docgid.ru

Архитектор иван фомин. Архитектор фомин иван александрович. Иван александрович фомин

Иван Александрович Фомин (22 января 1872, Орёл - 12 июня 1936, Москва) - русский и советский архитектор. Отец архитектора Игоря Фомина (1904-1989 гг.).

Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x гг. Фомин стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е гг. разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики». В 1920-е гг. стал одним из основателей сталинской архитектуры.

На фотографии академик, архитектор Иван Александрович Фомин (1872-1936), фото автор фотографии неизвестен, находится в общественном достоянии.

Начало карьеры. Модерн

По окончании гимназии в Риге, учился в Петербургской Академии художеств по классу Л. Н. Бенуа. В 1896 был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.

Работал в Москве в фирмах Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля, в том числе на шехтелевских проектах особняка Рябушинского и реконструкции Художественного театра. В 1900 построил своё первое здание в Скатертном переулке.

В 1902 году Фомин совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки создания «нового» сообщества архитекторов в те годы не увенчались успехом.

Возрождение классики

В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассике. В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. В 1908 году Фомин становится одним из участников труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём. В 1911 году он организует «Историческую выставку архитектуры».

В 1905 году Фомин вернулся в Петербург, чтобы закончить академический курс. В 1909 году он предоставляет на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» и получает звание художника-архитектора. Ему была присуждена заграничная командировка, во время которой он выполнил крупную серию офортов.

В 1911-1913 годах Фомин строит в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.

В 1912 году по проектам Фомина построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году - обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске.

Крупнейший проект Фомина - реконструкция острова Голодай - был прерван началом Первой мировой войны. В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «Новый Петербург». До начала военных действий 1914 года по проекту Фомина были завершены два полукруглых корпуса (№ 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского).

В 1915 году Фомин был избран академиком архитектуры.

Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованы в Женский Политехнический институт, в 1918 г. во Второй Петроградский Политехнический институт).

Первыми работами Фомина советского периода были проект Дворца рабочих Нарвского района (1919) и конкурсный проект крематория в Петрограде.

Под руководством Фомина летом 1920 была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.

В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены Политехнический институт (1927), научная библиотека в Иваново-Вознесенске и санаторий «Ударник» в Железноводске (1928).

Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики», использующую предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Но хотя железобетон был для Фомина средством, создающим новые конструктивные возможности, он всё же считал, что «на крепкий костяк из железобетона следует надеть мясо из кирпича и камня; эта декорация есть наш архитектурный язык». Преобразуя ордерный декор в современные формы «красной дорики», Фомин приходит к выводу, что требованиям композиции современных высоких зданий отвечает спаренная колонна без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проём начинается непосредственно от колонны).

Проект здания НКТП в Москве (вид со стороны площади Свердлова), фото автор Ivan Fomin, 1872-1936, находится вобщественном достоянии.

В 1929 Фомин переезжает из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам строятся дом общества «Динамо», выходящий своими фасадами на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928 г.; соавтор А. Я. Лангман), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928 г.; соавтор Олтаржевский Г. К.), здание НКПС у Красных ворот (1930). Во всех этих зданиях наблюдается заметное влияние конструктивизма.

После того, как на июньском пленуме ЦК ВКП(б) 1931 года были приняты решения по «перестройке советской архитектуры», архитектурная жизнь в Советском Союзе принципиально изменилась, будучи поставленной под тотальный контроль высшего партийного руководства и лично И. В. Сталина. Начало 1930-х годов - это эпоха «бумажных проектов», в ходе которых происходило прояснение требований руководства к архитектуре. В этот период Фомин создаёт проекты ряда крупных общественных сооружений: дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала в Москве, театра Красной Армии. Все эти проекты характеризуются преувеличенным вниманием к внешнему декору, в них вводятся такие элементы классического стиля, как портики, ротонды и аркады, а в их оформлении используются скульптуры и рельефы.

В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Среди учеников Фомина - П. В. Абросимов, А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, О. Л. Лялин, М. А. Минкус, В. О. Мунц, Л. М. Поляков, И. Е. Рожин, Л. В. Руднев, Н. А. Троцкий, М. А. Шепилевский. Поздние работы Фомина, выполненные совместно с учениками - это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935 г.; соавтор Поляков Л. М.)

Лаконичный стиль Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936 г.; работа завершена Поляковым Л. М.).

По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935 г.; соавтор Абросимов П. В.). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены базами и капителями. Стилистика этого здания предвещает послевоенный «сталинский ампир».

