docgid.ru

Глаголы исключения на ать 2 спряжения. Спряжение. Правило спряжения глаголов

Умение грамотно писать — непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык — это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно «Мы знаем, что ныне лежит на всех…» чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно.

Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения.

Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

  1. брить (бреет);
  2. стелить (стелет).

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

  1. гнать;
  2. держать;
  3. терпеть;
  4. обидеть;
  5. слышать;
  6. видеть;
  7. ненавидеть;
  8. обидеть;
  9. вертеть;
  10. дышать;
  11. смотреть.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.

Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Видео

О глаголах-исключениях — подробно в этом видео.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Правило про спряжение глаголов в русском языке – один из необходимых атрибутов грамотной письменной речи.

Только зная и умея применять его на практике, можно понять, как правильно написать глагольные окончания.

Что такое спряжение глаголов

Термин «спряжение» впервые появился в русском языке в семнадцатом веке. Образовался он от слова «спрягать», в устаревшем значении «присоединять, приближать», с латыни — «наклоняться», «склоняться».

В лингвистике ему придаётся значение: «соединение различных отглагольных форм». В старинном учебнике Иоанна Дамаскина этот термин характеризуется такими словами как «супружество», «соединение».

Спряжением в современной лингвистике принято обозначать изменение глаголов в лице и числе. В русском языке их только два: первое и второе.

Как определить спряжение глагола по личным окончаниям

Личными называются окончания слов, обозначающих действия предметов, в первом, втором и третьем лицах («-у», «-ю», «-ешь», «-ёшь», «-ишь», «-ет», «-ёт», «-им», «-ем», «-ём», «-им», «-ете», «-ёте», «-ите», «-ут», «-ют», «-ат», «-ят») единственного и множественного числа.

Чтобы определить спряжение, сначала нужно выделить ударный слог в слове и посмотреть, падает ли ударение на окончание или нет.

Например, в слове «бороться» ударение падает на второй слог, т. е. личное окончание является безударным. А в слове «бежать» ударение падает на «-ать», т. е. оно является ударным.

Спряжение в ударных окончаниях

По ударному окончанию слова, обозначающего действие предмета, определить спряжение очень легко, для этого достаточно знать только окончания для I и II спряжения.

Обычно ко второму спряжению относят глаголы на «-ить», а к первому все остальные (в том числе и на «–ть», как в словах «жить», «есть», «-ти» для слова «идти» и т. д.).

Примеры:

  • «полоть» заканчивается на «-ть» — 1 спряжение;
  • «стоять» — окончание «-ять» — 1 спряжение;
  • «дремать» — на конце «-ать» — 1 спряжение.

Однако существует множество глаголов-исключений, о которых речь пойдет далее.

Спряжение глаголов в русском языке на примерах в таблице

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

  • Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

  • Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву (т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

Исключения 1 и 2 спряжения

Важно помнить все исключения, которые относятся к этому правилу. Исключения необходимо выучить, так как от них во многом зависит написание слов, обозначающих действия предметов.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,

Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

Спряжение- это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, - по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 - бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

1 спряжение

Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на -ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме - делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит ставим в начальную форму - зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение по лицам

Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов - следующий этап, который необходимо изучить.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

К третьему же - он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.

Спряжение глаголов по ударному окончанию

Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

Сложные случаи

А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.

Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

Вывод

Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.

Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.

Что такое спряжение глагола?

Спряжение - это как раз та грамматическая категория глагола, которая, определяя его изменение по лицам и числам, диктует, какую букву писать в сомнительном его окончании.

Известно два спряжения глагола: первое и второе соответственно. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании.

Стоит помнить, что глаголы прошедшего времени не имеют спряжения, так как тут просто не в чем сомневаться.

Как определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.

Итак, давайте разбираться.

Чтобы узнать спряжение глагола и определить, какую гласную в его окончании нужно написать, сначала посмотрим, куда в слове падает ударение. Если ударным оказывается окончание, то с гласной сразу все понятно. Она стоит в сильной позиции, и сомнений быть не должно. Спряжение же определяется по самой гласной. Так, если под ударением гласные е, у, ю, то глагол первого спряжения, а если в сильной позиции и, а или я, то глагол второго спряжения.Например: спЯт – гл. 2 спр.; несУт – гл. 1 спр.
Все карты может спутать приставка вы- у глагола. Обычно, ударение всегда падает на нее (например, вЫгорит). В таком случае нужно отбросить помеху и рассматривать слово без приставки.

Например: вЫгорит – вы- горит – горИт – гл. 2 спр.

В случае если ударение падает не на окончание глагола, спряжение его определятся по инфинитиву. Для тех, кто забыл: это неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? / что сделать?.Например: глагол (что делает?) рисует – инфинитив (что делать?) рисовать.глагол (что сделает?) скажет – инфинитив (что сделать?) сказать.
Глаголами второго спряжения считаются глаголы, инфинитив которых оканчивается на –ить. Тогда в личных окончаниях глаголы будут иметь гласные и, а, я.Например: трат_т – тратить - трятят, ход_те – ходить – ходите.
К глаголам первого спряжения можно смело относить все остальные глаголы.Например: встан_т – встать – встанет; побор_т – побороть – поборют.
Из каждого правила существуют исключения. Из этого – тоже. Так, к глаголам второго спряжения относятся 4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать – и 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть.Например: смотреть – смотрят, гнать – гонят.
А к глаголам первого спряжения относятся глаголы на –ить: брить, стелить, зиждиться (т.е. основываться), зыбиться (т.е. качаться, колебаться).Например: брить – бреются, зиждиться – зиждется.

Способы запоминания

Спряжение глагола – одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы. Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.

Как определить спряжение глаголов в русском языке, лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.

А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить.

А еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Один глагол – два спряжения

Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других – второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.

Например: чтить – чтят (2 спр.) – чту (1 спр.), хотеть – хочет (1 спр.) – хотят (2 спр.).

Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.

Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.

Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.

Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.

Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.

Некоторые тонкости

Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.

Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.

Виды

Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:

Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.

Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).

Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.

Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .

Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.

Пример использования на практике основного правила

  1. Народ бор..тся. Н.ф. бороться. Постфикс –ся отбрасываем. Буквосочетание –оть является показателем 1 спр. Таблица дает нам букву Е на месте пропуска. Народ боре тся.
  2. Она готов..т. Н.ф. Готовить. Это глагол второго спряжения. Непостоянные признаки: 3 л., единств. число. По таблице определяем, что на месте пропуска должна стоять буква И. Она готови т.
  3. Бре..т бороду. Ставим в . Брить – определяем, какое это спряжение. Относим его к 1 группе. Брее т бороду.
  4. Мы вид..м. Ставим в н. ф. Видеть – определяем, какое это спряжение. 2 группа. Мы види м.

Сопряжение глаголов

Загрузка...