docgid.ru

Ингушские фамилии: особенности, история и интересные факты. Как Сталин спас ингушей от вымирания и вознесения

1. Ингушетия - это географический центр Кавказа.
2. Владикавказ - столица Ингушетии до 1933 года.
3. Самый ранний христианский храм на территории России - храм Тхаба-Ерды.
4. Ингуши единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
5. Первый Герой России Сергей Сергеевич Осканов - ингуш.
6. Самое большое сельское поселение в мире - станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.
7. Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
8. Первый чемпион мира по боксу с Кавказа - уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000гг)
9. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин.
10. Казбек (инг. Баш-лоам перевод "тающая гора") - священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.
11. Бывший министр здравоохранения России Михаил Зурабов и губернатор Курганской области Олег Богомолов ингуши.
12. В Ингушетии нет домов престарелых.
13. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.
14. С февраля 1919 по март 1920 Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.
15. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
16. Главным праздником ингушей стал Мархаж (Ураза-Байрам). В этот праздник женщины дарят мужчинам носовые платки.
17. По закону ингушей зять никогда не видит тещу.
18. Как правило, ингуши не пунктуальны. Редкий ингушский рейс отправляется в назначенное время.
19. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.
20. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.
21. В Ингушетии есть свой "мужской" день. 1 марта - официальный праздник День Джигита. 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.
22. Ингуши в массе своей очень религиозны.
23. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.
24. Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только ее отсутствие.
25. Ингуши очень консервативный народ.
26. Муж не может целовать, обнимать или же касаться своей жены на людях. Отец не может ласкать детей на людях, мать может.
27. Самоназвание ингушей "гIалгIай" имеет несколько вариантов перевода, среди которых "жители башен" и "люди бога".
28. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.
29. Изображенный на флаге и гербе Ингушетии солярный знак (свастика) изначально был гербом тейпа Евлой.
30. В ингушском языке словосочетание "вей нах" значит "наши люди" и обозначает только ингушей.
31. До 1938 года ингушская письменность была на латинской основе. Serdalo - так называлась газета Сердало (Свет).
32. В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет "двадцатьдесять".
33. Лучший роман о Кавказе написал ингушский классик Идрис Базоркин.
34. Ингуши - русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
35. Ингушетия - ГIалгIай Мохк "Страна галгаев"
36. Ингушетия - самый маленький регион России.
37. В Ингушетии вас подвезут и не возьмут за это деньги.
38. Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как "дырка от задницы".
39. Переходить дорогу в Ингушетии очень опасно. Даже по "зебре".
40. На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека.
41. Ингушки не курят.
42. За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.
43. Русский князь Михаил Ярославич (1271-1318) был убит в ставке хана Золотой Орды на территории современной Ингушетии.
44. В Ингушетии, как и во многих регионах мира, распространено поверье, что убийство лягушек может вызвать дождь.
45. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется "дил".
46. Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства».
47. Улица генерала Осканова есть в каждом ингушском населенном пункте.
48. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.
49. Осетинские пироги это разновидность ингушских чапильгаш.
50. В старину видя в небе падающую звезду, ингуши говорили что она убежала замуж.
51. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.
52. Древний ингушский парламент назывался Мехк-Кхел и заседал в кол-ве 12 человек.
53. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.
54. Добываемая в Ингушетии нефть самая чистая в мире, из нее делают авиационные масла.
55. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.
56. Горную Ингушетию называют страной башен.
57. Немногие знают, что знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.
58. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
59. Курорт "Армхи" считается одним из самых крупных горных курортов (1200м над уровнем моря).
60. В среднем за год в курорте Армхи 140 солнечных дней (в Давосе - 97), количество осадков - 570 мм (в Давосе - 632 мм).
61. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
62. О человеке, держащем пост ингуши говорят "Он кормит солнце".
63. Вершиной ингушской этики является понятие "Эздел". "Эздий саг" - благородный человек.
64. Последний защитник Брестской крепости в ВОВ - ингуш Уматгирей Барханоев.
65. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.
66. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ "В ущелье" - его первое произведение.
67. Ингушетию называют одной из древнейших демократий на земле.
68. ХIонк (черемша) - лакомство и деликатес, национальное сокровище Ингушетии.
69. Все школы в Ингушетии - русские.
70. Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.
71. В Гражданской войне России в 1917-1922гг погиб каждый третий взрослый ингуш.
72. Когда чеченский лидер Джохар Дудаев обращался к своим гражданам на чеченском языке, многие чеченцы думали что он говорит по-ингушски и не понимали его. Дудаев был из ингушского тейпа ЦIечой.
73. Наличие большого кирпичного дома не говорит о богатстве. Ингушский дом может строиться десятилетиями.
74. Особое отношение к хлебу. Наступить на него считается недопустимым.
75. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.
76. Ингуши очень добрый народ, но депортация 1944 года не будет прощена никогда.
77. Лифт - это редкое явление для жилого дома в Ингушетии. Да их практически и нет.
78. В Ингушетии нет ресторанов Макдоналдс.
79. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов переехав в Норвегию благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.
80. В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.
81. Федеральная автомобильная дорога "Кавказ" наиболее красива на ингушском участке.
82. Территория современной Ингушетии всего в 3,7 раза больше площади Москвы, вместе с Пригородным районом - в 5.
83. Ингуши большим преступлением считают мародёрство.
84. Серафимович, Ставский, Булгаков начинали свою литературную деятельность в Ингушетии.
85. Ингушетия жемчужина Кавказа и лучшее место на свете.