Иван Александрович Фомин похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Литература

  • Лисовский В. Г. И. А. Фомин - Л.: Лениздат, 1979. - 160 с. - (Зодчие нашего города). - 40 000 экз. (обл.)
  • Лисовский В. Г. Иван Фомин и метаморфозы русской неоклассики - СПб.: Коло, 2008. - 488 с.
  • Минкус М., Пекарева Н. И. А. Фомин. М.: ГИЛСА, 1953.
  • Хмельницкий Д. С. Архитектура Сталина: Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

источник : статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org


Родился в семье почтового чиновника. Окончил классическую гимназию в Риге и поступил в Московский университет на математический факультет, на котором проучился три курса.

В 1894 году Иван Фомин поступил на архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1897 году из-за студенческих волнений руководство Академии объявило всех студентов отчисленными и потребовало от каждого повторной подачи заявления о приеме – Иван Фомин уехал во Францию, где в течение года изучал архитектуру. Вернувшись, сдал экзамен на право строительных работ.

В 1898 – 1905 годах он начал работать в фирмах архитекторов Д.Н. Кекушева и Ф.О. Шехтеля. В этот период Иван Фомин принял участие в воплощении проекта особняка Рябушинского и спроектировал интерьеры здания Художественного театра.

В 1900 году Иван Фомин выстроил первый особняк в Скатертном переулке (д. 20) для Московского Торгового Строительного Акционерного Общества.

В 1902 году Иван Фомин вместе с И.Е. Бондаренко и Ф.О. Шехтелем выступил одним из организаторов выставки «Архитектура и художественная промышленность нового стиля» в Москве. По его проектам было выполнено несколько интерьеров и десятки предметов для этой выставки. Позднее, в своем творчестве он обратился к классицизму и «московскому ампиру». В это время Иван Фомин активно сотрудничал с кружком «Мир искусства», куда он формально вступил в 1910 году.

В 1904 году он написал программную статью об александровском ампире в журнал «Мир Искусства».

В 1905 году Иван Фомин снова начал заниматься в Академии художеств, закончив ее в 1909 году по мастерским Л.Н. Бенуа. За дипломный проект на тему «Курзал на Минеральных Водах» он был награжден пенсионерской поездкой за границу, во время которой в 1909 – 1910 годах специально изучал архитектуру Египта, Греции, Италии.

В 1911 году Иван Фомин принял деятельное участие в организации «Исторической выставки архитектуры» в Санкт-Петербурге.

26 октября 1915 году Ивану Фомину присуждается звание академика архитектуры за известность на художественном поприще». В этот период он преподает на Высших женских политехнических курсах, позднее преобразованных в Женский политехнический институт, в 1918 году – во Второй Петроградский Политехнический институт.

В 1917 году архитектор Иван Фомин вошел в Комиссию художников – «Комиссию Горького», руководившую тогдашней художественной жизнью страны.

В 1918 – 1929 годы преподавал на архитектурном факультете Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских – Ленинградском Высшем художественно-техническом институте (бывшей Академии художеств).

В 1919 возглавил Архитектурно-планировочную мастерскую Совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин при Совете коммунального хозяйства Петрограда. Под его руководством была создана последовательная программа развития города – он выполнял обязанности главного архитектора до середины 1920 годов. Иван Фомин выступал с теорией обновления классики, предлагая «пролетарскую классику».

В 1928 году по проекту Ивана Фомина и его соавтора А.А. Лангмана были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо». В этом же году, сотрудничая с Г.К. Олтаржевским, архитектор Иван Фомин построил новый корпус здания Моссовета на улице Станкевича.

В 1929 году Иван Фомин переехал из Ленинграда в Москву.

В 1930 году по его проекту было построено здание Народного комиссариата путей сообщения СССР у Красных ворот.

В 1933 году Иван Фомин возглавляет архитектурно-проектную мастерскую Моссовета № 3.

В 1934 – 1935 годах Иван Фомин спроектировал и построил подземные интерьеры станции метро «Красные ворота».

В 1936 году начал проектировать станцию метро «Площадь Свердлова», но работа не была им закончена – проект завершил Л.М.Поляков.

К 145-летию со дня рождения архитектора Ивана Фомина

В свете глобальных политических событий последних лет рассказ о судьбе и творчестве Ивана Александровича Фомина – русского и советского архитектора можно начать с неожиданного вопроса: что первым должно исчезнуть с лица Земли при реализации закона о декоммунизации национал-шовинистической Украины?

