docgid.ru

Наказание. Наказывает ли бог детей за грехи родителей Может ли за грехи бог забрать

Что такое гордость и из чего она рождается.
Искушения, находящие на гордых.

Архимандрит Клеопа (Илие)

Что такое гордость и из чего она рождается

Брат: Преподобный отче, прошу вас, скажите мне, что такое гордыня и какой она бывает?

Старец: Знай, брат Иоанн, что гордыня — это начало, корень и источник всякого греха и всякого беззакония. И поскольку ты спросил, какой она бывает, то знай, что, как говорит святой Григорий Двоеслов, «у гордыни пять ступеней, а чтобы понять эти ступени, надо сначала понять, что блага, которыми гордится гордый, также бывают пяти видов, а именно:

блага природные, то есть сообразительность, красота, храбрость и тому подобное;

второй вид — блага приобретенные, каковы знание, мудрость, мастерство и подобное им;

третий — блага случайные, каковы богатство, слава, должность и тому подобное;

четвертый — блага волевые,

пятый — блага духовные, то есть дар пророчества, чудотворений и тому подобное».

Итак, брат Иоанн, на первой ступени гордости стоит тот человек, который, обладая какими-нибудь из этих благ, не признает, что он получил их от Бога, а считает, что имеет их сам по себе, естественным образом.

Вторая ступень гордости — когда человек признаёт, что эти блага даны ему от Бога, но не даром, а потому, что они полагаются ему как якобы достойному того.

Третья ступень гордости — когда кто-либо думает, что он имеет какие-нибудь дарования, которых у него, однако, нет.

Четвертая ступень гордости — когда кто-либо порочит других и хочет быть почитаемым всеми, как более достойный, нежели они.

Пятая, и последняя, ступень гордости — когда человек доходит до того, что порочит священные законы и не подчиняется им так, как предписали святые отцы.

Знай еще, брат Иоанн, и помни, что у гордости есть двенадцать дочерей: тщеславие, любопытство, возношение ума, хвастовство, леность, дерзость, лицемерное исповедание, самооправдание, вероотступничество, своеволие, самочиние и полное свыкание с грехом.

Брат: Но как зарождается гордость, преподобный отче, в уме человека?

Старец: Гордость, брат Иоанн, имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях: самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни, то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других.

Брат: Преподобный отче, гордость бывает только одного вида или нескольких видов?

Старец: Гордость, брат Иоанн, бывает двух видов, а именно: гордость нашей воли и гордость ума.

Брат: А какая из них хуже или опасней?

Старец: Знай, брат Иоанн, что много хуже гордость ума.

Брат: А почему гордость ума хуже гордости воли?

Старец: Вот почему, брат Иоанн. Гордость воли, поскольку она легче распознается умом, легче поддается уврачеванию, ибо ее легче подчинить должному, а когда ум поражен гордостью и твердо уверен, что его суждение лучше суждения других, тогда как его исцелить? Не имея того, кто мог бы подчинить его суждению других, он не считает другого лучше себя. Если око души — а это ум, с помощью которого человек распознаёт и очищает гордость воли,— немощно, слепо и преисполнено гордости, то кто его сможет уврачевать? И если свет — это тьма, а дорожный указатель не туда повернут, то как они смогут осветить и направить других?

Поэтому, брат Иоанн, нам надо противостать более бдительно и твердо этой опасной гордости ума. И, с великой силой противостоя ей, станем обуздывать горячность нашего ума, а мнение свое покорим мнению других и соделаемся безумными ради любви Христовой, чтобы смочь нам умудриться, как сказано: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3: 18).

Итак, брат Иоанн, пойми, что гордость ума — это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!

Сам Бог через пророка Исаию окаивает пораженных этой болезнью, говоря им: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5: 21). И великий апостол Павел заповедует нам: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). И Соломон говорит также: Не будь мудрецом в глазах твоих (Притч. 3: 7).

Думаю посему, брат Иоанн, что из сказанного и достаточно ясно понятого ты уяснил себе, что гордость ума хуже и опаснее гордости воли. Знай же и то, что как гордость ума, так и гордость воли — зло весьма многовидное. И это многовидное зло греха гордыни дивно описывает святой и божественный отец Иоанн Лествичник таким образом: «Гордость есть отступление от Бога, выдумка бесов, исчадие похвал, признак бесплодия души, матерь осуждения, отгнание помощи Божией, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, страж грехов, причина несострадательности, лютый истязатель, бесчеловечный судья, противник Богу, корень хулы».

