюю степень дискомфорта, остановитесь и зафиксируйте результат.

Хорошо: локти прошли линию плеч.

Отлично: плечевые кости расположены под прямым углом другу к другу.

Плечевые суставы 2

Лягте на край обычной скамьи (как в тренажерных залах) так, чтобы ваши плечи чуть-чуть свисали по краям. Ноги согните и поставьте ступнями на скамью. Сильно и жестко прижмите поясницу к скамье. Не отрывая спины от скамьи, не допуская прогиба в позвоночнике, поднимите прямые руки перед собой и медленно опустите их за голову как можно дальше. Руки прямые, в локтях не сгибать! Для увеличения точности возьмите в руки легкую палку.

Хорошо: обе ладони прошли ниже плоскости скамьи.

Отлично: оба локтя прошли ниже плоскости скамьи.

Вращатели плеча:

Сядьте на стул боком к зеркалу. Разведите руки в стороны и согните в локтях под 90 градусов. Не меняя угла сгиба в локтях, разверните руки вверх и назад, стараясь отвести ладони как можно дальше за голову. Теперь максимально разверните руки в другую сторону, опустив их вниз.

Хорошо: ладони поравнялись с уровнем головы в верхней точке и осевой линией корпуса в нижней. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Отлично: ладони прошли вертикальную линию, проходящую вдоль корпуса и головы в обеих точках. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Сгибатели бедра:

Лягте на скамью так, чтобы таз оказался на самом крае скамьи. Одна прямая нога свешивается со скамьи, вторую согнуть в колене и руками потянуть к себе, полностью прижав к груди. Одновременно пробуйте опустить прямую ногу (в колене не сгибать!!!) к полу.

Хорошо: колено прямой ноги поравнялось с плоскостью скамьи.

Отлично: колено прямой ноги прошло плоскость скамьи.

Разгибатели бедра:

Сядьте на скамью, положив одну ногу на нее. Корпусом развернитесь в сторону прямой ноги, носок приведите в нейтральное положение - не натягивайте на себя и не оттягивайте от себя. С идеально прямой спиной наклонитесь вперед.

Хорошо: пальцы рук касаются пятки прямой ноги.

Отлично: пальцы держаться за пятку прямой ноги, локти касаются скамьи.

Приводящие бедра:

Встаньте на колени и руками примите позу Сфинкса, положив локти и ладони на пол перед собой, направив их вперед. Теперь разведите колени, как можно шире. Не двигайте таз вперед или назад, при взгляде сверху ваши бедра должны представлять сплошную линию. Голени согнуты под прямым углом по отношению к бедрам. Также можно попробовать вариант, когда руки ставите на фитбол.

Хорошо: бедра располагаются чуть больше прямого углу относительно друг друга (100 -- 110 градусов).

Отлично: бедра под углом 130-150 градусов относительно друг друга.

Snatch-тест:

Этот тест самый сложный, так как зависит не только от гибкости суставов, но и от многих других факторов. На взгляд многих тренеров-методистов его идеальное выполнение свидетельствует о великолепной гибкости тех регионов тела, хорошее состояние которых в первую очередь отвечает за отсутствие спортивных травм у людей, занимающихся силовым тренингом.

Встаньте прямо, ноги поставьте чуть шире бедер и немного разверните ступни в стороны. В руки возьмите палку максимально широким хватом. Поднимите ее над головой, отведя чуть далее за осевую линию корпуса, сведите лопатки и в этом положении глубоко присядьте вниз.

Хорошо: неполный присед, при этом спина прямая, палка не сместилась вперед, ощущается легкий дискомфорт в районе тазобедренных суставов и низа спины.

Отлично: полный присед, прогнутая в пояснице спина, палка не сместилась вперед, отсутствуют дискомфортные ощущения в пояснице, легкое напряжение в середине спины.