Ответ: монументальное здание Правительства украинской республики в центре Киева. Ведь его автор – не просто русский и советский архитектор, а практикующий идеолог русского классицизма и "пролетарской (советской) классики".

Иван Александрович Фомин родился 3 февраля 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Но еще в детстве семья переехала в Ригу. В 1890 году Фомин поступил на математический факультет Московского университета, н за три года учебы математикой не проникся, решив поступать в Высшее художественное училище при Академии художеств. Однако попытка удалась не сразу - для поступления не хватило знаний и опыта в рисунке. Год ушел на подготовку. И в 1894 году Фомина приняли в Академию. Отметим, что до революции Фомин получил колоссальную образовательную основу.

Через три года его исключили из Академии за участие в модных тогда революционных волнений среди студенчества. Недоучившийся архитектор переезжает в Москву и становится помощником самих Шехтеля и Кекушева. Сегодня уже трудно сказать - что поразило столпов русской архитектуры в молодом человеке, но зато Фомин участвует вместе с именитыми архитекторами в реконструкции и внутренней отделке здания Московского Художественного театра, строительстве бывшего особняка Рябушинского на улице Качалова, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. Однако работая с мастерами модерна Фомин все более склонялся к другой стилистике, ориентируясь на творчество классика русской архитектуры - Казакова.

Энергии молодого архитектора хватало не только на архитектуру - в 1902 году Фомин организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и его работы. Проекты Фомина оказались очень самобытными и привлекли внимание художественных кругов. Кстати, зодчий активно занимался исполнением офортов, которые изучал в мастерской профессора В.В. Матэ.
В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств. В 1909 году он выполнил дипломный проект по классу профессора Л.Н. Бенуа на тему «Курзал на Минеральных Водах». Диплом удивил многих, ибо он расширял классические представления о проектах такого типа зданий. Фомин сделал из водной лечебницы большой общественно-развлекательный центр, с большими залами для танцев, концертов, читален, ресторанов, буфетов.

Как отмечено в биографической литературе, посвященной Фомину: "...Громадные колоннады на гигантских мостах-гаролетах соединяли между собою еще более торжественные и пышные центральные залы. Они напоминали античные храмы и здания Греции и Рима, но при этом в них звучали мотивы русского классицизма. Это был смелый проект, к тому же великолепно выполненный. Наряду с основными проектными чертежами – фасадами, разрезами и планами – Фомин сделал несколько рисунков-иллюстраций в гравюрах – офортах...".

За проект «Курзала» Фомин получил звание художника-архитектора и был послан Академией в командировку за границу. Отчетом о поездке стали великолепные офорты с видами архитектуры Египта, Греции, Италии. По мнению специалистов, эти работы выдвинули автора в ряды лучших художников гравюры: "...Способность Фомина проникать в самое существо памятников архитектуры позволяла ему удивительно точно передавать в рисунках дух зодчества той или иной эпохи. В своих офортах, далеких от стилизаторской манеры, присущей искусству тех лет, он выступает как подлинный реалист...".

Первой самостоятельной крупной работой архитектора в Петербурге стал особняк на Каменном острове. Всего до революции Фомин создал более пятидесяти проектов, в том числе проекты общественных сооружений и ансамблевой застройки: проект бывшего Николаевского вокзала, нескольких музеев, ряда банков, застройки острова Голодай, комплексов Тучкова буяна в Петрограде, курорта Ласпи в Крыму.
Но наиболее значительными из построенных им в те годы зданий были дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек-Лазарева в Петербурге (1910–1914).

Один из крупнейших проектов Фомина: реконструкция острова Голодай _ был прерван Первой мировой войной. В 1911 году английская девелоперская компания выкупила восточную часть острова Голодай под строительство жилого района для среднего класса и пригласила для проектирования Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Фомин предложил реализовать большую ансамблевую композицию в палладианском стиле, получившую название «Новый Петербург». До начала военных действий 1914 года по проекту Фомина были завершены два полукруглых корпуса (№ 2 и 10 по нынешнему переулку Каховского).

Параллельно Фомин становится активным идеологом и пропагандистом русского и, в частности, московского классицизма конца XVIII – начала XIX века. Архитектор публикуется в журналах со статьями, популяризующие московский классицизм. В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира. Более того, в 1911 году Фомин вновь стал организатором очередной выставки - «Исторической выставки архитектуры».

