docgid.ru

Сообщение на тему сахарное равновесие в крови. Роль гормонов в обменных процессах. Другие биологические материалы для исследования

Итак о сахаре… но не о том, который белый и рафинированный , а о том, который в крови и циркулирует по нашим сосудам. Его медицинский термин — глюкоза.

Уровень глюкозы в крови постоянно меняется в течение дня. Когда мы употребляем пищу — содержание глюкозы в крови поднимается, когда мы двигаемся, занимаемся спортом — падает. Вот я уже писала, что сушествует 4 основных фактора влияющие на уровень глюкозы в крови:

  • Стресс

У здоровых людей инсулин, вырабатываемый бета-клетками поджелудочной, автоматически уравновешивает эти колебания. У людей больных сахарным диабетом 1-го типа, при инъекциях инсулина, происходит попытка имитировать естественное действие инсулина в организме. Однако, вводимый инсулин не может идеально уравновешивать колебания сахара в крови и поэтому всем диабетикам 1-го типа, как маленьким так и большим, необходимо постоянно и часто измерять сахар в крови глюкометром. И чем чаще — тем лучше. Желательно 6-8 раз в день.

Цель лечения сахарного диабета 1-го типа — восстановление и поддержание баланса уровня сахара (глюкозы) в крови с помощью правильной дозы вводимого инсулина . Родителям деток-диабетиков необходимо помнить, что введение правильной дозы инсулина поможет не только устранить симптомы высокого уровня сахара () в крови, но и наладить аппетит ребенка-диабетика, а также и его диетические потребности, которые способствуют росту и полноценному развитию.

Баланс глюкозы в крови очень важен как для немедленного так и долгосрочного здоровья. Дети-диабетики растут и развиваются, их образ жизни меняется, так что и их потребность в инсулине тоже меняется и доза постепенно увеличивается. При увеличении дозы необходимо быть предельно осторожным, чтобы избежать резкого падения уровня сахара в крови (). Поэтому, на начальном этапе заболевания, чтобы определить правильную дозу для вашего ребенка-диабетика, я советую всегда консультироваться с врачом.

Ох, как же нелегко нам, родителям, день за днем балансировать сахар в крови наших деток-диабетиков! Но я уверена — наш тяжелый труд будет оправдан в будущем и принесет только пользу нашим деткам-диабетикам.

Чем лучше контроль и баланс сахара (глюкозы) в крови, тем меньше вероятность развития осложнений на глаза, почки, нервы

Многие родители да и сами дети, особенно подростки-диабетики, обеспокоены угрозой осложнений в будущем. Чтобы снизить риск осложнений в зрелом возрасте наших деток-диабетиков нам, родителям, необходимо приучать их правильно следить за болезнью буквально с первых дней заболевания:

  • часто измерять сахар в крови в течение дня
  • внимательно считать углеводы
  • внимательно считать дозу вводимого инсулина
  • прививать хорошие , соблюдать диету
  • заниматься спортом

Задача родителей заключается в помощи маленьким диабетикам правильно управлять диабетом, чтобы они жили долгой, здоровой, продуктивной жизнью как и любые другие дети. И это возможно!

Поверьте на слово — без диеты контролировать сахар в крови диабетика ОЧЕНЬ тяжело! Старайтесь держать сахар в крови вашего ребенка-диабетика в балансе, меняйте свою диету и диету ваших любимых деток-диабетиков! Да, это не легко вот так сразу, в один день поменять свое питание на более здоровое. Многие не знают как устоять и не покупать продукты, которые не полезны для здоровья, но к которым привыкли. Может быть эти помогут вам избавиться от ваших вредных привычек в выборе и/или покупке еды.

Здоровая не только поможет балансировать сахар в крови вашего ребенка-диабетика, но и улучшит общее здоровье всей вашей семьи!

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Урок биологии в 8 классе.

Тема урока: Роль гормонов в обменных процессах.

Цели урока:

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие: способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека, развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Планируемые результаты: учащиеся понимают роль гормонов в обменных процессах организма и меры предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих гормональные нарушения.

Личная значимость изучаемого для учащегося: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к эндокринологу, не заниматься самолечением.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.


Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.


Основные понятия урока: железы внутренней секреции, гормоны, гуморальная регуляция.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из «Книги для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» И.Д. Зверев, М., «Просвещение», 1983г), электронная презентация.

Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения проблемы.
  5. Первичное закрепление знаний. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога».
  6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие.

Представление гостей.

  1. Актуализация знаний.

Что из себя представляет эндокринный аппарат?

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны?

Какое действие на организм оказывают гормоны?

(На доске открывается тема «Роль гормонов в обменных процессах»).

  1. Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

(учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Поиск решения проблемы.

Пользуясь учебником (с. 50-53) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся (сопровождается слайдовой презентацией), заполнение таблицы: «Роль гормонов в обменных процессах».

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием, и к вам обращаются за помощью больные люди. Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. Рост финна Вайне Миллерине 2 м 48 см, а рост карлицы Агибе из Египта – 38 см.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

6. На репродукциях Рубенса изображены женщины. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

7. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»


8. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела, волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.


9. Больной возбудим, страдает бессонницей, суетлив, эмоционально неуравновешен, несмотря на повышенный аппетит быстро худеет; у него неестественно выпучены глаза и нередко увеличена щитовидная железа.

  1. В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

  1. Вторичное закрепление знаний.

Выполнение теста (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности.

(самопроверка)

Ключ:

Вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

Вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

Вариант 3: 1,3,5; В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся отвечают на вопрос)

А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –

Сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

Познакомились с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

Всем ли понятна, насколько важна гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

Следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...

  1. Домашнее задание.

С. 46 – 50, работа с вопросами и заданиями на стр. 53.

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение.

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение 1

Информационный лист №1.

Сахарное равновесие в крови.

Недостаточное выделение поджелудочной железой гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь – диабет. Организм теряет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой.

Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Наблюдается исхудание, иногда, наоборот, ожирение.

У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продуты очень ядовиты и вызывают тяжелое самоотравление организма.

Как же вернуть его к норме? Прежде всего, врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками организма.

Информационный лист №2.

Гормон активных действий.

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина. В особых, критических состояниях человека (при испуге) количество адреналина может повыситься в 1000 раз. В условиях стресса адреналин усиливает работу мышц, повышают содержание глюкозы в крови (для обеспечения возросших затрат мозга), усиливают кровоток в мозге, повышают уровень артериального давления и усиливают сердечную деятельность.

При недостатке гормонов надпочечников развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Эту болезнь описал И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи».

При адиссоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа приобретает бронзовый оттенок. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Информационный лист №3.

В сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос ее заострился, глаза вылезли из орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А могут ли быть подобные превращения в жизни? Да. Это заболевание связано с нарушением функций щитовидной железы, иногда его узнают не сразу, проходят многие месяцы.

При нарушении функций щитовидной железы развивается базедова болезнь. Увеличивается щитовидная железа а, следовательно, количество вырабатываемого ее гормона. В результате гормон становится ядом для организма, вызывая жестокое отравление нервной системы. Резко увеличивается расход энергии, наступает похудание, дрожание рук, пучеглазие, нервозность, нарушается работа сердца. Лечит больного хирург, удаляя разросшиеся ткани щитовидной железы.

Что происходит, если в кровь поступает мало гормона щитовидной железы? Возникает микседема. Признаки болезни: вялость, слабость, апатия, расход энергии резко падает, понижается иммунитет, развивается слабоумие.

При снижении функции щитовидной железы в детстве развивается кретинизм. Отмечается торможение ребенка в развитии, малый рост, слабоумие.

Для лечения микседемы и кретинизма врач назначает препараты, содержащие гормон щитовидной железы.

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Информационный лист №4.

Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Так же захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа этой фантазии?

Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, у которой рост 38 см, и с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2 м. 48 см.

Поему наблюдается такая разница в росте? Ученые выяснили, что процессом роста ведает гипофиз.

Избыточное выделение гипофизом гормона роста может усилить рост. При недостатке гормона рост замедляется. Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9 лет ее рост был 90 см.. Чтобы увеличить рост, ей вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие 2 года еще на 14 см.

Информационный лист №5.

В мужском как и в женском организме выделяются и мужские, и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается мужской половой гормон, а у женщин – женский. При нарушении этого соотношения у полов появляются вторичные признаки противоположного пола. Так, у мужчин могут увеличиться молочные железы, округлиться бедра и т.д. И наоборот.

Предварительный просмотр:

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Приложение2

Вариант 1.

1. Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений, кровяного давления, возбудимости нервной системы, возникает у человека при нарушении функций

  1. надпочечников
  2. поджелудочной железы
  3. щитовидной железы

2. Гормоны - это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

1) слюнных и сальных

2) пищеварительных

3) внутренней секреции

3. Избыток сахара в крови и моче свидетельствует о нарушениях в деятельности

1) щитовидной железы

2) печени

3) поджелудочной железы

4. При повреждении клеток поджелудочной железы, в которых образуются гормоны, человек заболевает

1) язвой желудка

2) микседемой

3) сахарным диабетом

5. Контролируют и регулируют деятельность организма человека системы:

1) пищеварительная и нервная

2) кровеносная и эндокринная

3) нервная и эндокринная

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 2.

1. Гормон, содержащий йод, вырабатывает:

1) поджелудочная железа 3) гипофиз

2) надпочечники 4) щитовидная железа

2. Гормон, ускоряющий частоту сердечных сокращений, - это:

1) инсулин 3) норадреналин

2) адреналин 4) ацетилхолин

1) щитовидной железы 3) поджелудочной железы

2) надпочечников 4) яичника

4. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является:

1) задержка роста у детей

2) отдергивание руки от огня

3) дрожь

4) приступ кашля

5. Гуморальная регуляция организма осуществляется посредством:

1) ферментов 3) гормонов

2) пигментов 4) витаминов

6. В крови больного обнаружено повышенное содержание сахара. Недостаток, какого гормона вызывает такое явление?

  1. гормона роста
  2. инсулина
  3. тироксина
  4. адреналина

Астахова Л.Н. / 265-569-934/

Тест по теме «Роль гормонов в обменных процессах»

Вариант 3.

1 . Из приведенного списка выберите железы только внутренней секреции.

  1. Гипофиз
  2. Слезные железы
  3. Щитовидная железа
  4. Слюнные железы
  5. Надпочечники
  6. Потовые железы

2. Установите соответствие между эндокринным заболеванием и железой, при нарушении деятельности которой оно возникает.

3. Соотнесите названия желез внутренней или смешанной секреции с их функциями.

Запишите ответ в виде последовательности букв

Человека;

Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного

Аппарата и гуморальной регуляции, с мерами

Предупреждения заболеваний и поддержания нормальной

Жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения;

РАЗВИВАЮЩИЕ: - способствовать развитию представлений о важности

Гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека;

Способствовать развитию умений ставить перед собой цели

И добиваться их решения;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - способствовать развитию у учащихся заботливого

Отношения к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
  2. Создать условия для постановки проблемной ситуации;
  3. Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
  4. Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;
  5. Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
  6. Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

III . Педагогические техники, позволяющие решать образовательные задачи урока:

  1. Разноуровневые тестовые задания.
  2. Частично-групповая работа.
  3. Самостоятельное выполнение тестовой работы.
  4. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.
  5. Вопросно-ответное общение.
  6. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  7. Ролевая игра «На приеме у эндокринолога»
  8. Решение нестандартных творческих задач
  9. Разноуровневые домашние задания.
  10. Урок проведен с использованием элементов технологии ЛОУ, проблемного обучения, использования ИКТ, традицоннных объяснительно - иллюстративных.