Видишь, брат Иоанн, как многообразно зло греха гордыни? Поэтому Божественное Писание называет гордого нечистым пред Богом, говоря: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16: 5). Но и того, кто сдружается с гордым, оно тоже называет нечистым, говоря: Кто прикасается к смоле, тот очернится (Сир. 13: 1). Потому, брат Иоанн, этот грех крайне мерзок пред Богом, и Он наказывает его очень сурово.

Ср.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 1. С. 150.

Искушения, находящие на гордых .

Брат: Преподобный отче, а на кого из гордых не находят искушения?

Старец: Искушений, которым попускает Бог, брат Иоанн, найти на гордых, намного больше, и они намного тяжелее, чем искушения, находящие на смиренных. И, чтобы ты понял это, послушай того же отца Исаака Сирина, который говорит так: «А искушения, которые находят по попущению Божию на тех, кто бесстыден и кто превозносится в мыслях своих,— это явные искушения бесов, превосходящие пределы души: лишение силы рассудка, имеющегося в них, резкое ощущение блудного помысла, попускаемое на них к смирению их превозношения, скорая раздражительность, желание исполнить собственную волю, укорение словами, раздоры, презрение, совершенное заблуждение ума, хула на имя Божие; безумные мысли, заставляющие смеяться, когда следовало бы плакать; оклеветание [гордых] людьми; потеря чести; посрамление и надругательства от бесов во многих видах, в лицо и тайно; желание смешаться с миром и вернуться в него; разговоры и безумные пересуды на каждом шагу; выискивание в себе постоянно ложных пророчеств; обещание многого, превышающего их силы.

Это искушения душевные. А из телесных с ними случаются эти: приступы боли, от которых они не могут избавиться; сопряженность и всегдашние встречи с людьми плохими и безбожными; они попадают в руки злых людей, которые мучают их; сердце их вдруг начинает учащенно биться от страха перед Богом беспричинно и неожиданно; часто нападает на них внезапная боязнь; падают они также со скал и с высоких мест, разбивая тело свое; сердце их лишено всякой поддержки, исходящей от Божественной силы и от упования веры. И чтобы сказать вкратце, все, что невозможно и что превыше сил, все это находит на них, и все перечисленное тут — это виды искушений гордости».

Вот, брат Иоанн, по милости и с помощью Божией я привел тебе здесь немногие свидетельства из Божественного Писания и святых отцов о великой пользе смирения, из которых видно, что те, кто проводит жизнь свою в смирении, отнюдь не имеют столь великих и тяжких искушений, как враги Божии, каковыми являются гордые и высокомерные.

Потому, брат мой, мы, грешные, должны непрестанно молить Благого Бога, да удостоит Он и нас дара смирения, чтобы нам до последнего дыхания идти путем смиренномудрых. Потому что только путь смирения ровен и тих и дает покой душе в веке сем. Этому учит нас Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, говоря: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29).

Ср.: Там же. Слово 79. С. 598-599.

Как Бог наказывает грех гордыни?

Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8-9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13-14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13-14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16-17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец: Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием.

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16-17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали».

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18-19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43-44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4-8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20-23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.

На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.

Архимандрит Клеопа (Илие)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
pravoslavie.ru

В современном мире люди часто слышат о Боге или Библии по телевизору, радио или от знакомых. На слуху многие слова из Священного Писания, в том числе и слово «грех». Сталкиваясь с неизвестным, мы не знаем, что это такое и как новые знания применимы для нашей жизни.

Чтобы узнать ответы на интересующие вопросы, отправимся в интересную экскурсию по Библии и Корану, рассмотрим понятие и виды греха, какие наказание за грех бывают и как спасти душу от вечных страданий.

Что такое грех?

Грех - слово греческого происхождения и буквально переводится как «промах», «мимо цели». Бог, создавая человека, приготовил для всех нас чудесный план, но люди не попали в цель, а промахнулись мимо мишени. Если буквально переводить с иврита, языка, на котором написан Ветхий Завет, то смысловое слово, которое тождественно греху, означает «недостача», «нехватка». Первым людям не хватило доверия Богу, внутренней силы, преданности, чтобы осуществить задуманный Творцом план касательно участия человека в мироздании.

Если говорить правовым языком, грех - это нарушение нормы, то есть обязательных правил поведения. Нормы делятся на два вида: моральные (общественные) и государственные.