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

МУССА ЗУРАБОВ: «Открываются новые факты легендарной аланской истории ингушского народа.
Опубликовано magas.su в 30.09.2012

Известно много случаев, когда люди русской, грузинской, армянской и других национальностей, узнав, что их собеседником является ингуш, заявляли: «Если бы вы знали свою историю, то ходили бы с высоко поднятой головой». Историческая наука, которую мы изучали в школе и в высших учебных заведениях, не давала ответов на вопросы, связанные с этими заявлениями об истории ингушей.

Помогли познать пока небольшую часть славной истории ингушского народа интернет и многие публикации различных зарубежных и российских авторов. Заслуживают благодарности титанические усилия осетинских ученых, политиков и бизнесменов, издавших безмерное количество работ об истории аланов. В стремлении присвоить легендарную историю ингушского народа они, сами того не подозревая, вооружили нас неопровержимыми доказательствами того, что аланы - это ингуши.
Летом 2011 года мой племянник прислал мне из Москвы книгу Агусти Алеманя «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Эта книга является докторской диссертацией испанца (баска) Алеманя, законченная им в 1997 году, и в которой собраны письменные источники из 12 стран. В 2000 году книга издана на английском языке, а в 2003 году осетины организовали перевод и издание книги на русском языке. Для сведения соотечественников сообщаю, что названная книга легко и бесплатно скачивается из интернета. Советую сперва скачать и распечатать Хронологическую таблицу из этой книги. В этой таблице приведены сенсационные сведения о судьбе аланов (ингушей) с 107 года до новой эры по 15 век новой эры. В книге изложены факты, свидетельствующие о том, что аланы прошли войной по всей Европе, Закавказью и даже по Северной Африке. По итогам этих походов аланы расселились практически во всех европейских странах. Особенно много ингушей осталось в Италии, Франции, Германии, Испании. В книге указано и о том, что аланы и их столица Магас были покорены монголами в 1239/40 годах. Совершенно неожиданной явилась информация о том, что монголы увели с собой 30 тысяч воинов аланов плюс членов их семей. Это не менее 100 тысяч человек. В книге указывается, что аланы по поручению монголов управляли Китаем с 1258 по 1368 годы (110 лет).
В кругу друзей я рассказал о сенсационных сведениях полученных мною из книги Агусти Алеманя. Выслушав меня, один из них рассказал следующую историю. Примерно в 1980 году из Сирии в Чечено-Ингушетию приезжал наш соотечественник Полонкоев. Это потомок ингушей, переселенных в Турцию в 19 веке. Из его рассказа следовало, что строительством мечети в Сирии занимались китайцы, разговаривавшие на вейнахском языке. Буквально в эти же годы от другого человека из Сирии была получена дополнительная информация о том, что один из сирийских вейнахов специально ездил в Китай и встречался с китайцами, разговаривавшими на нашем языке. Они сообщили ему, что их в Китае шесть миллионов. Если мы вернемся теперь к информации Агусти Алеманя о том, что 30 тысяч аланов и члены их семей были уведены в Китай в 13 веке, то становится очевидным, откуда появились китайцы, разговаривающие на вейнахском языке.
Мне могут задать вопрос: «На чем основываются утверждения о том, что аланы это ингуши»? Знакомство с работой Агусти Алеманя укрепили во мне уверенность в ингушском происхождении аланов. Но более года я искал ответ на этот вопрос и считаю, что нашел его 27 сентября 2012 года в интернете. Очередной мой поиск в интернете навел меня на прекрасную работу: «Бернард С. Бахрах «История Алан на западе». Должен отметить, что и эту книгу американского профессора перевели на русский язык осетины.
Изложив большое количество фактов из боевой и мирной жизни аланов в Европе и других странах, Бернард Бахрах в конце своей книги привел перечень аланских географических названий в западной Европе. Привожу ксерокопию части этих названий из книги, которые не оставят сомнений в том, что аланы это ингуши.