Главная проблема, над которой работали на уроке - это формирование личной значимости изучаемого материала для учащихся.

IV. Урок комбинированного типа способствовал:

  1. Формированию знаний о роли гормонов в обменных процессах организма
  2. Формированию и совершенствованию умений отбирать и оценивать информацию, применять полученные знания в новой ситуации
  3. Закреплению знаний полученных на уроке и по теме, путем решения разноуровневых тестовых заданий, нестандартных творческих задач.
  4. Систематизации знаний , работа с таблицей.

V. Урок непосредственно связан с предыдущими уроком; на предыдущем уроке была изучена тема «Эндокринный аппарат и его особенности», при актуализации на поверхность были подняты знания, необходимые для изучения новой темы. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

VI. Содержание урока определилось необходимостью больше внимания развитию информационной грамотности т.к. необходимо целенаправленно готовить обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ:

1) развивая их уровень коммуникативной компетенции,

2) развивать способность к построению рассуждений на заданную тему.

3) развивать умения решать тестовые задания и нестандартные творческие задачи.

VII . Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний – воспроизведение знаний учащихся по теме «Эндокринный аппарат, его особенности», необходимых для овладения новым материалом. Посредством деятельности учителя формулирование темы урока учащимися.
  3. Постановка учебной проблемы. . Формирование целей и задач урока посредством деятельности детей.
  4. Поиск решения проблемы. Самостоятельная работа в парах по изучению нового материала: работа по отбору и оцениванию информации с использованием учебника и информационных листов. Публичное выступление по теме и трансформация полученных знаний в форме заполнения таблицы.
  5. Первичное закрепление знаний. Решение нестандартных задач в ходе ролевой игры «На приеме у эндокринолога». Работа в группах.
  6. Вторичное закрепление материала. Выполнение тестового задания различного уровня сложности, что необходимо для создания ситуации успеха. Ученики сами определяют выбор: тест на проверку знаний полученных на уроке – задания с выбором одного ответа из трех; тест с заданиями с выбором одного ответа из четырех, или тест повышенной сложности. По окончанию работы с тестом проводится взаимопроверка, оцениваются результаты работы. Проводится рефлексия.
  7. Подведение итогов урока. Устанавливается соответствие между заданиями урока и его результатами.

Проводится рефлексия.

Результат: объективный – отметки

Субъективный – осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов. Дидактической задачей этого этапа явилась мобилизация учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата.

8. Сообщение домашнего задания. Домашнее задание состоит из 2 частей:

  1. обязательной страницы учебника и вопросы к тексту учебника.
  2. задание по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить) работе с ИНТЕРНЕТом.

VIII. Для того, чтобы стимулировать проявление обучающимися инициативы и самостоятельности, были использованы следующие приёмы:

  1. Разноуровневые задания (тесты)
  2. Проведение ролевой игры.

Это позволило на уроке учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся.

IX. Урок способствовал проявлению индивидуальности обучающихся т.к. преобладал поисковый и творческий характер зданий. На уроке использовались наглядности и дидактический материал, которые соответствовали этапам урока (информационные листы, нестандартные творческие ситуации, тесты, электронная презентация, материал для самоанализа).

X . С целью развивать у обучающихся способности к рефлексии и обеспечить принципы саморегуляции и сотрудничества, на различных этапах урока поведена рациональная рефлексия (ученик должен не только почувствовать, но и осмыслить свою деятельность: почему сегодня нет успеха? Достиг ли я цели учения, мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы, практики, просто интересен, в чём я затруднялся, почему, как мне преодолеть свои проблемы)

На уроке старалась разумно сочетать коллективные и индивидуальные виды заданий, применять полилоговые формы общения, создавать ситуацию успеха для обучающихся.


>> альтернативные методы

Сахарный диабет - это всегда сбой в работе поджелудочной железы, а еще точнее - определенных клеток, островков Лангерганса, которые расположены на поверхности поджелудочной железы. Именно эти островки синтезируют гормон инсулин и гормон глюкоген (который в отличие от инсулина обеспечивает организм необходимым уровнем углеводов).

В здоровом организме инсулин регулирует уровень сахара и способствует его усвоению клетками. Если уровень сахара в крови понижается, то под действием глюкогена его запасы высвобождаются из печени. Наступает грубое нарушение обмена жиров, углеводов и белков, снижается образование и усиливается распад жиров. Это приводит к повышению в клетках кетоновых тел, что, в свою очередь, вызывает сдвиг в кислотно-щелочном равновесии в сторону закисления (ацидоза), способствует усиленной экскреции (выделению) ионов калия, натрия, магния с мочой, нарушается функция почек.

Причины возникновения и симптомы сахарного диабета
Склонность к сахарному диабету передается по наследству, однако возникновение болезни зависит и от многих других факторов.
Диабету способствуют избыточный вес, переедание, продолжительный стресс, некоторые лекарства (стероидные гормоны, применяемые для лечения ревматизма, различных аллергий, астмы, мочегонные средства и др.), вирусные инфекции, аутоиммунные нарушения. У молодых лиц сахарный диабет бывает чаще всего вирусного происхождения.

Симптомы сахарного диабета. Больные жалуются на сухость во рту, жажду, частое мочеиспускание (в том числе и ночью), повышенный аппетит, ухудшение зрения, кожный зуд, головную боль, нарушение чувствительности и др. В тяжелых случаях может возникнуть диабетическая кома с нарушением сознания, одышкой, запахом ацетона при дыхании.

Лечение сахарного диабета
В настоящее время благодаря объективному контролю за уровнем сахара в крови и его коррекции с помощью инсулина и других средств больные сахарным диабетом доживают до глубокой старости. Однако правильное лечение возможно только под наблюдением врача, чтобы избежать довольно грозных осложнений, к "которым относятся:
- поражение малых и больших кровеносных сосудов;
- поражение почек (нефропатия);
- помутнение хрусталика глаза (катаракта), поражение сетчатки глаза (нейропатия);
- нарушение функций нервной системы (невропатия). Лечение диабета требует:
- соблюдения особой диеты;
- двигательной активности;
- исключения из пищи сахара и сахаросодержащих продуктов, применения сахароснижающих средств;
- в тяжелых случаях - назначение инъекций инсулина.