Когда в гостях мы сидим за столом, принято не чавкать, не отрыгивать пищу. За это не выгонят и не накажут, но есть правила, которые не допускают таких поступков за столом. Во многих случаях моральное (психологическое) осуждение намного тяжелей перенести, чем официальное, публичное.

Есть правила поведения, которые устанавливает государство. За кражу, хулиганство, оскорбление, клевету может последовать не только осуждение обществом, но и большие денежные штрафы, обязательные общественные работы и даже лишение свободы.

Бог установил правила поведения, чтобы люди были счастливы, соблюдая их. Но люди захотели жить по-своему, и не пожелали исполнять божественные нормы. Это и есть грех (неповиновение, непослушание).

Грех может совершиться непроизвольно, по слабости, или осознанно и специально (беззаконие). Это две разновидности греха, но за каждую человек будет нести ответственность перед Богом.

Если грех делается специально, намеренно, тогда это беззаконие. Если говорить в христианском ключе, беззаконие - это целенаправленное нарушение правил поведения, установленных Богом.

Беззаконие - тяжкая форма греха. Если из-за своей греховной природы человек не специально совершает проступок перед Богом, то беззаконие - грех, который может доставить человеку удовольствие, и он совершает его, зная о последствиях. Это бунт, несогласие, гордость.

Как грех пришел в мир

Бог сотворил Адама и Еву, имея определенные виды на первых людей. Одной из важных функций, которую Творец возложил на человека, была забота о мире, который Он сотворил в Эдеме. Творец поместил людей в идеальные условия, и дал одну заповедь (закон), чтобы человек не ел с дерева познания добра и зла. В Бытие 2: 16,17 читаем:

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

В Эдеме появился дьявол. Он не захотел, чтобы у человека были идеальные отношения с Богом, и поэтому стал искушать Еву. Он утверждал, что, вкусив запретный плод, люди станут, как боги и будут различать, что есть добро, а что зло. Адаму и Еве это показалось интересным: быть Богом и не зависеть ни от кого - это мечта человечества с древних времен. Ева знала о запрете есть с дерева, где находился плод, и знала, что Бог говорил Адаму: если они попробуют плод, то смертью умрут. Но несмотря на такие жесткие предупреждения Бога, люди проявили свободу выбора и захотели стать равными Творцу.

Адам и Ева не послушались Бога, нарушили закон и грех, через это неповиновение пришел в мир. А на уровне генетики и мы рождаемся уже грешными.

Можно сделать вывод, что грех сидит в людях с момента зачатия, сидит в наших клетках, венах, крови. Во всем нашем существе. Потому что мы - потомки Адама и Евы.

Первые последствия греха

Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за нарушение заповеди Бога, у них родились дети - Каин и Авель. Старший сын, Каин, был хорошим земледельцем, а младший, Авель, скотоводом. Случилось однажды им принести жертву Богу. Авель принес самого лучшего мяса, а Каин самых лучших и спелых овощей и других плодов земли.

Богу понравилось подношение Авеля, а дары Каина Он отверг. Творец увидел печальное сердце Каина и мысли его, и сказал Каину (Бытие 4:7):

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Грех, словно магнит, тянет людей к себе, чтобы мы совершали но мы можем иметь над ним власть. Однако Каин не смог победить грех в своем сердце. Греховная природа родила в Каине зависть, а зависть побудила его убить родного брата. И он осуществил намерения сердца своего: Каин вывел брата в поле и там расправился с Авелем.

Таким было первое последствие греха - зависть и убийство.

Какие грехи существуют

Греховных поступков в жизни очень много, одни из них встречаются редко, а другие часть нашего естества:

  1. Зависть. "Ненавижу коллегу по работе, он все время счастлив, а моя жизнь - сплошные проблемы!" Это чувство грызет вас, пока вы, наконец, не выплескиваете всю злобу на человеке. Ярким примером зависти служит описанная выше история Каина и Авеля.
  2. Гордость. Очень часто слышим такие восклицания «Где твоя гордость!», «У меня тоже гордость есть». В этом контексте многие путают гордость с силой воли, твердостью. Гордость - ужасный грех, и означает, что в центре всего у человека стоит собственное «Я». «Я хочу», «ты должен сделать это, потому что я хочу».
  3. Блуд и прелюбодеяние. Блуд - половые отношения до брака, прелюбодеяние - это измена супругу или супругу в браке. Прелюбодеяние описано в Ветхом Завете как тяжкий грех. Когда Бог давал Моисею заповеди на горе Синай, одно из постановлений было «не прелюбодействуй».
  4. Убийство. Бог дает жизнь человеку, и только Он может эту жизнь забрать. Когда один человек насильно лишает жизни другого человека - это один из страшных грехов человечества.
  5. Сребролюбие. Буквальный перевод - «любить серебро». Типичный грех мира, в котором мы живем. Деньги важны в жизни, но если они начинают занимать все наши помыслы - это приводит к рабству и зависимости от греха.
  6. Идолопоклонство. Один из самых незаметных и еле уловимых грехов современной цивилизации. Если что-то в нашей жизни занимает главенствующее положение, а не Бог, то это идол. Например, телевизор, книги, деньги притягивают нас к себе, и мы все время тратим на них, забывая посвятить Богу хотя бы час в течение дня.