Оценка быстроты реакции

Известно, что возраст оказывает прямое воздействие на скорость реакции. Так, реакция пожилых людей по сравнению с молодыми медленнее. Каков механизм реакции человека на внешнее воздействие? Происходит раскодирование перцептивной (поступающей через органы чувств) информации, активизация памяти, принятие решения, выбор ответа (реакции) и исполнение ответа. Конечно, редко удается просчитать количество времени, затрачиваемого накаждую ступень процесса.Для того чтобы улучшить скорость реакции до уровня, скажем, ниндзя, необходимо две вещи: тренировать мышцы, чтобы быстро сокращались их волокна, и увеличить скорость активизации и общения нейронов мозга. Последнее можно представить как повышение скорости работы процессора компьютера. Это будет промежуток времени между посылом сигнала из мозга и получения его мышцами. Если вы будете тренироваться и контролировать результаты, это поможет вам в любом аспекте вашей жизни -- особенно в те моменты, от которых будет зависеть ваша жизнь.Следует натренировать мышечные волокна сжиматься быстрее. Для этого отлично подойдут упражнения с «реактивными» движениями. Обычно все реакции связаны с руками. Именно на увеличение скорости реакции рук вам следует обратить внимание. Помогут в этом отжимания схлопками. С их помощью вы сможете тренировать скорость реакции ваших рук.Немаловажно также увеличить скорость умственных сигналов для ускорения трансмиссии нейропередатчиков. Это можно сделать с помощью некоторых упражнений, развивающих скорость хватки и блокировки (защиты). В боевых искусствах тренер особое внимание уделяет умению ученика выставлять защиту против нападения. Это действие должно дойти до уровня автоматизма, стать бессознательным. Можно тренироваться смячом: резко ударить его об стену, а затем поймать. Особенно хорошо, если стена неровная и таким образом вам будет сложно просчитать траекторию отскока.Для улучшения реакции очень важно развивать умение замечать объекты периферийным зрением. Попросите друга, чтобы он неожиданно напал на вас сзади или сбоку. Полезны в этом плане компьютерные игры -- обычные 2D или 3D. В Интернете можно найти массу игр, направленных на тренировку рефлексов.

Для того чтобы проверить скорость реакции, вам понадобится помощь друга и линейка. Попросите друга держать линейку прямо перед вами, примерно на уровне солнечного сплетения. Выдолжны стоять с опущенными вдоль тела руками. Затем он должен отпустить ее без предупреждения. Успеете ли вы поймать ее прежде, чем она упадет напол? Если успели, не все так плохо. Теперь посмотрите на расстояние, которое пролетела линейка до того, как вы ее поймали. Регулярно тренируйте скорость реакции, чтобы сократить ее падение до минимума.

Тест на психическое состояние

Предназначен для интегральной экспресс-оценки психического состояния в ходе массовых психопрофилактических (скрининговых) и индивидуальных обследований. Разработан в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Гурвич И. Н., 1992).

Выполнение теста занимает 10--15 минут. Бланки обрабатываются работником среднего медицинского персонала или другим специально проинструктированным лицом. Обработка сводится к подсчету общей суммы набранных обследуемым баллов и занимает не более одной минуты.

Инструкция: В данной анкете представлены явления, которыми, как правило, психика человека отвечает на трудные жизненные ситуации. Внимательно прочитайте и оцените по следующей шкале то, насколько каждое из этих явлений представлено в Вашей жизни:

4 -- есть и было всегда;

3 -- есть уже длительное время;

2 -- появилось в последнее время;

1 -- было в прошлом, но сейчас нет;

0 -- нет и не было.

1. Бессонница, расстройства сна.

2. Ощущение, что окружающие люди относятся к Вам недоброжелательно.

3. Головные боли.

4. Изменение настроения без видимых причин.

5. Боязнь темноты.

6. Чувство, что Вы стали хуже других людей.

7. Плаксивость, склонность к слезам.

8. Ощущение комка в горле.

9. Боязнь высоты.

10. Быстрая утомляемость, чувство усталости.

11. Неуверенность в себе, в своих силах.

12. Сильное чувство вины.

13. Опасение по поводу возможного возникновения тяжелого заболевания.