Следует иметь в виду, что передозировка инсулина может вызвать состояние гипогликемии.
Система здоровья Ниши и стельки-стимуляторы «PIOKAL» нормализуют регулирование выделения инсулина.
Восстановление всех связей в организме наступает довольно быстро на ранних этапах болезни.

В случае инсулинзависимой формы диабета Система здоровья Ниши с использованием стимуляторов «PIOKAL» обеспечивают уменьшение потребности в инсулине. К. Питрович считает, что это происходит потому, что улучшается чувствительность хеморецепторов, ускоряется циркуляция крови, всех жидкостей, в том числе и углеводный обмен, что приводит к более экономному потреблению инсулина.

У некоторых больных сахарным диабетом содержание инсулина в крови достаточное, но при этом нарушено поступление его в клетки из-за подкожной блокады хеморецепторов. В этих случаях положительное действие Шеста правил здоровья Системы Ниши, контрастные водные, воздушные процедуры, правильное питание, а также использование стимуляторов «PIOKAL» и психологические на строи действуют наиболее положительно. Происходит снижение веса, разблокирование хеморецепторов и восстановление правильного обмена веществ в клетках, а также лечение сопутствующих диабету заболеваний.

Нужно добавить, что в начале заболевания диабет можно вылечить за счет ограничения потребления углеводов, соли, жиров и снижения массы тела с помощью ежедневных выполнений Шести правил здоровья по Системе Ниши, контрастных воздушных и водных процедур, питья настоев шиповника, листьев малины, смородины, березы, психологических воздействии на железы внутренней секреции (особенно на поджелудочную железу).

Но при тяжелом течении болезни этого мало, приходится еще, и прибегать к инсулину. Компенсировать недостающую дозу инсулина можно, заменив сахар на фруктозу, иногда на мед, ягоды, сухофрукты, сладкие овощи (особенно морковь, свеклу, капусту), а также отруби. Содержащиеся в них микроэлементы усиливают действие инсулина.

Средства народной медицины фитотерапия при сахарном диабете
Больные с инсулинзависимой формой сахарного диабета I и II степени могут применять фитотерапию как самостоятельный метод лечения, но только в начальном периоде заболевания (до 1 года).

В дальнейшем, лекарственные растения должны использаться в сочетании с Системой здоровья Ниши, которая восстанавливает все процессы в организме, приводя их постепенно (в течение 2 лет) к норме.
Система здоровья Ниши - не метод лечения, а образ жизни, позволяющий возвратить утраченное здоровье за счет исключения причин возникновения болезни, подъема иммунных сил организма, создания в нем равновесия между постоянно борющимися созидательными и разрушительными силами, а также за счет подъема КПД работы целительных сил Природы.

Лекарственные растения способствуют частичному восстановлению клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин.
При лечении диетой и фитопрепаратами необходимо постоянно контролировать уровень сахара в крови. Исходя из характера заболевания, следует из приведенных ниже средств выбрать для себя наиболее доступные. При нетяжелых формах сахарного диабета:
1 ч. л. измельченных листьев черники заварить стаканом кипятка, настоять 30 мин на горячей плите, процедить. Лить по 1/3 стакана 3 раза в день. Содержащиеся в листьях микроэлементы способствуют понижению содержания сайра в крови;
60 г листьев черники собрать в мае - июне, залить 500 мл кипятка, настоять 20 мин, охладить, процедить. Принимать по 1/2 стакана 3-4 раза в день. Полезно есть ягоды черники;
употреблять зелень и корни петрушки (сок петрушки обладает способностью укреплять сосуды, особенно капилляры, что, важно при сахарном диабете; зелень и корень петрушки имеют также сахаропонижающее действие);
ввести в свой рацион салаты: 100 г корня петрушки, 2 яблока натереть на терке, 2 г фруктового сахара (ксилит или сорбит), сок 1 лимона, по вкусу добавить зелень петрушки. Такой же салат полезен с пастернаком;
ежедневно принимать 1 ч. л. порошка топинамбура (земляной груши). Вырытые клубеньки топинамбура вымыть, обсушить, мелко нарезать, высушить и растереть в порошок. Употребление топинамбура лечит почти все сосудистые и обменные болезни, позволяет уменьшить дневную дозу инсулина в крови;
50 г листьев крапивы (лучше свежих) залить 500 мл кипятка в эмалированной посуде, настоять. Через 2 ч процедить. Пить по 1 ч. л. 3 раза в день до еды. Рекомендуется использовать в пищу и крапиву. Листья и побеги молодой крапивы лучше всего заготавливать на зиму, высушив или заквасив их. И всю зиму использовать настои, супы, чаи с листьями крапивы. То же самое можно сделать и со снытью. Листья крапивы и сныти - кладовая микроэлементов;