Скрытые грехи

Люди сами не замечают, как порой совершают грех. Нам кажется, что мы совершаем правильные поступки или вполне нормальные для человека действия. Обычно такие дела называются в современном мире «природными порывами», «ну я такая, какая есть», «вот такой я человек», «мне сложно измениться, да и кто из нас без греха». Люди констатируют факты, но противостоять или бороться с грехом никак не желают.

К грехам относятся также следующие проявления нашей плоти и мыслей, которые незаметно обнаруживаются в нашей жизни. Среди них такие грехи, как:

  • Злость.
  • Ссоры.
  • Ненависть.
  • Обман.
  • Клевета.
  • Сквернословие.
  • Корыстолюбие.

Для части человечества совершать такие грехи - норма, но следует помнить, что дела плоти ведут к осуждению Богом. Необходимо следить за своими поступками, делами, языком и сердцем.

До Христа и после

Логично, что если есть проступок, то за ним последует наказание. В Ветхом Завете наказанием за смертный грех была смерть. Смертными грехами в те времена считались ворожба, половое совокупление с животными, прелюбодеяние, убийство, применение физической силы к своим родителями, продажа человека в рабство, идолопоклонство. Грешника выводили за город и сбрасывали с горы или побивали камнями.

Существовали такие грехи, которые Бог прощал, если человек приносил в жертву животное. В основном это были грехи, совершенные случайно, по ошибке или незнанию, например, несоблюдение заповедей. В книге Левит 4:27-28 читаем, что Бог позволял в данной ситуации заколоть молодую козу без порока и принести ее в жертву. Тогда грех человеческий прощался. Грешный человек приводил к левиту (священнику) чистое животное, а левит совершал жертвоприношение, и грех «омывался» Богом.

Господь воплотился в человеческое тело, родился от женщины и умер на кресте, пролив кровь. Он принес себя в жертву, заклан был вместо агнца (овцы), чтобы человечество имело возможность жить без греха, если люди поверят и примут Бога в свою жизнь. И наказание за смертные грехи не вспомнится Богом, если люди примут Иисуса Христа и будут следовать заповедям Божьим.

Возмездие за грех - смерть

Если человек живет и радуется жизни, но не задумывается о жизни вечной и не пытается изменить в своей греховной природе ничего, тогда после смерти его ждет вторая гибель - духовная смерть. Тогда Бог людей накажет за грехи адом, где будет «скрежет» зубов и муки вечные. В послании к римлянам 6:23 читаем:

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Каждый человек умирает, так определил Бог из-за нашего грехопадения. Но очень страшно, если в вечности нас ждет не жизнь вечная с Иисусом Христом, а муки и боль.

Через Библию Господь говорит нам, что все люди согрешили и лишены славы Божьей, то есть человечество не может жить в присутствии Бога, если мы грешны. А за грех Бог еще в Эдеме определил наказание человеку - смерть физическую, боль и страдания. Обращаясь к Адаму, творец говорит ему, что если он не послушается наказов Господа, то смертью умрет. Но физическая смерть - не самое страшное наказание за грехи. Страшно то, что ожидает людей после смерти.

Греховная жизнь ведет людей не только к духовной смерти, но и физической. Чем больше греха в жизни, тем быстрее может наступить финал. Согласно Писанию, наказание за грех - ад после физической смерти. Если человек не одумается и не встанет на праведный путь, не примет Господа в свою жизнь.

Духовная смерть, или вторая смерть - самое главное наказание Бога за грех.