8. Алейн, называемый также Аланкурт-о-Беф (Мэрт-и-Мозель): Аланум, 836; Аланум, 936; Аланнум, 965; Эйлейн и Аллейн, 1305.
9. Алейнкорт (Эйсн): Халинкурт, 1168; Эллейнкорт, 1174; Аллейнкорт, 1189.
10. Алейнкорт (Арденны): Алейнкорт, 1229.
11. Алейнкорт (Ор): Алейнкурия и Аланикурия, оба 1242; Эйланкорт, 1303.
12. Алейнкорт (Гот-Саон).
13. Алейнкорт, называемый также Алейнкорт-ля-Кот (Мерг-и-Мозель).
14. Алейнс (Ор); Фьеф-о-Алейнс, 1334.

Для тех читателей, которые не знают ингушского языка, поясню, что в данном случае означает слово КОРТ. Ингуши называют вершину горы Казбека - Башлоамкорт. Это название состоит из трех слов баш-лоам-корт. В дословном переводе это означает тающая-гора-голова. В смысловом переводе это название обозначает вершина тающей горы. Если теперь обратимся к географическим названиям, указанным в работе Бернарда Бахраха, то обнаружим, что множество объектов в Европе имеют названия, содержащие ингушское слово корт (вершина). Полагаю, что и здесь речь идет о горах или других возвышенностях, расположенных в разных странах и разных городах Европы, названных ингушами Аланскими.
Вкратце приведу еще одну информацию из работы Бернарда Бахраха. Старшее поколение ингушей для оценки удали молодых людей произносило фразу: «Говар къантий». Понимая для чего это говорится, не понятно было происхождение этого выражения. Теперь достоверно открылась история этого выражения. Оказывается Говар, а точнее Гоар был легендарным вождем ингушей. Он даже принимал участие в назначении императора Германии. О выдающихся качествах Гоара говорит и тот факт, что он более 40 лет, до глубокой старости оставался в боевом строю аланов. Бернард Бахрах пишет о нем: « В течение 25 лет Гоар и его аланы оставались верными сторонниками Рима, хотя их соседи бургундцы восставали несколько раз и были подавлены Аэцием и его гуннскими союзниками».
Теперь еще об одной информации, имеющей важное значение. Известный журналист Владимир Соловьев 13 декабря 2011 года в радиоэфире провел беседу с Президентом института Ближнего Востока Сатановским Евгением Яновичем. Без комментариев привожу вопрос Соловьева и ответ Сатановского.
Соловьев: Через несколько минут мы продолжим. Я узнаю у Евгения Яновича а славяне, кто они такие? Когда они появились? И кто же был тут до славян?
Сатановский: Давайте, помимо простой вещи, до того, как все люди, ныне живущие на земле жили на своих землях, на этих территориях кто-то жил, так получалось всегда. Безусловно, из тех людей, которые сегодня живут на территории Российской Федерации, включающей гигантское количество земель, от Тихого океана до морей Атлантического океана, от Северного Ледовитого до границы Центральной Азии, пожалуй, самые старые автохтонные вот носильники всего, что есть - это вайнахи. Не специально, в качестве комплимента Евкурову или Кадырову, а потому что, действительно, исходя из того, что археологи нам говорят, вот в этом высокогорном уголке Кавказа они осели раньше всех прочих.
Тем народам, историкам и политическим деятелям, которые умудряются заявлять, что ингуши проживают на землях, когда-то принадлежавших осетинам, казакам и кабардинцам следует усвоить, что ингуши тысячелетиями были хозяевами земель и общественного положения не только на Северном Кавказе, но и во многих дальних странах. Одним из главных доказательств этому является тот факт, что хозяевами Дарьялских ворот, имевших большое значение для мировой истории, тысячелетиями были ингуши. Для защиты этих ворот и построены ингушские башни на большом участке кавказских гор, заселенном в последующем и другими народами.
Публикуя настоящую статью, я обращаюсь к ингушской молодежи, особенно к студентом исторического факультета Ингушского госуниверситета с огромной просьбой начать широкомасштабную исследовательскую работу по поиску достоверных исторических материалов о жизни ингушей и их предков на всем пространстве нашей планеты Земли.