14. Боязнь находиться одному в помещении или на улице.

15. Опасение покраснеть на людях.

16. Трудности в общении с людьми.

17. Беспричинный, необоснованный страх за себя, за других людей, боязнь каких-либо ситуаций.

18. Дрожание рук, ног, всего тела.

19. Невозможность сдерживать проявления своих чувств.

20. Сниженное, плохое или подавленное настроение.

21. Учащенное сердцебиение.

22. Беспричинная, необоснованная тревога, предчувствие, что может произойти что-то неприятное.

23. Безразличие ко всему происходящему.

24. Повышенная раздражительность, вспыльчивость.

25. Повышенная потливость.

26. Чувство общей слабости, вялости.

Тест позволяет распределить обследуемых на пять групп (уровней) психического здоровья:

I группа, здоровые -- сумма баллов менее 10;

II группа, практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками -- 11--20 баллов;

III группа, практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками (предпатология) --21--30 баллов;

IV группа, легкая патология -- 31--40 баллов;

V группа с существенными признаками патологии -- более 40 баллов.

Заключение

Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов - социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон - 24-30%, на режим питания - 10-16%, на суммарное воздействие других факторе - 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.

Список использованной литературы

1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.

2. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. - 224 с.

3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение различных определений здоровья человека - отсутствие болезней: состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Формирование культуры здоровья. Навыки эксплуатации технических средств обучения и бытовых приборов с ЭМИ.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Профилактика заболеваний и укрепление физического и психического здоровья как основы здорового образа жизни человека. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание организма. Польза для здоровья прогулок на свежем воздухе. Нарушение режима питания.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Факторы, определяющие состояние здоровья, показатели физического развития в основе определения его уровня. Программа формирования культуры здоровья. Знания и навыки эксплуатации технических средств обучения, бытовых приборов с электромагнитным излучением.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Здоровье как состояние физического, духовного, социального благополучия. Кератин как основа ногтевой пластинки. Основные разновидности форм пластинок, их цвет. Профилактика и коррекция здоровья по состоянию ногтей. Общие правила ухаживания за ногтями.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Описание типового проекта детского комбината. Характеристика служебно-бытовых помещений. Гигиеническая оценка сетки занятий детей. Микроклимат помещений и световой режим. Гигиеническая оценка режима дня. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2009

    Здоровье как естественное состояние организма. Изучение отличительных признаков нравственного, психического и физического здоровья человека. Составление распорядка дня, правильного питания, избавление от вредных привычек. Посещение спортивных секций.

    дипломная работа , добавлен 28.10.2014

    Понятие здоровья и здорового образа жизни, характеристика его составляющих: требования к правильному питанию, признаки психического здоровья, виды закаливания, режим труда и отдыха, необходимость физической активности и отказа от вредных привычек.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Определение сущности здоровья, его основные виды: соматическое, физическое, психическое. Влияние генетических факторов, состояния окружающей среды и медицинского обеспечения на показатели здоровья. Позитивная роль закаливания, личной гигиены и спорта.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Значение физической культуры для человека. Закаливание как своеобразная тренировка терморегуляторных процессов организма. Значение воздушных ванн для укрепления здоровья. Этапы закаливания водой. Польза инсоляции и правила принятия солнечных ванн.

здоровье население заболевание

В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье).

Индивидуальное здоровье -- здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье -- здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье -- такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П.Лисицин).

Потенциал общественного здоровья -- мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья -- соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг); уровень детской смертности и средней продолжительности жизни; уровень грамотности взрослого населения; доля ВВП на душу населения.

В международной практике для описания общественного здоровья традиционно используют:

  • 1. комплекс демографических показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;
  • 2. показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.);
  • 3. показатели инвалидности (общей, детской, повозрасной, по причинам);
  • 4. уровень физического развития.

Здоровье населения -- здоровье людей, живущих на определенной территории.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:

I. Медицинские.

II. Социального благополучия -- демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.

III. Психического благополучия -- заболеваемость психическимирасстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.

К медицинским показателям здоровья населения относятся: медико-демографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.

