docgid.ru

Министр Васильева не поверила нехватке учителей в школах. А она катастрофическая. Вон из школы! Дефицит учителей становится национальной бедой

10:07 — REGNUM Начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева утверждает, что школы города укомплектованы учителями на 100%. Тем не менее она отметила ряд проблем, которые ещё предстоит решить. Пользователи социальных сетей бурно отреагировали на слова чиновницы, передаёт корреспондент .

По словам Екатерины Сибирцевой, несмотря на укомплектованность, вакансии учителей в школах есть, так как ряд преподавателей работает с перегрузками. При этом наибольшая нехватка ощущается среди учителей начальных классов.

«Нам колоссально не хватает учителей начальной школы, сегодня акцент смещён на начальную школу, большое количество первоклассников. Учитель начальной школы — сегодня самый дефицитный работник для большинства образовательных организаций. Есть некий дефицит учителей русского языка и литературы, математики, иностранного языка, но мы это достаточно легко закроем. А начальная школа — это самое сложное», — цитирует издание « » заявление главы департамента.

«По всей стране эта беда. И не только началка. Учителя бегут», — сообщил один из участников интернет-форума.

С ним согласны и другие пользователи. Они предлагают муниципальным чиновникам из отделов образования идти в учителя, так как все они, как правило, имеют педагогическое образование.

«У дочки в 1-м классе учительница — бабушка 80-летняя. А все потому, что работать некому…», — констатирует другая участница форума.

Также ряд комментаторов согласились с тем, что учителя действительно сильно загружены.

«В прошлом году у нас классный руководитель на два класса пахала (2-й и 4-й класс), вот это треш, как выжила-то с нашими «обормотами» в две смены», — написал о проблемах в школе пользователь.

Другие участники форума предположили, что проблема может быть связана с небольшими зарплатами педагогов.

«Наша учитель тоже в две смены работает — 3-й и 4-й класс ведет. Новых учителей в младшем блоке давно не видела. Не выживают, видимо, на зарплату такую», — написала она.

Её поддержал другой комментатор, напомнив про высказывание главы правительства Дмитрия Медведева о зарплатах преподавателей и что им делать, если она их не устраивает.

«Учителя, видимо, выполняют заветы Медведева — массово пошли в коммерцию. Шутки шутками, а сейчас человек может выбирать где работать, пока не пересмотрят ситуацию с з/п, так и будет», — отметил он.

С ними согласилась педагог из Екатеринбурга.

«Работаю в школе 20 лет. Зарплата 19 000. Стимулирующую часть не выплачивают три года. Молодые практически не приходят. Студенты педагогических вузов уже на практике говорят о нежелании идти в школу. Кто ещё пойдёт за такую зарплату работать? Дошло до смешного: стыдно говорить, что работаешь в школе», — сообщила учитель.

Напомним, что в 2017 году 1 сентября в Екатеринбурге начали работу 163 школы, а за парты сядут 149 тысяч учащихся. Согласно данным государственной статистики, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности в Свердловской области за январь — июнь 2017 года составила 40 940 рублей.

В рамках опроса 3110 педагогов общего образования из 82 регионов, проведённого с 9 мая по 10 июня 2018 года, практически каждый второй (48%) заявил, что российская школа занимается «латанием кадровых дыр».

Как свидетельствуют данные исследования, которые приводит РБК, больше всего в школах не хватает учителей математики — об этом заявили 44%. Еще 39% отметили, что мало учителей иностранного языка, 30% - русского языка и литературы.

В пятерку «дефицитных» пропали учителя начальной школы (26%) и физики (21%). Далее следуют преподаватели по химии (15%) и истории (14%). О нехватке кадров среди учителей биологии, географии, информатики и музыки говорят по 10% опрошенных, технологии — 9%. Еще по 4% считают, что в школах мало учителей по обществознанию, физкультуре и ОБЖ.

В целом только 52% школ сообщили, что у них есть педагоги по всем предметам. В 37% - признали, что им не хватает учителей по 1-3 предметам, в 8% - по 4-5 предметам, в 3% - более чем по 5 предметам.

Судя по оценке специалистов, кадровый дефицит будет только нарастать. В России отмечается «острая нехватка» молодых преподавателей. А средний возраст учителей продолжает повышаться.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной, такая патовая ситуация в школах сложилась из-за тяжелых условий труда.

Новости по теме

"Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу", — цитирует ее слова РБК.

Как сказала Духанина, зачастую учителя вынуждены преподавать предметы из «чужих» областей. «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов — математику в средней школе», — пояснила она.