В 1908 году архитектор принял участие возглавляемого И. Грабарем глобального труда по истории русского искусства. Фомин взялся за составление разделов третьего тома «Истории русского искусства», посвященные классицизму первой и второй четвертей XIX века.
За свою деятельность в 1915 году зодчий получает звание академика архитектуры.

Революцию Фомин воспринял как новый поворот событий, в которые он включился со свойственной ему энергией. Сложно сказать, насколько легко или тяжело далось архитектору расставание с цивилизацией, которая, на самом деле дала ему все: образование, стажировки с метрами архитектуры, командировки за рубеж, большую архитектурную практику, почетные звания, общественное признание.
Но, как говориться, времена не выбирают, и если не можешь поменять процесс - возглавь его.

В итоге Фомин возглавил одну из первых государственных проектных организаций – архитектурно-планировочную мастерскую Петрограда, где под его руководством разрабатывалась программа развития города. Также архитектор преподавал в Академии художеств и в политехническом институте.

Среди учеников Фомина в разные годы были: П.В. Абросимов, А.И. Гегелло, Е.А. Левинсон, О.Л. Лялин, М.А. Минкус, В.О. Мунц, Л.М. Поляков, И.Е. Рожин, Л.В. Руднев, Н.А. Троцкий, М.А. Шепилевский и Э.Е. Шталберг.

Фомин воспитал не только плеяду талантливых советских архитекторов, но и не забывал про своих детей. Сын зодчего - Игорь Фомин (1904-1989) тоже стал архитектором, дочь Ираида (1906-1964) - художником-графиком.

Наиболее ярко творческие устремления архитектора послереволюционных лет выражены в конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория, создающих художественные образы большой силы (оба проекта сделаны в 1919 году).

В 1923 году Фомин участвовал в конкурсе на составление генерального плана Сельскохозяйственной выставки в Москве.

В середине 1920-х годов архитектор решил развить тему русского классицизма, выдвинув концепцию «Пролетарской классики». Он предложил взять от архитектуры прошлого основу, при этом упрощая классические архитектурные элементы: "...Практически это выразилось в работе над созданием новой тектонической структуры зданий, в попытках выработать новый ордер, в поисках предельно простых, лаконичных архитектурных форм, наиболее полно отвечающих, по его мнению, художественным требованиям советского общества" - отмечают историки архитектуры.

Сам архитектор писал так: «Создание нового стиля советской архитектуры возможно только на базе классики, но классики, отражающей современность, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни».

Свое представление о требованиях, которые надо предъявлять к архитектурному произведению, Фомин сформулировал в своеобразной форме: «Единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна». По его мнению, это формула архитектурного совершенства.

Среди первых произведений, в которых Фомин развивал положения своей идеи «пролетарской классики», названной им позже «реконструкцией классики», стоит отметить проекты Дома Советов в Брянске (1924 г.), Промбанка в Свердловске (1925 г.), комплекс зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1927 г.), санаторий «Ударник» в Железноводске (1927 г.).

Комплекс «Динамо» (1928 год), завершающий перспективу со стороны Кузнецкого моста, был первым опытом осуществления в таком большом масштабе идеи Фомина о реконструкции классических форм как средства создания нового большого стиля архитектуры.


Дом общества «Динамо»

Сам зодчий объяснял свой композиционный замысел так: «За основу архитектурного решения главного корпуса по улице Дзержинского взяты строгая дисциплина и порядок классических решений, но в деталях архитектура содержит ряд чисто новых элементов: колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проем начинается непосредственно от колонны), гладкие поверхности фасада и спаренность колонн».

В 1929 году Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь зодчий, в итоге, возглавил одну из организованных в 1933 году архитектурно-проектных мастерских Моссовета (мастерская № 3) и руководил ею до последних дней жизни.

Характерной для этого периода стала крупная работа (1930 год) – реконструкция здания Наркомата путей сообщения у Красных ворот в Москве.

Однако в начале 30-х государственная политика в области архитектуры стала более жесткой, определившись в своих предпочтениях - начинался "сталинский ампир". Фомин учел это в своей практике, но, тем не менее, открыто выступал против бездумного украшательства: «…Если мы хотим теперь, после периода аскетизма, – говорил он, – давать богатую архитектуру, бодрую, яркую и жизнерадостную, это еще не значит, что мы должны перегружать излишней роскошью форм наши сооружения; надо находить простые, лаконичные формы».