Секретная ингушская история. О ней все всё знают, кроме самих ингушей. Поэтому часто от них можно услышать истории в духе: "Если бы ингуши знали свою историю, то вознеслись бы на небо аки самолеты "Боинг". Не отстают в этом плане и чеченцы.

  • "Известно много случаев, когда люди русской, грузинской, армянской и других национальностей, узнав, что их собеседником является ингуш, заявляли: "Если бы вы знали свою историю, то ходили бы с высоко поднятой головой ".
  • "Как говорили некоторые "Если бы Ингуши знали свою историю,то они не принимали бы рукопожатие от других народов" Я не знаю правда это или нет,но то что Галгаи создавали и вершили историю сегодняшнего кавказа это 100%"
  • "Более 10 лет назад, мой знакомый(старше меня) рассказывал(Он, из очень известной в 80-х и начале 90-х чеченской, семьи. Если это его неправда,то и моя, хотя,не думаю что это так). Так вот, когда он учился в Москве (в 80-х годах), он с приятелем опоздал на лекцию, и когда они входили в зал, то услышали как профессор (лектор,еврей) спросил у зала, СРЕДИ ВАС ЕСТЬ ЧЕЧЕНЦЫ, студенты ответили НЕТУ,(говорит,что их незаметили,как они вошли). И говорит; профессор сказал, если бы чеченцы знали свою историю, то, если не чеченец протянул бы руку чеченцу (для пожатия), он бы задумался, стоит ли пожимать руку. Я повторюсь, это всё со слов моего знакомого, и всё же я не думаю что он это сочинил".
  • Огромные деньги и человеческие жизни жертвуются для решения задачи прямо противоположной - сокрытия этой истории. Фразы типа: "Если бы чеченский народ по-настоящему знал свое прошлое, он бы оказывал активное противодействие колоссальному истреблению..."
  • «Если бы чеченцы знали, что они за народ …», «Если бы чеченцы знали свою историю, их ноги не касались бы земли», - слышали многие чеченцы из уст проф. В.Б. Виноградова, которому в советские времена была отдана на откуп чеченская история; из уст академика Пиотровского старшего, сотрудников КГБ и тогдашних высокопоставленных партийных работников. В 1980 году преподаватель Грозненского нефтяного института Боярчук Владимир Трофимович говорил нам, тогдашним студентам, что когда-то чеченский язык имел статус международного. Генерал Коган, командовавший химической промышленностью Украины, говорил ныне здравствующему краеведу-любителю Авхану Малаеву: «Если бы чеченцы знали, кто они такие, они носовым платком вытирали бы те места, где их случайно коснулись инородцы» .
  • "P.S.Говорят, что когда профессор Мужухоев М.Б. (ингуш-орстхо) был студентом в г. Грозном его преподаватель известный в ЧИАССР историк Виноградов сказал так: «Если бы вы знали свою историю, то свысока смотрели бы на остальных людей!» Теперь я думаю Вам стало ясно почему он так говорил".
  • "Да ладно тебе мозги людям туманить. Если ты веришь евреям больше чем предкам, то вот тебе слова одного из них, которые он говорил своим студентам. " Если бы чеченцы знали свою историю, то они давно бы вознеслись над землей... "-проф. Виноградов, который знал уж во всяком случае больше твоего и черпал информацию не из гугла".