Между тем в пресс-службе Минпросвещения продолжают настаивать, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий — сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», — утверждают в министерстве.

По данным Росстата, средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тысячи рублей в 2016 году до 34,9 тысяч рулей в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тысячу руб.

Напомним, согласно мартовскому исследованию РИНХиГС, более половины российских учителей недовольны своей зарплатой. Хуже всего дела обстоят в сельских школах — 60% заявили о низких заработных платах, ситуация мало чем отличается и в региональных центрах — там недовольных 59%.

Министр Васильева решила этому не верить

На днях эксперты ОНФ обнародовали исследование, которое показало, что в российских школах наблюдается катастрофическая нехватка учителей.

В ходе опроса (участвовало более 3000 педагогов) каждый второй учитель рассказал, что в его школе не хватает одного или нескольких предметников, а каждый четвертый пожаловался на отсутствие достаточного количества педагогов младших классов. Самый большой дефицит наблюдается среди преподавателей иностранного языка, русского языка и литературы и математики. При этом в сельских школах ситуация с кадровым составом вообще приближается к катастрофической: там некому вести еще и химию с физикой, а физкультурникам приходится по совместительству обучать детей музыке.

Однако министр просвещения Васильева отреагировала на это исследование в свойственной ей манере: этого не может быть, вы все придумываете. В частности, Ольга Юрьевна заявила, что «если говорить о фактической статистике, то в последние годы дефицит в кадрах в стране не превышает одного процента вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах».

Что имеет в виду под «фактической статистикой» глава нашего Министерства просвещения, к сожалению, неизвестно. Но обычно под ней понимается реальное положение дел - а оно в нашей стране как раз полностью соответствует результатам вышеупомянутого исследования. И участники образовательного сообщества об этом хорошо знают, а министр - нет.

Другое дело, что бесконечное латание кадровых дыр в образовании привело к тому, что формально большинство ставок педагогов в школах занято. Зачастую одного и того же учителя против его воли заставляют вести совершенно разные предметы. Так, географов посылают в свободное время на уроки истории, а учителей начальной школы - вести математику у старших ребят. Острый дефицит кадров сейчас наблюдается еще и в дополнительном и дошкольном образовании, поэтому на часть педагогов навешивают также группы продленного дня. В результате нагрузка становится поистине непосильной. Нетрудно догадаться, как подобные ротации в итоге сказываются на знаниях детей...

Но это не волнует ни администрации школ, ни различные «министерства фактической статистики». Главное ведь, чтоб было гладко на бумаге. Пусть еще спасибо скажут, лентяи, что их не отсылают по вечерам в детские сады, где нехватку воспитателей и нянечек можно уже реально назвать аховой. Боюсь, что и это уже не за горами.

Достаточно поговорить с педагогами из разных российских школ, чтобы понять, что сейчас российские учителя действительно просто бегут из профессии. И эта тенденция началась не сегодня, а задолго до язвительного совета премьер-министра педагогам - зарабатывать себе на хлеб бизнесом. Не знаю, что каждый день видит в своей «фактической статистике» Васильева, но реальные учителя говорят о том, что в большинстве регионов страны их зарплаты остаются нищенскими и ни в коем разе не соответствуют майским указам. Рассказывают о непосильной нагрузке, бесконечных бюрократических заморочках и планомерной травле со стороны администрации

Практически все педагоги, с которыми мне удалось обсудить эту ситуацию, в один голос утверждают, что учителей в их школах не хватает, а многие из работающих всерьез задумываются о смене рода деятельности. Кроме того, учителя отмечают, что в учебных заведениях становится все меньше и меньше молодых специалистов - они увольняются в течение первых лет работы. Да и, что греха таить, многие учителя признаются, что отговаривают молодых коллег от работы в школе, прекрасно понимая, что их там ждет.

Все это только вершина айсберга, главная проблема заключается в том, что помимо нехватки кадров как таковой мы наблюдаем острую нехватку сильных, талантливых педагогов, способных качественно учить наших детей. И это неудивительно, ведь лучшие уходят в первую очередь. Им проще заняться репетиторством, которое ой как востребовано в нашей стране. А востребовано оно как раз во многом потому, что в наших учебных заведениях все хуже и хуже учат. Не сомневаюсь, что многие учителя в данный момент с удовольствием подались бы и в бизнес. Проблема только в том, что с частным предпринимательством дела обстоят примерно так же, как с образованием. Это обнадеживает - значит, все не сбегут...