молодые листья одуванчика употреблять в виде салатов (в молодых листьях одуванчика содержится инсулин). Листья замочить на 30 мин в воде, просушить и мелко порезать, добавить зелень (петрушку, укроп, ботву редиса или молодой репы и т. д.), яичный желток, заправить майонезом сыроеда, сметаной или растительным маслом;
корни одуванчика. Заварить 1 ч. л. мелко нарезанных корней, настоять 20 мин, охладить, процедить. Пить по 1/4 стакана 3-4 раза в день;
принимать готовый (продается в аптеке) экстракт элеутерококка колючего по 20 капель 2-3 раза в день до еды;
готовую настойку лимонника китайского принимать по 20 - 25 капель 1-3 раза в день до еды;
настой шиповника: 1 стакан кипятка на 10 шт. измельченных плодов шиповника. Плоды залить кипятком и подержать на маленьком огне 3-5 мин, выключить огонь, настоять 5 - 6 ч, процедить. Пить по 1/2 стакана 3-4 раза в день;
залить 1 ст. л. измельченных листьев ореха грецкого кипятком, кипятить на маленьком огне 20 - 30 мин, настоять, процедить, принимать в течение дня;
свежий сок моркови, капусты, сырого картофеля пить по 1/4 стакана каждого сока 4 раза в день;
благотворное действие при диабете оказывают свежие ягоды брусники; украшайте ими салаты;
снижают уровень сахара в крови кабачки, тыква, баклажаны, любая капуста;
уровень сахара в крови понижают следующие виды соков: картофеля, моркови, свеклы, капусты, кабачков или тыквы, помидоров;
1/2 стакана сока картофеля пить 2 раза в день (утром и вечером) за полчаса до еды;
хвощ полевой в виде салата и настоев; залить стаканом кипятка 30 г хвоща полевого, кипятить 5-7 мин, настоять 2 - 3 ч, процедить. Принимать по 2 - 3 ст. л. 3 - 4 раза в день перед едой;
сбор для лечения диабета: по 20 г побегов черники, створок фасоли; по 15 г хвоща полевого, плодов шиповника; по 10 г корня аралии маньчжурской, травы зверобоя, цветков ромашки. Все перемешать, поместить в эмалированную посуду 10 г сбора, залить 2 стаканами горячей воды, нагреть на водяной бане 15 мин, охладить до комнатной температуры, процедить. Принимать настой по 1/3 стакана 2-3 раза вдень за 30 мин до еды в течение 20 - 30 дней. Через 10 - 15 дней курс повторить. В течение года можно повторять такие курсы каждые 3 месяца.
Аутотренинг для больных сахарным диабетом

Для желез внутренней секреции очень важно ежедневное выполнение Шестого правила здоровья по Системе Ниши. Это дает вам возможность в течение 10 мин сосредоточить свое внимание именно на поджелудочной железе, убеждая себя, что она работает отлично «и с каждым днем будет работать все лучше, лучше и лучше». Железы внутренней секреции очень чувствительны к сфокусированному вниманию. Через месяц-другой ваше внушение, перейдя в подсознание, будет руководить работой вашей поджелудочной железы, так что не только она одна, но и все железы внутренней секреции будут работать замечательно.


Было принято считать, что физическая нагрузка для больных диабетом противопоказана. Однако данные последних исследований позволяют считать, что физические упражнения, ходьба, бег, плавание, лыжный спорт, велосипед необходимы для больного диабетом.
Особенно эффективно для больных диабетом выполнение Шести правил здоровья. Их можно делать по частям, не переутомляясь, постепенно достигая нужного количества нагрузки.
При выполнении физической нагрузки через каждые 20 - 30 мин необходимо что-нибудь принять: немного минеральной воды или специальный напиток из листьев малины, черной смородины, плодов шиповника. Перерывы между приемами пищи более 2 ч недопустимы. Прием твердой и жидкой пищи необходимо распределить по времени.
К упражнениям по Системе Ниши можно добавить позы из йоги.
Дханурасана (поза «лука»). Лежа на животе, взяться руками за щиколотки ног и как можно сильнее прогнуться. Полежать сколько возможно, но не более 2 мин. Идеально, если грудь и колени будут высоко подняты над полом. Но этого можно достичь только после длительной тренировки.
Считается, что поза «лука» оздоравливает всю эндокринную систему, помогает при заболевании почек, печени, поджелудочной железы.
Это упражнение можно включить в комплекс средств лечения диабета.
Чакрасана (поза «колеса»), В детстве мы называли это «мостиком». Лежа на спине, приподняться на руках и ногах. Поднимите вверх живот как можно выше и прогнитесь. Держите так туловище от 30 с до 3 мин.
Идеальной считается поза, когда стопы и кисти максимально приближены друг к другу.
Помимо благотворного воздействия при диабете это упражнение хорошо помогает при заболеваниях печени, щитовидной железы, глаз.

Средства профилактики сахарного диабета
Прежде всего, необходимо, чтобы в вашем рационе были натуральные продукты, удовлетворяющие потребности не только поджелудочной железы, но и всех желез внутренней секреции.
Ограничьте в пищевом рационе жиры и сахар и одновременно увеличьте долю сырых фруктов и овощей. Такое соотношение поможет привести в норму массу тела и улучшит работу поджелудочной железы.
Употребляйте достаточное количество продуктов, богатых витаминами группы В, они способствуют образованию гормона инсулина. В большом количестве витамины группы В содержатся в отрубях, цельных зернах, ростках пшеницы, дрожжах, кислом молоке.
Включите в рацион необходимые для работы поджелудочной железы микроэлементы серы и никеля, которыми вас обеспечивают все виды капусты, хрен, чеснок, лук, редис, репа, спаржа, кресс-салат, тыква, морковь, стручки бобов, крыжовник, слива, инжир, миндаль, огурцы, яичный желток, салат-латук, земляника, постная свинина, орехи, кисломолочные продукты, свекла.
Способностью увеличивать действие инсулина обладает цинк. В большом количестве цинк содержится в свекле, проросшей пшенице, отрубях.
Регулярно ежедневно 2 раза в день выполняйте Шесть правил здоровья, контрастные водные и воздушные процедуры.
Соблюдайте законы полноценного питания.
Кроме всего, 3-5 раз в неделю совершайте прогулки пешком в спортивном темпе 3-6-12 км, полезны также физические нагрузки (велосипед, танцы, плавание и т. д.).
Обычно инсулинзависимый диабет развивается в позднем возрасте и служит основной причиной болезней сердца, особенно у женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.
Сахарный диабет связан с общим снижением иммунитета, поэтому хорошим средством профилактики диабета служит выполнение рекомендаций, изложенных в разделе «Как повысить иммунитет своего организма».