Еще один вариант этой истории отсюда .

  • "Что имел ввиду В.Б. Виноградов под фразой «Если бы чеченцы знали, что они за народ …»? - Что имел в виду Пиотровский старший, когда в 1978 году говорил студенткам Чечено-Ингушского Государственного университета, практиковавшим в Эрмитаже: «Если бы чеченцы знали свою историю, их ноги не касались бы земли?» "И еще вдогонку ученый сказал: "Если бы ваша молодежь знала историю предков, вы до того возгордились бы, что коснувшись кого-либо, проходя мимо, доставали бы платок из кармана и вытирали это место".
  • "Говорят, что кто-то якобы сказал, что если бы чеченцы и ингуши (вайнахи) знали свою историю, то они захлебнулись бы от гордости".
  • "Если бы ингуши знали свою настоящую историю, то они бы вымерли от гордости за свой народ!"

КТО ВИНОВАТ?

Короче, вывод из прочитанного простой: "Если бы Сталин не сжег историю ингушей, ингуши бы вымерли от гордости". В знак благодарности за то, что Сталин спас их от вымирания, ингуши раз в год жгут его портеты на фоне своего флага.

PS. В отличие от ингушей, у чеченцев я все же встретил критическое отношение к подобному самовосхвалению:

"а я верю в эту! Потому что во мне даже моя кровь об этом говорит: "Ты - нохчи! Ты избранный! Ты капитальный красавчик, Вася, а все остальные лохи, фраера!"

И если хотите доказательств то могу их привести, и даже несколько.

Однажды знакомый друга троюродного брата тети моей хозяйки был в Австралии. И там он ходил по полям, смотрел на кенгуру и собак Динго. И вдруг заметил, что в одной чаще сидят местные аборигены, с бумерангами, с копьями, опоясанные листьями, босые и худосочные. И вот один из них говорит другому: - Мы самые древние на этой земле!

А второй говорит: - Да, это точно! Но ты же помнишь, как наши предки нам говорили, что есть еще древнее нас, и вообще древнее всех остальных?

Тот отвечает: - Ты о чеченцах? Овеликих, гордых чеченцах , которые если бы узнали свою настоящую историю, которую от них все человечество скрывает вот уже тысячи лет, не стали бы пожимать руку Арнольду Шварценеггеру и Бреду Питту? Ты о них?

Второй говорит: - Да! Короче, сначала они, а потом мы.

И тут знакомый друга троюродного брата тети моей хозяйки подходит к ним, а они не знали что он чеченец, но знали, что он слышит.

И еще один случай.

Дедушка троюродного брата тети моей хозяйки когда был в Казахстане во время выселения, пошел на одно комсомольское собрание. И там был один агиткомиссар, и собравшиеся казахи. И он спросил их "тут есть чеченцы"? Все ответили "Нет". А этот дедушка подумал, что скажут что-то важное и не стал говорить что он чеченец. И тогда агиткомиссар говорит, "Казахи, к вам переселили чеченцев, так что быстро пожимайте им руки. Они будут согласно своим традициям стараться обниматься (мар кхетар, в смысле, а не обниматься), а вы пожимайте им руки, потому что если они узнают, что в тех книжках, которые мы сожгли, рассказывает об их происхождении, они никогда не будут вам пожимать руки". И дедушка потом действительно заметил, как казахи, да и вообще, все с тех пор пытаются именно пожать руки чеченцам.