Среди работ, отмеченных новыми веяниями можно отметить проекты Дворца-музея транспортной техники, Курского вокзала, Театра Красной Армии в Москве, Дома Красной Армии при Военной электротехнической академии в Ленинграде.

В 30-е годы, совместно со своими бывшими учениками-ленинградцами Абросимовым, Великановым, Минкусом, Поляковым, Рожиным, Фомин создал более десятка проектов, среди которых проекты театра в Ашхабаде, дома Наркомтяжпрома, комплекса Академии наук СССР в Москве, правительственного центра и дома Совета министров Украинской ССР в Киеве и ряд других проектов.

В последние годы своей жизни Фомин создал незабываемые произведения московского метро: входные группы и интерьеры станций «Красные ворота» (1934–1935 гг.) и «Площадь Свердлова» (Театральная), (1936–1938 гг).


Станция метро «Красные Ворота», Москва
Станция метро "Театральная", Москва

Вот как характеризуют эти проекты историки архитектуры: "... В подземных залах обеих станций в сложных условиях громоздких бетонных конструкций первых очередей метрополитена средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, четкость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения – эти черты, характерные для творческой манеры мастера, придают художественным образам станций большое своеобразие.

Все здесь служит ведущей идее автора придать подземным залам черты монументальности и силы. Для преодоления впечатления массивности устоев каждая конструктивная опора расчленена на три вертикальных элемента. Два крайних трактуются как несущие пилоны, а средняя часть – как заполнение между ними. Это помогает преодолеть ощущение огромной тяжести, воспринимаемой устоями, и обогащает ритмическое построение интерьера: количество опор как бы увеличивается, возникает четкий ряд стройных пилонов, придающий залам перспективность и масштабность".

P.S. Незадолго до своей смерти (1936 г.) Иван Фомин написал «Совет молодым», как письмо в будущее, по-прежнему актуальное и по сей день:
- Если ты хочешь оставить после себя след в искусстве, если ты действительно хочешь внести нечто ценное в искусство своей страны, то, прежде всего, научись глубоко понимать и ценить подлинное искусство и отличать его от халтуры, пошлости и отсебятины. Только этот честный путь приличен и может быть одним из камней той пирамиды, которую мы строим коллективно на фронте советского искусства.

Ревекка Фрумкина Русский архитектор Иван Александрович Фомин (1872−1936) был феноменально одаренным мастером, щедрым художником и человеком большого внутреннего благородства. Он оставил нам не только здания, не только целую библиотеку офортов, но и немало теплых строк, адресованных молодому поколению мастеров — и не обязательно мастеров именно архитектуры. Он один из тех, кому мы обязаны яркостью российской художественной и общественной жизни первой четверти ХХ века. Фотография 1935 года из альбома «И. А. Фомин». М., 1953 Иван Фомин родился в январе 1872 года в Орле; отец его был почтовым чиновником. Окончив классическую Александровскую гимназию в Риге, Фомин поступил на математический факультет Московского университета, но оставил его спустя три года. У молодого человека изменились жизненные планы — в 1893 году он решил поступать в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.

Эта попытка окончилась неудачей: Фомин не выдержал экзамена по рисунку (с учетом будущих его работ в технике офорта это выглядит как скверный анекдот). Будущий архитектор не пал духом, год настойчиво занимался рисованием, учился у самого В. В. Матэ, сдал экзамен и в 1894 году был принят. Впрочем, проучился недолго — в 1897 году его из училища исключили за участие в студенческих беспорядках.

Фомин переехал в Москву, где стал помощником Ф. О. Шехтеля и других видных архитекторов, участвуя, в частности, в реконструкции и внутренней отделке здания Московского художественного театра, строительстве особняка Рябушинского на Малой Никитской, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке.

В 1902 году Фомин организовал выставку «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», на которой были представлены и самостоятельные его работы. Они были столь своеобразны, что о 30-летнем архитекторе заговорили в художественных кругах. А ведь «окружением» Фомина на этой экспозиции были работы Ольбриха, Мозера, Беренса, Макинтоша и других мэтров европейского модерна!
Буфет работы Ивана Фомина: клен, изразцы В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств и в 1909 году выполнил дипломный проект по классу профессора Л. Н. Бенуа «Курзал на Минеральных Водах». Он получил звание художника-архитектора и был послан в заграничную командировку. Оттуда Иван Александрович привез серию офортов, завоевав репутацию прекрасного гравера со своим художественным почерком.