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Издавна сложилась традиция употреблять выражение повышенный уровень сахара в крови, хотя на самом деле это немного неверно. Под понятием сахар в крови подразумевается единственный и главный источник питания для органов и тканей организма – глюкоза. Сахара же при поступлении в организм расщепляются до глюкозы под воздействием специальных веществ в кишечнике, и в кровь она поступает в чистом виде. Часть ее используется для энергетических нужд организма, а часть запасается в виде глюкагона, который при малейшей необходимости расщепляется, превращаясь в глюкозу.

Таким образом, повышенной в крови бывает именно глюкоза, но суть от этого не меняется. Это признак если не серьезного заболевания, такого, как сахарный диабет, то предпосылка для его возникновения.

Для чего в крови глюкоза

Как выше было сказано, глюкоза – главный питательный субстрат для нашего организма. Она представляет собой моносахарид – конечный продукт расщепления в пищеварительном тракте сложных сахаров. Именно глюкоза участвует во всех энергообменных процессах в нашем организме.

Процессы усвоения глюкозы, ее запасания в виде гликогена и обратного превращения находятся в гармоничном равновесии. Поддерживается постоянное количество ее в периферической крови. Отклонение от нормы – сбой системы регулирования в результате заболевания.

Как регулируется

Повышают глюкозу:

  • адреналин и норадреналин – вырабатывается при стрессах и физической активности в надпочечниках;
  • глюкагон – синтезируется в поджелудочной железе, чувствителен к снижению содержания глюкозы;
  • глюкокортикоиды – также вырабатываются в надпочечниках
  • тиреоидные гормоны;
  • гормоны гипофиза и гипоталамуса, увеличивающие выработку гормонов щитовидки и надпочечников, тем самым повышая сахар в крови.

Снижает сахар в крови всего один гормон – инсулин, вырабатываемый клетками поджелудочной железы.

Так должно быть в норме

Кроме гормонов, нормальный уровень сахара в крови регулируется вегетативной нервной системой, повышающей уровень глюкозы симпатической частью, снижая - парасимсимпатической.

Физиологические и патологические причины гипергликемии

Разберемся, когда же повышенный показатель может быть нормой. Это происходит в следующих случаях:

  • после еды;
  • при нервном напряжении;
  • при физической нагрузке.

Кратковременное повышение может быть при:

  • интенсивной боли;
  • ожогах;
  • инфаркте миокарда или стенокардитическом приступе;
  • после эпилептического припадка.

Длительный прием лекарственных средств может увеличить содержание сахара в крови. Значимые препараты причины этого – глюкокортикоиды, гормональные контрацептивы, определенные гипотензивные и психотропные лекарства, тиазидные диуретики.

Стойкое повышение глюкозы наблюдается при серьезном заболевании обмена веществ – сахарном диабете. Рассмотрим этот пункт немного подробнее.

Сахарный диабет, причины его развития

Собственно, диабет может быть первичным и вторичным. Первичным диабетом являются два самостоятельных заболевания – диабет тип 1 и тип 2. Вторичный диабет развивается при наличии патологии в ключевых органах, прежде всего в поджелудочной железе (онкология, панкреатит, киста). Это приводит к частичной или полной остановке образования инсулина поврежденным органом. Также существуют заболевания, приводящие к нарушению углеводного обмена путем увеличения выработки гормонов, увеличивающих уровень сахара в крови. Характерно при феохромацитоме, акромегалии, синдроме Ицеко-Кушинга. Отдельно стоит гестационный диабет во время беременности.

Сахарный диабет первого типа – наследственное заболевание аутоиммунной природы. При нем происходит самоуничтожение клеток поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин, и сахар прекращает усваиваться. Кроме этого усиленно расщепляются белки и жиры, отравляя организм продуктами обмена.


Люди, страдающие диабетом первого типа, вынуждены постоянно колоть себе инсулин в качестве терапии

Сахарный диабет второго типа развивается несколько по другому сценарию. Он также является наследственно-предрасположенным заболеванием. Клетки поджелудочной железы секретируют инсулин, однако, в силу определенных факторов и заболеваний, снижается чувствительность клеток-мишеней к нему. Таким образом, в крови уровень сахара повышен и наблюдается большое количество инсулина.

Важно выявить болезнь на ранних стадиях. Хотя изначально уровень сахара в крови натощак может быть довольно долго в пределах нормы.

Факторы риска для развития сахарного диабета:

  • ожирение;
  • злоупотребление алкоголем, особенно некачественным и в больших количествах;
  • нерациональное питание с употреблением большого количества быстро усваиваемых углеводов;
  • курение, как непосредственно, так и вызывая сопутствующие заболевания;
  • сидячая работа и отказ от спорта;
  • постоянные стрессы, как на работе, так и дома;
  • атеросклеротическая и гипертоническая болезни.


Употребление так называемого «фастфуда» увеличивает риск диабета в десятки раз

Анализ на сахар в подробностях

Для диагностики сахарного диабета и нарушения толерантности к глюкозе проводят измерение сахара в крови. При подготовке к сдаче анализа необходимо выполнить следующие условия:

  • Натощак, причем исключается даже употребление воды;
  • Накануне необходимо питаться как обычно, употребляя все те продукты и режим приема пищи, что и всегда;
  • Стараться избегать стрессов и повышенных физических нагрузок накануне, так как и то и другое расходует глюкозу повышенными темпами и анализ может оказаться необъективным;
  • Желательно избегать планового анализа в период острого инфекционного заболевания, так как результаты могут быть недостоверны.

Нормальные показатели глюкозы в крови составляют

  • из пальца натощак 3.5 – 5.5 ммоль/литр
  • из вены 4 – 6.0 ммоль/литр

Существуют и другие единицы измерения. Исходя из этого, норма сахара – от 60 до 100 мг/дл. Для перевода анализа из моль/литр в миллиграмм/миллилитр нужно умножить результат на 18.