А потом еще случай был. Один чеченский турист поехал в Таиланд. Там он отдохнул, познакомился с местными. Но не сказал, что он чеченец. И они когда сидели, начался разговор о том, какая нация самая древняя, и среди них был один тайландский еврей, он сказал, что "если бы чеченцы знали свою историю, они бы сейчас даже с нами тут не сидели бы". И этот парень когда услышал это, встал молча и ушел, и те поняли, что он был чеченец.

Так что это все правда!

«Страна Башен» Ингушетия - самый малый и самый загадочный регион России. На её территории есть много уголков, завораживающих прелестью нетронутой природы и древними каменными сооружениями. Потрескавшиеся от времени стены старинных храмов, возвышающиеся над зелёными равнинами средневековые башни, полустёртые узорчатые росписи напоминают об ушедших поколениях, когда-то живших на этой земле. Путешественник, посетивший ингушские достопримечательности, вероятно, почувствует себя чудесным образом перенесшимся на несколько веков назад – во времена, когда люди созидали уникальные по красоте и прочности архитектурные памятники без компьютерного проектирования, когда вместо многоэтажных коробок и шумных автодорог были бескрайние просторы и лишь стук конских копыт нарушал первозданную тишину. История Республики Ингушетия и её культура, вобравшая в себя традиции разных горных народов, представляет живой интерес не только для узкопрофильного специалиста, но и для каждого человека, влюблённого в Кавказ.

Ингушетия находится на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта и прилегающих гор, охватывая площадь 3685 км². Её ближайшие соседи - Северная Осетия, Грузия, Чеченская Республика, с которыми происходили и до сих пор имеют место споры территориального характера. Столица республики – основанный в 90-е годы ХХ века город Магас, ранее статус главного города Ингушетии носила Назрань.

От кобанской культуры - к горным шахарам

Кобанская культура взяла своё название от северокавказского аула Кобан, на чьей территории в середине XIX века случайно во время обвала одного из берегов обнаружили огромное захоронение со множеством любопытных предметов. Часть бронзовых изделий, найденных в могильнике, перевезли в Кавказский музей. Через некоторое время весть о новом открытии дошла до Москвы и привлекла внимание именитых учёных, поспешивших посетить удивительное место. Немецкие и французские исследователи также активно посещали селение Кобан. Вскоре похожие артефакты стали встречаться археологам и в других районах Кавказа, обеспечивая деятелей науки необходимым материалом для исследований далёкого исторического прошлого. Носители кобанской культуры (I тысячелетие до н. э.) отлично владели техникой изготовления бронзового оружия, украшений, элементов конского снаряжения, посуды, фигурок зверей. Они умели делать и предметы из керамики. Вещи не только отличались прочностью и практичностью, но и представляли собой несомненную художественную ценность. Они щедро украшались искусной чеканкой, причудливыми налепами, изящными узорами. На более позднем этапе развития бронзу постепенно стало сменять железо.

Кроме мастерства обработки металла кобанцы могли похвастаться отлаженным земледелием и животноводством. Их дома располагались в труднодоступных скалистых местностях и являли собой сооружения из глины или камня, возведенные в непосредственной близости друг от друга. Люди, жившие в них, не избегали контактов с окружающими народами: были развиты торговые связи с киммерийцами, азиатами и другими поселенцами Кавказа.

С наступлением первого тысячелетия н. э. праингушские народности Северного Кавказа в письменных источниках именуются аланами. Аланы отметились в истории как племена, устраивавшие в IV-V веках военные походы на западноевропейские земли и принимавшие участие в ирано-византийских столкновениях в VI-VII веках. Попав в экономико-политическую зависимость от Хазарского Каганата, аланы выступали на стороне хазар, когда те воевали с арабами.

В X столетии аланы основали государство, центром которого был «город солнца» Магас. Однако в XIII веке Аланию постигла участь многих земель, разоренных золотоордынскими завоевателями. Большая часть её отошла во владения Золотой Орды, но ряд горных селений остались непокоренными – народ яростно отстаивал свое право на свободу и независимость, упоминания о борьбе горцев с захватчиками встречаются во многих памятниках письменности. Благодаря этим мужественным людям традиции аланов, их язык и культура сохранились в горах Ингушетии и Чечни. Ещё одно мощное нашествие, которое предкам современных ингушей пришлось пережить, – набег войск знаменитого завоевателя Тамерлана в конце XIV века.