Болезни и грех

Человек несовершенен, и на жизненном пути даже верующие люди совершают ошибки, промахи. Какие наказания за грехи может использовать в нашей земной жизни Бог? Самое главное наказание - смерть. Однако в редких случаях Бог использует болезни как форму наказания. Божье наказание за грехи болезнью Творец осуществляет, когда хочет остановить человека от необдуманных поступков, или чтобы люди задумались о своем поведении в жизни.

Жил в Иудее царь Езекия, который любил Бога. Однажды Езекия заболел, и пророки объявили, что он не поправится. К Езекии пришел знаменитый пророк Исая, он посоветовал царю приготовить завещание, чтобы оставить потомкам власть, так как время его жизни на исходе. Но Езекия не стал торопится, он отвернулся от него и в слезах помолился Богу. Творец внял молитве царя и благословил его здоровьем еще на пятнадцать лет. Эту историю можно прочитать в 4 книге Царств, 20 главе. Здесь мы видим, что болезнь - это последствие греховной природы человека. Бог не хотел, чтобы царь Езекия умер, но болезнь свойственна всем людям, и никто не может от нее убежать.

Через болезни Бог не наказывает людей, как думают многие. «Вот грешен я, Господь и дал болезнь». Нет. Болезнь - это проявления греха, греховного тела человека, которое мы имеем с самого момента рождения и соответственно изначально подвержены болезням.

В Библии встречаются случаи, когда Бог наказывает болезнями за грехи. Например, сестра Моисея Мириам покрылась проказой. Мириам упрекнула Моисея за его жену, и за это покрылась проказой, белой как снег стала кожа на ее лице. Моисей пожалел сестру, и по его молитве Бог исцелил Мириам

Но в современном мире Бог чаще использует наказание за грехи людей - смерть, а болезни как испытание или возможность человеку через недуги увидеть Божье исцеление и поверить в существование Творца.

Покаяние и спасение

Все люди боятся смерти, все страшатся умереть. Но когда-нибудь всем надлежит явиться перед Богом. Кара за грехи - смерть, вечная смерть. Но есть единственная возможность получить прощение и избежать наказания за грех - это Иисус Христос.

Сам Господь, когда ходил по земле, говорил такие слова (Евангелие от Иоанна 14:16):

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Господь - это единственный путь, чтобы увидеть Бога. Для этого, каждому человеку надо покаяться и разрешить Господу изменить сердце и жизнь. И тогда все грехи простятся.

А в знаменитых стихах того же евангелия от Иоанна 3:16,17 читаем:

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Бог придумал удивительный план по спасению человечества. Он пожертвовал своим Сыном, чтобы каждый из нас был спасен и обрел жизнь вечную.

Спасение от греха заключено в Господе Иисусе Христе. Принимая в свою жизнь благую весть о том, что Бог спустился на землю и умер за грехи наши, мы обретаем спасение и прощение. Мы можем оступаться, но Бог окончательно прощает нам грех, и грех не имеет больше над нами власти.

Чтобы не зависеть от греха и греховных помыслов и жить в ожидании встречи с Богом, людям надо принять Иисуса Христа как личного спасителя, впустить Его в свою жизнь и полностью довериться Творцу. Для этого человеку надо встать на колени и попросить Бога войти в жизнь и изменить ее.

Единственное, чего Бог не простит, в соответствии с Библией, это если человек будет богохульствовать (хулить Бога); если при людях отречется от Иисуса Христа.

Ислам о грехе и наказании за грех

Ислам, как и христианство, тоже развивает мысль о грехе. Согласно Корану, самыми страшными и тяжелыми грехами считаются:

  • Убийство.
  • Колдовство.
  • Прекращение исполнения намаза.
  • Не соблюдать пост.
  • Не слушаться и не подчиняться родителям.
  • Не совершать обязательный хадж.
  • Гомосексуализм.
  • Измена в браке.
  • Ложные свидетельства.
  • Воровство.
  • Ложь.
  • Лицемерие.
  • Проклинать ближнего.
  • Спор.
  • Нанесение вреда соседям.

Наказание Аллаха за грехи в исламе есть, но Всевышний прощает все грехи, кроме неверия, если верующий сам просит о прощении. Если человек согрешил, то, по исламу, ему просто надо искренне покаяться, и тогда Аллах простит его.

В исламе считается, что грех Адама не переходит на генетическом уровне, а каждый человек ответственен только за поступки, которые он совершил в течение земной жизни.

Ислам проповедует, что у человека есть в соответствии с которой он делает решение: иметь спасение или жить в грехе. Если смертный человек живет и работает честно, но оступается и просит прощения у Аллаха, тогда он будет спасен и увидит Рай.