Уровень сахара является константой. Он одинаков как у мужчин, так и у женщин.
В течение дня сахар может несколько меняться. Для примера, после еды допустимый сахар может быть до 7.8 ммоль/литр. И это будет тоже норма. Вот почему изначально необходимо сдавать кровь на сахар натощак.

Интерпретация результатов

Итак, вы сдали кровь на сахар и видите свой результат. Если сахар менее 5.5 ммоль/литр, все хорошо. Если сахар от 5.5 до 6.5 ммоль/литр – есть проблема, которую срочно надо решать. Такие состояния, когда сахар повышен, а диабет еще не развился, называются нарушением толерантности к глюкозе. Кроме этого, требуют повышенного внимания к себе с целью предотвращения дальнейшего прогрессирования и развития диабета.

Если показатели превышают 6.5 ммоль/литр, то, вероятнее всего, у вас уже имеется сахарный диабет. Нужно срочно обследоваться и начать комплексное лечение.
Кроме этого, при подозрении на диабет и нарушение толерантности необходимо выполнить анализ крови на сахар с нагрузкой глюкозой и измерить гликированный гемоглобин.

Анализы на сахар для подтверждения сахарного диабета

Чтобы подтвердить диагноз, используют следующие анализы:

  1. Повторно кровь на сахар натощак.
  2. Кровь на толерантность к глюкозе – вам дают выпить растворенный в воде сахар, через два часа проводят измерение. При этом необходимо не двигаться, не есть и не пить до анализа. Результат ниже 7.8 ммоль/литр считают нормой, от 7.8 до 11.1 ммоль/литр – нарушение толерантности. При диабете этот показатель выше, чем 11.1 ммоль/литр.
  3. Гликированный гемоглобин – показатель крови, характеризующийся тем, что показывает длительное повышение сахара в крови. Измеряется в процентах. Как правило, входит в комплекс с биохимическим анализом крови, но, что интересно, не принципиально сдавать анализ натощак. Результат 5.7 и менее считается хорошим. Если же гликированный гемоглобин более 6.5%, вероятнее всего, имеет место диабет. Также по результату данного анализа у диабетиков можно судить о том, компенсировано заболевание или нет.

Беременность, дети и гликемия

В организме беременной женщины происходят значительные трансформации для обеспечения питания и развития плода. Изменяется и обмен веществ. Сахар в крови при беременности несколько выше и составляет от 3.8 до 5.8 ммоль/литр. Должно настораживать превышения показателя выше 6.0 ммоль/литр. Также существует гестационный диабет, как правило, с 26 по 28 неделю беременности.

У детей в возрасте до года показатель нормы – 2.8-4.4 ммоль/литр, до пяти лет – 3.3-5.0 ммоль/литр. В более позднем возрасте – столько же, сколько и у взрослых.

Самостоятельный контроль

Диабетикам и людям с нарушением толерантности необходимо контролировать показатели постоянно, вплоть до нескольких раз в день. Для этого используются портативные приборы, называемые глюкометрами.


Глюкометры разных производителей могут иметь внешние различия, но принцип работы с ними один, как и комплектация (скарификатор для прокола, тест полоски, сам прибор и инструкция)

Чтобы произвести измерение сахара в крови глюкометром, необходимо:

  • брать анализ натощак;
  • вымыть руки с мылом;
  • обработать место прокола антисептиком, желательно; спиртом;
  • прокол делать лучше не по центру кончика подушечки пальца, а несколько сбоку;
  • первую каплю вытереть стерильным материалом (бинт или вата);
  • вторую каплю нанести на тест-полоску, предварительно включив глюкометр, следуя инструкции;
  • посмотреть результат после окончания подсчета прибором.

По каким симптомам заподозрить


Диабетическая стопа характерна для диабета и развивается в результате нарушения питания тканей с образованием язв

Классически повышенный сахар проявляет себя следующими основными признаками:

  • жажда;
  • учащенное мочеотделение (полиурия);
  • повышенный аппетит;
  • слабость и повышенная утомляемость;
  • зуд кожных покровов;
  • судороги в ногах, чаще ночью;
  • частые, плохо поддающиеся лечению инфекционно-воспалительные заболевания;
  • признаки нарушения липидного обмена в виде желтоватых бляшек под кожей, гиперемия лица и ушей;
  • трофические язвы нижних конечностей.

Чем опасен высокий сахар и его последствия

Длительное повышение уровня сахара в крови крайне негативно сказывается на состоянии как сердечно сосудистой, нервной, так и на других системах организма. Ведет к снижению памяти, интеллекта, развитию и прогрессированию атеросклероза сосудов. Как следствие, приводит к инфаркту и инсульту. Поражаются также и сосуды почек, развивается хроническая почечная недостаточность на фоне диабетической нефропатии.
Развивается диабетическая полинейропатия, нарушается трофика тканей с образованием язв, а позже и гангрены.

У больных с высоким сахаром в крови может развиться угнетение сознания, вплоть до комы.

Как снизить сахар и предотвратить развитие диабета

Основные постулаты в лечении диабета любого типа:

  • борьба с ожирением;
  • рациональное питание с полным исключением продуктов, являющихся источниками легкоусваиваемых углеводов;
  • категорический отказ от алкоголя и сигарет;
  • безупречное соблюдение всех рекомендаций врача.


Нормализовать сахар – хорошая мотивация сбросить вес

Однако, если сахар повышен в результате заболевания, придется принимать медицинские препараты, предназначенные для его снижения (Диабетон, Метформин). При инсулинозависимом диабете пожизненно назначают заместительную терапию препаратами инсулина. Относительно гестанционного диабета, в большинстве случаев достаточно диетотерапии.

Существуют также проверенные народные средства, способствующие снижению сахара. Например, хорошим эффектом обладает топинамбур, чеснок. Полезны все овощи, кроме картофеля.