Медико-демографические показатели, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни, брачность, плодовитость -- и показатели механического движения населения (миграция населения): эмиграцию, иммиграцию.

Показатели естественного движения населения. Рождаемость и смертность населения исчисляется на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Рождение и смерть регистрируются на специальных бланках «Акт о рождении», «Акт о смерти», которые, в свою очередь, составляются на основании «Справки о рождении» и «Врачебном свидетельстве о смерти».

Показатель (коэффициент) рождаемости -- число рождений в год, приходящихся на 1000 чел.:

Средний показатель рождаемости -- 20-30 детей на 1000 чел.

Показатель (коэффициент) общей смертности -- число умерших в год на 1000 чел.:

Средний показатель смертности 13...16 умерших на 1000 чел. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей есть явление патологическое.

Детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

Уровни детской смертности в течение 1-го года жизни также неравномерны: наиболее высокая смертность приходится на 1-й месяц жизни, а в 1-м месяце -- на 1-ю неделю.

Особое внимание уделяется следующим показателям детской смертности (на 1000 чел.):

Термин «перинатальная смертность» означает смертность вокруг родов. Различают антанатальную смертность (до родов), интранатальную смертность (в родах), постнатальную смертность (после родов), неонатальную (в течение 1-го месяца жизни) и раннюю неонатальную (в течение 1-й недели жизни) смертности. Антанатальная и интранатальная смертности составляют мертворождаемость.

Основными причинами перинатальной смертности являются родовые травмы, врожденная аномалия развития, асфиксия и т. д. На уровень перинатальной смертности влияют следующие факторы: социально-биологические (возраст матери, ее состояние во время беременности, наличие абортов в анамнезе, число предыдущих родов и т. д.), социально-экономические (условия труда беременной, материальное положение, семейное положение, уровень и качество медицинской помощи беременным и новорожденным).

На показатели детской смертности, как показали исследования, влияют следующие группы факторов: социально-экономические и определяемый ими образ жизни, политика в области здравоохранения, охрана здоровья женщин и детей, специфические методы борьбы с детской смертностью, следующие из ее медико-социальных причин.

Младенческая смертность является важнейшим показателем здоровья населения(смертность детей в возрасте до 1 года, рассчитываемая на 1000 рожденных живыми в течение одного года). Она определяет большую половину детской смертности, влияет на все демографические показатели. Низкий показатель младенческой смертности составляет 5... 15 детей на 1000 чел. населения, средний -- 16...30, высокий -- 30...60 и более.

Естественный прирост населения -- разность между рождаемостью и смертностью населения из расчета на 1000 чел. населения. В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.

Средняя продолжительность предстоящей жизни -- число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста, если предположить, что на всем протяжении их жизни смертность будет такой же, как в год исчисления. Как следует из определения, этот показатель рассчитывается по данным возрастной смертности с применением специальных таблиц смертности и статистических методик исчисления. В настоящее время высоким показателем считается 65...75 лет и более, средним 50...65 лет и низким 40...50 лет.

Показателем постарения населения является доля лиц 60 лет и старше. Высоким постарением населения считается, если такая возрастная категория составляет 20% населения и более, умеренным постарением -- 5...10%, низким -- 3...5%.

Показатели механического движения населения. Механическое движение населения -- передвижение (миграция) отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. К сожалению, за последние годы в пределах отечества вследствие социально-экономической нестабильности, межнациональных конфликтов миграционные процессы приняли стихийный характер, стали все более распространенными. Механическое движение населения оказывает большое влияние на санитарное состояние общества. Вследствие передвижения значительных масс людей создается возможность распространения инфекций. Мигранты являются одним из основных объектов социальной работы.

Показатели заболеваемости. Различают собственно заболеваемость -- вновь возникшее заболевание в данном году и распространенность заболевания (болезненность) -- заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент. Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, инфекционная заболеваемость и т. д. Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных группах по возрасту, полу, профессии и т. д.

Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100 000 чел. населения.

Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений: листков нетрудоспособности; карт больных, выбывших из стационара; статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов; экстренных извещений об инфекционных заболеваниях; свидетельств о смерти и т. д. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.

Существуют методы изучения заболеваемости по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров и причинам смерти.

В настоящее время происходит преобразование структуры смертности и заболеваемости: если в прошлом наиболее распространенными заболеваниями были инфекционные (именно они составляли главную причину смертности населения), то сейчас преобладают неинфекционные, т. е. хронически протекающие заболевания -- сердечно-сосудистые, онкологические, травмы, нейропсихические, эндокринные заболевания. Это связано с достижениями медицины в борьбе с массовыми инфекционными заболеваниями: вакцинацией, мерами по охране труда и внешней среды (ликвидация природных очагов малярии, чумы и т. д.), санитарным просвещением и т. д.

На первом месте по причинам смерти стоят сердечно-сосудистые заболевания, затем онкологические заболевания, и, наконец, травмы. В нашей стране сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин инвалидности.

Изменению характера заболеваемости способствует быстрое изменение образа жизни, приводящее к нарушению адаптации человека в окружающей среде. Возникла теория болезней цивилизации. Хронические неэпидемические болезни возникают потому, что цивилизация (в частности, урбанизация) приводит к бурному нарастанию темпов жизни, вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспосабливался в течение многих поколений, и человек остается беззащитным перед темпами и ритмами современной жизни. В результате биологические ритмы человека, его способности к адаптации перестают соответствовать ритмам социальным, т. е. современные заболевания, например сердечно-сосудистые, сторонники теории болезней цивилизации рассматривают как выражение неприспособленности к среде существования. Одна из важнейших задач социального работника -- совершенствование медико-социальной адаптации, иными словами, косвенным образом деятельность социальных работников способствует снижению заболеваемости хроническими неэпидемическими заболеваниями.

Показатели инвалидности. Инвалидность -- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Показатели инвалидности выявляются путем регистрации данных медико-социальной экспертизы.

Показатели физического развития. Физическое развитие -- показатель роста и формирования организма -- зависит не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие обследуемых выявляется путем антропометрических и физиометрических измерений роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.

Уровень физического развития тесно связан с климатогеографическими условиями и различными этническими группами, для чего создаются местные стандарты. Массовые из года в год повторяющиеся медицинские наблюдения позволяют судить об изменениях физического развития, а следовательно, и об изменениях здоровья населения.

Ускоренные темпы физического развития называются акселерацией. Акселерация наблюдается уже в период внутриутробного развития плода. В дальнейшем продолжается ускорение темпов роста массы тела, раннее половое созревание, раннее окостенение скелета. Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма более старшего возраста, на проявление заболеваний в старшем возрасте. Есть предположение, что акселерация способствует вероятности развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и т. д.


Нормальная жизнедеятельность человека напрямую зависит от его состояния здоровья. Ведь плохое самочувствие отрицательно сказывается и на работе, и на личной жизни, и на качестве отдыха. При этом состояние здоровья определяется самыми разными факторами, среди которых на первом месте находится образ жизни, а за ним уже располагается наследственность и влияние окружающей среды. Однако каким образом можно провести определение состояния здоровья? Критерии для этого какие использовать, самоконтроль состояния здоровья в чем состоит? Попробуем ответить на эти вопросы максимально подробно.

В целом понятие здоровья можно рассматривать в нескольких уровнях. Можно говорить о здоровье общества – в этом случае стоит принимать к вниманию состояние значительного контингента населения, к примеру, города, отдельной страны либо всей планеты. На групповом уровне речь о состоянии здоровья идет в рамках коллектива либо семьи, другими словами людей, которые объединены профессионально либо имеют общие условия проживания. Наконец, существует понятие индивидуального здоровья, в этом случае человека рассматривают как индивида, без относительно окружающих. Стоит учесть, что все эти уровни тесно связаны друг с другом.