По итогам опроса, который провели эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования», было выявлено, что в школах России имеется дефицит учителей иностранного языка, математики, русского языка и литературы. Кроме того, оценка результатов данного исследования, в котором приняли участие свыше трёх тысяч учителей из 82 регионов страны, показал наличие высокой загруженности педагогов и отсутствие достойной зарплаты.

О нехватке учителей сообщили 48% опрошенных. Причём, по словам Любови Духаниной, замглавы думского комитета по образованию и науке, педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, «не выдерживая высокой нагрузки, в том числе и непедагогической, и низкого уровня заработной платы». По словам парламентария, учителя, покинувшие школу, отговаривают молодых специалистов работать в данных учебных заведениях. Получается, что российская школа постоянно занимается «латанием кадровых дыр».

Также Л. Духанина обратила внимание на то, что в школах сложилась ситуация, когда педагоги вынуждены преподавать предметы из разных областей. Например, учитель начальных классов начинает вести в средней школе математику, а учитель истории – географию.

О нехватке в школах учителей математики сообщают 44% респондентов, дефицит учителей иностранного языка отметили 39%, учителей русского языка и литературы – 30%, учителей начальных классов – 26%. Кроме того, эксперты отметили всё ещё сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста педагогов при «острой нехватке» молодых специалистов.

В ОНФ полагают, что решением в данной ситуации может стать внедрение национальной системы учительского роста, предусматривающей не только требования к учителю, но и к условиям, в которых педагоги работают. Причём основными мерами должны стать достойный оклад, снижение нагрузки и определение требований к труду учителя.

Представители Министерства просвещения РФ заявили РБК, что намерены тщательно изучить исследования ОНФ, отметив при этом, что в последние годы в российских школах «наблюдается позитивная динамика» относительно кадрового состава.

Глава ведомства Ольга Васильева утверждает: «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий - сельские учителя английского языка. Работа учителем всё больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают всё более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приёма в последние годы".

Россияне недовольны нехваткой учителей в школах

РОССИЯ/ 20 ноября/ БИ-ПОРТ – Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС подвел итоги четырехлетнего исследования отношения родителей к изменениям в системе общего образования. 86% считают качество преподавания в школах достаточно высоким, и этот показатель остается стабильным все последние годы. Но по отдельным вопросам доля недовольных выросла.

Самая тревожная тенденция, по мнению авторов исследования, - это ощутимый рост беспокойства родителей по поводу нехватки учителей, пишут «Известия» . Если в 2014 году кадровый вопрос тревожил 12% родителей, то в 2016 - 19,7%. Растет и число родителей, которых не удовлетворяет техническая оснащенность школ. С 2013 по 2016 год их доля увеличилась в полтора раза - с 8,2% до 12,1%.

Руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что увеличение доли недовольных говорит о негативной тенденции. Показатели неудовлетворенности растут именно за счет тех родителей, чьи дети учатся в образовательных организациях небольших населенных пунктов и в сельской местности, уточнила эксперт.

«В СМИ регулярно говорится о том, что учителям повышают зарплаты, что положение школ улучшается, - пояснила Клячко. - Но если население видит, что долгое время ничего не меняется, появляется недовольство. Когда вокруг много проблем, родитель рад уже тому, что ребенка просто учат. А когда ситуация выправляется, человек начинает отмечать, что нет учителя английского языка, или что в школе нет актового зала, или что в нее далеко ходить».

В 2013 году 71,7% родителей надеялись на повышение качества преподавания, обусловленное ростом вознаграждения педагогов. Однако в 2016 году участники исследования констатировали, что этого не произошло - 63,8% респондентов заявили, что увеличение учительских зарплат никак не повлияло на качество образования.

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Shift + Enter.