Раздел сайта:

Наказывает Бога человека? Наказание за грехи!

Православный ответ на 6 «аргументов» сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»

1. «ЧЕЛОВЕК САМ СЕБЯ НАКАЗЫВАЕТ»

Ответ: Безусловно, бывает, что человек сам себя наказывает. Например, если не послушав родителей, ребёнок засунул пальцы в розетку. Но если ребёнок хулиганил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже родительское наказание. Святитель Иоанн Златоуст осуждает лжеучение о том, что Бог якобы не наказывает: «Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода? Кто ниспослал те молнии и громы на землю Содомскую?» «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что “Бог человеколюбив и не наказывает?” (20). Действительно, огненный дождь, превративший в пепел Содом и Гоморру, не является самонаказанием. Цунами, бедствия и катаклизмы - действия руки Божией. Защитники модернистского учения утверждают, что подобное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что стихийные бедствия и катастрофы происходят сами по себе? Неужели периодические ураганы, цунами и «Фукусимы» в странах, где царствует идолопоклонство - это лишь случайности? Новозаветный святой, преподобный Феодосий Печерский утверждает: «Если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, или голодом, или нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями» (2). Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одной из проповедей указал причины трагедии Руси в начале ХХ века: «Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему - и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания» (8).

2. «В БОГЕ НЕТ СТРАСТИ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ ГНЕВАТЬСЯ»

Ответ: Безусловно, страсти в Боге нет. Православное учение никогда не понимало гнев и ярость Бога антропоморфно. Для искажающих Божественное Откровение святой Златоуст уточняет: «Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием» (3); «…чтобы ты, услышав о гневе, не признал его действием страсти, апостол прибавил: «праведного Суда Божия» (4). Бог Всеправеден. Отрицающие праведность Бога попадают под анафеманствование Церкви (см. второй анафематизм чина, читаемого в Неделю Торжества Православия). Бог наказывает и гневается бесстрастно, праведным гневом отторгая зло. По слову святого Августина Блаженного, «гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех» (1). Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о необходимости различения в сравнении гнева человеческого от Божиего: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения» (5).

3. «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ НАКАЗЫВАТЬ»

Ответ: Любовь не отменяет справедливости. Кто дал право превратно толковать прямые слова Господа: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр.3:19)? Да, праведников Бог наказывает по любви: «Благочестивым Бог посылает наказание от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия показывается, которая малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена» (18). Но вот с беззаконниками Господь поступает иначе. Тот же святой продолжает: «На нечестивых изливает гнев ярости Своей, и истребит память их на земле, и, лишая временной жизни, лишает и вечной. Такое наказание постигло содомлян, при Ное живших, фараона и прочих». Очень актуальным оказывается и поучение святого Иринея Лионского, жившего в ||| веке. Великий православный апологет отвечает лжеучителям, проповедующим, что Бог - только Любовь: «…чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею» (6).
Слово Божие наставляет родителей наказывать своих чад для их вразумления: «Не оставляй юноши без наказания: если ты накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что наказание является научением, следствием любви и неравнодушия. Поэтому любовь и наказание совместимы друг с другом. "Просвещаемые законом Божиим, мы научимся, что Бог, при неограниченной милости, и правосуден совершенно, что Он непременно воздаст за греховную жизнь соответствующим наказанием" (19).
Если следовать абсурдной логике гуманистов, то, если мы увидим, как избивают беззащитного младенца, то нам не стоит надеяться на вмешательство Бога, ведь «Он только Любовь», и наказывать злодея не будет. А поскольку, мы должны Господу подражать, то тогда должны просто пройти мимо, не обращая внимания на зло… Именно такой равнодушной псевдолюбви учат модернисты. Но Бог ненавидит зло. "Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь" (Зах.8:17). Бог не какое-то далёкое равнодушное существо, а Личность, Любящий нас Отец, защищающий слабых и бесстрастно мстящий тем, кто обижает беззащитных. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим. 12:18).

