docgid.ru

Виды и причины отклонений в развитии у детей. Как заметить отклонения в развитии ребенка

Введение.......................................................................................................... 3

1. Виды нарушений развития......................................................................... 4

2. Причины отклонений в развитии............................................................... 8

3. Основные закономерности возрастного развития................................... 17

Заключение.................................................................................................... 33

Список используемой литературы............................................................... 34

Введение

Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

Для того чтобы более полно раскрыть данную тему важно поставить некоторые задачи:

1. Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей.

2. Разобрать виды психических отклонений у детей

3. Обобщить все выводы в заключении

Данная тема актуальна и очень важна в любое время, так как эта проблема в России будет существовать всегда.

1. Виды нарушений развития

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего, необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т.п.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития.

Нередко наблюдается их сочетание.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи, прежде всего, будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают, прежде всего, те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Не выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию эмоциональных вторичных и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

2. Причины отклонений в развитии

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5–7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих, прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом – о полигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.

За последние десять лет количество дошкольников с нормальным физическим развитием снизилось на 8,5%. Как свидетельствуют специалисты, сегодня растет поколение условно здоровых детей. Термин «ретардация» приобретает актуальность. Он означает замедление здорового физического развития. Наряду с этим молодому поколению характерны и отклонения в психическом здоровье. Как определить эти патологии, и каковы их причины? Давайте разберемся.

Отклонения в развитии ребенка: причины

Все патологии развития детей условно можно разделить на те, которые возникают во внутриутробный период и уже после рождения, вследствие влияния наследственных факторов. Проще говоря, такие аномалии бывают врожденными и приобретенными. Первая группа - это патогенные факторы в период беременности. Наиболее тяжелые отклонения бывают при токсоплазмозе. При врожденной краснухе у ребенка могут наблюдаться поражения зрения, двигательные нарушения, отклонения в развитии сенсорики . Последствия внутриутробных инфекций - это микроцефалия, гидроцефалия, парезы, гиперкинезы.

К группе врожденных отклонений относятся генетические поражения. Единицами наследственности служат гены, которые располагаются в хромосомах. Нарушения хромосомных наборов отца и матери могут приводить к наследованию отдельных форм олигофрении, например, болезни Дауна , разных видов глухоты, дефектов зрительного анализатора.

Среди причин, которые обуславливают отклонения ребенка, существенную роль играет резус-конфликт матери и ребенка, то есть иммунологическая несовместимость между плодом и его мамой по антигенам крови и резус-фактору.

Причиной приобретенных нарушений могут быть послеродовые поражения детского организма. Это связано с экологией, урбанизацией - издержками городской жизни, гиподинамией, питанием. Сегодня дети едят больше, но далеко не то, что необходимо для здоровья организма. Фаст-фуд, газировки, хаотичное питание в сочетании с малоподвижным образом жизни приводят к нарушениям в физическом развитии детей.

Также фактором риска отклонений являются неблагоприятные условия жизни детей. Отсутствие внимания и общения, заботы родителей в неблагополучных семьях - причина и физических, и психических отклонений в развитии подрастающего поколения. Ведь для формирования каждого навыка , умения, психического процесса есть свой сензитивный (благоприятный) период. Так, речь малыша надо развивать с самого рождения, а то и во внутриутробном периоде. А недостаток такого развития в младенчестве может проявиться отсутствием комплекса оживления в трехмесячном возрасте. Поздно развивать речь в 3-4 года, это уже сензитивный период для развития памяти, сенсорики, двигательных навыков. Поэтому к причинам приобретенных отклонений можно отнести и отсутствие воспитания, должного выполнения родительских обязанностей.

Отклонения в развитии ребенка при беременности

При внутриутробных поражениях мозга у ребенка возникают самые тяжкие отклонения, которые включают умственную отсталость, дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Эти психические отклонения могут сочетаться с пороками внутренних органов. Самые тяжелые поражения плода возникают при заболевании будущей мамочки в первом триместре вынашивания плода. Наиболее опасны в этом плане краснуха, корь, эпидемический паротит, инфекционный гепатит, грипп.

Если женщина перенесла на сроке до 4 месяцев краснуху, то плоду грозят дефекты органов зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы .

Внутриутробные патологии имеют место, если у будущей матери есть хронические инфекции. Речь идет о токсоплазмозе, сифилисе, цитомегалии. Неблагоприятное влияние на внутриутробное развитие плода оказывают нарушения обмена веществ у матери, интоксикации. Последние возникают при использовании лекарственных средств, особенно в первом триместре. Это нейролептические и успокаивающие средства, антибиотики, анальгетики, аспирин, гормональные препараты.

Но самое большое и порой непоправимое влияние на плод оказывают негативные привычки матери - спиртное, курение, наркотики. Их употребление беременной женщиной обязательно скажется на отставании плода в развитии, родовом процессе. И если дитя на свет появится нормальным, то в дальнейшем у него обязательно проявится задержка психического, умственного развития. Употребление спиртного будущей матерью на ранних сроках вынашивания ребенка вызывает его гибель или пороки развития нервной системы. Алкоголизация малыша на поздних сроках - это структурные изменения нервной и костной систем, внутренних органов. Они называются алкогольным синдромом плода. Проявляется это внешними дефектами, нарушениями поведения, судорожными припадками. Такие дети отличаются явными отклонениями физического развития и низкой жизнеспособностью.

Отрицательно действует на плод также сахарный диабет, фенилкетонурия или гормональная недостаточность у матери.

Отклонения в развитии ребенка 2-3 месяца

Одной из проблем этого возрастного периода может быть неумение ребенка держать голову . Здоровые дети сегодня это делают в 2 месяца, если же в трехмесячном возрасте навык не сформирован, то, скорее всего, у крохи слабо развиты мышцы шейно-воротниковой зоны, слабый их тонус. Если в три месяца малыш держит головку под углом, а не прямо, то, вероятно, у него кривошея (парез мышц шеи). Без помощи невропатолога не обойтись. Наверняка он назначит курс массажа, использование ортопедической подушки. В самых худших случаях это может быть операционное вмешательство.

Отсутствие координации глаз является нормальным состоянием для новорожденного. Но к двум месяцам, иногда к трем, это должно пройти самостоятельно. Редко явление исчезает до 5 месяцев. Поэтому важно не пропустить момент, сходить к офтальмологу, чтобы у малыша действительно не развивалось косоглазие. Важно избежать развития этого явления у детей, которые имеют к нему генетическую склонность. Сигналом тревоги должно стать отсутствие в возрасте 3 месяцев реакции на включаемый свет, фиксации взгляда на мамином лице, игрушках.

Если в три месяца ваш ребенок пытается встать на носочки, то это может быть свидетельством тонуса мышц стопы или начинающихся проблем с позвоночником. Без визита к детскому невропатологу в этой ситуации не обойтись.

Что касается психического развития малыша в 2-3 месяца, то папу с мамой должно насторожить отсутствие комплекса оживления - реакции на маму, на обращение к нему. Если в этом возрасте дитя не проявляет эмоциональных реакций, то это свидетельствует о задержке в развитии речи . Когда трехмесячный ребенок не улыбается родителям, совершенно не реагирует на их жесты, игрушки, звуки музыки, то такое поведение может быть признаком отклонений в развитии психики в целом. Диагностирует патологию детский невропатолог.

Отклонения в развитии ребенка 1-2 года

Если в год ребенок еще не ходит хотя бы с поддержкой родителей, то это отклонение физического развития. Скорее всего, такое дитя с опозданием научилось держать голову, сидеть. В два года у ребенка должен быть полностью затянут передний родничок на головке. Если же к двум годам осталась хоть мелькая сросшаяся ямка, то это свидетельствует о недостатке витамина Д в организме и задержке в развитии костной системы малыша.

Среди отклонений в первые годы жизни психиатры и невропатологи чаще всего констатируют отставания в развитии речи и моторики . Что касается первого, то есть норм, на которые мама и папа должны ориентироваться. Так, в год малыш должен говорить однословными предложениями, в полтора года он обязан повторять легкие слова, его словарный запас составляет до 50 слов. С полутора до двух лет в речи ребенка появляются фразы, двух-трехсловные предложения, вопросы. В два года дитя владеет словарным запасом до 300 слов. При отсутствии вышеуказанных параметров можно констатировать отставание в развитии речи.