Когда наступил XV век, ингушские племена начали активно расселяться по долинам рек, но в XVI столетии из-за похода кабардинского князя Темрюка, поддерживаемого Россией, они были вынуждены покинуть обжитые территории. Вернувшись в горы, ингуши образовали там особые общества – шахары, напоминающие мини-государства с демократическим устройством. Шахары разрастались, и с XVII века народ вновь начал осваивать долины рек Терек, Асса, Камбилеевка, Сунжа. Это постепенное переселение происходило до XIX столетия.

На службе Российской империи: ожидания, которые не оправдались?

В 1770 году Ингушетия стала частью Российской империи. В 1784 году была основана крупная крепость Владикавказ. Здесь в 1810 году представители самых знатных родов подписали акт присяги Российскому государству. Согласно этому документу ингуши могли жить и вести хозяйство на условленных землях, в случае же военной необходимости в их обязанности входили срочный набор экипированного войска, отслеживание обстановки в горах и оповещение российских властей, сдача последним вражеских бойцов. Расселение ингушского народа также попадало под строгий контроль России. Несоблюдение пунктов договора приравнивалось к бунту. В это же время была воздвигнута ещё одна крепость – Назрань. За всё время существования Российской империи горный народ выступал на её стороне в Кавказской, Русско-турецкой и Русско-японской войнах.

В период с 40-х по 60-е годы XIX века набирает обороты противостояние между российским правительством и ингушами. Причина конфликта – вынужденное переселение жителей на новые места, чтобы империи было легче управлять кавказским народом. Это стало причиной Назрановского восстания ингушей в 1858 году, затронувшего не только Назрань, но и некоторые другие районы. 5000 человек сделали попытку штурмовать крепость, но отряд восставших был разгромлен. Ингушей продолжили выселять: некоторые попали в Турцию, некоторые – в дальние ингушские селения. Такая смена места жительства была тяжела для многих переселенцев: люди голодали, заболевали, гибли. А обжитые ими места переименовывались в станицы и отдавались казакам.

В 1860 году после создания на Северном Кавказе Кубанской и Терской областей на территории последней был выделен Ингушский округ, после объединенный с Осетинским. В конце XIX века Ингушетия была отдана под управление казачества. И лишь в 1905 году после долгой борьбы за автономность ингуши добились выделения своих земель в самостоятельный Назрановский округ Терской области.

Жизнь после революции

Во время революции и гражданской войны ингушский народ поддерживал большевиков. Когда в 1921 году была создана Горская АССР, Ингушетия вошла в её состав. Просуществовала АССР недолго, в 1924 году возникла Ингушская автономная область. Но через десять лет власти, не прислушавшись к мнению народа, присоединили её к Чечне и образовали Чечено-Ингушскую АССР.

В годы Великой Отечественной войны ингуши, как и другие народы СССР, храбро отражали нападения фашистов. Они принимали участие в обороне Брестской крепости, обороне Кавказа, Одессы, в Сталинградской битве, в битве на Курской дуге и других крупных сражениях. Возле города Малгобек в начале войны были остановлены войска неприятеля, ступившие на Северный Кавказ. Более 50 ингушских воинов заслужили звание Героя Советского Союза.

В 1944 году Чечено-Ингушская АССР прекратила свое существование, а ингуши и чеченцы были выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Согласно документам той эпохи депортация проводилась в целях борьбы с формированием банд и различных сект на территории республики. Ссылка унесла множество жизней, люди гибли в тяжелых условиях. Земли Ингушетии отошли Грузии, Осетии и Грозненской области. Уже после смерти Сталина в 1957 году Чечено-Ингушскую АССР восстановили. Однако произошедший передел территорий в дальнейшем стал причиной конфликтов ингушей с осетинами.