4. «НАКАЗАНИЯ БЫЛИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ, ТАМ БОГ ВОСПИТЫВАЛ НЕПОКОРНЫХ, А НОВОМ ЗАВЕТЕ НЕ ТАК: БОГ НИКОГО НЕ ОСУЖДАЕТ"

Ответ: 1. Тексты Нового Завета свидетельствуют об обратном: Мф.10:28."И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне". Блж. Феофилакт толкуя эти строки, уточняет, что не человек себя наказывает, а Господь: "Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело" (13). Св.прав. Иоанн Кронштадский называет Бога могущим спасти и «погубить нас» (11). |Ин. 3:36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Ин. 2:15. Придя в Иерусалимский храм, Христос «…сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы опрокинул» . |Мк.3:1-5. "И, воззрев на них с гневом" Господь обратился к человеку с иссохшей рукой.
Это ли не проявление праведного гнева Богочеловека, смиренного перед волей Бога Отца? Святой Златоуст осуждает мнение о том, что Ветхий Завет был более жестоким: «Итак, ни ветхозаветные заповеди не были жестоки, ни новозаветные не обременительны и не тягостны; но и те и другие показывают одинаковую попечительность и любовь» (7).
Свидетельства о наказании и гневе Божием из Апостольских посланий: |Иак.4:12|2Пет.2:9|2 Пет.2:13|Рим.1:18|Рим.2:5-6|Рим. 12:18 |1 Кор.3:17|Кол.3:6|1 Фес.4:6|2 Фес.1:8-9|2 Фес, 2:12|Откр. 15:1|Откр. 11:18 |Откр.22:12| ДАННЫЕ ЦИТАТЫ в раскрытом виде.
Но и тут сторонники модернизма говорят, что данные цитаты нельзя понимать буквально. Но, Церковь запрещает самовольно толковать Священные тексты. 19 правило Шестого Вселенского Собора наставляет понимать Библию так, как учили святые, а не так, как хочется, и не как удобно.

2. В православном Катехизисе исповедуется вера в Бога Неизменяемого: "Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременения (нет изменения), или преложения стень (или тени перемены) (Иак.1,17)" (12). И слова ярости к израильскому народу "Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог" (Иез.22:31) являются вполне современным обращением, ведь и Бог не изменился, да и сказать, что сейчас беззаконий происходит меньше, будет неправильным. Господь может изменить свою волю (пример - покаяние и прощение Ниневитян) если народ покается, но, никогда не изменится и не останется без Своей Праведности. Меняться можем мы, так как находимся во времени и потому подлежим переменам. Поэтому и в Новом Завете Неизменяемый Бог карает: «Наказание за грех и мир совести после раскаяния в нем доказывают наглядно, что един есть Судия, Жизнодавец и Бог наш, могущий спасти и погубить нас, давший нам жизнь и законы жизни и карающй за нарушение их, - и что Он неизменяем" (Св.прав.Иоанн Кронштадский) (11).

5. «О НАКАЗАНИИ БОЖИЕМ В БИБЛИИ ГОВОРИТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЛИШЬ ЗАПУГАТЬ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ЕГО ИСПРАВЛЕНИЯ»

Ответ: Подобного рода заявление выставляет Бога лжецом. Получается, что Он угрожает, а своих слов не выполняет. Мы верим в Истинного Бога, в Единственного, в Коем нет ни тени лжи и лукавства. «Слышал я, как некоторые грехолюбцы говорят, что для острастки людям угрожал Бог геенной, так как будто бы невозможно, чтобы Он, будучи милосердым, наказал кого-нибудь, в особенности того, кто Его не знает. Скажите же мне вы, выставляющие Бога обманщиком, кто во дни Ноя излил волны на всю вселенную, произвел то ужасное кораблекрушение и устроил гибель всего нашего рода?» - справедливо возмущается святой учитель Церкви Златоуст.

6. «БОГ ЛЮБИТ ВСЕХ ОДИНАКОВО»