Проблемные дети, отклонения в развитии которых вызваны нарушением слуха, не проявляют активной ориентации на предмет, не воспринимают взрослого как посредника между предметами и способами действий с ними. Для них игрушки не являются стимулами развития познавательной активности, а взрослые служат лишь средством удовлетворения физиологических потребностей.

В раннем возрасте такое дитя не усваивает навыки самообслуживания, не выражает свои потребности в речи. Оно капризничает, при этом действия сопровождает криком, неадекватным поведением.

У такого ребенка в 2 года не складывается общение с одногодками и взрослым, отсутствуют подражательные способности. Родители должны понимать, что необходимо ориентироваться на возрастные показатели физического и психического развития, не оттягивать с обращением за помощью к специалистам. И если дитя в 2 года не следит взглядом за движущимся предметом, не называет себя по имени, то оно нуждается в срочной коррекционной поддержке, а его родственники - в консультативной помощи.

Отклонения в развитии ребенка 6-8 лет

В начале школьной учебы у мальчика или девочки могут проявляться патологии психического развития, которые создадут существенные трудности в учебе. Как определить такие отклонения?

Так, отставание развития речи может проявиться слабостью словесной памяти, мышления. Недостатки слуха скажутся на понимании обращенной к ученику речи. У такого ребенка с трудом будет формироваться запас слов и новых терминов. Дефекты зрения в учебе проявятся задержкой развития смысловой стороны речи.

Стоит отметить, что в раннем школьном возрасте слабо выраженные отклонения зрения и слуха задерживают темпы психического развития. Они способствуют формированию вторичных личностных патологий развития. Не получая коррекционной помощи, такие дети длительно будут пребывать в ситуациях неуспеха. У них формируется заниженная самооценка. Мальчики и девочки начинают избегать общения с одногодками. Вторичные отклонения усугубят их социальную дезадаптацию.

Данные исследований констатируют, что 20-30% обучающихся в начальной школе имеют большие проблемы с усвоением школьной программы. Из них 70% нуждаются в специальных методах обучения.

Отклонения психических возможностей - барьер к овладению учебными задачами и требованиями. Одним детям свойственна незрелость эмоционально-волевой сферы, другим - трудности познавательной деятельности, нарушения поведения.

Большинство отклонений в развитии детей 6-8 лет программируются на уровне неблагоприятной наследственности. Недостаточность функционирования мозга, незрелость его структур у таких детей проявляется неустойчивым вниманием , снижением объёма памяти. Поэтому малышам с такими отклонениями нужны специальные условия обучения.

Специально для - Диана Руденко

англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л. С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. Деятельность детская). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов - восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии, умственной отсталости, детском церебральном параличе), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты - аграмматзмы, нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, "пустой".

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций - восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. Психический дизонтогенез. (В. И. Лубовский)

Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

Причины отклонений в развитии детей

Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

  • наследственность;
  • факторы внешней среды.

Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

  • пренатальные (внутриутробные);
  • натальные (в период родов);
  • постнатальные (после рождения).

Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

  • эмоциональная депривация;
  • педагогическая запущенность;
  • социальная запущенность.

Виды отклонений в развитии детей

Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

  1. Физические.
  2. Психические.
  3. Педагогические.
  4. Социальные.

К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

Определение нормы в развитии ребенка

Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

  1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
  2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
  3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

Ребенок развивается соответственно норме при:

  • правильной работе головного мозга и его коры;
  • нормальном психическом развитии;
  • сохранности органов чувств;
  • последовательном обучении.

Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

  • дошкольный;
  • младший школьный;
  • подростковый.

Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

В дошкольном возрасте:

  1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
  2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
  3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
  4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
  5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
  6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

В младшем школьном возрасте:

  1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
  2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
  3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
  4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
  5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
  6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

В подростковом возрасте:

  1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
  2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
  3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
  4. Полное отрицательное отношение к учебе.
  5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

  • медицинская;
  • психологическая.

Медицинское обследование

Во время медицинской диагностики проводится:

  • общий осмотр ребенка;
  • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
  • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

  • микро- и макроцефалию;
  • синдром Дауна;
  • нистагм;
  • косоглазие и т. д.

Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

  • узкое готическое небо;
  • расщелины твердого и мягкого неба;
  • расщелина губы;
  • укороченная подъязычная связка.

При этом анализируется прикус и размещение зубов.

Психическое обследование

Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • интеллект;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

Загрузка...