Хороший рецепт для нормализации сахара – настой из заваренных семян овса. Для этого их надо залить кипятком и настоять в течение часа. Употреблять настой в течение дня несколько раз в неделю.

Главное – вовремя выявить нарушение в организме, чтобы предотвратить развитие диабета. А если диабет развился, начать лечение и заместительную инсулинотерапию как можно раньше, пока не возникли серьезные осложнения.

Пользовательский поиск


Сахарное равновесие при диабете – Шугар Бэланс

Добавлено: 2017-11-30

Сахарное равновесие при диабете – Шугар Бэланс

Основа лечения диабета - диета, оптимально подобранная для каждого пациента так, чтобы он, насколько это возможно, имел идеальный вес, не голодал и не подвергался угрозе высокого или низкого уровня глюкозы в крови.

Состояние компенсации диабета должно быть как можно более продолжительным, чтобы не возникли осложнения. Если недостаточно диеты, то при диабете II типа нужно принимать антидиабетические средства, которые повышают выделение инсулина клетками поджелудочной железы или улучшают усвояемость инсулина клетками организма.

Больным диабетом можно заниматься спортом, выполнять физическую работу. Среди диабетиков даже были выдающиеся спортсмены. Обычно занятия физкультурой и повышенная физическая активность очень желательны при сахарном диабете II типа. Это повышает чувствительность тканей к инсулину и помогает поддерживать оптимальный вес.

Диабетику лучше заниматься такой деятельностью, которая позволяет поддерживать правильный режим и регулярно питаться. Желательно также, чтобы физическая нагрузка равномерно распределялась в течение недели.

Оптимальная диета для диабетиков: 55-60% углеводов, в основном сложных, 25-20% жиров с преобладанием растительных, 15-20% белков - не более 1 грамма на 1 килограмм веса.

В рационе диабетика углеводы (сахариды) должны быть в максимальной степени представлены сложными углеводами, то есть крахмалами. Пища должна содержать достаточное количество клетчатки, которая препятствует быстрому всасыванию углеводов. Простые углеводы (глюкоза) всасываются моментально и вызывают повышение уровня сахара в крови.

Жиры должны быть преимущественно растительного происхождения, количество холестерина в пище необходимо регулировать в зависимости от его уровня в крови, диета не должна привести к увеличению уровня холестерина выше критического.

Белки должны составить 15-20%, но их общая дневная доза не может превышать 1 г в пересчёте на 1 кг веса тела. Для подростков и беременных женщин необходимая доза белков повышается до 1,5 г на 1 кг веса в день. Диеты с высоким содержанием белка могут привести к поражению почек.

Если сахарный диабет лечить правильно, больной диабетом может жить полноценной жизнью. Но если его не компенсировать, могут возникнуть серьёзные осложнения.

В развитии ожирения и нечувствительности клеток к инсулину среди внешних причин ведущую роль играют переедание, чрезмерное потребление жирной пищи и малоподвижный образ жизни.

Исследования учёных разных стран показали, что снижение веса, достигнутое с помощью изменения образа жизни - эффективная профилактика сахарного диабета II типа для больных с ожирением и нарушенной толерантностью к глюкозе. Умеренное уменьшение массы тела (на 5-10% от исходной) способствует улучшению обменных процессов и увеличению продолжительности жизни.

Однако, по статистике, только 5% больных удаётся сохранить результаты (снижение веса), полученные с помощью диеты и физической нагрузки, в течение 1,5-2 лет. Поэтому для усиления и сохранения эффекта необходим приём специальных нутриентов, влияющих на ключевые звенья развития ожирения и диабета.

При увеличении массы тела на 8-10 кг риск развития сахарного диабета II типа возрастает в 2,7 раза.

Больные диабетом I типа должны принимать инсулин, при этом нутриенты, помогают повысить эффективность проводимого лечения (стабилизировать уровень глюкозы в крови, снизить дозировку инсулина, количество инъекций), компенсировать некоторые осложнения, вызванные диабетом.

При диабете II типа целый ряд нутриентов применяется на фоне изменения образа жизни с целью предотвратить диабет или облегчить его течение за счёт повышения чувствительности клеток к инсулину, повышения метаболизма глюкозы и снижения риска осложнений диабета.

Все эти нутриенты содержатся в коллоидной фитоформуле Шугар Бэланс. В результате, Шугар Бэланс исключительно эффективно воздействует на ключевые звенья развития ожирения и диабета.

Эффект от нутриентов, входящих в Шугар Бэланс:

Черника, инозитол, хром, ванадий – улучшение функции инсулиновых рецепторов, снижение инсулинорезистентности.

Одуванчик – нормализация обмена желчных кислот.

Гимнема, одуванчик – стимулирование выработки инсулина.

Черника, гимнема, витамин В3 – стимулирование включения жирных кислот в метаболические процессы.

Липоевая кислота, витамин С, черника – предупреждение и преодоление осложнений диабета – защита сосудов и нервов.

Благодаря широкому и тщательно подобранному составу, а также коллоидной форме, обеспечивающей высочайшую усвояемость ингредиентов, Шугар Бэланс обладает значительными преимуществами:

Способствует блокированию одновременно всех звеньев развития и формирования сахарного диабета;

Создаёт стойкие компенсаторные факторы, помогающие организму справляться с заболеванием;

Эффективен в стадии «предболезни», способен остановить диабетическую болезнь на начальном этапе, стимулировать её обратное развитие;

Не является синтетическим лекарственным средством, при этом обладает доказанным сахароснижающим действием; поддерживает жизнедеятельность клеток поджелудочной железы;

Совершенно безопасен в применении, состоит из веществ, естественных для клеток организма человека.

Шугар Бэланс коллоидный помогает восстановить в организме сахарное равновесие, поддержать все органы и системы организма при уже имеющемся заболевании, предотвратить дальнейшее развитие болезни на начальном этапе.

Будем Здоровы!

Загрузка...