Лихие 90-е и новая жизнь

В 1991 году Чечня отделилась от Ингушетии, став отдельной республикой. Ингуши же предпочли остаться в составе РФ. Так в 1992 году появился закон об образовании Ингушской Республики, входящей в состав России. В этом же году произошло серьезное вооруженное столкновение между Осетией и Ингушетией из-за пограничного района, который ингуши считали своим. Конфликт не привел к изменению границ, однако из-за него практически всем ингушам, жившим в Северной Осетии, пришлось переехать в Ингушетию. Споры из-за земли между двумя народами не прекращаются до сих пор.

Продолжительный период – с 1992-го по 2002 год - главой республики был Руслан Аушев. При нем был подписан договор с непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия, согласно которому значительная часть территории ЧРИ отходила Ингушетии. Однако после смерти президента ЧРИ Джохара Дудаева в 1996 году этот договор послужил поводом для очередного чечено-ингушского земельного конфликта.

В 1994 году ингушские предприятия освободили от уплаты налогов и обеспечили льготами – всё это делалось с целью укрепления и поддержания слабо развитой экономики региона. В конце 90-х годов Аушев выступил с инициативой передачи полного контроля над правоохранительными органами городов и районов самой республике, но правительство РФ не поддержало такой подход. Также были попытки узаконить многоженство среди ингушей, но их быстро пресекли как нарушающие Семейный кодекс.

С 2002-го по 2008 год глава республики - Мурат Зязиков. Его правление оценивалось современниками неоднозначно: с одной стороны, несомненный шаг вперед в экономическом и культурном развитии (активно строятся дома, социальные центры и образовательные учреждения, повышается уровень зарплат, растет валовый национальный продукт), с другой стороны, обостряется криминальная обстановка и усиливается опасность терактов. После отставки Зязикова пост главы республики перешел к Юнус-Беку Евкурову. Его поддержала оппозиция, однако руководство Ингушетией серьезно осложняется из-за разгула преступности, политических интриг, межклановых распрей. Происходят покушения на президента и других высокопоставленных лиц. Юнус-Бек Евкуров подал в отставку в 2013 году, временно исполнял обязанности президента, а когда наступила пора выборов, он был вновь избран на этот пост.

История Ингушетии всегда изобиловала тяжелыми для народа периодами, но стоит отметить неизменное мужество и упорство ингушей, помогавшие им преодолевать трудности и сохранять свои обычаи. На сегодняшний день республика имеет низкий уровень развития экономики.

Бедность, безработица, преступность остаются главными проблемами региона. Что же касается рождаемости, показатели Ингушетии считаются самыми высокими в РФ. Треть населения республики составляют дети. В связи с этим остро ощущается нехватка мест в образовательных учреждениях.

Внушительным потенциалом обладает сфера туризма, так как в регионе много удивительных по красоте и атмосфере мест, в которых древние постройки сочетаются со свежестью нетронутой кавказской природы. Ущелья Джейраха, Армхи, Гулой-Хи, Галгайче привлекают приезжих со всех концов страны. Замки и военные возвышения - их количество достигает двух тысяч - полностью оправдывают название республики – «Страна башен». Верующие люди и просто любознательные туристы могут посетить старейший христианский храм Тхаба-Ерды. Желающие поправить здоровье едут в санаторий Армхи или на Ачалукские целебные воды. И, конечно же, творческих людей впечатлят местные промыслы: вышивка, художественная обработка камня и металла, ковроткачество. Создаваемые руками умелых рукодельниц и талантливых мастеров изделия радуют глаз и вдохновляют на полёт фантазии.

Ещё одна любопытная находка, взбудоражившая умы историков в 2014 году, – могила грузинской царицы Тамары в Ингушетии. Рабочие случайно наткнулись на погребальную пещеру, в которой предположительно могли покоиться останки великой правительницы. По легенде Тамара хотела, чтобы место её погребения было неизвестно врагам. Является ли действительно ингушская пещера усыпальницей царицы или это лишь выдумки? Время и исследования покажут, а пока на одну загадку у ингушской земли стало больше.

Загрузка...