Ответ: Библия показывает обратное: "Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его - к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них" (Пс.33:16-17). Да и слова пятого псалма говорят о неодинаковом отношении Бога к разным людям: "Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие" (ст.6). Конечно, Бог помогает и мусульманам и язычникам, чтобы те в День Суда не упрекнули бы Творца в том, что, Солнце светило лишь христианам. Преп. Амвросий Оптинский: «Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: аще кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь (см.: Мф. 18, 17). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим» (16).
Для всех Бог творит милости, но благословение Божие пребывает на Его народе (которым является Церковь Православная): «Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пребывает наказание Божие. Причём, не за то, что они некрещеные, а за их злые дела. Об этом подробно повествуется в первой главе Павлова послания к Римлянам.
О неоднотонности Божией любви говорят и следующие строки: "Как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Мал.1:2-3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак".(Рим.9:13).
Если даже среди учеников у Христа был особенно возлюбленный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и говорить о тех, которые укоренились во зле? Неужели они претендуют на ту же любовь, что Иисус оказывал Своей Матери и Иоанну Богослову? Тогда и уточнения об апостоле Иоанне - "которого любил Иисус", становятся бессмысленными вставками в Евангелие, но Бог учит, что "все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим.3:16).
Если бы Бог любил всех одинаково, то, и наказание было равное. Но, мы уже приводили слова святителя Тихона о том, что существует два разных вида наказания - для праведников и для нечестивцев. Подчёркивает это и святитель Лука (Войно-Ясенецкий): "Скажите, разве все наказания, которые терпят люди от людей, одинаковы? Нет, не одинаковы.Когда отец с любовью наказывает своего сына, то это делает он для того, чтобы исправить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие наказывают тяжких преступников, осужденных на тюремное заключение и даже на смертную казнь, то это совсем другое: здесь уже не преследуются цели исправления, а только наказания, потому что заслужившие эти страшные кары признаны неисправимыми"(10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сторонники лжеучения о том, что «Бог не наказывает» делают подборки святых отцов на данную тематику, но вставляют порой лишь те слова, где говорится о наказании праведников, упорно «не замечая» наставлений о святых о гневе Божием на нечестивцев. Искажение учения о Боге привело к тому, что некоторые богословы, вопреки слову Божию и учению Вселенской Православной Церкви, выдумали, что вечных мучений, о которых прямо говорил Христос, не будет… И всё это прикрывается слово «любовь». Но любовь «Любовь… не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:8.6). То, что выдумано собственными чувствами или взято из головы, но противоречит Священному Писанию и Преданию, то к любви никакого отношения не имеет, ибо искажать учение Бога, имя Которого Любовь - величайшее преступление. Святитель Феофан отвечает на подобное «сердоболие»: «Страсть как хочется нам казаться милосерднее Самого Господа! Но и эта выдумка несостоятельна: ибо ад не есть место очищения, а место казни, мучащей, не очищая» (14).
В догматическом учебнике протоиерея Николая Малиновского сказано, что подобное лжеучение появилось давно: "Против правосудия Божия с давних времен указывается на торжество нравственного зла в лице благоденствующих грешников, при унижении добродетели в лице страждущих и гонимых праведников...". И в разделе "Правда Божия" он подробно отвечает на недоумения противников неискаженного православного учения. (ЧИТАТЬ -

Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего . И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты? Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря: Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15). И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит: Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).

Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12). А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).

Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе, Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим, под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11). А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат : Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец : Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат : Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости - это пренебрежение послушанием .

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали» .

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа .

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.

На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.

И во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. тела). Наказание попускается для исправления людей и духовного .

Священное Писание о наказании Божием:
; ; ; .

Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?

«Бог есть любовь» (). Эта истина никогда не ставилась Православною под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни и и Святого , так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека - человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?

Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» (). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения , а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

«Очень часто употребляется такое понятие, как «наказание Божие». Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдание («страсти» – слав. слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все)максимальную помощь, не нарушая его .
Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е. наиболее соответствующее свободного выбора Бога и достижения спасения.
«Наказание Божие», т.о. это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого свт. относит к категории «более грубых». Наказание же человек получает, но с другой стороны – от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни: Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – ;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.
Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: «За что Бог меня наказал?» Апостол Иаков прямо пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью»(). А преп. говорит: «Вина [причина] всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас» (Доброт.ТЛ, с.375). «Все злое и скорбное… приключается нам за возношение наше»(с.379)».

проф. А.И. Осипов Из курса «Основное богословие», МДАиС.

Божие наказание

священник Алексий Потокин

– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.

В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.

– А с другой?

– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.

Признаком здоровья человека является алкание и жажда.

– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.

– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.

А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.

Таков благочестный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?

– Безусловно.

– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.

– Внутренней цельности?

– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.

Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.

– Но не оставляет?

– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.

– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»

Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.

Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.

– Да, общего жизненного труда и сострадания.

– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.

– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?

– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.

Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.

Но некоторые все-таки хотят знать правду.

– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.

Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?

– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие наказание?!

– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.

И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?

Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.

– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».

– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».

Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.

– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.

– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.

– Потому и общество – потребления…

– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.

– Зависть – наказание?

– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.

В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».

Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.

Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.

– Как?

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.

Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.

– Но, оказывается, это всегда хорошо.

– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»

Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?

– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.

Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.

Загрузка...