Многие люди достаточно сильно преувеличивают влияние на свое здоровье экологии, а также медицины. Так человеку в быту свойственно возлагать ответственность за себя либо близких на докторов, совершенно недооценивая наличие у себя вредных привычек и в целом ведения неправильного образа жизни. Также существует определенный психологический фактор, который позволяет людям спихнуть состояние своего здоровья на проблемы в окружающей среде. Однако нужно принимать к сведению, что лишь человек несет ответственность за свое здоровье.

Критерии состояния здоровья

Согласно утверждениям Всемирной Организации Здравоохранения, говорить о здоровье нужно не как об отсутствии болезней, а как о сочетании полного благополучия в физическом, духовном и социальном плане. Таким образом, можно выделить несколько основных критериев такого состояния.

1. Все основные функции тела на самых разных уровнях организации (целый организм, органы, ткани, клетки) выполняются на уровне динамического равновесия, не выходя за пределы статистических норм, фиксируемых при выполнении соответствующих медицинских исследований.

2. Полностью поддерживается динамическое развитие человеческого тела и всех его функций с учетом конкретных условий внешней среды.

3. Человек является совершенно адаптированным социально, может выполнять свои социальные функции и развиваться.

4. Организм индивида способен адекватно приспосабливаться к постоянным изменениям условий внешней среды, может нормально поддерживать гомеостаз и дает возможность выполнять разностороннюю деятельность.

5. У человека нет признаков недугов либо болезненных состояний.

6. Наблюдается полное физическое, а также психологическое благополучие индивида.

Самоконтроль состояния здоровья

В целом самоконтроль представляет собой систематическое наблюдение личности за состоянием своего здоровья, а также за переносимостью различных нагрузок, в том числе и физических.

Попробуем разобраться, на какие именно критерии следует обращать свое внимание при попытке анализировать и контролировать состояние здоровья своими силами.

Итак, стоит фиксировать массу своего тела и сравнивать ее с нормальными средними показателями, к примеру, по принципу ИМТ. Также необходимо оценивать наличие-отсутствие разного рода болезненных ощущений, и анализировать уровень потоотделения – не превышает ли он норму. Доктора также говорят о важности оценки наличия нарушений в режиме труда и отдыха, а также анализ качества ночного отдыха (продолжительность, качество, нарушения).

Оценка физического здоровья также предполагает фиксацию настроения, ведь постоянно депрессивное состояние отрицательно сказывается на деятельности и может являться симптомами разных патологических состояний. Важную роль играет и аппетит, так как он может быть отличным, удовлетворительным, чрезмерным либо полностью отсутствовать. На любые систематические колебания стоит обращать пристальное внимание.

Для оценки общего здоровья также следует понять, насколько присутствует у человека желание выполнять какую-либо деятельность – работать, активно отдыхать, заниматься спортом и пр.

Крайне важную роль в самоконтроле над состоянием здоровья играет сознательность индивида и систематическое прохождение ним медосмотров для более тщательного определения нормальной деятельности органов и систем.

Оценка здоровья детей и подростков

Такая оценка проводится докторами в раннем детском возрасте и в дошкольном периоде, и может изменяться со временем в зависимости от соответствующих изменений в состоянии здоровья малыша. В целом все группы здоровья у детей делятся на четыре с несколькими подпунктами. Подобная классификация необходима для осуществления контроля над динамикой изменений в состоянии малыша, а также для определения уровня физических нагрузок разрешенных конкретному ребенку.

Итак, мы можем сделать вывод, что понятие «состояние здоровья» является довольно широким, и включает в себя не только нормальную деятельность всех органов и систем. При этом самоконтроль играет крайне важную роль в поддержании здоровья на должном уровне и своевременной диагностике разных болезней.

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

под ред. з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург


УДК 312.6001.8

Анализ заболеваемости населения : учебно-методическое пособие / под ред. В.С. Лучкевича. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. – 47 с.