В последующие годы Фомин строил преимущественно в Петербурге, вдохновляясь идеями классицизма в его московском варианте конца XVIII — начала XIX века. Лучшие образцы его творчества в стиле неоклассицизм мы и сегодня можем видеть на примере особняка Половцева и дома Абамелек-Лазарева в Петербурге. Как и подобает «классицисту», Фомин мыслил большими ансамблями — поколения архитекторов вдохновлялись, например, его проектом застройки острова Голодай («Новый Петербург»).

Особняк Абамелек-Лазарева (наб. Мойки, 23). Интерьер Иван Фомин не только проектировал и строил — он был глубоким историком русского архитектурного классицизма: выявил, датировал, установил авторство многих неизвестных или полузабытых объектов. Фомин активно участвовал в издании «Истории русского искусства» (т. 3, 1909), создававшейся под редакцией И. Э. Грабаря. Буклет к выставке 1911 года Именно Иван Александрович сыграл решающую роль в организации знаменитой «Исторической выставки архитектуры» (1911), которая стала подлинным культурным открытием. Прекрасно изданный каталог выставки 1911 года до сих пор служит бесценным источником по истории не только русской архитектуры, но и русской культуры как целого.

Революция застала Фомина в Петрограде, откуда он перебрался в Москву только в 1929 году. В Петрограде архитектор принимал активное участие в тех архитектурно-планировочных начинаниях, которые были возможны в тогдашних условиях, — таких, например, как планировка Марсова поля и партер около Смольного. Он возглавлял архитектурно-планировочную мастерскую, участвовал в архитектурных конкурсах, активно преподавал.

Тогда же Фомин сформулировал свою концепцию «пролетарской классики». Основная идея состояла в упрощении ордерной системы — колонны без капителей и баз, отсутствие антаблемента и т. п. Эта концепция была реализована, например, в комплексе зданий Иваново-Вознесенского политехнического института (1930-е годы).
«Красная дорика» в Иванове Иван Александрович был автором проектов двух станций московского метро так называемой «первой очереди» — это «Красные ворота» и «Театральная».

Иван Фомин принадлежал к тому поколению русской интеллигенции, которому было свойственно подлинно историческое сознание: он чувствовал себя звеном великой традиции и передал это чувство своим ученикам.

Русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры. Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е годы разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей сталинской архитектуры. Работал у Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля .


По окончании Александровской гимназии в Риге, поступил в Императорский Московский университет, который через два года оставил и поступил в Императорскую Академию художеств. В 1896 году был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.



Дворец Половцова Санкт-Петербург

Здание Совнаркома УССР в Киеве
В 1900 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества построил своё первое здание в Скатертном переулке. В 1902 году совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки не увенчались успехом. В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассицизму . В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира . В 1908 году Фомин стал одним из участников труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём . В 1911 году он организовал «Историческую выставку архитектуры». В 1905 году вернулся в С.-Петербург, чтобы закончить академический курс.

Дом на Мойке. Санкт-Петербург

В 1909 году он предоставил на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» (мастерская Л. Н. Бенуа ) и получил звание художника-архитектора. Ему была присуждена пенсионерская поездка заграницу, во время которой он выполнил крупную серию офортов. В 1911-1913 годах по проектам Фомина построены в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя С. С. Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.


Дом «Динамо»

В 1912 году по проектам Фомина построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году - обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске. 26 октября 1915 году Академическое собрание «за известность на художественном поприще» избрало И. А. Фомина академиком архитектуры. Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованных в Женский Политехнический институт, в 1918 г. - во Второй Петроградский Политехнический институт).
Под руководством Фомина летом 1920 года была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.



Здание НКПС в Москве

В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены здания Политехнического института имени Фрунзе (главное здание, рабфак, химический и библиотечный корпуса; 1927) и научная библиотека в Иваново-Вознесенск, санаторий «Ударник» в Железноводске (1928) и Дом Совета Народных Комиссаров УССР в Киеве (1937). Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики».

Метро «Театральная»

В 1929 году И. А. Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо», выходящий на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928, соавтор А. Я. Лангман ), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928, соавтор Г. К. Олтаржевский ), здание НКПС у Красных ворот (1930). В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Поздние работы Фомина , выполненные совместно с учениками - это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934, соавторы), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935, соавтор Поляков Л. М .)

Метро «Красные ворота»

Лаконичный стиль Ивана Александрович а Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936, работа завершена Поляковым Л. М .). По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935, соавтор Абросимов П. В .). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены

Загрузка...