    array(11) { => array(11) { ["id"]=> string(5) "34204" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(288) "Увеличение учительских зарплат не может повлиять на качество образования. Точно так же, как рост зарплат чиновников влияет только на увеличение сумм взяток." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 15:52:23" ["autor"]=> string(17) "Лилия Дик" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(50) "http://cs419125.vk.me/v419125665/85c4/F4qAvi8Y46A." ["ip"]=> string(14) "178.68.115.129" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72085138" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34206" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(1099) ""Увеличение учительских зарплат" - фикция. Говорю, как муж учительницы. Увеличение учительских окладов - да, есть. За счет УМЕНЬШЕНИЯ учительских надбавок. Увеличение учительской нагрузки - тож есть. На 1.5, 1.75 ставки пашут + замены почасовые. Поэтому и на руки больше получают. Но не за 1 ставку! Т.е. тут так же, как с врачами, статистика хитро считается исходя не из ставок, а из работников: учителей и врачей не хватает, министерство и администрация заставляет оставшихся пахать за двоих, в результате умученным учителям платят больше, но и работают они больше. Увеличения зарплат на учительскую ставку НЕТ!" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 17:38:00" ["autor"]=> string(17) "Дмитрий ©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "83.171.104.15" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72087931" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34208" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(168) "Почему за двоих, если ставка зарплаты учителя - это 18 часов? У нас какая рабочая неделя?" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 18:20:46" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72089253" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34209" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(303) "Отдельных учителей вообще с работы нужно гнать с волчьим билетом. Типа той учительницы истории, чей ученик вещал в Бундестаге о жалости к солдатам вермахта." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 18:22:34" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72089301" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34211" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(95) "Стране нужны только солдаты, а не образованные люди." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 21:21:12" ["autor"]=> string(12) "аноним" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "217.118.78.89" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72095142" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34213" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(475) "А вы, уважаемый Знайка, сначала проведите уроков на две ставки, 36 часов в неделю (по 6 уроков каждый день, включая субботу), вместо того, чтобы 40 часов штаны протирать. Тогда и поймете, почему ставка 18 часов. 18 часов - это только урочная деятельность, знающий вы наш." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:43:02" ["autor"]=> string(16) "Дмитрий©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(12) "95.54.178.90" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098303" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34214" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(702) "Штаны, по всей видимости, протираете Вы. В учебную нагрузку входит не только собственно проведение уроков, но и проверка тетрадей, подготовка планов и т. д. Указанная норма утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»." ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:53:04" ["autor"]=> string(12) "Знайка" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "109.68.174.44" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098611" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34215" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(547) "Разумеется. Вот все остальное называется "внеурочная деятельность". Но вы-то начали вещать о 18 часах так, как будто кроме них (уроков) учителя ничего не делают. А теперь возьмите 2 УРОЧНЫХ ставки (36 часов) и прибавьте еще столько же часов внеурочной деятельности. Сколько, говорите, у нас рабочая неделя?" ["date"]=> string(19) "2017-11-20 22:55:19" ["autor"]=> string(16) "Дмитрий©" ["email"]=> string(0) "" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(12) "95.54.178.90" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72098673" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34227" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(23) "Я только "за"!" ["date"]=> string(19) "2017-11-21 11:47:42" ["autor"]=> string(17) "Лилия Дик" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(50) "http://cs419125.vk.me/v419125665/85c4/F4qAvi8Y46A." ["ip"]=> string(14) "178.68.115.129" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72107965" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34231" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(290) "Потому вместо школ строят военные училища, "Юнармейцы" "полководца" Шойгу штурмуют Рейхстаг, а школьники поют, что готовы умереть в последнем бою за "дядю Вову"." ["date"]=> string(19) "2017-11-21 13:14:39" ["autor"]=> string(29) "Голь перекатная" ["email"]=> NULL ["avatar"]=> string(49) "http://graph.facebook.com/100007811198904/picture" ["ip"]=> string(12) "5.142.216.55" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72110655" } => array(11) { ["id"]=> string(5) "34232" ["channel"]=> string(27) "/education/item/208077.html" ["comment"]=> string(1388) "основная проблема банальна для всей страны и любой отрасли... много тех кто хотят получать ЗП и всё меньше тех, кто ХОЧЕТ работать... в школе всё меньше учителей, которые ХОТЯТ учить детей... Есть учителя, которые стараются учить, а есть те, которые на отбибись отводят уроки... например в одной школе в одном городе учителя английского, аргументируя "эт такая программа " начинают изучения языка с чтения слов и учёбы песен... итог у большей части детей знания по итогам 1-й четверти на нулевом уровне, с соответствующей оценкой в дневнике... родителям было сказано "не нравится - нанимайте репетитора" ... а тут размышляют о ЗП и нагрузках... ЗЫ.. в моё время а это начало 90-х учителя нас УЧИЛИ!!! а сейчас отводят уроки... ЗЫ.ЗЫ, не хочу ни кого обидеть, но тенденция такая..." ["date"]=> string(19) "2017-11-21 13:15:39" ["autor"]=> string(6) "Newsss" ["email"]=> string(6) "[email protected]" ["avatar"]=> string(0) "" ["ip"]=> string(13) "37.28.162.174" ["is_register"]=> string(1) "0" ["approve"]=> string(1) "1" ["user_agent"]=> string(15) "Cackle:72110727" } }
Загрузка...