Авторский коллектив: В.С. Лучкевич, П.Н. Морозько, Г.М. Пивоварова, Н.И. Пустотин, В.П. Панов, И.Л. Самодова, А.Ю. Ломтев, Э.В. Миронченко, Е.А. Абумуслимова, Г.Н. Мариничева, Т.В. Самсонова, А.Ш. Каличава.

Рецензент: зав. кафедрой социальной гигиены, управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, доктор медицинских наук, профессор Филатов Владимир Николаевич

Учебно-методическое пособие посвящено методическим аспектам изучения, расчета и анализа показателей различных видов заболеваемости, необходимых для комплексной оценки здоровья отдельных групп и контингентов населения административной территории, для определения эффективности лечебно-профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Учебно-методическое пособие содержит основы заболеваемости населения как важнейшего показателя общественного здоровья, критерия оценки качества и эффективности оздоровительной работы, объективного и чувствительного индикатора медико-социального благополучия. В учебно-методическом пособии отражены причины и факторы риска заболеваемости, определены последствия влияния болезни на состояние здоровья.



Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова МЗ РФ


ТЕМА : Анализ заболеваемости населения.

КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ – обучающиеся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ – 4 часа (в академических часах)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучитьосновы медико-социального и клинико-статистического анализа заболеваемости различных групп населения и научиться использовать данные о состоянии здоровья для оценки эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий, а также для обоснования организационных форм профилактических мероприятий.

В результате изучения темы студент должен знать:

1. Понятие здоровья населения. Критерии здоровья. Комплексную оценку здоровья населения.

2. Определение понятия заболеваемости, болезненности, патологической пораженности.

3. Виды заболеваемости. Методы и источники изучения заболеваемости.

4. Заболеваемость по данным обращаемости.

5. Заболеваемость по данным медицинских осмотров.

6. Заболеваемость, изучаемую на основе данных регистрации причин смерти.

7. Состояние, тенденции и прогноз изменения показателей здоровья различных групп населения с учетом влияния социально-экономических условий.

8. Заболеваемость по данным изучения причин инвалидности.

9. Основные понятия Международной статистической классификации болезней (МКБ).

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Уметь правильно регистрировать отдельные виды заболеваемости с определением единиц наблюдения для каждого вида заболеваемости.

2. Уметь анализировать данные сводных статистических форм (отчетов), оценивать уровень и структуру зарегистрированной заболеваемости.

3. Уметь оценивать заболеваемость по данным госпитализации стационарных больных.

4. Уметь анализировать данные о впервые выявленной патологии и накопленных хронических форм заболеваний по результатам комплексных медицинских осмотров.

5. Уметь рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости (структуры, уровня, динамики), с построением графических изображений, выявлением взаимосвязей заболеваемости и факторов риска.


ЗДОРОВЬЕ

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В соответствии с Федеральным законом от 21. 11. 2011 г. N 323-ФЗ) Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

1. Здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье.

2. Здоровье социальных и этнических групп – групповое здоровье.

3. Здоровье населения административных территорий – региональное здоровье.

4. Здоровье популяции – общественное здоровье.

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных женщин квалифицированными специалистами.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Исходя из материалов ВОЗ, Минздрав РФ предлагает следующие определения здоровья.

Общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Более полным является определение общественного здоровья, разработанное на семинаре заведующих кафедрами организационного профиля:

Общественное здоровье – это важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

Здоровье – это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, планирования семьи, медико-социальной и т.д.).

Критерии здоровья.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

1. Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность предстоящей жизни.

2. Заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная, по данным медицинских осмотров).

3. Первичная инвалидность.

4. Показатели физического развития.

5. Показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике.

Комплексная оценка здоровья населения.

При комплексной оценке состояния здоровья взрослых распределение на группы здоровья производится следующим образом.

Первая группа – здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности).

Вторая группа – практически здоровые лица, с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний).

Третья группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (более четырех случаев и 40 дней нетрудоспособности в год).

Четвертая группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние).

Пятая группа – больные с частыми обострениями длительно текущих заболеваний.

Однако, разделение, как взрослых, так и детей на группы здоровья довольно условно.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

Загрузка...